БПК пр. 1134А (шифр «Беркут») был разработан Невским ПКБ под руководством В.Ф. Аникиева и являлся развитием пр. 1134, а точнее, реализацией его первичного замысла. Корабли данного типа предназначались для поиска и уничтожения ПЛ противника в удаленных районах Мирового океана, противолодочной и противовоздушной обороны своих сил судов на переходе морем от атак подводных лодок и самолетов противника, а также придания боевой устойчивости тактическим соединениям флота. В случае необходимости БПК мог принять на борт усиленный батальон морской пехоты в составе 400 человек с полным снаряжением.
Корпус корабля был выполнен из стали, имел удлиненный полубак, сильно наклоненный форштевень, продольную систему набора и двойное дно на всем протяжении. Он делился водонепроницаемыми переборками на 16 отсеков, имел три палубы и три платформы. Междонное пространство использовалось для хранения запасов воды, масел и топлива. Корабль оснащался активными успокоителями качки в виде бортовых управляемых рулей и скуловыми килями. Надстройки (за исключением дымоходов, подкреплений под ПУ ЗРК и газоотбойных щитов) были выполнены из алюминиево-магниевых сплавов. Как и в прототипе, дымоходы обоих машинно-котельных отделений (МКО) соединялись с башенно-подобной фок-мачтой, что позволило уменьшить силуэт корабля и обеспечить хорошие сектора обстрела для ЗРК и 57-мм АУ.
БПК пр. 1134А имел вспомогательный паровой котел КВВА-12/28А (28 кг/см2; 340°С), который обеспечивал приготовление ГЭУ к походу, ТГ паром во время стоянки в базе, работу активных успокоителей качки и общесудовой отопительной системы. Этот котел традиционно располагался в отсеке вспомогательных механизмов. Корабль был оборудован двухканальной системой кондиционирования воздуха всех боевых постов и жилых помещений, которая работала от пяти холодильных машин или от общесудовой отопительной системы.
В отличие от прототипа на БПК пр. 1134А вместо ПКРК П-35 установили ПЛРК «Метель», вместо ЗРК «Волна» - универсальный ЗРК «Шторм-М», вместо РЛС «Кливер» и «Ангара» - РЛС «Восход» и «Ангара-А», а вместо ГАС «Титан» и «Вычегда» - ГАС «Титан-2» (или «Титан-2Т»), антенная система которой размещалась в носовом бульбовом обтекателе. Кроме того, на кораблях пр. 1134А изначально стояли на вооружении артиллерийские комплексы АК-630М.
Обе четырехтрубные (диаметром 1350 мм) ненаводящиеся палубные ПУ ПЛРК «Метель» располагались побортно от носовой надстройки под ходовой рубкой. Они были подняты на угол 30°, чем после старта обеспечивался выход ПЛУР на заданную высоту. Грубое наведение ПЛУР в горизонтальной плоскости осуществлялось маневрированием корабля, а управление их полетом обеспечивалось носовым АП СУО «Шторм». ВПП на БПК пр. 1134А, исходя из опыта эксплуатации на пр. РКР 1134, разместили выше на одну палубу, что позволяло избегать заливания вертолета в штормовых условиях. Ангар выполнили полуутопленным, с подачей машины на ВПП при помощи специального подъемника. Погреб авиационного боезапаса (12 глубинных бомб ПЛАБ-250-120 и ПЛАБ-50-64, пять торпед АТ-1 или ВТТ-1, 54 РГБ «Чинара», 15 РГБ «Поплавок-1 А» и 10 ориентирных морских бомб ОМАБ-25-12Д и ОМАБ-25-8Н) оборудовали под ангаром.
На корабле пр. 1134А в максимально возможной степени реализовали все виды защиты, которые по представлениям того времени должны были обеспечивать его высокую боевую устойчивость. Во-первых, был снижен уровень первичных физических полей. Помимо защиты, данное мероприятие обеспечило более благоприятные условия для работы радиотехнических средств (и в первую очередь ГАС), а также хорошую обитаемость. Во-вторых, для защиты личного состава от воздействия радиоактивных и химических веществ была предусмотрена герметизация корпуса и надстроек по наружному контуру, а также локальная герметизация всех боевых постов. Причем система вентиляции работала по замкнутому циклу с охлаждением и фильтрацией воздуха.
В-третьих, корабль оснастили универсальной системой водяной защиты (УСВЗ), которая могла работать в трех режимах: предотвращения (с подачей физраствора или забортной воды в преддверии ядерного взрыва); защиты от радиоактивного загрязнения (с подачей физраствора в случае превышения уровня радиации выше допустимых норм) и смыва (с подачей физраствора или забортной воды после ядерного взрыва). Она позволяла обмывать физраствором или забортной водой наружные поверхности надстроек, мачт, верхней палубы и вооружения. Обмыв производился с помощью специальных распылителей, которые в среднем подавали на один квадратный метр до 15 л физраствора. Подача забортной воды в УСВЗ производилась из пожарной системы, а подготовка физраствора осуществлялась в специальном посту, расположенном в румпельном отделении.
В-четвертых, корабль был оборудован водяной, объемной и пенной системами пожаротушения. Первая из них являлась основной и состояла из трех насосов производительностью 160 м3/ч, трех насосов производительностью 150 м3/ч и одного насоса производительностью 100 м3/ч. Водяная система была выполнена по кольцевой схеме с шестью перемычками, позволявшими формировать пять автономных участков. Она обеспечивала тушение пожаров практически во всех внутренних помещениях корабля, на верхней палубе и на наружных поверхностях надстроек, сопрягаясь с УСВЗ. Система пенотушения применялась в основном для тушения возгорания жидкого топлива (кроме авиационного керосина) и электрооборудования, находящегося под напряжением. Она состояла из 20 пеногенераторов. Система объемного пожаротушения была установлена в хранилищи авиационного керосина.
В-пятых, корабль имел развитую систему водоотливных и осушительных средств, связанную с УСВЗ и системами орошения погребов. Она состояла из 13 стационарных и шести переносных насосов, а также 16 эжекторов. Наконец, в-шестых, БПК пр. 1134А оснащался стационарным размагничивающим устройством (УРТ-860 или УРТ-860М) и одним комплектом противоминного охранителя БОКА-ДУ.
По мнению специалистов, БПК пр. 1134А вполне отвечал предъявляемым к нему требованиям. Однако из-за стремления сохранить без изменений главные размерения пр. 1134 (главным образом по наибольшей ширине корпуса, предельно допустимой для постройки в закрытом эллинге ССЗ им. A.A. Жданова) размещение вооружения, ряда механизмов и личного состава оказалось стесненным. Данное обстоятельство, а также стремление как можно быстрей нарастить мощь противолодочных сил океанской зоны, заставило одновременно с постройкой кораблей пр. 1134А развернуть в Николаеве на заводе им. 61 Коммунара постройку БПК пр. 1134Б. Другим существенным недостатком БПК пр. 1134А являлось то, что БИУС «Корень-1134А» будучи цифровой вычислительной машиной, не сопрягалась с аналоговыми корабельными радиотехническими средствами, и данные в нее приходилось вводить вручную, а это практически полностью исключало эффективное использование БИУС в боевой обстановке.
Всего в период с ноября 1969 г. по декабрь 1977 г. на ССЗ им. A.A. Жданова в Ленинграде построили 10 БПК пр. 1134А. Все они были идентичны между собой, с той лишь разницей, что на "Кронштадте", "Адмирале Исакове", "Адмирале Нахимове" и "Адмирале Макарове" (первых четырех кораблях серии) изначально отсутствовала СУАО «Вымпел-А», а "Адмирал Исаченков" вступил в строй с системой космической навигации «Шлюз» (АДК-1М). Остальные корабли получили подобную систему (но модификаций АДК-2М или АДК-ЗМ) во время эксплуатации.
В процессе проведения среднего ремонта на "Адмирале Макарове", "Адмирале Исаченкове", "Адмирале Октябрьском" и "Адмираче Исакове" ПЛРК «Метель» модернизировали в универсальный комплекс «Раструб-Б». Для поражения ПЛ, ракета-носитель в нем оснащалась противолодочной самонаводящейся торпедой УМГТ-1 (ПЛУР 85РУ) или ядерным зарядом (ПЛУР 85РУС), а для обеспечения поражения надводной цели - тепловой головкой самонаведения. При этом соответствующим образом перестраивалась в «Гром-Р» носовая СУО ЗРК «Шторм-М». Если бы не распад Советского Союза, очевидно, комплекс «Раструб-Б» получили бы и остальные БПК пр. 1134А.
В процессе проведения среднего ремонта первые четыре корабля серии также получили СУАО «Вымпел-А». Они, равно как и все остальные БПК пр. 1134А, в дополнение к двум ГАС МГ-7, вооружались ГАС «Ока» с антенной в опускаемом на стопе обтекателе. Эта станция использовалась на неохраняемых рейдах и якорных стоянках в интересах ПДСС. На "Адмирале Макарове" и "Василии Чапаеве" были установлены экспериментальные образцы СОКС «Колос-К75» (с одним датчиком, расположенным в форштевне, одним - в подкильном и одним - в буксируемом обтекателях). Их также оснастили комплексом космической связи «Цунами-БМ» с размещением аппаратуры обработки информации в специальной выгородке, оборудованной перед фок-мачтой. Одновременно на "Адмирале Макарове" были смонтированы два устройства для приема жидких и сухих грузов на ходу системы «Струна».
Основные тактико-технические элементы:
Водоизмещение:
- стандартное - 5640 т
- нормальное - 6610 т
- полное - 7575 т
Главные размерения:
- длина наибольшая (по ВЛ) - 158,8 (152,0) м
- ширина корпуса наибольшая (по ВЛ) - 16,8 (16,2) м
- осадка средняя - 6,3 м
Экипаж (в т. ч. офицеров) - 385 (42) чел1
Автономность по запасам провизии - 45 сут
Энергетическая установка:
- тип - котлотурбинная
- количество х тип ГТЗА — суммарная мощность - 2 х ТВ-12-1 — 90 000 л.с.
- количество х тип главных котлов - 4 х КВН-98/64-2
- количество гребных валов х тип движителей - 2 х ВФШ
- количество х тип (мощность источников тока ЭЭС) - 2 х ТГ (по 1000 кВт) + 1 хТГ (750 кВт) + 4 хДГ (по 500 кВт)
Скорость хода:
- полная - 33 уз
- экономическая - 18 уз
Дальность плавания, скоростью хода 18 уз - 5000 мили
Вооружение:
Комплекс противолодочных ракет - УРПК-3 «Метель» или УРК-5 «Раструб-Б»2
- количество ПУ х направляющих - 2x4 КТ-100
- боезапас - 8 ПЛУР 85Р или 8 ПЛУР 85РУ или 8 ПЛУР 85РУС
- СУО - 2 х 4Р-60 «Гром-М» () в обеспечение СС «Тритон» или 1 х 4Р-60 «Гром-М» + 1 х 4Р-60Р «Гром-Р» в обеспечение СС «Тритон»
- АПА - «Тюльпан» или «Тюльпан-У»
Зенитный ракетный комплекс - М-11 «Шторм-М»
- количество ПУ х направляющих - 2x2 Б-187А
- боезапас - 48 ЗУР В-611 (4К60)
- СУО - «Гром-М» или «Гром-Р»3
Артиллерийские комплексы:
- индекс АК-725-МР-103
- количество АУ х стволов - 2x2- 57/50-мм АК-725
- боезапас - 2200 выстр.
- СУАО - 2 х МР-103 Барс»
- индекс - АК-630М-МР-1234
- количество АУ х стволов - 4x6 30-мм АК-630М
- боезапас - 12 000 выстр.
- СУАО - 2 х МР-123 «Вымпел-А»
Противолодочное:
- ТА - 2x5 533-мм ПТА-53-1134А
- боезапас - 10 торпед 53-65К и СЭТ-65 («Енот-2») или СЭТ-65А («Енот-3»)
- ПУТС - «Тифон-1134»
- РБУ - 2х 12 — 213-мм РБУ-6000 «Смерч-2» + 2 x 6 305-мм РБУ-1000 «Смерч-3»
- боезапас - 144 РГБ-60 + 48 РГБ-10
- ПУСБ - «Буря-1134А»
Авиационное - вертолет Ка-25ПЛ
Радиоэлектронное:
- БИУС - МВУ-202 «Корень-1134А»
- система ВЗОИ - МВУ-200 «Море-У» или МВУ-203 «Аллея-1»
- РЛС общего обнаружения - МР-600 «Восход» + МР-310А «Ангара-А»
- ТВ система наблюдения за ближней надводной обстановкой - МТ-45Н в обеспечении двух стабилизированных и четырех нестабилизированных АП
- станции постановки активных помех - 2 х «Гурзуф-А» + 2 х «Гурзуф-Б»
- станция РТР - МРП-15-16 «Залив-15-16»
- навигационные РЛС - 2 х «Волга» + 1 х «Дон»
- системы космической навигации - «Шлюз» (АДК-1 или АДК-2М или АДК-ЗМ)5
- комплекс космической связи - Р-790 «Цунами-БМ»6
- СППП - 2x2 140-мм ПК-2
- АОРС - «Колос-К75»7
- СОТС - МИ-110К+МИ-110Р
- радиопеленгатор - АРП-50Р
- эхолот - НЭЛ-5 или НЭЛ-10
- ГАС кругового обзора и целеуказания - МГ-332 «Титан-2» или МГ-332Т «Титан-2Т»8
- СЗПС - МГ-26 «Хоста»
- ГАС ПДСС - 2 х МГ-7
1 - В соответствии с техническим проектом 343 человек в том числе 33 офицера.
2 - На "Адмирале Макарове", "Адмирале Исаченкове", "Адмирале Октябрьском" и "Адмирале Исакове" после модернизации.
3 - На "Адмирале Макарове", "Адмирале Исаченкове", "Адмирале Октябрьском", "Адмирале Исакове" и "Маршале Тимошенко" после модернизации.
4 - Кроме "Кронштадта", "Адмирала Исакова", "Адмирала Нахимова" и "Адмирала Макарова".
5 - Кроме "Кронштадта".
6 - На "Василии Чапаеве", "Адмирале Макарове" и "Адмирале Октябрьском" после модернизации.
7 - На "Адмирале Макарове" и "Василии Чапаеве".
8 - С антенной в носовом бульбовом обтекателе.
БПК "Кронштадт"
БПК "Адмирал Макаров"
Источник: Ю.В. Апальков "Противолодочные корабли" 2010 г.
Корпус корабля был выполнен из стали, имел удлиненный полубак, сильно наклоненный форштевень, продольную систему набора и двойное дно на всем протяжении. Он делился водонепроницаемыми переборками на 16 отсеков, имел три палубы и три платформы. Междонное пространство использовалось для хранения запасов воды, масел и топлива. Корабль оснащался активными успокоителями качки в виде бортовых управляемых рулей и скуловыми килями. Надстройки (за исключением дымоходов, подкреплений под ПУ ЗРК и газоотбойных щитов) были выполнены из алюминиево-магниевых сплавов. Как и в прототипе, дымоходы обоих машинно-котельных отделений (МКО) соединялись с башенно-подобной фок-мачтой, что позволило уменьшить силуэт корабля и обеспечить хорошие сектора обстрела для ЗРК и 57-мм АУ.
БПК пр. 1134А имел вспомогательный паровой котел КВВА-12/28А (28 кг/см2; 340°С), который обеспечивал приготовление ГЭУ к походу, ТГ паром во время стоянки в базе, работу активных успокоителей качки и общесудовой отопительной системы. Этот котел традиционно располагался в отсеке вспомогательных механизмов. Корабль был оборудован двухканальной системой кондиционирования воздуха всех боевых постов и жилых помещений, которая работала от пяти холодильных машин или от общесудовой отопительной системы.
В отличие от прототипа на БПК пр. 1134А вместо ПКРК П-35 установили ПЛРК «Метель», вместо ЗРК «Волна» - универсальный ЗРК «Шторм-М», вместо РЛС «Кливер» и «Ангара» - РЛС «Восход» и «Ангара-А», а вместо ГАС «Титан» и «Вычегда» - ГАС «Титан-2» (или «Титан-2Т»), антенная система которой размещалась в носовом бульбовом обтекателе. Кроме того, на кораблях пр. 1134А изначально стояли на вооружении артиллерийские комплексы АК-630М.
Обе четырехтрубные (диаметром 1350 мм) ненаводящиеся палубные ПУ ПЛРК «Метель» располагались побортно от носовой надстройки под ходовой рубкой. Они были подняты на угол 30°, чем после старта обеспечивался выход ПЛУР на заданную высоту. Грубое наведение ПЛУР в горизонтальной плоскости осуществлялось маневрированием корабля, а управление их полетом обеспечивалось носовым АП СУО «Шторм». ВПП на БПК пр. 1134А, исходя из опыта эксплуатации на пр. РКР 1134, разместили выше на одну палубу, что позволяло избегать заливания вертолета в штормовых условиях. Ангар выполнили полуутопленным, с подачей машины на ВПП при помощи специального подъемника. Погреб авиационного боезапаса (12 глубинных бомб ПЛАБ-250-120 и ПЛАБ-50-64, пять торпед АТ-1 или ВТТ-1, 54 РГБ «Чинара», 15 РГБ «Поплавок-1 А» и 10 ориентирных морских бомб ОМАБ-25-12Д и ОМАБ-25-8Н) оборудовали под ангаром.
На корабле пр. 1134А в максимально возможной степени реализовали все виды защиты, которые по представлениям того времени должны были обеспечивать его высокую боевую устойчивость. Во-первых, был снижен уровень первичных физических полей. Помимо защиты, данное мероприятие обеспечило более благоприятные условия для работы радиотехнических средств (и в первую очередь ГАС), а также хорошую обитаемость. Во-вторых, для защиты личного состава от воздействия радиоактивных и химических веществ была предусмотрена герметизация корпуса и надстроек по наружному контуру, а также локальная герметизация всех боевых постов. Причем система вентиляции работала по замкнутому циклу с охлаждением и фильтрацией воздуха.
В-третьих, корабль оснастили универсальной системой водяной защиты (УСВЗ), которая могла работать в трех режимах: предотвращения (с подачей физраствора или забортной воды в преддверии ядерного взрыва); защиты от радиоактивного загрязнения (с подачей физраствора в случае превышения уровня радиации выше допустимых норм) и смыва (с подачей физраствора или забортной воды после ядерного взрыва). Она позволяла обмывать физраствором или забортной водой наружные поверхности надстроек, мачт, верхней палубы и вооружения. Обмыв производился с помощью специальных распылителей, которые в среднем подавали на один квадратный метр до 15 л физраствора. Подача забортной воды в УСВЗ производилась из пожарной системы, а подготовка физраствора осуществлялась в специальном посту, расположенном в румпельном отделении.
В-четвертых, корабль был оборудован водяной, объемной и пенной системами пожаротушения. Первая из них являлась основной и состояла из трех насосов производительностью 160 м3/ч, трех насосов производительностью 150 м3/ч и одного насоса производительностью 100 м3/ч. Водяная система была выполнена по кольцевой схеме с шестью перемычками, позволявшими формировать пять автономных участков. Она обеспечивала тушение пожаров практически во всех внутренних помещениях корабля, на верхней палубе и на наружных поверхностях надстроек, сопрягаясь с УСВЗ. Система пенотушения применялась в основном для тушения возгорания жидкого топлива (кроме авиационного керосина) и электрооборудования, находящегося под напряжением. Она состояла из 20 пеногенераторов. Система объемного пожаротушения была установлена в хранилищи авиационного керосина.
В-пятых, корабль имел развитую систему водоотливных и осушительных средств, связанную с УСВЗ и системами орошения погребов. Она состояла из 13 стационарных и шести переносных насосов, а также 16 эжекторов. Наконец, в-шестых, БПК пр. 1134А оснащался стационарным размагничивающим устройством (УРТ-860 или УРТ-860М) и одним комплектом противоминного охранителя БОКА-ДУ.
По мнению специалистов, БПК пр. 1134А вполне отвечал предъявляемым к нему требованиям. Однако из-за стремления сохранить без изменений главные размерения пр. 1134 (главным образом по наибольшей ширине корпуса, предельно допустимой для постройки в закрытом эллинге ССЗ им. A.A. Жданова) размещение вооружения, ряда механизмов и личного состава оказалось стесненным. Данное обстоятельство, а также стремление как можно быстрей нарастить мощь противолодочных сил океанской зоны, заставило одновременно с постройкой кораблей пр. 1134А развернуть в Николаеве на заводе им. 61 Коммунара постройку БПК пр. 1134Б. Другим существенным недостатком БПК пр. 1134А являлось то, что БИУС «Корень-1134А» будучи цифровой вычислительной машиной, не сопрягалась с аналоговыми корабельными радиотехническими средствами, и данные в нее приходилось вводить вручную, а это практически полностью исключало эффективное использование БИУС в боевой обстановке.
Всего в период с ноября 1969 г. по декабрь 1977 г. на ССЗ им. A.A. Жданова в Ленинграде построили 10 БПК пр. 1134А. Все они были идентичны между собой, с той лишь разницей, что на "Кронштадте", "Адмирале Исакове", "Адмирале Нахимове" и "Адмирале Макарове" (первых четырех кораблях серии) изначально отсутствовала СУАО «Вымпел-А», а "Адмирал Исаченков" вступил в строй с системой космической навигации «Шлюз» (АДК-1М). Остальные корабли получили подобную систему (но модификаций АДК-2М или АДК-ЗМ) во время эксплуатации.
В процессе проведения среднего ремонта на "Адмирале Макарове", "Адмирале Исаченкове", "Адмирале Октябрьском" и "Адмираче Исакове" ПЛРК «Метель» модернизировали в универсальный комплекс «Раструб-Б». Для поражения ПЛ, ракета-носитель в нем оснащалась противолодочной самонаводящейся торпедой УМГТ-1 (ПЛУР 85РУ) или ядерным зарядом (ПЛУР 85РУС), а для обеспечения поражения надводной цели - тепловой головкой самонаведения. При этом соответствующим образом перестраивалась в «Гром-Р» носовая СУО ЗРК «Шторм-М». Если бы не распад Советского Союза, очевидно, комплекс «Раструб-Б» получили бы и остальные БПК пр. 1134А.
В процессе проведения среднего ремонта первые четыре корабля серии также получили СУАО «Вымпел-А». Они, равно как и все остальные БПК пр. 1134А, в дополнение к двум ГАС МГ-7, вооружались ГАС «Ока» с антенной в опускаемом на стопе обтекателе. Эта станция использовалась на неохраняемых рейдах и якорных стоянках в интересах ПДСС. На "Адмирале Макарове" и "Василии Чапаеве" были установлены экспериментальные образцы СОКС «Колос-К75» (с одним датчиком, расположенным в форштевне, одним - в подкильном и одним - в буксируемом обтекателях). Их также оснастили комплексом космической связи «Цунами-БМ» с размещением аппаратуры обработки информации в специальной выгородке, оборудованной перед фок-мачтой. Одновременно на "Адмирале Макарове" были смонтированы два устройства для приема жидких и сухих грузов на ходу системы «Струна».
Основные тактико-технические элементы:
Водоизмещение:
- стандартное - 5640 т
- нормальное - 6610 т
- полное - 7575 т
Главные размерения:
- длина наибольшая (по ВЛ) - 158,8 (152,0) м
- ширина корпуса наибольшая (по ВЛ) - 16,8 (16,2) м
- осадка средняя - 6,3 м
Экипаж (в т. ч. офицеров) - 385 (42) чел1
Автономность по запасам провизии - 45 сут
Энергетическая установка:
- тип - котлотурбинная
- количество х тип ГТЗА — суммарная мощность - 2 х ТВ-12-1 — 90 000 л.с.
- количество х тип главных котлов - 4 х КВН-98/64-2
- количество гребных валов х тип движителей - 2 х ВФШ
- количество х тип (мощность источников тока ЭЭС) - 2 х ТГ (по 1000 кВт) + 1 хТГ (750 кВт) + 4 хДГ (по 500 кВт)
Скорость хода:
- полная - 33 уз
- экономическая - 18 уз
Дальность плавания, скоростью хода 18 уз - 5000 мили
Вооружение:
Комплекс противолодочных ракет - УРПК-3 «Метель» или УРК-5 «Раструб-Б»2
- количество ПУ х направляющих - 2x4 КТ-100
- боезапас - 8 ПЛУР 85Р или 8 ПЛУР 85РУ или 8 ПЛУР 85РУС
- СУО - 2 х 4Р-60 «Гром-М» () в обеспечение СС «Тритон» или 1 х 4Р-60 «Гром-М» + 1 х 4Р-60Р «Гром-Р» в обеспечение СС «Тритон»
- АПА - «Тюльпан» или «Тюльпан-У»
Зенитный ракетный комплекс - М-11 «Шторм-М»
- количество ПУ х направляющих - 2x2 Б-187А
- боезапас - 48 ЗУР В-611 (4К60)
- СУО - «Гром-М» или «Гром-Р»3
Артиллерийские комплексы:
- индекс АК-725-МР-103
- количество АУ х стволов - 2x2- 57/50-мм АК-725
- боезапас - 2200 выстр.
- СУАО - 2 х МР-103 Барс»
- индекс - АК-630М-МР-1234
- количество АУ х стволов - 4x6 30-мм АК-630М
- боезапас - 12 000 выстр.
- СУАО - 2 х МР-123 «Вымпел-А»
Противолодочное:
- ТА - 2x5 533-мм ПТА-53-1134А
- боезапас - 10 торпед 53-65К и СЭТ-65 («Енот-2») или СЭТ-65А («Енот-3»)
- ПУТС - «Тифон-1134»
- РБУ - 2х 12 — 213-мм РБУ-6000 «Смерч-2» + 2 x 6 305-мм РБУ-1000 «Смерч-3»
- боезапас - 144 РГБ-60 + 48 РГБ-10
- ПУСБ - «Буря-1134А»
Авиационное - вертолет Ка-25ПЛ
Радиоэлектронное:
- БИУС - МВУ-202 «Корень-1134А»
- система ВЗОИ - МВУ-200 «Море-У» или МВУ-203 «Аллея-1»
- РЛС общего обнаружения - МР-600 «Восход» + МР-310А «Ангара-А»
- ТВ система наблюдения за ближней надводной обстановкой - МТ-45Н в обеспечении двух стабилизированных и четырех нестабилизированных АП
- станции постановки активных помех - 2 х «Гурзуф-А» + 2 х «Гурзуф-Б»
- станция РТР - МРП-15-16 «Залив-15-16»
- навигационные РЛС - 2 х «Волга» + 1 х «Дон»
- системы космической навигации - «Шлюз» (АДК-1 или АДК-2М или АДК-ЗМ)5
- комплекс космической связи - Р-790 «Цунами-БМ»6
- СППП - 2x2 140-мм ПК-2
- АОРС - «Колос-К75»7
- СОТС - МИ-110К+МИ-110Р
- радиопеленгатор - АРП-50Р
- эхолот - НЭЛ-5 или НЭЛ-10
- ГАС кругового обзора и целеуказания - МГ-332 «Титан-2» или МГ-332Т «Титан-2Т»8
- СЗПС - МГ-26 «Хоста»
- ГАС ПДСС - 2 х МГ-7
1 - В соответствии с техническим проектом 343 человек в том числе 33 офицера.
2 - На "Адмирале Макарове", "Адмирале Исаченкове", "Адмирале Октябрьском" и "Адмирале Исакове" после модернизации.
3 - На "Адмирале Макарове", "Адмирале Исаченкове", "Адмирале Октябрьском", "Адмирале Исакове" и "Маршале Тимошенко" после модернизации.
4 - Кроме "Кронштадта", "Адмирала Исакова", "Адмирала Нахимова" и "Адмирала Макарова".
5 - Кроме "Кронштадта".
6 - На "Василии Чапаеве", "Адмирале Макарове" и "Адмирале Октябрьском" после модернизации.
7 - На "Адмирале Макарове" и "Василии Чапаеве".
8 - С антенной в носовом бульбовом обтекателе.
БПК "Кронштадт"
БПК "Адмирал Макаров"
Источник: Ю.В. Апальков "Противолодочные корабли" 2010 г.