Проект 125А - пограничный сторожевой корабль (ПСКР) 4 ранга.
С 1954 г. в ленинградском ЦКБ-19 под руководством главного конструктора В.М.Бурлакова шли работы по скоростным торпедным катерам на подводных крыльях. Проекту присвоили номер 125. Технический проект на опытный катер был готов к 1957 г. Два опытных образца катеров проекта 125 (ТК-75, ТК-76) были построены в 1959—60 гг. на заводе «Море» в Феодосии.
Согласно проекту стальной катер на подводных крыльях имел такие габариты, что мог быть переброшен по ж/д в любую точку страны. Катера получили, помимо двух дизелей, форсажную газовую турбину и должны были развивать скорость до 68 уз.
На катерах проекта 125 удалось опробовать много технических решений. Например, испытывались разные варианты крыльевой схемы, которая включала малопогруженное крыло в носовой оконечности и стабилизаторы по бортам.
РЛС «Ксенон-125» для торпедных катеров проекта 125 была разработана в омском ЦКБ-373. Она стала первой моноимпульсной РЛС для катеров ВМФ. Главным конструктором РЛС «Ксенон-125» был назначен Зайцев А.И. Под его руководством был проведен полный цикл разработки, выпущена опытная партия на заводе им. Карла Маркса, проведена отработка в составе комплекса и передана заказчику.
Катера имели носовую и кормовую 23-мм спаренная установка АН-23. АН-23 представляла собой модификацию верхней башенной артустановки бомбардировщика Ту-95. Установка была разработана в ОКБ-43 (с 1967 г. МЗ «Вымпел»). Установка АН-23 имела 2 авиационных 23-мм автомата АМ-23. Автоматика работала за счет отвода газов из канала ствола. Ствол – моноблок. Затвор клиновой. Питание автомата ленточное. Официально установка АН-23 была принята на вооружение в 1964 г.
Опытный торпедный катер на подводных крыльях проекта 125:
Характеристики торпедных катеров проекта 125. Водоизмещение 53,2 (60,9) тонны; размеры 25 (22,5 по ВЛ) х 4,9 (4,2 по ВЛ) х 1,24 (по крыльям 2,6) м; дизели (М-503) 2 х 4000 л.с., турбина (ГТУ Д-20П) 1 х 4000 л.с.; скорость 68 уз (на дизелях) или 73 уз (дизели + турбина); дальность плавания 300 миль на 45 уз; экипаж 12 человек; автономность двое суток. Вооружение: 2—533-мм трубных торпедных аппарата, 4—23-мм автомата АМ-23 (две спаренные установки АН-23); стрельбовая РЛС «Ксенон-125».
На вооружение катера проекта 125 не принимались. Испытания показали, что уже при волнении моря в 3 балла скорость не может превышать 40 узлов, иначе резко возрастает вибрация корпуса и нагрузка на дизели. Газовая турбина быстро ржавела. Обитаемость была плохой. Катера приняли в опытную эксплуатацию, списали к 1988 г.
Хотя ВМФ СССР и отказался от таких торпедных катеров этим проектом заинтересовались пограничники.
В 1961 г. по заказу Морпогранохраны КГБ СССР ЦКБ-19 (с 1963 г. ЦМКБ «Алмаз») разработало проект 125А скоростного пограничного катера на малопогруженных подводных крыльях (ПК). Главным конструктором проекта 125А стал В.М.Бурлаков. Главным наблюдающим от ВМФ был капитан 2-го ранга А.А.Осташко.
Конструкция корпуса, схема малопогруженных ПК типа «тандем», энергетическая установка из двух дизелей М503 (за исключением турбореактивного ускорителя на базе двигателя Д-20П) были сохранены по проекту 125, но вместо торпедного вооружения на катере появились глубинные бомбы, кроме того он оснащался компактной гидро-акустической станцией (ГАС), спускаемой с борта в режиме «стоп». Для стрельбы артустановками АН-23 первоначально использовались PЛC «Ксенон» и оптические прицельные станции (ОПС), в дальнейшем — только ОПС, причем для стрельбы второй артиллерийской установки в кормовой части надстройки оборудовался специальный пост ОПС, защищенный колпаком из оргстекла. Для устранения обмерзания колпака во время эксплуатации была разработана система обогрева путем отбора выхлопных газов от главных двигателей. Эта работа выполнялась Ф.Н.Куксинским. В отличие от торпедных катеров проекта 125, на новом корабле ходовую рубку скомпоновали с открытым ходовым мостиком, улучшили бытовые условия 17 членов экипажа.
Максимальная скорость хода достигала 65 уз (с серийными винтами 62 уз), скорость хода на волнении 4 балла составляла 42 уз.
Из сотрудников ЦКБ-19, участвовавших в создании этого проекта, кроме главного конструктора В.М.Бурлакова, его заместителя П.И.Таптыгина, конструкторов И.П.Кружкова и А.А.Макарова, следует отметить начальника сектора Л.Л.Хейфеца, одного из авторов крыльевой схемы, сотрудников гидродинамического отдела И.Я.Баскакова и Л.А.Тедера, проводивших отработку ходовых и мореходных качеств катера, начальника отдела М.Г.Шперлинга, под руководством которого отрабатывались все новые радиолокационные комплексы, Г.В.Слуцкого, выполнившего все расчеты прочности корпуса и крыльев.
Катер был оснащен компактным автопрокладчиком АП-125, что было новым словом для катеров того времени. В этом заслуга начальника отдела штурманского оборудования А.Г.Кожарова.
Моряки-пограничники отмечали простоту компоновки энергетической установки. Это заслуга сотрудников механического отдела И.Ф.Портного и Г.В.Мануйлова.
Электроэнергетическая система катера состояла из двух дизель-генераторов ДГКН-40 мощностью по 22 кВт каждый, напряжением 208 В, частотой 400 Гц. Её компоновка — заслуга В.С.Тарасова, С.М.Каукяна и Б.Н.Денисова.
Появление катеров проекта 125А на Черном море привело к резкому снижению количества нарушений границы.
Малопогруженные ПК позволили повысить мореходность катеров, однако уровень вертикальных ускорений оставался достаточно высоким как по условиям использования вооружения, так и по условиям обитаемости. Это и привело впоследствии к развитию судов с автоматически управляемыми крыльями (АУПК).
У пограничников эти катера классифицировались как пограничные сторожевые корабли (ПСКР) 4 ранга. Для Морпогранохраны КГБ СССР в 1963—66 гг. завод «Море» построил 16 пограничных сторожевых кораблей проекта 125А (ПСКР-150 - ПСКР-165). Дальнейшим развитием ПСКР проекта 125А стал корабль проекта 133 «Антарес».
ПСКР-165 проекта 125А:
Проекции ПСКР проект 125А:
Тактико-технические данные ПСКР проекта 125А.
Водоизмещение, т:
Распределение по флотам:
БФ: ПСКР-153—160, 164;
ЧФ: ТК-75 (с 1966 г. Иссык-Куль), ТК-76, ПСКР—150-152, 161—163, 165.
По:
Центральное морское конструкторское бюро «АЛМАЗ». 2005 г.
http://www.ckba.net/430/
https://armyman.info/oruzhie-flota/morskaya-artilleriya/2173-23-mm-sparennaya-ustanovka-an-23.html
С 1954 г. в ленинградском ЦКБ-19 под руководством главного конструктора В.М.Бурлакова шли работы по скоростным торпедным катерам на подводных крыльях. Проекту присвоили номер 125. Технический проект на опытный катер был готов к 1957 г. Два опытных образца катеров проекта 125 (ТК-75, ТК-76) были построены в 1959—60 гг. на заводе «Море» в Феодосии.
Согласно проекту стальной катер на подводных крыльях имел такие габариты, что мог быть переброшен по ж/д в любую точку страны. Катера получили, помимо двух дизелей, форсажную газовую турбину и должны были развивать скорость до 68 уз.
На катерах проекта 125 удалось опробовать много технических решений. Например, испытывались разные варианты крыльевой схемы, которая включала малопогруженное крыло в носовой оконечности и стабилизаторы по бортам.
РЛС «Ксенон-125» для торпедных катеров проекта 125 была разработана в омском ЦКБ-373. Она стала первой моноимпульсной РЛС для катеров ВМФ. Главным конструктором РЛС «Ксенон-125» был назначен Зайцев А.И. Под его руководством был проведен полный цикл разработки, выпущена опытная партия на заводе им. Карла Маркса, проведена отработка в составе комплекса и передана заказчику.
Катера имели носовую и кормовую 23-мм спаренная установка АН-23. АН-23 представляла собой модификацию верхней башенной артустановки бомбардировщика Ту-95. Установка была разработана в ОКБ-43 (с 1967 г. МЗ «Вымпел»). Установка АН-23 имела 2 авиационных 23-мм автомата АМ-23. Автоматика работала за счет отвода газов из канала ствола. Ствол – моноблок. Затвор клиновой. Питание автомата ленточное. Официально установка АН-23 была принята на вооружение в 1964 г.
Опытный торпедный катер на подводных крыльях проекта 125:
Характеристики торпедных катеров проекта 125. Водоизмещение 53,2 (60,9) тонны; размеры 25 (22,5 по ВЛ) х 4,9 (4,2 по ВЛ) х 1,24 (по крыльям 2,6) м; дизели (М-503) 2 х 4000 л.с., турбина (ГТУ Д-20П) 1 х 4000 л.с.; скорость 68 уз (на дизелях) или 73 уз (дизели + турбина); дальность плавания 300 миль на 45 уз; экипаж 12 человек; автономность двое суток. Вооружение: 2—533-мм трубных торпедных аппарата, 4—23-мм автомата АМ-23 (две спаренные установки АН-23); стрельбовая РЛС «Ксенон-125».
На вооружение катера проекта 125 не принимались. Испытания показали, что уже при волнении моря в 3 балла скорость не может превышать 40 узлов, иначе резко возрастает вибрация корпуса и нагрузка на дизели. Газовая турбина быстро ржавела. Обитаемость была плохой. Катера приняли в опытную эксплуатацию, списали к 1988 г.
Хотя ВМФ СССР и отказался от таких торпедных катеров этим проектом заинтересовались пограничники.
В 1961 г. по заказу Морпогранохраны КГБ СССР ЦКБ-19 (с 1963 г. ЦМКБ «Алмаз») разработало проект 125А скоростного пограничного катера на малопогруженных подводных крыльях (ПК). Главным конструктором проекта 125А стал В.М.Бурлаков. Главным наблюдающим от ВМФ был капитан 2-го ранга А.А.Осташко.
Конструкция корпуса, схема малопогруженных ПК типа «тандем», энергетическая установка из двух дизелей М503 (за исключением турбореактивного ускорителя на базе двигателя Д-20П) были сохранены по проекту 125, но вместо торпедного вооружения на катере появились глубинные бомбы, кроме того он оснащался компактной гидро-акустической станцией (ГАС), спускаемой с борта в режиме «стоп». Для стрельбы артустановками АН-23 первоначально использовались PЛC «Ксенон» и оптические прицельные станции (ОПС), в дальнейшем — только ОПС, причем для стрельбы второй артиллерийской установки в кормовой части надстройки оборудовался специальный пост ОПС, защищенный колпаком из оргстекла. Для устранения обмерзания колпака во время эксплуатации была разработана система обогрева путем отбора выхлопных газов от главных двигателей. Эта работа выполнялась Ф.Н.Куксинским. В отличие от торпедных катеров проекта 125, на новом корабле ходовую рубку скомпоновали с открытым ходовым мостиком, улучшили бытовые условия 17 членов экипажа.
Максимальная скорость хода достигала 65 уз (с серийными винтами 62 уз), скорость хода на волнении 4 балла составляла 42 уз.
Из сотрудников ЦКБ-19, участвовавших в создании этого проекта, кроме главного конструктора В.М.Бурлакова, его заместителя П.И.Таптыгина, конструкторов И.П.Кружкова и А.А.Макарова, следует отметить начальника сектора Л.Л.Хейфеца, одного из авторов крыльевой схемы, сотрудников гидродинамического отдела И.Я.Баскакова и Л.А.Тедера, проводивших отработку ходовых и мореходных качеств катера, начальника отдела М.Г.Шперлинга, под руководством которого отрабатывались все новые радиолокационные комплексы, Г.В.Слуцкого, выполнившего все расчеты прочности корпуса и крыльев.
Катер был оснащен компактным автопрокладчиком АП-125, что было новым словом для катеров того времени. В этом заслуга начальника отдела штурманского оборудования А.Г.Кожарова.
Моряки-пограничники отмечали простоту компоновки энергетической установки. Это заслуга сотрудников механического отдела И.Ф.Портного и Г.В.Мануйлова.
Электроэнергетическая система катера состояла из двух дизель-генераторов ДГКН-40 мощностью по 22 кВт каждый, напряжением 208 В, частотой 400 Гц. Её компоновка — заслуга В.С.Тарасова, С.М.Каукяна и Б.Н.Денисова.
Появление катеров проекта 125А на Черном море привело к резкому снижению количества нарушений границы.
Малопогруженные ПК позволили повысить мореходность катеров, однако уровень вертикальных ускорений оставался достаточно высоким как по условиям использования вооружения, так и по условиям обитаемости. Это и привело впоследствии к развитию судов с автоматически управляемыми крыльями (АУПК).
У пограничников эти катера классифицировались как пограничные сторожевые корабли (ПСКР) 4 ранга. Для Морпогранохраны КГБ СССР в 1963—66 гг. завод «Море» построил 16 пограничных сторожевых кораблей проекта 125А (ПСКР-150 - ПСКР-165). Дальнейшим развитием ПСКР проекта 125А стал корабль проекта 133 «Антарес».
ПСКР-165 проекта 125А:
Проекции ПСКР проект 125А:
Тактико-технические данные ПСКР проекта 125А.
Водоизмещение, т:
стандартное: | - |
полное: | 64,7 |
Размеры, м: | |
длина: | 26,1 |
ширина: | 5,3 |
осадка: | (габаритная - 2,6) |
Скорость полного хода, уз: | 62 |
Дальность плавания: | 300 миль (45 уз) |
Автономность, сут: | 5 |
Силовая установка: | 2х4000 л.с., дизели М-503Г, 2 ВФШ, 2 ДГ ДГКН-40 по кВт |
Вооружение: | 2х2 23 мм 2 бомбосбрасывателя (4 ГБ) |
РТВ: | РЛС «Ксенон-125», ОГАС |
Экипаж, чел: | 17 |
Распределение по флотам:
БФ: ПСКР-153—160, 164;
ЧФ: ТК-75 (с 1966 г. Иссык-Куль), ТК-76, ПСКР—150-152, 161—163, 165.
По:
Центральное морское конструкторское бюро «АЛМАЗ». 2005 г.
http://www.ckba.net/430/
https://armyman.info/oruzhie-flota/morskaya-artilleriya/2173-23-mm-sparennaya-ustanovka-an-23.html