Минный трал ПТ-3 (для серийных танков Т-34-76 и КВ-1С) был разработан в 1942 г. под руководством инженер-полковника П.М. Муталева. Изготовленный в том же году опытный образец трала успешно прошел испытания и был принят на вооружение и с апреля 1943 г. поставлен на серийное производство на Тульском машиностроительном заводе. Трал ПТ-3 широко использовался в боях во время Великой Отечественной войны. Первый танковый полк, имевший на вооружении танки, оснащенные тралами ПТ-3 был сформирован в середине 1943 г. и направлен на Воронежский фронт, где получил боевое крещение.
Противоминный трал ПТ-3 устанавливался впереди среднего танка Т-34-76 или тяжелого танка КВ-1 С, который толкал его перед собой. Он состоял из упряжного устройства, рамы, оси с катками и тросовой подвески. Упряжное устройство состояло из двух проушин, приваренных к нижнему лобовому листу танка, и служило для присоединении трала к танку. Рама представляла собой сварную конструкцию треугольной формы с двумя скобами и служила для соединения рабочей части трала (оси с катками) с танком. Ось с десятью стальными катками являлась основной рабочей частью трала. Катки вращались на оси свободно, независимо друг от друга. По окружности катков с помощью заклепок были укреплены шпоры. Катки были разделены на две группы, по пять в каждой, и были смещены к концам оси. Поэтому при движении танка каждая группа катков производила траление местности перед соответствующей гусеницей танка и позволяла им в определенных пределах (до 100 мм) огибать неровности местности. Поперечные уклоны местности также отслеживались рамой благодаря ее перекосу относительно рычагов. Подрыв мины осуществлялся шпорами катков. Диаметр катка массой 330 кг составлял 1100 мм (со шпорами), ширина каждой группы (секции) 1400 мм.
Тросовая подвеска предназначалась для удержания трала на весу при преодолении окопов, канав и других препятствий. В транспортном положения трал поднимался с помощью лебедки на высоту, достаточную для свободного движения танка. Вне боевой обстановки тралы отцеплялись от танков и перевозились на двух грузовых машинах ЗИС-5 или на одном американском грузовом автомобиле "Студебеккер". На короткие дистанции, например, при переходе с выжидательных позиций на исходные, тралы могли буксироваться танками, при этом тралы крепились к их задним крюкам.
Трал массой 5,3 т прикреплялся к танку силами экипажа. Натренированный экипаж выполнял эту работу за 15 мин, на отцепку трала тратилось всего 5 мин.
Ввиду значительной массы трала скорость танка-тральщика и его маневренные возможности были несколько ниже, чем у линейного танка. На среднепересеченной местности скорость машины с тралом в боевом положении составляла 8—10 км/ч на равнинной - 12 - 15 км/ч, максимальная скорость по шоссе - 25 км/ч. Развороты вне минно-взрывных заграждений танк производил плавно, по кривой с минимальным радиусом 20 м. С установленным тралом танк мог преодолевать подъемы до 25° и рвы шириной до 2,5 м. Минно-взрывные заграждения танк преодолевал прямолинейно, без поворотов. За один проход танка с тралом в минно-взрывном заграждении проделывались две колеи, шириной по 1,2 м каждая.
В процессе использования тралов на фронтах Великой Отечественной войны были выявлены конструктивные недостатки, которые устранялись в процессе производства. Так, например, рама трала была укорочена на 160 мм, а форма ее изменена с целью увеличения прочности и повышения надежности в работе.
В 1944-1945 гг. конструкция трала ПТ-3 для установки его на танки Т-34-85, Т-44, ИС-2 и ИС-3 была доработана. В результате доработки трала из его конструкции была исключена несущая А-образная рама, усилена центральная балка, конструкция траверсы изменена. Модернизированный образец трала получил наименование ПТ-ЗМ.
Источник: "Отечественные бронированные машины. XX век." Том 2.
Противоминный трал ПТ-3 устанавливался впереди среднего танка Т-34-76 или тяжелого танка КВ-1 С, который толкал его перед собой. Он состоял из упряжного устройства, рамы, оси с катками и тросовой подвески. Упряжное устройство состояло из двух проушин, приваренных к нижнему лобовому листу танка, и служило для присоединении трала к танку. Рама представляла собой сварную конструкцию треугольной формы с двумя скобами и служила для соединения рабочей части трала (оси с катками) с танком. Ось с десятью стальными катками являлась основной рабочей частью трала. Катки вращались на оси свободно, независимо друг от друга. По окружности катков с помощью заклепок были укреплены шпоры. Катки были разделены на две группы, по пять в каждой, и были смещены к концам оси. Поэтому при движении танка каждая группа катков производила траление местности перед соответствующей гусеницей танка и позволяла им в определенных пределах (до 100 мм) огибать неровности местности. Поперечные уклоны местности также отслеживались рамой благодаря ее перекосу относительно рычагов. Подрыв мины осуществлялся шпорами катков. Диаметр катка массой 330 кг составлял 1100 мм (со шпорами), ширина каждой группы (секции) 1400 мм.
Тросовая подвеска предназначалась для удержания трала на весу при преодолении окопов, канав и других препятствий. В транспортном положения трал поднимался с помощью лебедки на высоту, достаточную для свободного движения танка. Вне боевой обстановки тралы отцеплялись от танков и перевозились на двух грузовых машинах ЗИС-5 или на одном американском грузовом автомобиле "Студебеккер". На короткие дистанции, например, при переходе с выжидательных позиций на исходные, тралы могли буксироваться танками, при этом тралы крепились к их задним крюкам.
Трал массой 5,3 т прикреплялся к танку силами экипажа. Натренированный экипаж выполнял эту работу за 15 мин, на отцепку трала тратилось всего 5 мин.
Ввиду значительной массы трала скорость танка-тральщика и его маневренные возможности были несколько ниже, чем у линейного танка. На среднепересеченной местности скорость машины с тралом в боевом положении составляла 8—10 км/ч на равнинной - 12 - 15 км/ч, максимальная скорость по шоссе - 25 км/ч. Развороты вне минно-взрывных заграждений танк производил плавно, по кривой с минимальным радиусом 20 м. С установленным тралом танк мог преодолевать подъемы до 25° и рвы шириной до 2,5 м. Минно-взрывные заграждения танк преодолевал прямолинейно, без поворотов. За один проход танка с тралом в минно-взрывном заграждении проделывались две колеи, шириной по 1,2 м каждая.
В процессе использования тралов на фронтах Великой Отечественной войны были выявлены конструктивные недостатки, которые устранялись в процессе производства. Так, например, рама трала была укорочена на 160 мм, а форма ее изменена с целью увеличения прочности и повышения надежности в работе.
В 1944-1945 гг. конструкция трала ПТ-3 для установки его на танки Т-34-85, Т-44, ИС-2 и ИС-3 была доработана. В результате доработки трала из его конструкции была исключена несущая А-образная рама, усилена центральная балка, конструкция траверсы изменена. Модернизированный образец трала получил наименование ПТ-ЗМ.
Источник: "Отечественные бронированные машины. XX век." Том 2.