Тяжелый авианесущий крейсер пр. 1143 (шифр «Кречет») был разработан Невским ПКБ под руководством A.B. Маринича. Первоначально классифицировался как «противолодочный крейсер с авиационным вооружением», а с июля 1975 г. - как «тяжелый авианесущий крейсер». Корабль предназначался для борьбы с атомными подводными лодками в отдаленных районах Мирового океана и придания боевой устойчивости корабельным группировкам своего флота, при этом на авиагруппу пытались возложить задачу обеспечения ПВО соединений. Однако низкие тактико-технические характеристики самолета ЯК-38 позволяли использовать его лишь в качестве легкого штурмовика, то есть для поражения морских и наземных целей. Последняя задача неоднократно решалась кораблем в ходе учений по высадке войск морского десанта.
Таким образом, крейсер пр. 1143 не являлся авианосцем в классическом его понимании, хотя и имел ряд конструктивных особенностей («сквозная» полетная палуба, консольный свес угловой палубы и надстройка - «остров»). Изначально он задумывался как увеличенный вариант противолодочного крейсера пр. 1123. Стремясь устранить недостатки последнего (малая численность авиагруппы, невысокая мореходность и т. д.), конструкторы пришли к необходимости внедрить сквозную полетную палубу, расположенную под углом 4,8° к диаметральной плоскости корабля. Однако поставленная перед разработчиками задача разместить несвойственную для авианосцев широчайшую номенклатуру ракетного, артиллерийского и противолодочного оружия, предопределила его «гибридный» тип архитектуры. В частности, планировка полетной палубы отличалась от авианосной схемы совмещением взлетного участка с посадочной полосой. Сама же верхняя палуба оказалась загроможденной протяженной надстройкой и различными системами вооружения, что не свойственно современным авианосцам.
Корабль имел стальной гладкопалубный корпус с небольшим подъемом в носовой оконечности, с продольным набором (шпация 500 мм) в центральной части и поперечным в оконечностях. Он делился водонепроницаемыми переборками, доходившими до полетной палубы, на 19 отсеков, имел шесть палуб и две платформы. Практически по всей длине корабля простиралось двойное дно, которое на протяжении машинно-котельных отделений, ЦКП и погребов боезапаса переходило в двойной борт, доходивший до палубы ангара. Междонное пространство использовалось для хранения топлива и воды, а межбортовое - в качестве специальных цистерн. Машинно-котельные отделения, отсеки с электростанциями, большая часть погребов боезапаса и хранилища авиационного топлива сверху защищались ангаром, а снизу - подводной конструктивной защитой. В соответствии с требованиями ТТЗ непотопляемость корабля обеспечивалась при затоплении четырех смежных водонепроницаемых отсеков. Надстройка корабля имела девять ярусов. Ее поверхности до третьего яруса были вертикальными, а выше третьего яруса вместе с дымовой трубой - отклоненными верхними кромками внутрь от вертикальной плоскости на 10 и более градусов. Благодаря такому конструктивному решению снижалась ЭПР корабля, а настройке придавались эргономичные формы. Обшивка корпуса и двух нижних ярусов надстройки изготавливалась из 30-мм листов стали АК-25 или 35-мм стали АК-27, а верхние ярусы надстройки и наружные поверхности дымовой трубы - из алюминиево-магниевых сплавов. В качестве активных средств успокоения качки использовалась пара бортовых управляемых рулей, а в качестве пассивных - скуловые кили.
Ангар занимал большую часть длины корабля. С бортов он был ограничен коридорами. Летательные аппараты поднимались на полетную палубу при помощи двух подъемников (лифтов), расположенных слева и в корму от надстройки. Первый служил для спуска ЛАК в ангар, а второй - для их подъема. Ангар был оборудован автономной системой вентиляции с автоматическим отключением при пожаре, системами контроля состояния воздуха, орошения забортной водой и воздушно-пенного пожаротушения. При помощи асбестовых штор он делился на шесть изолированных зон. ЛАК перемещались по ангару при помощи системы продольно-поперечной буксировки. В соответствии с первоначальным проектом ангар корабля должен был вмещать 22 ЛАК. Причем их номенклатура могла быть либо чисто самолетная (20 легких штурмовиков и два спасательных вертолета), либо чисто вертолетная (20 противолодочных и два спасательных вертолета). Однако в 1975 г. было принято решение (в соответствии с требованием министра обороны маршала A.A. Гречко) об увеличении количества ЛАК до 36 единиц. Решить данную проблему удалось за счет изменения схемы размещения машин (их стали ставить «валетом») и сокращения до предела зазора между ними (с предусмотренного проектом 0,75 м). На полетной палубе общей площадью со спонсонами 6200 м2 имелось семь ВПП и 10 технических позиций для подготовки летательных аппаратов к полетам. Полетная палуба была покрыта специальным теплостойким покрытием АК-9Ф.
Главная энергетическая установка была котлотурбинной, четырехвальной и размещалась в двух машинно-котельных отделениях (по четыре главных котла и два ГТЗА в каждом). Электростанции находились в смежных с машинно-котельными отделениями энергоотсеках. Элементы главных механизмов, генераторные агрегаты и электрооборудование были унифицированы с пр. 1123. Главная энергетическая установка управлялась при помощи автоматизированной системы «Терек-2». Все ее механизмы имели двухкаскадную амортизацию, а их фундаменты были оклеены звукоизолирующими материалами.
В процессе постройки корпус корабля разбивался на 10 так называемых строительных районов. Один из таких районов, например, вмещал в себя оба машинно-котельных отделения с энергетическими отсеками и являлся закладным. В свою очередь, каждый из районов формировался из объемных секций большой массы (до 75 т) и габаритов.
Недостатками крейсеров пр. 1143 являлись: большие размеры надстройки, затруднявшие полеты летательных аппаратов; отсутствие системы надводной защиты при большой концентрации систем вооружения (особенно в носовой оконечности); высокое расположение погребов боезапаса и цистерн с авиационным топливом, что снижало боевую живучесть корабля; спонсон перед угловой палубой, постоянно заливавшийся на сильном волнении. Кроме того, самолеты Як-38 обладали низкими боевыми возможностями, что существенно снижало эффективность всей системы «корабль-самолет». Недостатком крейсеров данного типа также являлось несовершенство системы отопления внутренних помещений. Так как пункты базирования кораблей находились в районах, где большую часть года преобладали низкие температуры, то их огромные полетные палубы в зимнее время сильно охлаждались. Постоянно образовывавшийся конденсат буквально разрушал корабли прямо в базе, где отсутствовала необходимая инфраструктура. Последнее обстоятельство приводило к тому, что крейсера были вынуждены стоять не у причальных стенок, а на рейдах. Для обеспечения повседневной жизнедеятельности экипажа приходилось держать введенными несколько главных котлов, а в штормовых условиях - половину из них (чтобы иметь в строю две линии валов). Таким образом, главные и вспомогательные механизмы энергетической установки «крутились» постоянно, «выбивая» ресурс. Все это во многом предопределило короткие сроки службы этих кораблей в советском флоте. При этом необходимо отметить, что крейсера пр. 1143, безусловно, являлись ключевым звеном в эволюционной линии отечественных авианосцев. А их недостатки можно отнести к «болезням роста», особенно учитывая, что в создании кораблей этого класса мы были вынуждены опираться почти исключительно только на собственные знания и производственные силы.
Основные тактико-технические элементы:
Водоизмещение:
- стандартное - 30 530 т;
- нормальное - 36 300 т;
- полное - 41 370 т;
Главные размерения:
- длина наибольшая (по КВЛ) - 273,1 (236,0) м;
- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) - 49,2 (31,0) м;
- осадка средняя при полном водоизмещении - 8,95 м;
- осадка по обтекателям антенн ГАС - 11,1 м;
Экипаж (в т. ч. офицеров):
- общий - 1642 (384) чел.;*
- с флагманом соединения и его штабом - 1690 (434) чел.;**
- авиагруппы - 430 чел.;
Автономность по запасам провизии - 30 сут;
Энергетическая установка:
- тип - котлотурбинная;
- количество х тип ГТЗА - суммарная мощность - 4 х ТВ-12-3 - 180 000 л.с.;
- количество х тип главных котлов - 8 х КВН-95/64;
- количество х тип движителей - 4 х ВФШ;
- количество х тип - мощность источников тока ЭЭС - 6 х ТГ - по 1500 кВт + 4 х ДГ - по 1500 кВт;
Скорость хода:
- полная - 30,0 уз;
- экономическая - 18,0 уз;
Дальность плавания:
- со скоростью 30 уз - 4600 мили;
- со скоростью 18 уз - 8000 мили;
Вооружение:
Авиационное:
- количество х тип самолетов - 20 х СВВП*** или 30 х Як-38 и Як-38У**** или 12 х Як-38 и Як-38У*****;
- количество х тип противолодочных вертолетов - 20 х Ка-25ПЛ*_* или 32 х Ка-25ПЛ*_** или 18 х Ка-25ПЛ*_***;
- количество х тип спасательных вертолетов - 2 х Ка-25ПС;
Авиационно-технические средства:
- количество ВПП - 7 (одна из них для вертолета Ка-25ПС);
- количество тех. позиций для обслуживания ЛАК - 10;
- размеры полетной палубы (без спонсона) - 184 х 28 м;
- размеры ангара - 130 х 22,5 х 6,6 м;
- количество самолетоподъемников - 2;
- система привода и посадки ЛАК - «Привод-СВ»;
Комплекс противокорабельных ракет - 4x2 ПУ (палубные, ненаводящиеся КТ с подъемом на угол старта) ПКР ОН «Базальт»;
- боезапас - 16 ПКР П-500 (4К80);
- СУО - «Аргон-1143»;
- комплекс системы МКРЦ - «Корвет-1143»;
Зенитный ракетный комплекс:
- 2x2 (палубная, наводящаяся Б-192) ПУ ЗРК «Шторм-М» (боезапас 96 ЗУР В611 (4К60));
- СУО ЗРК "Шторм-М" - 2 х «Гром»;
- 2x2 (палубная, наводящаяся ЗИФ-122) ПУ ЗРК «Оса-МА»(боезапас 40 ЗУР 9М33);
- СУО ЗРК "Оса-МА" - 2 х 4К-33;
Артиллерийские комплексы:
- 2x2 76/60-мм АК-726 (боезапас 3400 выстрелов);
- СУАО - 2 х МР-105 «Турель»;
- 8x6 30-мм АК-630 или 8 х 6 30-мм АК-630М**_* (боезапас 64 000 или 96 000 выстрелов);
- СУАО - 4 х МР-123 «Вымпел»;
Противолодочное:
- 1x2 ПУ МС-18 ПЛРК «Вихрь» (боезапас 16 ПЛУР 82Р);
- СУО - «Спрут-1143»;
- 2x5 533-мм ПТА-53-1143 (боезапас 10 торпед СЭТ-65);
- 2 х 12 213-мм РБУ-6000 «Смерч-2» (боезапас 120 РГБ-60);
- ПУСБ - «Буря»**_**;
Радиоэлектронное:
- БИУС - «Аллея-2»;
- СОИ - «Байкал-1143»;
- КСС - «Тайфун-1»;
- КСКС - «Цунами-БМ»;
- НК - «Салгир-1143»;
- РЛС обнаружения ВЦ - МР-600 «Восход»;
- РЛС обнаружения ВЦ - МР-710М «Фрегат-М»;
- навигационные РЛС - 1 х «Волга» + 1 х «Вайгач-1143» в обеспечении двух АП;
- система наблюдения за ближней наружной обстановкой - МТ-45Н;
- станция опознавания - «Кремний-2М»;
- ГАС - МГ-342 «Орион»***_*;
- ГАС - «Платина»***_*;
- комплекс средств РЭБ - «Кольцо»;
- станции постановки помех - «Гурзуф А» + «Гурзуф Б»;
- 2x2 140-мм ПУ СППП ПК-2;
- эхолоты - НЭЛ-6 + НЭЛ-10.
Примечание:
*- по другим данным 1433 (280)
**- по другим данным 1483 (320)
***- в самолетном варианте вооружения в соответствии с первоначальным проектом.
****- в самолетном варианте вооружения в соответствии с решениями от 1975 г.
*****- при смешанном составе авиагруппы в соответствии с решениями от 1975 г.
*_*- в вертолетном варианте вооружения в соответствии с первоначальным проектом.
*_**-в вертолетном варианте вооружения в соответствии с решениями от 1975 г.
*_***- при смешанном составе авиагруппы в соответствии с решениями от 1975 г.
**_*- на "Минске"
**_**- была сопряжена с СУО «Спрут-1143».
***_*- с антенной в носовом бульбовом обтекателе.
***_**- с антеннами в подкильном и буксируемом обтекателях.
Источник: Ю.В.Апальков "Ударные корабли". 2010 г.
Таким образом, крейсер пр. 1143 не являлся авианосцем в классическом его понимании, хотя и имел ряд конструктивных особенностей («сквозная» полетная палуба, консольный свес угловой палубы и надстройка - «остров»). Изначально он задумывался как увеличенный вариант противолодочного крейсера пр. 1123. Стремясь устранить недостатки последнего (малая численность авиагруппы, невысокая мореходность и т. д.), конструкторы пришли к необходимости внедрить сквозную полетную палубу, расположенную под углом 4,8° к диаметральной плоскости корабля. Однако поставленная перед разработчиками задача разместить несвойственную для авианосцев широчайшую номенклатуру ракетного, артиллерийского и противолодочного оружия, предопределила его «гибридный» тип архитектуры. В частности, планировка полетной палубы отличалась от авианосной схемы совмещением взлетного участка с посадочной полосой. Сама же верхняя палуба оказалась загроможденной протяженной надстройкой и различными системами вооружения, что не свойственно современным авианосцам.
Корабль имел стальной гладкопалубный корпус с небольшим подъемом в носовой оконечности, с продольным набором (шпация 500 мм) в центральной части и поперечным в оконечностях. Он делился водонепроницаемыми переборками, доходившими до полетной палубы, на 19 отсеков, имел шесть палуб и две платформы. Практически по всей длине корабля простиралось двойное дно, которое на протяжении машинно-котельных отделений, ЦКП и погребов боезапаса переходило в двойной борт, доходивший до палубы ангара. Междонное пространство использовалось для хранения топлива и воды, а межбортовое - в качестве специальных цистерн. Машинно-котельные отделения, отсеки с электростанциями, большая часть погребов боезапаса и хранилища авиационного топлива сверху защищались ангаром, а снизу - подводной конструктивной защитой. В соответствии с требованиями ТТЗ непотопляемость корабля обеспечивалась при затоплении четырех смежных водонепроницаемых отсеков. Надстройка корабля имела девять ярусов. Ее поверхности до третьего яруса были вертикальными, а выше третьего яруса вместе с дымовой трубой - отклоненными верхними кромками внутрь от вертикальной плоскости на 10 и более градусов. Благодаря такому конструктивному решению снижалась ЭПР корабля, а настройке придавались эргономичные формы. Обшивка корпуса и двух нижних ярусов надстройки изготавливалась из 30-мм листов стали АК-25 или 35-мм стали АК-27, а верхние ярусы надстройки и наружные поверхности дымовой трубы - из алюминиево-магниевых сплавов. В качестве активных средств успокоения качки использовалась пара бортовых управляемых рулей, а в качестве пассивных - скуловые кили.
Ангар занимал большую часть длины корабля. С бортов он был ограничен коридорами. Летательные аппараты поднимались на полетную палубу при помощи двух подъемников (лифтов), расположенных слева и в корму от надстройки. Первый служил для спуска ЛАК в ангар, а второй - для их подъема. Ангар был оборудован автономной системой вентиляции с автоматическим отключением при пожаре, системами контроля состояния воздуха, орошения забортной водой и воздушно-пенного пожаротушения. При помощи асбестовых штор он делился на шесть изолированных зон. ЛАК перемещались по ангару при помощи системы продольно-поперечной буксировки. В соответствии с первоначальным проектом ангар корабля должен был вмещать 22 ЛАК. Причем их номенклатура могла быть либо чисто самолетная (20 легких штурмовиков и два спасательных вертолета), либо чисто вертолетная (20 противолодочных и два спасательных вертолета). Однако в 1975 г. было принято решение (в соответствии с требованием министра обороны маршала A.A. Гречко) об увеличении количества ЛАК до 36 единиц. Решить данную проблему удалось за счет изменения схемы размещения машин (их стали ставить «валетом») и сокращения до предела зазора между ними (с предусмотренного проектом 0,75 м). На полетной палубе общей площадью со спонсонами 6200 м2 имелось семь ВПП и 10 технических позиций для подготовки летательных аппаратов к полетам. Полетная палуба была покрыта специальным теплостойким покрытием АК-9Ф.
Главная энергетическая установка была котлотурбинной, четырехвальной и размещалась в двух машинно-котельных отделениях (по четыре главных котла и два ГТЗА в каждом). Электростанции находились в смежных с машинно-котельными отделениями энергоотсеках. Элементы главных механизмов, генераторные агрегаты и электрооборудование были унифицированы с пр. 1123. Главная энергетическая установка управлялась при помощи автоматизированной системы «Терек-2». Все ее механизмы имели двухкаскадную амортизацию, а их фундаменты были оклеены звукоизолирующими материалами.
В процессе постройки корпус корабля разбивался на 10 так называемых строительных районов. Один из таких районов, например, вмещал в себя оба машинно-котельных отделения с энергетическими отсеками и являлся закладным. В свою очередь, каждый из районов формировался из объемных секций большой массы (до 75 т) и габаритов.
Недостатками крейсеров пр. 1143 являлись: большие размеры надстройки, затруднявшие полеты летательных аппаратов; отсутствие системы надводной защиты при большой концентрации систем вооружения (особенно в носовой оконечности); высокое расположение погребов боезапаса и цистерн с авиационным топливом, что снижало боевую живучесть корабля; спонсон перед угловой палубой, постоянно заливавшийся на сильном волнении. Кроме того, самолеты Як-38 обладали низкими боевыми возможностями, что существенно снижало эффективность всей системы «корабль-самолет». Недостатком крейсеров данного типа также являлось несовершенство системы отопления внутренних помещений. Так как пункты базирования кораблей находились в районах, где большую часть года преобладали низкие температуры, то их огромные полетные палубы в зимнее время сильно охлаждались. Постоянно образовывавшийся конденсат буквально разрушал корабли прямо в базе, где отсутствовала необходимая инфраструктура. Последнее обстоятельство приводило к тому, что крейсера были вынуждены стоять не у причальных стенок, а на рейдах. Для обеспечения повседневной жизнедеятельности экипажа приходилось держать введенными несколько главных котлов, а в штормовых условиях - половину из них (чтобы иметь в строю две линии валов). Таким образом, главные и вспомогательные механизмы энергетической установки «крутились» постоянно, «выбивая» ресурс. Все это во многом предопределило короткие сроки службы этих кораблей в советском флоте. При этом необходимо отметить, что крейсера пр. 1143, безусловно, являлись ключевым звеном в эволюционной линии отечественных авианосцев. А их недостатки можно отнести к «болезням роста», особенно учитывая, что в создании кораблей этого класса мы были вынуждены опираться почти исключительно только на собственные знания и производственные силы.
Основные тактико-технические элементы:
Водоизмещение:
- стандартное - 30 530 т;
- нормальное - 36 300 т;
- полное - 41 370 т;
Главные размерения:
- длина наибольшая (по КВЛ) - 273,1 (236,0) м;
- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) - 49,2 (31,0) м;
- осадка средняя при полном водоизмещении - 8,95 м;
- осадка по обтекателям антенн ГАС - 11,1 м;
Экипаж (в т. ч. офицеров):
- общий - 1642 (384) чел.;*
- с флагманом соединения и его штабом - 1690 (434) чел.;**
- авиагруппы - 430 чел.;
Автономность по запасам провизии - 30 сут;
Энергетическая установка:
- тип - котлотурбинная;
- количество х тип ГТЗА - суммарная мощность - 4 х ТВ-12-3 - 180 000 л.с.;
- количество х тип главных котлов - 8 х КВН-95/64;
- количество х тип движителей - 4 х ВФШ;
- количество х тип - мощность источников тока ЭЭС - 6 х ТГ - по 1500 кВт + 4 х ДГ - по 1500 кВт;
Скорость хода:
- полная - 30,0 уз;
- экономическая - 18,0 уз;
Дальность плавания:
- со скоростью 30 уз - 4600 мили;
- со скоростью 18 уз - 8000 мили;
Вооружение:
Авиационное:
- количество х тип самолетов - 20 х СВВП*** или 30 х Як-38 и Як-38У**** или 12 х Як-38 и Як-38У*****;
- количество х тип противолодочных вертолетов - 20 х Ка-25ПЛ*_* или 32 х Ка-25ПЛ*_** или 18 х Ка-25ПЛ*_***;
- количество х тип спасательных вертолетов - 2 х Ка-25ПС;
Авиационно-технические средства:
- количество ВПП - 7 (одна из них для вертолета Ка-25ПС);
- количество тех. позиций для обслуживания ЛАК - 10;
- размеры полетной палубы (без спонсона) - 184 х 28 м;
- размеры ангара - 130 х 22,5 х 6,6 м;
- количество самолетоподъемников - 2;
- система привода и посадки ЛАК - «Привод-СВ»;
Комплекс противокорабельных ракет - 4x2 ПУ (палубные, ненаводящиеся КТ с подъемом на угол старта) ПКР ОН «Базальт»;
- боезапас - 16 ПКР П-500 (4К80);
- СУО - «Аргон-1143»;
- комплекс системы МКРЦ - «Корвет-1143»;
Зенитный ракетный комплекс:
- 2x2 (палубная, наводящаяся Б-192) ПУ ЗРК «Шторм-М» (боезапас 96 ЗУР В611 (4К60));
- СУО ЗРК "Шторм-М" - 2 х «Гром»;
- 2x2 (палубная, наводящаяся ЗИФ-122) ПУ ЗРК «Оса-МА»(боезапас 40 ЗУР 9М33);
- СУО ЗРК "Оса-МА" - 2 х 4К-33;
Артиллерийские комплексы:
- 2x2 76/60-мм АК-726 (боезапас 3400 выстрелов);
- СУАО - 2 х МР-105 «Турель»;
- 8x6 30-мм АК-630 или 8 х 6 30-мм АК-630М**_* (боезапас 64 000 или 96 000 выстрелов);
- СУАО - 4 х МР-123 «Вымпел»;
Противолодочное:
- 1x2 ПУ МС-18 ПЛРК «Вихрь» (боезапас 16 ПЛУР 82Р);
- СУО - «Спрут-1143»;
- 2x5 533-мм ПТА-53-1143 (боезапас 10 торпед СЭТ-65);
- 2 х 12 213-мм РБУ-6000 «Смерч-2» (боезапас 120 РГБ-60);
- ПУСБ - «Буря»**_**;
Радиоэлектронное:
- БИУС - «Аллея-2»;
- СОИ - «Байкал-1143»;
- КСС - «Тайфун-1»;
- КСКС - «Цунами-БМ»;
- НК - «Салгир-1143»;
- РЛС обнаружения ВЦ - МР-600 «Восход»;
- РЛС обнаружения ВЦ - МР-710М «Фрегат-М»;
- навигационные РЛС - 1 х «Волга» + 1 х «Вайгач-1143» в обеспечении двух АП;
- система наблюдения за ближней наружной обстановкой - МТ-45Н;
- станция опознавания - «Кремний-2М»;
- ГАС - МГ-342 «Орион»***_*;
- ГАС - «Платина»***_*;
- комплекс средств РЭБ - «Кольцо»;
- станции постановки помех - «Гурзуф А» + «Гурзуф Б»;
- 2x2 140-мм ПУ СППП ПК-2;
- эхолоты - НЭЛ-6 + НЭЛ-10.
Примечание:
*- по другим данным 1433 (280)
**- по другим данным 1483 (320)
***- в самолетном варианте вооружения в соответствии с первоначальным проектом.
****- в самолетном варианте вооружения в соответствии с решениями от 1975 г.
*****- при смешанном составе авиагруппы в соответствии с решениями от 1975 г.
*_*- в вертолетном варианте вооружения в соответствии с первоначальным проектом.
*_**-в вертолетном варианте вооружения в соответствии с решениями от 1975 г.
*_***- при смешанном составе авиагруппы в соответствии с решениями от 1975 г.
**_*- на "Минске"
**_**- была сопряжена с СУО «Спрут-1143».
***_*- с антенной в носовом бульбовом обтекателе.
***_**- с антеннами в подкильном и буксируемом обтекателях.
Источник: Ю.В.Апальков "Ударные корабли". 2010 г.