Бульдозер БТУ (бульдозер танковый унифицированный) предназначался для отрывки окопов и укрытий для танков и САУ; устройства проходов через противотанковые рвы, контрэскарпы, крупные воронки, овраги и т.п.; устройства пологих спусков к местам переправ; валки отдельных деревьев и корчевки пней при прокладывании колейных путей; устройства прохода через завалы обломками зданий в разрушенных населенных пунктах. Бульдозер БТУ представлял собой съемное навесное оборудование, которое монтировалось на носовую часть корпуса среднего танка Т-54 без конструкционных изменений и доработок броневого корпуса. Бульдозер имел отвал длиной 3,4 м и высотой 1,1 м. Максимальное заглубление отвала ниже опорной поверхности гусениц с установленной опорной лыжей составляло 0,2 м, а без лыжи - 0,45 м. Производительность при отрывке окопов и укрытий составляла 100-230 м3/ч. В течение часа навесное оборудование позволяло отрыть от 3 до 5 окопов для танков. Устройство одного прохода через противотанковый ров занимало 3-5 мин. Навесное оборудование обслуживалось экипажем танка. Монтаж бульдозера на танк производился силами экипажа с помощью автомобильного или танкового крана, а при их отсутствии - с использованием монтажно-погрузочного устройства (тренога и ручная таль), входившего в комплект БТУ. Для навешивания бульдозера на танк требовалось 1,5-2 ч, на снятие - 30-40 мин. Для приведения бульдозера из походного положения в рабочее и наоборот необходимо было всего 5 с. Бульдозер состоял из отвала с лыжей, ограничивавшей глубину среза грунта, верхней рамы с электрогидравлическим механизмом привода и приспособлениями для крепления к передним буксирным крюкам и опорной рамы. Управление электрогидравлическим приводом осуществлялось с места механика-водителя посредством кнопок пульта управления, установленного на левом рычаге управления ПМП. Масса бульдозера не превышала 2,3 т, транспортная скорость танка с БТУ составляла 16-18 км/ч, рабочая скорость - 3-6 км/ч.
Источник: "Отечественные бронированные машины". Том 3.
Источник: "Отечественные бронированные машины". Том 3.