«Объект 490» - основной боевой танк (проект).
Советский перспективный основной боевой танк с пушкой калибра 125 мм.
Разработчик: ХКБМ им. А.А.Морозова.
Разработка: с 1980 г. ?
В 1981 г. разработка перспективного советского танка получила шифр ВПК «Тополь».
В начале 1980-х гг. в ХКБМ с велись работы по созданию советского перспективного основного боевого танка с пушкой калибра 125 мм повышенного могущества. Рассматривалось и оценивалось несколько вариантов танка. Под руководством Е.А.Морозова был создан проект танка «Объект 490» с экипажем из двух человек, так же рассматривался вариант танка с экипажем из трёх человек - танк «Объект 490А», создаваемый под руководством В.Р.Ковалюха.
Вариант перспективного танка с экипажем из двух человек был предложен Е.А.Морозовым - сыном А.А.Морозова. Это вариант предполагал применение гидропневматической подвески. Помимо решения основной задачи - повышение средних скоростей за счет улучшения показателя плавности хода она дает возможность управлять клиренсом танка, что повышает его проходимость и живучесть в бою. Кроме того, управляемая гидропневматическая подвеска за счет изменения дифферента машины позволяет увеличить углы наведения пушки в вертикальной плоскости.
Экипаж танка состоял из двух человек, размещавшихся в башне. Управление движением предполагалось при помощи телевизионной стереоскопической телевизионной системы установленной в носовой части корпуса.
Важным принципом, реализованным в этом варианте, является условное расчленение всей машины на изолированные друг от друга отсеки. Компоновка танка: первым расположен топливный отсек разделенный перегородками с минимально допустимым уровнем броневой защиты от наиболее массовых средств поражения танка. Повреждение этого отсека и частичная утрата топлива в бою не приведут к потере танком своей боеспособности. За ним в центре танка размещен отсек экипажа защищенный основным комбинированным бронированием и экранированный броней носового узла корпуса и топливом. Боекомплект в танке был изолирован от экипажа. Для нейтрализации высоких давлений, возникающих в случае детонации зарядов, в крыше отсека корпусного и в днище отсека башенного автомата заряжания предусмотрены «вышибные пластины». Между башенным автоматом заряжания и боевым отделением танка имелась комбинированная бронепреграда препятствующая поражению танка при поражении боекомплекта.
Вооружение танка – 125 мм пушка повышенного могущества 2А66. Прицельный комплекс должен был состоять из двух панорамических прицелов без ночного канала, ночной панарамический прицел размещался самостоятельно с дистанционной передачей информации от него экипажу.
Танк с новой компоновкой и экипажем два человека обеспечивал значительный рост боевых показателей при небольшой массе и габаритных размерах. В то же время переход на экипаж, состоящий из двух человек, был недостаточно проработан, особенно в аспекте командирского танка. Низкий силуэт танка наряду с преимуществами имел и недостатки - низкая линия визирования и возможность утыкания пушки в грунт.
В итоге в 1982 г. было принято решение остановиться на варианте танка с экипажем из трёх человек. В дальнейшем проводилась ОКР «Бунтарь» по созданию танка «Объект 490А».
Заводские модели вариантов танка «Объект 490»:
Компоновка «Объекта 490». Штриховкой показано размещение боекомплекта и топлива:
Советский перспективный основной боевой танк с пушкой калибра 125 мм.
Разработчик: ХКБМ им. А.А.Морозова.
Разработка: с 1980 г. ?
В 1981 г. разработка перспективного советского танка получила шифр ВПК «Тополь».
В начале 1980-х гг. в ХКБМ с велись работы по созданию советского перспективного основного боевого танка с пушкой калибра 125 мм повышенного могущества. Рассматривалось и оценивалось несколько вариантов танка. Под руководством Е.А.Морозова был создан проект танка «Объект 490» с экипажем из двух человек, так же рассматривался вариант танка с экипажем из трёх человек - танк «Объект 490А», создаваемый под руководством В.Р.Ковалюха.
Вариант перспективного танка с экипажем из двух человек был предложен Е.А.Морозовым - сыном А.А.Морозова. Это вариант предполагал применение гидропневматической подвески. Помимо решения основной задачи - повышение средних скоростей за счет улучшения показателя плавности хода она дает возможность управлять клиренсом танка, что повышает его проходимость и живучесть в бою. Кроме того, управляемая гидропневматическая подвеска за счет изменения дифферента машины позволяет увеличить углы наведения пушки в вертикальной плоскости.
Экипаж танка состоял из двух человек, размещавшихся в башне. Управление движением предполагалось при помощи телевизионной стереоскопической телевизионной системы установленной в носовой части корпуса.
Важным принципом, реализованным в этом варианте, является условное расчленение всей машины на изолированные друг от друга отсеки. Компоновка танка: первым расположен топливный отсек разделенный перегородками с минимально допустимым уровнем броневой защиты от наиболее массовых средств поражения танка. Повреждение этого отсека и частичная утрата топлива в бою не приведут к потере танком своей боеспособности. За ним в центре танка размещен отсек экипажа защищенный основным комбинированным бронированием и экранированный броней носового узла корпуса и топливом. Боекомплект в танке был изолирован от экипажа. Для нейтрализации высоких давлений, возникающих в случае детонации зарядов, в крыше отсека корпусного и в днище отсека башенного автомата заряжания предусмотрены «вышибные пластины». Между башенным автоматом заряжания и боевым отделением танка имелась комбинированная бронепреграда препятствующая поражению танка при поражении боекомплекта.
Вооружение танка – 125 мм пушка повышенного могущества 2А66. Прицельный комплекс должен был состоять из двух панорамических прицелов без ночного канала, ночной панарамический прицел размещался самостоятельно с дистанционной передачей информации от него экипажу.
Танк с новой компоновкой и экипажем два человека обеспечивал значительный рост боевых показателей при небольшой массе и габаритных размерах. В то же время переход на экипаж, состоящий из двух человек, был недостаточно проработан, особенно в аспекте командирского танка. Низкий силуэт танка наряду с преимуществами имел и недостатки - низкая линия визирования и возможность утыкания пушки в грунт.
В итоге в 1982 г. было принято решение остановиться на варианте танка с экипажем из трёх человек. В дальнейшем проводилась ОКР «Бунтарь» по созданию танка «Объект 490А».
Заводские модели вариантов танка «Объект 490»:
Компоновка «Объекта 490». Штриховкой показано размещение боекомплекта и топлива: