Советская военная техника
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Советская военная техника

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Т-54 обр.1949 г. (Т-54-2, объект 137II) - средний танк

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

Admin
Admin

Танк Т-54 обр. 1949 г. представлял собой усовершенствованный вариант Т-54, на котором были проведены мероприятия первого этапа модернизации согласно постановлению Совета Министров СССР №2620-1039 от 18 июня 1949 г. Первый опытный образец машины с новыми корпусом и башней завод №183 изготовил в августе 1949 г., и в конце того же месяца он поступил на заводские испытания пробегом на 1000 км. В сентябре 1949 г. завод №183 выпустил два контрольных, а затем еще три модернизированных образца. Проведенные в сентябре-октябре 1949 г. заводские и министерские испытания модернизированных образцов на заводе №183 длительным пробегом и контрольные испытания всех шести машин подтвердили эффективность введенных мероприятий. Серийное производство усовершенствованного Т-54 на заводе № 183 началось с октября 1949 г., на заводах №75 и №174 - с ноября того же года и продолжалось до ноября 1951 г. За это время заводы промышленности выпустили 2523 танка данной модификации.

Мероприятия первого этапа модернизации, прежде всего, были направлены на уменьшение боевой массы танка с 36-37 до 35,5-36 т, на улучшение броневой защиты, повышение надежности работы узлов и агрегатов, а также его проходимости по грунтам с низкой несущей способностью. Всего в ходе доработки конструкции Т-54 в 1949 г. из 5620 чертежей его технической документации заменили новыми 1944 чертежа, а 857 - скорректировали.

В результате на машине установили облегченную башню новой конструкции и несколько изменили компоновку боевого отделения (в части укладки боекомплекта пушки) и отделения управления (в части установки вспомогательного оружия). Размещение органов управления движением танка, рабочего места механика-водителя и другого оборудования осталось без изменений, кроме установки у механика-водителя тахометра, сигнального щитка системы ППО и ее звукового сигнала.

Расположение рабочих мест экипажа в боевом отделении осталось прежним, за исключением некоторого ухудшения условий работы заряжающего. Эго было связано с изменением положения установки пушки и укладки артиллерийских выстрелов. Один выстрел из кормовой части башни перенесли на ее правый борт, что уменьшило расстояние между ограждением пушки и выстрелом на 110-225 мм. Оставшуюся укладку в нише башни сместили вперед на 95-125 мм. Кроме того, в боевом отделении ввели фонарь для освещения шкалы погона башни, электрофильтр ФГ-57, пуско-переключающее устройство ПГТУ-2, вместо одного плафона в башне стали устанавливать два, а также дополнительно разместили бачок для питьевой воды, ящик радиостанции, запасные призмы и магазин-коробку с пулеметными лентами ДШК.

Для обеспечения максимальных углов склонения пушки Д-10Т вперед без ущемления люка механика-водителя ось ее цапф сдвинули назад на 60 мм к оси опоры башни и опустили вниз на 25 мм, с соответствующим понижением крыши и общей высоты башни. Высота линии огня равнялась 1750 мм. Пушку оснастили облегченным откидным гильзоулавливателем, измененным кронштейном под прицел и убрали основные уравновешивающие грузы (масса пушки уменьшилась на 65 кг). Углы наводки пушки и спаренного пулемета СГ-43 по вертикали составляли от -4-5 до +17°. В связи с изменением расположения выстрелов в новой башне, а также из-за ухудшения условий работы заряжающего практическая скорострельность при стрельбе из пушки несколько снизилась и составляла 5-7 выстр./мин.

В механизме поворота башни ввели электропривод ЭПБ-4, выполненный по схеме Леонарда, с системой командирского управления, в ручном приводе - измененный маховичок, в рукоятке которого установили кнопку (дублер) электроспуска спаренного пулемета СГ-43. Скорость поворота башни при управлении контроллером составляла от 0,1 до 11—12 град./с, а максимальная (при целеуказании от командира) - достигала 13 град./с.

Снижение плоскости максимального радиуса обметания башни привело к отказу от установки курсовых пулеметов на надгусенич-ных полках, так как броневые коробы, в которых они размешались, препятствовали ее вращению. Поэтому вместо двух курсовых пулеметов СГ -43 в отделении управления справа от механика-водителя устанавливался один курсовой 7,62-мм пулемет СГ-43. У спаренного с пушкой пулемета СГ-43 усилили кронштейн его крепления и ввели заднюю опору кронштейна.

Улучшили конструкцию турели зенитного пулемета ДШК: ввели ручной привод для вертикальной наводки и установили саму турель на вращающемся погоне основания люка заряжающего. Эти мероприятия в значительной степени облегчили удержание пулемета на цели во время стрельбы, так как усилия наводки по вертикали стали незначительными и находились в пределах в среднем от 0,5 до 3,0 кгс. Усилия наводки зенитного пулемета в цель при вращении турели по горизонтали были в пределах 1-3 кгс, что обеспечивало его нормальную наводку. Однако в зависимости от крена танка (0-15°) эти усилия резко возрастали и становились неравномерными (в среднем усилия изменялись от 2 до 22 кгс), что затрудняло наводку в цель при углах крена 3-5° и делало ее почти невозможной при углах крена свыше 5°. Вместо прицела К8-Т при стрельбе из ДШК стал использоваться кол-лиматорный прицел К10-Т. Кроме того, было усилено крепление пулемета ДШК по-походному.

Боекомплект к пушке остался прежним. Боекомплект к спаренному и курсовому пулеметам СГ-43 уменьшили до 3000 патронов (12 лент), а к зенитному пулемету ДШК увеличили со 150 до 200 патронов. В боевом отделении также укладывались 25 ручных гранат Ф-1,7,62-мм пистолет-пулемет ППСобр. 1943 г. (в брезентовом чехле на правом борту башни) с боекомплектом 300 патронов и сигнальный пистолет (ракетница) с 20 сигнальными патронами.

Броневая защита танка - противоснарядная, дифференцированная. С целью снижения боевой массы танка, помимо установки облегченной башни новой конструкции, уменьшили толщины верхнего и нижнего лобовых броневых листов корпуса со 120 до 100 мм. Применение новой башни повлекло за собой изменение конфигурации подбашенного листа и формы люка механика-водителя (со срезанным сегментом). Открывание крышки люка обеспечивалось при любом положении башни и производилось поворотом против часовой стрелки. В крышке люка ввели лючок для вентиляции.

Кроме того, для исключения свисалия башни над бортами увеличили габариты выступающего за борта подбашенного листа и бортовых защитных планок. В крыше корпуса над двигателем вместо двух люков, располагавшихся слева, сделали один увеличенный люк (для обеспечения выемки топливного насоса высокого давления). Все выступавшие части крыши над трансмиссией были значительно понижены, а входные жалюзи сделаны неуправляемыми (устанавливалась жесткая броневая решетка).

Несколько усилили защиту картеров бортовых редукторов за счет дополнительного экранирования специальной бронировкой, приваривавшейся к среднему и нижнему кормовым листам корпуса и картерам. В днище корпуса за люком аварийного выхода (в районе боевого отделения) появился лючок, закрывавшийся броневой крышкой и предназначавшийся для выпуска отработавших газов из котла подогревателя системы охлаждения и подогрева двигателя.

Конструкция новой облегченной башни с узкой амбразурой для установки пушки (ширину амбразуры уменьшили с 1000 до 400 мм) и переменным углом наклона стенок по высоте, не имела обратных уклонов в передней и бортовых ее частях до середины бортовой проекции. Эти мероприятия повысили уровень защищенности танка, а также устранили вероятность рикошетирования снарядов в крышу корпуса. Максимальные толщины стенок башни в лобовой части соответствовали вертикально расположенному листу толщиной 200 мм; по борту - 160 мм и по корме — 65 мм. Под монтаж спаренной установки оружия в корпусе башни была предусмотрена вварная рамка. Новая конструкция крепления пушки несколько усложнила условия для ее монтажа и демонтажа при поднятой корме башни по сравнению с объемом аналогичных работ по установке пушки в башне предыдущей конструкции.

В связи с введением узкой амбразуры башни изменили форму подвижной бронировки пушки (бронировка стала легче на 285 кг), а отверстия под телескопический прицел ТШ-20 и спаренный пулемет СГ-43 выполнили непосредственно в лобовой части корпуса башни. При этом размер отверстий в броне по вертикали значительно возрос по сравнению с размером отверстий в качающейся бронировке прежней башни. Снаружи амбразуры прицела и спаренного пулемета были снабжены защитными окантовками. Обратный подворот (заман), без образования ниши, значительно уменьшили по высоте и сохранили только для обеспечения открывания крышки люка механика-водителя.

Для сокращения площади литых участков в новой башне значительно уменьшили в размерах литую часть крыши (перемычку) за счет увеличения поверхности вварных катаных листов крыши. Было отменено литое подпогонное кольцо, вместо которого к башне по всему внутреннему периметру приваривался катаный донный лист. Диаметр опоры башни в свету составлял 1816 мм. Однако оставшийся в кормовой части башни заман не исключал возможности рикошетирования снарядов малых калибров в крышу корпуса танка при его обстреле со стороны кормы.

В результате выполненных мероприятий удалось уменьшить массу корпуса на 450, а башни - на 453 кг.

На крыше башни устанавливалась командирская башенка новой конструкции. В ней в дополнение к смотровому прибору ТПК-1 (на части машин еще до 1950 г. монтировался смотровой прибор МК-4) и двум призменным приборам для улучшения кругового наблюдения в подвижном основании люка разместили еще три смотровых призменных прибора типа ТНП. Однако, несмотря на некоторое улучшение обзорности, она не обеспечивала командиру танка кругового обзора (не просматривался правый задний сектор 60°). Недостаточными являлись сектора обзора (на корму) для заряжающего и наводчика.

Претерпела изменения и система ППО. Вместо автоматической применили более надежную в работе стационарную полуавтоматическую (с кнопочным включением) углекислотную систему ППО трехкратного действия с термоэлекфоизвещателями. Она обеспечивала тушение трах раздельных пожаров в МТО или в боевом отделении, или двух пожаров, возникших одновременно в этих отделениях. Извещение механика-водителя о возникновении пожара осуществлялось световой и звуковой сигнализацией (две сигнальные лампы находились на сигнальном щитке системы ППО, расположенном в отделении управления), которая включалась автоматически при срабатывании термоизвещателей (при возникновении пожара в боевом отделении или МТО мембрана одного из восьми термозлектро-извещателей нагревалась, выпрямлялась и замыкала контакты, на сигнальном щитке загоралась одна из ламп, а при пожаре в МТО включался еще и звуковой сигнал). В системе ППО использовались три пятилитровых баллона с углекислотой, поочередно срабатывавшие при нажатии кнопок. Тушение пожара в МТО осуществлялось путем нажатия кнопки «Моторное отделение» на сигнальном щитке механика-водителя, а в случае пожара в боевом отделении — нажатия кнопки, установленной в башне у командира танка, или второй кнопки «Боевое отделение» на щитке механика-водителя. Прежде чем нажать на одну из кнопок, механик-водитель должен был заглушить двигатель путем прекращения подачи в него топлива. Для тушения каждого раздельного пожара расходовался один баллон, для одновременного тушения пожаров в двух отделениях - два баллона. Управление баллонами осуществлялось переключателем.

Для тушения незначительных пожарюв в боевом отделении около баллонов с углекислотой размещался один ручной огнетушитель ОУ-2.

Для постановки дымовой завесы на танке вместо двух дымовых шашек МДШ в кормовой части корпуса стали устанавливаться две дымовые шашки БДШ-5, имевшие аналогичные системы поджига и сброса.

Мероприятия по модернизации коснулись и систем, обеспечивавших работу двигателя и трансмиссии танка. По-новому организованная система охлаждения двигателя отличалась уменьшенным аэродинамическим сопротивлением тракта охлаждающего воздуха. Кроме того, изменили окно входа охлаждающего воздуха, в котором установили броневую решетку вместо наклонных броневых жалюзи.

В системе воздухоочистки вместо двух воздухоочистителей типа «Мультициклон» применили один новый воздухоочиститель аналогичного типа с четырьмя ступенями очистки (1-я ступень - 16 мультициклонов, 2-я - сочетание внутреннего циклона и отсечной кассеты с масляной ванной, 3-я — кассета с гофрированной круглой проволокой и 4-я — кассета с чулковой канителью) с автоматической (эжекционной) очисткой пылесборников от пыли. Воздухоочиститель располагался в МТО со стороны коленчатого вала двигателя.

Для облегчения пуска двигателя в условиях низких температур окружающего воздуха вместо пародинамического подогревателя использовали форсуночный подогреватель конструкции В.М. Голосова. Подогреватель размещался у левого борта в боевом отделении и имел котел с дымогарными трубами, а также ручной привод к насосному узлу. В систему подогрева дополнительно ввели змеевик в циркуляционном бачке масляного бака системы смазки двигателя (для подогрева масла) и змеевик в коробке котла подогревателя для разогрева дизельного топлива.

Незначительные изменения коснулись и топливной системы двигателя: вместо трех наружных цилиндрических баков на правой над-гусеничной полке стали устанавливаться только два топливных бака прямоугольной формы емкостью 100 л каждый, включенных в общую топливную систему. Изменили форму и верхнего топливного бака в моторном отделении (из средней группы баков). Однако емкость внутренних топливных баков осталась прежней (530 л). Запас хода танка по шоссе остался неизменным и составлял 360-400 км.

В системе выпуска отработавших газов двигателя ввели жесткое крепление выпускных труб к борту корпуса и полужесткое соединение - с выпускными коллекторами двигателя.

Для повышения надежности трансмиссии упразднили масляный насос входного редуктора, изменили конструкцию главного фрикциона и внесли некоторые усовершенствования в конструкцию коробки передач, ПМП и бортовых редукторов.

Смазка шестерен и подшипников входного редуктора стала осуществляться за счет разбрызгивания (барботажа) масла, залитого в картер редуктора. Для обеспечения проверки и заливки масла во входной редуктор без снятия воздухоочистителя установили специальную трубку, а для лучшего охлаждения ввели оребренный картер.

В главном фрикционе увеличили момент трения на 13% за счет поджатия пружин на 2 мм и изменения марки стали пружин на 50ХФА. В выключающем устройстве фрикциона установили поджимные пружины. Для исключения случаев поломки дисков трения фрикциона ввели контроль магнитным способом каждого диска на отсутствие трещин, а также установили более жесткий нажимной диск из улучшенной стали с закалкой. Кроме того, применили блокировку горного тормоза с педалью главного фрикциона, а валик педали выключения фрикциона стал монтироваться на игольчатых подшипниках.

В коробке передач, помимо изменений, повышавших надежность работы ее деталей (изменение профиля резьбы стяжных болтов, резиновые сальники и др.), установили новый салун со свободным объемом и с большим сечением для сообщения с атмосферой.

Все изменения в главном фрикционе, касавшиеся введения поджимных пружин, жесткого нажимного диска и магнитного контроля, были внедрены и в конструкцию блокировочного фрикциона ПМП. В ПМП вместо безселараторных подшипников-сателлитов установили подшипники с массивным латунным сепаратором и увеличили ход нажимного диска фрикциона путем изменения угла наклона канавок (слезок) для шариков выключающего механизма на 1°.

В бортовых редукторах изменили конструкцию узла крепления ведомой шестерни - пробка ведомого вала стала стопориться распорным конусом. Для зубьев шестерен редуктора применили обработку холодом и фосфатацию зубьев с их контролем магнитным способом. Изменили густоту заправляемой смазки (смеси) в картеры бортовых редукторов, увеличив количество консталина с 30 до 40%.

Уменьшение боевой массы машины позволило уменьшить среднее давление на грунт и улучшить ее проходимость. Для дальнейшего снижения среднего давления на грунт и повышения проходимости по грунтам с низкой несущей способностью увеличили ширину траков гусеницы с 500 до 580 мм. Каждая гусеница собиралась из 90 гребневых траков, соединенных между собой шарнирно с помощью 90 пальцев (диаметр пальцев увеличен с 20 до 22 мм). Поперечная жесткость траков была увеличена за счет изменения высоты ребер. Траки отливались из стали ЛГ -13, пальцы изготавливались из стали 37ХС. Среднее давление на грунт составляло 78,5-79,5 кПа (0,8-0,81 кгс/см2). Выемка в гребне трака обеспечивала в случае необходимости крепление тросика под установку бревна самовы-таскивания. С введением уширенных траков от использования шпор временно отказались.

В ходовой части применили направляющие колеса с увеличенной с 230 до 370 мм шириной дисков и новыми уплотнениями (с двухручьевым лабиринтом и самоподжимным резиновым сальником). Аналогичная конструкция уплотнения была использована и в опорных катках. У венцов ведущих колес изменили профиль зубьев для обеспечения лучшего входа зуба в окно трака. Вместо литых балансиров средних и задних узлов подвески ввели штампованные балансиры с измененной конструкцией буферного устройства (установили два резиновых кольца с зазором вместо одного, что обеспечило объемное сжатие резины). Как и на первой модификации Т-54, каждый балансир устанавливался на двух опорах и от продольного смещения удерживался наружной опорой, выступ которой входил в паз ограничителя, привернутого болтами к балансиру.

У торсионов подвески увеличили радиус впадин шлиц на обеих головках с 0,5 до 0,75 мм, ввели шлифовку и накатку цилиндрической поверхности диаметра 52 мм и галтелей с радиусом 100 мм. В гидравлических лопастных амортизаторах внедрили тугую посадку рычага на шлицах оси лопасти амортизатора, фильцевый сальник между крышкой и осью лопасти и отменили разрез рычага. В качестве рабочей жидкости амортизатора вместо чистого технического глицерина стала применяться смесь из 90% технического глицерина и 10% этилового спирта.

В системе электрооборудования в качестве источников электрической энергии использовались соединенные последовательно-параллельно четыре аккумуляторные батареи 6СТЭН-140 или 6МСТ-140 общей емкостью 280 А-ч и генератор Г-73 мощностью 1,5 кВт с реле-регулятором РРТ-30 и отдельным фильтром ФГ-57 (был включен в цепь генератор-реле-регулятор и предназначался для подавления помех радиоприему при работе генератора). Вместо электростартера СТ-16 стал устанавливаться модернизированный стартер СТ-16М. Основными потребителями электроэнергии являлись: электростартер, электропривод башни ЭПБ-4, мотор-вентиляторы МВ-42, реле электроспусков пушки (РТ-9) и пулеметов (РП-1), электрический сигнал ВГ-4, приборы наружного освещения и световой сигнализации (фара ФГ-10 и четыре габаритных фонаря со светильниками ОСЛТ-37), обогреватели прицела и смотрового стекла защитного колпака механика-водителя, электрические запалы ППО и дымовых шашек, запальная свеча котла подогревателя, радиостанция и переговорное устройство.

Все агрегаты привода ЭПБ-4 были экранированы и имели экранированные выводные зажимы и клеммы. Кроме того, в цепь электропривода был введен фильтр ФГ-57, обеспечивавший подавление помех радиоприему, возникавших при его работе, а также концевое контактное устройство командирского люка, исключавшее висящие провода.

В качестве средств связи на танке устанавливались: для внешней - коротковолновая радиостанция 10РТ-26Э с новым монтажным комплектом, который позволил полностью устранить помехи при радиоприеме и увеличить дальность надежной связи телефоном; для внутренней - танковое переговорное устройство ТПУ-4-47.

Изменениям подверглось размещение ЗИП снаружи машины, а укладку бревна для самовытаскивания перенесли с правой надгусе-ничной полки на корму корпуса, где к ее среднему листу были приварены специальные кронштейны. Усилили также буксирный трос.

На танке допускалось размещение и транспортировка десанта в количестве четырех человек. Численность десанта обуславливалась возможностью его укрытия за башней и сохранением боеспособности после совершения длительного марша, ведением огня экипажем и десантом во время движения, а также условиями обеспечения нормального эксплуатационного режима работы агрегатов танка.

В процессе серийного производства в танк Т-54 обр. 1949 г. были внесены изменения, повысившие его боевые и эксплуатационные качества.

В 1950 г.:
- с января ввели уплотнение ведомого вала бортового редуктора, которое отличалось от ранее устанавливавшегося использованием самоподжимного резинового сальника (манжеты) и одноручьевого лабиринта.
- в апреле боекомплект к пулеметам СГ-43 увеличили до 3500 патронов;
- ввели фиксатор крышки люка механика-водителя в закрытом положении;
- вместо сигнала ВГ-4 стал монтироваться электрический сигнал С-22;
- вместо установки пробок ввели кран отключения котла форсуночного подогревателя, обеспечившего лучшую герметизацию системы подогрева и полное отключение котла от цепи циркуляции охлаждающей жидкости, а также снижение объема работ при переходе с летней эксплуатации к зимней и наоборот (с августа);
- перешли на заправку бортовых редукторов осерненной смазкой, что значительно уменьшило износ активных поверхностей зубьев шестерен;
- улучшили условия подвода смазки к обеим подшипникам опорного катка, упразднив заправочную (центральную) пробку в колпаке катка и заменив ее двумя пробками (заправочной и воздушной), устанавливавшимися по периферии колпака;
- ввели регулируемое по высоте сиденье механика-водителя, что значительно улучшило условия его работы.

С 1951 г.:
- для повышения надежности работы опорных катков увеличили толщину ребер их дисков с 10-11 до 13-15 мм и установили роликовые подшипники с обрезным буртом;
- вместо аккумуляторных батарей 6СТЭН-140 стали устанавливать сухозаряженные батареи с мипоровой сепарацией — 6СТЭН-140М.
- телескопический прицел ТШ-20 заменили более совершенным прицелом ТШ2-22 с переменным и 3,5- и 7-кратным увеличением, оснащенным очистителем защитного стекла прицела, светофильтром и трещоткой в приводе механизмов углов прицеливания (исключала самопроизвольное проворачивание маховичка). Окулярная часть прицела могла регулироваться по направлению (с марта - на заводе №183 и с апреля - на заводах №75 и №174);
- ввели уплотнение цапф пушки для исключения попадания пыли в игольчатую опору (с июня);
- установили уплотнение погона командирской башенки и турели зенитного пулемета, а также дополнительное уплотнение погона башни;
- сократили боекомплект к пулеметам СГ-43 до 3000 патронов, увеличив боекомплект к пулемету ДШК до 500 патронов;
- пулеметы СГ-43 заменили 7,62-мм модернизированными пулеметами СГМ (СГМТ), а вместо пистолета-пулемета ППС обр.1943 г. стал укладываться 7,62-мм автомат АК-47 с тем же боекомплектом;
- с целью повышения срока службы торсионных валов подвески ввели фосфотацию и накатку их поверхностного слоя;
- с июля стала устанавливаться новая командирская башенка, которая обеспечила лучшее наблюдение за местностью благодаря установке смотровых блоков вместо пентолризм (имели большее искажение). Кроме того, были облегчены выемка и установка смотровых блоков и перевод башенки из походного положения в боевое благодаря введению рукоятки с приводом стопора по-походному;
- ввели надульный чехол для пушки и уплотнение крышек магазинов-коробок для спаренного и зенитного пулеметов (защита от пыли);
- для облегчения работы подающего механизма курсового пулемета установили подающую пружину в его магазин-коробку;
- произвели дополнительное уплотнение моторной перегородки в местах прохода тяг и трубопроводов подогревателя;
- с целью уменьшения пылевого воздействия на механика-водителя при вождении танка ввели резиновые козырьки на передних подкрылках надгусеничных полок, однако впоследствии они не использовались;
- часть машин оборудовалась для навешивания противоминного каткоеого трала ПТ-54.

Начиная с 1960 г. танки Т-54 выпуска 1949-1951 гг. при проведении капитального ремонта на заводах Министерства обороны были подвергнуты модернизации, в ходе которой они последовательно приводились к виду танка Т-54А, а затем и Т-54Б с установкой соответствующего оборудования и различных систем этих машин. Кроме того, часть танков дооборудовали под установку танкового бульдозера БТУ или снегоочистителя СТУ.

Во втором послевоенном периоде часть танков Т-54 обр.1949 г. в ходе капитального ремонта переделали в танковые тягачи БТС-4А.

фото
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

схемы
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

источник - М.В.Павлов, И.В.Павлов "Отечественные бронированные машины"

https://sovetarmy.forum2x2.ru

Admin

Admin
Admin

схема
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

фото (источник - интернет)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Т-54-2 прошедший в ходе капремонта доработку до уровня Т-54Б
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

https://sovetarmy.forum2x2.ru

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения