Танковый мостоукладчик МТУ (МТУ-12) являлся полковым средством инженерного вооружения и предназначался для механизированной установки колейных мостов на препятствия в ходе боевых действий. Он был разработан КБ Уралвагонзавода и имел обозначение К-67. Два опытных образца были изготовлены и испытаны на полигоне в апреле-мае 1953 г. В 1954 г. доработанные заводом № 75 согласно технической документации ОКБ инженерных войск опытные образцы прошли контрольные полигонные испытания. Мостоукладчик изготовлялся на базе среднего танка Т-54 и представлял собой бронированную гусеничную машину, оснащенную специальным оборудованием и механизмами для транспортировки и установки на препятствие однопролетного двухколейного стального моста длиной 12,26 м. Серийное производство мостоукладчика МТУ было организовано на заводе № 75 в Харькове, начиная с 1956 г. Мостовые фермы изготавливал завод металлоконструкций, находившийся в г. Ворожбе. С 1960 г. мостоукладчик выпускался на базе среднего танка Т-55.
Мост позволял различным образцам ВВТ массой до 50 т преодолевать преграды шириной до 11 м и вертикальные препятствия высотой до 2,5 м. Ширина колеи моста составляла 1,2 м, а проезжей части - 3,2 м. Мостоукладчик имел высоту 2,3 м и мог преодолевать подъемы и спуски крутизной до 18°. Мост устанавливался без проведения подготовительных работ и выхода экипажа из машины. Время установки моста на препятствие составляло 2-3 мин. На снятие моста с преграды затрачивалось 5—8 мин.
В отличие от базовой машины в отделении управления справа от механика-водителя был расположен командир машины, а в средней части корпуса находилось отделение специальной (дополнительной) трансмиссии. В этом отделении размещался стрелок зенитного пулемета, а также была установлена основная часть агрегатов специальной (дополнительной) трансмиссии, которая передавала мощность от танкового двигателя к узлам механизма установки моста. Кроме дополнительной трансмиссии, установку моста на препятствие, снятие его с препятствия и закрепления на машине при транспортировке обеспечивали механизм установки моста, механизм стопорения моста по-походному и гидравлическая система.
При установке на препятствие цельная конструкция моста выдвигалась вперед и постепенно наклонялась до укладки передней части моста на противоположном конце преграды. Задняя часть моста опускалась на грунт. При движении мостоукладчика задним ходом мост отделялся от машины, оставаясь на препятствии.
Мост представлял собой однопролетную двухколейную стальную ферму с упругими связями между колеями, допускающими установку его на препятствия с относительным перекосом концов колей в вертикальной плоскости. Мост состоял из двух колей, четырех аппарелей по концам колей, шести вешек, восьми жестких и четырех пружинных тяг и турельной установки для зенитного пулемета. Колеи моста были взаимозаменяемы. Каждая колея сваривалась из двух несущих решетчатых ферм, кронштейнов и проезжей части. Проезжая часть колеи имела настил двух типов: настил для гусеничных и настил для колесных машин. Для ориентирования водителя движущейся по мосту машины на внутренних гранях колей, вдоль проезжей части устанавливались вешки (по три на каждую колею).
Броневой корпус мостоукладчика имел такую же конструкцию, что и у танка Т-54 с внесением в него некоторых изменений, вызванных необходимостью установки специальных механизмов. В передней части корпуса в местах соединения верхнего наклонного броневого листа с бортами были приварены два кронштейна, на которых крепилась ось главной передачи специальной трансмиссии и рама механизма установки моста. К верхнему наклонному броневому листу был приварен Также кронштейн для крепления картера главной передачи. В кормовой части корпуса в местах соединения верхнего и среднего наклонных броневых листов с бортами были приварены два кронштейна, на которые опиралась задняя часть моста. Для повышения устойчивости мостоукладчика при установке моста на препятствие к среднему кормовому наклонному броневому листу был приварен противовес. Противовес представлял собой ящик с крышкой, в котором размещалась часть ЗИП мостоукладчика. В передней части крыши корпуса располагались люки механика-водителя и командира. За люком механика-водителя находился люк стрелка. Люки командира и механика-водителя мостоукладчика имели такую же конструкцию, как люк механика-водителя танка Т-54, а конструкция люка стрелка была аналогична конструкции люка заряжающего.
12,7-мм пулемет ДШК устанавливался снаружи на корпусе мостоукладчика или на мосту и предназначался для стрельбы по воздушным и наземным целям. Внутри мостоукладчика располагалась укладка для двух 7,62-мм автоматов Калашникова (АК), 26-мм сигнального пистолета и боекомплекта. Боекомплект состоял из 200 патронов к 12,7-мм пулемету ДШК и 250 патронов к 7,62-мм автомату Калашникова, десяти ручных гранат Ф-1 и шести сигнальных патронов к сигнальному пистолету.
Пулемет ДШК с коллиматорным прицелом К10-Т и со специальной установкой крепился по-походному в укладке на переднем и заднем держателях на крыше корпуса машины справа от люка стрелка. По-боевому пулемет крепился на вращающейся турели на основании люка стрелка или на вращающейся турели моста. Конструкция зенитной пулеметной установки мостоукладчика была аналогична конструкции ЗПУ танка Т-54. Стрелок вел стрельбу из пулемета, стоя на полике над люком запасного выхода, если мост с мостоукладчика был снят и пулемет был закреплен на турели люка стрелка, или стоя на откинутой крышке люка стрелка, если мост находится на мостоукладчике и пулемет был закреплен на турели моста.
Для наблюдения из мостоукладчика при закрытых люках экипажа имелись четыре дневных прибора и один прибор ночного видения. Впереди люка командира мостоукладчика был установлен прибор МК-4. Впереди люка механика-водителя были установлены два прибора: правый - прибор МК-4, левый - призменный прибор. В крышке люка стрелка был установлен прибор МК-4. Для обеспечения движения мостоукладчика ночью на рабочем месте механика-водителя устанавливался прибор ТВН-2.
Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть и электрооборудование машины, в основном, были такими же, как и на среднем танке Т-54 с внесением некоторых конструктивных изменений. Так в топливной системе два средних бака были заменены одним баком емкостью 285 л. Входной редуктор трансмиссии был выполнен вместе с механизмом отбора мощности для специальной (дополни-тельной) трансмиссии. Привод управления главным фрикционом мостоукладчика отличался от привода управления главным фрикционом танка наличием гидропневматического устройства, которое обеспечивало быстрое выключение и плавное включение главного фрикциона независимо от квалификации механика-водителя.
Электрооборудование, средства связи, средства маскировки и ППО были такими же, как на базовом танке.
В 1962 г. для снижения массы моста и увеличения его длины были изготовлены опытные образцы моста из алюминиевого сплава, длиной 16 м. В связи с принятием на вооружение Советской Армии мостоукладчика МТУ-20, дальнейшие работы по совершенствованию МТУ-12 были прекращены.
Источник: "Отечественные бронированные машины" Том 3.
Мост позволял различным образцам ВВТ массой до 50 т преодолевать преграды шириной до 11 м и вертикальные препятствия высотой до 2,5 м. Ширина колеи моста составляла 1,2 м, а проезжей части - 3,2 м. Мостоукладчик имел высоту 2,3 м и мог преодолевать подъемы и спуски крутизной до 18°. Мост устанавливался без проведения подготовительных работ и выхода экипажа из машины. Время установки моста на препятствие составляло 2-3 мин. На снятие моста с преграды затрачивалось 5—8 мин.
В отличие от базовой машины в отделении управления справа от механика-водителя был расположен командир машины, а в средней части корпуса находилось отделение специальной (дополнительной) трансмиссии. В этом отделении размещался стрелок зенитного пулемета, а также была установлена основная часть агрегатов специальной (дополнительной) трансмиссии, которая передавала мощность от танкового двигателя к узлам механизма установки моста. Кроме дополнительной трансмиссии, установку моста на препятствие, снятие его с препятствия и закрепления на машине при транспортировке обеспечивали механизм установки моста, механизм стопорения моста по-походному и гидравлическая система.
При установке на препятствие цельная конструкция моста выдвигалась вперед и постепенно наклонялась до укладки передней части моста на противоположном конце преграды. Задняя часть моста опускалась на грунт. При движении мостоукладчика задним ходом мост отделялся от машины, оставаясь на препятствии.
Мост представлял собой однопролетную двухколейную стальную ферму с упругими связями между колеями, допускающими установку его на препятствия с относительным перекосом концов колей в вертикальной плоскости. Мост состоял из двух колей, четырех аппарелей по концам колей, шести вешек, восьми жестких и четырех пружинных тяг и турельной установки для зенитного пулемета. Колеи моста были взаимозаменяемы. Каждая колея сваривалась из двух несущих решетчатых ферм, кронштейнов и проезжей части. Проезжая часть колеи имела настил двух типов: настил для гусеничных и настил для колесных машин. Для ориентирования водителя движущейся по мосту машины на внутренних гранях колей, вдоль проезжей части устанавливались вешки (по три на каждую колею).
Броневой корпус мостоукладчика имел такую же конструкцию, что и у танка Т-54 с внесением в него некоторых изменений, вызванных необходимостью установки специальных механизмов. В передней части корпуса в местах соединения верхнего наклонного броневого листа с бортами были приварены два кронштейна, на которых крепилась ось главной передачи специальной трансмиссии и рама механизма установки моста. К верхнему наклонному броневому листу был приварен Также кронштейн для крепления картера главной передачи. В кормовой части корпуса в местах соединения верхнего и среднего наклонных броневых листов с бортами были приварены два кронштейна, на которые опиралась задняя часть моста. Для повышения устойчивости мостоукладчика при установке моста на препятствие к среднему кормовому наклонному броневому листу был приварен противовес. Противовес представлял собой ящик с крышкой, в котором размещалась часть ЗИП мостоукладчика. В передней части крыши корпуса располагались люки механика-водителя и командира. За люком механика-водителя находился люк стрелка. Люки командира и механика-водителя мостоукладчика имели такую же конструкцию, как люк механика-водителя танка Т-54, а конструкция люка стрелка была аналогична конструкции люка заряжающего.
12,7-мм пулемет ДШК устанавливался снаружи на корпусе мостоукладчика или на мосту и предназначался для стрельбы по воздушным и наземным целям. Внутри мостоукладчика располагалась укладка для двух 7,62-мм автоматов Калашникова (АК), 26-мм сигнального пистолета и боекомплекта. Боекомплект состоял из 200 патронов к 12,7-мм пулемету ДШК и 250 патронов к 7,62-мм автомату Калашникова, десяти ручных гранат Ф-1 и шести сигнальных патронов к сигнальному пистолету.
Пулемет ДШК с коллиматорным прицелом К10-Т и со специальной установкой крепился по-походному в укладке на переднем и заднем держателях на крыше корпуса машины справа от люка стрелка. По-боевому пулемет крепился на вращающейся турели на основании люка стрелка или на вращающейся турели моста. Конструкция зенитной пулеметной установки мостоукладчика была аналогична конструкции ЗПУ танка Т-54. Стрелок вел стрельбу из пулемета, стоя на полике над люком запасного выхода, если мост с мостоукладчика был снят и пулемет был закреплен на турели люка стрелка, или стоя на откинутой крышке люка стрелка, если мост находится на мостоукладчике и пулемет был закреплен на турели моста.
Для наблюдения из мостоукладчика при закрытых люках экипажа имелись четыре дневных прибора и один прибор ночного видения. Впереди люка командира мостоукладчика был установлен прибор МК-4. Впереди люка механика-водителя были установлены два прибора: правый - прибор МК-4, левый - призменный прибор. В крышке люка стрелка был установлен прибор МК-4. Для обеспечения движения мостоукладчика ночью на рабочем месте механика-водителя устанавливался прибор ТВН-2.
Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть и электрооборудование машины, в основном, были такими же, как и на среднем танке Т-54 с внесением некоторых конструктивных изменений. Так в топливной системе два средних бака были заменены одним баком емкостью 285 л. Входной редуктор трансмиссии был выполнен вместе с механизмом отбора мощности для специальной (дополни-тельной) трансмиссии. Привод управления главным фрикционом мостоукладчика отличался от привода управления главным фрикционом танка наличием гидропневматического устройства, которое обеспечивало быстрое выключение и плавное включение главного фрикциона независимо от квалификации механика-водителя.
Электрооборудование, средства связи, средства маскировки и ППО были такими же, как на базовом танке.
В 1962 г. для снижения массы моста и увеличения его длины были изготовлены опытные образцы моста из алюминиевого сплава, длиной 16 м. В связи с принятием на вооружение Советской Армии мостоукладчика МТУ-20, дальнейшие работы по совершенствованию МТУ-12 были прекращены.
Источник: "Отечественные бронированные машины" Том 3.