Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.).
Разработчик: Отдел «520» завода № 183 им. Коминтерна, Харьков.
Главный конструктор А.А.Морозов.
Заводской индекс: А-43.
Обозначения в переписке: Т-34-Т [торсионный], Т-34-М [модернизированный], танк «большой модернизации».
Опытные образцы не изготовлялись в связи с началом войны.
История создания.
Как известно, средний танк Т-34 был принят на вооружение Красной Армии постановлением Комитета Обороны СССР от 19 декабря 1939 г. Опытные образцы машины, имевшие заводское обозначение А-34, были изготовлены и испытаны зимой — весной 1940 г., при этом у них обнаружилось большое количество различных недостатков и недоработок. Тем не менее, летом 1940 г. новый танк запустили в серийное производство. Вопрос стоял так — или выпускать тридцатьчетверку с её недостатками, или армия останется без новых танков в условиях роста напряжённости в мире. В результате было принято компромиссное решение — выпуск Т-34 начать, но все выявленные недостатки машины устранить.
Летом 1940 г. в Германии был приобретён массовый средний танк Pz.Kpfw.III Ausf.G, который в СССР был чательно изучен. С точки зрения вооружения и бронирования немецкий танк не впечатлил советских военных и танкостроителей, а вот конструкция, как машины в целом, так и ёё отдельных агрегатов, вызвала немалый интерес со стороны Главного автобронетанкового управления Красной Армии (ГАБТУ КА) и отечественных танковых конструкторских бюро (КБ). Танк был скоростным - развивал максимальную скорость почти 70 км/ч, имел более удачные приборы наблюдения, трёхместную башню с командирской башенкой, обеспечившей круговой обзор, торсионную подвеску, более удачную, чем свечная подвеска Т-34 (как на танках БТ и «Танке Кристи»). По результатам изучения Pz.Kpfw.III некоторые удачные элементы, включая командирскую башенку, решили разработать и для советских танков. Кроме того, под влиянием этой машины были скорректированы требования к некоторым отечественным танкам, например, будущему Т-50.
Испытания Pz.Kpfw.III Ausf.G, НИБТ Полигон, август 1940 г.:
25 сентября 1940 г. в адрес наркома среднего машиностроения И.А.Лихачёва от начальника ГАБТУ Красной Армии Я.Н.Федоренко ушло письмо № 76444сс с предложениями по совершенствованию танков Т-34, СП, Т-40 и «KB», где по Т-34 указывались 23 пункта предложений. В их числе были: установка командирской башенки с круговым обзором, увеличение экипажа до 5 человек, разработка планетарного механизма поворота, изменение смотровых приборов, а также замена свечной подвески на торсионную с установкой гидравлических амортизаторов. В нескольких пунктах по улучшениям конструкции Т-34 прослеживается влияние немецкой машины Pz.Kpfw.III на внедрение новых технических решений.
Предложение обсуждалось в Народном комиссариате обороны (НКО) и Народном комиссариате среднего машиностроения (НКСМ). По совокупности факторов, в т.ч. назревшим доработкам конструкции новых советских танков, стало постановление Комитета обороны при СНК Союза ССР № 428сс от 19 ноября 1940 г. «О дополнениях и изменениях в тактико-технические требования по танкам КВ, Т-34 и Т-40». В части Т-34 на танк планировалось установить более мощный двигатель В-2К мощностью 600 л.с. от КВ-1, обеспечить боевой вес не более 26 т, расширить башню (без увеличения диаметра башенного погона), установить командирскую башенку с круговым обзором, а также заводу № 183 НКСМ к 1 января 1941 г. представить в Комитет обороны свои предложения о переходе на производство танков Т-34 с торсионной подвеской. Этим же постановлением ужесточались требования надёжности, как трансмиссии и ходовой части, так и к танкам в целом. Так, межремонтный пробег работы танка Т-34 до капитального ремонта должен быть не менее 7000 км. Главный и бортовые фрикционы должны обеспечивать надежную работу при любых дорожных условиях движения без коробления дисков. Регулировка агрегатов трансмиссии должна производиться не чаще, чем через 1000 км движения. Гарантийный километраж работы ходовой части (траки, пальцы, катки, ведущее колесо и т.д.) танка установливался не менее 3000 км.
Приказом НКСМ № 268сс от 25 ноября 1940 г. КБ «Отдел 520» завода № 183 поручалось проведение мероприятий по улучшению конструкции Т-34 и выполнению требований, заданных постановлением Комитет обороны № 428сс от 19 ноября 1940 г.
Однако намеченные постановлением Комитет обороны № 428сс от 19 ноября 1940 г. пути повышения боевых свойств танка Т-34 не во всём устраивали военных. Поэтому 13 декабря 1940 г. начальник 1-го отделения 3-го отдела бронетанкового управления ГАБТУ КА подполковник И.Г.Панов (инженер, который курировал работы по Т-34 от ГАБТУ) направил на имя начальника ГАБТУ генерал-лейтенанта Я.Н.Федоренко следующее письмо:
«Постановление Комитета обороны № 428 предусматривает расширение башни танка Т-34 без расширения погона. Эта модернизация не дает полной эффективности улучшения боевых качеств танка. Уширение башни в верхней ее части даст некоторое улучшение в размещении экипажа в походном положении (удобнее будет сидеть). При стрельбе же положение не улучшится, так как, не изменяя погона, остается узкое пространство между гильзоулавливателем и погоном, которое и будет стеснять работу расчета при стрельбе (особенно заряжающего). При установке пушки Ф-34 еще больше затрудняется работа экипажа, так как гильзоулавливатель своей тыльной частью почти касается погона, что не дает возможности произвести замену орудийного расчета, не опуская гильзоулавливателя, и разместить пятого члена экипажа — командира с установленной ему командирской башенкой.
Преследуемая цель расширением башни без расширения погона обеспечить более легкий переход производства на самом деле не дает правильного и нужного решения…
Существующая башня танка Т-34 тесна, мало удобна, имеет слабую видимость, но последние испытания войскового пробега с троекратной боевой стрельбой еще раз подтвердили, что вести прицельный огонь из танка можно. Интенсивность достигает 2–3 выстрела в минуту.
Имеется ли возможность расширить погон башни танка Т-34? Да, имеется. По предварительным прикидкам, можно погон башни расширить примерно на 200 мм. Возможно ли это расширение с точки зрения производства? Возможно, так как для Мариупольского завода это расширение не имеет никакого значения, а завод № 183 имеет станочное оборудование для производства расширенного погона.
Расширение башни и погона на 200 мм даст возможность удобного размещения орудийного расчета и обеспечит требование правительства — дать 6 прицельных выстрелов на ходу танка. Позволит разместить 5-го члена экипажа (командира танка — части), разгруженного для ведения наблюдения за полем боя и руководства танком — соединением, что значительно повысит боевые качества танка…
Постановление Комитет Обороны № 428сс не предусматривает в 1941 г. постановки на танк Т-34 торсионной подвески, можно полагать, по причине трудности изготовления торсионных валов для завода № 183.
По выяснению мною на заводе № 183 установил, что имеющееся станочное оборудование позволяет производить обработку торсионных валов. Проект торсионной подвески заводом разработан с использованием существующих катков и балансиров.
Какие дает преимущества торсионная подвеска по предварительным подсчетам?
а). Увеличивается объем боевого отделения танка на 20 %, что дает возможность увеличить боекомплект, что и выдвинуто нами в проекте Постановления с учетом постановки торсионной подвески.
б). Увеличенный объем боевого отделения дает возможность более удобно разместить экипаж и облегчить его работу в боевых условиях.
в). Увеличивается запас топлива до 750 л вместо 465 л, что увеличивает радиус действия танка на 60-100 км, а топливные баки из боевого отделения переносятся в трансмиссионное.
г). Уменьшается вес самой подвески на 300–400 кг.
д). Облегчается монтаж и демонтаж.
е). Ликвидируются вырезы в бортах танка для хода балансиров.
Без установки торсионной подвески и связанной с ней перекомпоновки нельзя значительно снизить вес танка.
Установка мотора В-2К без предварительной проверки трансмиссии нежелательна, так как коробка перемены передач была рассчитана на вес танка в 18 тн. при мощности мотора 500 л.с. с Мкр=240 кг/м и числе оборотов 1800 об/мин.
Мотор В-2К имеет мощность 600 л.с. Мкр=265 кг/мин. макс. число оборотов 2100 об/мин, а вес танка колеблется в пределах 27, увеличение же всех остальных параметров может вызвать усиленный износ деталей КПП и преждевременный выход ее из строя.
Вывод: В дополнение к постановлению КО № 428, считаю необходимым просить выйти с ходатайством в КО об изготовлении к 1.4.41 г. заводом № 183 НКСМ двух усовершенствованных образцов Т-34, в которые должно войти:
а). Расширение башни и погона с поставкой на ней командирской башенки с круговым обзором.
б). Установить торсионную подвеску.
в). Увеличить боекомплект.
г). Усилить трансмиссию танка.
д). Увеличить максимальную скорость танка до 70 км/ч.
е). Максимально улучшить рабочие места экипажа, обеспечив им удобное размещение, хорошее наблюдение.
В период апрель-май провести испытания.
Июнь месяц — на доработки по результатам испытаний.
Июль месяц — вторичное испытание образцов с доработками.
Август и сентябрь месяцы на отработку технологичного процесса. В октябре начать серийный выпуск усовершенствованного Т-34.
Это даст возможность без спешки ввести все изменения по усовершенствованию, проверить испытаниями и планово безболезненно перейти к производству на выпуск еще более высококачественной машины.
Завод № 183 на выполнение указанной работы идет охотно и считает такие мероприятия по усовершенствованию танка совершенно правильными. Выпуск серийных танков Т-34 производить с существующей башней, не меняя как-то половинчато и подвеску, сохранив взаимозаменяемость внутреннего оборудования, сосредоточив внимание на максимальном выпуске танков».
Предложения подполковника И.Г.Панова были взвешены и разумны, и позволяли в перспективе получить мощную боевую машину, превосходящую имевшийся на тот момент танк Т-34. Его инициатива получила поддержку у начальника ГАБТУ КА генерал-лейтенанта Я.Н.Федоренко, который направил соответствующие предложения в Комитет обороны, НКСМ и на завод № 183 НКСМ.
Первое обсуждение некоторых вопросов намеченной модернизации Т-34 прошло 29 декабря 1940 г. в Харькове, на заводе № 183. На заседании присутствовали директор завода № 183 Максарев, главный инженер предприятия Махонин и главный конструктор завода Морозов, представители Мариупольского завода им. Ильича (предприятие проставляло в Харьков бронедетали для производства Т-34) — главный инженер Ниценко, главный технолог Ходос и главный технолог по литью Брагин, Главспецмаша НКСМ (в его состав входил завод № 183) — инженер Масальская, ГАБТУ КА — военинженеры 2-го ранга Козырев, Зухер и подполковник Панов. При этом многие предложенные варианты модернизации Т-34 рассматривались в эскизах и черновиках, так как за столь короткое время — всего месяц с момента появления постановления Комитет Обороны № 428сс — КБ завода № 183, загруженное текущими заданиями по обеспечению серийного производства Т-34, не успело до конца проработать и оформить свои предложения.
Главный конструктор завода № 183 А.А.Морозов сделал доклад «О модернизации танка Т-34», в котором предлагались варианты расширения башни без изменения диаметра погона, введение специальной командирской башенки и рад других изменений.
Предлагалось три варианта башен Т-34, разработанных конструкторами завода № 183. Первые две имели нормальный погон (1420 мм), «местные уширения в местах расположения орудийного расчета» и командирскую башенку над местом наводчика. Между собой эти варианты различались только формой изгиба бортовых листов. В ходе обсуждения присутствовавшие пришли к мнению, что «ввиду значительного усложнения бортов, требующей сложной штамповки и трудно осуществимой правки, признать конструкцию башни с местными уширениями для производства непригодной...»
Третий вариант башни имел уширенный до 1600 мм погон, расширенную носовую часть и командирскую башенку в задней части крыши. В протоколе совещания отмечалось:
«Предъявленный третий вариант башни целиком удовлетворяет требованиям по размещению расчёта, что обеспечивает удобное ведение прицельного огня и повышает темп стрельбы. Значительно улучшается обзорность из башни. Улучшена посадка экипажа за счет большего количества люков в башне.
С точки зрения производства брони башни, последняя значительно упрощена по сравнению с первыми двумя представленными вариантами. Для перехода на изготовление указанного варианта также потребуется замена производственного инструмента, но штампы будут менее сложные. Время для подготовки серийного производства башен этого варианта потребуется 2–3 месяца».
Также рассматривались различные варианты изменения конструкции передней части корпуса Т-34 для установки башни с расширенным погоном — например, предлагался «цельно штампованный носовой узел вместо составного с литой балкой».
В ходе обсуждения между представителями заводов № 183 им. Коминтерна и им. Ильича возникло много противоречий, связанных с внесением изменений в Т-34. Так, «мариупольцы» обвиняли «харьковчан» в чрезмерном усложнении конструкции башни и корпуса танка, сообщив, что все бронедетали по модернизированной машине спроектированы так, что «производство их в значительной степени будет осложнено...
Особо необходимо отметить, увеличение числа литых деталей, представленных на рассмотрение заводом им. Коминтерна (щит водителя, бронировка системы Ф-34, командирская башенка, лобовой щит башни). Все перечисленные детали, в дополнение к отливаемым деталям на Мариупольском заводе, к производству не могут быть приняты в силу недостаточности производственных мощностей — печей и площадей».
Конечно, у каждого из предприятий была своя правда — харьковчане пытались повысить боевые свойства Т-34, а завод им. Ильича, перегруженный заказами для ВМФ, хотел сохранить производство в существующем виде, затрачивая минимум средств на изготовление новых приспособлений, штампов и оснастки.
По вопросу модернизации танка Т-34 начальник ГАБТУ генерал-лейтенант Я.Н.Федоренко заручился поддержкой одного из членов Комитета обороны Маршала Советского Союза Г.И.Кулика. Получив письмо Федоренко, составленное на основе доклада подполковника Панова от 13 декабря 1940 г., Кулик уже 30 декабря 1940 г. направил на имя председателя Комитета обороны при СНК СССР Маршала Советского Союза К.Е.Ворошилова документ, в котором предлагал для повышения боевых качеств танка Т-34 «обязать НКСМ (завод № 183) изготовить к 1. IV-41 г. 2 опытных танка с торсионной подвеской, расширенным погоном башни, установкой на ней командирской башенки с круговым обзором и повышенной боевой скоростью».
К этому прилагался проект постановления Комитета обороны под названием «О переходе на производство танков Т-34 с торсионной подвеской». Согласно ему, башенный погон опытных танков расширялся до 1600 мм, расчёт башни возрастал до 3 человек, устанавливалась командирская башенка с круговым обзором, вместо свечной подвески вводилась торсионная подвеска, а вместо В-2К устанавливался двигатель В-5 мощностью 600 л.с. (форсированный до 700 л.с. вариант этого дизеля проходил испытания на опытном танке Т-150). Ожидалось, что максимальная скорость танков вырастет до 65-70 км/ч.
Постановление осталось только в проекте, но письмо Кулика Ворошилову сыграло свою роль в ускорении работ по модернизации танка Т-34.
В отчете о работе завода № 183 за 1940 г. о проектировании новой боевой машины говорилось следующее:
«В соответствии с приказом НКСМ от 25.11.40 г. и директивы БТУ КА от 3.12.40 г. КБ приступило к разработке модернизированного танка по большинству вопросов:
Разработка 8-скоростной коробки перемены передач.
Разработка торсионной подвески.
Разработка смотрового прибора радиста и башни.
Разработка новой конструкции гусениц с цевочным и гребневым зацеплением.
Разработка варианта башни на уширенном погоне с башенкой над командиром.
Разработка увеличенной башни на нормальном погоне».
В январе 1941 г. на совместном совещании представителей ГАБТУ КА и НКСМ прошло обсуждение сроков введения в серию модернизированных узлов и деталей тридцатьчетверки, разрабатываемых в КБ завода № 183. По-сути, в рамках модернизации танка накопился огромный объём требуемых изменений в конструкцию танка. Кроме того, в это же время (январь 1941 г.) ГАБТУ КА утвердило новые тактико-технические требования на проектирование танка Т-34 с торсионной подвеской. По ним предполагалось спроектировать боевую машину массой не более 25,5 т, с экипажем из 5 человек, броней толщиной 35–45 мм (борта предполагалось сделать вертикальными), вооруженную 76-мм пушкой Ф-34 и двумя пулеметами ДТ. Танк должен был оснащаться торсионной подвеской, дизелем В-5 мощностью 600 л.с. и 5-скоростной коробкой перемены передач. Для наблюдения за полем боя машина оснащалась командирской башенкой. Первоначально в документах эта машина обозначалась как Т-34-Т (торсионный), но затем обозначение сменили на Т-34М (модернизированный). В начале февраля 1941 г. в документах КБ завода № 183 и ГАБТУ КА произошло разделение вносимых изменений в конструкцию танка по их приоритетности: появился танк Т-34 «большой модернизации» и танк Т-34 «малой модернизации». Если первая модернизация по совокупности вносимых изменений фактически представляла собой создание новой боевой машины, то вторая модернизация осуществлялась для повышения боевых качеств серийных тридцатьчетверок.
В рамках программы «малой модернизации» предполагалось на серийных танках Т-34 установить новые призматические смотровые приборы у механика-водителя и в башне, а также новые главный фрикцион, вентилятор, гусеницы, боеукладку (с увеличенным боекомплектом), масляную систему, башенный погон и ряд других агрегатов. К 20 марта 1941 г. все чертежи по малой модернизации Т-34 были спущены в производство. По заявлению представителей завода, к 10–12 апреля 1941 г. можно было ожидать появление опытного образца Т-34 «малой модернизации». Но тридцатьчетверке «малой модернизации» не суждено было появиться «в металле». По состоянию на конец апреля 1941 г. находилось на испытании три типа вентилятора, дорабатывалась по результатам пробегов новая гусеница, велись работы по улучшению погона башни, испытывались новые воздухоочистители и люк механика-водителя новой конструкции. Однако уже в мае 1941 г. работы по малой модернизации Т-34 приостановили, и КБ завода № 183 переключили на танк «большой модернизации» (при том, что малочисленное КБ ещё должно было обеспечивать серийное производство Т-34).
Первые эскизные проработки по танку, который в переписке стали называть Т-34М, были готовы в конце января - начале февраля 1941 г. Они были направлены на рассмотрение в ГАБТУ КА. На тот момент прорабатывалось два варианта корпуса, существенно отличавшимися от серийных Т-34. Носовая часть корпуса напоминала ту, что использовалась на тяжёлом танке КВ. Место механика-водителя переносилось вправо, а стрелка-радиста, наоборот, влево. В верхнем лобовом листе оставались смотровые приборы и шаровая установка ДТ, а на крыше отделения управления появлялись люки механика-водителя и стрелка-радиста. Также появлялись смотровые приборы по бортам отделения управления. Изменилась и кормовая часть, также больше напоминавшая КВ (и Pz.Kpfw.III).
Разница между двумя вариантами корпусов состояла в расширении башенного погона. В первом случае борта делали прямыми, а для уширения подбашенного листа приваривались специальные «приливы» (впоследствии похожее техническое решение было реализовано на Т-54). Во втором случае верхние бортовые листы делали из двух частей, после соединения имевших V-образную форму; кроме того, их делали под рациональными углами наклона.
Первый вариант корпуса проекта модернизации Т-34 с накладками по бортам:
Второй вариант модернизации имел верхние бортовые листы из трёх частей, кроме того, их расположили под рациональными углами наклона:
Танк получал новую трёхместную башню с двумя люками и командирской башенкой (без люка для командира), расположенной в корме башни. В качестве основного вооружения была применена 76-мм пушка Ф-34. Вместо гнутого лобового листа с амбразурой под орудие предполагалось использовать неподвижную бронировку в виде отдельной детали сложной формы.
Виды в плане со схемой обзорности из приборов наблюдения проекта модернизированного танка Т-34, направленные в ГАБТУ КА в январе 1941 г. (ЦАМО):
12 февраля 1941 г. курировавший работы по Т-34 от ГАБТУ подполковник Панов направил в Харьков «замечания по предварительному рассмотрению эскизных разработок по Т-34М (с торсионной подвеской)».
В своем письме Панов писал:
«Корпус. По носовой части замечаний нет. Борта из предъявленных вариантов наиболее приемлемы целые. Корма требует доработки и в предъявленном оформлении не приемлема...
Башня. По ее конфигурации и размеру в свету 1750 мм — возражений нет. Установка вооружения, конструкция смотровых приборов и башенки еще не отработаны и заключения сделать нельзя, но схема выбрана правильно...
Коробка пер. передач. На 6 скоростей с минимальной скоростью при 1700 об/мин двигателя 6,42 км/час и перекрытием на все остальные скорости 1,3 подобрана удачно. Максимальную скорость при 2000 об/мин дв. в 61 км/час необходимо увеличить до 65 км/час...
Ходовая часть находится в стадии разработки...
Относительно размещения водителя справа по ходу танка возражений не имею.
С предлагаемой схемой обзорности согласен — проработать возможность переноса боковых задних смотровых приборов башни на крышу башни.
Вместо снимаемого пулемета ДТ в носовой части танка должен быть установлен огнемет с дальностью огнеметания 90 м и запасом огнесмеси 10–12 выстрелов».
После получения результатов рассмотрения в ГАБТУ КА предварительных проработок нового танка, КБ завода № 183 ускоренными темпами приступило к детальной разработке этой машины. В докладе о ходе выполнения опытных работ за период с 20 февраля по 20 марта 1941 г. указано:
«Танк Т-34 большой модернизации.
1. К настоящему времени готов деревянный макет нового образца.
2. Разработаны чертежи отдельных агрегатов.
3. Все чертежи по плану должны быть спущены в производство к 1 мая 1941 года».
Средний танк Т-34 с литой башней выпуска января 1941 г., завод № 183 (черт. Желтов И.Г.):
Источники:
https://arsenal-info.ru/b/book/1766508140/2
https://warspot.ru/10340-svoevremennaya-pokupka
https://warspot.ru/14044-predvoennaya-perspektiva
https://t34inform.ru/publication/p03-9.html
Разработчик: Отдел «520» завода № 183 им. Коминтерна, Харьков.
Главный конструктор А.А.Морозов.
Заводской индекс: А-43.
Обозначения в переписке: Т-34-Т [торсионный], Т-34-М [модернизированный], танк «большой модернизации».
Опытные образцы не изготовлялись в связи с началом войны.
История создания.
Как известно, средний танк Т-34 был принят на вооружение Красной Армии постановлением Комитета Обороны СССР от 19 декабря 1939 г. Опытные образцы машины, имевшие заводское обозначение А-34, были изготовлены и испытаны зимой — весной 1940 г., при этом у них обнаружилось большое количество различных недостатков и недоработок. Тем не менее, летом 1940 г. новый танк запустили в серийное производство. Вопрос стоял так — или выпускать тридцатьчетверку с её недостатками, или армия останется без новых танков в условиях роста напряжённости в мире. В результате было принято компромиссное решение — выпуск Т-34 начать, но все выявленные недостатки машины устранить.
Летом 1940 г. в Германии был приобретён массовый средний танк Pz.Kpfw.III Ausf.G, который в СССР был чательно изучен. С точки зрения вооружения и бронирования немецкий танк не впечатлил советских военных и танкостроителей, а вот конструкция, как машины в целом, так и ёё отдельных агрегатов, вызвала немалый интерес со стороны Главного автобронетанкового управления Красной Армии (ГАБТУ КА) и отечественных танковых конструкторских бюро (КБ). Танк был скоростным - развивал максимальную скорость почти 70 км/ч, имел более удачные приборы наблюдения, трёхместную башню с командирской башенкой, обеспечившей круговой обзор, торсионную подвеску, более удачную, чем свечная подвеска Т-34 (как на танках БТ и «Танке Кристи»). По результатам изучения Pz.Kpfw.III некоторые удачные элементы, включая командирскую башенку, решили разработать и для советских танков. Кроме того, под влиянием этой машины были скорректированы требования к некоторым отечественным танкам, например, будущему Т-50.
Испытания Pz.Kpfw.III Ausf.G, НИБТ Полигон, август 1940 г.:
25 сентября 1940 г. в адрес наркома среднего машиностроения И.А.Лихачёва от начальника ГАБТУ Красной Армии Я.Н.Федоренко ушло письмо № 76444сс с предложениями по совершенствованию танков Т-34, СП, Т-40 и «KB», где по Т-34 указывались 23 пункта предложений. В их числе были: установка командирской башенки с круговым обзором, увеличение экипажа до 5 человек, разработка планетарного механизма поворота, изменение смотровых приборов, а также замена свечной подвески на торсионную с установкой гидравлических амортизаторов. В нескольких пунктах по улучшениям конструкции Т-34 прослеживается влияние немецкой машины Pz.Kpfw.III на внедрение новых технических решений.
Предложение обсуждалось в Народном комиссариате обороны (НКО) и Народном комиссариате среднего машиностроения (НКСМ). По совокупности факторов, в т.ч. назревшим доработкам конструкции новых советских танков, стало постановление Комитета обороны при СНК Союза ССР № 428сс от 19 ноября 1940 г. «О дополнениях и изменениях в тактико-технические требования по танкам КВ, Т-34 и Т-40». В части Т-34 на танк планировалось установить более мощный двигатель В-2К мощностью 600 л.с. от КВ-1, обеспечить боевой вес не более 26 т, расширить башню (без увеличения диаметра башенного погона), установить командирскую башенку с круговым обзором, а также заводу № 183 НКСМ к 1 января 1941 г. представить в Комитет обороны свои предложения о переходе на производство танков Т-34 с торсионной подвеской. Этим же постановлением ужесточались требования надёжности, как трансмиссии и ходовой части, так и к танкам в целом. Так, межремонтный пробег работы танка Т-34 до капитального ремонта должен быть не менее 7000 км. Главный и бортовые фрикционы должны обеспечивать надежную работу при любых дорожных условиях движения без коробления дисков. Регулировка агрегатов трансмиссии должна производиться не чаще, чем через 1000 км движения. Гарантийный километраж работы ходовой части (траки, пальцы, катки, ведущее колесо и т.д.) танка установливался не менее 3000 км.
Приказом НКСМ № 268сс от 25 ноября 1940 г. КБ «Отдел 520» завода № 183 поручалось проведение мероприятий по улучшению конструкции Т-34 и выполнению требований, заданных постановлением Комитет обороны № 428сс от 19 ноября 1940 г.
Однако намеченные постановлением Комитет обороны № 428сс от 19 ноября 1940 г. пути повышения боевых свойств танка Т-34 не во всём устраивали военных. Поэтому 13 декабря 1940 г. начальник 1-го отделения 3-го отдела бронетанкового управления ГАБТУ КА подполковник И.Г.Панов (инженер, который курировал работы по Т-34 от ГАБТУ) направил на имя начальника ГАБТУ генерал-лейтенанта Я.Н.Федоренко следующее письмо:
«Постановление Комитета обороны № 428 предусматривает расширение башни танка Т-34 без расширения погона. Эта модернизация не дает полной эффективности улучшения боевых качеств танка. Уширение башни в верхней ее части даст некоторое улучшение в размещении экипажа в походном положении (удобнее будет сидеть). При стрельбе же положение не улучшится, так как, не изменяя погона, остается узкое пространство между гильзоулавливателем и погоном, которое и будет стеснять работу расчета при стрельбе (особенно заряжающего). При установке пушки Ф-34 еще больше затрудняется работа экипажа, так как гильзоулавливатель своей тыльной частью почти касается погона, что не дает возможности произвести замену орудийного расчета, не опуская гильзоулавливателя, и разместить пятого члена экипажа — командира с установленной ему командирской башенкой.
Преследуемая цель расширением башни без расширения погона обеспечить более легкий переход производства на самом деле не дает правильного и нужного решения…
Существующая башня танка Т-34 тесна, мало удобна, имеет слабую видимость, но последние испытания войскового пробега с троекратной боевой стрельбой еще раз подтвердили, что вести прицельный огонь из танка можно. Интенсивность достигает 2–3 выстрела в минуту.
Имеется ли возможность расширить погон башни танка Т-34? Да, имеется. По предварительным прикидкам, можно погон башни расширить примерно на 200 мм. Возможно ли это расширение с точки зрения производства? Возможно, так как для Мариупольского завода это расширение не имеет никакого значения, а завод № 183 имеет станочное оборудование для производства расширенного погона.
Расширение башни и погона на 200 мм даст возможность удобного размещения орудийного расчета и обеспечит требование правительства — дать 6 прицельных выстрелов на ходу танка. Позволит разместить 5-го члена экипажа (командира танка — части), разгруженного для ведения наблюдения за полем боя и руководства танком — соединением, что значительно повысит боевые качества танка…
Постановление Комитет Обороны № 428сс не предусматривает в 1941 г. постановки на танк Т-34 торсионной подвески, можно полагать, по причине трудности изготовления торсионных валов для завода № 183.
По выяснению мною на заводе № 183 установил, что имеющееся станочное оборудование позволяет производить обработку торсионных валов. Проект торсионной подвески заводом разработан с использованием существующих катков и балансиров.
Какие дает преимущества торсионная подвеска по предварительным подсчетам?
а). Увеличивается объем боевого отделения танка на 20 %, что дает возможность увеличить боекомплект, что и выдвинуто нами в проекте Постановления с учетом постановки торсионной подвески.
б). Увеличенный объем боевого отделения дает возможность более удобно разместить экипаж и облегчить его работу в боевых условиях.
в). Увеличивается запас топлива до 750 л вместо 465 л, что увеличивает радиус действия танка на 60-100 км, а топливные баки из боевого отделения переносятся в трансмиссионное.
г). Уменьшается вес самой подвески на 300–400 кг.
д). Облегчается монтаж и демонтаж.
е). Ликвидируются вырезы в бортах танка для хода балансиров.
Без установки торсионной подвески и связанной с ней перекомпоновки нельзя значительно снизить вес танка.
Установка мотора В-2К без предварительной проверки трансмиссии нежелательна, так как коробка перемены передач была рассчитана на вес танка в 18 тн. при мощности мотора 500 л.с. с Мкр=240 кг/м и числе оборотов 1800 об/мин.
Мотор В-2К имеет мощность 600 л.с. Мкр=265 кг/мин. макс. число оборотов 2100 об/мин, а вес танка колеблется в пределах 27, увеличение же всех остальных параметров может вызвать усиленный износ деталей КПП и преждевременный выход ее из строя.
Вывод: В дополнение к постановлению КО № 428, считаю необходимым просить выйти с ходатайством в КО об изготовлении к 1.4.41 г. заводом № 183 НКСМ двух усовершенствованных образцов Т-34, в которые должно войти:
а). Расширение башни и погона с поставкой на ней командирской башенки с круговым обзором.
б). Установить торсионную подвеску.
в). Увеличить боекомплект.
г). Усилить трансмиссию танка.
д). Увеличить максимальную скорость танка до 70 км/ч.
е). Максимально улучшить рабочие места экипажа, обеспечив им удобное размещение, хорошее наблюдение.
В период апрель-май провести испытания.
Июнь месяц — на доработки по результатам испытаний.
Июль месяц — вторичное испытание образцов с доработками.
Август и сентябрь месяцы на отработку технологичного процесса. В октябре начать серийный выпуск усовершенствованного Т-34.
Это даст возможность без спешки ввести все изменения по усовершенствованию, проверить испытаниями и планово безболезненно перейти к производству на выпуск еще более высококачественной машины.
Завод № 183 на выполнение указанной работы идет охотно и считает такие мероприятия по усовершенствованию танка совершенно правильными. Выпуск серийных танков Т-34 производить с существующей башней, не меняя как-то половинчато и подвеску, сохранив взаимозаменяемость внутреннего оборудования, сосредоточив внимание на максимальном выпуске танков».
Предложения подполковника И.Г.Панова были взвешены и разумны, и позволяли в перспективе получить мощную боевую машину, превосходящую имевшийся на тот момент танк Т-34. Его инициатива получила поддержку у начальника ГАБТУ КА генерал-лейтенанта Я.Н.Федоренко, который направил соответствующие предложения в Комитет обороны, НКСМ и на завод № 183 НКСМ.
Первое обсуждение некоторых вопросов намеченной модернизации Т-34 прошло 29 декабря 1940 г. в Харькове, на заводе № 183. На заседании присутствовали директор завода № 183 Максарев, главный инженер предприятия Махонин и главный конструктор завода Морозов, представители Мариупольского завода им. Ильича (предприятие проставляло в Харьков бронедетали для производства Т-34) — главный инженер Ниценко, главный технолог Ходос и главный технолог по литью Брагин, Главспецмаша НКСМ (в его состав входил завод № 183) — инженер Масальская, ГАБТУ КА — военинженеры 2-го ранга Козырев, Зухер и подполковник Панов. При этом многие предложенные варианты модернизации Т-34 рассматривались в эскизах и черновиках, так как за столь короткое время — всего месяц с момента появления постановления Комитет Обороны № 428сс — КБ завода № 183, загруженное текущими заданиями по обеспечению серийного производства Т-34, не успело до конца проработать и оформить свои предложения.
Главный конструктор завода № 183 А.А.Морозов сделал доклад «О модернизации танка Т-34», в котором предлагались варианты расширения башни без изменения диаметра погона, введение специальной командирской башенки и рад других изменений.
Предлагалось три варианта башен Т-34, разработанных конструкторами завода № 183. Первые две имели нормальный погон (1420 мм), «местные уширения в местах расположения орудийного расчета» и командирскую башенку над местом наводчика. Между собой эти варианты различались только формой изгиба бортовых листов. В ходе обсуждения присутствовавшие пришли к мнению, что «ввиду значительного усложнения бортов, требующей сложной штамповки и трудно осуществимой правки, признать конструкцию башни с местными уширениями для производства непригодной...»
Третий вариант башни имел уширенный до 1600 мм погон, расширенную носовую часть и командирскую башенку в задней части крыши. В протоколе совещания отмечалось:
«Предъявленный третий вариант башни целиком удовлетворяет требованиям по размещению расчёта, что обеспечивает удобное ведение прицельного огня и повышает темп стрельбы. Значительно улучшается обзорность из башни. Улучшена посадка экипажа за счет большего количества люков в башне.
С точки зрения производства брони башни, последняя значительно упрощена по сравнению с первыми двумя представленными вариантами. Для перехода на изготовление указанного варианта также потребуется замена производственного инструмента, но штампы будут менее сложные. Время для подготовки серийного производства башен этого варианта потребуется 2–3 месяца».
Также рассматривались различные варианты изменения конструкции передней части корпуса Т-34 для установки башни с расширенным погоном — например, предлагался «цельно штампованный носовой узел вместо составного с литой балкой».
В ходе обсуждения между представителями заводов № 183 им. Коминтерна и им. Ильича возникло много противоречий, связанных с внесением изменений в Т-34. Так, «мариупольцы» обвиняли «харьковчан» в чрезмерном усложнении конструкции башни и корпуса танка, сообщив, что все бронедетали по модернизированной машине спроектированы так, что «производство их в значительной степени будет осложнено...
Особо необходимо отметить, увеличение числа литых деталей, представленных на рассмотрение заводом им. Коминтерна (щит водителя, бронировка системы Ф-34, командирская башенка, лобовой щит башни). Все перечисленные детали, в дополнение к отливаемым деталям на Мариупольском заводе, к производству не могут быть приняты в силу недостаточности производственных мощностей — печей и площадей».
Конечно, у каждого из предприятий была своя правда — харьковчане пытались повысить боевые свойства Т-34, а завод им. Ильича, перегруженный заказами для ВМФ, хотел сохранить производство в существующем виде, затрачивая минимум средств на изготовление новых приспособлений, штампов и оснастки.
По вопросу модернизации танка Т-34 начальник ГАБТУ генерал-лейтенант Я.Н.Федоренко заручился поддержкой одного из членов Комитета обороны Маршала Советского Союза Г.И.Кулика. Получив письмо Федоренко, составленное на основе доклада подполковника Панова от 13 декабря 1940 г., Кулик уже 30 декабря 1940 г. направил на имя председателя Комитета обороны при СНК СССР Маршала Советского Союза К.Е.Ворошилова документ, в котором предлагал для повышения боевых качеств танка Т-34 «обязать НКСМ (завод № 183) изготовить к 1. IV-41 г. 2 опытных танка с торсионной подвеской, расширенным погоном башни, установкой на ней командирской башенки с круговым обзором и повышенной боевой скоростью».
К этому прилагался проект постановления Комитета обороны под названием «О переходе на производство танков Т-34 с торсионной подвеской». Согласно ему, башенный погон опытных танков расширялся до 1600 мм, расчёт башни возрастал до 3 человек, устанавливалась командирская башенка с круговым обзором, вместо свечной подвески вводилась торсионная подвеска, а вместо В-2К устанавливался двигатель В-5 мощностью 600 л.с. (форсированный до 700 л.с. вариант этого дизеля проходил испытания на опытном танке Т-150). Ожидалось, что максимальная скорость танков вырастет до 65-70 км/ч.
Постановление осталось только в проекте, но письмо Кулика Ворошилову сыграло свою роль в ускорении работ по модернизации танка Т-34.
В отчете о работе завода № 183 за 1940 г. о проектировании новой боевой машины говорилось следующее:
«В соответствии с приказом НКСМ от 25.11.40 г. и директивы БТУ КА от 3.12.40 г. КБ приступило к разработке модернизированного танка по большинству вопросов:
Разработка 8-скоростной коробки перемены передач.
Разработка торсионной подвески.
Разработка смотрового прибора радиста и башни.
Разработка новой конструкции гусениц с цевочным и гребневым зацеплением.
Разработка варианта башни на уширенном погоне с башенкой над командиром.
Разработка увеличенной башни на нормальном погоне».
В январе 1941 г. на совместном совещании представителей ГАБТУ КА и НКСМ прошло обсуждение сроков введения в серию модернизированных узлов и деталей тридцатьчетверки, разрабатываемых в КБ завода № 183. По-сути, в рамках модернизации танка накопился огромный объём требуемых изменений в конструкцию танка. Кроме того, в это же время (январь 1941 г.) ГАБТУ КА утвердило новые тактико-технические требования на проектирование танка Т-34 с торсионной подвеской. По ним предполагалось спроектировать боевую машину массой не более 25,5 т, с экипажем из 5 человек, броней толщиной 35–45 мм (борта предполагалось сделать вертикальными), вооруженную 76-мм пушкой Ф-34 и двумя пулеметами ДТ. Танк должен был оснащаться торсионной подвеской, дизелем В-5 мощностью 600 л.с. и 5-скоростной коробкой перемены передач. Для наблюдения за полем боя машина оснащалась командирской башенкой. Первоначально в документах эта машина обозначалась как Т-34-Т (торсионный), но затем обозначение сменили на Т-34М (модернизированный). В начале февраля 1941 г. в документах КБ завода № 183 и ГАБТУ КА произошло разделение вносимых изменений в конструкцию танка по их приоритетности: появился танк Т-34 «большой модернизации» и танк Т-34 «малой модернизации». Если первая модернизация по совокупности вносимых изменений фактически представляла собой создание новой боевой машины, то вторая модернизация осуществлялась для повышения боевых качеств серийных тридцатьчетверок.
В рамках программы «малой модернизации» предполагалось на серийных танках Т-34 установить новые призматические смотровые приборы у механика-водителя и в башне, а также новые главный фрикцион, вентилятор, гусеницы, боеукладку (с увеличенным боекомплектом), масляную систему, башенный погон и ряд других агрегатов. К 20 марта 1941 г. все чертежи по малой модернизации Т-34 были спущены в производство. По заявлению представителей завода, к 10–12 апреля 1941 г. можно было ожидать появление опытного образца Т-34 «малой модернизации». Но тридцатьчетверке «малой модернизации» не суждено было появиться «в металле». По состоянию на конец апреля 1941 г. находилось на испытании три типа вентилятора, дорабатывалась по результатам пробегов новая гусеница, велись работы по улучшению погона башни, испытывались новые воздухоочистители и люк механика-водителя новой конструкции. Однако уже в мае 1941 г. работы по малой модернизации Т-34 приостановили, и КБ завода № 183 переключили на танк «большой модернизации» (при том, что малочисленное КБ ещё должно было обеспечивать серийное производство Т-34).
Первые эскизные проработки по танку, который в переписке стали называть Т-34М, были готовы в конце января - начале февраля 1941 г. Они были направлены на рассмотрение в ГАБТУ КА. На тот момент прорабатывалось два варианта корпуса, существенно отличавшимися от серийных Т-34. Носовая часть корпуса напоминала ту, что использовалась на тяжёлом танке КВ. Место механика-водителя переносилось вправо, а стрелка-радиста, наоборот, влево. В верхнем лобовом листе оставались смотровые приборы и шаровая установка ДТ, а на крыше отделения управления появлялись люки механика-водителя и стрелка-радиста. Также появлялись смотровые приборы по бортам отделения управления. Изменилась и кормовая часть, также больше напоминавшая КВ (и Pz.Kpfw.III).
Разница между двумя вариантами корпусов состояла в расширении башенного погона. В первом случае борта делали прямыми, а для уширения подбашенного листа приваривались специальные «приливы» (впоследствии похожее техническое решение было реализовано на Т-54). Во втором случае верхние бортовые листы делали из двух частей, после соединения имевших V-образную форму; кроме того, их делали под рациональными углами наклона.
Первый вариант корпуса проекта модернизации Т-34 с накладками по бортам:
Второй вариант модернизации имел верхние бортовые листы из трёх частей, кроме того, их расположили под рациональными углами наклона:
Танк получал новую трёхместную башню с двумя люками и командирской башенкой (без люка для командира), расположенной в корме башни. В качестве основного вооружения была применена 76-мм пушка Ф-34. Вместо гнутого лобового листа с амбразурой под орудие предполагалось использовать неподвижную бронировку в виде отдельной детали сложной формы.
Виды в плане со схемой обзорности из приборов наблюдения проекта модернизированного танка Т-34, направленные в ГАБТУ КА в январе 1941 г. (ЦАМО):
12 февраля 1941 г. курировавший работы по Т-34 от ГАБТУ подполковник Панов направил в Харьков «замечания по предварительному рассмотрению эскизных разработок по Т-34М (с торсионной подвеской)».
В своем письме Панов писал:
«Корпус. По носовой части замечаний нет. Борта из предъявленных вариантов наиболее приемлемы целые. Корма требует доработки и в предъявленном оформлении не приемлема...
Башня. По ее конфигурации и размеру в свету 1750 мм — возражений нет. Установка вооружения, конструкция смотровых приборов и башенки еще не отработаны и заключения сделать нельзя, но схема выбрана правильно...
Коробка пер. передач. На 6 скоростей с минимальной скоростью при 1700 об/мин двигателя 6,42 км/час и перекрытием на все остальные скорости 1,3 подобрана удачно. Максимальную скорость при 2000 об/мин дв. в 61 км/час необходимо увеличить до 65 км/час...
Ходовая часть находится в стадии разработки...
Относительно размещения водителя справа по ходу танка возражений не имею.
С предлагаемой схемой обзорности согласен — проработать возможность переноса боковых задних смотровых приборов башни на крышу башни.
Вместо снимаемого пулемета ДТ в носовой части танка должен быть установлен огнемет с дальностью огнеметания 90 м и запасом огнесмеси 10–12 выстрелов».
После получения результатов рассмотрения в ГАБТУ КА предварительных проработок нового танка, КБ завода № 183 ускоренными темпами приступило к детальной разработке этой машины. В докладе о ходе выполнения опытных работ за период с 20 февраля по 20 марта 1941 г. указано:
«Танк Т-34 большой модернизации.
1. К настоящему времени готов деревянный макет нового образца.
2. Разработаны чертежи отдельных агрегатов.
3. Все чертежи по плану должны быть спущены в производство к 1 мая 1941 года».
Средний танк Т-34 с литой башней выпуска января 1941 г., завод № 183 (черт. Желтов И.Г.):
Источники:
https://arsenal-info.ru/b/book/1766508140/2
https://warspot.ru/10340-svoevremennaya-pokupka
https://warspot.ru/14044-predvoennaya-perspektiva
https://t34inform.ru/publication/p03-9.html
Последний раз редактировалось: Rotor (28/4/2019, 10:14), всего редактировалось 2 раз(а)