Пр. 11437 разработан Невским ПКБ под руководством Л.В. Белова, а затем Ю.М. Варфоломеева. Корабль должен был стать первым отечественным авианосцем с ядерной силовой установкой. Он предназначался для придания боевой устойчивости ракетным подводным лодкам с БР, группировкам надводных кораблей и морской ракетоносной авиации в отдаленных районах Мирового океана, завоевания превосходства в воздухе в районе действия авианосной группировки и нанесения ударов по надводным кораблям и береговым объектам противника. Кроме того, авианосец мог бы обеспечивать целеуказание разнородным силам флота и высадку войск морского десанта. Благодаря большому водоизмещению, Ульяновск должен был иметь увеличенные (по сравнению с пр. 11436) размеры полетной палубы и две паровые катапульты, установленные в дополнение к трамплину. Это позволяло сократить временные характеристики группового взлета самолетов с него до уровня, достигнутого на американских АВА типа "Nimitz". Одновременно была усилена конструктивная защита корабля. В принципе, она повторяла конструктивную защиту ТАВКР пр. 11436, но при этом была увеличена протяженность подводной защиты и изменена, в сторону усиления, конструкция средней противоторпедной переборки. Кроме того, удалось значительно повысить эффективность защиты погребов боезапаса, цистерн хранения авиационного топлива и ряда боевых постов.
Корабль (как и пр. 11345) имел свободную от носа до кормы полетную палубу, трамплин для взлета самолетов, бортовые самолетоподъемники и аэрофинишеры. Корпус корабля, выполненный в основном из броневой стали, на всем протяжении имел двойное дно. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении пяти смежных отсеков общей длиной не менее чем 20% длины корабля. Надстройка («остров») насчитывала 13 ярусов и имела высоту 32 м. По общей архитектуре она повторяла надстройку пр. 11436 и устанавливалась на спонсоне. Четыре реактора с соответствующим оборудованием попарно размещались в одном отсеке побортно. Каждый из реакторных отсеков по диаметральной плоскости корабля делился на две части водонепроницаемой переборкой. В корму от этих отсеков находились два машинных отделения, в которых устанавливались четыре ГТЗА, из которых два носовых работали на наружные гребные валы, а два кормовых - на внутренние. Электростанции располагались в нос и в корму от отсеков главной энергетической установки. Для подачи авиационного боезапаса из погребов имелось 12 лифтов. Посадка самолетов должна была производиться на аэрофинишеры в кормовой части полетной палубы. ПКР «Гранит» размещались также как и на пр. 11346.
Всего планировалось построить два корабля данного типа по пр. 11437 и по пр. 11348. На последнем должны были за счет отказа от ПКРК «Гранит» увеличить численность ЛАК авиагруппы до 85 единиц. Технология постройки обоих авианосцев повторяла технологию постройки ТАВКР пр. 11345.
Основные тактико-технические элементы
Водоизмещение:
- стандартное - 62 580 т
- полное - 75 000 т
Главные размерения:
- длина наибольшая (по КВЛ) - 321,2 (274) м
- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) - 42 (38) м
- ширина угловой полетной палубы - 83,9 м
- осадка средняя - 10,6 м
- размеры полетной палубы - 325 х 80 м
Экипаж (в т. ч. офицеров) - 3400 (?) чел.
Автономность по запасам провизии - 45 сут
Энергетическая установка:
- тип - атомная паротурбинная
- количество х тип ядерных реакторов - 4 х ВВР (КН-3-43)
- суммарная тепловая мощность ядерных реакторов - 1220 мВт
- тип ПТУ - блочная
- количество х суммарная мощность ГТЗА - 4 х 200 000 л.с.
- количество х тип движителей - 4 х ВФШ
- мощность источников электроэнергии - тип 10 х 1500 кВт — ТГ (ТД-1500) + 8 х 1500 кВт - ДГ (ДГР-1500)
Скорость хода полная - 30 уз
Дальность плавания - неограниченная
Вооружение:
Авиационное:
- истребители - 44 х СУ-27К
- самолеты РЛД - 6 х Як-44РЛД
- противолодочные вертолеты - 16 х Ка-27
- спасательные вертолеты - 2 х Ка-27ПС
Авиационно-технические средства:
- угол подъема трамплина - 12,5 град
- количество стартовых позиций с газоотбойным щитом - 4
- количество паровых катапульт - 2
- количество ВПП для вертолетов - 10
- количество аэрофинишеров - 4
- количество аварийных барьеров - 1
- оптическая система посадки - «Луна-3»
- система ТВ управления посадкой ЛАК - "Раскрепощение"
- количество х грузоподъемность (размеры платформ) самолетоподъемников - 3 х 50 т (16 х 14 м)
- размеры ангара - 175 х 32 х 7,9 м
- станция спутниковой связи - "Прицел-А"
- комплекс боевого управления авиацией - «Тур-434»
- система управления авиацией в ближней зоне - «Резистор-К4»
- система наведения истребителей - «Газон»
- система обработки полетной информации - «Полярник»
Комплекс противокорабельных ракет - 12 х 1 ПУ (подпалубный КТ с фиксированным углом старта) ПКР «Гранит»
- вид старта - с заполнением ракетных контейнеров забортной водой
- боезапас - 12 ПКР П-700 (ЗМ45)
- комплекс системы МКРЦ - «Коралл-БН» в обеспечении двух АП
Зенитные ракетные комплексы - 4 ЗРК «Кинжал»
- количество ВПУ в каждом комплексе х барабанов в каждой ВПУ - 2x3
- количество направляющих в каждом барабане - 8
- боезапас - 192 ЗУР 9М330
- СУО - 4 х ЗР-95
Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс - 8 БМ «Кортик»
- боезапас - 256 ЗУР 9М311 и 48 000 30-мм выстрелов
Противоторпедный комплекс - 2 х 10 300-мм РБУ-12 000 «Удав-1»
- боезапас - 120 РГБ
Радиоэлектронное:
- БИУС - «Тритон-Дипломат»
- СОИ - «Тройник»
- система освещения надводной обстановки - «Корвет-1143»
- КСС - «Буран-2»
- КСКС - «Центавр»
- НК - «Андромеда»
- РЛК обнаружения ВЦ - «Марс-Пассат» или «Форум-2М» в обеспечении РЛС «Подберезовик»1, 2 х «Подкат» или 2 х «Фрегат-МА»1
- навигационные РЛС - 2 х «Вайгач-1143»
- ГАК - «Звезда-2»
- комплекс РЭБ - «Созвездие-БР»
- ПУ - 2x2- 140-мм ПК-2 + 12 х 10 - 122-мм ПК-10
1 - После доработки проекта
Источник: Ю.В. Апальков "Ударные корабли". 2010 г.
Корабль (как и пр. 11345) имел свободную от носа до кормы полетную палубу, трамплин для взлета самолетов, бортовые самолетоподъемники и аэрофинишеры. Корпус корабля, выполненный в основном из броневой стали, на всем протяжении имел двойное дно. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении пяти смежных отсеков общей длиной не менее чем 20% длины корабля. Надстройка («остров») насчитывала 13 ярусов и имела высоту 32 м. По общей архитектуре она повторяла надстройку пр. 11436 и устанавливалась на спонсоне. Четыре реактора с соответствующим оборудованием попарно размещались в одном отсеке побортно. Каждый из реакторных отсеков по диаметральной плоскости корабля делился на две части водонепроницаемой переборкой. В корму от этих отсеков находились два машинных отделения, в которых устанавливались четыре ГТЗА, из которых два носовых работали на наружные гребные валы, а два кормовых - на внутренние. Электростанции располагались в нос и в корму от отсеков главной энергетической установки. Для подачи авиационного боезапаса из погребов имелось 12 лифтов. Посадка самолетов должна была производиться на аэрофинишеры в кормовой части полетной палубы. ПКР «Гранит» размещались также как и на пр. 11346.
Всего планировалось построить два корабля данного типа по пр. 11437 и по пр. 11348. На последнем должны были за счет отказа от ПКРК «Гранит» увеличить численность ЛАК авиагруппы до 85 единиц. Технология постройки обоих авианосцев повторяла технологию постройки ТАВКР пр. 11345.
Основные тактико-технические элементы
Водоизмещение:
- стандартное - 62 580 т
- полное - 75 000 т
Главные размерения:
- длина наибольшая (по КВЛ) - 321,2 (274) м
- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) - 42 (38) м
- ширина угловой полетной палубы - 83,9 м
- осадка средняя - 10,6 м
- размеры полетной палубы - 325 х 80 м
Экипаж (в т. ч. офицеров) - 3400 (?) чел.
Автономность по запасам провизии - 45 сут
Энергетическая установка:
- тип - атомная паротурбинная
- количество х тип ядерных реакторов - 4 х ВВР (КН-3-43)
- суммарная тепловая мощность ядерных реакторов - 1220 мВт
- тип ПТУ - блочная
- количество х суммарная мощность ГТЗА - 4 х 200 000 л.с.
- количество х тип движителей - 4 х ВФШ
- мощность источников электроэнергии - тип 10 х 1500 кВт — ТГ (ТД-1500) + 8 х 1500 кВт - ДГ (ДГР-1500)
Скорость хода полная - 30 уз
Дальность плавания - неограниченная
Вооружение:
Авиационное:
- истребители - 44 х СУ-27К
- самолеты РЛД - 6 х Як-44РЛД
- противолодочные вертолеты - 16 х Ка-27
- спасательные вертолеты - 2 х Ка-27ПС
Авиационно-технические средства:
- угол подъема трамплина - 12,5 град
- количество стартовых позиций с газоотбойным щитом - 4
- количество паровых катапульт - 2
- количество ВПП для вертолетов - 10
- количество аэрофинишеров - 4
- количество аварийных барьеров - 1
- оптическая система посадки - «Луна-3»
- система ТВ управления посадкой ЛАК - "Раскрепощение"
- количество х грузоподъемность (размеры платформ) самолетоподъемников - 3 х 50 т (16 х 14 м)
- размеры ангара - 175 х 32 х 7,9 м
- станция спутниковой связи - "Прицел-А"
- комплекс боевого управления авиацией - «Тур-434»
- система управления авиацией в ближней зоне - «Резистор-К4»
- система наведения истребителей - «Газон»
- система обработки полетной информации - «Полярник»
Комплекс противокорабельных ракет - 12 х 1 ПУ (подпалубный КТ с фиксированным углом старта) ПКР «Гранит»
- вид старта - с заполнением ракетных контейнеров забортной водой
- боезапас - 12 ПКР П-700 (ЗМ45)
- комплекс системы МКРЦ - «Коралл-БН» в обеспечении двух АП
Зенитные ракетные комплексы - 4 ЗРК «Кинжал»
- количество ВПУ в каждом комплексе х барабанов в каждой ВПУ - 2x3
- количество направляющих в каждом барабане - 8
- боезапас - 192 ЗУР 9М330
- СУО - 4 х ЗР-95
Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс - 8 БМ «Кортик»
- боезапас - 256 ЗУР 9М311 и 48 000 30-мм выстрелов
Противоторпедный комплекс - 2 х 10 300-мм РБУ-12 000 «Удав-1»
- боезапас - 120 РГБ
Радиоэлектронное:
- БИУС - «Тритон-Дипломат»
- СОИ - «Тройник»
- система освещения надводной обстановки - «Корвет-1143»
- КСС - «Буран-2»
- КСКС - «Центавр»
- НК - «Андромеда»
- РЛК обнаружения ВЦ - «Марс-Пассат» или «Форум-2М» в обеспечении РЛС «Подберезовик»1, 2 х «Подкат» или 2 х «Фрегат-МА»1
- навигационные РЛС - 2 х «Вайгач-1143»
- ГАК - «Звезда-2»
- комплекс РЭБ - «Созвездие-БР»
- ПУ - 2x2- 140-мм ПК-2 + 12 х 10 - 122-мм ПК-10
1 - После доработки проекта
Источник: Ю.В. Апальков "Ударные корабли". 2010 г.