Гусеничный минный заградитель ГМЗ являлся дивизионным средством инженерного вооружения и предназначался для транспортировки и механизированной установки противотанковых мин в грунт (снег) с маскировкой и на поверхность грунта (снега) без маскировки в ходе боя. Минный заградитель разрабатывался в 1956-1960 гг. конструкторским бюро Уральского завода транспортного машиностроения в Свердловске на базе самоходной артиллерийской установки СУ-100П. ОКР по созданию ГМЗ была задана Постановлением СМ СССР от 4 февраля 1956 г. При проектировании машине было присвоено обозначение «Объект 118». Она была принята на вооружение приказом министра обороны СССР от 22 февраля 1960 г. и в 1961-1969 гг. серийно выпускалась на УЗТМ.
Машина имела компоновочную схему с передним расположением МТО. В отделении управления, находившемся слева в носовой части корпуса между левым бортом и перегородкой МТО, размещались механик-водитель и командир машины. Спереди и сзади отделение управления ограничивалось трансмиссионным и минным отделениями. В минном отделении, находившемся в средней части корпуса, были установлены кассеты с 208 противотанковыми минами ТМ-57 или ТМ-62М, механизм выдачи мин и механизм отсчета мин. Между кассетами и бортами корпуса располагались топливные баки (два с правой стороны и один - с левой стороны). Минирование производилось с шагом 4 или 5,5 м. Время установки в один ряд возимого комплекта мин при движении машины на 1-й передаче составляло 8-10 мин., а при движении машины на 2-й передаче - 4-6 мин.
В кормовой части корпуса заградителя размещалось отделение оператора с механизмами и аппаратурой для управления процессом выдачи мин. Снаружи на корме корпуса крепилось плужное устройство. Время снаряжения заградителя комплектом мин расчетом из 4-5 чел. составляло 13-17 мин. На подвижном погоне опоры командирской башенки был установлен 7,62-мм пулемет СГМ-Б с ручным управлением. Были предусмотрены места для крепления двух 7,62-мм автоматов АК-47 и 26-мм сигнального пистолета. Боекомплект к пулемету составлял 1500 патронов, к автоматам - 600 патронов и к сигнальному пистолету - 20 патронов.
Корпус заградителя представлял собой жесткую сварную конструкцию из броневых листов и обеспечивал противопульную защиту экипажа и внутреннего оборудования машины. Гусеничный минный заградитель был приспособлен для действия на радиоактивно зараженной местности. Внутри корпуса, а также снаружи машины (на кормовом листе) располагалось оборудование для установки мин.
Оборудование для установки мин состояло из кассет, механизма отбора мощности, выдающего механизма ленточного типа, спускового транспортера, плужного устройства, гидросистемы, приводов управления. Привод к механизмам установки мин осуществлялся от левого направляющего колеса гусеничного движителя с помощью механизма отбора мощности и скорость движения механизмов была синхронна скорости движения машины.
Кассеты для укладки противотанковых мин представляли собой сварную металлоконструкцию, состоявшую из системы секций, расположенных внутри каркаса, образованного продольными балками и поперечными листами. Кассеты устанавливались в средней части корпуса машины в минном отделении в 4 ряда и крепились к выдающему механизму. Мины выдавались из кассет за счет собственной массы. Выходящие из кассет мины транспортировались и выдавались в спусковой транспортер выдающим механизмом. Спусковой механизм обеспечивал установку мин на грунт (снег) или подачу их в плужное устройство для укладки в грунт и их маскировки.
Основу силовой установки машины составлял дизель А-105Б, который представлял собой модификацию двигателя В-54 с пониженной до 294 кВт (400 л.с.) мощностью. Двигатель изготавливался Свердловским турбомоторным заводом. В механической трансмиссии использовался двухпоточный механизм передач и поворота аналогичной конструкции, которая применялась на самоходной установке СУ-100П. Узлы ходовой части заградителя были взаимозаменяемы с аналогичными узлами базовой машины.
Машина оснащалась системами ПАЗ, ППО, ТДА и радиостанцией Р-123. Минный заградитель имел боевую массу 25 т. Максимальная скорость машины достигала 63,4 км/ч. Запас хода по шоссе на одной заправке (500 л) составлял 350 км.
В 1962 г. конструкторским бюро УЗТМ была начата работа по дальнейшему совершенствованию гусеничного минного заградителя. Получивший наименование ГМЗ-2 («Объект 118М») он был принят на вооружение приказом начальника инженерных войск МО СССР от 14 декабря 1967 г.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Источник: "Отечественные бронированные машины" Том 3.
Машина имела компоновочную схему с передним расположением МТО. В отделении управления, находившемся слева в носовой части корпуса между левым бортом и перегородкой МТО, размещались механик-водитель и командир машины. Спереди и сзади отделение управления ограничивалось трансмиссионным и минным отделениями. В минном отделении, находившемся в средней части корпуса, были установлены кассеты с 208 противотанковыми минами ТМ-57 или ТМ-62М, механизм выдачи мин и механизм отсчета мин. Между кассетами и бортами корпуса располагались топливные баки (два с правой стороны и один - с левой стороны). Минирование производилось с шагом 4 или 5,5 м. Время установки в один ряд возимого комплекта мин при движении машины на 1-й передаче составляло 8-10 мин., а при движении машины на 2-й передаче - 4-6 мин.
В кормовой части корпуса заградителя размещалось отделение оператора с механизмами и аппаратурой для управления процессом выдачи мин. Снаружи на корме корпуса крепилось плужное устройство. Время снаряжения заградителя комплектом мин расчетом из 4-5 чел. составляло 13-17 мин. На подвижном погоне опоры командирской башенки был установлен 7,62-мм пулемет СГМ-Б с ручным управлением. Были предусмотрены места для крепления двух 7,62-мм автоматов АК-47 и 26-мм сигнального пистолета. Боекомплект к пулемету составлял 1500 патронов, к автоматам - 600 патронов и к сигнальному пистолету - 20 патронов.
Корпус заградителя представлял собой жесткую сварную конструкцию из броневых листов и обеспечивал противопульную защиту экипажа и внутреннего оборудования машины. Гусеничный минный заградитель был приспособлен для действия на радиоактивно зараженной местности. Внутри корпуса, а также снаружи машины (на кормовом листе) располагалось оборудование для установки мин.
Оборудование для установки мин состояло из кассет, механизма отбора мощности, выдающего механизма ленточного типа, спускового транспортера, плужного устройства, гидросистемы, приводов управления. Привод к механизмам установки мин осуществлялся от левого направляющего колеса гусеничного движителя с помощью механизма отбора мощности и скорость движения механизмов была синхронна скорости движения машины.
Кассеты для укладки противотанковых мин представляли собой сварную металлоконструкцию, состоявшую из системы секций, расположенных внутри каркаса, образованного продольными балками и поперечными листами. Кассеты устанавливались в средней части корпуса машины в минном отделении в 4 ряда и крепились к выдающему механизму. Мины выдавались из кассет за счет собственной массы. Выходящие из кассет мины транспортировались и выдавались в спусковой транспортер выдающим механизмом. Спусковой механизм обеспечивал установку мин на грунт (снег) или подачу их в плужное устройство для укладки в грунт и их маскировки.
Основу силовой установки машины составлял дизель А-105Б, который представлял собой модификацию двигателя В-54 с пониженной до 294 кВт (400 л.с.) мощностью. Двигатель изготавливался Свердловским турбомоторным заводом. В механической трансмиссии использовался двухпоточный механизм передач и поворота аналогичной конструкции, которая применялась на самоходной установке СУ-100П. Узлы ходовой части заградителя были взаимозаменяемы с аналогичными узлами базовой машины.
Машина оснащалась системами ПАЗ, ППО, ТДА и радиостанцией Р-123. Минный заградитель имел боевую массу 25 т. Максимальная скорость машины достигала 63,4 км/ч. Запас хода по шоссе на одной заправке (500 л) составлял 350 км.
В 1962 г. конструкторским бюро УЗТМ была начата работа по дальнейшему совершенствованию гусеничного минного заградителя. Получивший наименование ГМЗ-2 («Объект 118М») он был принят на вооружение приказом начальника инженерных войск МО СССР от 14 декабря 1967 г.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Источник: "Отечественные бронированные машины" Том 3.