ПКР пр. 1123 (шифр «Кондор») был разработан ЦКБ-17 (Невским ПКБ) под руководством А.С. Савичева. Первоначально он классифицировался как корабль ПЛО дальней зоны, а с 1966 г. - как противолодочный крейсер. Корабль предназначался для борьбы с ПЛАРБ и ПЛА вероятного противника в дальних зонах ПЛО в составе корабельных поисково-ударных групп и во взаимодействии с другими кораблями и противолодочными самолетами ВМФ. При этом ставилась задача обеспечения непрерывного круглосуточного поиска ПЛ не менее чем двумя (а затем и тремя) вертолетами в течение всего автономного плавания корабля.
Корпус корабля стальной, с продольным набором, двойным дном на всем протяжении и ледовыми подкреплениями. Он был разделен водонепроницаемыми переборками, доходившими до ангарной палубы, на 16 отсеков. Междонное пространство использовалось для хранения топлива и воды. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении трех любых смежных водонепроницаемых отсеков. Корабль оснащался активными успокоителями качки в виде бортовых управляемых рулей и скуловыми килями.
Конструктивная защита отсутствовала. Вместе с тем, корабли были приспособлены для действий в условиях применения ОМП. По расчетам крейсер мог сохранить боеспособность после надводного и подводного взрывов атомной бомбы среднего калибра (около 1600 Мт) на безопасном радиусе порядка 3000 м. Для этого корпус и фундаменты под основные механизмы имели соответствующие подкрепления, корпус и надстройка герметизировались по наружному контуру, а все вентиляционные выгородки оснащались специальными фильтрами. Причем вентиляция работала по замкнутому циклу с охлаждением воздуха. Количество иллюминаторов было сокращено до минимума (они имелись лишь в кают-компании офицеров, лазарете, операционной и в нескольких каютах). Для уменьшения радиоактивного заражения открытых поверхностей была предусмотрена система водяной защиты. Она служила для обмыва забортной водой наружных поверхностей надстройки, полетной палубы и вооружения. Вода подавалась из общесудовой пожарной системы.
Полетная палуба и находившийся под ней основной ангар размещались в кормовой оконечности (что обеспечивало защиту от заливания в свежую погоду), а комплексы остального вооружения - в носовой оконечности корабля. В конструкциях надстроек широко использовались алюминиево-магниевые сплавы.
Главные механизмы ПЛКР пр. 1123, в принципе, повторяли механизмы РКР пр. 58, но имели повышенную паропроизводительность котлов КВН-98/64 (за счет использования наружных экономайзеров и снижения температуры охлаждающей воды в главных конденсаторах с 25°С до 15°С). Разница также заключалась в компоновке: на «Кондоре» каждый из ГТЗА располагался в своем машинном, а четыре котла - в двух котельных отделениях. Машинное и котельное отделение одного эшелона разделялись водонепроницаемой переборкой. Управление главными механизмами осуществлялось с местных постов или дистанционно из герметичных кабин, расположенных в машинных отделениях. На корабле было две электростанции, каждая из которых состояла из одного ТГ и одного ДГ. ЭЭС переменного тока (400 В; 50 Гц) была полностью автоматизирована.
Основным противолодочным вооружением вертолетоносца являлись вертолеты Ка-25ПЛ и ПЛРК «Вихрь-1». Вертолет Ка-25ПЛ был разработан в ОКБ им. Н.И. Камова как противолодочная машина корабельного базирования. Его приняли на вооружение в 1962 г. Ка-25ПЛ имел соосную схему и складывавшиеся лопасти винта (для компактного размещения в ангаре корабля), а также шасси пирамидально-параллелограммного типа (для обеспечения жесткой посадки на ВПП в условиях сильного волнения). Машина оснащалась двумя турбовальными (со свободной турбинной) ГТД суммарной мощностью 1900 л.с, которые обеспечивали крейсерскую скорость полета 205 км/час. Дальность полета составляла 650 км (при продолжительности порядка четырех часов). При максимальной взлетной массе 7250 кг, общая боевая нагрузка машины не превышала 1100 кг, что заставляло использовать ее в двух вариантах: либо поисковом, либо ударном.
В первом варианте боевого использования вертолет нес РЛС «Инициатива-2К», ГАС с антенной в опускаемом обтекателе «Ока», 36 малых РГАБ «Чинара» (РГБ-НМ) или «Жетон» (РГБ-НМ-1) с системой приема и обработки сигналов «Баку-С», магнитометр АПМ-60 и прицельно-вычислительное устройство «Жасмин» (ПВУ-В-1). Малые РГАБ могли быть заменены восемью большими буями «Ива» (РГБ-Н). Во втором варианте боевого использования машина вместо РГБ несла противолодочную самонаводящуюся 450-мм авиационную торпеду АТ-1 или четыре глубинных бомбы ПЛАБ-250-120, или восемь глубинных бомб ПЛАБ-50-64. В случае необходимости она могла вооружаться ядерной глубинной бомбой (мощностью 80 кт). Все вооружение и радиотехнические средства Ка-25 (независимо от варианта использования) были объединены в противолодочный комплекс «Байкал».
В процессе эксплуатации вертолет неоднократно модернизировался. В частности, с середины 70-х годов он вооружался телеуправляемой по проводам 450-мм торпедой ВТТ-1, а с начала 80-х годов - телеуправляемой по проводам 450-мм торпедой «Стриж» (Т-67) или четырьмя корректируемыми глубинными бомбами КАБ-250-ПЛ. В последнем случае противолодочный комплекс именовался «Стриж», а модификация машины имела литерный индекс Ка-25ПЛС.
Вертолеты на крейсере располагались в двух ангарах: два - в верхнем, находящемся в кормовой части надстройки и 12 - в нижнем, расположенном под полетной палубой. Из нижнего ангара на палубу машины подавались при помощи двух лифтов (вертолетоподъемниками) с цепным приводом. В этом ангаре они перемещались при помощи автоматизированной системы продольно-поперечных цепных транспортеров, а по полетной палубе - при помощи тягачей. Оба ангара были оборудованы системами принудительной вентиляции (с автоматическим отключением в случае пожара), контроля концентрации керосина, воздушно-пенного тушения и водяного орошения. Нижний ангар делился противопожарными опускаемыми асбестовыми шторами на четыре изолированных отсека. В верхнем ангаре располагалась вертолетная ремонтная мастерская.
На полетной палубе были оборудованы три основные и одна резервная (использовавшаяся исключительно для взлета вертолетов) ВПП. Каждая из этих площадок оборудовалась системой заправки машины топливом и маслом, а также противопожарной системой и устройством подачи теплого воздуха для обогрева ее двигателей. Погреба авиационного боезапаса находились под нижним ангаром и подавались в него при помощи специального лифта грузоподъемностью 1500 кг. Подвешиваться оружие и РГАБ на вертолеты могло как в ангарах, так и на полетной палубе.
Комплекс «Вихрь» был принят на вооружение в 1968 г. Интересно то, что он проходил государственные испытания на Москве. Это первый отечественный ПЛРК, предназначенный для вооружения надводных кораблей. Он включал в себя баллистическую неуправляемую ракету 82Р с ядерной боевой частью, двухбалочную наводящуюся ПУ МС-32, устройство хранения, подачи и заряжания (УХПЗ) на восемь ПЛУР, а также систему управления «Спрут». Дальность стрельбы составляла порядка 25 км, причем ПЛ могла поражаться на всех глубинах погружения. Существенным недостатком этого комплекса являлось то, что его ПЛУР не имела в качестве боевой части малогабаритной самонаводящейся торпеды. Отчасти это стало причиной того, что «Вихрь» широкого распространения так и не получил и был установлен лишь на крейсерах пр. 1123 (а так же крейсерах пр.1143 - прим.).
Основой системы ПВО корабля являлся универсальный ЗРК «Шторм», который предназначался для поражения высокоскоростных воздушных целей на больших и сверхмалых высотах, а также надводных кораблей (отсюда и определение «универсальный»). Он включал в себя одноступенчатую твердотопливную ракету В-611 со скоростью полета 3М, дальностью стрельбы 35 км и досягаемостью по высоте 25 000 м, оснащенную осколочно-фугасной боевой частью массой 120 кг, двухбалочную наводящуюся ПУ Б-189, УХПЗ на 48 ЗУР, хранившихся в четырех вертикально стоящих, вращающихся барабанах, а также систему управления «Гром-М». ЗУР В-611 была оснащена радиокомандной системой наведения.
Система «Гром-М» имела два канала наведения ЗУР и два канала сопровождения целей. Так как корабль пр. 1123 вооружался двумя комплексами ЗРК «Шторм», то в одном залпе с него можно было выпустить четыре ЗУР В-611 по четырем целям. Интервал между залпами составлял порядка 50 секунд. Хотя ЗРК «Шторм» неоднократно модернизировался (в модификации «Шторм-М» и «Шторм-Н»), на Москве и Ленинграде он оставался в базовой варианте.
В соответствии с пр. 1123 зенитное вооружение корабля должны были дополнять два ЗРК «Оса-М». Однако он был принят на вооружение только в 1971 г., когда оба ПКР уже находились в строю. Впоследствии от планов вооружения этих кораблей зенитным комплексом самообороны отказались из-за стремления обеспечить экипажу лучшие условия обитаемости.
Как показал опыт, крейсера пр. 1123 имели недостаточно большую численность авиаотряда, что не обеспечивало эффективное выполнение поставленных задач. Кроме того, корабли обладали неудовлетворительными параметрами остойчивости и плохими мореходными качествами, особенно в штормовых условиях (из-за полных обводов кормы и V-образных образований носовых шпангоутов). Все эти недостатки заставили ограничить серию двумя единицами. Третий вертолетоносец, названный Киев, предполагалось строить по пр. 11233. Этот корабль стандартным водоизмещением 15 000 т, за счет увеличения размерений корпуса (длины на 12 и ширины на 1 м) должен был получить усиленные авиагруппу (до 22 машин) и зенитное вооружение (за счет двух ЗРК «Оса-М» и четырех ЗАК АК-630М), большие дальность плавания и автономность, а также лучшие условия обитаемости.
Киев планировали заложить в феврале 1968 г. Однако в декабре 1967 г. было принято решение откорректировать его проект с целью обеспечения базирования СВВП Як-36М. Начатая в 1968 г. корректировка вылилась в разработку принципиально нового пр. 1143, а от постройки Киева по пр. 11233 отказались.
За время службы оба корабля пр. 1123 практически не модернизировались. Единственное, на обоих вертолетоносцах в 1972 г. перед носовой установкой РБУ-6000 установили волнорез и в 1975-1978 гг. усовершенствовали систему пенного тушения пожаров, а также демонтировали ТА, которые в сочетании с ПЛРК «Вихрь-1» сочли излишними. Их лацпорты заварили, а освободившиеся объемы использовали для оборудования дополнительных жилых помещений (на 84 человека, в том числе 12 офицеров). Для обеспечения приемлемых параметров остойчивости в трюмах уложили 275 балласта. Кроме того, Ленинград и Москва в процессе этой модернизации получили комплекс космической навигации «Шлюз» (АДК-1М). В период с 31 декабря 1970 г. по 8 августа 1971 г. на полетной палубе Москвы смонтировали ВПП, являвшуюся копией участка палубы строившегося тогда ТАКР Киев. В ноябре 1972 г. с использованием этой ВПП проходили испытания СВВП Як-36М.
Основные тактико-технические элементы
Водоизмещение:
- стандартное 11 300 т
- нормальное - 13 050 т
- полное - 14 560 т
Главные размерения:
- длина наибольшая (по KBЛ) - 189,0 (176,0) м
- ширина корпуса наибольшая (по KBЛ) - 34,0 (21,5) м
- осадка средняя - 7,7 м1
Экипаж (в т. ч. офицеров) - 541 (131) чел
Автономность по запасам провизии - 15 сут
Энергетическая установка - котлотурбинная
- ГТЗА / суммарная мощность - 2 х ТВ-12-1 / 90 000 л.с.
- главные котлы - 8 х КВН-98/64
- тип движителей - 2 х ВФШ
- источники тока ЭЭС - 2 х ТГ (по 1500 кВт) + 2хДГ (по 1500 кВт)
Скорость хода:
- полная - 29 уз
- экономическая - 18 уз
Дальность плавания:
- со скоростью 29 уз - 3900 мили2
- со скоростью 18 уз - 6000 мили
Вооружение:
Авиационное - 12 Ка-25ПЛ + 1 Ка-25ЦУ + 1 Ка-25ПС3
- количество ВПП - 4
- площадь полетной палубы - 2200 м2
- площадь ангара - 2000 м2
- количество вертолетоподъемников - 2 по 10 т
Зенитный ракетный комплекс - «Шторм»
- ПУ - 2x2 Б-189
- боезапас - 96 ЗУР В-611 (4К60)
- СУО - 2 х 4Р-60 «Гром-М»
Артиллерийские комплексы:
- АК-725-МР-103 (или ЗИФ-72) - 2x2 57/50-мм АК-725
- боезапас - 2200 выстр.
- СУАО - 2 х MP-103 Барс»
Противолодочное:
- ПЛРК - РПК-1 «Вихрь-1»
- ПУ - 1 х 2 МС-32
- боезапас - 8 ПЛУР 82Р
- СУПЛО - «Спрут»
- ТА - 2x5 533-мм ПТА-53-11234
- боезапас - 10 торпед СЭТ-53М или СЭТ-65 или СЭТ-65А
- РБУ - РБУ-6000 «Смерч-2»
- ПУ - 2x12 213-мм
- боезапас - 96 РГБ-60
- СУПЛО - ПУСТБ-1123 «Спрут»
Радиоэлектронное:
- БИУС - «Корень-1123»
- система обмена информацией - «Море-У»
- РЛС обнаружения ВЦ - МР-600 «Восход» + МР-310А «Ангара-А»
- КСР - «Тайфун-1А»
- система опознавания - «Кремний-2М»
- ТВ система наблюдения за ближней надводной обстановкой - «Кузнечик»
- система космической навигации - АДК-1М «Шлюз»
- станции постановки активных помех - 2 х «Гурзуф» + 2 х « Гурзуф-1»
- станция РТР - МРП-15-16 «Залив-15-16»
- СППП - 2x2 140-мм ПК-2
- навигационная РЛС - «Дон»
- радиопеленгатор - АРП-50
- эхолот - КЭЛ-6
- ГАС - МГ-342 «Орион»5
- ГАС - МГ-325 «Вега»6
- СЗПС - МГ-26 «Хоста»
1 - с поднятым обтекателем ГАС
2 - данные требуют уточнения
3 - 12 из них располагалось в подпалубном и два в палубном ангарах
4 - демонтированны в середине 70-х
5 - с антенной в подкильном выдвижном обтекателе размером 21х6,5х9 м
6 - с антенной в буксируемом обтекателе переменной глубины погружения
Источник: Ю.В. Апальков "Противолодочные корабли" 2010 г.
Корпус корабля стальной, с продольным набором, двойным дном на всем протяжении и ледовыми подкреплениями. Он был разделен водонепроницаемыми переборками, доходившими до ангарной палубы, на 16 отсеков. Междонное пространство использовалось для хранения топлива и воды. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении трех любых смежных водонепроницаемых отсеков. Корабль оснащался активными успокоителями качки в виде бортовых управляемых рулей и скуловыми килями.
Конструктивная защита отсутствовала. Вместе с тем, корабли были приспособлены для действий в условиях применения ОМП. По расчетам крейсер мог сохранить боеспособность после надводного и подводного взрывов атомной бомбы среднего калибра (около 1600 Мт) на безопасном радиусе порядка 3000 м. Для этого корпус и фундаменты под основные механизмы имели соответствующие подкрепления, корпус и надстройка герметизировались по наружному контуру, а все вентиляционные выгородки оснащались специальными фильтрами. Причем вентиляция работала по замкнутому циклу с охлаждением воздуха. Количество иллюминаторов было сокращено до минимума (они имелись лишь в кают-компании офицеров, лазарете, операционной и в нескольких каютах). Для уменьшения радиоактивного заражения открытых поверхностей была предусмотрена система водяной защиты. Она служила для обмыва забортной водой наружных поверхностей надстройки, полетной палубы и вооружения. Вода подавалась из общесудовой пожарной системы.
Полетная палуба и находившийся под ней основной ангар размещались в кормовой оконечности (что обеспечивало защиту от заливания в свежую погоду), а комплексы остального вооружения - в носовой оконечности корабля. В конструкциях надстроек широко использовались алюминиево-магниевые сплавы.
Главные механизмы ПЛКР пр. 1123, в принципе, повторяли механизмы РКР пр. 58, но имели повышенную паропроизводительность котлов КВН-98/64 (за счет использования наружных экономайзеров и снижения температуры охлаждающей воды в главных конденсаторах с 25°С до 15°С). Разница также заключалась в компоновке: на «Кондоре» каждый из ГТЗА располагался в своем машинном, а четыре котла - в двух котельных отделениях. Машинное и котельное отделение одного эшелона разделялись водонепроницаемой переборкой. Управление главными механизмами осуществлялось с местных постов или дистанционно из герметичных кабин, расположенных в машинных отделениях. На корабле было две электростанции, каждая из которых состояла из одного ТГ и одного ДГ. ЭЭС переменного тока (400 В; 50 Гц) была полностью автоматизирована.
Основным противолодочным вооружением вертолетоносца являлись вертолеты Ка-25ПЛ и ПЛРК «Вихрь-1». Вертолет Ка-25ПЛ был разработан в ОКБ им. Н.И. Камова как противолодочная машина корабельного базирования. Его приняли на вооружение в 1962 г. Ка-25ПЛ имел соосную схему и складывавшиеся лопасти винта (для компактного размещения в ангаре корабля), а также шасси пирамидально-параллелограммного типа (для обеспечения жесткой посадки на ВПП в условиях сильного волнения). Машина оснащалась двумя турбовальными (со свободной турбинной) ГТД суммарной мощностью 1900 л.с, которые обеспечивали крейсерскую скорость полета 205 км/час. Дальность полета составляла 650 км (при продолжительности порядка четырех часов). При максимальной взлетной массе 7250 кг, общая боевая нагрузка машины не превышала 1100 кг, что заставляло использовать ее в двух вариантах: либо поисковом, либо ударном.
В первом варианте боевого использования вертолет нес РЛС «Инициатива-2К», ГАС с антенной в опускаемом обтекателе «Ока», 36 малых РГАБ «Чинара» (РГБ-НМ) или «Жетон» (РГБ-НМ-1) с системой приема и обработки сигналов «Баку-С», магнитометр АПМ-60 и прицельно-вычислительное устройство «Жасмин» (ПВУ-В-1). Малые РГАБ могли быть заменены восемью большими буями «Ива» (РГБ-Н). Во втором варианте боевого использования машина вместо РГБ несла противолодочную самонаводящуюся 450-мм авиационную торпеду АТ-1 или четыре глубинных бомбы ПЛАБ-250-120, или восемь глубинных бомб ПЛАБ-50-64. В случае необходимости она могла вооружаться ядерной глубинной бомбой (мощностью 80 кт). Все вооружение и радиотехнические средства Ка-25 (независимо от варианта использования) были объединены в противолодочный комплекс «Байкал».
В процессе эксплуатации вертолет неоднократно модернизировался. В частности, с середины 70-х годов он вооружался телеуправляемой по проводам 450-мм торпедой ВТТ-1, а с начала 80-х годов - телеуправляемой по проводам 450-мм торпедой «Стриж» (Т-67) или четырьмя корректируемыми глубинными бомбами КАБ-250-ПЛ. В последнем случае противолодочный комплекс именовался «Стриж», а модификация машины имела литерный индекс Ка-25ПЛС.
Вертолеты на крейсере располагались в двух ангарах: два - в верхнем, находящемся в кормовой части надстройки и 12 - в нижнем, расположенном под полетной палубой. Из нижнего ангара на палубу машины подавались при помощи двух лифтов (вертолетоподъемниками) с цепным приводом. В этом ангаре они перемещались при помощи автоматизированной системы продольно-поперечных цепных транспортеров, а по полетной палубе - при помощи тягачей. Оба ангара были оборудованы системами принудительной вентиляции (с автоматическим отключением в случае пожара), контроля концентрации керосина, воздушно-пенного тушения и водяного орошения. Нижний ангар делился противопожарными опускаемыми асбестовыми шторами на четыре изолированных отсека. В верхнем ангаре располагалась вертолетная ремонтная мастерская.
На полетной палубе были оборудованы три основные и одна резервная (использовавшаяся исключительно для взлета вертолетов) ВПП. Каждая из этих площадок оборудовалась системой заправки машины топливом и маслом, а также противопожарной системой и устройством подачи теплого воздуха для обогрева ее двигателей. Погреба авиационного боезапаса находились под нижним ангаром и подавались в него при помощи специального лифта грузоподъемностью 1500 кг. Подвешиваться оружие и РГАБ на вертолеты могло как в ангарах, так и на полетной палубе.
Комплекс «Вихрь» был принят на вооружение в 1968 г. Интересно то, что он проходил государственные испытания на Москве. Это первый отечественный ПЛРК, предназначенный для вооружения надводных кораблей. Он включал в себя баллистическую неуправляемую ракету 82Р с ядерной боевой частью, двухбалочную наводящуюся ПУ МС-32, устройство хранения, подачи и заряжания (УХПЗ) на восемь ПЛУР, а также систему управления «Спрут». Дальность стрельбы составляла порядка 25 км, причем ПЛ могла поражаться на всех глубинах погружения. Существенным недостатком этого комплекса являлось то, что его ПЛУР не имела в качестве боевой части малогабаритной самонаводящейся торпеды. Отчасти это стало причиной того, что «Вихрь» широкого распространения так и не получил и был установлен лишь на крейсерах пр. 1123 (а так же крейсерах пр.1143 - прим.).
Основой системы ПВО корабля являлся универсальный ЗРК «Шторм», который предназначался для поражения высокоскоростных воздушных целей на больших и сверхмалых высотах, а также надводных кораблей (отсюда и определение «универсальный»). Он включал в себя одноступенчатую твердотопливную ракету В-611 со скоростью полета 3М, дальностью стрельбы 35 км и досягаемостью по высоте 25 000 м, оснащенную осколочно-фугасной боевой частью массой 120 кг, двухбалочную наводящуюся ПУ Б-189, УХПЗ на 48 ЗУР, хранившихся в четырех вертикально стоящих, вращающихся барабанах, а также систему управления «Гром-М». ЗУР В-611 была оснащена радиокомандной системой наведения.
Система «Гром-М» имела два канала наведения ЗУР и два канала сопровождения целей. Так как корабль пр. 1123 вооружался двумя комплексами ЗРК «Шторм», то в одном залпе с него можно было выпустить четыре ЗУР В-611 по четырем целям. Интервал между залпами составлял порядка 50 секунд. Хотя ЗРК «Шторм» неоднократно модернизировался (в модификации «Шторм-М» и «Шторм-Н»), на Москве и Ленинграде он оставался в базовой варианте.
В соответствии с пр. 1123 зенитное вооружение корабля должны были дополнять два ЗРК «Оса-М». Однако он был принят на вооружение только в 1971 г., когда оба ПКР уже находились в строю. Впоследствии от планов вооружения этих кораблей зенитным комплексом самообороны отказались из-за стремления обеспечить экипажу лучшие условия обитаемости.
Как показал опыт, крейсера пр. 1123 имели недостаточно большую численность авиаотряда, что не обеспечивало эффективное выполнение поставленных задач. Кроме того, корабли обладали неудовлетворительными параметрами остойчивости и плохими мореходными качествами, особенно в штормовых условиях (из-за полных обводов кормы и V-образных образований носовых шпангоутов). Все эти недостатки заставили ограничить серию двумя единицами. Третий вертолетоносец, названный Киев, предполагалось строить по пр. 11233. Этот корабль стандартным водоизмещением 15 000 т, за счет увеличения размерений корпуса (длины на 12 и ширины на 1 м) должен был получить усиленные авиагруппу (до 22 машин) и зенитное вооружение (за счет двух ЗРК «Оса-М» и четырех ЗАК АК-630М), большие дальность плавания и автономность, а также лучшие условия обитаемости.
Киев планировали заложить в феврале 1968 г. Однако в декабре 1967 г. было принято решение откорректировать его проект с целью обеспечения базирования СВВП Як-36М. Начатая в 1968 г. корректировка вылилась в разработку принципиально нового пр. 1143, а от постройки Киева по пр. 11233 отказались.
За время службы оба корабля пр. 1123 практически не модернизировались. Единственное, на обоих вертолетоносцах в 1972 г. перед носовой установкой РБУ-6000 установили волнорез и в 1975-1978 гг. усовершенствовали систему пенного тушения пожаров, а также демонтировали ТА, которые в сочетании с ПЛРК «Вихрь-1» сочли излишними. Их лацпорты заварили, а освободившиеся объемы использовали для оборудования дополнительных жилых помещений (на 84 человека, в том числе 12 офицеров). Для обеспечения приемлемых параметров остойчивости в трюмах уложили 275 балласта. Кроме того, Ленинград и Москва в процессе этой модернизации получили комплекс космической навигации «Шлюз» (АДК-1М). В период с 31 декабря 1970 г. по 8 августа 1971 г. на полетной палубе Москвы смонтировали ВПП, являвшуюся копией участка палубы строившегося тогда ТАКР Киев. В ноябре 1972 г. с использованием этой ВПП проходили испытания СВВП Як-36М.
Основные тактико-технические элементы
Водоизмещение:
- стандартное 11 300 т
- нормальное - 13 050 т
- полное - 14 560 т
Главные размерения:
- длина наибольшая (по KBЛ) - 189,0 (176,0) м
- ширина корпуса наибольшая (по KBЛ) - 34,0 (21,5) м
- осадка средняя - 7,7 м1
Экипаж (в т. ч. офицеров) - 541 (131) чел
Автономность по запасам провизии - 15 сут
Энергетическая установка - котлотурбинная
- ГТЗА / суммарная мощность - 2 х ТВ-12-1 / 90 000 л.с.
- главные котлы - 8 х КВН-98/64
- тип движителей - 2 х ВФШ
- источники тока ЭЭС - 2 х ТГ (по 1500 кВт) + 2хДГ (по 1500 кВт)
Скорость хода:
- полная - 29 уз
- экономическая - 18 уз
Дальность плавания:
- со скоростью 29 уз - 3900 мили2
- со скоростью 18 уз - 6000 мили
Вооружение:
Авиационное - 12 Ка-25ПЛ + 1 Ка-25ЦУ + 1 Ка-25ПС3
- количество ВПП - 4
- площадь полетной палубы - 2200 м2
- площадь ангара - 2000 м2
- количество вертолетоподъемников - 2 по 10 т
Зенитный ракетный комплекс - «Шторм»
- ПУ - 2x2 Б-189
- боезапас - 96 ЗУР В-611 (4К60)
- СУО - 2 х 4Р-60 «Гром-М»
Артиллерийские комплексы:
- АК-725-МР-103 (или ЗИФ-72) - 2x2 57/50-мм АК-725
- боезапас - 2200 выстр.
- СУАО - 2 х MP-103 Барс»
Противолодочное:
- ПЛРК - РПК-1 «Вихрь-1»
- ПУ - 1 х 2 МС-32
- боезапас - 8 ПЛУР 82Р
- СУПЛО - «Спрут»
- ТА - 2x5 533-мм ПТА-53-11234
- боезапас - 10 торпед СЭТ-53М или СЭТ-65 или СЭТ-65А
- РБУ - РБУ-6000 «Смерч-2»
- ПУ - 2x12 213-мм
- боезапас - 96 РГБ-60
- СУПЛО - ПУСТБ-1123 «Спрут»
Радиоэлектронное:
- БИУС - «Корень-1123»
- система обмена информацией - «Море-У»
- РЛС обнаружения ВЦ - МР-600 «Восход» + МР-310А «Ангара-А»
- КСР - «Тайфун-1А»
- система опознавания - «Кремний-2М»
- ТВ система наблюдения за ближней надводной обстановкой - «Кузнечик»
- система космической навигации - АДК-1М «Шлюз»
- станции постановки активных помех - 2 х «Гурзуф» + 2 х « Гурзуф-1»
- станция РТР - МРП-15-16 «Залив-15-16»
- СППП - 2x2 140-мм ПК-2
- навигационная РЛС - «Дон»
- радиопеленгатор - АРП-50
- эхолот - КЭЛ-6
- ГАС - МГ-342 «Орион»5
- ГАС - МГ-325 «Вега»6
- СЗПС - МГ-26 «Хоста»
1 - с поднятым обтекателем ГАС
2 - данные требуют уточнения
3 - 12 из них располагалось в подпалубном и два в палубном ангарах
4 - демонтированны в середине 70-х
5 - с антенной в подкильном выдвижном обтекателе размером 21х6,5х9 м
6 - с антенной в буксируемом обтекателе переменной глубины погружения
Источник: Ю.В. Апальков "Противолодочные корабли" 2010 г.