Проект 133 «Антарес» - пограничный сторожевой корабль (ПСКР).
Разнообразные формы и методы борьбы пограничных кораблей с нарушителями предполагали, в ряде случаев, использование высокоскоростных кораблей с динамическим принципом поддержания и движения (КДПП). Забракованные ВМФ торпедные катера проекта 125 послужили базой для разработки быстроходного пограничного сторожевой корабля (ПСКР) проекта 125А. Проект был разработан в ЦКБ-19 (с 1963 г. ЦМКБ «Алмаз») главным конструктором В.М.Бурлаковым. Главным наблюдающим от ВМФ был капитан 2 ранга А.А.Осташко. Всего в середине 1960-х гг. было построено 16 кораблей ФПО "Море" в Феодосии. ПСКР проекта 125А имели дизельную энергетическую установку и скорость полного хода до 62 уз. Вооружение было ограничено двумя артустановками АН-23 со спаренными 23-мм автоматами АМ-23, РЛС "Ксенон-125" и четырьмя глубинными бомбами. На корабле была размещена опускная ГАС типа "Бронза". Эти быстроходные корабли хорошо себя зарекомендовали в морских частях погранвойск на Балтике и Чёрном море.
Поэтому в 1972 г. в ЦКБ по СПК в горьком было выдано ТТЗ работать для ВМФ и Морпогранохраны проект малого сторожевого корабля на подводных крыльях с сильным артиллерийским и торпедным вооружением и большой скоростью хода. Под руководством главного конструктора Б.Ф.Орлова (главный наблюдающий от ВМФ вначале был капитан 2 ранга В.П.Ивашкевич, затем капитан 2 ранга Л.К.Загорулько) был разработан проект высокоскоростного (60 уз.) корабля-перехватчика для морских пограничников проекта 133 «Антарес». Р.Е.Алексеев в разработке проекта 133 непосредственного участия не принимал. Тем не менее гидродинамическая компоновка «Антареса» учитывала основные решения, принятые и отработанные в проектах Р.Е.Алексеева.
В августе 1976 г. на судостроительном заводе «Море» в Феодосии был заложен головной корабль, который сошел в 1979 г. со стапелей этого завода и принят в состав Морпогранохраны. Всего было заложено 16 единиц этой серии. В процессе создания ПСКР «Антарес» был решен целый ряд сложнейших задач по освоению высоких скоростей движения на море.
Всего в Феодосии для МЧПВ КГБ СССР было построено 11 кораблей данного типа, ещё один корабль проекта 133 был уже достроен для морских пограничников Украины. На экспорт данный тип корабля не поставлялся.
Одной из особенностью этих кораблей стало то, что данный проект корабля был "чисто" пограничным, ВМФ СССР на своё вооружение подобный проект корабля не принимал. Хотя флотом и рассматривались подобные корабли (на подводных крыльях) в качестве скоростных малых противолодочных кораблей, но после разработки и строительства двух опытных экземпляров (проекты значительно отличались от пограничных «Антаресов» и фактически это были два совершенно разных проекта) они от этой идеи отказались. Таким образом с конца 1970-х гг. только морские пограничники обладали боевыми кораблями на подводных крыльях с большой скоростью хода.
Проекции корабля ПСКР проекта 133:
Тактико-технические данные ПСКР проекта 133.
Разнообразные формы и методы борьбы пограничных кораблей с нарушителями предполагали, в ряде случаев, использование высокоскоростных кораблей с динамическим принципом поддержания и движения (КДПП). Забракованные ВМФ торпедные катера проекта 125 послужили базой для разработки быстроходного пограничного сторожевой корабля (ПСКР) проекта 125А. Проект был разработан в ЦКБ-19 (с 1963 г. ЦМКБ «Алмаз») главным конструктором В.М.Бурлаковым. Главным наблюдающим от ВМФ был капитан 2 ранга А.А.Осташко. Всего в середине 1960-х гг. было построено 16 кораблей ФПО "Море" в Феодосии. ПСКР проекта 125А имели дизельную энергетическую установку и скорость полного хода до 62 уз. Вооружение было ограничено двумя артустановками АН-23 со спаренными 23-мм автоматами АМ-23, РЛС "Ксенон-125" и четырьмя глубинными бомбами. На корабле была размещена опускная ГАС типа "Бронза". Эти быстроходные корабли хорошо себя зарекомендовали в морских частях погранвойск на Балтике и Чёрном море.
Поэтому в 1972 г. в ЦКБ по СПК в горьком было выдано ТТЗ работать для ВМФ и Морпогранохраны проект малого сторожевого корабля на подводных крыльях с сильным артиллерийским и торпедным вооружением и большой скоростью хода. Под руководством главного конструктора Б.Ф.Орлова (главный наблюдающий от ВМФ вначале был капитан 2 ранга В.П.Ивашкевич, затем капитан 2 ранга Л.К.Загорулько) был разработан проект высокоскоростного (60 уз.) корабля-перехватчика для морских пограничников проекта 133 «Антарес». Р.Е.Алексеев в разработке проекта 133 непосредственного участия не принимал. Тем не менее гидродинамическая компоновка «Антареса» учитывала основные решения, принятые и отработанные в проектах Р.Е.Алексеева.
В августе 1976 г. на судостроительном заводе «Море» в Феодосии был заложен головной корабль, который сошел в 1979 г. со стапелей этого завода и принят в состав Морпогранохраны. Всего было заложено 16 единиц этой серии. В процессе создания ПСКР «Антарес» был решен целый ряд сложнейших задач по освоению высоких скоростей движения на море.
Всего в Феодосии для МЧПВ КГБ СССР было построено 11 кораблей данного типа, ещё один корабль проекта 133 был уже достроен для морских пограничников Украины. На экспорт данный тип корабля не поставлялся.
Одной из особенностью этих кораблей стало то, что данный проект корабля был "чисто" пограничным, ВМФ СССР на своё вооружение подобный проект корабля не принимал. Хотя флотом и рассматривались подобные корабли (на подводных крыльях) в качестве скоростных малых противолодочных кораблей, но после разработки и строительства двух опытных экземпляров (проекты значительно отличались от пограничных «Антаресов» и фактически это были два совершенно разных проекта) они от этой идеи отказались. Таким образом с конца 1970-х гг. только морские пограничники обладали боевыми кораблями на подводных крыльях с большой скоростью хода.
Проекции корабля ПСКР проекта 133:
Тактико-технические данные ПСКР проекта 133.
Водоизмещение, т: |
стандартное: 190 |
полное: 221 |
Размеры, м: |
длина: 40,22 |
ширина: 8,0 (габаритная – 15,9) |
осадка: 1,575 (габаритная – 4,9) |
Скорость полного хода, уз: 61 |
Дальность плавания: 410 миль (51 уз) |
Автономность, сут: 5 |
Силовая установка: 2х10000 л.с., ГТУ М-70, 2 ВФШ |
Вооружение: 1х1 76 мм АК-176 – 152 выстрела – СУ МР-123 «Вымпел-А» 1х6 30 мм АК-630 – 550 выстрелов 2х1 400 мм ТА (2 торпеды) 1х7 55 мм гранатомет МРГ-1 «Огонёк» (70 гранат РГ-55М, ГРС-55) 1 бомбосбрасыватель (6 ГБ ББ-1) |
РТВ: РЛС «Рангоут» или МР-220 «Рейд», ОГАС «Рось-К» |
Экипаж, чел: 24 (5 офицеров) |