Танк Т-62 был разработан в 1959-1960 гг. в КБ завода №183 под руководством главного конструктора Л.Н. Карцева в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №831-371 от 21 июля 1959 г. Он создавался как истребитель танков на базе Т-55 и имел заводское обозначение «Объект 166». Ведущим инженером машины являлся Л.А. Вайсбурд. Опытный образец, изготовленный в 1960 г., в том же году прошел полигонно-войсковые испытания. В августе 1961 г. завод выпустил установочную партию танков в количестве 25 единиц. Танк был принят на вооружение постановлением Совета Министров СССР №729-305 от 12 августа 1961 г. (приказ министра обороны СССР №221 от 6 сентября 1961 г.) под обозначением Т-62 и находился в серийном производстве на заводе №183 с 1961 по 1973г. В 1961-1965 гг. изготовили 4335 танков этого типа.
Т-62 имел классическую схему общей компоновки, аналогичную танкам Т-54/Т-55. В состав экипажа входили четыре человека. Механик-водитель располагался в отделении управления у левого борта. Перед его сиденьем на днище корпуса устанавливались рычаги управления ПМП и педаль подачи топлива. На верхнем наклонном лобовом листе размещались релейная коробка КРП-1 системы ПАЗ, педали управления главным фрикционом и остановочными тормозами, бустер и электропневмоклапан ЭК-48 гидропневматического привода управления главным фрикционом, курсоуказатель (ГПК-48) с блоком питания, коробка управления вентилятором (КУВ-3) и автомат АС-2 системы УА ППО. На нижнем наклонном листе крепилась запасная головка ночного прицела, на переднем топливном баке - запасной смотровой прибор механика-водителя.
Справа от сиденья механика-водителя на днище устанавливались кран переключения топливных баков, топливоподкачивающий насос, кулиса коробки передач, бачок для воды, магазины-коробки к пулемету, ящик с ТВН-2 и запасная фара ФГ-100 (для монтажа на башне или на кронштейне лобового листа вместо фары со СМУ).
На стенках стеллажа аккумуляторных батарей размещались вентилятор и щиток механика-водителя, фильтр радиопомех Ф-5 (за щитком), реле-регулятор Р-6Т, счетчик моточасов «563 ЧП», розетка внешнего пуска, щиток внешней зарядки, выключатель батарей и магазины-коробки к пулемету.
Слева от сиденья механика-водителя находились рычаг ручной подачи топлива, спидометр, рукоятка привода управления жалюзи, электропневмоклапаны ЭК-48 системы очистки смотровых приборов и воздушного пуска двигателя, манометр и понижающий воздушный редуктор системы воздушного пуска, баллоны со сжатым воздухом, кран отбора воздуха и аптечка.
Над сиденьем механика-водителя в крыше корпуса имелся входной люк, закрывавшийся поворотной броневой крышкой. Перед люком устанавливались два призменных смотровых прибора, имевшие увеличенный на 10° угол обзора и систему гидропневмоочистки от пыли и грязи, выключатель гироплоукомпаса (за приборами наблюдения), сигнальные лампы выхода ствола пушки за пределы ширины танка и створчатые фонари освещения. Справа располагались кран выпуска воздуха из топливной системы двигателя, розетка переносной лампы и плафон дежурного освещения.
Для вождения танка в ночных условиях механик-водитель использовал бинокулярный прибор ночного видения ТВН-2, который мог монтироваться в двух положениях: по-боевому - в шахте вместо левого смотрового прибора и по-походному - снаружи танка перед люком в съемном кронштейне. Блок питания БТ-3-26 ночного прибора крепился к крыше корпуса слева сзади люка механика-водителя. Там же располагался аппарат ТПУ №3.
За сиденьем механика-водителя находился ящик с инструментом и ЗИП, а в днище корпуса - люк запасного выхода, крышка которого открывалась внутрь танка.
Справа от отделения управления в носовой части корпуса устанавливались передний топливный бак, два бака-стеллажа и стеллаж с аккумуляторными батареями.
В боевом отделении, в средней част корпуса и в башне слева от пушки размещались наводчик и командир танка, справа от пушки — заряжающий. Перед сиденьем наводчика в башне располагались пульт управления стабилизатором основного оружия, механизм поворота башни с азимутальным указателем, дневной и ночной прицелы, прибор наблюдения ТНП-165, фильтр радиопомех Ф-5, рукоятка механизма закрывания амбразуры прицела, распределительный щиток, аппарат ТПУ №2 и релейная коробка КРП-2 системы ПАЗ. Слева от сиденья наводчика на борту корпуса крепились один арт-выстрел и радиометрический блок защиты (РБЗ-1М) системы ПАЗ.
Над сиденьем командира на крыше башни устанавливалась командирская башенка с входным люком, четырьмя призменными смотровыми приборами наблюдения и комбинированным (дневной-ночной) бинокулярным перископическим прибором наблюдения командира ТКН-2. Обзорность с помощью прибора обеспечивалась по горизонту за счет кругового вращения крышки люка, по вертикали -за счет его качания в установочном фланце. В комплект прибора ТКН-2 входили блок питания БТ-5-26 и осветитель ОУ-ЗК, устанавливавшийся в кронштейне на командирской башенке. Блок питания в боевом положении (при работе прибора ТКН-2 ночью) размещался в шахте вместо передней правой штатной призмы. Как и вТКН-1, в левой рукоятке прибора ТКН-2 имелась кнопка командирского управления (целеуказания), а в правой рукоятке - кнопка кратковременного включения осветителя.
Слева от сиденья командира в башне размещались блок настройки антенны, аппаратТПУ №1, радиостанция, стопор башни, сигнальный пистолет и ЗИП радиостанции; сзади, в нише башни - электро-машинный усилитель стабилизатора ЭМУ-12ПМ, блок питания БП-2А радиостанции, блок питания БТ-3-26 ночного прицела, копир механизма и электропривод крышки люка выброса стреляных гильз, прибор целеуказания ЦТ, воздухопровод и нагнетатель системы ПАЗ. Слева от сиденья командира на борту корпуса крепились стеллажи для сигнальных патронов и гранат, ручной огнетушитель ОУ-2, релейно-распределительная коробка КРР-2 системы УА ППО, щиток включения подогревателя, магазины-коробки к пулемету и головка ночного прицела. На днище корпуса устанавливался подогреватель и несъемный водооткачивающий насос.
С левой стороны пушки монтировалось съемное ограждение командира танка. Справа от пушки в башне располагались пополнительный бак «БП» стабилизатора, бачки для воды, запасная головка прибора ТКН-2, распределительная коробка «К» стабилизатора, коробка управления механизма выброса стреляных гильз, преобразователь напряжения ПТ-200Ц, сумка с ЗИП пушки, кронштейн сиденья заряжающего, аппарат ТПУ №3, два артвыстрела, сумка для документов, сумка с ЗИП стабилизатора и сумка с ЗИП пулемета.
Над сиденьем заряжающего в крыше башни имелся люк с броневой крышкой, впереди которого устанавливался смотровой прибор МК-4. На правом борту корпуса находились стеллажи для гранат, один артвыстрел, передняя рама прожектора ОУ-ЗК с белым защитным стеклом, магазин-коробка к пулемету и средний топливный бак (у перегородки МТО). За сиденьем в нише башни располагались коробка управления нагнетателем КУВ-3, рукоятка для открывания клапанов нагнетателя системы ПАЗ и рычаг троса уплотнения погона башни.
Для удаления из боевого отделения пороховых газов в процессе стрельбы предназначались два вентилятора: вытяжной, монтировавшийся на перегородке МТО, и нагнетающий - в кормовой части башни.
На перегородке МТО, помимо вытяжного вентилятора, крепились артвыстрелы, рукоятки (механизма отключения эжекционной системы очистки воздухоочистителя, заслонки шахты над входным редуктором трансмиссии, открывания заслонок вентилятора, привода заслонки клапана притока воды водооткачивающего насоса)и магазин-коробка пулемета.
За перегородкой МТО размещались двигатель с обслуживающими его системами, насосный агрегат системы ТДА, агрегаты трансмиссии и баллоны системы УА ППО (два баллона в кормовой части и один баллон возле воздухоочистителя).
В башне танка устанавливалась 115-мм стабилизированная в двух плоскостях наводки гладкоствольная пушка У-5ТС (2А20) «Молот» со спаренным 7,62-мм пулеметом СГМТ. Автоматическое удержание спаренной установки оружия в вертикальной и горизонтальной плоскостях обеспечивалось двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором 2Э15 «Метеор» с зависимой линией прицеливания.
Для прямой наводки пушки наводчик использовал дневной шарнирный телескопический прицел ТШ2Б-41 или ночной прицел ТПН-1-41-11, при стрельбе с закрытых огневых позиций - боковой уровень и азимутальный указатель поворота башни. Углы наводки спаренной установки составляли от -6° до +16°. Максимальная дальность стрельбы прямой наводкой была равна 4000 м, с помощью бокового уровня - 5800 м. Непоражаемое пространство при стрельбе из пушки составляло 20 м, из спаренного пулемета -19 м. Боевая скорострельность достигала 4-5 выстр./мин.
Наводка пушки в цель осуществлялась при помощи пульта управления стабилизатора или рукояток подъемного механизма пушки и ручного привода механизма поворота башни. Скорости наводки спаренной установки от пульта управления стабилизатора «Метеор» в вертикальной плоскости составляли от 0,07 до 4,5 град./с, в горизонтальной плоскости - от 0,07 до 16 град./с. При включенной системе целеуказания командира танка скорость горизонтальной наводки равнялась 16 град./с как в автоматическом, так и полуавтоматическом режимах работы.
Подъемный механизм пушки имел фрикционное устройство (сдающее звено) типа кулачковой муфты, предохранявшее его детали от поломок и наминов при сотрясениях и толчках во время движения танка с приведенной в боевое положение пушкой. Устройство было отрегулировано на момент пробуксовки 4500-5100 Нм (45000-51000 кгс-м). В подъемном механизме также предусматривалась подвижная зубчатая муфта, позволявшая отсоединять вал с шестерней от червячного колеса при работе со стабилизатором.
Механизм поворота башни был спроектирован по принципиальной кинематической схеме аналогичного механизма танка Т-55 и отличался от него меньшим размером по высоте и, соответственно, конструктивным исполнением. Крутящий момент в зависимости от режима работы механизма передавался по двум независимым потокам через планетарный ряд к шестерне люфтовыбирающего устройства. Механизм поворота имел два фрикциона, один из которых являлся сдающим звеном механизма поворота башни, а второй - предохранял вал исполнительного двигателя от поломок при обесточивании цепи привода. На болтах, крепивших верхний погон опоры башни и МПБ, устанавливались резиновые амортизаторы, воспринимавшие усилие отдачи при выстреле.
Производство выстрела из пушки У-5ТС осуществлялось механическим или электрическим способами. Механический спуск срабатывал от рукоятки, располагавшейся на левой стороне неподвижного ограждения пушки. Для предотвращения выстрела при случайном воздействии на рукоятку механического спуска предусмотрива-лась его блокировка электромагнитом ЭЛС-3. Поэтому при пользовании механическим спуском выстрел можно было произвести только после нажатия заряжающим на кнопку блокирующего прибора. В случае отсутствия электроэнергии или при неисправности электроблокирующего устройства механический спуск также был возможен после нажатия на рычаг разблокирования, находившийся на правой стороне неподвижного ограждения. При этом нажим на рычаг разблокирования необходимо было делать перед каждым выстрелом, так как после выстрела во время отката происходила блокировка механического спуска при помощи копира, приваривавшегося к казеннику (В отличие от Д- 10Т2С, в пушке У-5ТС механизм повторного взвода (кроме взведения ударника без открывания затвора) служил предохранителем от случайного выстрела при движении танка с заряженной пушкой. В этом случае рукоятка механического спуска должна была быть застопорена в нижнем положении.). Рычаг электроспуска пушки был смонтирован на рукоятке подъемного механизма пушки. Стрельба из пулемета производилась нажатием кнопки в рукоятке механизма поворота башни.
При включенном стабилизаторе стрельба из пушки и пулемета обеспечивалась: из пушки - путем нажатия кнопки электроспуска на правой рукоятке пульта управления, из пулемета - кнопки электроспуска на левой рукоятке пульта управления.
Для обеспечения более удобной работы заряжающего и уменьшения загазованности в боевом отделении на ограждении пушки устанавливался механизм выброса стреляных гильз. Он обеспечивал автоматический выброс гильз за пределы боевого отделения во время стрельбы из пушки при любых углах наводки. Выброс гильз на расстояние 12-15 м осуществлялся через люк в кормовой части крыши башни. Крышка люка открывалась на время выброса гильзы и закрывалась после выброса автоматически. Весь процесс выброса гильзы из танка и опускания рамки в исходное положение при максимальном угле возвышения пушки занимал не более 6 с. В пределах практических углов возвышения (±3°) это время не превышало 2 с.
В походном положении стопорение пушки относительно башни производилось с помощью тяги, позволявшей закреплять пушку в трех различных положениях. Фиксация башни в положении пушкой вперед или назад относительно корпуса танка осуществлялась с помощью стержневого стопора.
Для стрельбы из пушки применялись унитарные выстрелы с оперенным бронебойно-подкалиберным (ЗБМЗ с сердечником и ЗБМ4 без сердечника), кумулятивным (ЗБК4 или ЗБК4М) и осколочно-фугасным (ЗОФ11) снарядами. Всего в танке укладывались 40 унитарных выстрелов, из которых 16 располагались в баках-стеллажах.
Боекомплект к спаренному пулемету СГМТ составлял 2500 патронов, снаряжавшихся в 10 пулеметных лент и укладывавшихся в 10 магазинах-коробках, размещавшихся в боевом отделении и отделении управления. Кроме того, в танке укладывались: автомат АК-47 с 300 патронами, 12 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с 18 сигнальными патронами.
Броневая защита танка - противоснарядная. Верхний лобовой лист корпуса и лобовая часть башни имели равностойкую броневую защиту, характерную для послевоенных средних отечественных танков. Сварной корпус Т-62, изготавливавшийся из катанных броневых листов толщиной 16, 20, 30, 45, 80 и 100 мм, в своем поперечном сечении по форме и толщине брони соответствовал корпусу танка Т-55. Для обеспечения установки опоры башни увеличенного диаметра корпус танка Т-62 между осями направляющего и ведущего колес по отношению к корпусу Т-55 удлинили на 386 мм, а между крайними точками по длине - на 233 мм. Это было достигнуто за счет уменьшения угла наклона кормового листа с 17 до 2°, что практически не повлияло на снарядостойкость кормы. Удлинение корпуса использовалось только для увеличения боевого отделения, поэтому компоновочные размеры МТО и отделения управления остались неизменными. Высота корпуса (по оси башни) превышала высоту корпуса танка Т-55 на 27 мм. Для повышения снарядостойкости опоры башни к бортам корпуса приваривались бортовые подбашенные планки переменного сечения.
Кормовая часть корпуса сваривалась из двух броневых листов: вертикального (под углом 2° от вертикали) и нижнего. В вертикальном кормовом листе располагался люк доступа к болтам крепления оси вентилятора, закрывавшийся броневой крышкой. В нижнем кормовом листе имелись два овальных лючка с крышками - для доступа к оттяжным пружинам тормозных лент ПМП, а также один прямоугольный люк с крышкой под масляным баком - для доступа к фильтру и сливному клапану масляного бака. Кроме того, в нижнем кормовом листе была сделана радиальная выштамповка высотой 120 мм с целью расширения улитки вентилятора системы охлаждения двигателя.
Крыша корпуса состояла из отдельных броневых листов. Передний и задний листы доходили только до бортовых планок, с которыми они составляли опору погона башни. Передний лист с расточкой под погон башни имел наклон вперед на 0°30'. Это дало возможность увеличить угол снижения пушки при стрельбе по курсу. В левой части переднего подбашенного листа имелся вырез под люк механика-водителя. Почти по всему периметру этого выреза приваривалась броневая планка, предотвращавшая попадание внутрь корпуса через уплотнение люка механика-водителя свинцовых брызг и осколков пуль. Крыша МТО также имела наклон в сторону кормы на 3°15’ для обеспечения кругового вращения башни при максимальном угле снижения пушки.
Для защиты опоры башни от пуль и осколков к подбашенным листам и бортовым планкам по радиусу обметания приваривались 10-мм броневые полосы высотой 30 мм.
В съемной крыше над двигателем имелись два люка, закрывавшиеся откидными крышками и предназначавшиеся для доступа к двигателю и воздухоочистителю. В закрытом положении крыша над двигателем крепилась 12 болтами и двумя запорами. При проведении технического обслуживания и ремонта крыша могла откидываться на двух петлях. В открытом положении она удерживалась стопором. Для облегчения открывания крыши устанавливался торсион.
В средней части крыши над радиаторами для входа охлаждающего воздуха были сделаны жалюзи, закрытые защитной сеткой. Изменение конструкции крепления створок жалюзи над трансмиссией дало возможность выполнить сетку над жалюзи сплошной на всю ширину крыши. Крыша над радиаторами в закрытом положении удерживалась запором и крепилась пятью болтами к планкам, приваривавшимся к поперечной балке.
Днище корпуса, имевшее в поперечном сечении корытообразную форму, сваривалось из трех броневых листов. Под упорами балансиров первых опорных катков к днищу приваривались ограничители, предназначавшиеся для предохранения осей балансиров этих катков от изгиба. В днище машины, помимо люка запасного выхода, располагались лючки и отверстия, использовавшиеся при обслуживании танка и закрывавшиеся броневыми крышками и пробками.
Снаружи к верхнему лобовому листу корпуса приваривались буксирные крюки с защелками, а на каждой четвертой машине (как на верхнем, так и на нижнем лобовых листах) — планки для крепления минного трала и бульдозера. В верхней части вертикального кормового листа приваривались четыре кронштейна для установки дополнительных топливных бочек, а в месте его стыка с нижнем кормовым листом - два буксирных крюка с защелками. На вертикальном кормовом листе также имелись верхние и нижние кронштейны лент крепления бревна для самовытаскивания. Надгусеничные полки, приваривавшиеся к бортам корпуса машины, имели передние и задние откидные грязевые щитки. В опущенном положении щитки удерживались торсионами. Для предохранения от поломки при преодолении препятствий задние грязевые щитки поднимались и крепились гайками-барашками к вертикальному кормовому листу.
фото
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
схемы
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Т-62 имел классическую схему общей компоновки, аналогичную танкам Т-54/Т-55. В состав экипажа входили четыре человека. Механик-водитель располагался в отделении управления у левого борта. Перед его сиденьем на днище корпуса устанавливались рычаги управления ПМП и педаль подачи топлива. На верхнем наклонном лобовом листе размещались релейная коробка КРП-1 системы ПАЗ, педали управления главным фрикционом и остановочными тормозами, бустер и электропневмоклапан ЭК-48 гидропневматического привода управления главным фрикционом, курсоуказатель (ГПК-48) с блоком питания, коробка управления вентилятором (КУВ-3) и автомат АС-2 системы УА ППО. На нижнем наклонном листе крепилась запасная головка ночного прицела, на переднем топливном баке - запасной смотровой прибор механика-водителя.
Справа от сиденья механика-водителя на днище устанавливались кран переключения топливных баков, топливоподкачивающий насос, кулиса коробки передач, бачок для воды, магазины-коробки к пулемету, ящик с ТВН-2 и запасная фара ФГ-100 (для монтажа на башне или на кронштейне лобового листа вместо фары со СМУ).
На стенках стеллажа аккумуляторных батарей размещались вентилятор и щиток механика-водителя, фильтр радиопомех Ф-5 (за щитком), реле-регулятор Р-6Т, счетчик моточасов «563 ЧП», розетка внешнего пуска, щиток внешней зарядки, выключатель батарей и магазины-коробки к пулемету.
Слева от сиденья механика-водителя находились рычаг ручной подачи топлива, спидометр, рукоятка привода управления жалюзи, электропневмоклапаны ЭК-48 системы очистки смотровых приборов и воздушного пуска двигателя, манометр и понижающий воздушный редуктор системы воздушного пуска, баллоны со сжатым воздухом, кран отбора воздуха и аптечка.
Над сиденьем механика-водителя в крыше корпуса имелся входной люк, закрывавшийся поворотной броневой крышкой. Перед люком устанавливались два призменных смотровых прибора, имевшие увеличенный на 10° угол обзора и систему гидропневмоочистки от пыли и грязи, выключатель гироплоукомпаса (за приборами наблюдения), сигнальные лампы выхода ствола пушки за пределы ширины танка и створчатые фонари освещения. Справа располагались кран выпуска воздуха из топливной системы двигателя, розетка переносной лампы и плафон дежурного освещения.
Для вождения танка в ночных условиях механик-водитель использовал бинокулярный прибор ночного видения ТВН-2, который мог монтироваться в двух положениях: по-боевому - в шахте вместо левого смотрового прибора и по-походному - снаружи танка перед люком в съемном кронштейне. Блок питания БТ-3-26 ночного прибора крепился к крыше корпуса слева сзади люка механика-водителя. Там же располагался аппарат ТПУ №3.
За сиденьем механика-водителя находился ящик с инструментом и ЗИП, а в днище корпуса - люк запасного выхода, крышка которого открывалась внутрь танка.
Справа от отделения управления в носовой части корпуса устанавливались передний топливный бак, два бака-стеллажа и стеллаж с аккумуляторными батареями.
В боевом отделении, в средней част корпуса и в башне слева от пушки размещались наводчик и командир танка, справа от пушки — заряжающий. Перед сиденьем наводчика в башне располагались пульт управления стабилизатором основного оружия, механизм поворота башни с азимутальным указателем, дневной и ночной прицелы, прибор наблюдения ТНП-165, фильтр радиопомех Ф-5, рукоятка механизма закрывания амбразуры прицела, распределительный щиток, аппарат ТПУ №2 и релейная коробка КРП-2 системы ПАЗ. Слева от сиденья наводчика на борту корпуса крепились один арт-выстрел и радиометрический блок защиты (РБЗ-1М) системы ПАЗ.
Над сиденьем командира на крыше башни устанавливалась командирская башенка с входным люком, четырьмя призменными смотровыми приборами наблюдения и комбинированным (дневной-ночной) бинокулярным перископическим прибором наблюдения командира ТКН-2. Обзорность с помощью прибора обеспечивалась по горизонту за счет кругового вращения крышки люка, по вертикали -за счет его качания в установочном фланце. В комплект прибора ТКН-2 входили блок питания БТ-5-26 и осветитель ОУ-ЗК, устанавливавшийся в кронштейне на командирской башенке. Блок питания в боевом положении (при работе прибора ТКН-2 ночью) размещался в шахте вместо передней правой штатной призмы. Как и вТКН-1, в левой рукоятке прибора ТКН-2 имелась кнопка командирского управления (целеуказания), а в правой рукоятке - кнопка кратковременного включения осветителя.
Слева от сиденья командира в башне размещались блок настройки антенны, аппаратТПУ №1, радиостанция, стопор башни, сигнальный пистолет и ЗИП радиостанции; сзади, в нише башни - электро-машинный усилитель стабилизатора ЭМУ-12ПМ, блок питания БП-2А радиостанции, блок питания БТ-3-26 ночного прицела, копир механизма и электропривод крышки люка выброса стреляных гильз, прибор целеуказания ЦТ, воздухопровод и нагнетатель системы ПАЗ. Слева от сиденья командира на борту корпуса крепились стеллажи для сигнальных патронов и гранат, ручной огнетушитель ОУ-2, релейно-распределительная коробка КРР-2 системы УА ППО, щиток включения подогревателя, магазины-коробки к пулемету и головка ночного прицела. На днище корпуса устанавливался подогреватель и несъемный водооткачивающий насос.
С левой стороны пушки монтировалось съемное ограждение командира танка. Справа от пушки в башне располагались пополнительный бак «БП» стабилизатора, бачки для воды, запасная головка прибора ТКН-2, распределительная коробка «К» стабилизатора, коробка управления механизма выброса стреляных гильз, преобразователь напряжения ПТ-200Ц, сумка с ЗИП пушки, кронштейн сиденья заряжающего, аппарат ТПУ №3, два артвыстрела, сумка для документов, сумка с ЗИП стабилизатора и сумка с ЗИП пулемета.
Над сиденьем заряжающего в крыше башни имелся люк с броневой крышкой, впереди которого устанавливался смотровой прибор МК-4. На правом борту корпуса находились стеллажи для гранат, один артвыстрел, передняя рама прожектора ОУ-ЗК с белым защитным стеклом, магазин-коробка к пулемету и средний топливный бак (у перегородки МТО). За сиденьем в нише башни располагались коробка управления нагнетателем КУВ-3, рукоятка для открывания клапанов нагнетателя системы ПАЗ и рычаг троса уплотнения погона башни.
Для удаления из боевого отделения пороховых газов в процессе стрельбы предназначались два вентилятора: вытяжной, монтировавшийся на перегородке МТО, и нагнетающий - в кормовой части башни.
На перегородке МТО, помимо вытяжного вентилятора, крепились артвыстрелы, рукоятки (механизма отключения эжекционной системы очистки воздухоочистителя, заслонки шахты над входным редуктором трансмиссии, открывания заслонок вентилятора, привода заслонки клапана притока воды водооткачивающего насоса)и магазин-коробка пулемета.
За перегородкой МТО размещались двигатель с обслуживающими его системами, насосный агрегат системы ТДА, агрегаты трансмиссии и баллоны системы УА ППО (два баллона в кормовой части и один баллон возле воздухоочистителя).
В башне танка устанавливалась 115-мм стабилизированная в двух плоскостях наводки гладкоствольная пушка У-5ТС (2А20) «Молот» со спаренным 7,62-мм пулеметом СГМТ. Автоматическое удержание спаренной установки оружия в вертикальной и горизонтальной плоскостях обеспечивалось двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором 2Э15 «Метеор» с зависимой линией прицеливания.
Для прямой наводки пушки наводчик использовал дневной шарнирный телескопический прицел ТШ2Б-41 или ночной прицел ТПН-1-41-11, при стрельбе с закрытых огневых позиций - боковой уровень и азимутальный указатель поворота башни. Углы наводки спаренной установки составляли от -6° до +16°. Максимальная дальность стрельбы прямой наводкой была равна 4000 м, с помощью бокового уровня - 5800 м. Непоражаемое пространство при стрельбе из пушки составляло 20 м, из спаренного пулемета -19 м. Боевая скорострельность достигала 4-5 выстр./мин.
Наводка пушки в цель осуществлялась при помощи пульта управления стабилизатора или рукояток подъемного механизма пушки и ручного привода механизма поворота башни. Скорости наводки спаренной установки от пульта управления стабилизатора «Метеор» в вертикальной плоскости составляли от 0,07 до 4,5 град./с, в горизонтальной плоскости - от 0,07 до 16 град./с. При включенной системе целеуказания командира танка скорость горизонтальной наводки равнялась 16 град./с как в автоматическом, так и полуавтоматическом режимах работы.
Подъемный механизм пушки имел фрикционное устройство (сдающее звено) типа кулачковой муфты, предохранявшее его детали от поломок и наминов при сотрясениях и толчках во время движения танка с приведенной в боевое положение пушкой. Устройство было отрегулировано на момент пробуксовки 4500-5100 Нм (45000-51000 кгс-м). В подъемном механизме также предусматривалась подвижная зубчатая муфта, позволявшая отсоединять вал с шестерней от червячного колеса при работе со стабилизатором.
Механизм поворота башни был спроектирован по принципиальной кинематической схеме аналогичного механизма танка Т-55 и отличался от него меньшим размером по высоте и, соответственно, конструктивным исполнением. Крутящий момент в зависимости от режима работы механизма передавался по двум независимым потокам через планетарный ряд к шестерне люфтовыбирающего устройства. Механизм поворота имел два фрикциона, один из которых являлся сдающим звеном механизма поворота башни, а второй - предохранял вал исполнительного двигателя от поломок при обесточивании цепи привода. На болтах, крепивших верхний погон опоры башни и МПБ, устанавливались резиновые амортизаторы, воспринимавшие усилие отдачи при выстреле.
Производство выстрела из пушки У-5ТС осуществлялось механическим или электрическим способами. Механический спуск срабатывал от рукоятки, располагавшейся на левой стороне неподвижного ограждения пушки. Для предотвращения выстрела при случайном воздействии на рукоятку механического спуска предусмотрива-лась его блокировка электромагнитом ЭЛС-3. Поэтому при пользовании механическим спуском выстрел можно было произвести только после нажатия заряжающим на кнопку блокирующего прибора. В случае отсутствия электроэнергии или при неисправности электроблокирующего устройства механический спуск также был возможен после нажатия на рычаг разблокирования, находившийся на правой стороне неподвижного ограждения. При этом нажим на рычаг разблокирования необходимо было делать перед каждым выстрелом, так как после выстрела во время отката происходила блокировка механического спуска при помощи копира, приваривавшегося к казеннику (В отличие от Д- 10Т2С, в пушке У-5ТС механизм повторного взвода (кроме взведения ударника без открывания затвора) служил предохранителем от случайного выстрела при движении танка с заряженной пушкой. В этом случае рукоятка механического спуска должна была быть застопорена в нижнем положении.). Рычаг электроспуска пушки был смонтирован на рукоятке подъемного механизма пушки. Стрельба из пулемета производилась нажатием кнопки в рукоятке механизма поворота башни.
При включенном стабилизаторе стрельба из пушки и пулемета обеспечивалась: из пушки - путем нажатия кнопки электроспуска на правой рукоятке пульта управления, из пулемета - кнопки электроспуска на левой рукоятке пульта управления.
Для обеспечения более удобной работы заряжающего и уменьшения загазованности в боевом отделении на ограждении пушки устанавливался механизм выброса стреляных гильз. Он обеспечивал автоматический выброс гильз за пределы боевого отделения во время стрельбы из пушки при любых углах наводки. Выброс гильз на расстояние 12-15 м осуществлялся через люк в кормовой части крыши башни. Крышка люка открывалась на время выброса гильзы и закрывалась после выброса автоматически. Весь процесс выброса гильзы из танка и опускания рамки в исходное положение при максимальном угле возвышения пушки занимал не более 6 с. В пределах практических углов возвышения (±3°) это время не превышало 2 с.
В походном положении стопорение пушки относительно башни производилось с помощью тяги, позволявшей закреплять пушку в трех различных положениях. Фиксация башни в положении пушкой вперед или назад относительно корпуса танка осуществлялась с помощью стержневого стопора.
Для стрельбы из пушки применялись унитарные выстрелы с оперенным бронебойно-подкалиберным (ЗБМЗ с сердечником и ЗБМ4 без сердечника), кумулятивным (ЗБК4 или ЗБК4М) и осколочно-фугасным (ЗОФ11) снарядами. Всего в танке укладывались 40 унитарных выстрелов, из которых 16 располагались в баках-стеллажах.
Боекомплект к спаренному пулемету СГМТ составлял 2500 патронов, снаряжавшихся в 10 пулеметных лент и укладывавшихся в 10 магазинах-коробках, размещавшихся в боевом отделении и отделении управления. Кроме того, в танке укладывались: автомат АК-47 с 300 патронами, 12 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с 18 сигнальными патронами.
Броневая защита танка - противоснарядная. Верхний лобовой лист корпуса и лобовая часть башни имели равностойкую броневую защиту, характерную для послевоенных средних отечественных танков. Сварной корпус Т-62, изготавливавшийся из катанных броневых листов толщиной 16, 20, 30, 45, 80 и 100 мм, в своем поперечном сечении по форме и толщине брони соответствовал корпусу танка Т-55. Для обеспечения установки опоры башни увеличенного диаметра корпус танка Т-62 между осями направляющего и ведущего колес по отношению к корпусу Т-55 удлинили на 386 мм, а между крайними точками по длине - на 233 мм. Это было достигнуто за счет уменьшения угла наклона кормового листа с 17 до 2°, что практически не повлияло на снарядостойкость кормы. Удлинение корпуса использовалось только для увеличения боевого отделения, поэтому компоновочные размеры МТО и отделения управления остались неизменными. Высота корпуса (по оси башни) превышала высоту корпуса танка Т-55 на 27 мм. Для повышения снарядостойкости опоры башни к бортам корпуса приваривались бортовые подбашенные планки переменного сечения.
Кормовая часть корпуса сваривалась из двух броневых листов: вертикального (под углом 2° от вертикали) и нижнего. В вертикальном кормовом листе располагался люк доступа к болтам крепления оси вентилятора, закрывавшийся броневой крышкой. В нижнем кормовом листе имелись два овальных лючка с крышками - для доступа к оттяжным пружинам тормозных лент ПМП, а также один прямоугольный люк с крышкой под масляным баком - для доступа к фильтру и сливному клапану масляного бака. Кроме того, в нижнем кормовом листе была сделана радиальная выштамповка высотой 120 мм с целью расширения улитки вентилятора системы охлаждения двигателя.
Крыша корпуса состояла из отдельных броневых листов. Передний и задний листы доходили только до бортовых планок, с которыми они составляли опору погона башни. Передний лист с расточкой под погон башни имел наклон вперед на 0°30'. Это дало возможность увеличить угол снижения пушки при стрельбе по курсу. В левой части переднего подбашенного листа имелся вырез под люк механика-водителя. Почти по всему периметру этого выреза приваривалась броневая планка, предотвращавшая попадание внутрь корпуса через уплотнение люка механика-водителя свинцовых брызг и осколков пуль. Крыша МТО также имела наклон в сторону кормы на 3°15’ для обеспечения кругового вращения башни при максимальном угле снижения пушки.
Для защиты опоры башни от пуль и осколков к подбашенным листам и бортовым планкам по радиусу обметания приваривались 10-мм броневые полосы высотой 30 мм.
В съемной крыше над двигателем имелись два люка, закрывавшиеся откидными крышками и предназначавшиеся для доступа к двигателю и воздухоочистителю. В закрытом положении крыша над двигателем крепилась 12 болтами и двумя запорами. При проведении технического обслуживания и ремонта крыша могла откидываться на двух петлях. В открытом положении она удерживалась стопором. Для облегчения открывания крыши устанавливался торсион.
В средней части крыши над радиаторами для входа охлаждающего воздуха были сделаны жалюзи, закрытые защитной сеткой. Изменение конструкции крепления створок жалюзи над трансмиссией дало возможность выполнить сетку над жалюзи сплошной на всю ширину крыши. Крыша над радиаторами в закрытом положении удерживалась запором и крепилась пятью болтами к планкам, приваривавшимся к поперечной балке.
Днище корпуса, имевшее в поперечном сечении корытообразную форму, сваривалось из трех броневых листов. Под упорами балансиров первых опорных катков к днищу приваривались ограничители, предназначавшиеся для предохранения осей балансиров этих катков от изгиба. В днище машины, помимо люка запасного выхода, располагались лючки и отверстия, использовавшиеся при обслуживании танка и закрывавшиеся броневыми крышками и пробками.
Снаружи к верхнему лобовому листу корпуса приваривались буксирные крюки с защелками, а на каждой четвертой машине (как на верхнем, так и на нижнем лобовых листах) — планки для крепления минного трала и бульдозера. В верхней части вертикального кормового листа приваривались четыре кронштейна для установки дополнительных топливных бочек, а в месте его стыка с нижнем кормовым листом - два буксирных крюка с защелками. На вертикальном кормовом листе также имелись верхние и нижние кронштейны лент крепления бревна для самовытаскивания. Надгусеничные полки, приваривавшиеся к бортам корпуса машины, имели передние и задние откидные грязевые щитки. В опущенном положении щитки удерживались торсионами. Для предохранения от поломки при преодолении препятствий задние грязевые щитки поднимались и крепились гайками-барашками к вертикальному кормовому листу.
фото
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
схемы
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]