ТМТ
Турбореактивный минный тральщик
Турбореактивный минный тральщик ТМТ («Объект 604») предназначался для проделывания сплошных проходов в минно-взрывных заграждениях в ходе боевых действий войск путем выброса вперед и в стороны грунта с минами газовыми струями двух турбореактивных авиационных двигателей. ОКР по созданию ТМТ была задана Постановлением СМ СССР от 25 октября 1961 г. Опытный образец был спроектирован в Омске конструкторским бюро ОКБ-174 под руководством A.A. Морова и изготовлен на заводе № 174 в 1962 г. Ведущим конструктором машины был A.A. Ляхов. В четвертом квартале 1963 г. машина прошла полигонные испытания. На вооружении и в серийном производстве она не состояла.
Тральщик был создан на базе узлов и агрегатов среднего танка Т-55. Схема компоновки машины предусматривала наличие отделения управления, двух отсеков для турбореактивных двигателей, отделения для топлива и МТО.
Экипаж машины состоял из командира-оператора и механика-водителя. Он размещался в отделении управления, которое находилось в верхней носовой части корпуса над отделением для топлива. У командира машины имелась вращающаяся броневая башенка. Отделение управления было отгорожено броневыми стенками с теплоизоляцией от двух отсеков для турбореактивных двигателей. В нижней половине носовой и средней частях корпуса тральщика располагалось отделение для топлива. В нем устанавливались два бака общей емкостью 1500 л для реактивного топлива ТС-1 и два топливных бака для дизельного топлива. Кормовую часть корпуса занимало МТО аналогичной компоновки, что и на танке Т-55 с незначительными конструктивными изменениями. Для управления главным фрикцирном и ПМП использовались пневмосервоприводы.
Корпус машины был изготовлен с уменьшенной толщиной броневых листов в носовой части до 80 мм, бортов - до 45 мм.
Машина имела специальное оборудование для траления мин, включавшее два двухвальных турбореактивных двигателя РПФ-300 с сопловыми устройствами. Газовые струи работавших двигателей производили выброс всех типов установленных мин с одновременной разработкой и удалением грунта вперед и в сторону за пределы прохода. Тральщик обеспечивал создание сплошных проходов шириной не менее 4 м, при тралении глубина разработки грунтов с дерновым покрытием достигала 0,3-0,5 м, на снегу - 0,6 м. На корме тральщика был установлен прибор для обозначения прохода в минно-взрывных заграждениях пиротехническими знаками. Скорость траления составляла 3-4 км/ч.
Ходовая часть тральщика была также аналогична ходовой части танка Т-55. Отличие состояло лишь в изменении расположения опорных катков и углов закрутки торсионных валов, вызванных условиями обеспечения равномерной нагрузки по каткам.
Члены экипажа имели личное оружие (2 автомата АК-47, 12 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с ракетами). Толщина брони верхней лобовой детали корпуса машины - 80 мм, нижней - 60 мм. Угол наклона обеих деталей от вертикали -55°. Толщина бортов - 45 мм. Корпус сопла был защищен броней толщиной от 20 до 60 мм. В машине было две системы противопожарного оборудования. Одна система была такой же, как на танке Т-55, другая - для топливного отделения была заимствована из авиации. Машина оснащалась системой ПАЗ и аппаратурой ТДА. При работе тралящих установок управление машиной затруднялось из-за большой запыленности. В этом случае для поддержания заданного направления движения использовался гирогюлукомпас ГПК-48. На тральщике устанавливались радиостанция Р-113 и ТПУ Р-120. Масса машины составляла 37 т. Эксплуатационно-технические показатели минного тральщика практически не отличались от показателей среднего танка Т-55. Средняя скорость движения машины составляла 17-25 км/ч, запас хода по топливу - 130-190 км.
Этим же конструкторским бюро на базе самоходной установки ИСУ-152К был разработан турбореактивный минный тральщик «Объект 606», который имел одинаковое с ТМТ «Объект 604» специальное оборудование для траления. На этой машине также была уменьшена толщина броневых листов корпуса и переделана броневая рубка. Масса тральщика, имевшего противоснарядную броневую защиту, составляла 47 т. Экипаж тральщика состоял из командира и механика-водителя. Дизель мощностью 382 кВт (520 л.с), обеспечивал передвижение тральщика со скоростью до 35 км/ч.
Источник: "Отечественные бронированные машины - ХХ век. 1946-1965."
Турбореактивный минный тральщик
Турбореактивный минный тральщик ТМТ («Объект 604») предназначался для проделывания сплошных проходов в минно-взрывных заграждениях в ходе боевых действий войск путем выброса вперед и в стороны грунта с минами газовыми струями двух турбореактивных авиационных двигателей. ОКР по созданию ТМТ была задана Постановлением СМ СССР от 25 октября 1961 г. Опытный образец был спроектирован в Омске конструкторским бюро ОКБ-174 под руководством A.A. Морова и изготовлен на заводе № 174 в 1962 г. Ведущим конструктором машины был A.A. Ляхов. В четвертом квартале 1963 г. машина прошла полигонные испытания. На вооружении и в серийном производстве она не состояла.
Тральщик был создан на базе узлов и агрегатов среднего танка Т-55. Схема компоновки машины предусматривала наличие отделения управления, двух отсеков для турбореактивных двигателей, отделения для топлива и МТО.
Экипаж машины состоял из командира-оператора и механика-водителя. Он размещался в отделении управления, которое находилось в верхней носовой части корпуса над отделением для топлива. У командира машины имелась вращающаяся броневая башенка. Отделение управления было отгорожено броневыми стенками с теплоизоляцией от двух отсеков для турбореактивных двигателей. В нижней половине носовой и средней частях корпуса тральщика располагалось отделение для топлива. В нем устанавливались два бака общей емкостью 1500 л для реактивного топлива ТС-1 и два топливных бака для дизельного топлива. Кормовую часть корпуса занимало МТО аналогичной компоновки, что и на танке Т-55 с незначительными конструктивными изменениями. Для управления главным фрикцирном и ПМП использовались пневмосервоприводы.
Корпус машины был изготовлен с уменьшенной толщиной броневых листов в носовой части до 80 мм, бортов - до 45 мм.
Машина имела специальное оборудование для траления мин, включавшее два двухвальных турбореактивных двигателя РПФ-300 с сопловыми устройствами. Газовые струи работавших двигателей производили выброс всех типов установленных мин с одновременной разработкой и удалением грунта вперед и в сторону за пределы прохода. Тральщик обеспечивал создание сплошных проходов шириной не менее 4 м, при тралении глубина разработки грунтов с дерновым покрытием достигала 0,3-0,5 м, на снегу - 0,6 м. На корме тральщика был установлен прибор для обозначения прохода в минно-взрывных заграждениях пиротехническими знаками. Скорость траления составляла 3-4 км/ч.
Ходовая часть тральщика была также аналогична ходовой части танка Т-55. Отличие состояло лишь в изменении расположения опорных катков и углов закрутки торсионных валов, вызванных условиями обеспечения равномерной нагрузки по каткам.
Члены экипажа имели личное оружие (2 автомата АК-47, 12 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с ракетами). Толщина брони верхней лобовой детали корпуса машины - 80 мм, нижней - 60 мм. Угол наклона обеих деталей от вертикали -55°. Толщина бортов - 45 мм. Корпус сопла был защищен броней толщиной от 20 до 60 мм. В машине было две системы противопожарного оборудования. Одна система была такой же, как на танке Т-55, другая - для топливного отделения была заимствована из авиации. Машина оснащалась системой ПАЗ и аппаратурой ТДА. При работе тралящих установок управление машиной затруднялось из-за большой запыленности. В этом случае для поддержания заданного направления движения использовался гирогюлукомпас ГПК-48. На тральщике устанавливались радиостанция Р-113 и ТПУ Р-120. Масса машины составляла 37 т. Эксплуатационно-технические показатели минного тральщика практически не отличались от показателей среднего танка Т-55. Средняя скорость движения машины составляла 17-25 км/ч, запас хода по топливу - 130-190 км.
Этим же конструкторским бюро на базе самоходной установки ИСУ-152К был разработан турбореактивный минный тральщик «Объект 606», который имел одинаковое с ТМТ «Объект 604» специальное оборудование для траления. На этой машине также была уменьшена толщина броневых листов корпуса и переделана броневая рубка. Масса тральщика, имевшего противоснарядную броневую защиту, составляла 47 т. Экипаж тральщика состоял из командира и механика-водителя. Дизель мощностью 382 кВт (520 л.с), обеспечивал передвижение тральщика со скоростью до 35 км/ч.
Источник: "Отечественные бронированные машины - ХХ век. 1946-1965."