Незначительное количество построенных МиГ-23Б было связано с острым дефицитом двигателей АЛ-21Ф-3, которым тот оснащался. Несмотря на налаживание выпуска АЛ-21Ф-3 в Омске, объем производства этих двигателей оказался недостаточным. В итоге было решено обеспечить ими Су-17М и Су-24, а на МиГ-23Б вернуть двигатель КБ «Союз». К тому времени в этом коллективе под руководством K.P. Хачатурова создали «двенадцатитонник» Р29-300, предназначенный для модернизированного истребителя МиГ-23М. Его серийный выпуск развернули на московском заводе «Красный Октябрь», а затем к производству «движка» подключили и Уфимское моторостроительное ПО.
С учетом особенностей истребителя-бомбардировщика, большинство полетов выполняющего на дозвуковой скорости и низких высотах, в конструкцию двигателя внесли изменения. Модификация Р29Б-300 ("бомбардировочный") была оснащена небольшой форкамерой с укороченным реактивным соплом взамен прежнего всережимного. Форсажная тяга уменьшилась почти на тонну, составив 11500 кгс, за счет чего улучшалась экономичность, и удельный расход топлива на полном форсаже снизился до 1,80 кг/кгс.ч (меньше, чем у АЛ-21Ф-3 где он составлял 1,86 кг/кгс.ч). При крейсерской тяге в 4200 кгс расход топлива составлял 0,78 кг/кгс.ч, что мало отличалось от соответствующего параметра АЛ-21Ф-3 (0,76 кг/кгс.ч).
«Ремоторизированный» истребитель-бомбардировщик получил обозначение МиГ-23БН («32-23»). В состав его оборудования вошли модернизированная прицельная система «Сокол-23Н», речевой информатор (впервые внедренный на МиГ-25), женским голосом оповещавший летчика о нештатной ситуации на борту или о выходе самолета на опасные полетные режимы (откуда и неформальное название этого устройства «Рита»).
Серийный выпуск МиГ-23БН начался в 1973 г. на заводе «Знамя труда». Изменения, вносимые в конструкцию самолета в процессе производства, были относительно невелики. Так, на машинах, выпускаемых с 1 июля 1977 г., была модернизирована система аварийного сброса фонаря и установлено более надежное катапультное кресло КМ-1М. Причиной «консерватизма» МиГ-23БН отчасти были достаточно скромные требования зарубежных заказчиков, а также заинтересованность завода в сохранении отлаженной в производстве конструкции.
Истребитель-бомбардировщик имел хорошо зарекомендовавшее себя крыло с отклоняющимся носком и включал ряд новшеств конструкции, соответствовавших накопленным в производстве изменениям по сериям МиГ-23. В первую очередь, это относилось к узлам из высокопрочной стали ВНС-2, технологии обработки и сварки которых нуждались в совершенствовании.
Среди элементов конструкции, требовавших «лечения» на всех ранних модификациях МиГ-23, следует выделить трещавший бак-отсек № 2, являвшийся основным силовым агрегатом фюзеляжа (к нему крепились крыло и шасси). Анализ показал, что появление трещин было вызвано двумя основными причинами: некачественным материалом толстостенных элементов с высоким содержанием водорода, а также структурными изменениями в зоне термического влияния сварных швов. В результате потребовалось пересмотреть всю технологию изготовления таких деталей. Была усилена и конструкция бака-отсека: увеличена толщина стенок шпангоутов, панелей воздушного канала, боковых панелей и т.п. Более технологичную роликовую сварку стенок шпангоутов пришлось заменить аргонно-дуговой. Произвели и другие изменения конструкции для повышения ее прочности.
Был также усовершенствовано САУ-23Б, расширен состав вооружения. В носовой части самолета сохранялся отсек станции предупреждения об облучении РЛС противника с радиопрозрачным обтекателем, однако аппаратура по-прежнему не отличалась надежностью и не устанавливалась. Из-за этого с одной из производственных серий самолета пластиковую крышку под ее антенну заменили обычной дюралевой панелью на винтах, служившей для доступа к дальномеру "Фон".
В целом МиГ-23БН стал значительным шагом в качественном развитии отечественных ВВС. Несмотря на ряд присущих ему недостатков, этот самолет в начале 1970-х гг был, пожалуй, сильнейшим легким тактическим ударным самолетом в мире. Не удивительно, что МиГ-23БН стал наиболее массовым среди истребителей-бомбардировщиков ОКБ Микояна. Он строился до 1985 г., был «растиражирован» в 624 экземплярах, большая часть которых пошла на экспорт.
9 июля 1974 г. четыре серийных МиГ-23БН получил 760-й САП из 4-го ЦБПиПЛС. В Липецке эти машины эксплуатировали до сентября того же года, после чего их передали в 722-й полк. К концу 1974 г. «МиГи» полностью заменили там Су-7Б. Еще одной частью, получившей МиГ-23БН, стал 642-й авиаполк истребителей-бомбардировщиков (АПИБ) в Вознесенске (ОдВО). В 1975 г. оба полка пересадили на МиГ-27, а старые истребители-бомбардировщики передали в другие части. Известно, что «бывшие в употреблении» самолеты этого типа получили 122-й полк в Талды-Кургане (Казахстан) и 58-й в Степи (Забайкалье). В 1988 г. эксплуатация всех МиГ-23Б и БН в советских ВВС была прекращена.
Зарубежные поставки МиГ-23БН начались в 1975 г. Первыми их получили Болгария, ГДР и Чехословакия. Кроме того, такие истребители-бомбардировщики поставляли в Алжир, Египет, Индию, Ирак, на Кубу, в Ливию, Сирию и Эфиопию.
Экспортные МиГ-23БН производились в исполнении, отличавшемся от самолетов для отечественных ВВС. Для стран Варшавского договора выпускались машины в так называемой комплектации "А", практически неотличимой от своих советских собратьев. Они поставлялись в Болгарию, ГДР и Чехословакию. Для стран третьего мира была освоена комплектация "Б". Эти самолеты комплектовались упрощенным составом вооружения и оборудования, иной системой госопознавания и поставлялись в Алжир, Египет, Индию, Ирак, Кубу, Ливию, Сирию и Эфиопию.
МиГ-23БН для стран социалистического лагеря сохраняли возможность использования ядерного оружия и несли соответствующую арматуру, балочный держатель БДЗ-23-66Н (под фюзеляжем вместо левого БДЗ-60-23Ф1) и управление в кабине.
Хотя появившиеся позднее МиГ-27 имели более совершенное вооружение и оборудование, МиГ-23БН продолжал оставаться весьма привлекательным экспортным продуктом. Он явно превзошел на этом поприще более мощные МиГ-27, которые приобрела лишь Индия. Дело в том, что МиГ-23БН имел регулируемый воздухозаборник и практически полностью сохранил летные характеристики фронтового истребителя, что позволяло использовать его для решения задач по завоеванию господства в воздухе в дополнение к МиГ-23СМ и МиГ-23МФ. В то же время более тяжелый МиГ-27 был, в первую очередь, ударной машиной. И если советские ВВС, имевшие на вооружении тысячи боевых самолетов, могли позволить себе узкоспециализированные авиационные комплексы, то страны «третьего мира» с их ограниченным самолетным парком отдавали предпочтение «универсалам».
Схемы:
Источник:
- Авиация и Космонавтика №11 2003 г.
- Авиация и Время №5 2009 г.
С учетом особенностей истребителя-бомбардировщика, большинство полетов выполняющего на дозвуковой скорости и низких высотах, в конструкцию двигателя внесли изменения. Модификация Р29Б-300 ("бомбардировочный") была оснащена небольшой форкамерой с укороченным реактивным соплом взамен прежнего всережимного. Форсажная тяга уменьшилась почти на тонну, составив 11500 кгс, за счет чего улучшалась экономичность, и удельный расход топлива на полном форсаже снизился до 1,80 кг/кгс.ч (меньше, чем у АЛ-21Ф-3 где он составлял 1,86 кг/кгс.ч). При крейсерской тяге в 4200 кгс расход топлива составлял 0,78 кг/кгс.ч, что мало отличалось от соответствующего параметра АЛ-21Ф-3 (0,76 кг/кгс.ч).
«Ремоторизированный» истребитель-бомбардировщик получил обозначение МиГ-23БН («32-23»). В состав его оборудования вошли модернизированная прицельная система «Сокол-23Н», речевой информатор (впервые внедренный на МиГ-25), женским голосом оповещавший летчика о нештатной ситуации на борту или о выходе самолета на опасные полетные режимы (откуда и неформальное название этого устройства «Рита»).
Серийный выпуск МиГ-23БН начался в 1973 г. на заводе «Знамя труда». Изменения, вносимые в конструкцию самолета в процессе производства, были относительно невелики. Так, на машинах, выпускаемых с 1 июля 1977 г., была модернизирована система аварийного сброса фонаря и установлено более надежное катапультное кресло КМ-1М. Причиной «консерватизма» МиГ-23БН отчасти были достаточно скромные требования зарубежных заказчиков, а также заинтересованность завода в сохранении отлаженной в производстве конструкции.
Истребитель-бомбардировщик имел хорошо зарекомендовавшее себя крыло с отклоняющимся носком и включал ряд новшеств конструкции, соответствовавших накопленным в производстве изменениям по сериям МиГ-23. В первую очередь, это относилось к узлам из высокопрочной стали ВНС-2, технологии обработки и сварки которых нуждались в совершенствовании.
Среди элементов конструкции, требовавших «лечения» на всех ранних модификациях МиГ-23, следует выделить трещавший бак-отсек № 2, являвшийся основным силовым агрегатом фюзеляжа (к нему крепились крыло и шасси). Анализ показал, что появление трещин было вызвано двумя основными причинами: некачественным материалом толстостенных элементов с высоким содержанием водорода, а также структурными изменениями в зоне термического влияния сварных швов. В результате потребовалось пересмотреть всю технологию изготовления таких деталей. Была усилена и конструкция бака-отсека: увеличена толщина стенок шпангоутов, панелей воздушного канала, боковых панелей и т.п. Более технологичную роликовую сварку стенок шпангоутов пришлось заменить аргонно-дуговой. Произвели и другие изменения конструкции для повышения ее прочности.
Был также усовершенствовано САУ-23Б, расширен состав вооружения. В носовой части самолета сохранялся отсек станции предупреждения об облучении РЛС противника с радиопрозрачным обтекателем, однако аппаратура по-прежнему не отличалась надежностью и не устанавливалась. Из-за этого с одной из производственных серий самолета пластиковую крышку под ее антенну заменили обычной дюралевой панелью на винтах, служившей для доступа к дальномеру "Фон".
В целом МиГ-23БН стал значительным шагом в качественном развитии отечественных ВВС. Несмотря на ряд присущих ему недостатков, этот самолет в начале 1970-х гг был, пожалуй, сильнейшим легким тактическим ударным самолетом в мире. Не удивительно, что МиГ-23БН стал наиболее массовым среди истребителей-бомбардировщиков ОКБ Микояна. Он строился до 1985 г., был «растиражирован» в 624 экземплярах, большая часть которых пошла на экспорт.
9 июля 1974 г. четыре серийных МиГ-23БН получил 760-й САП из 4-го ЦБПиПЛС. В Липецке эти машины эксплуатировали до сентября того же года, после чего их передали в 722-й полк. К концу 1974 г. «МиГи» полностью заменили там Су-7Б. Еще одной частью, получившей МиГ-23БН, стал 642-й авиаполк истребителей-бомбардировщиков (АПИБ) в Вознесенске (ОдВО). В 1975 г. оба полка пересадили на МиГ-27, а старые истребители-бомбардировщики передали в другие части. Известно, что «бывшие в употреблении» самолеты этого типа получили 122-й полк в Талды-Кургане (Казахстан) и 58-й в Степи (Забайкалье). В 1988 г. эксплуатация всех МиГ-23Б и БН в советских ВВС была прекращена.
Зарубежные поставки МиГ-23БН начались в 1975 г. Первыми их получили Болгария, ГДР и Чехословакия. Кроме того, такие истребители-бомбардировщики поставляли в Алжир, Египет, Индию, Ирак, на Кубу, в Ливию, Сирию и Эфиопию.
Экспортные МиГ-23БН производились в исполнении, отличавшемся от самолетов для отечественных ВВС. Для стран Варшавского договора выпускались машины в так называемой комплектации "А", практически неотличимой от своих советских собратьев. Они поставлялись в Болгарию, ГДР и Чехословакию. Для стран третьего мира была освоена комплектация "Б". Эти самолеты комплектовались упрощенным составом вооружения и оборудования, иной системой госопознавания и поставлялись в Алжир, Египет, Индию, Ирак, Кубу, Ливию, Сирию и Эфиопию.
МиГ-23БН для стран социалистического лагеря сохраняли возможность использования ядерного оружия и несли соответствующую арматуру, балочный держатель БДЗ-23-66Н (под фюзеляжем вместо левого БДЗ-60-23Ф1) и управление в кабине.
Хотя появившиеся позднее МиГ-27 имели более совершенное вооружение и оборудование, МиГ-23БН продолжал оставаться весьма привлекательным экспортным продуктом. Он явно превзошел на этом поприще более мощные МиГ-27, которые приобрела лишь Индия. Дело в том, что МиГ-23БН имел регулируемый воздухозаборник и практически полностью сохранил летные характеристики фронтового истребителя, что позволяло использовать его для решения задач по завоеванию господства в воздухе в дополнение к МиГ-23СМ и МиГ-23МФ. В то же время более тяжелый МиГ-27 был, в первую очередь, ударной машиной. И если советские ВВС, имевшие на вооружении тысячи боевых самолетов, могли позволить себе узкоспециализированные авиационные комплексы, то страны «третьего мира» с их ограниченным самолетным парком отдавали предпочтение «универсалам».
Схемы:
Источник:
- Авиация и Космонавтика №11 2003 г.
- Авиация и Время №5 2009 г.