[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
К началу 1990-х гг. МиГ-21 уже явно устарел, однако парк «двадцать первых» был огромен: более 6500 машин в почти 40 странах мира! Большинство из них обладало еще достаточно большим остатком ресурса, было прекрасно освоено летным составом, имело налаженную систему техобслуживания и ремонта, и, чтобы и далее оставаться грозными воздушными бойцами, им требовалось лишь обновить бортовую электронику, прогресс которой в течение 1970-1990 гг. был огромен. При этом коммерческая привлекательность модернизации привела к тому, что среди желающих поучаствовать в ней оказалось не только ОКБ Микояна.
Конечно, микояновцы разработали свое предложение на модернизацию и передали его в государственную компанию «Росвооружение», которая разослала его в большинство стран, эксплуатировавших МиГ-21. Оно основывалось на оснащении самолета новейшим БРЭО, в том числе разработанной НПО «Фазотрон» легкой малогабаритной РЛС «Копье». Станция обеспечивала обнаружение, захват и сопровождение воздушных целей в свободном пространстве и на фоне земли или моря, в том числе вертолетов на режиме висения, сопровождение целей с сохранением режима обзора, выбор и атаку двух наиболее опасных из них, быстрый поиск и автоматический захват визуально видимых целей в режиме «Ближний бой» с применением управляемых ракет и пушки, картографирование местности. Дальность обнаружения воздушных целей РЛС «Копье» намного превышала соответствующий параметр станции РП-22 истребителя МиГ-21бис. Так, она обеспечивала обнаружение, захват и сопровождение цели типа МиГ-21 на фоне свободного пространства на встречных курсах на дальности до 57 км, на догонных курсах — до 30 км, а на фоне земли на встречных курсах — до 57 км, на догоне — 25 км. Обнаружение же наземных или морских радиоконтрастных целей обеспечивалось на дальностях до 100 км.
Прицельное оборудование самолета пополнилось нашлемной системой целеуказания, а навигационная система получила возможность коррекции показаний по сигналам спутников. Некоторые из бортовых систем стали цифровыми. На машину поставили систему выброса пассивных помех и автоматизированную систему контроля и регистрации полетных данных. Самолет получил и ряд изменений, видимых невооруженным глазом, в частности, новый фонарь кабины пилота. Бортовой арсенал «воздух-воздух» пополнился новейшими ракетами с активной радиолокационной головкой самонаведения РВВ-АЕ, а также с полуактивной — Р-27Р1 и с тепловой — Р-73. Для работы по земле самолет получил управляемые ракеты Х-31А и Х-31П, Х-25МП, корректируемые бомбы КАБ-500Кр. Таким образом, МиГ-21 превратился в современный многофункциональный истребитель, мало чем уступающий некоторым машинам 4-го поколения.
Опытный образец модернизированного самолета, получившего обозначение МиГ-21-93, был построен на собственные средства АНПК «МиГ» (такое название получило ОКБ Микояна) и Нижегородского авиационного завода «Сокол» (бывший завод № 21). Впервые самолет продемонстрировали на салоне МАКС-95 в Жуковском. В распространенных там рекламных материалах утверждалось, что боевая эффективность МиГ-21-93 в 6 раз (!) превышает эффективность МиГ-21бис. Потенциальные заказчики проявили к МиГ-21-93 значительный интерес, в том числе и потому, что его не нужно было строить серийно — в эту модификацию можно было переоборудовать практически любую экспортную модель, начиная с МиГ-21МФ. Первый 28-минутный испытательный полет МиГ-21-93 совершил 25 мая 1995 г. с аэродрома завода «Сокол». После приземления летчик-испытатель Владимир Горбунов отметил, что летные качества истребителя практически не изменились. Это означало, что строевые пилоты, изучив новое вооружение и системы индикации, могли легко освоить модернизированный самолет.
Стараясь «подобрать ключик» к другим потенциальным заказчикам, россияне разработали разные варианты обновления «двадцать первого». Так, небогатым покупателям предлагали так называемую «ограниченную модернизацию», в основу которой было положено применение новой всеракурсной ракеты ближнего боя Р-73Э и нашлемной системы целеуказания. Еще одним вариантом «омоложения» самолета-ветерана стал проект МиГ-21-98-1, предусматривавший доработку МиГ-21 М/МФ. В целом этот вариант был схож с МиГ-21-93, однако основывался на применении еще более совершенной и менее энергоемкой РЛС «Москит». Несмотря на очевидную привлекательность, оба эти проекта своих заказчиков не нашли.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Источник:
- Авиация и Время №6 2007 г.
- Famous Russian Aircraft. Mikoyan MiG-21
К началу 1990-х гг. МиГ-21 уже явно устарел, однако парк «двадцать первых» был огромен: более 6500 машин в почти 40 странах мира! Большинство из них обладало еще достаточно большим остатком ресурса, было прекрасно освоено летным составом, имело налаженную систему техобслуживания и ремонта, и, чтобы и далее оставаться грозными воздушными бойцами, им требовалось лишь обновить бортовую электронику, прогресс которой в течение 1970-1990 гг. был огромен. При этом коммерческая привлекательность модернизации привела к тому, что среди желающих поучаствовать в ней оказалось не только ОКБ Микояна.
Конечно, микояновцы разработали свое предложение на модернизацию и передали его в государственную компанию «Росвооружение», которая разослала его в большинство стран, эксплуатировавших МиГ-21. Оно основывалось на оснащении самолета новейшим БРЭО, в том числе разработанной НПО «Фазотрон» легкой малогабаритной РЛС «Копье». Станция обеспечивала обнаружение, захват и сопровождение воздушных целей в свободном пространстве и на фоне земли или моря, в том числе вертолетов на режиме висения, сопровождение целей с сохранением режима обзора, выбор и атаку двух наиболее опасных из них, быстрый поиск и автоматический захват визуально видимых целей в режиме «Ближний бой» с применением управляемых ракет и пушки, картографирование местности. Дальность обнаружения воздушных целей РЛС «Копье» намного превышала соответствующий параметр станции РП-22 истребителя МиГ-21бис. Так, она обеспечивала обнаружение, захват и сопровождение цели типа МиГ-21 на фоне свободного пространства на встречных курсах на дальности до 57 км, на догонных курсах — до 30 км, а на фоне земли на встречных курсах — до 57 км, на догоне — 25 км. Обнаружение же наземных или морских радиоконтрастных целей обеспечивалось на дальностях до 100 км.
Прицельное оборудование самолета пополнилось нашлемной системой целеуказания, а навигационная система получила возможность коррекции показаний по сигналам спутников. Некоторые из бортовых систем стали цифровыми. На машину поставили систему выброса пассивных помех и автоматизированную систему контроля и регистрации полетных данных. Самолет получил и ряд изменений, видимых невооруженным глазом, в частности, новый фонарь кабины пилота. Бортовой арсенал «воздух-воздух» пополнился новейшими ракетами с активной радиолокационной головкой самонаведения РВВ-АЕ, а также с полуактивной — Р-27Р1 и с тепловой — Р-73. Для работы по земле самолет получил управляемые ракеты Х-31А и Х-31П, Х-25МП, корректируемые бомбы КАБ-500Кр. Таким образом, МиГ-21 превратился в современный многофункциональный истребитель, мало чем уступающий некоторым машинам 4-го поколения.
Опытный образец модернизированного самолета, получившего обозначение МиГ-21-93, был построен на собственные средства АНПК «МиГ» (такое название получило ОКБ Микояна) и Нижегородского авиационного завода «Сокол» (бывший завод № 21). Впервые самолет продемонстрировали на салоне МАКС-95 в Жуковском. В распространенных там рекламных материалах утверждалось, что боевая эффективность МиГ-21-93 в 6 раз (!) превышает эффективность МиГ-21бис. Потенциальные заказчики проявили к МиГ-21-93 значительный интерес, в том числе и потому, что его не нужно было строить серийно — в эту модификацию можно было переоборудовать практически любую экспортную модель, начиная с МиГ-21МФ. Первый 28-минутный испытательный полет МиГ-21-93 совершил 25 мая 1995 г. с аэродрома завода «Сокол». После приземления летчик-испытатель Владимир Горбунов отметил, что летные качества истребителя практически не изменились. Это означало, что строевые пилоты, изучив новое вооружение и системы индикации, могли легко освоить модернизированный самолет.
Стараясь «подобрать ключик» к другим потенциальным заказчикам, россияне разработали разные варианты обновления «двадцать первого». Так, небогатым покупателям предлагали так называемую «ограниченную модернизацию», в основу которой было положено применение новой всеракурсной ракеты ближнего боя Р-73Э и нашлемной системы целеуказания. Еще одним вариантом «омоложения» самолета-ветерана стал проект МиГ-21-98-1, предусматривавший доработку МиГ-21 М/МФ. В целом этот вариант был схож с МиГ-21-93, однако основывался на применении еще более совершенной и менее энергоемкой РЛС «Москит». Несмотря на очевидную привлекательность, оба эти проекта своих заказчиков не нашли.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Источник:
- Авиация и Время №6 2007 г.
- Famous Russian Aircraft. Mikoyan MiG-21
Последний раз редактировалось: Admin (20/7/2015, 12:02), всего редактировалось 1 раз(а)