Советская военная техника
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Советская военная техника

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Проект 1143.3 - тяжелый авианесущий крейсер

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

Admin
Admin

В январе 1975 г. Невским ПКБ под руководством A.B. Маринича был разработан технический проект пр. 1143М (шифр «Кречет») авианесущего крейсера. В отличие от первых двух корпусов на нем изначально предусматривалось базирование 30 ЛАК (против 22 на пр. 1143), ГАС «Орион» и «Платина» заменялись ГАК «Полином», а погреба ПКРК «Базальт» и торпедное вооружение не предусматривались. В процессе постройки корабля стало известно о принятии на вооружение ВМС США ПКР «Наrpoon», и как следствие, встал вопрос об усилении его зенитного вооружения. В частности, требовалось увеличить не только глубину зоны ПВО, но и обеспечить возможность своевременного обнаружения низколетящих ПКР, а также выдачу целеуказания зенитному оружию. В результате во второй половине 1977 г. было принято решение увеличить возможности ПВО ТАКР пр. 1143М за счет установки двух РЛС обнаружения НЛЦ «Подкат», замены ЗРК «Оса-М» новейшим ЗРК «Кинжал» и 30-мм АУ АК-630М - ЗРАК «Кортик». Кроме того, требовалось соответствующим образом доработать средства связи и радиотехническое вооружение корабля. Одновременно было выдвинуто требование об увеличении авиагруппы до 36 ЛАК. Причем основной вариант их номенклатуры включал в себя 16 СВВП Як-38, 18 противолодочных вертолета Ка-27 и два спасательных вертолета Ка-25ПС. Не исключался чисто вертолетный состав авиагруппы из 34 Ка-27. Особо оговаривалась возможность замены легких штурмовиков Як-38 разрабатываемыми сверхзвуковыми истребителями Як-41, также являвшимися СВВП. Для обеспечения полетов последних, ВПП строящегося корабля требовалось оборудовать тремя газоотводными устройствами (ГОУ), на 1,1 м расширить и усилить полетную палубу, а также на 50% увеличить запасы авиационного топлива. В конечном итоге предстояло перепланировать около 40% помещений в корпусе и надстройках.

В соответствии с новыми требованиями в декабре 1977 г. Невским ПКБ под руководством В.Ф. Аникиева был разработан технический пр. 1143.3 (с 1981 г. 11433), который утвердили в мае 1978 г. К этому моменту корпус третьего ТАКР, названного Новороссийск, уже практически сформировали и даже смонтировали шахты ГОУ. Они располагались под стартовыми позициями №№ 3, 4 и 5. Диаметр этих шахт колебался от 5 (сверху) до 3 м (у нижнего среза). Сверху шахты закрывались жаропрочными газодинамическими решетками. Проходили они от полетной палубы вниз и далее под угловую палубу (спонсон) за борт. Подобные конструкции вызывали к себе весьма скептическое отношение и главным образом из-за целесообразности применения. 10.10.1979 г., после того как были проведены соответствующие испытания, от них было решено отказаться. Мало того, корабль так и не получил ЗРК «Кинжал» и ЗРАК «Кортик», так как к моменту его вступления в строй сроки разработки и изготовления головных образцов этого оружия откладывались на неопределенный срок. В конце концов, ЗРАК «Кортик» заменили штатными АУ АК-630М, а для ЗРК «Кинжал» зарезервировали объемы и энергетические мощности. По той же причине авиагруппу Новороссийска сформировали из все тех же легких штурмовиков Як-38.

В конечном итоге, достоинства третьего ТАКР перед предшественниками определялись: возможностью базирования ЛАК массой до 15 т; наличием в составе авиагруппы вертолетов Ка-27; приемом на палубу (без размещения в ангаре) таких крупных вертолетов как Ми-8, Ми-14 и даже Ми-6 (массой до 37 т); возможностью запуска двигателей ЛАК от корабельной системы электроснабжения. Бесспорным достоинством могла бы стать РЛС «Подкат», которая способна обнаруживать низколетящие (менее 100 м) цели с небольшой ЭПР на дальности до 35 км, автоматически сопровождать их и выдавать целеуказание на средства ПВО как самого носителя, так и кораблей соединения. Однако расположение АП обеих станций оказалось неудачным: из-за надстроек они имели ограниченные сектора обзора и создавали при этом друг другу помехи, искажавшие диаграммы направленности. Если с взаимными помехами РЛС «Подкат» все же удалось как то справиться, то обеспечить Новороссийск огневыми средствами, которым они могли бы выдавать целеуказание, так и не удалось: до конца своей службы он не получил ни ЗРК «Кинжал» ни ЗРАК «Кортик». При этом на корабле отсутствовал ЗРК «Оса-М», и в отношении средств ПВО он уступал "Киеву" и "Минску". На третьем ТАКР также не удалось изменить состав авиагруппы - на нем никогда не базировались (и даже не испытывались) СВВП Як-41 (или Як-41М).

Основные тактико-технические элементы:
Водоизмещение:
- стандартное - 31 900 т
- нормальное - 37 800 т
- полное - 43 220 т
Главные размеренна:
- длина наибольшая (по КВЛ) - 273,1 (236,0) м
- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) - 51,3 (31) м
- осадка средняя при полном водоизмещении - 9,3 м
- осадка по обтекателям антенн ГАК - 11,5 м
Экипаж (в т. ч. офицеров):
- общий - 1607 (384) чел.
- с флагманом соединения и его штабом - 1659 (436) чел.
- авигруппы - 430 чел
Автономность по запасам провизии - 30 сут
Энергетическая установка:
- тип - котлотурбинная
- количество х тип ГТЗА - суммарная мощность - 4 х ТВ-12-3 - 180 000 л.с.
- количество х тип главных котлов - 8 х КВН-95/64
- количество х тип движителей - 4 х ВФШ
- количество х тип - мощность источников тока ЭЭС - 6 х ТГ - по 1500 + 4 х ДГ - по 1500 кВт
Скорость хода:
- полная - 29 уз
- экономическая - 18 уз
Дальность плавания:
- со скоростью 29 уз - 4200 мили
- со скоростью 18 уз - 7160 мили
Вооружение:
Авиационное:1
- количество х тип самолетов - 28 х Як-38 и Як-38У2 или 14 х Як-38 + 2 х ЯК-38У3
- количество х тип противолодочных вертолетов - 28 х Ка-254 или 34 х Ка-275 или 18 х Ка-273
- количество х тип спасательных вертолетов - 2 х Ка-25ПС
Авиационно-технические средства:
- количество ВПП - 7 (одна из них для вертолета Ка-25ПС)
- количество тех. позиций для обслуживания ЛАК - 10
- размеры полетной палубы (без спонсона) - 184 х 28 м
- размеры ангара - 130 х 22,5 х 6,6 м
- количество самолетоподъемников - 2
- система привода и посадки ЛАК - «Привод-СВ»
Комплекс противокорабельных ракет - 4x2 ПУ (палубные, ненаводящиеся КТ с подъемом на угол старта) «Базальт»
- боезапас - 8 ПКР П-500 (4К80)
- СУО - «Аргон-1143»
- комплекс системы МКРЦ - «Корвет-1143»
Зенитный ракетный комплекс - 2x2 ПУ (палубная, наводящаяся Б-192) «Шторм-М»
- боезапас - 96 ЗУР В-611 (4К60)
- количество х наименование СУО - 2 х "Гром"
Артиллерийские комплексы:
- индекс - АК-726-МР-105
- количество АУ - 2 x2 76/60-мм АК-726
- боезапас - 3400 выстрелов
- СУАО - 2 х MP-105 «Турель»
- индекс - АК-630М-МР-123
- количество АУ - 8 х 1 30-мм АК-630М
- боезапас - 96 000 выстрелов
- СУАО - 4 х МР-123 «Вымпел»
Противолодочное:
- ПЛРК - «Вихрь»
- количество ПУ - 1x2 (МС-18)
- боезапас - 16 ПЛУР 82Р
- СУО - «Спрут-1143»
- наименование комплекса РБУ - «Пурга»
- количество ПУ РБУ - 2 х 12 213-мм РБУ-6000
- боезапас - 120 РГБ-60
- ПУСБ - «Пурга»
Радиоэлектронное:
- БИУС - «Аллея-2К»
- СОИ - «Байкал-1143»
- КСС - «Тайфун-1 А»
- КСКС - «Цунами-БМ»
- НК - «Салгир-V»
- РЛС обнаружения ВЦ - МР-600 «Восход», МР-710М «Фрегат-М»
- РЛС обнаружения НЛЦ - 2 х «Подкат»
- навигационные РЛС - 1 х «Волга» + 1 х «Вайгач-1143» в обеспечении двух АП
- система наблюдения за ближней наружной обстановкой - «Ротан»
- станция опознавания - «Кремний-2М»
- ГАК - «Полином»6
- комплексы средств РЭБ - «Кольцо» + «Кантата-М»
- станции постановки активных помех - «Ограда»
- количество ПУ - 2x2- 140-мм ПК-2
- эхолоты - НЭЛ-6 + НЭЛ-10

1 - По проекту корабль должен был принимать на борт 30 ЛАК.
2 - В смешанном варианте вооружения в соответствии с корректированным техническим проектом.
3 - В вертолетном варианте вооружения в соответствии с первоначальным проектом.
4 - В вертолетном варианте вооружения в соответствии с корректированным техническим проектом.
5 - В смешанном варианте вооружения в соответствии с корректированным техническим проектом
6 - С антеннами в носовом бульбовом, подкильном и буксируемом обтекателях.

Проект 1143.3 - тяжелый авианесущий крейсер J3UCl
Проект 1143.3 - тяжелый авианесущий крейсер 05eXP


Источник: Ю.В. Апальков "Ударные корабли". 2010 г.

https://sovetarmy.forum2x2.ru

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения