«Объект 436» - средний танк (опытный).
При создании танка «Объект 432» (после принятия на вооружение - Т-64) на Заводе им. В.А.Малышева в Харькове под руководством главного конструктора А.А.Морозова длительное время не удавалось довести новый двухтактный турбопоршневой дизельный двигатель 5ТДФ до требуемых параметров надёжности. Из-за высокой тепловой и механической нагруженности опытные образцы двигателя выходили из строя, тормозя отработку танка. В итоге МОП и ГБТУ Минобороны СССР приняли решение создать резервный вариант танка «Объект 432» с давно отработанным танковым двигателем типа В-2. Целесообразность такого решения так же ещё заключалась и в том что производственные мощности по выпуску нового 5ТДФ в Харькове были ограничены. А в случае развёртывания массового серийного производства танка «Объект 432» в «особый период» единственный в СССР завод не смог бы обеспечить производство 5ТДФ на всю танковую программу. Пикантность ситуации заключалась в том, что главный конструктор А.А.Морозов делал ставку на 5ТДФ и занимал непримиримую позицию к двигателю типа В-2 в танке.
Проекции опытного среднего танка «Объект 436»:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
На Заводе им. В.А.Малышева новый танк получил обозначение «Объект 436». Работы по данной машине проводились на основании приказа МОП от 24 марта 1965 г. Головным исполнителем по машине являлся Харьковский завод им. В.А.Малышева (главный конструктор А.А.Морозов), соисполнителями: по силовой установке и её размещению в танке - ГС ОКБ-174 (начальник конструкторского бюро А.А.Моров) завода № 174 в Омске, по двигателю - ОКБ-49 ЧТЗ (главный конструктор -И.Я.Трашутин). Разработка чертежно-конструкторской документации новой силовой установки для танка «Объект 432» с дизелем типа В-2 («Объект 436») в ГС ОКБ-174 велась под заводским обозначением «Объект 623А». Большую помощь в работе оказали ВНИИ-100 и НИИД, сотрудники которых на своих стендах и моторной установке провели экспериментальные исследования узлов системы охлаждения и опытного образца воздухоочистителя.
В декабре 1965 г на заводе им. В.А.Малышева изготовили три опытных образца танка «Объект 432» (№ 512Е316, 512Е317, 512Е318), предназначенные для установки двигателя типа В-2. Монтаж двигателей в танки с доводкой и отработкой их систем, а также последующие испытания осуществлялись коллективами ГС ОКБ-174 в Омске (танки № 512Е316 и 512Е317) и ВНИИ-100 в Ленинграде (танк № 512Е318) с участием представителей завода им. В.А.Малышева в 1966-67 гг.
«Объект 436» отличался от танка «Объект 432» частной компоновкой МТО. Броневая защита, вооружение, системы ПАЗ, НПО, ТДА, ходовая часть, электрооборудование и средства связи существенных изменений не претерпели, за исключением доработки кормовой части корпуса и крыши МТО, а также систем НПО, ТДА и электрооборудования, связанных с установкой другого типа двигателя с обслуживающими его системами. Система охлаждения как у танка «Объект 432» эжекционная.
В МТО танка поперек продольной оси корпуса устанавливался четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный многотопливный двигатель В-45 с наддувом и жидкостным охлаждением. Максимальная мощность двигателя составляла 522 кВт (710 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2000 об/мин. Продувка водяных и масляных радиаторов охлаждающим воздухом осуществлялась с помощью эжектора. В связи со значительной (по сравнению с двигателем 5ТДФ танка «Объект 432») высотой двигателя В-45 короб эжектора сместили в сторону кормы корпуса танка, которая выходила за пределы его ходовой части. Кроме того, для размещения двигателя в данном объеме МТО пришлось несколько передвинуть в сторону боевого отделения моторную перегородку, что потребовало изъять правый топливный бак и уменьшить емкость левого топливного бака на 120 л. Для передачи крутящего момента от двигателя к БКП использовался входной редуктор трансмиссии. Бортовые коробки передач и приводы их управления остались прежними. В результате установки двигателя В-45 с обслуживающими его системами, а также входного редуктора трансмиссии боевая масса танка возросла на 600 кг. Однако характеристики его подвижности остались на уровне базовой машины. Танки «Объект 436» испытывались в районе Омска и Ленинграда.
Танк «Объект 436» на испытаниях:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Тактико-технические характеристики танка «Объект 436».
Боевая масса - 35,6 т;
экипаж - 3 чел.;
броневая защита - противоснарядная;
мощность двигателя - 522 кВт (710л.с.);
максимальная скорость - 65 км/ч.
Вооружение:
- пушка - 115 мм гладкоствольная,
- 1 пулемет -7,62 мм.
По: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ БРОНИРОВАННЫЕ МАШИНЫ 1945-1965 гг., М.В.Павлов, кандидат технических наук, старший научный сотрудник,
И.В.Павлов, ведущий конструктор.
При создании танка «Объект 432» (после принятия на вооружение - Т-64) на Заводе им. В.А.Малышева в Харькове под руководством главного конструктора А.А.Морозова длительное время не удавалось довести новый двухтактный турбопоршневой дизельный двигатель 5ТДФ до требуемых параметров надёжности. Из-за высокой тепловой и механической нагруженности опытные образцы двигателя выходили из строя, тормозя отработку танка. В итоге МОП и ГБТУ Минобороны СССР приняли решение создать резервный вариант танка «Объект 432» с давно отработанным танковым двигателем типа В-2. Целесообразность такого решения так же ещё заключалась и в том что производственные мощности по выпуску нового 5ТДФ в Харькове были ограничены. А в случае развёртывания массового серийного производства танка «Объект 432» в «особый период» единственный в СССР завод не смог бы обеспечить производство 5ТДФ на всю танковую программу. Пикантность ситуации заключалась в том, что главный конструктор А.А.Морозов делал ставку на 5ТДФ и занимал непримиримую позицию к двигателю типа В-2 в танке.
Проекции опытного среднего танка «Объект 436»:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
На Заводе им. В.А.Малышева новый танк получил обозначение «Объект 436». Работы по данной машине проводились на основании приказа МОП от 24 марта 1965 г. Головным исполнителем по машине являлся Харьковский завод им. В.А.Малышева (главный конструктор А.А.Морозов), соисполнителями: по силовой установке и её размещению в танке - ГС ОКБ-174 (начальник конструкторского бюро А.А.Моров) завода № 174 в Омске, по двигателю - ОКБ-49 ЧТЗ (главный конструктор -И.Я.Трашутин). Разработка чертежно-конструкторской документации новой силовой установки для танка «Объект 432» с дизелем типа В-2 («Объект 436») в ГС ОКБ-174 велась под заводским обозначением «Объект 623А». Большую помощь в работе оказали ВНИИ-100 и НИИД, сотрудники которых на своих стендах и моторной установке провели экспериментальные исследования узлов системы охлаждения и опытного образца воздухоочистителя.
В декабре 1965 г на заводе им. В.А.Малышева изготовили три опытных образца танка «Объект 432» (№ 512Е316, 512Е317, 512Е318), предназначенные для установки двигателя типа В-2. Монтаж двигателей в танки с доводкой и отработкой их систем, а также последующие испытания осуществлялись коллективами ГС ОКБ-174 в Омске (танки № 512Е316 и 512Е317) и ВНИИ-100 в Ленинграде (танк № 512Е318) с участием представителей завода им. В.А.Малышева в 1966-67 гг.
«Объект 436» отличался от танка «Объект 432» частной компоновкой МТО. Броневая защита, вооружение, системы ПАЗ, НПО, ТДА, ходовая часть, электрооборудование и средства связи существенных изменений не претерпели, за исключением доработки кормовой части корпуса и крыши МТО, а также систем НПО, ТДА и электрооборудования, связанных с установкой другого типа двигателя с обслуживающими его системами. Система охлаждения как у танка «Объект 432» эжекционная.
В МТО танка поперек продольной оси корпуса устанавливался четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный многотопливный двигатель В-45 с наддувом и жидкостным охлаждением. Максимальная мощность двигателя составляла 522 кВт (710 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2000 об/мин. Продувка водяных и масляных радиаторов охлаждающим воздухом осуществлялась с помощью эжектора. В связи со значительной (по сравнению с двигателем 5ТДФ танка «Объект 432») высотой двигателя В-45 короб эжектора сместили в сторону кормы корпуса танка, которая выходила за пределы его ходовой части. Кроме того, для размещения двигателя в данном объеме МТО пришлось несколько передвинуть в сторону боевого отделения моторную перегородку, что потребовало изъять правый топливный бак и уменьшить емкость левого топливного бака на 120 л. Для передачи крутящего момента от двигателя к БКП использовался входной редуктор трансмиссии. Бортовые коробки передач и приводы их управления остались прежними. В результате установки двигателя В-45 с обслуживающими его системами, а также входного редуктора трансмиссии боевая масса танка возросла на 600 кг. Однако характеристики его подвижности остались на уровне базовой машины. Танки «Объект 436» испытывались в районе Омска и Ленинграда.
Танк «Объект 436» на испытаниях:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Тактико-технические характеристики танка «Объект 436».
Боевая масса - 35,6 т;
экипаж - 3 чел.;
броневая защита - противоснарядная;
мощность двигателя - 522 кВт (710л.с.);
максимальная скорость - 65 км/ч.
Вооружение:
- пушка - 115 мм гладкоствольная,
- 1 пулемет -7,62 мм.
По: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ БРОНИРОВАННЫЕ МАШИНЫ 1945-1965 гг., М.В.Павлов, кандидат технических наук, старший научный сотрудник,
И.В.Павлов, ведущий конструктор.