КВ-13 («Объект 233») - средний танк.
Разработчик: Кировский завод, Челябинск (эвакуирован из Ленинграда осенью 1941 г.).
Старший инженер машины: Н.В.Цейц, Н.Ф.Шашмурин.
Изготовлен один опытный образец танка.
Танк на вооружение не принимался.
История создания.
Первый год Великой Отечественной войны наглядно показал, что тяжёлый танк в том виде, каким он представлялся советским военным до войны, перестал их устраивать. От тяжёлого танка теперь требовалась не только высокая защищенность, но и тактическая подвижность. КВ-1 в этом отношении не вполне устраивал военных. Кроме того, его производство выявило ряд недостатков, которые существенно повлияли на надежность тяжёлого танка. Эталонным танком был признан средний Т-34, который был легче КВ-1 в 1,5 с лишним раза. В итоге, военные захотели получить танк с подвижностью Т-34, но при этом с броневой защитой на уровне КВ-1.
В начале 1942 г. СКБ-2 ЧКЗ стало прорабатывать глубокую модернизацию КВ-1. Она предполагала некоторое облегчение конструкции машины и переделку ряда агрегатов, но при этом общая конструкция танка соответствовала КВ-1. Работы по модернизации танка привели к созданию тяжёлого танка КВ-1с.
Параллельно с этим начались работы над совершенно новым танком. Старшим инженером машины, получившей индекс КВ-13, был назначен Н.В.Цейц.
Инициатором появления «среднего танка тяжёлого бронирования», как нередко называют КВ-13, было руководство Главного автобронетанкового управления Красной Армии (ГАБТУ КА). 1 июня 1942 г. ГАБТУ КА подготовило документ, который предусматривал изготовление танка «тяжёлого типа» с боевой массой 30 т. Задание на разработку новых танков было выдано не только Челябинску (КВ-13), но и Нижнему Тагилу (Т-44).
Требования ГАБТУ КА на изготовление 30-тонных танков:
Николай Валентинович Цейц был человеком суеверным. Он оказался совсем не рад тому факту, что новому танку присвоили «чертову дюжину». Цейц всеми правдами и неправдами постарался от этого индекса избавиться, и это ему отчасти удалось. В марте 1942 г. на ЧКЗ был организован опытный завод №100, его директором стал Н.Н.Ворошилов. Главным инженером завода назначили Н.М.Синева, а главным конструктором А.С.Ермолаева. Работы по КВ-13 частично перешли на завод №100, данная машина стала одной из первых работ опытного завода. Именно в этот момент танк стал проходить под двумя обозначениями. Поскольку в основном переписка шла по линии ЧКЗ, в документах он значился как КВ-13. Зато в конструкторской документации СКБ завода №100 использовалось совсем другое название – ИС-1.
Штамп чертежа тяжелого танка ИС-1, СКБ завода №100, май 1942 г.:
Общий облик КВ-13 сформировался в мае 1942 г. Специфические требования к машине привели к тому, что тяжелый танк имел размеры и боевую массу среднего танка. При разработке КВ-13 конструкторы группы Цейца использовали технические решения удачного Т-34. От среднего танка были взяты отдельные элементы ходовой части, в частности траки гусениц и несколько измененное ведущее колесо. Поначалу башня КВ-13 создавалась двухместной, но уже к началу лета 1942 г. её решили переработать в трёхместную. Одновременно предполагалось установить командирскую башенку и поставить кормовой пулемет. Хотя трёхместная башня так и осталась в проекте, эти наработки впоследствии были использованы при создании баши танка КВ-1с.
Продольный разрез КВ-13. Старшим инженер машины - Н.В.Цейц:
Проект КВ-13 с трёхместной башней:
КВ-13 существенно отличался от КВ-1. От КВ-1 новому танку достались двигатель, торсионные валы и ряд других элементов. Корпус с местом механика-водителя, расположенным по центру отделения управления напоминал корпус лёгкого танка Т-50 конструкции Кировского завода. Оттуда же частично была заимствована конструкция установки курсового пулемета, а также система охлаждения с характерным расположением радиаторов. Для такой установки пришлось сделать на крыше моторно-трансмиссионного отделения хорошо заметный «горб». Воздухозаборники на крыше моторно-трансмиссионного отделения по конструкции были аналогичны заборником танка КВ-4. На КВ-13 предполагалось использовать новую 9-скоростную коробку передач с тройным демультипликатором, разработанную инженером Ф.А.Маришкиным. В конструкции корпуса и башни использовалось много литых деталей. Это позволило упростить технологию производства и сократить заброневой объем. Высвободившаяся масса позволила усилить бронирование нового танка. Согласно первому варианту, максимальная толщина брони корпуса и башни составляла 90 мм, к началу июля 1942 г. она была доведена до 100 мм, а в окончательном варианте броню корпуса удалось усилить до 120 мм. При этом проектная масса пустого корпуса составила 13 250 кг, а пустой башни – 4 150 кг.
Проект постановления ГКО о выпуске опытных образцов КВ-13 (уже с трёхместной башней):
5 июня 1942 г. состоялось совещание, в котором принимал участие И.В.Сталин и нарком танковой промышленности В.А.Малышев. В ходе совещания был утверждён запуск работ по тяжелому танку КВ-1с. Также здесь были показаны макеты перспективных тяжелых танков завода №183 и ЧКЗ. Об этом в своих воспоминаниях упоминает Малышев:
«Мы показали т. Сталину макеты двух новых танков, которые полностью решают те пожелания... но т. Сталин ответил: «Новые танки делать пока не будем. Не будем отвлекать конструкторов от задачи улучшать и модернизировать выпускаемые танки. Конечно, конструкторам хочется делать новые машины, каждый конструктор ищет славы. Но надо обождать. К новым машинам вернемся месяца через полтора-два, когда конструктора закончат работу по улучшению существующих танков».
Решение И.В.Сталина было отражено в постановлении ГКО №1878 «Об улучшении танков КВ», подписанном 5 июня 1942 г. 9-й и 10-й пункты этого документа касались именно КВ-13. Согласно им, к 10 августа 1942 г. предполагалось изготовить два опытных образца машины. Оба пункта из текста постановления вычеркнул сам Сталин.
Несмотря на такое решение, работы по КВ-13 всё же продолжались, но уже в меньшем объеме. В основном над ним тогда занимались на заводе №100, а сотрудники СКБ-2 ЧКЗ в форсированном темпе разрабатывали КВ-1с. Опыт работ по КВ-13 был использован при создании модернизированного тяжелого танка. Но и на КВ-13 были использованы некоторые технические решения, которые отрабатывались для КВ-1с.
Для отработки новых решений для КВ-13 был использован КВ-1 с серийным номером 25810. На нем с июля 1942 г. стали были опробованы опорные и поддерживающие катки КВ-13.
3 июля 1942 г. вышло постановление ГКО №1958 «О танках Т-34 и Т-70», согласно которому на ЧКЗ организовывалось производство Т-34. Все силы предприятия были сосредоточены на новом задании, ради которого даже был сокращён выпуск КВ-1. Организация производства Т-34 сильно повлияла на работы по КВ-1с, а работы по КВ-13 были фактически приостановлены.
19 июля 1942 г. от инфаркта умер Цейц. Старшим инженером КВ-13 был назначен Н.Ф.Шашмурин. Но в связи с загруженностью работами по КВ-1с и Т-34 разработка КВ-13 возобновилась только в сентябре 1942 г. Проектированием и сборкой танка занимался опытный завод №100. 14 сентября 1942 г. на завод пришла телефонограмма от И.М.Зальцмана, который потребовал все опытные работы на заводе прекратить. Завод №100 должен был обеспечивать развертывание производства Т-34 на ЧКЗ. Тем не менее, работы по КВ-13 продолжались. К 13 сентября 1942 г. были готовы его корпус и башня, в тот же день на заводе произвели разметку под монтаж узлов и агрегатов. При взвешивании выяснилось, что масса корпуса и башни оказались меньше расчетных – 12 900 и 3 600 кг, соответственно.
13 сентября 1942 г. началась сборка танка. Как это часто бывает с опытными изделиями, выявились недоработки. Кронштейны рычагов управления пришлось приваривать на эвакуационном люке, а для кронштейна тяг главного фрикциона на днище корпуса не нашлось места. Бортовые редукторы не входили в посадочные отверстия корпуса, кроме того, возникли сложности с установкой топливных баков. В общей сложности на получение оставшихся агрегатов и досборку машины понадобилось чуть менее двух недель.
По сравнению с проектом в опытный образец танка КВ-13 были внесены изменения. Так, вместо опорных катков с внутренней амортизацией, аналогичных по конструкции каткам Т-50, на КВ-13 были установлены более технологичные и более лёгкие цельнометаллические катки. По аналогии были переработаны и ленивцы.
Опытный образец КВ-13, конец сентября 1942 г.:
По:
https://warspot.ru/9279-pervyy-kv-pod-neschastlivym-nomerom
Разработчик: Кировский завод, Челябинск (эвакуирован из Ленинграда осенью 1941 г.).
Старший инженер машины: Н.В.Цейц, Н.Ф.Шашмурин.
Изготовлен один опытный образец танка.
Танк на вооружение не принимался.
История создания.
Первый год Великой Отечественной войны наглядно показал, что тяжёлый танк в том виде, каким он представлялся советским военным до войны, перестал их устраивать. От тяжёлого танка теперь требовалась не только высокая защищенность, но и тактическая подвижность. КВ-1 в этом отношении не вполне устраивал военных. Кроме того, его производство выявило ряд недостатков, которые существенно повлияли на надежность тяжёлого танка. Эталонным танком был признан средний Т-34, который был легче КВ-1 в 1,5 с лишним раза. В итоге, военные захотели получить танк с подвижностью Т-34, но при этом с броневой защитой на уровне КВ-1.
В начале 1942 г. СКБ-2 ЧКЗ стало прорабатывать глубокую модернизацию КВ-1. Она предполагала некоторое облегчение конструкции машины и переделку ряда агрегатов, но при этом общая конструкция танка соответствовала КВ-1. Работы по модернизации танка привели к созданию тяжёлого танка КВ-1с.
Параллельно с этим начались работы над совершенно новым танком. Старшим инженером машины, получившей индекс КВ-13, был назначен Н.В.Цейц.
Инициатором появления «среднего танка тяжёлого бронирования», как нередко называют КВ-13, было руководство Главного автобронетанкового управления Красной Армии (ГАБТУ КА). 1 июня 1942 г. ГАБТУ КА подготовило документ, который предусматривал изготовление танка «тяжёлого типа» с боевой массой 30 т. Задание на разработку новых танков было выдано не только Челябинску (КВ-13), но и Нижнему Тагилу (Т-44).
Требования ГАБТУ КА на изготовление 30-тонных танков:
Николай Валентинович Цейц был человеком суеверным. Он оказался совсем не рад тому факту, что новому танку присвоили «чертову дюжину». Цейц всеми правдами и неправдами постарался от этого индекса избавиться, и это ему отчасти удалось. В марте 1942 г. на ЧКЗ был организован опытный завод №100, его директором стал Н.Н.Ворошилов. Главным инженером завода назначили Н.М.Синева, а главным конструктором А.С.Ермолаева. Работы по КВ-13 частично перешли на завод №100, данная машина стала одной из первых работ опытного завода. Именно в этот момент танк стал проходить под двумя обозначениями. Поскольку в основном переписка шла по линии ЧКЗ, в документах он значился как КВ-13. Зато в конструкторской документации СКБ завода №100 использовалось совсем другое название – ИС-1.
Штамп чертежа тяжелого танка ИС-1, СКБ завода №100, май 1942 г.:
Общий облик КВ-13 сформировался в мае 1942 г. Специфические требования к машине привели к тому, что тяжелый танк имел размеры и боевую массу среднего танка. При разработке КВ-13 конструкторы группы Цейца использовали технические решения удачного Т-34. От среднего танка были взяты отдельные элементы ходовой части, в частности траки гусениц и несколько измененное ведущее колесо. Поначалу башня КВ-13 создавалась двухместной, но уже к началу лета 1942 г. её решили переработать в трёхместную. Одновременно предполагалось установить командирскую башенку и поставить кормовой пулемет. Хотя трёхместная башня так и осталась в проекте, эти наработки впоследствии были использованы при создании баши танка КВ-1с.
Продольный разрез КВ-13. Старшим инженер машины - Н.В.Цейц:
Проект КВ-13 с трёхместной башней:
КВ-13 существенно отличался от КВ-1. От КВ-1 новому танку достались двигатель, торсионные валы и ряд других элементов. Корпус с местом механика-водителя, расположенным по центру отделения управления напоминал корпус лёгкого танка Т-50 конструкции Кировского завода. Оттуда же частично была заимствована конструкция установки курсового пулемета, а также система охлаждения с характерным расположением радиаторов. Для такой установки пришлось сделать на крыше моторно-трансмиссионного отделения хорошо заметный «горб». Воздухозаборники на крыше моторно-трансмиссионного отделения по конструкции были аналогичны заборником танка КВ-4. На КВ-13 предполагалось использовать новую 9-скоростную коробку передач с тройным демультипликатором, разработанную инженером Ф.А.Маришкиным. В конструкции корпуса и башни использовалось много литых деталей. Это позволило упростить технологию производства и сократить заброневой объем. Высвободившаяся масса позволила усилить бронирование нового танка. Согласно первому варианту, максимальная толщина брони корпуса и башни составляла 90 мм, к началу июля 1942 г. она была доведена до 100 мм, а в окончательном варианте броню корпуса удалось усилить до 120 мм. При этом проектная масса пустого корпуса составила 13 250 кг, а пустой башни – 4 150 кг.
Проект постановления ГКО о выпуске опытных образцов КВ-13 (уже с трёхместной башней):
5 июня 1942 г. состоялось совещание, в котором принимал участие И.В.Сталин и нарком танковой промышленности В.А.Малышев. В ходе совещания был утверждён запуск работ по тяжелому танку КВ-1с. Также здесь были показаны макеты перспективных тяжелых танков завода №183 и ЧКЗ. Об этом в своих воспоминаниях упоминает Малышев:
«Мы показали т. Сталину макеты двух новых танков, которые полностью решают те пожелания... но т. Сталин ответил: «Новые танки делать пока не будем. Не будем отвлекать конструкторов от задачи улучшать и модернизировать выпускаемые танки. Конечно, конструкторам хочется делать новые машины, каждый конструктор ищет славы. Но надо обождать. К новым машинам вернемся месяца через полтора-два, когда конструктора закончат работу по улучшению существующих танков».
Решение И.В.Сталина было отражено в постановлении ГКО №1878 «Об улучшении танков КВ», подписанном 5 июня 1942 г. 9-й и 10-й пункты этого документа касались именно КВ-13. Согласно им, к 10 августа 1942 г. предполагалось изготовить два опытных образца машины. Оба пункта из текста постановления вычеркнул сам Сталин.
Несмотря на такое решение, работы по КВ-13 всё же продолжались, но уже в меньшем объеме. В основном над ним тогда занимались на заводе №100, а сотрудники СКБ-2 ЧКЗ в форсированном темпе разрабатывали КВ-1с. Опыт работ по КВ-13 был использован при создании модернизированного тяжелого танка. Но и на КВ-13 были использованы некоторые технические решения, которые отрабатывались для КВ-1с.
Для отработки новых решений для КВ-13 был использован КВ-1 с серийным номером 25810. На нем с июля 1942 г. стали были опробованы опорные и поддерживающие катки КВ-13.
3 июля 1942 г. вышло постановление ГКО №1958 «О танках Т-34 и Т-70», согласно которому на ЧКЗ организовывалось производство Т-34. Все силы предприятия были сосредоточены на новом задании, ради которого даже был сокращён выпуск КВ-1. Организация производства Т-34 сильно повлияла на работы по КВ-1с, а работы по КВ-13 были фактически приостановлены.
19 июля 1942 г. от инфаркта умер Цейц. Старшим инженером КВ-13 был назначен Н.Ф.Шашмурин. Но в связи с загруженностью работами по КВ-1с и Т-34 разработка КВ-13 возобновилась только в сентябре 1942 г. Проектированием и сборкой танка занимался опытный завод №100. 14 сентября 1942 г. на завод пришла телефонограмма от И.М.Зальцмана, который потребовал все опытные работы на заводе прекратить. Завод №100 должен был обеспечивать развертывание производства Т-34 на ЧКЗ. Тем не менее, работы по КВ-13 продолжались. К 13 сентября 1942 г. были готовы его корпус и башня, в тот же день на заводе произвели разметку под монтаж узлов и агрегатов. При взвешивании выяснилось, что масса корпуса и башни оказались меньше расчетных – 12 900 и 3 600 кг, соответственно.
13 сентября 1942 г. началась сборка танка. Как это часто бывает с опытными изделиями, выявились недоработки. Кронштейны рычагов управления пришлось приваривать на эвакуационном люке, а для кронштейна тяг главного фрикциона на днище корпуса не нашлось места. Бортовые редукторы не входили в посадочные отверстия корпуса, кроме того, возникли сложности с установкой топливных баков. В общей сложности на получение оставшихся агрегатов и досборку машины понадобилось чуть менее двух недель.
По сравнению с проектом в опытный образец танка КВ-13 были внесены изменения. Так, вместо опорных катков с внутренней амортизацией, аналогичных по конструкции каткам Т-50, на КВ-13 были установлены более технологичные и более лёгкие цельнометаллические катки. По аналогии были переработаны и ленивцы.
Опытный образец КВ-13, конец сентября 1942 г.:
По:
https://warspot.ru/9279-pervyy-kv-pod-neschastlivym-nomerom
Последний раз редактировалось: Rotor (11/11/2018, 10:31), всего редактировалось 1 раз(а)