Советская военная техника
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Советская военная техника

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Проект 1134Б - большой противолодочный корабль

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

Admin
Admin

БПК пр.1134Б (шифр «Беркут») разработан Невским ПКБ под руководством В.Ф. Аникиева, а затем А.К. Перькова. Он является газотурбинной версией корабля пр.1134А с усиленным зенитным вооружением и более развитыми средствами поиска ПЛ. Корабль предназначался для поиска и уничтожения ПЛ противника в удаленных районах Мирового океана, обороны своих судов на переходе морем от атак подводных лодок и средств воздушного нападения противника.

Решение о создании БПК пр.1134Б было обусловлено стремлением в кратчайшие сроки нарастить потенциал противолодочных сил океанской зоны. Так как один ССЗ им. А.А. Жданова в Ленинграде с этой задачей не справлялся, то и было решено развернуть постройку БПК на ССЗ им. 61 Коммунара в Николаеве. Так как на этом предприятии не было ограничений по ширине корпуса строившихся кораблей (в отличие от закрытого эллинга ССЗ им. А.А. Жданова), то в базовый проект внесли изменения, позволившие устранить его недостатки (сравнительно плохие условия обитаемости, а также несовершенство отдельных систем радиотехнического вооружения) и увеличить боевые возможности. В частности, усилили зенитное вооружение (за счет внедрения ЗРК ближнего действия «Оса-МА» и замены обеих АУ АК-725 двумя АУ АК-726), а также внедрили ГАС «Вега» с антенной в буксируемом обтекателе переменной глубины погруже-ния. Количество ЗУР в каждом комплексе «Шторм-М» довели до 40 единиц. Причем они хранились не в барабанах (как в пр. 1134А), а в конвейере.

БПК пр. 1134Б стал первым кораблем в своем классе, получившим на вооружение ЗРК ближнего действия «Оса-МА». Он состоял из ЗУР 9М33М, ПУ ЗИФ-122 и СУО 4Р-33А. В ЗРК «Оса-МА» была реализована помехозащищенная двухканальная радиокомандная или телевизионно-оптическая система наведения. При приближении к цели, по сигналу, подаваемому СУО, на ЗУР взводился радиовзрыватель с радиусом действия 15 м.

Корпус БПК пр. 1134Б был выполнен из стали, имел удлиненный полубак, сильно наклоненный форштевень, продольную систему набора и двойное дно на всем протяжении. Он делился водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков, имел три палубы и три платформы. Междонное пространство использовалось для хранения запасов воды, масел и топлива. Корабль оснащался активными успокоителями качки в виде бортовых управляемых рулей и скуловыми килями. Надстройки (за исключением дымоходов, подкреплений под ПУ ЗРК и газоотбойных щитов) были выполнены из алюминиево-магниевых сплавов.

Архитектура надстроек корабля, прежде всего, определялась типом главной энергетической установки. Из-за необходимости размещения больших по сечению газоходов и воздухоприемников дымовую трубу установили отдельно от башенноподобной мачты. Сама по себе ГТУ была выбрана исходя из стремления обеспечить кораблю большую дальность плавания. Она состояла из двух ГТА М5 (на Николаеве и Очакове) или М5Е (на остальных кораблях серии). Каждый из агрегатов образовывал эшелон и включал в себя два форсажных нереверсивных ГТД, работавших на двухступенчатый реверсивный редуктор (основной), а также один маршевый реверсивный ГТД, работавший на трехступенчатый нереверсивный редуктор (маршевый). Маршевые ГТД и их редукторы размещались в носовом машинном отделении вместе с двумя ГТГ, а форсажные ГТД и их редукторы, а также один ГТГ - в кормовом машинном отделении. Вал маршевого ГТД проходил внутри оси большого колеса основного редуктора и подсоединялся к ведомой части фрикционно-кулачковой (звукоизолирующей) муфты основного редуктора. Во время движения под маршевым ГТД основной редуктор отключался. Задний ход обеспечивался реверсом маршевых ГТД.

Для снижения уровня первичного акустического поля маршевые ГТД и ГТГ размещались на подвесных фундаментах с двухкаскадной амортизацией, а часть корпуса и некоторые фундаменты механизмов оклеивались пластмассой типа «Агат». Кроме того, были предусмотрены противошумные коффердамы со стальными звукоизолирующими зашивками, глушение шума в газоходах и приемниках воздуха. Вместо обычных винтов были смонтированы малошумные ВФШ с увеличенным отстоянием от корпуса. Для уменьшения теплового поля корабля дымовой трубе придали соответствующую форму и размеры, внедрили газовоздушные охладители и систему впрыска забортной воды в струю газов над газоходами ГТД.

ГТА М5 состояли из форсажных ГТД ДЕ-59 мощностью по 20 000 л.с. и маршевого ГТД М-62 мощностью 6000 л.с., а ГТА М5Е -из форсажных ГТД ДН-59 мощностью по 22 500 л.с. и маршевого ГТД ДС-71 мощностью 8500 л.с. В перспективе Николаев и Очаков планировали оснастить ГТА М5Н.1, в которых использовались бы форсажные ГТД ДН-59 и маршевые высокоэкономичные ГТД ДС-77 мощностью по 12 000 л.с. Впоследствии такие же маршевые ГТД должны были внедрить в ГЭУ остальных кораблей серии. Однако после распада Советского Союза от этих планов пришлось отказаться.

Как показал опыт, во время боевой службы БПК пр. 1134Б в основном использовали маршевые ГТД, так как необходимости поддерживать ход свыше 14 уз по целому ряду причин не было(с одной стороны, на ходу свыше 14 уз «глохли» средства поиска, не позволяя эффективно использовать противолодочное оружие, а с другой — ПЛ противника с большим успехом мог «догнать» бортовой вертолет, действия которого обеспечивали корабельные радиотехнические средства). В этих условиях форсажные ГТД практически не требовались. Неслучайно в процессе модернизации БПК пр. 1134Б их планировали оснастить более мощными маршевыми ГТД ДС-77, которые теоретически позволяли этим кораблям развивать поисковый ход порядка 16 уз. В целом ГТУ БПК пр. 1134Б оказалась сложной, дорогостоящей и недостаточно надежной, хотя считалось, что схема ее построения позволит рационально загружать ГТД на различных режимах движения и тем самым снижать удельный расход топлива.

Корабль имел два вспомогательных паровых котла КВВА-6/5, которые в основном использовались для обеспечения работы активных успокоителей качки и бытовых нужд экипажа (например, общесудовой отопительной системы или для подготовки горячей мытьевой воды). Управление всеми главными и вспомогательными механизмами осуществлялось из ПЭЖ при помощи системы «Тайфун», а электроэнергетической установкой и основными общесудовыми системами - при помощи системы «Ангара-А».

На корабле были обеспечены хорошие условия обитаемости. Офицеры, мичманы и главстаршины размешались в каютах (в том числе пяти одноместных), а личный состав - в 12 кубриках на 320 мест. Имелись кают-компания офицеров и мичманов, а также столовая личного состава на 150 посадочных мест. При проектировании жилых помещений широко использовался метод художественного конструирования с привлечением комбинатов Художественного фонда Советского Союза. Все боевые посты, живые и бытовые помещения были оснащены системой кондиционирования воздуха, в которой, впервые в отечественной практике, использовали автоматизированные бромисто-литиевые холодильные машины. Корабль получил две мощные опреснительные установки суммарной производительностью 50 т в сутки.

По мнению специалистов, БПК пр. 1134Б в советском флоте являлись наиболее мощными и совершенными кораблями своего класса. Доля массы боевых средств (вооружение и боезапас) в величине стандартного водоизмещения достигла в них наивысшего предела.

Постройка кораблей велась на втором наклонном стапеле открытого эллинга ССЗ им. 61 Коммунара. При этом применялся блочный способ формирования корпуса из крупных секций с выполнением единого блочного кольцевого шва автоматической сварки. Во избежание повреждения корабли спускались на воду без носового бульбового обтекателя антенны ГАС «Титан-2» («Титан-2Т»), «Хоста» и гребных винтов. Они монтировались в имевшемся на предприятии плавучем доке. Так как этот док не был рассчитан на корабли таких больших размеров, сначала в него вводилась носовая часть корпуса (для установки обтекателей ГАС), а корма удерживалась при помощи двух специальных понтонов. Затем в док вводилась корма (для установки винтов) - теперь понтонами поддерживалась носовая часть корпуса корабля. Монтаж обтекателей и винтов занимал от одного (на Очакове) до восьми (на Петропавловске) месяцев. Всего в период с июня 1968 г. по декабрь 1979 г. на ССЗ им. 61 Коммунара было построено семь ВПК пр. 1134Б.

Николаев и Очаков были оснащены ГАС «Титан», в то время как остальные корабли -ГАС «Титан-2Т». Начиная с четвертого в серии - Азова - БПК пр. 1134Б имели на вооружении комплекс космической связи «Цунами-БМ» с аппаратурой, размещенной в специальной выгородке, оборудованной на надстройке перед ходовой рубкой. Керчь (третий с серии) вступил в строй с комплексом средств РЭБ «Кольцо» (с четырьмя АП на платформах грот-мачты). Интересно то, что этот комплекс был предусмотрен техническим проектом, но его установили только на одной Керчи.

БПК Азов строился по пр.1134БФ. Вместо кормового ЗРК «Шторм» на нем для проведения испытаний установили многоканальный комплекс ПВО «Форт». Для компенсации весов вместо пятитрубного ТА корабль получил двухтрубный ТА ДТА-53-1134БФ. ЗРК «Форт» способен одновременно сопровождать 12 и обстреливать до шести целей на дальности до 90 км и на высотах от 25 до 25 000 м. Кроме того, в нем предусмотрена возможность поражения надводных целей. Этот комплекс включает в себя СУО ЗР41, работу которой обеспечивает специальная многофункциональная РЛС с ФАР подсвета и наведения, а также несколько ВПУ. СУО обеспечивает как наведение ЗУР, так и поиск целей. В ней используется электронная быстродействующая система управления, позволяющая последовательно-циклично переключать луч антенны с целей на ракеты. Наведение ЗУР на начальном участке траектории осуществляется по командам, для выработки которых используется информация о целях и ракетах, а на конечном - по информации, поступающей от бортового полуактивного радиопеленгатора.

ВПУ этого ЗРК утоплены в палубу корабля и выполнены в виде вращающихся барабанов с одним стартовым столом (катапультирующим устройством). В каждом из барабанов имеется восемь герметичных ТПК. Барабан, вращаясь вокруг вертикальной оси, подводит очередной ТПК с запускаемой ЗУР под стартовый стол. В катапультирующем устройстве используется горячий газ от газогенератора, расположенного в специальном контейнере. Маршевый двигатель ЗУР запускается после ее выхода из ТПК на высоте 20-25 м. Направление полета и величина угла склонения ракеты после старта определяются специальной программой и вводятся в процессе предстартовой подготовки. Интервал между пусками составляет 3 сек.

ВПУ ЗРК «Форт» на Азове смонтировали в процессе достройки, а СУО вместе с АП ФАР -в мае-октябре 1977 г. Это был единственный корабль в мире, имевший на вооружении три различных ЗРК. Летно-конструкторские и государственные испытания комплекса «Форт» проводились в 1978-1983 гг. После их завершения этот комплекс оставался на вооружении Азова.

На пятом корабле серии - Петропавловске -во время достройки ангар и ВПП оборудовали для обеспечения базирования вертолета Ка-27ПЛ, а также установили систему привода и посадки вертолета «Привод-В». В процессе проведения среднего ремонта на нем установили систему оповещения об лазерном облучении «Спсктр-Ф» (из восьми датчиков), восемь ПУ НУРС СППП ПК-10 и ПЛРК «Метель» модернизировали в комплекс «Раструб-Б». Последний корабль серии - Таллин - вступил в строй, имея на вооружении комплекс «Раструб-Б».

В 1984-1989 гг. в процессе проведения среднего ремонта Керчь прошла модернизацию, в ходе которой РЛС «Восход» заменили РЛС «Подберезовик», установили комплекс космической связи «Цунами-БМ», ПЛРК «Метель» доработали в комплекс «Раструб-Б», а оба ЗРК «Шторм-М» - в комплексы «Шторм-Н».

В 1986-1990 гг. Николаев и Ташкент планировали модернизировать по пр. 11432. В соответствии с ним корабли должны были получить 16 (4 х 4) ТПК ПКРК «Уран» (вместо ТА), РЛС «Подберезовик» (вместо РЛС «Восход») и ЗРК «Шторм-М» - в ЗРК «Шторм-Н», ЗРК РЛС «Фрегат-МА» (вместо РЛС «Ангара-А»). «Оса-М» - в ЗРК «Оса-МА-2», а ангар и ВПП приспособить для базирования вертолета Ка-27. Кроме того, предполагалось комплекс «Ме-тель» доработать в комплекс «Раструб-Б», с установкой системы «Привод-В».

Основные тактико-технические элементы
Водоизмещение:
- стандартное - 6700 или 70101 т
- нормальное - 7630 т
- полное - 8565 или 89001 т
Главные размерения:
- длина наибольшая (по КВЛ) - 173,4 (162,0) м
- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) - 18,5 (16,Cool м
- осадка средняя - 6,35 или 6,41 м
Экипаж (в т. ч. офицеров) - 380 (49) или 389 (52)1 чел
Автономность по запасам провизии - 45 сут
Энергетическая установка:
- тип - газотурбинная с раздельной работой маршевых и форсажных ГТД (М52 или М5Е)
- форсажные ГТД - 4 х ДЕ-59 по 80 0002 л.с. или 4 х ДН-59 по 90 000 л.с.
- маршевые ГТД - 2 х М-62 по 12 0002 л.с. или 2 х ДС-71 по 17 000 л.с.
- тип движителей - 2 х ВФШ
- источников тока ЭЭС - 4 х ГТГ (по 1250 кВт) + 1 х ГТГ (750 или 6003 кВт)
Скорость хода:
- полная - 324 уз
- экономическая - 18 уз
Дальность плавания со скоростью 18 уз - от 7100 до 78905 мили

Вооружение:
Комплекс противолодочных ракет.
- наименование - УРПК-3 «Метель» или УРПК-5 «Раструб-Б»6
- количество ПУ - 2x4 КТ-100У1
- боезапас - 8 ПЛУР 85Р или 8 ПЛУР 85РУ6 или 8 ПЛУР 85РУС6
- СУО - «Гром-М» или «Гром-Р»6 в обеспечении СС «Тритон»
- АПА - «Тюльпан» или «Тюльпан-У»6
Зенитные ракетные комплексы.
наименование - М-11 «Шторм-М»
- количество ПУ - 2x2 Б-192 или 1 х 2 Б-1921
- боезапас - 80 ЗУР В-611 или 40 ЗУР В-6111
- СУО - 2 х «Гром-М» или 1 х «Гром-М» + 1 х «Гром-Р»1
наименование - С-300Ф «Форт»1
- количество ПУ - 6 ВПУ х 8 Б-203
- боезапас - 48 ЗУР В-500Р (5В55РМ)
- СУО - 1 х 3Р41 в обеспечении специальной РЛС с ФАР
наименование - «Оса-МА» или «Оса-МА-2»7
- количество ПУ - 2x2 ЗИФ-122
- боезапас - 40 ЗУР 9М33М
- СУО - 2 х 4Р-33А
Артиллерийские комплексы.
индекс - АК-726-МР-105
- количество АУ - 2x2 76/60-мм АК-726
- боезапас - 3200 выстр
- СУАО - 2 х МР-105 «Турель»
индекс - АК-630М-МР-123
- количество АУ - 4x6 30-мм АК-630М
- боезапас - 12 000 выстр
- СУАО - 2 х МР-123-01 «Вымпел-А»
Противолодочное:
- количество ТА - 2x5 533-мм ПТА-53-1134Б или 2х2 533-мм ДТА-53-1134БФ1
- боезапас - 10 или 41 торпеды 53-65К и СЭТ-65 «Енот-2» или СЭТ-65А «Енот-3»
- ПУТС - «Тифон-1134Б» или «Тифон-1134БФ»1
- наименование комплекса РБУ - «Смерчь-2» + «Смерчь-3»
- количество РБУ - 2x12 213-мм РБУ-6000 + 2x6 305-мм РБУ-1000
- боезапас - 144 РГБ-60 + 48 РГБ-10
- ПУСБ - «Буря-1134Б»
Авиационное - 1 х Ка-25ПЛ или 1 х Ка-27ПЛ8
- радионавигационная система привода и посадки вертолета - «Привод-В»8
Радиоэлектронное.
- БИУС - МВУ-203 «Корень-1134Б»
- система ВЗОИ - «Аллея-1134Б»
- РЛС общего обнаружения - МР-600 «Восход» + МР-310А «Ангара-А» или МР-700 «Подберезовик» + МР-310А «Ангара-А»9
- ТВ система наблюдения за ближней надводной обстановкой - МТ-45Н в обеспечении двух стабилизированных и четырех нестабилизированных АП
- система оповещения о лазерном излучении - «Спектр-Ф»8
- комплекс средств РЭБ - «Кольцо»9

1 - На Азове.
2 - На Николаеве и Очакове.
3 - На Ташкенте и Таллине.
4 -На испытаниях Николаев, Керчь и Таллин развили ход 33 уз.
5 - На испытаниях: Николаеви Таллин — 7100 миль, а Керчь — 7890 миль.
6 - На Таллине в момент вступления в строй, на Керчи и Петропавловске после модернизации.
7 - На Таллине в момент вступления в строй и на Керчи после модернизации.
8 - На Петропавловске.
9 - На Керчи после модернизации.

Проект 1134Б - большой противолодочный корабль B15dmrbijzew18mp5bu7_thumb
Проект 1134Б - большой противолодочный корабль X89u5klc8usakd77oouv_thumb

Проект 1134Б - большой противолодочный корабль Hqy7lnixu0fuklb99mg0_thumb
Проект 1134Б - большой противолодочный корабль C8bct1ef54354uozk9l_thumb
Проект 1134Б - большой противолодочный корабль Zef3t6oqjj0viw4oj3dc_thumb
Проект 1134Б - большой противолодочный корабль O05lsa0vu7qt2t9lcw2k_thumb

Проект 1134Б - большой противолодочный корабль Ajje6ur1zm1soxraggp6_thumb
Проект 1134Б - большой противолодочный корабль S2oaai4wurx4qkicmew9_thumb

Источник: Ю.В. Апальков "Противолодочные корабли" 2010 г.

https://sovetarmy.forum2x2.ru

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения