МиГ-31Э - демонстрационный истребитель-перехватчик (экспортный).
МиГ-31Э борт «903» (зав. № 38401208786):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
МиГ-31Э борт «903» (зав. № 38401208786), МАКС-99. © Юрий Тепсуркаев:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
В конце 1980-х гг. заинтересованность в закупке МиГ-31 проявляли Иран, Сирия, Ливия и Китай. Поэтому на базе МиГ-31Б (заводской шифр «изделие 01Б»), заводской № 38401208786, в 1992 г. был подготовлен демонстрационный вариант экспортной модификации перехватчика МиГ-31Э (борт «903»). Самолёт был оснащен СУВ «Заслон» в экспортном исполнении. Вооружение должно было состоять из четырех ракет Р-33 в экспортном варианте (Р-33Э) и двух-четырех ракет ближнего боя, подвешиваемых на подкрыльевых пилонах. Несколько изменили состав радиоэлектронного бортового оборудования (РЭБО), в частности, аппаратуры РЭБ (самолёт получил упрощенный состав РЭБО). Одной из задач самолета являлось наведение на цель истребителей других типов, например, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29. Поэтому приобретение даже нескольких таких перехватчиков могло значительно увеличить эффективность ПВО стран-заказчиков.
Борт «903» был участником многих между народных выставок. Однако ни один «тридцать первый» по ряду причин так и не был поставлен за рубеж. Правда, в мае 1992 г. было заключено российско-китайское соглашение, предусматривавшее приобретение КНР двадцати четырёх МиГ-31 с системой дозаправки. Поставка первых пяти истребителей-перехватчиков намечалась на июнь 1992 г. Затем планировалось организовать лицензионную сборку самолетов на авиазаводе в г. Шеньяне. Однако соглашение реализовано так и не было, а к середине 1990-х гг. китайская сторона перенацелилась на приобретение и «воспроизведение» другого российского истребителя – Су-27/Су-30, главными преимуществами которого сочли многофункциональность и сверхманевренность.
Истребитель-перехватчик МиГ-31.
С сайта изготовителя: Открытого акционерного общества Нижегородский авиастроительный завод «Сокол».
Истребитель - перехватчик МиГ-31Э предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей, летящих на высотах от 50 м до 28 000 м. в передней и задней полусферах, в том числе на фоне земли, в простых и сложных метеоусловиях, при маневрировании цели и использовании противником средств активного и пассивного противодействия.
Перехват воздушных целей может осуществляться как одиночным самолетом МиГ-31Э, так и группой до 4-х самолетов МиГ-31Э. Перехват может осуществляться как при наведении наземной автоматизированной системой управления, так и самостоятельно с оптимальным целераспределением в группе.
Обеспечивается работа в группе самолетов МиГ-31Э с автоматическим информационным обменом между самолетами группы об их местонахождении и наличии сопровождаемых целей. Группа из 4-х самолетов МиГ-31Э при полете строем может просматривать воздушное пространство шириной до 900-1000 км, что особенно важно при отсутствии или поражении наземной системы ПВО. Реализована возможность обмена информацией между МиГ-31Э и группой самолетов другого типа в режиме "Взаимодействие". На самолете установлена аппаратура теплового канала , позволяющая обнаружить и захватить цель по ее тепловому излучению в пассивном режиме скрытой атаки.
Одиночный самолет МиГ-31Э в процессе выполнения боевой задачи способен одновременно сопровождать до 10 воздушных целей и атаковать до 4-х из них, летящих с разными курсами, на различных высотах, с различными скоростями.
Самолет МИГ-31Э оборудован системой автоматического управления, обеспечивающей автоматическое управление полетом самолета по заданному маршруту, самонаведение самолета на атакуемые цели путем наведения самолета в зону, обеспечивающую оптимальное положение перехватчика по отношению к атакуемым целям (по максимуму вероятности их поражения) при атаке нескольких целей.
Разработчик самолета МиГ-31Э - ФГУП "РСК"МиГ".
Вооружение самолета.
Основным вооружением самолета - перехватчика МИГ-31Э является авиационная управляемая ракета класса "воздух - воздух" большой дальности Р-33Э. Ракета Р-33Э обеспечивает перехват воздушных целей, в том числе и крылатых ракет над различной подстилающей поверхностью, на всех ракурсах, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при воздействии естественных и организованных помех. Система управления ракетой в составе комплекса МИГ-31Э обеспечивает независимое наведение ракет, выпущенных с одного или нескольких перехватчиков по одной или нескольким целям на разных высотах с различными скоростями полета.
Также на самолет могут подвешиваться ракеты средней дальности Р-40ТД1 и ракеты малой дальности Р-60МК и имеется встроенная авиационная пушка калибра 23 мм.
Общие характеристики МиГ-31Э.
Разработчик ................................................... ОКБ им. А.И.Микояна
Обозначение .................................................. МиГ-31Э
Размах крыла, м ............................................. 13,46
Длина самолета, м .......................................... 22,69
Высота самолета, м ......................................... 5,15
Площадь крыла, кв. м ..................................... 61,60
Масса, кг:
- пустого самолета ........................................ 21000
- взлетная нормальная ................................. 40860
- взлетная максимальная .............................. 46000
Количество двигателей .................................. 2
Тип двигателя ............................................... ТРДДФ Д-30Ф-6
Максимальная тяга, кН
- бесфорсажная ........................................... 2 х 91
- форсажная ................................................ 2 х 152
Максимальная скорость, км/ч:
- на высоте 17500 м ..................................... 3000 (М=2,82)
- на малой высоте ........................................ 1500
Практическая дальность, км:
- дозвуковая ............................................... 2500
- с ПТБ ........................................................ 3500
- сверхзвуковая .......................................... 1200
Продолжительность барражирования, ч:
- с дозаправкой в воздухе ........................... 6
- без дозаправки ......................................... 3,5
Практический потолок, м 20600
Макс. эксплуатационная перегрузка ............... 5
Экипаж, чел ................................................... 2
Вооружение:
- пушечное
23-мм ГШ-6-23 .......................................... 1 (260 патронов)
- управляемые ракеты класса «воздух-воздух»
- Р-33Э большой дальности .......................... 4
- Р-40ТД средней дальности ......................... 2
- Р-60М малой дальности .............................. 4
МиГ-31Э борт «903», экспортный вариант с системой дозаправки топливом и упрощенным составом БРЭО:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Источники:
Ефим Гордон. Заслон на дальних рубежах. Авиация и Время, № 3, 2009.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
МиГ-31Э борт «903» (зав. № 38401208786):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
МиГ-31Э борт «903» (зав. № 38401208786), МАКС-99. © Юрий Тепсуркаев:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
В конце 1980-х гг. заинтересованность в закупке МиГ-31 проявляли Иран, Сирия, Ливия и Китай. Поэтому на базе МиГ-31Б (заводской шифр «изделие 01Б»), заводской № 38401208786, в 1992 г. был подготовлен демонстрационный вариант экспортной модификации перехватчика МиГ-31Э (борт «903»). Самолёт был оснащен СУВ «Заслон» в экспортном исполнении. Вооружение должно было состоять из четырех ракет Р-33 в экспортном варианте (Р-33Э) и двух-четырех ракет ближнего боя, подвешиваемых на подкрыльевых пилонах. Несколько изменили состав радиоэлектронного бортового оборудования (РЭБО), в частности, аппаратуры РЭБ (самолёт получил упрощенный состав РЭБО). Одной из задач самолета являлось наведение на цель истребителей других типов, например, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29. Поэтому приобретение даже нескольких таких перехватчиков могло значительно увеличить эффективность ПВО стран-заказчиков.
Борт «903» был участником многих между народных выставок. Однако ни один «тридцать первый» по ряду причин так и не был поставлен за рубеж. Правда, в мае 1992 г. было заключено российско-китайское соглашение, предусматривавшее приобретение КНР двадцати четырёх МиГ-31 с системой дозаправки. Поставка первых пяти истребителей-перехватчиков намечалась на июнь 1992 г. Затем планировалось организовать лицензионную сборку самолетов на авиазаводе в г. Шеньяне. Однако соглашение реализовано так и не было, а к середине 1990-х гг. китайская сторона перенацелилась на приобретение и «воспроизведение» другого российского истребителя – Су-27/Су-30, главными преимуществами которого сочли многофункциональность и сверхманевренность.
Истребитель-перехватчик МиГ-31.
С сайта изготовителя: Открытого акционерного общества Нижегородский авиастроительный завод «Сокол».
Истребитель - перехватчик МиГ-31Э предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей, летящих на высотах от 50 м до 28 000 м. в передней и задней полусферах, в том числе на фоне земли, в простых и сложных метеоусловиях, при маневрировании цели и использовании противником средств активного и пассивного противодействия.
Перехват воздушных целей может осуществляться как одиночным самолетом МиГ-31Э, так и группой до 4-х самолетов МиГ-31Э. Перехват может осуществляться как при наведении наземной автоматизированной системой управления, так и самостоятельно с оптимальным целераспределением в группе.
Обеспечивается работа в группе самолетов МиГ-31Э с автоматическим информационным обменом между самолетами группы об их местонахождении и наличии сопровождаемых целей. Группа из 4-х самолетов МиГ-31Э при полете строем может просматривать воздушное пространство шириной до 900-1000 км, что особенно важно при отсутствии или поражении наземной системы ПВО. Реализована возможность обмена информацией между МиГ-31Э и группой самолетов другого типа в режиме "Взаимодействие". На самолете установлена аппаратура теплового канала , позволяющая обнаружить и захватить цель по ее тепловому излучению в пассивном режиме скрытой атаки.
Одиночный самолет МиГ-31Э в процессе выполнения боевой задачи способен одновременно сопровождать до 10 воздушных целей и атаковать до 4-х из них, летящих с разными курсами, на различных высотах, с различными скоростями.
Самолет МИГ-31Э оборудован системой автоматического управления, обеспечивающей автоматическое управление полетом самолета по заданному маршруту, самонаведение самолета на атакуемые цели путем наведения самолета в зону, обеспечивающую оптимальное положение перехватчика по отношению к атакуемым целям (по максимуму вероятности их поражения) при атаке нескольких целей.
Разработчик самолета МиГ-31Э - ФГУП "РСК"МиГ".
Вооружение самолета.
Основным вооружением самолета - перехватчика МИГ-31Э является авиационная управляемая ракета класса "воздух - воздух" большой дальности Р-33Э. Ракета Р-33Э обеспечивает перехват воздушных целей, в том числе и крылатых ракет над различной подстилающей поверхностью, на всех ракурсах, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при воздействии естественных и организованных помех. Система управления ракетой в составе комплекса МИГ-31Э обеспечивает независимое наведение ракет, выпущенных с одного или нескольких перехватчиков по одной или нескольким целям на разных высотах с различными скоростями полета.
Также на самолет могут подвешиваться ракеты средней дальности Р-40ТД1 и ракеты малой дальности Р-60МК и имеется встроенная авиационная пушка калибра 23 мм.
Общие характеристики МиГ-31Э.
Разработчик ................................................... ОКБ им. А.И.Микояна
Обозначение .................................................. МиГ-31Э
Размах крыла, м ............................................. 13,46
Длина самолета, м .......................................... 22,69
Высота самолета, м ......................................... 5,15
Площадь крыла, кв. м ..................................... 61,60
Масса, кг:
- пустого самолета ........................................ 21000
- взлетная нормальная ................................. 40860
- взлетная максимальная .............................. 46000
Количество двигателей .................................. 2
Тип двигателя ............................................... ТРДДФ Д-30Ф-6
Максимальная тяга, кН
- бесфорсажная ........................................... 2 х 91
- форсажная ................................................ 2 х 152
Максимальная скорость, км/ч:
- на высоте 17500 м ..................................... 3000 (М=2,82)
- на малой высоте ........................................ 1500
Практическая дальность, км:
- дозвуковая ............................................... 2500
- с ПТБ ........................................................ 3500
- сверхзвуковая .......................................... 1200
Продолжительность барражирования, ч:
- с дозаправкой в воздухе ........................... 6
- без дозаправки ......................................... 3,5
Практический потолок, м 20600
Макс. эксплуатационная перегрузка ............... 5
Экипаж, чел ................................................... 2
Вооружение:
- пушечное
23-мм ГШ-6-23 .......................................... 1 (260 патронов)
- управляемые ракеты класса «воздух-воздух»
- Р-33Э большой дальности .......................... 4
- Р-40ТД средней дальности ......................... 2
- Р-60М малой дальности .............................. 4
МиГ-31Э борт «903», экспортный вариант с системой дозаправки топливом и упрощенным составом БРЭО:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Источники:
Ефим Гордон. Заслон на дальних рубежах. Авиация и Время, № 3, 2009.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]