Тяжелые авианесущие крейсера пр. 11435 и пр. 11436 разрабатывались Невским ПКБ под руководством В.Ф. Аникиева и П.А. Соколова, а затем Л.В. Белова. Корабли являлись первыми «настоящими» отечественными авианосцами. Они предназначались для придания боевой устойчивости ракетным подводным лодкам с БР, группировкам надводных кораблей и морской ракетоносной авиации в океанской зоне. По конструкции корпуса эти авианосцы отличались от ранее построенных ТАКРов наличием свободной от носа до кормы полетной палубы (площадью 14 800 м2), трамплином для взлета самолетов, бортовыми самолетоподъемниками и аэрофинишерами, смещением надстройки сравнительно небольших размеров вправо на развитый спонсон.
Корабль пр. 11435 имеет стальной гладкопалубный корпус с трамплином в носовой оконечности, с продольным набором в центральной части и поперечным в оконечностях. Он делится водонепроницаемыми переборками, доходящими до полетной палубы, на 20 основных отсеков, имеет семь палуб и две платформы. Практически по всей длине корабля простирается двойное дно, которое на протяжении машинно-котельных отделений, ЦКП и погребов боезапаса переходит в двойной борт, доходящий до палубы ангара (как и на других ТАКРах). В общей сложности корпус разбит на 3857 различных помещений. Надводная конструктивная защита (НКЗ) выполнена по принципу экранирования внутренними защитными преградами, выполненными из композитных материалов (сталь-стеклопластик-сталь). Стальная составляющая НКЗ представляет собой высокопрочную сталь с пределом текучести 60 кгс/мм2. Цистерны авиационного топлива и погреба авиационного боезапаса защищены локальным бронированием коробчатого типа. ПКЗ (впервые в отечественной практике) имеет глубину от 4,5 до 5 м и представлена тремя противоторпедными переборками, образующими вдоль наружного борта корабля три камеры: воздушную (расширительную); поглощения (разбита поперечными переборками на топливные цистерны и цистерны пресной воды) и фильтрационную. Средняя переборка представляет собой многослойную (пакетную) конструкцию, выполненную из высоколегированной стали. Непотопляемость обеспечивается при затоплении пяти смежных отсеков общей длиной, не менее чем 20% длины корабля. При этом надводный борт до уровня ангарной палубы должен оставаться над водой на высоте 1,8 м, что предотвращает затопление ангара. Конструкция корпуса ТАКР пр. 11436, в принципе, была такой же, но средняя переборка ПКЗ являлась монолитной, а не многослойной.
ГЭУ размещена в двух машинно-котельных отделениях (по четыре главных котла и по два ГТЗА в каждом). Электростанции расположены в смежных с машинно-котельными отделениями отсеках по две на каждый эшелон. Надстройка ТАВКР пр. 11435 по архитектуре и общей компоновке повторяет надстройку ТАКР Баку (пр. 11434), но благодаря отказу от 100-мм и 30-мм АУ (последние перенесли на спонсоны корпуса), а также рациональному размещению АП РТВ является более компактной и эргономичной. Она насчитывает 13 ярусов и имеет высоту 32 м. «Остров» надстройки установлен на спонсоне (о чем уже говорилось), что увеличивает ширину полетной палубы до 67 м и обеспечивает безопасность посадки самолетов. Надстройка ТАВКР пр. 11436 отличалась от надстройки «одноклассника» расположением АП: на ней отсутствовали плоскости ФАР; вместо АП РЛС «Фрегат-МА» на каркасе АП системы «Резистор-К4» смонтировали АП РЛС «Подберезовик» комплекса «Форум-2М», а два АП РЛС «Фрегат-МА» разместили на ее носовой и кормовой частях. Корпус, главные водонепроницаемые переборки, палубы и платформы корабля выполнены стальными, а второстепенные переборки и выгородки - алюминиево-магниевыми.
Трамплин представляет собой подъем носового участка полетной палубы длиной 53,5 м с углом наклона к горизонту у носового среза 14°. Для подачи авиационного боезапаса из погребов оборудованы восемь лифтов. Посадка самолетов производится на четыре троса аэрофинишера «Светлана-2» в кормовой части полетной палубы (первый трос расположен в 40 м от ее кормового среза). Четвертый трос аэрофинишера совмещен с аварийным барьером «Надежда». Закрытый ангар (площадью 3980 м2) занимает около 50% длины и 70% ширины корабля. В нем могут храниться и технически обслуживаться 70% ЛАК авиагруппы. В нем же хранятся «по-походному» тягачи, газоструйные и пожарные машины. Для транспортировки ЛАК в ангаре используется полуавтоматическая система с цепными приводами: тягачи используются только для транспортировки машин по полетной палубе. В ангаре имеются посты для подготовки ЛАК к полету. В его кормовой части располагается ремонтная мастерская, чье оборудование позволяет заменять колонки с редукторами вертолетов, а также лопасти их винтов. На случай пожара ангар делится огнестойкими складными шторами с электромеханическим приводом на четыре изолированных помещения. У основания трамплина располагаются подпалубные ПУ ПКРК «Гранит». ПУ попарно размещены в диаметральной плоскости корабля и закрываются броневыми крышками, заподлицо с поверхностью полетной палубы. На ТАВКР имеются три стартовые позиции с газоотбойными щитами (дефлекторами), имеющими принудительное водяное охлаждение. Помимо них, каждая из позиций оборудована удерживающими устройствами (упорами), которые утапливаются в палубу по команде оператора, находящегося в специальной полузакрытой кабине. Одна из стартовых позиций (№ 3) предназначалась для взлета СВВП Як-41М. Вся поверхность полетной палубы и трамплина облицована противоскользящим термостойким (до 450°С) покрытием «Омега», а ВПП № 3 (предназначавшаяся для СВВП Як-41М) - термостойкими (до 750°С) плитками АК-9ФМ. На ТАВКР пр. 11436 была изменена конструкция кормовой части полетной палубы и спонсона, что позволило увеличить размеры ангара и, соответственно, количество принимаемых на борт ЛАК. По расчетам этот крейсер мог принимать 44 истребителя-штурмовика, четыре самолета ДРЛО, два учебных самолета и 17 вертолетов различного назначения.
Первый ТАВКР пр. 11435 (зав. № 105) заказали 3.03.1981 г., а второй (зав. № 106) - в 1983 г. Изначально корабли не должны были различаться между собой, но в июне 1986 г. (через семь месяцев после начала постройки первого из авианосцев) было принято решение об изменении состава РТВ второго корабля серии, а также об увеличении размеров его ангара и полетной палубы (см. выше). В процессе постройки авианосцев их корпус формировался из 21 крупного блока (впервые в практике отечественного судостроения для столь крупного корабля). По высоте корпус разделялся на два яруса, границей нижнего и верхнего ярусов являлась шестая палуба. Длина блоков достигала 32 м, а ширина соответствовала полной ширине корпуса, высота - около 13 м, масса - 1400 т. Спонсоны формировались также из блоков, Надстройка формировалась как единый блок. На стапеле в блоки нижнего яруса до закрытия шестой палубы погружали котлы и ГТЗА, другое оборудование МКО, энергоотсеков и отделений холодильных машин, механизмов, систем. Так же шла погрузка оборудования и устройств в блоки верхнего яруса. Спусковая масса "Леонида Брежнева" составляла 32 000 т, что являлось рекордом для военного кораблестроения Советского Союза. Погрузка и монтаж вооружения (кроме блока пусковых установок крылатых ракет «Гранит»), авиационно-технических средств, электрооборудования, систем вентиляции и кондиционирования воздуха осуществлялись после спуска корабля на воду.
Вопрос об авиационном вооружении ТАВКР пр. 11435 оставался открытым вплоть до начала 1993 г. Дело в том, что разработка и заводские испытания истребителя Су-33 (Су-27К) затянулись до 1990 г. В качестве его альтернативы в 1988 г. был предложен более дешевый МиГ-29К, который благодаря сравнительно небольшим размерам позволял увеличить численность авиагруппы в полтора раза. В ответ на это предложение было решено осенью 1989 г. провести так называемый заводской этап летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) самолетов Су-27К и МиГ-29К, а также корабельных авиационно-технических средств. Одновременно к испытаниям привлекли штурмовики Су-25УТТ. Создалась парадоксальная ситуация: "Тбилиси", не прошедший еще стадии швартовных испытаний (при технической готовности 82-86%), должен был выйти в море для испытаний ЛАК. С 21.10 по 23.11.1989 г. испытания всех трех машин были успешно проведены. Однако прийти к какому-либо определенному мнению коллегия МАП так и не смогла. В итоге сравнительные испытания продолжились во время проведения ЗХИ и ГИ корабля (соответственно с 25.05 по 31.07.1990 г. и с 1.08 по 4.10.1990 г.), а затем в 1991 г. на Черном море - во время ГИ самих машин. 13.09.1991 г. после посадки одного из МиГ-29К на палубу авианосца, пилот по ошибке убрал шасси при работающих двигателях. Хотя машину и восстановили, испытания истребителей ОКБ им. А.И. Микояна на "Адмирале Кузнецове" уже не проводились (т. к. было построено всего два МиГ-29К). После распада Советского Союза ТАВКР был вынужден свернуть программу испытаний и направиться в пос. Видяево. Таким образом, состав авиагруппы ТАВКР определился сам собой: в 1992-1994 гг. продолжились ЛКИ его ЛАК, в которых участвовали исключительно самолеты ОКБ им. П.О. Сухого. В 1993 г. финансирование работ по программе создания МиГ-29К было прекращено. Практически одновременно в состав корабельной авиагруппы начали поступать серийные истребители Су-27К. Интересно то, что ГИ этой машины завершили только 30.12.1994 г., и он был принят на вооружение под литерным обозначением С-33. Всего по заказу ВМФ было построено 24 таких машин. К 2006 г. пять из них по различным причинам были уже потеряны.
Адмирал Кузнецов является бесспорным достижением отечественного военного кораблестроения. Это во многих отношениях уникальный корабль, по своим боевым возможностям уступающий лишь ABA ВМС США "Enterprise" и типа "Nimitz". Действительно, наличие в составе авиагруппы из трех десятков истребителей-штурмовиков обычной схемы с высокими боевыми возможностями позволяет ему обеспечивать ПВО соединений оплота в отдаленных районах Мирового океана, оказывать поддержку высадке и наступлению (или обороне) войск десанта, а также наносить удары по береговым объектам. Кроме того, корабль, благодаря вертолетам, способен решать задачи ПЛО и высадки десанта в тылу противника. При этом надо отметить, что отсутствие катапульт сделало невозможным включить в состав авиагруппы самолеты РЛД и противолодочные самолеты, а также ограничило боевые возможности истребителей корабля. Имеемые на борту вертолеты аналогичного назначения лишь дополняют самолеты, но полностью заменить их не могут. Мало того, в настоящее время (ноябрь 2007 г.) авиагруппа корабля насчитывает всего лишь 19 истребителей Су-33. Не оправдал себя РЛК «Марс-Пассат», являющийся аналогом американской автоматической системы боевого управления (АСБУ) «Aegis». Достаточно сказать, что он не обеспечивает обнаружение, классификацию и сопровождение 120 целей (как то предусматривалось проектными ТТХ). Гораздо с большим успехом эти задачи могут решать РЛС «Фрегат-МА», сопряженные с вычислительной системой РЛК (работа которой, к слову, оценивается весьма высоко) и способные одновременно сопровождать 80 целей. Нельзя не сказать о том, что наличие на "Адмирале Кузнецове" ПКРК «Гранит» совершенно излишне. Очевидно, что вероятный противник, имея возможность заблаговременно обнаруживать наши корабли (например, при помощи самолетов системы AWACS), не допустит сближения с ТАВКР на дальность стрельбы ПКР П-700. Не менее существенным недостатком корабля является его паросиловая ГЭУ, с ее сложными в эксплуатации котлами, требующими тщательной водоподготовки. Недостаточная мощность ГТЗА на ходах свыше 18 уз заставляет форсировать ГЭУ, что в сочетании с устаревшей системой автоматики приводит (или уже привело) к износу главных механизмов и котлов. "Адмирал Кузнецов" обладает еще целым рядом недостатков, среди которых можно выделить небольшие возможности испарительных установок (которые удалось увеличить во время ремонта 2000-2004 гг.), отсутствие средств борьбы с обледенением палубы и несовершенство системы осушения трюмов (из-за отсутствия водоотливных эжекторов).
Основные тактико-технические элементы
Водоизмещение:
- стандартное - 43 000 т
- полное - 55 200 т
Главные размерения:
- длина наибольшая (по ВЛ) - 306,45 (270) м
- ширина корпуса наибольшая (по ВЛ) - 71,96 (33,41) или 751 м
- осадка средняя по обтекателям антенн ГАК - 10,0 м
Экипаж (в т. ч. офицеров):
- общий - 1980 (520)2 или 1533 (196)3
- авиагруппы - 1200
Автономность по запасам провизии - 45 сут
Энергетическая установка:
- тип - котлотурбинная
- количество х тип ГТЗА - суммарная мошность - 4 х ТВ-12-4 - 200 000 л.с.
- количество х тип главных котлов - 8 х КВГ-4 (66 кг/см2 ; 4700 С)
- количество х тип движителей - 4 х ВФШ
- количество х тип - мощность источников тока ЭЭС - 6 х ТГ (ТД-1500) - по 1500 кВт + 4 х ДГ (ДГР-1500) - по 1500 кВт
Скорость хода,уз:
- полная - 29 уз
- экономическая - 18 уз
Дальность плавания:
- со скоростью 29 уз - 3850 мили
- со скоростью 18 уз - 7680 мили
Вооружение:
Авиационное:
- истребители - 26 х СУ-27К или 34 МиГ-292
- самолеты РЛД - 4 х Як-44РЛД4
- противолодочные вертолеты - 18 х Ка-272
- десантно-штурмовые вертолеты - 18 х Ка-295
- вертолеты РЛД - 4 х Ка-312
- спасательные вертолеты - 2 х Ка-27ПС2
Авиационно-технические средства:
- угол подъема трамплина - 14 град
- количество стартовых позиций с газоотбойным щитом - 3
- количество ВПП - 11
- количество технических позиций - 9
- размеры полетной палубы - 305 х 70 м
- размеры посадочной полосы - 205 х 20 м
- количество аэрофинишеров - 4
- количество аварийных барьеров - 1
- размеры ангара - 153 х 26 х 7,2 м
- количество х грузоподъемность (размеры платформ) самолетоподъемников - 2 х 40 т (16 х 14 м)
- комплекс боевого управления авиацией - «Тур-434»
- система управления авиацией в ближней зоне - «Резистор-К4»
- система наведения истребителей - «Газон»
- система обработки полетной информации - «Полярник»
- оптическая система посадки - «Луна-3»
Комплекс противокорабельных ракет - 12 х 1 ПУ (подпалубный КТ с фиксированным углом старта) ПКР «Гранит»
- вид старта - с заполнением ракетных контейнеров забортной водой
- боезапас - 12 ПКР П-700 (ЗМ45)
- комплекс системы МКРЦ - «Коралл-БН» в обеспечении двух АП
Зенитные ракетные комплексы - 4 ЗРК «Кинжал»
- количество ВПУ в каждом комплексе х барабанов в каждой ВПУ - 2x3
- количество направляющих в каждом барабане - 8
- боезапас - 192 ЗУР 9М330
- СУО - 4 х ЗР-95
Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс - 8 БМ «Кортик»
- боезапас - 256 ЗУР 9М311 и 48 000 30-мм выстрелов
Артиллерийский комплекс - 6x1 30-мм АК-630М6
- боезапас - 72 000 выстрелов
Противоторпедный комплекс - 2 х 10 300-мм РБУ-12 000 «Удав-1»
- боезапас - 120 РГБ
Радиоэлектронное:
- БИУС - «Лесоруб-434»
- СОИ - «Тройник»
- система обработки информации и целеуказания - «Пойма»1
- КСС - «Буран-2»
- КСКС - «Кристалл-БК»
- НК - «Бейсур»
- РЛК обнаружения ВЦ - «Марс-Пассат» или «Форум-2М» в обеспечении РЛС «Подберезовик»1, 1 х МР-750 «Фрегат-МА» или 2 х «Фрегат-МА»1
- РЛС обнаружения НЛЦ - 2 х «Подкат»7
- навигационные РЛС - 2 х «Вайгач-1143»
- система наблюдения за ближней наружной обстановкой - «Ротан»
- ГАК - «Полином»8
- ГАС ППДО - МГ-717 «Амулет»
- ГАС ОВСРЗ - «Алтын»
- ГАС ЗПС - МГ-35
- комплекс РЭБ - «Кантата-11435» или «Созвездие-БР»1
- ПУ - 2x2- 140-мм ПК-2 + 12 х 10 - 122-мм ПК-10
1 - На пр. 11436.
2 - По проекту
3 - На момент вступления в строй
4 - На пр. 11436, вместо четырех вертолетов Ка-31.
5 - По проекту, могут приниматься вместо противолодочных вертолетов.
6 - Наличие на ТАВКР пр. 11435 и пр. 11436 шести АУ АК-630М без СУАО «Вымпел» объясняется стремлением внедрить на этих кораблях контур ПВО, который должен был включать в себя, помимо этих АУ, ЗРАК «Кортик» и ЗРК «Кинжал», объединенных единой СУО, сопряженной с общекорабельной БИУС. По целому ряду причин данный контур ПВО на Адмирале Кузнецове не реализован.
7 - На пр. 11435.
8 - С антеннами в носовом бульбовом, подкильном и буксируемом обтекателях.
Проект 1143.5
Проект 1143.6
Источник: Ю.В. Апальков "Ударные корабли". 2010 г.
Корабль пр. 11435 имеет стальной гладкопалубный корпус с трамплином в носовой оконечности, с продольным набором в центральной части и поперечным в оконечностях. Он делится водонепроницаемыми переборками, доходящими до полетной палубы, на 20 основных отсеков, имеет семь палуб и две платформы. Практически по всей длине корабля простирается двойное дно, которое на протяжении машинно-котельных отделений, ЦКП и погребов боезапаса переходит в двойной борт, доходящий до палубы ангара (как и на других ТАКРах). В общей сложности корпус разбит на 3857 различных помещений. Надводная конструктивная защита (НКЗ) выполнена по принципу экранирования внутренними защитными преградами, выполненными из композитных материалов (сталь-стеклопластик-сталь). Стальная составляющая НКЗ представляет собой высокопрочную сталь с пределом текучести 60 кгс/мм2. Цистерны авиационного топлива и погреба авиационного боезапаса защищены локальным бронированием коробчатого типа. ПКЗ (впервые в отечественной практике) имеет глубину от 4,5 до 5 м и представлена тремя противоторпедными переборками, образующими вдоль наружного борта корабля три камеры: воздушную (расширительную); поглощения (разбита поперечными переборками на топливные цистерны и цистерны пресной воды) и фильтрационную. Средняя переборка представляет собой многослойную (пакетную) конструкцию, выполненную из высоколегированной стали. Непотопляемость обеспечивается при затоплении пяти смежных отсеков общей длиной, не менее чем 20% длины корабля. При этом надводный борт до уровня ангарной палубы должен оставаться над водой на высоте 1,8 м, что предотвращает затопление ангара. Конструкция корпуса ТАКР пр. 11436, в принципе, была такой же, но средняя переборка ПКЗ являлась монолитной, а не многослойной.
ГЭУ размещена в двух машинно-котельных отделениях (по четыре главных котла и по два ГТЗА в каждом). Электростанции расположены в смежных с машинно-котельными отделениями отсеках по две на каждый эшелон. Надстройка ТАВКР пр. 11435 по архитектуре и общей компоновке повторяет надстройку ТАКР Баку (пр. 11434), но благодаря отказу от 100-мм и 30-мм АУ (последние перенесли на спонсоны корпуса), а также рациональному размещению АП РТВ является более компактной и эргономичной. Она насчитывает 13 ярусов и имеет высоту 32 м. «Остров» надстройки установлен на спонсоне (о чем уже говорилось), что увеличивает ширину полетной палубы до 67 м и обеспечивает безопасность посадки самолетов. Надстройка ТАВКР пр. 11436 отличалась от надстройки «одноклассника» расположением АП: на ней отсутствовали плоскости ФАР; вместо АП РЛС «Фрегат-МА» на каркасе АП системы «Резистор-К4» смонтировали АП РЛС «Подберезовик» комплекса «Форум-2М», а два АП РЛС «Фрегат-МА» разместили на ее носовой и кормовой частях. Корпус, главные водонепроницаемые переборки, палубы и платформы корабля выполнены стальными, а второстепенные переборки и выгородки - алюминиево-магниевыми.
Трамплин представляет собой подъем носового участка полетной палубы длиной 53,5 м с углом наклона к горизонту у носового среза 14°. Для подачи авиационного боезапаса из погребов оборудованы восемь лифтов. Посадка самолетов производится на четыре троса аэрофинишера «Светлана-2» в кормовой части полетной палубы (первый трос расположен в 40 м от ее кормового среза). Четвертый трос аэрофинишера совмещен с аварийным барьером «Надежда». Закрытый ангар (площадью 3980 м2) занимает около 50% длины и 70% ширины корабля. В нем могут храниться и технически обслуживаться 70% ЛАК авиагруппы. В нем же хранятся «по-походному» тягачи, газоструйные и пожарные машины. Для транспортировки ЛАК в ангаре используется полуавтоматическая система с цепными приводами: тягачи используются только для транспортировки машин по полетной палубе. В ангаре имеются посты для подготовки ЛАК к полету. В его кормовой части располагается ремонтная мастерская, чье оборудование позволяет заменять колонки с редукторами вертолетов, а также лопасти их винтов. На случай пожара ангар делится огнестойкими складными шторами с электромеханическим приводом на четыре изолированных помещения. У основания трамплина располагаются подпалубные ПУ ПКРК «Гранит». ПУ попарно размещены в диаметральной плоскости корабля и закрываются броневыми крышками, заподлицо с поверхностью полетной палубы. На ТАВКР имеются три стартовые позиции с газоотбойными щитами (дефлекторами), имеющими принудительное водяное охлаждение. Помимо них, каждая из позиций оборудована удерживающими устройствами (упорами), которые утапливаются в палубу по команде оператора, находящегося в специальной полузакрытой кабине. Одна из стартовых позиций (№ 3) предназначалась для взлета СВВП Як-41М. Вся поверхность полетной палубы и трамплина облицована противоскользящим термостойким (до 450°С) покрытием «Омега», а ВПП № 3 (предназначавшаяся для СВВП Як-41М) - термостойкими (до 750°С) плитками АК-9ФМ. На ТАВКР пр. 11436 была изменена конструкция кормовой части полетной палубы и спонсона, что позволило увеличить размеры ангара и, соответственно, количество принимаемых на борт ЛАК. По расчетам этот крейсер мог принимать 44 истребителя-штурмовика, четыре самолета ДРЛО, два учебных самолета и 17 вертолетов различного назначения.
Первый ТАВКР пр. 11435 (зав. № 105) заказали 3.03.1981 г., а второй (зав. № 106) - в 1983 г. Изначально корабли не должны были различаться между собой, но в июне 1986 г. (через семь месяцев после начала постройки первого из авианосцев) было принято решение об изменении состава РТВ второго корабля серии, а также об увеличении размеров его ангара и полетной палубы (см. выше). В процессе постройки авианосцев их корпус формировался из 21 крупного блока (впервые в практике отечественного судостроения для столь крупного корабля). По высоте корпус разделялся на два яруса, границей нижнего и верхнего ярусов являлась шестая палуба. Длина блоков достигала 32 м, а ширина соответствовала полной ширине корпуса, высота - около 13 м, масса - 1400 т. Спонсоны формировались также из блоков, Надстройка формировалась как единый блок. На стапеле в блоки нижнего яруса до закрытия шестой палубы погружали котлы и ГТЗА, другое оборудование МКО, энергоотсеков и отделений холодильных машин, механизмов, систем. Так же шла погрузка оборудования и устройств в блоки верхнего яруса. Спусковая масса "Леонида Брежнева" составляла 32 000 т, что являлось рекордом для военного кораблестроения Советского Союза. Погрузка и монтаж вооружения (кроме блока пусковых установок крылатых ракет «Гранит»), авиационно-технических средств, электрооборудования, систем вентиляции и кондиционирования воздуха осуществлялись после спуска корабля на воду.
Вопрос об авиационном вооружении ТАВКР пр. 11435 оставался открытым вплоть до начала 1993 г. Дело в том, что разработка и заводские испытания истребителя Су-33 (Су-27К) затянулись до 1990 г. В качестве его альтернативы в 1988 г. был предложен более дешевый МиГ-29К, который благодаря сравнительно небольшим размерам позволял увеличить численность авиагруппы в полтора раза. В ответ на это предложение было решено осенью 1989 г. провести так называемый заводской этап летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) самолетов Су-27К и МиГ-29К, а также корабельных авиационно-технических средств. Одновременно к испытаниям привлекли штурмовики Су-25УТТ. Создалась парадоксальная ситуация: "Тбилиси", не прошедший еще стадии швартовных испытаний (при технической готовности 82-86%), должен был выйти в море для испытаний ЛАК. С 21.10 по 23.11.1989 г. испытания всех трех машин были успешно проведены. Однако прийти к какому-либо определенному мнению коллегия МАП так и не смогла. В итоге сравнительные испытания продолжились во время проведения ЗХИ и ГИ корабля (соответственно с 25.05 по 31.07.1990 г. и с 1.08 по 4.10.1990 г.), а затем в 1991 г. на Черном море - во время ГИ самих машин. 13.09.1991 г. после посадки одного из МиГ-29К на палубу авианосца, пилот по ошибке убрал шасси при работающих двигателях. Хотя машину и восстановили, испытания истребителей ОКБ им. А.И. Микояна на "Адмирале Кузнецове" уже не проводились (т. к. было построено всего два МиГ-29К). После распада Советского Союза ТАВКР был вынужден свернуть программу испытаний и направиться в пос. Видяево. Таким образом, состав авиагруппы ТАВКР определился сам собой: в 1992-1994 гг. продолжились ЛКИ его ЛАК, в которых участвовали исключительно самолеты ОКБ им. П.О. Сухого. В 1993 г. финансирование работ по программе создания МиГ-29К было прекращено. Практически одновременно в состав корабельной авиагруппы начали поступать серийные истребители Су-27К. Интересно то, что ГИ этой машины завершили только 30.12.1994 г., и он был принят на вооружение под литерным обозначением С-33. Всего по заказу ВМФ было построено 24 таких машин. К 2006 г. пять из них по различным причинам были уже потеряны.
Адмирал Кузнецов является бесспорным достижением отечественного военного кораблестроения. Это во многих отношениях уникальный корабль, по своим боевым возможностям уступающий лишь ABA ВМС США "Enterprise" и типа "Nimitz". Действительно, наличие в составе авиагруппы из трех десятков истребителей-штурмовиков обычной схемы с высокими боевыми возможностями позволяет ему обеспечивать ПВО соединений оплота в отдаленных районах Мирового океана, оказывать поддержку высадке и наступлению (или обороне) войск десанта, а также наносить удары по береговым объектам. Кроме того, корабль, благодаря вертолетам, способен решать задачи ПЛО и высадки десанта в тылу противника. При этом надо отметить, что отсутствие катапульт сделало невозможным включить в состав авиагруппы самолеты РЛД и противолодочные самолеты, а также ограничило боевые возможности истребителей корабля. Имеемые на борту вертолеты аналогичного назначения лишь дополняют самолеты, но полностью заменить их не могут. Мало того, в настоящее время (ноябрь 2007 г.) авиагруппа корабля насчитывает всего лишь 19 истребителей Су-33. Не оправдал себя РЛК «Марс-Пассат», являющийся аналогом американской автоматической системы боевого управления (АСБУ) «Aegis». Достаточно сказать, что он не обеспечивает обнаружение, классификацию и сопровождение 120 целей (как то предусматривалось проектными ТТХ). Гораздо с большим успехом эти задачи могут решать РЛС «Фрегат-МА», сопряженные с вычислительной системой РЛК (работа которой, к слову, оценивается весьма высоко) и способные одновременно сопровождать 80 целей. Нельзя не сказать о том, что наличие на "Адмирале Кузнецове" ПКРК «Гранит» совершенно излишне. Очевидно, что вероятный противник, имея возможность заблаговременно обнаруживать наши корабли (например, при помощи самолетов системы AWACS), не допустит сближения с ТАВКР на дальность стрельбы ПКР П-700. Не менее существенным недостатком корабля является его паросиловая ГЭУ, с ее сложными в эксплуатации котлами, требующими тщательной водоподготовки. Недостаточная мощность ГТЗА на ходах свыше 18 уз заставляет форсировать ГЭУ, что в сочетании с устаревшей системой автоматики приводит (или уже привело) к износу главных механизмов и котлов. "Адмирал Кузнецов" обладает еще целым рядом недостатков, среди которых можно выделить небольшие возможности испарительных установок (которые удалось увеличить во время ремонта 2000-2004 гг.), отсутствие средств борьбы с обледенением палубы и несовершенство системы осушения трюмов (из-за отсутствия водоотливных эжекторов).
Основные тактико-технические элементы
Водоизмещение:
- стандартное - 43 000 т
- полное - 55 200 т
Главные размерения:
- длина наибольшая (по ВЛ) - 306,45 (270) м
- ширина корпуса наибольшая (по ВЛ) - 71,96 (33,41) или 751 м
- осадка средняя по обтекателям антенн ГАК - 10,0 м
Экипаж (в т. ч. офицеров):
- общий - 1980 (520)2 или 1533 (196)3
- авиагруппы - 1200
Автономность по запасам провизии - 45 сут
Энергетическая установка:
- тип - котлотурбинная
- количество х тип ГТЗА - суммарная мошность - 4 х ТВ-12-4 - 200 000 л.с.
- количество х тип главных котлов - 8 х КВГ-4 (66 кг/см2 ; 4700 С)
- количество х тип движителей - 4 х ВФШ
- количество х тип - мощность источников тока ЭЭС - 6 х ТГ (ТД-1500) - по 1500 кВт + 4 х ДГ (ДГР-1500) - по 1500 кВт
Скорость хода,уз:
- полная - 29 уз
- экономическая - 18 уз
Дальность плавания:
- со скоростью 29 уз - 3850 мили
- со скоростью 18 уз - 7680 мили
Вооружение:
Авиационное:
- истребители - 26 х СУ-27К или 34 МиГ-292
- самолеты РЛД - 4 х Як-44РЛД4
- противолодочные вертолеты - 18 х Ка-272
- десантно-штурмовые вертолеты - 18 х Ка-295
- вертолеты РЛД - 4 х Ка-312
- спасательные вертолеты - 2 х Ка-27ПС2
Авиационно-технические средства:
- угол подъема трамплина - 14 град
- количество стартовых позиций с газоотбойным щитом - 3
- количество ВПП - 11
- количество технических позиций - 9
- размеры полетной палубы - 305 х 70 м
- размеры посадочной полосы - 205 х 20 м
- количество аэрофинишеров - 4
- количество аварийных барьеров - 1
- размеры ангара - 153 х 26 х 7,2 м
- количество х грузоподъемность (размеры платформ) самолетоподъемников - 2 х 40 т (16 х 14 м)
- комплекс боевого управления авиацией - «Тур-434»
- система управления авиацией в ближней зоне - «Резистор-К4»
- система наведения истребителей - «Газон»
- система обработки полетной информации - «Полярник»
- оптическая система посадки - «Луна-3»
Комплекс противокорабельных ракет - 12 х 1 ПУ (подпалубный КТ с фиксированным углом старта) ПКР «Гранит»
- вид старта - с заполнением ракетных контейнеров забортной водой
- боезапас - 12 ПКР П-700 (ЗМ45)
- комплекс системы МКРЦ - «Коралл-БН» в обеспечении двух АП
Зенитные ракетные комплексы - 4 ЗРК «Кинжал»
- количество ВПУ в каждом комплексе х барабанов в каждой ВПУ - 2x3
- количество направляющих в каждом барабане - 8
- боезапас - 192 ЗУР 9М330
- СУО - 4 х ЗР-95
Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс - 8 БМ «Кортик»
- боезапас - 256 ЗУР 9М311 и 48 000 30-мм выстрелов
Артиллерийский комплекс - 6x1 30-мм АК-630М6
- боезапас - 72 000 выстрелов
Противоторпедный комплекс - 2 х 10 300-мм РБУ-12 000 «Удав-1»
- боезапас - 120 РГБ
Радиоэлектронное:
- БИУС - «Лесоруб-434»
- СОИ - «Тройник»
- система обработки информации и целеуказания - «Пойма»1
- КСС - «Буран-2»
- КСКС - «Кристалл-БК»
- НК - «Бейсур»
- РЛК обнаружения ВЦ - «Марс-Пассат» или «Форум-2М» в обеспечении РЛС «Подберезовик»1, 1 х МР-750 «Фрегат-МА» или 2 х «Фрегат-МА»1
- РЛС обнаружения НЛЦ - 2 х «Подкат»7
- навигационные РЛС - 2 х «Вайгач-1143»
- система наблюдения за ближней наружной обстановкой - «Ротан»
- ГАК - «Полином»8
- ГАС ППДО - МГ-717 «Амулет»
- ГАС ОВСРЗ - «Алтын»
- ГАС ЗПС - МГ-35
- комплекс РЭБ - «Кантата-11435» или «Созвездие-БР»1
- ПУ - 2x2- 140-мм ПК-2 + 12 х 10 - 122-мм ПК-10
1 - На пр. 11436.
2 - По проекту
3 - На момент вступления в строй
4 - На пр. 11436, вместо четырех вертолетов Ка-31.
5 - По проекту, могут приниматься вместо противолодочных вертолетов.
6 - Наличие на ТАВКР пр. 11435 и пр. 11436 шести АУ АК-630М без СУАО «Вымпел» объясняется стремлением внедрить на этих кораблях контур ПВО, который должен был включать в себя, помимо этих АУ, ЗРАК «Кортик» и ЗРК «Кинжал», объединенных единой СУО, сопряженной с общекорабельной БИУС. По целому ряду причин данный контур ПВО на Адмирале Кузнецове не реализован.
7 - На пр. 11435.
8 - С антеннами в носовом бульбовом, подкильном и буксируемом обтекателях.
Проект 1143.5
Проект 1143.6
Источник: Ю.В. Апальков "Ударные корабли". 2010 г.