Советская военная техника
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Советская военная техника

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

«Объект 142» - опытный средний танк

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Rotor

Rotor

«Объект 142» - опытный средний танк.

Опытный средний танк «Объект 142» был спроектирован по предложению начальника бронетанковых войск Советской Армии генерал-полковника П.П.Полубоярова во второй половине 1957 г. Танк «Объект 142» представлял собой средний танк с более мощным основным оружием, чем Т-54Б («Объект 137Г2»), с максимальным сохранением взаимозаменяемости с ним узлов и агрегатов моторно-трансмиссионного отделения (МТО) и ходовой части.

«Объект 142» был спроектирован в Конструкторское бюро (КБ) «Отдел 520» завода № 183 (Уралвагонзавода им. Ф.Э.Дзержинского) под руководством главного конструктора Л.Н.Карцева с учетом опыта разработки опытного среднего танка «Объект 140». Опытный образец машины, изготовленный в первой половине 1958 г., осенью того же года прошел заводские испытания. Дальнейшие работы по танку «Объект 142» были прекращены в связи с переходом завода № 183 на выпуск Т-55 («Объект 155») и развертыванием ОКР по повышению его боевых качеств.

Танк «Объект 142» имел классическую схему компоновки с экипажем из четырех человек: командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя.

Проекции опытного среднего танка «Объект 142»:
«Объект 142» - опытный средний танк NJc8e «Объект 142» - опытный средний танк YsH0L

Отделение управления с входным люком в крыше корпуса размещалось с левой стороны, как и на опытном танке «Объект 140». На месте механика-водителя располагались все приводы управления движением танка, щиток контрольных приборов (как в отделении управления танка Т-54Б), гирополукомпас ГПК-48, баллоны со сжатым воздухом для пуска двигателя и вспомогательное оружие (курсовой пулемет СГМТ) с частью боекомплекта. В носовой части корпуса справа устанавливались топливные баки и аккумуляторные батареи. Для вождения машины в шахтах у верхней кромки лобового листа перед механиком-водителем монтировались два перископических смотровых прибора (правый прибор располагался относительно левого под углом 15°). Очистка смотровых приборов от пыли и грязи производилась с помощью стеклоочистительной резины (по типу приборов Т-54Б). Кроме того, левый смотровой прибор был оборудован системой гидропневмоочистки. При вождении танка ночью механик-водитель использовал прибор ночного видения ТВН-2, который монтировался вместо левого смотрового прибора. Для подсветки местности использовалась фара ФГ-100 с инфракрасным фильтром, устанавливавшаяся на лобовом листе корпуса, слева от фары ФГ-102 со светомаскировочной насадкой. За сиденьем механика-водителя в днище корпуса имелся люк запасного выхода с броневой крышкой на петлях.

Опытный средний танк «Объект 142»:
«Объект 142» - опытный средний танк NP1fm «Объект 142» - опытный средний танк Wf3Rr
«Объект 142» - опытный средний танк 3I1mO

Боевое отделение, располагавшееся в средней части корпуса и в башне, с основным и вспомогательным оружием с боекомплектом, системой управления огнем, смотровыми (дневными и ночными) приборами, рабочими местами экипажа и другим оборудованием было аналогично боевому отделению опытного танка «Объект 140».

МТО размещалось за боевым отделением в кормовой части корпуса и было отделено от него моторной перегородкой. Компоновка МТО повторяла компоновку МТО серийного Т-54Б.

Основным оружием танка «Объект 142» являлась 100-мм нарезная танковая пушка Д-54ТС с двухплоскостным стабилизатором «Вьюга», оснащенная щелевым дульным тормозом и эжекционным устройством продувки ствола после выстрела. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет СГМТ. Второй пулемет СГМТ — курсовой, размещался справа от механика-водителя. Установка зенитного 14,5-мм пулемета КПВТ была упразднена. Отсутствовал также механизм выброса стреляных гильз после выстрела из пушки, так как его конструкция еще не была полностью отработана.

При стрельбе из пушки и спаренного пулемета днем наводчик пользовался телескопическим прицелом ТШ2А, ночью — ночным прицелом ТПН-1. Углы наводки спаренной установки оружия по вертикали составляли от -5° до +16°.

Боекомплект к пушке (50 выстрелов) и его размещение в танке остались такими же как в опытном танке «Объект 140». За счет исключения зенитного пулемета КПВ, боекомплект к спаренному и курсовому пулеметам СГМТ был увеличен до 3500 патронов. Кроме того, в боевом отделении укладывались два 7,62-мм автомата АК-47 с боекомплектом, 12 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с 12 сигнальными патронами.

Броневая защита танка — дифференцированная, противоснарядная. При изготовлении корпуса машины был использован резервный комплект заготовок бортов и подбашенной крыши для опытного танка «Объект 140». Верхний и нижний лобовые листы корпуса имели толщину брони 100 мм и были установлены под углом от вертикали 65° и 61° соответственно. Верхний лобовой лист корпуса обеспечивал противоснарядную стойкость от 100-мм бронебойного тупоголового снаряда с начальной скорость 930 м/с на любой дистанции; нижний лобовой лист — от аналогичного типа снаряда, но с меньшей начальной скоростью — 865 м/с.

Схема броневой защиты среднего танка «Объект 142»:
«Объект 142» - опытный средний танк Yg1e2 «Объект 142» - опытный средний танк 8gSdG

Применение в конструкции корпуса проката бортовой брони переменного сечения (в нижней части — 80 мм, в верхней — 57 мм) с последующей гибкой позволило обеспечить более надежное бронирование верхней части борта машины. Бортовые листы в секторе обстрела ±22,5° гарантировали ту же бронестойкость, что и лобовые детали.

Поперечное сечение корпуса по боевому отделению имело вид «рюмки», а передней части и части корпуса, занимаемой МТО, — вид шестигранника. В передней части это было сделано за счет профиля штампованной крыши отделения управления, а в кормовой части — за счет среза в верхней части бортов и установки специальных косынок. Корма корпуса сваривалась из двух катаных броневых листов толщиной 45 и 30 мм, устанавливавшихся под углами наклона от вертикали 17 и 70° соответственно.

Крыша корпуса машины в части подбашенного листа была аналогична цельноштампованной подбашенной части крыши корпуса танка «Объект 140». Изменениям подверглась лишь крыша МТО в связи с новой конструкцией кормовой части корпуса и применением вентиляторной системы охлаждения двигателя.

Наряду с повышением бронестойкости верхней части, форма корпуса позволила разместить опору башни увеличенного диаметра и таким образом значительно улучшить размещение агрегатов и экипажа в башне. Диаметр погона опоры башни «в свету» составлял 2250 мм. За счет отворота бортов были созданы дополнительные внутренние объемы в корпусе машины. Жалюзи системы охлаждения двигателя в крыше МТО имели механизм закрывания, который срабатывал автоматически при ядерном взрыве, тем самым уменьшая воздействие ударной волны на агрегаты отделения.

Литая башня с вварной цельноштампованной крышей и с шариковой опорой была заимствована со второго опытного образца танка «Объект 140». В лобовой части она имела переменную толщину брони от 240 до 150 мм с углами наклона от 0 до 55°. Максимальная толщина брони в бортовой части башни составляла 220 мм. По своей снарядостойкости лоб башни был равнопрочен верхнему лобовому листу корпуса в секторе обстрела +45°.

В кормовой части крыши башни находились люк для выброса стреляных гильз и броневой колпак вытяжного вентилятора. Над рабочим местом заряжающего была сохранена специальная высокая башенка, предназначавшаяся ранее под монтаж турели зенитного пулемета.

Танк оснащался системами ПАЗ, УА ППО и ТДА, аналогичными по конструкции системам, использованным в танке «Объект 140».

Основу силовой установки составлял дизель А-137-6-Б (В-55) мощностью 426 кВт (580 л.с). Пуск двигателя осуществлялся стартером СТ-16М мощностью 11 кВт (15 л.с.) либо сжатым воздухом из двух пятилитровых воздушных баллонов, зарядка которых производилась с помощью компрессора АК-150, или комбинированным способом. Все основные узлы и агрегаты силовой установки и ее системы (кроме внутренних и наружных топливных баков, а также подогревателя, заимствованных у танка «Объект 140») были взаимозаменяемы с аналогичными узлами и агрегатами танка Т-54Б. Емкость внутренних (забронированных) топливных баков составляла 715 л, наружных — 285 л. Запас хода по шоссе достигал 500 км.

Трансмиссия машины была аналогична трансмиссии танка Т-54Б, за исключением использования комбинированных бортовых редукторов и привода воздушного компрессора от коробки передач. Конструкция ходовой части также была заимствована у Т-54Б, но с измененной расстановкой опорных катков для обеспечения более равномерного распределения массы машины по каткам в связи с использованием нового корпуса и башни.

Схема электрооборудования по сравнению со схемой электрооборудования танка Т-54Б также не претерпела изменений. Для внешней связи на танке устанавливалась радиостанция Р-113, для внутренней — танковое переговорное устройство Р-120.

Для преодоления водных преград танк был оснащен оборудованием для подводного вождения.

Опытный средний танк «Объект 142»:
«Объект 142» - опытный средний танк WT1c2
Рис. А.Шепса.

Основные тактико-технические характеристики среднего танка «Объект 142»:
Боевая масса — 36,5 т; экипаж — 4 чел.; оружие: пушка — 100 мм, 2 пулемета — 7,62 мм; броневая защита — противоснарядная; мощность двигателя — 426 кВт (580 л.с.); максимальная скорость — 50 км/ч.

Источник: М.В.Павлов, кандидат технических наук, старший научный сотрудник; И.В.Павлов, ведущий конструктор; ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ БРОНИРОВАННЫЕ МАШИНЫ 1945-1965 гг.

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения