«Объект 432» - средний танк.
ОБОЗНАЧЕНИЯ
- "Объект 432" - открытое заводское обозначение,
- "Заказ 9" - внутреннее заводское обозначение,
- "Объект 166А" - обозначение введенное для дезинформации,
- "Объект 164" - обозначение зарезервированное для производства танка на УВЗ им. Ф.Э.Дзержинского (в 1945 г. Уральский танковый завод им. И.В.Сталина), г. Нижний Тагил.
Войсковое обозначение - Т-64.
НАЗНАЧЕНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ
Средний танк Т-64 предназначен для решения боевых задач войск, в наступлении и обороне в условиях как обычной, так и ядерной войны.
РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
Разработчик КБ-60 ХЗТМ им. В.А.Малышева, г. Харьков
Главный конструктор А.А.Морозов
Принят на вооружение Постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 30.12.1966 г. и приказом Министерства обороны от 02.01.1967 г.
Изготовитель ХЗТМ им. В.А.Малышева, г. Харьков
Годы выпуска 1963 - 1969 гг.
Количество выпущенных 1285 шт
МОДИФИКАЦИИ
Объект 432Р - танк Т-64 (Объект 432) доведенный при капремонте до уровня Т-64А (Объект 434). "Объект 432Р" унифицирован с Т-64А (Объект 434) по крыше МТО, бортовым экранам, силовой установке, трансмиссии, ходовой части, средствам связи, ОПВТ и др., но пушка осталась 115-мм Д-68,
Объект 436 - танк Т-64 (Объект 432) с установкой дизельного двигателя В-45,
Объект 003 - танк Т-64 (Объект 432) с установкой газотурбинного двигателя ГТД-3ТЛ,
Объект 004 (проект) - танк Т-64 (Объект 432) с установкой газотурбинного двигателя ГТД-3ТП,
Объект 619В - танк Т-64 (Объект 432) дооборудованный для установки скоростных плавсредств.
История создания среднего танка Т-64 («объект 432»).
Один из первых опытных образцов среднего танка «Объект 432»:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
В 1952 г. в СССР были развернуты работы по созданию нового среднего танка на смену Т-54 (был создан ещё в 1947 г.), выпускаемого серийно тремя танковыми заводами в городах Нижнем Тагиле (Уральский танковый завод им. И.В.Сталина), Харькове (завод № 75) и Омске (завод № 174 им. К.Е.Ворошилова). Армии был нужен качественно новый танк, существенно превосходящий по всем характеристикам как отечественные, так и зарубежные танки.
К работам по перспективному среднему танку были привлечены:
- танковое КБ «отдел 60М» завода № 75 в Харькове — «объект 430», главный конструктор А.А.Морозов,
- танковое КБ «отдел 520» Уральского танкового завода им. И.В.Сталина в Нижнем Тагиле — «объект 140», и.о. главного конструктора А.В.Колесников, с марта 1953 г. и.о., а затем главный конструктор Л.Н.Карцев.
- отраслевой ВНИИ-100 в Ленинграде — «объект 907», директор П.К.Ворошилов, руководитель проекта - К.И. Буганов.
Эскизное проектирование средних танков «объект 430», «объект 140» и «объект 907» велось во исполнение постановления Совета Министров СССР № 598-265 от 2 апреля 1954 г. «О плане опытно-конструкторских работ на 1954 год по вооружению и военной технике, подлежащих выполнению по заказам Министерства обороны СССР». В приложении № 1 к постановлению была предусмотрена новая ОКР: «Тема № 23. Средний танк. Цель и назначение работы: создать новый средний танк с повышенными тактико-техническими показателями по сравнению с танком Т-54 (по броневой защите, скорости движения, манёвренности, вооружению, меткости стрельбы и надёжности)».
Техническое проектирование и изготовление опытных образцов новых средних танков «объект 430» и «объект 140» (работы по танку «объект 907» были прекращены) осуществлялось в соответствии ТТТ на основании постановления Совета Министров СССР № 880-524 «Об опытно-конструкторских работах по созданию нового среднего танка» от 6 мая 1955 г.
Лидером работ по созданию нового среднего танка было танковое КБ «отдел 60М» завода № 75 (по организационно-штатной структуре КБ было отделом завода) под руководством главного конструктора А.А.Морозова. Морозов изначально ставил перед собой задачу разработать новый танк, который бы превосходил заданные Тактико-технические требования (ТТТ) на новый средний танк. Для этого в конструкции танка «объект 430» использовались новые технические решения, ранее не применявшиеся на средних танках: уплотнённая классическая компоновка танка с новой схемой бронирования, 2-тактный 5-цилиндровый турбопоршневой дизельный двигатель 5ТД с горизонтальным расположением поршней, эжекционная система охлаждения, компактная трансмиссия, состоявшая из двух бортовых коробок передач, облегчённая ходовая часть с вынесенными из корпуса балансирами, танковый прицел-дальномер.
При создании танка «объект 140» в танковом КБ «отдел 520» УТЗ им. И.В.Сталина под руководством молодого и амбициозного главного конструктора Л.Н.Карцева были допущены ряд технических просчетов, обусловленных необходимостью уложиться в заданный ТТТ вес (36 т.). Несмотря на усилия конструкторов по сравнению с ТТТ танк имел перевес в 500 кг. В марте 1958 г. по просьбе главного конструктора Л.Н.Карцева Министерство обороны СССР внесло в Совет Министров СССР предложение по прекращению работ по новому среднему танку «объект 140» из-за его нетехнологичной в производстве и сложной при техническом обслуживании и ремонте конструкции. Официально работы по танку «объект 140» были прекращены в постановлением Совета Министров СССР № 609-284 от 6 июня 1958 г. После этого Л.Н.Карцев сосредоточил свои усилия на эволюционном развитии танка Т-55 («объект 155»), создав опытные средние танки «объект 166» и «объект 167».
Ввиду новизны конструкции работы по танку «объект 430» в Харькове проходили чрезвычайно тяжело. Этапы работ и сроки государственных испытаний неоднократно переносились. Изготовленные опытные образцы машины постоянно подвергались заводским доработкам, но не смотря на усилия конструкторов манёвренные свойства танка «объект 430» не отвечали требованиям нового среднего танка. Так же недостаточным был и ресурс нового двигателя 5ТД.
К 1960 г. стало ясно, что из-за недоведённости двигателя, системы охлаждения и ряда других новых узлов танка существенного отрыва по своим техническим характеристикам от существующих образцов этот опытный танк обеспечить не может и руководством страны было принято решение:
1. Танковому КБ «отдел 520» УТЗ им. И.В.Сталина под руководством главного конструктора Л.Н.Карцева форсировать работы по среднему танку «объект 166», который представлял собой дальнейшее развитие танков семейства Т-54 («объект 137») / Т-55 («объект 155») с усиленным за счёт установки новой 115-мм гладкоствольной танковой пушки У-5ТС «Молот» (индекс ГРАУ - 2А20) и связанных с этим изменений. Танк «объект 166» мог быть в кратчайшее время доведен до серийного производства. Такое поспешное решение диктовалось тем, что за рубежом появились новые танки, вооруженные новой 105-мм английской нарезной пушкой L7 и её лицензионными вариантами с более высокими характеристиками, чем у применяемой на танке Т-55 100-мм танковой пушке Д-10Т2С. При этом запуск в серию среднего танка «объект 166» (после принятия на вооружение Т-62) выглядел полумерой, так как из-за перевеса новый танк не получил противорадиационного надбоя и подбоя, применённого на танке Т-55А («объект 155»).
2. Танковому КБ «отдел 60М» завода № 75 им. В.А.Малышева (с 1957 г.) под руководством главного конструктора А.А.Морозова совместно с научно-техническими организациями отрасли разработать новый танк, обеспечивающий превосходство над зарубежными танками в части вооружения и бронезащиты за счет реализации новых научных разработок и предложений.
Проработки нового среднего танка в «отдел 60М» велись под руководством главного конструктора А.А.Морозова ещё с 1958 г., параллельно с доводкой среднего танка «объект 430». Новый средний танк создавался на основе задела по опытному среднему танка «объект 430», как обладающего наиболее плотной компоновкой моторно-трансмиссионного отделения и имеющего отработанные и проверенные в работе на танке основные узлы: двигатель, трансмиссию, управление, ходовую часть и др.
Одной из основных задач была задача по увеличению маневренных качеств танка. Эта задача решалась путём создания на заводе № 75 им. В.А.Малышева форсированного танкового двигателя 5ТДФ («объект 457») мощностью 700 л.с. (вместо 5ТД мощностью 580 л.с. на танке «объект 430») и значительным снижением веса танка до 30,5 т (вместо 36 т на танке «объект 430») за счёт введения механизма заряжания пушки танка.
Эскизный проект нового среднего танка, получившего шифр «объект 432», был выполнен под руководством А.А.Морозова в танковом КБ «отдел 60М» завода № 75 им. В.А.Малышева в 1960 г. по ТТТ Министерства обороны СССР.
В результате рассмотрения и одобрения эскизного проекта «объект-432» было издано Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 141-58 от 17 февраля 1961 г. о создании на заводе № 75 им. В.А.Малышева нового среднего танка. Однако к новому танку заказчиком (ГБТУ Министерства обороны СССР) было предъявлено новое требование по обеспечению защиты танка в лобовой части от новейших бронебойных подкалиберных снарядов (БСП) 105-мм нарезной пушки. После некоторого внутреннего сопротивления А.А.Морозов согласился с этим требованием и решил технически сложную задачу.
Технический проект нового среднего танка «объект 432» был разработан в сжатые сроки в мае 1961 г. Научно-технический комитет (НТК) ГБТУ Министерства обороны СССР выдал ТТТ на разработку нового среднего танка, утверждённые Начальником танковых войск генералом-полковником П.П.Полубояровым. Согласно ТТТ цель и задачи проектирования состояли в повышении огневой мощи среднего танка за счёт установки 115-мм гладкоствольной танковой пушки Д-68 (индекс ГРАУ — 2А21) с механизированным заряжанием, улучшении противоатомной и противокумулятивной защиты танка, при сохранении манёвренных качеств «объекта 430». Боевая масса танка должна была составлять 34 т, экипаж — 3 человека.
От эскизного проекта он отличался прежде всего усиленной защитой. Рост калибров танкового вооружения вероятных противников, внедрение подкалиберных и кумулятивных снарядов, а также необходимость биологической защиты экипажа от атомного оружия предопределили направление принципиально нового подхода к созданию защиты современного танка. На опытном среднем танке «объект 432» впервые в танкостроении была применена комплексная многослойная комбинированная защита, состоящая из броневой стали, противокумулятивных струегасящих материалов и специальных противорадиационных материалов. Усиление защиты привело к увеличению веса танка по сравнению с эскизным проектом до 34 т (вместо 30,5 т).
Пушка Д-68 (2А21) представляла собой вариант пушки У-5ТС «Молот» (2А20) с раздельным заряжанием выстрелов. Новые выстрелы для Д-68 проектировал НИИ-24.
Доработка технического проекта и изготовление опытных образцов танка велись согласно постановлению Совета Министров СССР № 957-407 от 24 октября 1961 г.
В отличие от КБ других заводов, в танковом КБ «отдел 60М» завода № 75 им. В.А.Малышева ведущий инженер по машине не назначался. За разработку нового среднего танка «объект 432», помимо главного конструктора А.А.Морозова, непосредственно отвечал заместитель главного конструктора по новой технике Я.И.Баран, за отдельные узлы и агрегаты - начальники соответствующих конструкторских групп и бюро: А.Я.Митник, Г.Б.Левит, М.Г.Степанов, М.А.Набутовский, а также В.И.Бондаренко, А.И.Мазуренко. В Министерстве оборонной промышленности (в конструкторском отделе Главтанка) машину вела З.И.Макарычева, во отраслевом «танковом» ВНИИ-100 - Ю.П.Костенко, затем В.В.Поликарпов.
Для отработки новой ходовой части танка «объект 432» на заводе № 75 им. В.А.Малышева был изготовлен ходовой макет на базе огнемётного танка ОТ-54 («объект 481»), с которого была снят огнемёт, а под днищем был приварен короб, в котором были смонтированы установки подвесок с катками малого диаметра, на бортах приварены оси поддерживающих катков и опоры телескопических амортизаторов; на макете устанавливалась гусеница с РМШ. Использование для макета шасси опытного среднего танка «объект 430» было признано нецелесообразным, так как надёжность силовой установки была недостаточной, а объем переделок по ходовой части там был не меньшим. Частые поломки двигателя 5ТД не гарантировали проведение ходовых испытаний в сжатые сроки.
Ходовой макет на базе ОТ-54 с первым вариантом ходовой части:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
С сайта ХКБМ им. А.А.Морозова.
В середине 1961 г. ходовой макет вышел на испытания и через 900 км пробега его испытания были прекращены из-за усталостного разрушения пальцев РМШ в средней части под соединительным мостиком гусеничной ленты. Причиной разрушения явились циклические нагрузки, возникающие при перекатывании опорных катков по гусенице. Началась кропотливая работа по подбору более усталостнопрочного материала пальцев и технологических процессов повышения усталостной прочности, в конечном итоге вылившаяся в применение стальной трубы марки З0ХГСА и поверхностной упрочняющей накатки пальцев роликами перед процессом обрезинивания.
В марте 1962 г. был изготовлен первый опытный образец танка «объект 432». Из-за отсутствия башни и вооружения он, догруженный до расчётного веса технологической башней, был подвергнут, согласно ТТТ, испытаниям на бетонном шоссе в объеме 500 км пробега (с технической точки зрения скоростные испытания танка на бетонном шоссе были самыми разрушительными для ходовой части опытной машины). Для этого на три ночи прерывалось движение по шоссе Харьков – Ростов на Дону на участке между городами Балаклея – Изюм, протяженностью около 60 км.
Такие испытания проводились в отрасли впервые (впоследствии танки еще дважды побывали на этом участке) и в дальнейшем участок был срочно заасфальтирован и только это его спасло от полного разрушения, а танкостроители смогли проводить подобные испытания значительно позднее после постройки бетонного кольца в Кубинке на НИИ БТ Полигоне (с 1962 г. - 22 НИИ БТ Полигон).
В ходе этих испытаний была выявлена масса дефектов и поломок различных деталей, связанных с вибрационной нагруженностью при движении по бетонному шоссе на максимальных скоростях до 70 км/час. По ходовой части наиболее существенными и трудноустранимыми в дальнейшем явились: тепловое разрушение внутренних резиновых амортизаторов опорных катков и разрушение сепараторов конических подшипников опорных катков.
После установки штатной башни с вооружением в июне 1962 г. машина прошла заводские испытания, которые завершились 15 августа 1962 г. Второй опытный образец танка «объект 432» был изготовлен заводом № 75 им. В.А.Малышева в сентябре - октябре 1962 г.
22 октября 1962 г. на НИИ БТ Полигоне в Кубинке был проведён показ новой техники сухопутных войск для руководителей КПСС и Совета Министров СССР. Новый средний танк «объект 432» произвёл благоприятное впечатление на Первого Секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущёва. Он одобрил новую харьковскую машину, против которой выступали ряд высокопоставленных военных. По указанию Н.С.Хрущёва работы по новому танку были продолжены.
Всего до конца декабря 1962 г. в Харькове выпустили три опытных образца танка «объект 432». Один из которых - восстановленный после испытаний на бетонном шоссе танк, выпущенный в марте 1962 г. В период с 11 ноября 1962 г. по 30 марта 1963 г. все три опытных образца по мере изготовления проходили второй этап испытаний (ходовые и полигонные испытания).
Эти испытания выявили значительное количество дефектов и замечаний в связи с низкой работоспособностью двигателя 5ТДФ, БКП, механизма заряжания, большинства узлов ходовой части; испытания также показали, что ряд систем не обеспечивают отдельных параметров ТТТ, в частности по эффективности стрельбы. После проведенных доработок танк в марте 1963 г. предъявлялся на государственные испытания, но их не выдержал и поэтому не рекомендовался для принятия на вооружение.
Несмотря на трудности по доводке машины, ЦК КПСС и Совета Министров СССР было принято решение о форсировании создания производственных мощностей для изготовления этого танка и строительства нового корпуса для изготовления основных наиболее сложных узлов двигателя 5ТДФ, его сборки и стендовых испытаний. Для ускорения отработки танка были подключены все научно-технические организации отрасли, началось их техническое перевооружение технологическим и стендовым оборудованием, развитие опытных цехов КБ заводов, особенно завода № 75 им. В.А.Малышева, создание заводских полигонов и специальных стрельбовых трасс для отработки и оценки систем вооружения, а в дальнейшем и отраслевых научно-испытательных станций в различных климатических зонах при головном «танковом» институте ВНИИ-100 (с 1966 гг. ВНИИТрансмаш).
Сборка танка «Объект 432» обр. 1963 г. на заводе им. В.А. Малышева:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Параллельно в 1963 г. были начаты работы по дальнейшему повышению могущества танка за счет установки на нем 125-мм гладкоствольной пушки. Новый вариант танка получил шифр «объект 434» (после принятия на вооружение Т-64А).
Проекции среднего танка "объект 432" обр. 1963 г. (брезент на корме башни и труба ОПВТ на крыше МТО условно не показаны, прожектор Л-2АГ установлен "по походному", головка ночного прицела и осветитель ОУ-3ГК "- по боевому"):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
С сайта ХКБМ им. А.А.Морозова.
В IV квартале 1963 г. завод № 75 им. В.А.Малышева прекратил выпуск Т-55 («объект 155») и в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 395-141 от 28 марта 1963 г. приступил к сборке установочной партии для проведения войсковых испытаний, а также к подготовке производства танка «объект 432» по чертежно-технической документации главного конструктора, то есть не утвержденной заказчиком (ГБТУ Министерства обороны СССР). Одновременно с выпуском установочной партии в период с ноября 1963 г. по июль 1964 г. два ранее изготовленных заводских образца прошли третий этап вынужденных испытаний.
Средний танк "объект 432" обр. 1963 г.:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
С сайта ХКБМ им. А.А.Морозова.
Первые десять машин установочной партии были готовы к началу марта 1964 г., из них три танка в период с мая по июнь 1964 г. подверглись государственным контрольным испытаниям, показавшим неудовлетворительные результаты.
Установочная партия опытных средних танков «объект 432» в количестве 18 штук, была направлена для ускоренной эксплуатации в Белорусский, Туркестанский и Прикарпатский военные округа (ВО) по пять единиц и три танка - в Закавказский ВО. В течение 1964 г. суммарный пробег танков составил 59 000 км, в то время как суммарный пробег всех опытных танков составил в 1962 г. около 5 000 км, а в 1963 году – около 9 000 км.
Первой новыми танками «объект 432» была укомплектована дивизия в БВО (г. Слуцк) и в ходе их ускоренной эксплуатации перед конструкторами встали вопросы повышения абразивной стойкости узлов, особенно ходовой части. Работоспособность двигателя продолжала оставаться недостаточной, выявились его специфические требования к качеству эксплуатации и обслуживания. Новая техника требовала и от войск организации эксплуатации и технического обслуживания на более современном уровне, к чему армия не была готова, а сокращение экипажа до трех человек было встречено особенно негативно.
Процесс доводки машины продолжался. В 1965 г. был проведен целый ряд испытаний в различных климатических зонах образцов танка, уже изготовленных серийным производством, многие дефекты были устранены. Серийное производство танка продолжалось, к 1 января 1966 г. завод № 75 им. В.А.Малышева изготовил 254 серийных танка «объект 432». Из них три танка предназначались под установку 4-тактного 12-цилиндрового V-образного танкового дизеля В-45. Впоследствии танки получили наименование «объект 436».
В октябре 1966 г. танк вновь был представлен на государственные испытания и их результаты, наконец, позволили руководству страны принять решение о принятии танка на вооружение. Опытный средний танк «объект 432» под обозначением "средний танк Т-64" был принят на вооружение Советской Армии постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 982-321 от 30 декабря 1966 г. (приказ министра обороны СССР № 2 от 2 января 1967 г.).
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 982-321 от 30 декабря 1966 г. о принятии на вооружение Советской Армии были утверждены основные характеристики среднего танка Т-64:
1. Боевой вес – 36,5+2% тонн,
2. Экипаж – 3 человека,
3. Вооружение: 115-мм гладкоствольная пушка Д-68 и 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ,
4. Боекомплект: 40 выстрелов к пушке, из них 30 в механизме заряжания, 2000 патронов к пулемету,
5. Боеприпасы:
– подкалиберный снаряд: бронепробиваемость на дистанции 2 км 110 мм / 60° начальная скорость снаряда 1615 м/сек.; дальность прямого выстрела 1870 м.;
– кумулятивный снаряд: бронепробиваемость 200 мм / 60°; начальная скорость 950 м/сек.; дальность прямого выстрела 990 м;
– осколочно-фугасный снаряд: начальная скорость 800 м/сек.; максимальная дальность при угле возвышения 14° – 8960м,
6. Система стабилизации вооружения – 2-х плоскостная 2Э18,
7. Прицел-дальномер дневной – оптический ТПД-43Б,
8. Прицел ночной – электронно-оптический ТПН-1-43,
9. Лобовая броня:
– корпуса (верхний наклонный лист комбинированный) 80 мм стальной лист + 105 мм стеклотекстолит + 20 мм стальной лист / 68°;
– башня литая комбинированная с алюминиевым наполнителем толщиной (лоб и борта в секторе ±35°) 600-675 мм, конструктивные углы 10-50°,
10. Кратность ослабления радиации: проникающей – 16, от зараженной местности – 18,
11. Коллективная защита – герметизация, нагнетатель-сепаратор,
12. Удельная мощность – 19,5 л.с./т.,
13. Максимальная скорость: вперед до 70 км/ч, назад 5 км/ч,
14. Запас хода по шоссе – 600-650 км,
15. Двигатель – 2-тактный 5-цилиндровый турбодизель 5ТДФ мощностью 700 л.с.,
16. Габаритные размеры: длина 8948 мм; ширина 3415 мм (погрузочная ширина по гусеницам 3270 мм); высота 2154 мм и клиренс 476,5 мм,
17. Среднее удельное давление гусеницы на грунт – 0,8 кг/кв.см,
18. Глубина преодоления водных преград по дну: брод – 1 м, с ОПВТ до 5 ,
19. Гарантийная наработка – 3000 км пробега.
Имеются данные, что с целью дезинформации вероятного противника до принятия танка на вооружение Т-64 («объект 432») при эксплуатации в войсках, в танковых училищах и в специальной технической литературе он имел обозначение «объект 166А».
После принятие на вооружение среднего танка Т-64 («объект 432») его серийное производство продолжилось на заводе № 75 им. В.А.Малышева до 1969 г., когда на конвейере его сменил новый средний танк Т-64А («объект 434») с 125-мм гладкоствольной пушкой Д-81. Всего в 1962 - 1969 гг. (в конце 1962 г. - первые опытные образцы, с 1963 г. - установочная серия, с 1964 г. - серийно) в Харькове изготовили 1291 танк Т-64 («объект 432»).
Средний танк «Объект 432», 1963 г.:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Средний танк «Объект 432» обр. 1963 г.:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Средний танк «Объект 432», 1964 г. (введены: броневая накладка на верхнем лобовом листе корпуса (с июля 1964 г.), на скуловых листах крыши отделения управления, так называемые «брови» (с сентября 1964 г.)):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Средний танк «Объект 432» обр. 1964 г.:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Средний танк «Объект 432» обр. 1965 г. (введены противокумулятивных щитки (экраны) - по три на борт):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Средний танк «Объект 432»:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
В 1967 г. за участие в создании танка Т-64 («объект 432») были отмечены Ленинской премией: О.В.Соич – директор ПО «Харьковский завод им. В.А.Малышева» (бывш. завод № 75 им. В.А.Малышева); А.А.Морозов – главный конструктор танка; Я.И.Баран - первый заместитель главного конструктора; Л.Л.Голинец – главный конструктор двигателя 5ТДФ; В.С.Старовойтов B.C. – директор ВНИИТрансмаш (до 1966 г. НИИ-100); В.И.Креопалов – директор Красногорского механического завода; В.В.Иерусалимский – заместитель директора НИИСтали; А.В.Радус-Зеньковский – генерал-лейтенант ИТС - Начальник НТК ГБТУ. Большая группа участников работ была награждена орденами и медалями.
В сентябре 1967 г. 243 танка Т-64 («объект 432») приняли участие в учениях «Днепр», где подтвердили свои высокие тактико-технические возможности в ходе форсированных маршей и боевых стрельб.
Осенью 1967 г. в БВО под руководством межведомственной комиссии были проведены ускоренные войсковые испытания 10 танков Т-64 («объект 432») в объеме гарантийной наработки. Испытания проводились в районе Уречье смешанными экипажами, состоящими из представителей промышленности и военнослужащих. В ходе этих испытаний значительный объем пробега танков составило движение по хвойному мелколесью. К окончанию испытаний на танках начал резко увеличиваться расход моторного масла, что свидетельствовало об абразивном износе поршневой группы двигателей. После разборки и дефектовки танков было обнаружено застревание сосновых игл в циклонах очистки воздуха одноступенчатых воздухоочистителей. Имитация на стендовом оборудовании этого явления показала, что, застревая в циклоне, хвоя полностью нарушает процесс прохождения и очистки воздуха, поступающего в двигатель, и за несколько часов работы полностью выводит его из строя из-за абразивного износа поршневых колец.
Руководством отрасли была поставлена задача в кратчайшие сроки обеспечить нормальные условия для работы двигателя на запыленном воздухе. Сначала в стендовых условиях развернулась отработка отдельных элементов системы воздухоочистки, а для окончательной проверки в мае - июне 1968 г. были проведены сравнительные испытания 6 танков Т-64 («объект 432») в районе г. Самарканда.
На этих танках испытывалось четыре варианта воздухопитания: серийный; серийный с предварительной очисткой воздуха на входе за счет установки инерционной решетки; новый двухступенчатый (кассетный) воздухофильтр и, так называемый, «капитальный» вариант, который показал наилучшие результаты и был внедрен в серийное производство, но уже на танке Т-64А («объект 434»).
В этом варианте на входе воздуха в фильтр была установлена инерционная решетка, циклоны воздухоочистителя установлены вертикально, ранее по условиям более плотной компоновки они располагались горизонтально, что способствовало загрязнению нижнего рядя циклонов, была улучшена система отсоса пыли из воздухоочистителя. Параллельно существенной доработке подверглась система охлаждения двигателя, компенсационный бачок и паровоздушный клапан, которые были расположены на продольной оси танка, ранее они устанавливались на правом борту в МТО, что приводило к нарушениям в работе системы, особенно при крене танка. Эти испытания и все возрастающий объем эксплуатации танков Т-64 («объект 432») в войсках показали, что уровень надежности машины постоянно повышался, и танк начал приобретать все большее число своих приверженцев среди танкистов.
По своему времени средний танк Т-64 («объект 432») превосходил все известные в то время танки практически по всем основным качествам, причем обладал значительно меньшим весом, и обеспечил советскому танкостроению приоритет над зарубежным на длительный период. Одним из основных недостатков танка был низкий технический ресурс двигателя 5ТДФ, который в течении отработки и его серийного производства удалось увеличивать от серии к серии (в процессе отработки двигатель 5ТДФ выпускался производственными сериями, отличавшимися степенью доработки конструкции). Из-за высокой механической и тепловой нагруженности, свойственной двигателям с подобной компоновкой (имели по два поршня в каждом из пяти цилиндров) длительное время велась отработка эжекционной системы охлаждения танка, позволявшей добиться "съёма" тепла от двигателя. Внедрялись мероприятия по снижению расхода масла. В конечном счете, лишь с 1975 г. на двигателе 5ТДФ была внедрена многотопливность, а к 1976 г. гарантийную наработку дизеля довели до 500 ч. Фактически на отработку нового дизеля ушло более 10 лет.
Несмотря современную критику танков семейства Т-64 («объект 432») / Т-64А («объект 434») и их главного конструктора А.А.Морозова первые опытные образцы танков Т-72 («объект 172М») и Т-80 («объект 219»), принятых в последствии на вооружение в СССР и ставшими первыми в семействах танков Т-72 и Т-80, были созданы путём прямой переделки танков Т-64А («объект 434»).
Источник: Техника и вооружение, № 12, 2011 г.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Масса 36,0 +2% т
Экипаж 3 чел
Длина с пушкой вперед 8948 мм
Длина с пушкой назад 9280 мм
Длина корпуса 6428 мм
Ширина 3200 мм
Ширина по съемным щиткам 3415 мм
Высота по крыше башни 2154 мм
Клиренс 456 мм
Колея 2730 мм
Длина опорной поверхности 4008 мм
Ширина трака 580 мм
Среднее удельное давление 0,815 кгс/см2
Вооружение: 1 х 115-мм пушка Д-68
1 х 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ
1 х 7,62-мм автомат АК
Боезапас: 115-мм снарядов 40
7,62-мм патронов к пулемету 2000
Угол склонения пушки -6 °
Угол подъема пушки +14 °
Бронирование:
лоб корпуса 205 мм под углом 68°
борт корпуса 80 мм
лоб башни 575 мм под углом 20°
Двигатель: дизель 5ТДФ
Мощность 700 л.с. при об/мин
Удельная мощность 19,1 л.с./т
Максимальная скорость по шоссе 65 км/ч
Средняя скорость:
по шоссе 45-55 км/ч
по грунтовой дороге 30-40 км/ч
Запас хода по топливу:
по шоссе 550-650 км
по грунтовой дороге 250-370 км
Преодолеваемые препятствия:
брод (с предварительной подготовкой) 1,8 м
водная преграда с ОПВТ (при скорости течения до 1,5 м/с) 5 м
подъем 30°
крен 30°
стенка 0,8 м
ров 2,85 м
Источник: Техническое описание танка Т-64. Воениздат. М. 1969 г.
ОБОЗНАЧЕНИЯ
- "Объект 432" - открытое заводское обозначение,
- "Заказ 9" - внутреннее заводское обозначение,
- "Объект 166А" - обозначение введенное для дезинформации,
- "Объект 164" - обозначение зарезервированное для производства танка на УВЗ им. Ф.Э.Дзержинского (в 1945 г. Уральский танковый завод им. И.В.Сталина), г. Нижний Тагил.
Войсковое обозначение - Т-64.
НАЗНАЧЕНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ
Средний танк Т-64 предназначен для решения боевых задач войск, в наступлении и обороне в условиях как обычной, так и ядерной войны.
РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
Разработчик КБ-60 ХЗТМ им. В.А.Малышева, г. Харьков
Главный конструктор А.А.Морозов
Принят на вооружение Постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 30.12.1966 г. и приказом Министерства обороны от 02.01.1967 г.
Изготовитель ХЗТМ им. В.А.Малышева, г. Харьков
Годы выпуска 1963 - 1969 гг.
Количество выпущенных 1285 шт
МОДИФИКАЦИИ
Объект 432Р - танк Т-64 (Объект 432) доведенный при капремонте до уровня Т-64А (Объект 434). "Объект 432Р" унифицирован с Т-64А (Объект 434) по крыше МТО, бортовым экранам, силовой установке, трансмиссии, ходовой части, средствам связи, ОПВТ и др., но пушка осталась 115-мм Д-68,
Объект 436 - танк Т-64 (Объект 432) с установкой дизельного двигателя В-45,
Объект 003 - танк Т-64 (Объект 432) с установкой газотурбинного двигателя ГТД-3ТЛ,
Объект 004 (проект) - танк Т-64 (Объект 432) с установкой газотурбинного двигателя ГТД-3ТП,
Объект 619В - танк Т-64 (Объект 432) дооборудованный для установки скоростных плавсредств.
История создания среднего танка Т-64 («объект 432»).
Один из первых опытных образцов среднего танка «Объект 432»:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
В 1952 г. в СССР были развернуты работы по созданию нового среднего танка на смену Т-54 (был создан ещё в 1947 г.), выпускаемого серийно тремя танковыми заводами в городах Нижнем Тагиле (Уральский танковый завод им. И.В.Сталина), Харькове (завод № 75) и Омске (завод № 174 им. К.Е.Ворошилова). Армии был нужен качественно новый танк, существенно превосходящий по всем характеристикам как отечественные, так и зарубежные танки.
К работам по перспективному среднему танку были привлечены:
- танковое КБ «отдел 60М» завода № 75 в Харькове — «объект 430», главный конструктор А.А.Морозов,
- танковое КБ «отдел 520» Уральского танкового завода им. И.В.Сталина в Нижнем Тагиле — «объект 140», и.о. главного конструктора А.В.Колесников, с марта 1953 г. и.о., а затем главный конструктор Л.Н.Карцев.
- отраслевой ВНИИ-100 в Ленинграде — «объект 907», директор П.К.Ворошилов, руководитель проекта - К.И. Буганов.
Эскизное проектирование средних танков «объект 430», «объект 140» и «объект 907» велось во исполнение постановления Совета Министров СССР № 598-265 от 2 апреля 1954 г. «О плане опытно-конструкторских работ на 1954 год по вооружению и военной технике, подлежащих выполнению по заказам Министерства обороны СССР». В приложении № 1 к постановлению была предусмотрена новая ОКР: «Тема № 23. Средний танк. Цель и назначение работы: создать новый средний танк с повышенными тактико-техническими показателями по сравнению с танком Т-54 (по броневой защите, скорости движения, манёвренности, вооружению, меткости стрельбы и надёжности)».
Техническое проектирование и изготовление опытных образцов новых средних танков «объект 430» и «объект 140» (работы по танку «объект 907» были прекращены) осуществлялось в соответствии ТТТ на основании постановления Совета Министров СССР № 880-524 «Об опытно-конструкторских работах по созданию нового среднего танка» от 6 мая 1955 г.
Лидером работ по созданию нового среднего танка было танковое КБ «отдел 60М» завода № 75 (по организационно-штатной структуре КБ было отделом завода) под руководством главного конструктора А.А.Морозова. Морозов изначально ставил перед собой задачу разработать новый танк, который бы превосходил заданные Тактико-технические требования (ТТТ) на новый средний танк. Для этого в конструкции танка «объект 430» использовались новые технические решения, ранее не применявшиеся на средних танках: уплотнённая классическая компоновка танка с новой схемой бронирования, 2-тактный 5-цилиндровый турбопоршневой дизельный двигатель 5ТД с горизонтальным расположением поршней, эжекционная система охлаждения, компактная трансмиссия, состоявшая из двух бортовых коробок передач, облегчённая ходовая часть с вынесенными из корпуса балансирами, танковый прицел-дальномер.
При создании танка «объект 140» в танковом КБ «отдел 520» УТЗ им. И.В.Сталина под руководством молодого и амбициозного главного конструктора Л.Н.Карцева были допущены ряд технических просчетов, обусловленных необходимостью уложиться в заданный ТТТ вес (36 т.). Несмотря на усилия конструкторов по сравнению с ТТТ танк имел перевес в 500 кг. В марте 1958 г. по просьбе главного конструктора Л.Н.Карцева Министерство обороны СССР внесло в Совет Министров СССР предложение по прекращению работ по новому среднему танку «объект 140» из-за его нетехнологичной в производстве и сложной при техническом обслуживании и ремонте конструкции. Официально работы по танку «объект 140» были прекращены в постановлением Совета Министров СССР № 609-284 от 6 июня 1958 г. После этого Л.Н.Карцев сосредоточил свои усилия на эволюционном развитии танка Т-55 («объект 155»), создав опытные средние танки «объект 166» и «объект 167».
Ввиду новизны конструкции работы по танку «объект 430» в Харькове проходили чрезвычайно тяжело. Этапы работ и сроки государственных испытаний неоднократно переносились. Изготовленные опытные образцы машины постоянно подвергались заводским доработкам, но не смотря на усилия конструкторов манёвренные свойства танка «объект 430» не отвечали требованиям нового среднего танка. Так же недостаточным был и ресурс нового двигателя 5ТД.
К 1960 г. стало ясно, что из-за недоведённости двигателя, системы охлаждения и ряда других новых узлов танка существенного отрыва по своим техническим характеристикам от существующих образцов этот опытный танк обеспечить не может и руководством страны было принято решение:
1. Танковому КБ «отдел 520» УТЗ им. И.В.Сталина под руководством главного конструктора Л.Н.Карцева форсировать работы по среднему танку «объект 166», который представлял собой дальнейшее развитие танков семейства Т-54 («объект 137») / Т-55 («объект 155») с усиленным за счёт установки новой 115-мм гладкоствольной танковой пушки У-5ТС «Молот» (индекс ГРАУ - 2А20) и связанных с этим изменений. Танк «объект 166» мог быть в кратчайшее время доведен до серийного производства. Такое поспешное решение диктовалось тем, что за рубежом появились новые танки, вооруженные новой 105-мм английской нарезной пушкой L7 и её лицензионными вариантами с более высокими характеристиками, чем у применяемой на танке Т-55 100-мм танковой пушке Д-10Т2С. При этом запуск в серию среднего танка «объект 166» (после принятия на вооружение Т-62) выглядел полумерой, так как из-за перевеса новый танк не получил противорадиационного надбоя и подбоя, применённого на танке Т-55А («объект 155»).
2. Танковому КБ «отдел 60М» завода № 75 им. В.А.Малышева (с 1957 г.) под руководством главного конструктора А.А.Морозова совместно с научно-техническими организациями отрасли разработать новый танк, обеспечивающий превосходство над зарубежными танками в части вооружения и бронезащиты за счет реализации новых научных разработок и предложений.
Проработки нового среднего танка в «отдел 60М» велись под руководством главного конструктора А.А.Морозова ещё с 1958 г., параллельно с доводкой среднего танка «объект 430». Новый средний танк создавался на основе задела по опытному среднему танка «объект 430», как обладающего наиболее плотной компоновкой моторно-трансмиссионного отделения и имеющего отработанные и проверенные в работе на танке основные узлы: двигатель, трансмиссию, управление, ходовую часть и др.
Одной из основных задач была задача по увеличению маневренных качеств танка. Эта задача решалась путём создания на заводе № 75 им. В.А.Малышева форсированного танкового двигателя 5ТДФ («объект 457») мощностью 700 л.с. (вместо 5ТД мощностью 580 л.с. на танке «объект 430») и значительным снижением веса танка до 30,5 т (вместо 36 т на танке «объект 430») за счёт введения механизма заряжания пушки танка.
Эскизный проект нового среднего танка, получившего шифр «объект 432», был выполнен под руководством А.А.Морозова в танковом КБ «отдел 60М» завода № 75 им. В.А.Малышева в 1960 г. по ТТТ Министерства обороны СССР.
В результате рассмотрения и одобрения эскизного проекта «объект-432» было издано Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 141-58 от 17 февраля 1961 г. о создании на заводе № 75 им. В.А.Малышева нового среднего танка. Однако к новому танку заказчиком (ГБТУ Министерства обороны СССР) было предъявлено новое требование по обеспечению защиты танка в лобовой части от новейших бронебойных подкалиберных снарядов (БСП) 105-мм нарезной пушки. После некоторого внутреннего сопротивления А.А.Морозов согласился с этим требованием и решил технически сложную задачу.
Технический проект нового среднего танка «объект 432» был разработан в сжатые сроки в мае 1961 г. Научно-технический комитет (НТК) ГБТУ Министерства обороны СССР выдал ТТТ на разработку нового среднего танка, утверждённые Начальником танковых войск генералом-полковником П.П.Полубояровым. Согласно ТТТ цель и задачи проектирования состояли в повышении огневой мощи среднего танка за счёт установки 115-мм гладкоствольной танковой пушки Д-68 (индекс ГРАУ — 2А21) с механизированным заряжанием, улучшении противоатомной и противокумулятивной защиты танка, при сохранении манёвренных качеств «объекта 430». Боевая масса танка должна была составлять 34 т, экипаж — 3 человека.
От эскизного проекта он отличался прежде всего усиленной защитой. Рост калибров танкового вооружения вероятных противников, внедрение подкалиберных и кумулятивных снарядов, а также необходимость биологической защиты экипажа от атомного оружия предопределили направление принципиально нового подхода к созданию защиты современного танка. На опытном среднем танке «объект 432» впервые в танкостроении была применена комплексная многослойная комбинированная защита, состоящая из броневой стали, противокумулятивных струегасящих материалов и специальных противорадиационных материалов. Усиление защиты привело к увеличению веса танка по сравнению с эскизным проектом до 34 т (вместо 30,5 т).
Пушка Д-68 (2А21) представляла собой вариант пушки У-5ТС «Молот» (2А20) с раздельным заряжанием выстрелов. Новые выстрелы для Д-68 проектировал НИИ-24.
Доработка технического проекта и изготовление опытных образцов танка велись согласно постановлению Совета Министров СССР № 957-407 от 24 октября 1961 г.
В отличие от КБ других заводов, в танковом КБ «отдел 60М» завода № 75 им. В.А.Малышева ведущий инженер по машине не назначался. За разработку нового среднего танка «объект 432», помимо главного конструктора А.А.Морозова, непосредственно отвечал заместитель главного конструктора по новой технике Я.И.Баран, за отдельные узлы и агрегаты - начальники соответствующих конструкторских групп и бюро: А.Я.Митник, Г.Б.Левит, М.Г.Степанов, М.А.Набутовский, а также В.И.Бондаренко, А.И.Мазуренко. В Министерстве оборонной промышленности (в конструкторском отделе Главтанка) машину вела З.И.Макарычева, во отраслевом «танковом» ВНИИ-100 - Ю.П.Костенко, затем В.В.Поликарпов.
Для отработки новой ходовой части танка «объект 432» на заводе № 75 им. В.А.Малышева был изготовлен ходовой макет на базе огнемётного танка ОТ-54 («объект 481»), с которого была снят огнемёт, а под днищем был приварен короб, в котором были смонтированы установки подвесок с катками малого диаметра, на бортах приварены оси поддерживающих катков и опоры телескопических амортизаторов; на макете устанавливалась гусеница с РМШ. Использование для макета шасси опытного среднего танка «объект 430» было признано нецелесообразным, так как надёжность силовой установки была недостаточной, а объем переделок по ходовой части там был не меньшим. Частые поломки двигателя 5ТД не гарантировали проведение ходовых испытаний в сжатые сроки.
Ходовой макет на базе ОТ-54 с первым вариантом ходовой части:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
С сайта ХКБМ им. А.А.Морозова.
В середине 1961 г. ходовой макет вышел на испытания и через 900 км пробега его испытания были прекращены из-за усталостного разрушения пальцев РМШ в средней части под соединительным мостиком гусеничной ленты. Причиной разрушения явились циклические нагрузки, возникающие при перекатывании опорных катков по гусенице. Началась кропотливая работа по подбору более усталостнопрочного материала пальцев и технологических процессов повышения усталостной прочности, в конечном итоге вылившаяся в применение стальной трубы марки З0ХГСА и поверхностной упрочняющей накатки пальцев роликами перед процессом обрезинивания.
В марте 1962 г. был изготовлен первый опытный образец танка «объект 432». Из-за отсутствия башни и вооружения он, догруженный до расчётного веса технологической башней, был подвергнут, согласно ТТТ, испытаниям на бетонном шоссе в объеме 500 км пробега (с технической точки зрения скоростные испытания танка на бетонном шоссе были самыми разрушительными для ходовой части опытной машины). Для этого на три ночи прерывалось движение по шоссе Харьков – Ростов на Дону на участке между городами Балаклея – Изюм, протяженностью около 60 км.
Такие испытания проводились в отрасли впервые (впоследствии танки еще дважды побывали на этом участке) и в дальнейшем участок был срочно заасфальтирован и только это его спасло от полного разрушения, а танкостроители смогли проводить подобные испытания значительно позднее после постройки бетонного кольца в Кубинке на НИИ БТ Полигоне (с 1962 г. - 22 НИИ БТ Полигон).
В ходе этих испытаний была выявлена масса дефектов и поломок различных деталей, связанных с вибрационной нагруженностью при движении по бетонному шоссе на максимальных скоростях до 70 км/час. По ходовой части наиболее существенными и трудноустранимыми в дальнейшем явились: тепловое разрушение внутренних резиновых амортизаторов опорных катков и разрушение сепараторов конических подшипников опорных катков.
После установки штатной башни с вооружением в июне 1962 г. машина прошла заводские испытания, которые завершились 15 августа 1962 г. Второй опытный образец танка «объект 432» был изготовлен заводом № 75 им. В.А.Малышева в сентябре - октябре 1962 г.
22 октября 1962 г. на НИИ БТ Полигоне в Кубинке был проведён показ новой техники сухопутных войск для руководителей КПСС и Совета Министров СССР. Новый средний танк «объект 432» произвёл благоприятное впечатление на Первого Секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущёва. Он одобрил новую харьковскую машину, против которой выступали ряд высокопоставленных военных. По указанию Н.С.Хрущёва работы по новому танку были продолжены.
Всего до конца декабря 1962 г. в Харькове выпустили три опытных образца танка «объект 432». Один из которых - восстановленный после испытаний на бетонном шоссе танк, выпущенный в марте 1962 г. В период с 11 ноября 1962 г. по 30 марта 1963 г. все три опытных образца по мере изготовления проходили второй этап испытаний (ходовые и полигонные испытания).
Эти испытания выявили значительное количество дефектов и замечаний в связи с низкой работоспособностью двигателя 5ТДФ, БКП, механизма заряжания, большинства узлов ходовой части; испытания также показали, что ряд систем не обеспечивают отдельных параметров ТТТ, в частности по эффективности стрельбы. После проведенных доработок танк в марте 1963 г. предъявлялся на государственные испытания, но их не выдержал и поэтому не рекомендовался для принятия на вооружение.
Несмотря на трудности по доводке машины, ЦК КПСС и Совета Министров СССР было принято решение о форсировании создания производственных мощностей для изготовления этого танка и строительства нового корпуса для изготовления основных наиболее сложных узлов двигателя 5ТДФ, его сборки и стендовых испытаний. Для ускорения отработки танка были подключены все научно-технические организации отрасли, началось их техническое перевооружение технологическим и стендовым оборудованием, развитие опытных цехов КБ заводов, особенно завода № 75 им. В.А.Малышева, создание заводских полигонов и специальных стрельбовых трасс для отработки и оценки систем вооружения, а в дальнейшем и отраслевых научно-испытательных станций в различных климатических зонах при головном «танковом» институте ВНИИ-100 (с 1966 гг. ВНИИТрансмаш).
Сборка танка «Объект 432» обр. 1963 г. на заводе им. В.А. Малышева:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Параллельно в 1963 г. были начаты работы по дальнейшему повышению могущества танка за счет установки на нем 125-мм гладкоствольной пушки. Новый вариант танка получил шифр «объект 434» (после принятия на вооружение Т-64А).
Проекции среднего танка "объект 432" обр. 1963 г. (брезент на корме башни и труба ОПВТ на крыше МТО условно не показаны, прожектор Л-2АГ установлен "по походному", головка ночного прицела и осветитель ОУ-3ГК "- по боевому"):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
С сайта ХКБМ им. А.А.Морозова.
В IV квартале 1963 г. завод № 75 им. В.А.Малышева прекратил выпуск Т-55 («объект 155») и в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 395-141 от 28 марта 1963 г. приступил к сборке установочной партии для проведения войсковых испытаний, а также к подготовке производства танка «объект 432» по чертежно-технической документации главного конструктора, то есть не утвержденной заказчиком (ГБТУ Министерства обороны СССР). Одновременно с выпуском установочной партии в период с ноября 1963 г. по июль 1964 г. два ранее изготовленных заводских образца прошли третий этап вынужденных испытаний.
Средний танк "объект 432" обр. 1963 г.:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
С сайта ХКБМ им. А.А.Морозова.
Первые десять машин установочной партии были готовы к началу марта 1964 г., из них три танка в период с мая по июнь 1964 г. подверглись государственным контрольным испытаниям, показавшим неудовлетворительные результаты.
Установочная партия опытных средних танков «объект 432» в количестве 18 штук, была направлена для ускоренной эксплуатации в Белорусский, Туркестанский и Прикарпатский военные округа (ВО) по пять единиц и три танка - в Закавказский ВО. В течение 1964 г. суммарный пробег танков составил 59 000 км, в то время как суммарный пробег всех опытных танков составил в 1962 г. около 5 000 км, а в 1963 году – около 9 000 км.
Первой новыми танками «объект 432» была укомплектована дивизия в БВО (г. Слуцк) и в ходе их ускоренной эксплуатации перед конструкторами встали вопросы повышения абразивной стойкости узлов, особенно ходовой части. Работоспособность двигателя продолжала оставаться недостаточной, выявились его специфические требования к качеству эксплуатации и обслуживания. Новая техника требовала и от войск организации эксплуатации и технического обслуживания на более современном уровне, к чему армия не была готова, а сокращение экипажа до трех человек было встречено особенно негативно.
Процесс доводки машины продолжался. В 1965 г. был проведен целый ряд испытаний в различных климатических зонах образцов танка, уже изготовленных серийным производством, многие дефекты были устранены. Серийное производство танка продолжалось, к 1 января 1966 г. завод № 75 им. В.А.Малышева изготовил 254 серийных танка «объект 432». Из них три танка предназначались под установку 4-тактного 12-цилиндрового V-образного танкового дизеля В-45. Впоследствии танки получили наименование «объект 436».
В октябре 1966 г. танк вновь был представлен на государственные испытания и их результаты, наконец, позволили руководству страны принять решение о принятии танка на вооружение. Опытный средний танк «объект 432» под обозначением "средний танк Т-64" был принят на вооружение Советской Армии постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 982-321 от 30 декабря 1966 г. (приказ министра обороны СССР № 2 от 2 января 1967 г.).
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 982-321 от 30 декабря 1966 г. о принятии на вооружение Советской Армии были утверждены основные характеристики среднего танка Т-64:
1. Боевой вес – 36,5+2% тонн,
2. Экипаж – 3 человека,
3. Вооружение: 115-мм гладкоствольная пушка Д-68 и 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ,
4. Боекомплект: 40 выстрелов к пушке, из них 30 в механизме заряжания, 2000 патронов к пулемету,
5. Боеприпасы:
– подкалиберный снаряд: бронепробиваемость на дистанции 2 км 110 мм / 60° начальная скорость снаряда 1615 м/сек.; дальность прямого выстрела 1870 м.;
– кумулятивный снаряд: бронепробиваемость 200 мм / 60°; начальная скорость 950 м/сек.; дальность прямого выстрела 990 м;
– осколочно-фугасный снаряд: начальная скорость 800 м/сек.; максимальная дальность при угле возвышения 14° – 8960м,
6. Система стабилизации вооружения – 2-х плоскостная 2Э18,
7. Прицел-дальномер дневной – оптический ТПД-43Б,
8. Прицел ночной – электронно-оптический ТПН-1-43,
9. Лобовая броня:
– корпуса (верхний наклонный лист комбинированный) 80 мм стальной лист + 105 мм стеклотекстолит + 20 мм стальной лист / 68°;
– башня литая комбинированная с алюминиевым наполнителем толщиной (лоб и борта в секторе ±35°) 600-675 мм, конструктивные углы 10-50°,
10. Кратность ослабления радиации: проникающей – 16, от зараженной местности – 18,
11. Коллективная защита – герметизация, нагнетатель-сепаратор,
12. Удельная мощность – 19,5 л.с./т.,
13. Максимальная скорость: вперед до 70 км/ч, назад 5 км/ч,
14. Запас хода по шоссе – 600-650 км,
15. Двигатель – 2-тактный 5-цилиндровый турбодизель 5ТДФ мощностью 700 л.с.,
16. Габаритные размеры: длина 8948 мм; ширина 3415 мм (погрузочная ширина по гусеницам 3270 мм); высота 2154 мм и клиренс 476,5 мм,
17. Среднее удельное давление гусеницы на грунт – 0,8 кг/кв.см,
18. Глубина преодоления водных преград по дну: брод – 1 м, с ОПВТ до 5 ,
19. Гарантийная наработка – 3000 км пробега.
Имеются данные, что с целью дезинформации вероятного противника до принятия танка на вооружение Т-64 («объект 432») при эксплуатации в войсках, в танковых училищах и в специальной технической литературе он имел обозначение «объект 166А».
После принятие на вооружение среднего танка Т-64 («объект 432») его серийное производство продолжилось на заводе № 75 им. В.А.Малышева до 1969 г., когда на конвейере его сменил новый средний танк Т-64А («объект 434») с 125-мм гладкоствольной пушкой Д-81. Всего в 1962 - 1969 гг. (в конце 1962 г. - первые опытные образцы, с 1963 г. - установочная серия, с 1964 г. - серийно) в Харькове изготовили 1291 танк Т-64 («объект 432»).
Средний танк «Объект 432», 1963 г.:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Средний танк «Объект 432» обр. 1963 г.:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Средний танк «Объект 432», 1964 г. (введены: броневая накладка на верхнем лобовом листе корпуса (с июля 1964 г.), на скуловых листах крыши отделения управления, так называемые «брови» (с сентября 1964 г.)):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Средний танк «Объект 432» обр. 1964 г.:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Средний танк «Объект 432» обр. 1965 г. (введены противокумулятивных щитки (экраны) - по три на борт):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Средний танк «Объект 432»:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
В 1967 г. за участие в создании танка Т-64 («объект 432») были отмечены Ленинской премией: О.В.Соич – директор ПО «Харьковский завод им. В.А.Малышева» (бывш. завод № 75 им. В.А.Малышева); А.А.Морозов – главный конструктор танка; Я.И.Баран - первый заместитель главного конструктора; Л.Л.Голинец – главный конструктор двигателя 5ТДФ; В.С.Старовойтов B.C. – директор ВНИИТрансмаш (до 1966 г. НИИ-100); В.И.Креопалов – директор Красногорского механического завода; В.В.Иерусалимский – заместитель директора НИИСтали; А.В.Радус-Зеньковский – генерал-лейтенант ИТС - Начальник НТК ГБТУ. Большая группа участников работ была награждена орденами и медалями.
В сентябре 1967 г. 243 танка Т-64 («объект 432») приняли участие в учениях «Днепр», где подтвердили свои высокие тактико-технические возможности в ходе форсированных маршей и боевых стрельб.
Осенью 1967 г. в БВО под руководством межведомственной комиссии были проведены ускоренные войсковые испытания 10 танков Т-64 («объект 432») в объеме гарантийной наработки. Испытания проводились в районе Уречье смешанными экипажами, состоящими из представителей промышленности и военнослужащих. В ходе этих испытаний значительный объем пробега танков составило движение по хвойному мелколесью. К окончанию испытаний на танках начал резко увеличиваться расход моторного масла, что свидетельствовало об абразивном износе поршневой группы двигателей. После разборки и дефектовки танков было обнаружено застревание сосновых игл в циклонах очистки воздуха одноступенчатых воздухоочистителей. Имитация на стендовом оборудовании этого явления показала, что, застревая в циклоне, хвоя полностью нарушает процесс прохождения и очистки воздуха, поступающего в двигатель, и за несколько часов работы полностью выводит его из строя из-за абразивного износа поршневых колец.
Руководством отрасли была поставлена задача в кратчайшие сроки обеспечить нормальные условия для работы двигателя на запыленном воздухе. Сначала в стендовых условиях развернулась отработка отдельных элементов системы воздухоочистки, а для окончательной проверки в мае - июне 1968 г. были проведены сравнительные испытания 6 танков Т-64 («объект 432») в районе г. Самарканда.
На этих танках испытывалось четыре варианта воздухопитания: серийный; серийный с предварительной очисткой воздуха на входе за счет установки инерционной решетки; новый двухступенчатый (кассетный) воздухофильтр и, так называемый, «капитальный» вариант, который показал наилучшие результаты и был внедрен в серийное производство, но уже на танке Т-64А («объект 434»).
В этом варианте на входе воздуха в фильтр была установлена инерционная решетка, циклоны воздухоочистителя установлены вертикально, ранее по условиям более плотной компоновки они располагались горизонтально, что способствовало загрязнению нижнего рядя циклонов, была улучшена система отсоса пыли из воздухоочистителя. Параллельно существенной доработке подверглась система охлаждения двигателя, компенсационный бачок и паровоздушный клапан, которые были расположены на продольной оси танка, ранее они устанавливались на правом борту в МТО, что приводило к нарушениям в работе системы, особенно при крене танка. Эти испытания и все возрастающий объем эксплуатации танков Т-64 («объект 432») в войсках показали, что уровень надежности машины постоянно повышался, и танк начал приобретать все большее число своих приверженцев среди танкистов.
По своему времени средний танк Т-64 («объект 432») превосходил все известные в то время танки практически по всем основным качествам, причем обладал значительно меньшим весом, и обеспечил советскому танкостроению приоритет над зарубежным на длительный период. Одним из основных недостатков танка был низкий технический ресурс двигателя 5ТДФ, который в течении отработки и его серийного производства удалось увеличивать от серии к серии (в процессе отработки двигатель 5ТДФ выпускался производственными сериями, отличавшимися степенью доработки конструкции). Из-за высокой механической и тепловой нагруженности, свойственной двигателям с подобной компоновкой (имели по два поршня в каждом из пяти цилиндров) длительное время велась отработка эжекционной системы охлаждения танка, позволявшей добиться "съёма" тепла от двигателя. Внедрялись мероприятия по снижению расхода масла. В конечном счете, лишь с 1975 г. на двигателе 5ТДФ была внедрена многотопливность, а к 1976 г. гарантийную наработку дизеля довели до 500 ч. Фактически на отработку нового дизеля ушло более 10 лет.
Несмотря современную критику танков семейства Т-64 («объект 432») / Т-64А («объект 434») и их главного конструктора А.А.Морозова первые опытные образцы танков Т-72 («объект 172М») и Т-80 («объект 219»), принятых в последствии на вооружение в СССР и ставшими первыми в семействах танков Т-72 и Т-80, были созданы путём прямой переделки танков Т-64А («объект 434»).
Источник: Техника и вооружение, № 12, 2011 г.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Масса 36,0 +2% т
Экипаж 3 чел
Длина с пушкой вперед 8948 мм
Длина с пушкой назад 9280 мм
Длина корпуса 6428 мм
Ширина 3200 мм
Ширина по съемным щиткам 3415 мм
Высота по крыше башни 2154 мм
Клиренс 456 мм
Колея 2730 мм
Длина опорной поверхности 4008 мм
Ширина трака 580 мм
Среднее удельное давление 0,815 кгс/см2
Вооружение: 1 х 115-мм пушка Д-68
1 х 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ
1 х 7,62-мм автомат АК
Боезапас: 115-мм снарядов 40
7,62-мм патронов к пулемету 2000
Угол склонения пушки -6 °
Угол подъема пушки +14 °
Бронирование:
лоб корпуса 205 мм под углом 68°
борт корпуса 80 мм
лоб башни 575 мм под углом 20°
Двигатель: дизель 5ТДФ
Мощность 700 л.с. при об/мин
Удельная мощность 19,1 л.с./т
Максимальная скорость по шоссе 65 км/ч
Средняя скорость:
по шоссе 45-55 км/ч
по грунтовой дороге 30-40 км/ч
Запас хода по топливу:
по шоссе 550-650 км
по грунтовой дороге 250-370 км
Преодолеваемые препятствия:
брод (с предварительной подготовкой) 1,8 м
водная преграда с ОПВТ (при скорости течения до 1,5 м/с) 5 м
подъем 30°
крен 30°
стенка 0,8 м
ров 2,85 м
Источник: Техническое описание танка Т-64. Воениздат. М. 1969 г.
Последний раз редактировалось: Rotor (17/3/2020, 22:04), всего редактировалось 1 раз(а)