РКР пр.58 был разработан в ЦКБ-53 под руководством В.А. Никитина. Это был первый в мире специально спроектированный корабль с противокорабельным и зенитным ракетным вооружением. Основным оружием корабля пр. 58 являлся ПКРК П-35, который включал в себя собственно крылатые ракеты, две четырехконтейнерные ПУ, наводящихся в вертикальной и горизонтальной плоскостях, погреба для запасных ракет и СУО «Бином». Для обеспечения стрельбы имелась система ЦУ от внешних источников (от вертолетов Ка-25РЦ и самолетов типа Ту-95РЦ). СУО с двумя спаренными антенными постами на башенноподобных мачтах обеспечивала формирование залпов из четырех ракет П-35, а после модернизации - «Прогресс».
Пуск ПКР П-35 с ПУ осуществлялся при угле возвышения 25°. Залп формировался из четырех ПКР. СУО «Бином» обеспечивала прием целеуказания от сил и средств разведки, подготовку и пуск ПКР, сопровождение в полете, телеуправление ими на траектории полета и командный «захват» цели радиолокационным визиром ракеты. Управление полетом каждой ПКР в залпе относительно плоскости стрельбы осуществлялось одним оператором по отметкам пеленга на радиолокационном индикаторе. При достижении ракетой расчетной дальности по команде операторов включались радиолокационные визиры и передатчики радиоканала для трансляции полученной визирами информации. Далее имелось два режима наведения ПКР на цель: избирательный и самонаведения. В первом режиме выбор цели осуществлялся на носителе в соответствии с полученным радиолокационным изображением ордера противника. Затем операторы, используя линии телеуправления, наводили каждую ПКР на назначенную для нее цель. Во втором режиме каждой из ракет задавалась цель, после ее захвата радиолокационным визиром, они, по команде операторов, переводились в режим самонаведения. Существовал третий режим (резервный) - стрельба всем залпом без телеуправления с последующим самонаведением на цель.
В 1974 г. начались работы по глубокой модернизации ПКРК-35 в ПКРК «Прогресс». Они были направлены на повышение помехозащищенности и избирательности ПКР. Так, например, ее бортовую систему управления (БСУ) выполнили на новой элементной базе, заменили радиолокационную головку самонаведения (РЛГСН) более совершенной, с переменной рабочей частотой и установили новое электрооборудование. ПКР «Прогресс» имела протяженный конечный участок траектории со сниженной высотой полета. Официально ПКРК «Прогресс» приняли на вооружение в 1982 г. и вооружили им три из четырех РКР пр. 58 во время их модернизации. Надо признать, что подобная модернизация была осуществлена с явным опозданием: ПКРК «Прогресс» морально устарел, так как его ПКР даже теоретически не могли преодолеть систему ПВО АУТ ВМС США (которые в тот период считались наиболее вероятным противником) того периода.
В носовой части корабля разместили ЗРК «Волна» (впоследствии его модернизировали в УЗРК «Волна-М») с АП СУ «Ятаган», двухбалочной наводящейся ПУ и погребом, в котором ЗУР хранились в двух вращающихся барабанах. Для борьбы с легкими надводными кораблями и ПВО на корме корабля линейно-возвышенно размещались две АУ АК-726. В процессе модернизации к ним добавили четыре АУ АК-630М. За кормовой 76-мм АУ была оборудована ВПП для вертолета с системами его обеспечения и с подпалубным погребом хранения авиационного боезапаса.
Корпус корабля был выполнен из стали, имел удлиненный полубак, продольную систему набора и двойное дно на всем протяжении. Междонное пространство использовалось для хранения топлива и воды. Корпус делится водонепроницаемыми переборками на 17 отсеков. Корабль оснащался активными успокоителями качки в виде бортовых управляемых рулей и скуловыми килями. Крейсер имел оригинальную архитектуру надстроек с пиромидальными четырехгранными грот- и фок-мачтами. Такое решение объяснялось стремлением оптимально разместить антенные посты и оборудование развитого радиотехнического вооружения. Надстройки (за исключением передней стенки носовой и задней стенки кормовой надстроек, подкреплений под АП РЛС СУ «Ятаган» и части конструкций мачт) изготавливались из легких сплавов. Главная энергетическая установка - котлотурбинная, с эшелонированным расположением в двух машинно-котельных отделениях. В ней впервые в отечественной практике использовали высоконапорные паровые котлы с турбокомпрессорным наддувом воздуха. Управление главными механизмами могло осуществляться с местных постов или дистанционно из герметичных кабин.
РКР пр. 58, впервые в отечественной практике, был оборудован системой кондиционирования воздуха ряда боевых постов и части жилых помещений, имелась столовая команды с соответствующим оборудованием. Крейсер являлся вторым (после эсминца пр. 57бис) отечественным кораблем послевоенной постройки, в котором попытались реализовать все виды защиты, которые, по представлениям того времени, должны были обеспечить его высокую боевую живучесть. По расчетам корабль мог сохранить боеспособность после надводного или подводного взрывов атомной бомбы среднего калибра (около 1600 Мт) на безопасном радиусе порядка 3000 м. Для этого корпус и фундаменты под основные механизмы имели соответствующие подкрепления, корпус и надстройки герметизировались по наружному контуру, все вентиляционные выгородки оснащались специальными фильтрами. Причем вентиляция работала по замкнутому циклу с охлаждением воздуха. Для уменьшения радиоактивной зараженности открытых поверхностей корабля была предусмотрена система водяной защиты. Она служила для обмыва забортной водой наружных поверхностей надстроек, котельных кожухов, верхней палубы и вооружения. Вода подавалась из общесудовой пожарной системы, которая состояла из двух турбонасосов и четырех электронасосов общей производительностью 700 м3/час при напоре 80 м вод. ст. Непотопляемость и живучесть обеспечивались стационарными водоотливными средствами. Они позволяли удалять воду из любого отсека за время не более 60 мин при использовании водоотливных средств самого отсека и двух смежных с ним или за время не более 120 мин - при использовании средств только самого отсека. Для защиты от магнитных мин в корпус РКР пр. 58 было встроено размагничивающее устройство, для защиты от якорных контактных мин - использовались цепные охранители ЦОК-2-60, а для защиты от акустических торпед - быстроходные акустические охранители БОКА.
Крейсер пр. 58 при сравнительно небольшом водоизмещении, для своего времени обладал огромными ударными возможностями. Тем не менее, корабль имел недостаточно мощное и совершенное зенитное вооружение, а также плохую обитаемость, малые автономность и дальность плавания, откровенно слабую акустику, вертолет временного базирования. Так, например, плохую обитаемость характеризует тот факт, что после государственных испытаний головного корабля в серии, в офицерских каютах «прорезали» иллюминаторы и усилили принудительную вентиляцию в других жилых помещениях (и это вопреки требованиям ПАЗ). Кроме того, поворотные ПУ ПКРК оказались слишком громоздкими и сложными в эксплуатации. Как показал опыт, их перезарядка в море оказалась делом крайне сложным, а при сильном волнении просто невыполнимым.
Первоначально предполагалось построить 16 РКР пр. 58, но затем программу ограничили четырьмя единицами, так приоритет был отдан не «ударным», а «противолодочным» кораблям. В конце 70-х - начале 80-х годов на РКР Грозный, Варяг и Адмирал Головко ПКРК модернизировали под ПКР «Прогресс», ЗРК «Волна» -в ЗРК «Волна-М», установили четыре АУ АК-630М с СУАО «Вымпел», новые станции постановки активных помех, систему космической навигации «Шлюз» и комплекс космической связи «Цунами-БМ», с аппаратурой, размещенной в надстройке между мачтами. Кроме того, на РКР Варяг обе РЛС «Ангара» заменили двумя РЛС «Ангара-А».
Основные тактико-технические элементы
Водоизмещение:
- стандартное - 4340 т
- полное - 5570 т
Главные размерения:
- длина наибольшая (по КВЛ) - 142,0 (134,0) м
- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) - 16,0 (15,2) м
- осадка средняя - 5,1 м
Экипаж (в т. ч. офицеров) - 339 (27) чел
Автономность по запасам провизии - 10 сут
Энергетическая установка - котлотурбинная
- количество х мощность, л. с. / индекс ГТЗА - 2 х 45000 / ТВ-12
- количество х индекс главных котлов - 4 х КВН-95/64
- количество х тип движителей - 2 х ВФШ
- количество х мощность / тип источников электроэнергии - 2 х 750 кВт -ТГ + 2 х 500 кВт - ДГ
Скорость ходаз:
- полная - 34,5 уз
- экономическая - 18 уз
Дальность плавания
- со скоростью 34 уз - 1600 мили
- со скоростью 18 уз - 3500 мили
Вооружение:
Комплекс противокорабельных ракет - П-35 или «Прогресс»
- количество ПУ х направляющих / тип и индекс ПУ - 2x4 / палубная наводящаяся контейнерная СМ-70
- боезапас - 16 ПКР П-35 (4К44) или «Прогресс» (3М44)1
- СУО - «Бином»
- количество линий телеуправления ПКР - четыре в обеспечении четырех РЛС управления
- система ОНО и выдачи ЦУ от АВНП - «Успех-У»2
Зенитный ракетный комплекс - М1 «Волна» или «Волна-М»1
- количество ПУ х направляющих /тип и индекс ПУ - 1x2 /палубная, наводящаяся ЗИФ-101
- боезапас - 16 ЗУР В-600 или В6011
- СУО - «Ятаган» в обеспечение одного АП
Артиллерийские комплексы:
АК-726-МР-105
- количество АУ х стволов - калибр / индекс АУ - 2x2 76/60-мм АК-726
- боезапас - 3400 выстрелов
СУАО - MP-105 «Турель»
АК-630М-МР-1231
- количество АУ х стволов - калибр /индекс АУ - 4x1 30-мм АК-630М
- боезапас - 12 000 выстрелов
- СУО - 2 х МР-123 «Вымпел»
Противолодочное:
ТА - 2x3 533 мм ТТА-53-57-бис
- боезапас - 6 торпед СЭТ-65 или 53-65К
ПУТС - «Тифон»
РБУ - 2 х 12 213-мм РБУ-6000 «Смерч-2»
- боезапас - 72 РГБ-60
- ПУСБ - «Буря»
Авиационное - вертолет целеуказания Ка-25Ц (временного базирования)
- оборудование ВПП - светотехническое
Радиоэлектронное:
- БИП - «Планшет-58»
- система ВЗОИ - «Море-У»
- КСКС - «Цунами-БМ»1
- РЛС обнаружения ВЦ - 2 х «Ангара» или 2 х «Ангара-А»3
- навигационные НРЛС - 2 х «Дон-2»
- ТВ система наблюдения за ближней надводной обстановкой - МТ-45
- станции РТР - «Бизань-4Д» + «Залив»
- станция постановки активных помех - МР-262 «Ограда» или МР-262-М «Ограда-М»1
- СППП - 2 х 16 82-мм ПК-161
- система КН - АДК-3М «Шлюз»1
- ГАС - «Геркулес-2М»
1 - На РКР Грозный, Варяг и Адмирал Головко после модернизации.
2 - На РКР Варяг не устанавливалась.
3 - На РКР Варяг после модернизации.
РКР "Грозный"
РКР "Адмирал Головко"
РКР "Варяг"
Источник - Апальков "Ударные корабли". Моркнига 2010 г.
Пуск ПКР П-35 с ПУ осуществлялся при угле возвышения 25°. Залп формировался из четырех ПКР. СУО «Бином» обеспечивала прием целеуказания от сил и средств разведки, подготовку и пуск ПКР, сопровождение в полете, телеуправление ими на траектории полета и командный «захват» цели радиолокационным визиром ракеты. Управление полетом каждой ПКР в залпе относительно плоскости стрельбы осуществлялось одним оператором по отметкам пеленга на радиолокационном индикаторе. При достижении ракетой расчетной дальности по команде операторов включались радиолокационные визиры и передатчики радиоканала для трансляции полученной визирами информации. Далее имелось два режима наведения ПКР на цель: избирательный и самонаведения. В первом режиме выбор цели осуществлялся на носителе в соответствии с полученным радиолокационным изображением ордера противника. Затем операторы, используя линии телеуправления, наводили каждую ПКР на назначенную для нее цель. Во втором режиме каждой из ракет задавалась цель, после ее захвата радиолокационным визиром, они, по команде операторов, переводились в режим самонаведения. Существовал третий режим (резервный) - стрельба всем залпом без телеуправления с последующим самонаведением на цель.
В 1974 г. начались работы по глубокой модернизации ПКРК-35 в ПКРК «Прогресс». Они были направлены на повышение помехозащищенности и избирательности ПКР. Так, например, ее бортовую систему управления (БСУ) выполнили на новой элементной базе, заменили радиолокационную головку самонаведения (РЛГСН) более совершенной, с переменной рабочей частотой и установили новое электрооборудование. ПКР «Прогресс» имела протяженный конечный участок траектории со сниженной высотой полета. Официально ПКРК «Прогресс» приняли на вооружение в 1982 г. и вооружили им три из четырех РКР пр. 58 во время их модернизации. Надо признать, что подобная модернизация была осуществлена с явным опозданием: ПКРК «Прогресс» морально устарел, так как его ПКР даже теоретически не могли преодолеть систему ПВО АУТ ВМС США (которые в тот период считались наиболее вероятным противником) того периода.
В носовой части корабля разместили ЗРК «Волна» (впоследствии его модернизировали в УЗРК «Волна-М») с АП СУ «Ятаган», двухбалочной наводящейся ПУ и погребом, в котором ЗУР хранились в двух вращающихся барабанах. Для борьбы с легкими надводными кораблями и ПВО на корме корабля линейно-возвышенно размещались две АУ АК-726. В процессе модернизации к ним добавили четыре АУ АК-630М. За кормовой 76-мм АУ была оборудована ВПП для вертолета с системами его обеспечения и с подпалубным погребом хранения авиационного боезапаса.
Корпус корабля был выполнен из стали, имел удлиненный полубак, продольную систему набора и двойное дно на всем протяжении. Междонное пространство использовалось для хранения топлива и воды. Корпус делится водонепроницаемыми переборками на 17 отсеков. Корабль оснащался активными успокоителями качки в виде бортовых управляемых рулей и скуловыми килями. Крейсер имел оригинальную архитектуру надстроек с пиромидальными четырехгранными грот- и фок-мачтами. Такое решение объяснялось стремлением оптимально разместить антенные посты и оборудование развитого радиотехнического вооружения. Надстройки (за исключением передней стенки носовой и задней стенки кормовой надстроек, подкреплений под АП РЛС СУ «Ятаган» и части конструкций мачт) изготавливались из легких сплавов. Главная энергетическая установка - котлотурбинная, с эшелонированным расположением в двух машинно-котельных отделениях. В ней впервые в отечественной практике использовали высоконапорные паровые котлы с турбокомпрессорным наддувом воздуха. Управление главными механизмами могло осуществляться с местных постов или дистанционно из герметичных кабин.
РКР пр. 58, впервые в отечественной практике, был оборудован системой кондиционирования воздуха ряда боевых постов и части жилых помещений, имелась столовая команды с соответствующим оборудованием. Крейсер являлся вторым (после эсминца пр. 57бис) отечественным кораблем послевоенной постройки, в котором попытались реализовать все виды защиты, которые, по представлениям того времени, должны были обеспечить его высокую боевую живучесть. По расчетам корабль мог сохранить боеспособность после надводного или подводного взрывов атомной бомбы среднего калибра (около 1600 Мт) на безопасном радиусе порядка 3000 м. Для этого корпус и фундаменты под основные механизмы имели соответствующие подкрепления, корпус и надстройки герметизировались по наружному контуру, все вентиляционные выгородки оснащались специальными фильтрами. Причем вентиляция работала по замкнутому циклу с охлаждением воздуха. Для уменьшения радиоактивной зараженности открытых поверхностей корабля была предусмотрена система водяной защиты. Она служила для обмыва забортной водой наружных поверхностей надстроек, котельных кожухов, верхней палубы и вооружения. Вода подавалась из общесудовой пожарной системы, которая состояла из двух турбонасосов и четырех электронасосов общей производительностью 700 м3/час при напоре 80 м вод. ст. Непотопляемость и живучесть обеспечивались стационарными водоотливными средствами. Они позволяли удалять воду из любого отсека за время не более 60 мин при использовании водоотливных средств самого отсека и двух смежных с ним или за время не более 120 мин - при использовании средств только самого отсека. Для защиты от магнитных мин в корпус РКР пр. 58 было встроено размагничивающее устройство, для защиты от якорных контактных мин - использовались цепные охранители ЦОК-2-60, а для защиты от акустических торпед - быстроходные акустические охранители БОКА.
Крейсер пр. 58 при сравнительно небольшом водоизмещении, для своего времени обладал огромными ударными возможностями. Тем не менее, корабль имел недостаточно мощное и совершенное зенитное вооружение, а также плохую обитаемость, малые автономность и дальность плавания, откровенно слабую акустику, вертолет временного базирования. Так, например, плохую обитаемость характеризует тот факт, что после государственных испытаний головного корабля в серии, в офицерских каютах «прорезали» иллюминаторы и усилили принудительную вентиляцию в других жилых помещениях (и это вопреки требованиям ПАЗ). Кроме того, поворотные ПУ ПКРК оказались слишком громоздкими и сложными в эксплуатации. Как показал опыт, их перезарядка в море оказалась делом крайне сложным, а при сильном волнении просто невыполнимым.
Первоначально предполагалось построить 16 РКР пр. 58, но затем программу ограничили четырьмя единицами, так приоритет был отдан не «ударным», а «противолодочным» кораблям. В конце 70-х - начале 80-х годов на РКР Грозный, Варяг и Адмирал Головко ПКРК модернизировали под ПКР «Прогресс», ЗРК «Волна» -в ЗРК «Волна-М», установили четыре АУ АК-630М с СУАО «Вымпел», новые станции постановки активных помех, систему космической навигации «Шлюз» и комплекс космической связи «Цунами-БМ», с аппаратурой, размещенной в надстройке между мачтами. Кроме того, на РКР Варяг обе РЛС «Ангара» заменили двумя РЛС «Ангара-А».
Основные тактико-технические элементы
Водоизмещение:
- стандартное - 4340 т
- полное - 5570 т
Главные размерения:
- длина наибольшая (по КВЛ) - 142,0 (134,0) м
- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) - 16,0 (15,2) м
- осадка средняя - 5,1 м
Экипаж (в т. ч. офицеров) - 339 (27) чел
Автономность по запасам провизии - 10 сут
Энергетическая установка - котлотурбинная
- количество х мощность, л. с. / индекс ГТЗА - 2 х 45000 / ТВ-12
- количество х индекс главных котлов - 4 х КВН-95/64
- количество х тип движителей - 2 х ВФШ
- количество х мощность / тип источников электроэнергии - 2 х 750 кВт -ТГ + 2 х 500 кВт - ДГ
Скорость ходаз:
- полная - 34,5 уз
- экономическая - 18 уз
Дальность плавания
- со скоростью 34 уз - 1600 мили
- со скоростью 18 уз - 3500 мили
Вооружение:
Комплекс противокорабельных ракет - П-35 или «Прогресс»
- количество ПУ х направляющих / тип и индекс ПУ - 2x4 / палубная наводящаяся контейнерная СМ-70
- боезапас - 16 ПКР П-35 (4К44) или «Прогресс» (3М44)1
- СУО - «Бином»
- количество линий телеуправления ПКР - четыре в обеспечении четырех РЛС управления
- система ОНО и выдачи ЦУ от АВНП - «Успех-У»2
Зенитный ракетный комплекс - М1 «Волна» или «Волна-М»1
- количество ПУ х направляющих /тип и индекс ПУ - 1x2 /палубная, наводящаяся ЗИФ-101
- боезапас - 16 ЗУР В-600 или В6011
- СУО - «Ятаган» в обеспечение одного АП
Артиллерийские комплексы:
АК-726-МР-105
- количество АУ х стволов - калибр / индекс АУ - 2x2 76/60-мм АК-726
- боезапас - 3400 выстрелов
СУАО - MP-105 «Турель»
АК-630М-МР-1231
- количество АУ х стволов - калибр /индекс АУ - 4x1 30-мм АК-630М
- боезапас - 12 000 выстрелов
- СУО - 2 х МР-123 «Вымпел»
Противолодочное:
ТА - 2x3 533 мм ТТА-53-57-бис
- боезапас - 6 торпед СЭТ-65 или 53-65К
ПУТС - «Тифон»
РБУ - 2 х 12 213-мм РБУ-6000 «Смерч-2»
- боезапас - 72 РГБ-60
- ПУСБ - «Буря»
Авиационное - вертолет целеуказания Ка-25Ц (временного базирования)
- оборудование ВПП - светотехническое
Радиоэлектронное:
- БИП - «Планшет-58»
- система ВЗОИ - «Море-У»
- КСКС - «Цунами-БМ»1
- РЛС обнаружения ВЦ - 2 х «Ангара» или 2 х «Ангара-А»3
- навигационные НРЛС - 2 х «Дон-2»
- ТВ система наблюдения за ближней надводной обстановкой - МТ-45
- станции РТР - «Бизань-4Д» + «Залив»
- станция постановки активных помех - МР-262 «Ограда» или МР-262-М «Ограда-М»1
- СППП - 2 х 16 82-мм ПК-161
- система КН - АДК-3М «Шлюз»1
- ГАС - «Геркулес-2М»
1 - На РКР Грозный, Варяг и Адмирал Головко после модернизации.
2 - На РКР Варяг не устанавливалась.
3 - На РКР Варяг после модернизации.
РКР "Грозный"
РКР "Адмирал Головко"
РКР "Варяг"
Источник - Апальков "Ударные корабли". Моркнига 2010 г.