Тяжелый авианесущий крейсер пр.11434 разработан Невским ПКБ под руководством В.Ф. Аникиева. Корабль являлся развитием пр. 11433. В отличие от предшествующих ТАКР он изначально должен был нести 36 ЛАК, в том числе 14 сверхзвуковых истребителей СВВП Як-41, а затем Як-41М, шесть легких штурмовиков СВВП Як-38М и 16 вертолетов различного назначения, создававшихся на базе вертолета Ка-27. Основой зенитного вооружения должны были стать ЗРК «Кинжал» и ЗРАК «Кортик», целеуказание которым обеспечивали две РЛС «Подкат» и новейший РЛК обнаружения ВЦ с ФАР «Марс-Пассат». Вместо РБУ-6000 корабль получил РКПТЗ «Удав-1», а количество ПУ ПКРК «Базальт» увеличили до 12 единиц. На этом ТАКРе внедрили конструктивную броневую защиту ангара и погребов боезапаса (ее общая масса составила примерно 1700 т).
Так как основу вооружения корабля должны были составить СВВП Як-41 (Як-41М), то о них требуется сказать несколько слов. Первые работы над этой машиной были начаты еще в 1974 г. Предполагалось, что это будет сверхзвуковой истребитель со скоростью полета (правда, кратковременной) не менее 2 Ма, который заменит легкие штурмовики Як-38. Из-за проблем, связанных с созданием маршевого двигателя, летные испытания Як-41 провели только в конце 80-х годов (вместо 1982 г. по плану). Затем машина дорабатывалась как многоцелевой СВВП Як-41М, который впервые поднялся в воздух в июне 1990 г. Всего было построено четыре экспериментально-опытных образца этих СВВП, имевших индекс Як-141. Только два из них были летающими и именно их для испытаний в сентябре 1991 г. доставили на борт Адмирала Горшкова.
Хотя по конструкции корпуса и общему расположению ТАКР пр. 11434 во многом повторял "Новороссийск", имелся целый ряд существенных различий, обусловленных иным составом вооружения и требованием усилить конструктивную защиту (о чем уже говорилось). В части касающейся корпуса, были изменены его кормовые обводы, с целью исключить гидравлические удары на попутном волнении в штормовых условиях, а верхнюю кромку левого борта в нос от места соединения спонсона с основным корпусом выполнили скругленной, с завалом к диаметральной плоскости корабля. Такая конструкция, наряду с ликвидацией малого спонсона для АУ АК-630М, снижала турбулентность воздушных потоков. Той же цели служило новое конструктивное оформление кромок верхней палубы и выравнивающее устройство. Последнее представляло собой поворотную (а не стационарную как на остальных ТАКРах) конструкцию в виде прямоугольного экрана. Для обеспечения группового взлета 12 истребителей Як-41 за время не более чем восемь минут (по условиям ТТЗ) изначально предполагалось оборудовать три ВПП с ГОУ. Однако от подобных конструкций пришлось отказаться (см. ТАКР Новороссийск), и их заменили одной ВПП с поднимающимся газоотбойным щитом. Щит имел жаростойкое покрытие и предназначался для защиты стоящих на предварительном старте машин от воздействия газов, работающих двигателей взлетающего самолета.
Надстройка ТАКР пр. 11434 имела совершенно иную конструкцию, чем надстройки трех авианесущих крейсеров ранней постройки. Это было обусловлено тремя обстоятельствами. Во-первых, необходимостью размещения на ней ФАР РЛК «Марс-Пассат». Во-вторых, стремлением в максимально возможной степени сократить ее размеры и тем самым обеспечить безопасность взлетно-посадочных операций, а также получить три дополнительные технические позиции для ускорения предполетной подготовки ЛАК. Наконец, в-третьих, стремлением получить по возможности большие сектора обзора для двух РЛС «Подкат» и системы «Резистор-К4». Надстройка корабля, как и у предшественников, имела девять ярусов. Ее поверхности до третьего яруса были вертикальными, а выше третьего яруса вместе с дымовой трубой - отклоненными верхними кромками внутрь от вертикальной плоскости на 10 и более градусов. Для еще большего снижения ЭПР надстройки, практически все ее наружные поверхности облицевали многослойным радиопоглащающим покрытием «Лак».
Хотя ГЭУ ТАКР пр. 11434 была принята такой же, как и в исходном проекте, в ней была обеспечена возможность использования эшелонов в различных комбинациях, что экономило ресурс и позволяло проводить планово-предупредительный ремонт прямо в море.
Корабль строился тем же методом, что и предшественники: его корпус также разбивался на десять строительных районов. Разница заключалось в том, что масса объемных секций, из которых формировались эти районы, достигала уже 150 т, а не 75 т как раньше. После того, как на стапеле «0» ЧСЗ, на котором строился ТАКР, установили два крана финской ф. «KONE» грузоподъемностью по 900 т, масса объемных секций достигала 1000 т. Так, например, надстройка монтировалась одним блоком именно такой массы.
Очевидным преимуществом ТАКР пр. 11434 перед предшественниками являлось наличие более совершенного радиотехнического вооружения (в первую очередь РЛК «Марс-Пассат», системы управления авиацией в ближней зоне «Резистор-К4» и двух РЛС «Подкат», которым обеспечили приемлемые сектора обзора), ЗРК «Кинжал» и двух 100-мм универсальных АУ. Корабль мог еще больше увеличить свои боевые возможности, если бы в состав его авиагруппы включали многоцелевые СВВП Як-41М. Однако летно-конструкторские испытания Як-141 провели на крейсере лишь осенью 1991 г. При этом один из двух самолетов потерпел аварию и сгорел. Летом 1992 г. работы над истребителем Як-141 из-за отсутствия финансирования прекратили. Вскоре, по мере того как самолеты Як-38М выработали свой ресурс, на корабле остались лишь одни вертолеты Ка-27. Таким образом, Адмирал Горшков утратил свое значение как авианосец. В этой связи интересен проект его модернизации, вызванной продажей правительству Индии, переговоры о которой велись со второй половины 1995 г.
Проект модернизации Адмирала Горшкова разработали в Невском ПКБ под руководством Б.В. Шмелева. В соответствии с ним с крейсера снимут ПКРК «Базальт» и артиллерию. Это позволит продлить полетную палубу до носовой оконечности, оборудовать трамплин с углом схода 12,5° (по другим данным 14°), а в кормовой части посадочной полосы установить три комплекта аэрофинишеров с аварийным барьером. Длина полетной палубы после модернизации должна составить 280 м, посадочной полосы - 198 м, ширина посадочной полосы - 14 м, а размеры ангара - 130 х 23 х 6,6 м. Также будет установлен новый кормовой самолетоподъемник (с шириной платформы 8,65 м - под габариты МиГ-29К). Его перенесут дальше в корму, что позволит получить дополнительные объемы в ангаре. Благодаря этим мероприятиям на корабле смогут базироваться до 34 летательных аппаратов (в том числе 21 истребитель МиГ-29К и 13 различных вертолетов). Из остальных систем вооружения на авианосце планируется разместить четыре боевых модуля ЗРАК «Каштан» (экспортный вариант ЗРАК «Кортик»). Вероятно, вместо них корабль получит израильский ЗРК «Вагак-1».
Основные тактико-технические элементы
Водоизмещение:
- стандартное - 33 440 т
- нормальное - 38 970 т
- полное - 44 490 т
Главные размерения:
- длина наибольшая (по ВЛ) - 273,08 (242,86) м
- ширина корпуса наибольшая (по ВЛ) - 52,9 (31) м
- осадка средняя при полном водоизмещении - 9,42 м
- осадка по обтекателям антенн ГАК - 11,52 м
Экипаж (в т. ч. офицеров):
- общий - 1615 (383) чел.
- с флагманом соединения и его штабом - 1665 (433) чел.
- авиагруппы - 430 чел.
Автономность по запасам провизии - 30 сут
Энергетическая установка:
- тип - котлотурбинная
- количество х тип ГТЗА - суммарная мощность - 4 х ТВ-12-3 - 180 000 л.с.
- количество х тип главных котлов - 8 х КВН-98/64
- количество х тип движителей - 4 х ВФШ
- количество х тип - мощность источников тока ЭЭС - 6 х ТГ - по 1500 кВт + 4 х ДГ - по 1500 кВт
Скорость хода:
- полная - 29,0 уз
- экономическая - 18,0 уз
Дальность плавания:
- со скоростью 29 уз - 4050 мили
- со скоростью 18 уз - 7590 мили
Вооружение:
Авиационное:
- количество х тип самолетов - 6 СВВП Як-38М + 14 СВВП Як-41 (Як-41М)1
- количество х тип противолодочных вертолетов - 10 х Ка-271
- количество х тип спасательных вертолетов - 2 х КЭ-27ПС1
- количество х тип вертолетов ДРЛО - 4 х Ка-311
Авиационно-технические средства:
- количество стартовых позиций для ВКР с газоотбойным щитом - 1
- количество ВПП - 6 (одна из них для вертолета Ка-27ПС)
- размеры полетной палубы - 195 х 28 м
- количество тех. позиций для обслуживания ЛАК - 13
- размеры ангара - 130 х 22,5 х 6,6 м
- количество х грузоподъемность (размеры платформ) самолетоподъемников - 1 х 30 т (18,9 х 10 м) + 1 х 20 т (18,9 х 6,2 м)
- система наведения истребительной авиации - «Газон»
- система управления авиацией в ближней зоне - «Резистор-К4»2
Комплекс противокорабельных ракет - 6x2 ПУ (палубные ненаводящиеся КТ с подъемом на угол старта) «Базальт»
- боезапас - 12 ПКР П-500 (4К80)
- СУО - «Аргон-1143»
- комплекс системы МКРЦ - «Корвет-1143»
Зенитные ракетные комплексы - 4 ЗРК «Кинжал»
- количество ВПУ в каждом комплексе х барабанов в каждой ВПУ - 2x3
- количество направляющих в каждом барабане - 8
- боезапас - 192 ЗУР 9М330
- количество х индекс СУО - 4 х ЗР-95
Артиллерийские комплексы:
индекс - АК-100-МР-145
- количество АУ - 2 х 1 100/60-мм АК-100
- боезапас - 1200 выстрелов
- СУАО - МР-145 «Лев»
индекс - АК-630М-МР-123
- количество АУ - 8x1 30-мм АК-630М
- боезапас - 96 000 выстрелов
- СУАО - 4 х МР-123 «Вымпел»
Противоторпедное и противоторпедное - РКПТЗ «Удав-1»
- количество - 2 х 10 300-мм РБУ-12 000
- боезапас - 120 РГБ
Радиоэлектронное:
- БИУС - «Лесоруб-434»
- СОИ - «Тройник»
- КСС - «Буран-1А»3
- КСКС - «Кристалл-БК»
- НК - «Салгир-V»
- РЛК обнаружения ВЦ - «Марс-Пассат», МР-710М-1 «Фрегат-М1»
- РЛС обнаружения НЛЦ - 2 х «Подкат»
- навигационные РЛС - 2 х «Вайгач-1143» в обеспечении трех АП
- система наблюдения за ближней наружной обстановкой - «Ротан»
- станция опознавания - «Кремний-2М»
- ГАК - «Полином»4
- комплекс средств РЭБ - «Кантата-М»
- количество ПУ - 2x2- 140-мм ПК-2
- эхолоты - НЭЛ-6 + НЭЛ-10
1 - В соответствии с первоначальным проектом.
2 - Заменила на ТАКР пр. 71434 систему привода и посадки ЛАК «Привод-СВ». Система «Резистор-К4» обеспечивает управление полетами ЛАК, их привод и заход на посадку, а также наведение самолетов берегового базирования. АП этой системы, так же как и РЛК «Марс-Пассат», выполнены на базе ФАР.
3 - По другим данным «Тайфун-1».
4 - С антеннами в носовом бульбовом, подкильном и буксируемом обтекателях.
Источник: Ю.В. Апальков "Ударные корабли". 2010 г.
Так как основу вооружения корабля должны были составить СВВП Як-41 (Як-41М), то о них требуется сказать несколько слов. Первые работы над этой машиной были начаты еще в 1974 г. Предполагалось, что это будет сверхзвуковой истребитель со скоростью полета (правда, кратковременной) не менее 2 Ма, который заменит легкие штурмовики Як-38. Из-за проблем, связанных с созданием маршевого двигателя, летные испытания Як-41 провели только в конце 80-х годов (вместо 1982 г. по плану). Затем машина дорабатывалась как многоцелевой СВВП Як-41М, который впервые поднялся в воздух в июне 1990 г. Всего было построено четыре экспериментально-опытных образца этих СВВП, имевших индекс Як-141. Только два из них были летающими и именно их для испытаний в сентябре 1991 г. доставили на борт Адмирала Горшкова.
Хотя по конструкции корпуса и общему расположению ТАКР пр. 11434 во многом повторял "Новороссийск", имелся целый ряд существенных различий, обусловленных иным составом вооружения и требованием усилить конструктивную защиту (о чем уже говорилось). В части касающейся корпуса, были изменены его кормовые обводы, с целью исключить гидравлические удары на попутном волнении в штормовых условиях, а верхнюю кромку левого борта в нос от места соединения спонсона с основным корпусом выполнили скругленной, с завалом к диаметральной плоскости корабля. Такая конструкция, наряду с ликвидацией малого спонсона для АУ АК-630М, снижала турбулентность воздушных потоков. Той же цели служило новое конструктивное оформление кромок верхней палубы и выравнивающее устройство. Последнее представляло собой поворотную (а не стационарную как на остальных ТАКРах) конструкцию в виде прямоугольного экрана. Для обеспечения группового взлета 12 истребителей Як-41 за время не более чем восемь минут (по условиям ТТЗ) изначально предполагалось оборудовать три ВПП с ГОУ. Однако от подобных конструкций пришлось отказаться (см. ТАКР Новороссийск), и их заменили одной ВПП с поднимающимся газоотбойным щитом. Щит имел жаростойкое покрытие и предназначался для защиты стоящих на предварительном старте машин от воздействия газов, работающих двигателей взлетающего самолета.
Надстройка ТАКР пр. 11434 имела совершенно иную конструкцию, чем надстройки трех авианесущих крейсеров ранней постройки. Это было обусловлено тремя обстоятельствами. Во-первых, необходимостью размещения на ней ФАР РЛК «Марс-Пассат». Во-вторых, стремлением в максимально возможной степени сократить ее размеры и тем самым обеспечить безопасность взлетно-посадочных операций, а также получить три дополнительные технические позиции для ускорения предполетной подготовки ЛАК. Наконец, в-третьих, стремлением получить по возможности большие сектора обзора для двух РЛС «Подкат» и системы «Резистор-К4». Надстройка корабля, как и у предшественников, имела девять ярусов. Ее поверхности до третьего яруса были вертикальными, а выше третьего яруса вместе с дымовой трубой - отклоненными верхними кромками внутрь от вертикальной плоскости на 10 и более градусов. Для еще большего снижения ЭПР надстройки, практически все ее наружные поверхности облицевали многослойным радиопоглащающим покрытием «Лак».
Хотя ГЭУ ТАКР пр. 11434 была принята такой же, как и в исходном проекте, в ней была обеспечена возможность использования эшелонов в различных комбинациях, что экономило ресурс и позволяло проводить планово-предупредительный ремонт прямо в море.
Корабль строился тем же методом, что и предшественники: его корпус также разбивался на десять строительных районов. Разница заключалось в том, что масса объемных секций, из которых формировались эти районы, достигала уже 150 т, а не 75 т как раньше. После того, как на стапеле «0» ЧСЗ, на котором строился ТАКР, установили два крана финской ф. «KONE» грузоподъемностью по 900 т, масса объемных секций достигала 1000 т. Так, например, надстройка монтировалась одним блоком именно такой массы.
Очевидным преимуществом ТАКР пр. 11434 перед предшественниками являлось наличие более совершенного радиотехнического вооружения (в первую очередь РЛК «Марс-Пассат», системы управления авиацией в ближней зоне «Резистор-К4» и двух РЛС «Подкат», которым обеспечили приемлемые сектора обзора), ЗРК «Кинжал» и двух 100-мм универсальных АУ. Корабль мог еще больше увеличить свои боевые возможности, если бы в состав его авиагруппы включали многоцелевые СВВП Як-41М. Однако летно-конструкторские испытания Як-141 провели на крейсере лишь осенью 1991 г. При этом один из двух самолетов потерпел аварию и сгорел. Летом 1992 г. работы над истребителем Як-141 из-за отсутствия финансирования прекратили. Вскоре, по мере того как самолеты Як-38М выработали свой ресурс, на корабле остались лишь одни вертолеты Ка-27. Таким образом, Адмирал Горшков утратил свое значение как авианосец. В этой связи интересен проект его модернизации, вызванной продажей правительству Индии, переговоры о которой велись со второй половины 1995 г.
Проект модернизации Адмирала Горшкова разработали в Невском ПКБ под руководством Б.В. Шмелева. В соответствии с ним с крейсера снимут ПКРК «Базальт» и артиллерию. Это позволит продлить полетную палубу до носовой оконечности, оборудовать трамплин с углом схода 12,5° (по другим данным 14°), а в кормовой части посадочной полосы установить три комплекта аэрофинишеров с аварийным барьером. Длина полетной палубы после модернизации должна составить 280 м, посадочной полосы - 198 м, ширина посадочной полосы - 14 м, а размеры ангара - 130 х 23 х 6,6 м. Также будет установлен новый кормовой самолетоподъемник (с шириной платформы 8,65 м - под габариты МиГ-29К). Его перенесут дальше в корму, что позволит получить дополнительные объемы в ангаре. Благодаря этим мероприятиям на корабле смогут базироваться до 34 летательных аппаратов (в том числе 21 истребитель МиГ-29К и 13 различных вертолетов). Из остальных систем вооружения на авианосце планируется разместить четыре боевых модуля ЗРАК «Каштан» (экспортный вариант ЗРАК «Кортик»). Вероятно, вместо них корабль получит израильский ЗРК «Вагак-1».
Основные тактико-технические элементы
Водоизмещение:
- стандартное - 33 440 т
- нормальное - 38 970 т
- полное - 44 490 т
Главные размерения:
- длина наибольшая (по ВЛ) - 273,08 (242,86) м
- ширина корпуса наибольшая (по ВЛ) - 52,9 (31) м
- осадка средняя при полном водоизмещении - 9,42 м
- осадка по обтекателям антенн ГАК - 11,52 м
Экипаж (в т. ч. офицеров):
- общий - 1615 (383) чел.
- с флагманом соединения и его штабом - 1665 (433) чел.
- авиагруппы - 430 чел.
Автономность по запасам провизии - 30 сут
Энергетическая установка:
- тип - котлотурбинная
- количество х тип ГТЗА - суммарная мощность - 4 х ТВ-12-3 - 180 000 л.с.
- количество х тип главных котлов - 8 х КВН-98/64
- количество х тип движителей - 4 х ВФШ
- количество х тип - мощность источников тока ЭЭС - 6 х ТГ - по 1500 кВт + 4 х ДГ - по 1500 кВт
Скорость хода:
- полная - 29,0 уз
- экономическая - 18,0 уз
Дальность плавания:
- со скоростью 29 уз - 4050 мили
- со скоростью 18 уз - 7590 мили
Вооружение:
Авиационное:
- количество х тип самолетов - 6 СВВП Як-38М + 14 СВВП Як-41 (Як-41М)1
- количество х тип противолодочных вертолетов - 10 х Ка-271
- количество х тип спасательных вертолетов - 2 х КЭ-27ПС1
- количество х тип вертолетов ДРЛО - 4 х Ка-311
Авиационно-технические средства:
- количество стартовых позиций для ВКР с газоотбойным щитом - 1
- количество ВПП - 6 (одна из них для вертолета Ка-27ПС)
- размеры полетной палубы - 195 х 28 м
- количество тех. позиций для обслуживания ЛАК - 13
- размеры ангара - 130 х 22,5 х 6,6 м
- количество х грузоподъемность (размеры платформ) самолетоподъемников - 1 х 30 т (18,9 х 10 м) + 1 х 20 т (18,9 х 6,2 м)
- система наведения истребительной авиации - «Газон»
- система управления авиацией в ближней зоне - «Резистор-К4»2
Комплекс противокорабельных ракет - 6x2 ПУ (палубные ненаводящиеся КТ с подъемом на угол старта) «Базальт»
- боезапас - 12 ПКР П-500 (4К80)
- СУО - «Аргон-1143»
- комплекс системы МКРЦ - «Корвет-1143»
Зенитные ракетные комплексы - 4 ЗРК «Кинжал»
- количество ВПУ в каждом комплексе х барабанов в каждой ВПУ - 2x3
- количество направляющих в каждом барабане - 8
- боезапас - 192 ЗУР 9М330
- количество х индекс СУО - 4 х ЗР-95
Артиллерийские комплексы:
индекс - АК-100-МР-145
- количество АУ - 2 х 1 100/60-мм АК-100
- боезапас - 1200 выстрелов
- СУАО - МР-145 «Лев»
индекс - АК-630М-МР-123
- количество АУ - 8x1 30-мм АК-630М
- боезапас - 96 000 выстрелов
- СУАО - 4 х МР-123 «Вымпел»
Противоторпедное и противоторпедное - РКПТЗ «Удав-1»
- количество - 2 х 10 300-мм РБУ-12 000
- боезапас - 120 РГБ
Радиоэлектронное:
- БИУС - «Лесоруб-434»
- СОИ - «Тройник»
- КСС - «Буран-1А»3
- КСКС - «Кристалл-БК»
- НК - «Салгир-V»
- РЛК обнаружения ВЦ - «Марс-Пассат», МР-710М-1 «Фрегат-М1»
- РЛС обнаружения НЛЦ - 2 х «Подкат»
- навигационные РЛС - 2 х «Вайгач-1143» в обеспечении трех АП
- система наблюдения за ближней наружной обстановкой - «Ротан»
- станция опознавания - «Кремний-2М»
- ГАК - «Полином»4
- комплекс средств РЭБ - «Кантата-М»
- количество ПУ - 2x2- 140-мм ПК-2
- эхолоты - НЭЛ-6 + НЭЛ-10
1 - В соответствии с первоначальным проектом.
2 - Заменила на ТАКР пр. 71434 систему привода и посадки ЛАК «Привод-СВ». Система «Резистор-К4» обеспечивает управление полетами ЛАК, их привод и заход на посадку, а также наведение самолетов берегового базирования. АП этой системы, так же как и РЛК «Марс-Пассат», выполнены на базе ФАР.
3 - По другим данным «Тайфун-1».
4 - С антеннами в носовом бульбовом, подкильном и буксируемом обтекателях.
Источник: Ю.В. Апальков "Ударные корабли". 2010 г.