Танк Т-64А («Объект 434»), усовершенствования в ходе серийного производства.Опытные образцы, установочная партия - 1965 - 1967 гг.
Принят на вооружение - 1968 г.
Серийное производство - 1969 - 1981 гг.
Танк «Объект 434» являлся дальнейшим развитием танка «Объект 432» в части повышения его огневой мощи. Главным отличием нового танка стала установка новой 125-мм танковой пушки Д-81Т (2А26) вместо 115-мм танкового орудия Д-68. «Объект 434» разрабатывался с 1962 г. в конструкторском бюро (КБ-60) Харьковского завода им. В.А.Малышева под руководством главного конструктора А.А.Морозова согласно совместного решения Министерства обороны и ГКСМОТ от 11 августа 1962 г. После утверждения технического проекта и деревянного макета боевого отделения в натуральную величину 10 и 17 мая 1964 г. в Министерстве оборонной промышленности и в Управлении начальника танковых войск, изготовление опытных образцов и сроки их предъявления на заводские и полигонно-войсковые испытания велись в соответствии с решением ВПК №217 «О создании комплекса нового вооружения со 125-мм гладкоствольной пушкой Д-81 для танка «432» от 12 августа 1964 г. Первую опытную машину «Объект 434» на базе танка «Объект 432» (сер. № 406Е623) завод им. В.А.Малышева собрал в июле 1965 г. В период с 27 июля по декабрь 1965 г. она прошла артиллерийские испытания на ГНИАП ГРАУ в Ленинграде (полигон «Ржевка»). К середине октября 1965 г. в Харькове был переоборудован еще один танк «Объект 432» («Объект 434» №2), который поступил на отладочные заводские испытаний, завершившиеся летом 1966 г. Броневая защита, системы ПАЗ и ТДА, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, электрооборудование и средства связи первых опытных образцов танка выпуска 1965 г. по сравнению с танком «Объект 432» изменений не претерпели.
В период июля-октября 1965 г. на завод им. В.А.Малышева с завода им. А.А.Жданова поступили два комплекта корпусов и одна башня под монтаж радиолокационного дальномера, предназначавшиеся для опытных образцов танка «Объект 434» №3 и №4.
В 1965 - 1967 гг. в СССР были проведены работы по производству и испытаниям нового танка «Объект 434». Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 мая 1968 г. «Об установке на танк Т-64 более мощного комплекса вооружения» танк был принят на вооружение с присвоением шифра Т-64А. Серийное производство танков Т-64А («Объект 434») началось в 1969 г. на Харьковском заводе транспортного машиностроения им. В.А.Малышева.
В ходе серийного производства танк Т-64А постоянно совершенствовался. Усовершенствованиям подвергались: вооружение танка, защита, система управления огнём, силовая установка, трансмиссия и ходовая часть. Танки оснащались новым инженерным оборудованием и усовершенствованными средствами связи. В последующем при проведении капитальных ремонтов ранее выпущенные машины проходили модернизацию путём установки новых систем, оборудования и узлов.
Танки первых производственных серий Т-64А («Объект 434») получили 125-мм танковую пушку Д-81Т (2А26), разработанную в 1962 г. на заводе № 9 (г. Свердловск) в ОКБ-9 под руководством Ф.Ф.Петрова. В связи с этим на танке был установлен новый оптический прицел-дальномер ТПД-2-1 (1Г15-1) и ночной прицел ТПН-1-43А. Пушка Д-81Т (2А26) в отличии от других танковых пушек имела гидравлический ручной подъёмник (ручной насос подавал жидкость в цилиндр привода вертикального наведения) поэтому на танке был установлен новый стабилизатор вооружения 2Э23. Ёмкость механизма заряжания (МЗ) 6ЭЦ10 по сравнению МЗ танка Т-64 («Объект 432») сократилась до 28 артиллерийских выстрелов, а боекомплект танковой пушки - до 37 выстрелов. По сравнению с Т-64 («Объект 432») новый танк получил улучшенную эжекционную систему охлаждения с новой крышей МТО. Изменилась ёмкость, форма и количество наружных топливных баков, укладка ЗИП и съемных узлов ОПВТ. Теперь наружный масляный бак зимой обогревался за счёт подвода к нему части выхлопных газов через обводной газоход двигателя. На надгусеничных полках устанавливались откидные противокумулятивные экраны (по четыре на борт) и небольшие несъёмные резиновые щитки.
На Т-64А («Объект 434») у наводчика прибор ВНМ устанавливался до начала 1973 г.:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Прибор ВНМ:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Установка прибора ВНМ у наводчика на Т-64 («Объект 432»), у Т-64А («Объект 434») - аналогично:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Направляющее колесо и гидроамортизаторы на машинах выпуска до 1973 г. (гидроамортизаторы установлены на на 1-м, 2-м и 5-м узлах подвески, упоры балансиров - на 1-м, 5-м и 6-м узлах подвески):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Укладка по-походному воздухопитающей и выпускной труб на крыше МТО, примерно до 1971 г.:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Бронировка трубы прицела-дальномера ТПД-2-1 (1Г15-1), башня применялась примерно до 1971 г.:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]В 1971 г. на серийные танки стали устанавливать улучшенный прицел-дальномер ТПД-2-49 (1Г15-2), ночной прицел ТПН-1-49-23, модернизированную радиостанцию Р-123М. Из-за введения нового прицела-дальномера ТПД-2-49 танк получил новую башню с новой бронировкой дальномерной трубы. Была изменена укладка съёмных узлов ОПВТ. На башне танка, справа, был установлен специальный ящик для съёмных узлов ОПВТ; изолирующие аппараты АТ-1 уложены в три ящика, закреплённые на башне танка слева. Укладка по-походному воздухопитающей и выпускной труб с крыши МТО была перенесена на кормовую часть башни для чего там были установлены два кронштейна.
Бронировка трубы прицела-дальномера ТПД-2-49 (1Г15-2), башня применялась примерно с 1971 г.:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Укладка съёмного ОПВТ на танке, примерно с 1971 г.:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]С конца 1971 г. или в 1972 г. танк получил гнутый борт корпуса вместо сварного.
Корпус танка с гнутыми бортами, введён с 1972 г.:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]В 1972 г. на танке была установлена зенитно-пулемётная установка (ЗПУ) закрытого типа с 12,7-мм зенитным пулеметом НСВ-12,7 (6П17) «Утес». ЗПУ была смонтирована на командирской башенке, имела боекомплект 300 патронов, была оснащена перископическим прицелом ПЗУ-5 и дистанционным электроприводом 1ЭЦ20, который позволял вести огонь из пулемета, не открывая крышки люка танка. В связи с установкой ЗПУ изменён командирский люк, командирский прибор ТКН-3 заменен на ТКН-3В, антенный ввод с передней части крыши башни перенесён в кормовую нишу за люк командира танка.
С 1972 г. в качестве направляющего колеса стали использовать опорный каток. Это позволяло в случае выхода из строя направляющего колеса использовать вместо него любой опорный каток, либо разворачивать балансир переднего узла подвески вместе с катком, который выполнял в этом случае функцию направляющего колеса.
На 1 января 1973 г., кроме использования в качестве направляющего колеса опорного катка, на 3-й узел подвески введён дополнительный упор балансира (теперь упоры расположены на 1-м, 3-м, 5-м и 6-м узлах подвески), а также введены улучшенные гидроамортизаторы с резиновыми гофрированными чехлами (расположены на 1-м, 2-м и 6-м узлах подвески).
Ходовая часть танка на 1 января 1973 г. (корпус танка со сварными бортами, выпуска до 1972 г.):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Схема размещения ЗИП снаружи танка Т-64А на 1 января 1973 г.:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]С января 1973 г. на танке Т-64А у механика-водителя вместо прибора ночного видения ТВНО-2БМ установлен новый прибор ночного видения ТВНЕ-4ПА, у наводчика вместо дневного прибора наблюдения ВНМ установлен дневной прибор наблюдения ТНП-165А, а также на корпусе танка установлено оборудование для самоокапывания и приварки для установки каткового минного трала КМТ-6. Установлены 2 разъёма для подключения оборудования КМТ-6: один разъём установлен снаружи танка - на кронштейне левого заднего габаритного огня, другой - внутри танка - на кронштейне основания щитка механика-водителя перед ГПК-59 и служит для подключения пульта КМТ-6. Оба разъёма закрыты заглушками. Реле РСГ-10М стартер-генератора заменено на реле РСГ-10М1.
Прибор ТНП-165А у наводчика введён с 1973 г. (вместо прибора ВНМ):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]С июля 1973 г. вместо аппаратуры 3ЭЦ11 управления исполнительными приводами систем ПАЗ и ППО устанавливается усовершенствованная аппаратура 3ЭЦ11-2, а в исполнительных механизмах воздухопритоков корпуса и башни, ФВУ пиропатроны заменены электромагнитами. Во внутреннем левом переднем топливном баке установлен центробежный топливный насос БЦН-1, подключенный последовательно в трассу от ручного насоса РМН-1 к фильтру грубой очистки топлива. Вместо выключателя батарей ВБ-404 установлен ВБ-404-1С с механическим предохранителем (защёлкой) для предотвращения от самовыключения при выстрелах, тряске и вибрациях.
С января 1974 г. в механизм заряжания (МЗ) для командира введён дублирующий пульт ПД-74 полуавтоматической загрузки и улучшенный визуальный указатель количества выстрелов, загруженных в МЗ (визуальный указатель МЗ был унифицирован с танком Т-64Б («Объект 447А»), позиция «У» не использовалась). Отменены прибор автоблокировки и пульт загрузки П-2, взамен которых установлен единый пульт загрузки П-3. Для удобства и сокращения времени при работе с системой гидропневмоочистки (ГПО) смотрового прибора механика-водителя вместо рычажка введена электрическая кнопка включения системы ГПО (установлена в правом рычаге управления танком). Для исключения утери пробки выпускного тракта продуктов сгорания подогревателя введено её крепление скобой к корпусу танка. В системе охлаждения введены водяные радиаторы со съёмными коллекторами. Заводом-изготовителем танка обеспечено, что механизм натяжения гусеничных лент в процессе эксплуатации смазкой не заправляется. Для этого рабочие поверхности этого узла покрыты твёрдой дисульфидмолибденовой смазкой. В отделении управления введён разъём подзарядки аккумуляторных батарей 12-СТ-70М малыми токами.
С апреля 1974 г. для улучшения работы командиру танка с ЗПУ изменены места укладки магазинов к пулемёту ПКТ и сумок с магазинами к автомату Калашникова. Изменена конструкция передних буксирных крюков (введены отверстия) для возможности использования жёсткой сцепки (в задних буксирных крюках отверстия были). Для улучшения фильтрации и исключения подтекания топлива в форсунку подогревателя введён металлокерамический фильтр вместо сетчатого и обрезиненный клапан вместо шарикового.
С апреля 1974 г. введены передние буксирные крюки, которые обеспечивают возможность использования жёсткой сцепки:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]До апреля 1974 г. передние буксирные крюки не имели отверстий для установки жёсткой сцепки:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]С мая 1974 г. в гидроамортизатарах установлено грязевое уплотнение штоков улучшенной конструкции со скребком, 5-ю стальными пластинами, 3-я манжетами и нажимным кольцом. В системе охлаждения введён защитный колпачок на паровоздушном клапане.
С июня 1974 г. на передних узлах подвески введено стопорение осей балансиров клиновым подпором. При этом на остальных узлах подвески (2-й - 6-й) стопорение осей балансиров осталось прежним, т.е. зубчатым сектором, который крепится к кронштейну болтом с пружинной шайбой.
С сентября 1974 г. на щите контрольных приборов механика-водителя установлены одношкальные указатели термометров ТУЭ-48Т вместо указателя термометров 2ТУЭ-111.
С октября 1974 г. в стабилизаторе вооружения для ручного наведения по вертикали введён механический подъёмник вместо гидравлического (ручного насоса подачи жидкость в цилиндр привода вертикального наведения). Были изменены величины жёсткости стабилизатора. Обозначение стабилизатора вооружения 2Э23 изменено на 2Э28М2. На танке введена система «Брод», позволяющая преодолевать по дну без подготовки брод глубиной 1,8 м вместо 1,2 м и водных преград глубиной до 5 м (после подготовки): на наклонной части крыши башни справа от наводчика установлен подпоромер (служит для контроля минимально допустимой величины избыточного давления внутри танка), введены постоянно установленные элементы герметизации танка для преодоления водной преграды, изменены приводы управления жалюзи над радиаторами, на крышке люка наводчика установлен привод (электромагнит ЭМ-30) для поворота стопора и фиксации крышки воздухопитающего лючка в открытом положении при преодолении водных преград, а также установлен датчик Д-74, выдающий в эл. схему сигнал об открытии лючка. Введена система дорожной сигнализации (повороты, торможение, светомаскировка и т.п.), система сигнализации «Брод» для командира и механика-водителя, новый щит контрольных приборов механика-водителя танка и новое вращающееся контактное устройство ВКУ-330-4 с увеличенным до 35 числом слаботочных цепей вместо ВКУ-330-1 с 33-я слаботочными цепями.
Благодаря введенной системе сигнализации «Брод» у командира и механика-водителя появилась возможность визуального контроля готовности машины к преодолению водной преграды.
С ноября 1974 г. на танк устанавливается модернизированная гладкоствольная танковая пушка Д-81ТМ (2А46-1) с механическим подъёмником и стабилизатор вооружения 2Э28М2.
В 1974 г. были проведены совместные работы ВНИИ-100, Харьковского завода транспортного машиностроения им. В.А.Малышева и Южно-Уральского завода радиокерамики по усилению комбинированной броневой защиты башни танка. В результате была отработана технология отливки башен с керамическим наполнителем и в 1975 г. на вооружение была принята башня Т-64А с корундовым наполнителем (корундовые шары), разработанная ВНИИ-100.
Башня Т-64А с комбинированной броневой защитой - со вставками из стали высокой твердости - устанавливалась до перехода на керамический наполнитель:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]С января 1975 г. в МЗ дроссель рабочих оборотов механизма поворота конвейера (МПК) с обратным клапаном заменён игольчатым дросселем и перенесён из МПК. В ходовой части применены усовершенствованные гидроамортизаторы: для предохранения поверхности штока от повреждения и защиты уплотнения дополнительно к наружному гофрированному резиновому чехлу установлен внутренний чехол из капроновой прорезиненной ткани. Для повышения надёжности гидроамортизаторов введена их заправка рабочей жидкостью марки 7-50С-3 вместо смеси трансформаторного и турбинного масел (50% на 50%). В системе электрозапуска двигателя танка пусковое устройство ПУС-10 заменено на усовершенствованное ПУС-15Р.
С апреля 1975 г. на правой надгусеничной полке дополнительно установлены 3 наружных топливных бака общей ёмкостью 180 л., подключенные последовательно к 4-м наружным топливным бакам на левой надгусеничной полке. В связи с этим была изменена укладка ЗИП снаружи и внутри машины. На танке были установлены два ящика для укладки ЗИП – на правой надгусеничной полке (черт. 434.91.038сб) и на корме башни (черт. 434.91.616сб-1). Ящик для личных вещей экипажа установлен справа на башне танка. Воздухопитающая труба ОПВТ в положении по-походному с закреплённой внутри неё выпускной трубой закреплена лентами на ящике ЗИП, расположенном на корме башни. Изолирующие аппараты АТ-1, укладываются в три ящика закреплённые слева башни.
Схема размещения ЗИП снаружи танка Т-64А с апреля 1975 г.:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Также с апреля 1975 г. вместо состава «3,5» баллоны системы ППО стали заряжать фреоном 114В2 с добавлением азота. Давление огнегасящей жидкости в баллоне - 70 кгс/кв см.
С мая 1975 г. для увеличения углов обзора командиру и наводчику танка введены дополнительные приборы наблюдения ТНПА-65, установленные в крышках люка командира (два прибора) и наводчика (один прибор). Один запасной прибор ТНПА-65 уложен за спинкой сидения командира на стенке стеллажа для магазинов ПКТ.
На машинах выпуска с июня 1975 г. установлен двигатель 5ТДФ, обеспечивающий работу на трёх видах топлива: дизельном, керосине ТС-1 и бензине А-72 в условиях высокогорья (более 1000 м над уровнем моря). Для этого с июня 1975 г. на танке введён привод управления механизмом ограничения подачи топлива (ОПТ), что обеспечило возможность надёжной работы двигателя в условиях высокогорья. Двигатели 5ТДФ выпуска
с июня 1973 г. по май 1975 г. также могут эксплуатироваться на различных видах топлива только на местности высотой до 1000 м над уровнем моря.
С июля 1975 г. была улучшена электрическая схема МЗ.
С августа 1975 г. ствол пушки Д-81ТМ снабжён термозащитным кожухом, предназначенным для уменьшения влияния неблагоприятных метеорологических условий и, как следствие, неравномерного нагрева ствола на изгиб ствола при стрельбе, а в противооткатные устройства пушки Д-81ТМ введён тормоз отката с встроенным в цилиндр компенсатором жидкости, предназначенным для поддержания постоянного объёма жидкости в рабочей части тормоза при нагреве жидкости во время интенсивной стрельбы.
С октября 1975 г. в состав МЗ введён механизм досылания с реечным силовым исполнительным цилиндром взамен гидромотора (реечный механизм досылания вместо механизма с электромотором). Усовершенствованный МЗ получил индекс 6ЭЦ10М.
На танках выпущенных после июня 1976 г. увеличена плавность хода за счёт введения торсионных валов повышенной энергоёмкости и изменённой установки упоров балансиров.
С августа 1976 г. применяются усиленные гусеничные ленты, увеличены сроки и изменен объём технического обслуживания. Если ранее техническое обслуживание № 1 (ТО-1) проводилось через 1500 км пробега танка, а техническое обслуживание № 2 (ТО-2) – через 3000 км, то на машинах выпуска с 1976 г. ТО-1 проводится через 2500 км пробега, а ТО-2 – через 5000 км.
В январе 1977 г. на танке Т-64А установлен безнасосный подогреватель и отменён электрофакельный подогрев всасываемого в двигатель воздуха.
С марта 1977 г. в системе гидроуправления и смазки силовой передачи помимо масла МТ-8п применяется масло ТСЗп-8.
Начиная с августа 1977 г., на танке взамен стартер-генератора СГ-10 устанавливается стартер-генератор СГ-10-1С.
Воздухоприток башни отменён в конце 1977 г.:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Как и воздухоприток корпуса (между люком механика-водителя и лобовой частью башни):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]В декабре 1977 г. на группе машин, и на всех танках выпуска 1978 г. отменены воздухопритоки корпуса и башни.
Заваренные варианты воздухопритоков башни и корпуса:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]С апреля 1978 г. на танке установлен новый прибор ночного видения ТВНЕ-4Б вместо ТВН-4ПА у механика-водителя.
С января 1979 г. на танке Т-64А устанавливалась система запуска дымовых гранат 902А «Туча-1» с 12-ю ПУ, приводимая в действие наводчиком танка.
Система 902А «Туча-1» с 12-ю ПУ на танке Т-64А («Объект 434»):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]С января 1980 г. на танках отменяются ранее применяемые щитки и вводятся новые сплошные резинометаллические экраны. Для повышения эффективности стрельбы из пулемёта ПКТ в прицеле-дальномере ТПД-2-49 введена новая сетка для стрельбы из пулемёта. В системе электрооборудования танка взамен аккумуляторных батарей 12СТ-70М устанавливаются батареи 12СТ-85Р.
На танке вводится крепление 4-х шпор.
Т-64А («Объект 434»), 1981 г.:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Т-64А («Объект 434») на 1 января 1981 г. (Танк Т-64А. ТО и ИЭ. Книга 1. Воениздат, 1984 г.):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]По состоянию на 1 января 1981 г. танк Т-64А («Объект 434»), выпускавшийся параллельно с танками Т-64Б («Объект 447А») и Т-64Б-1 («Объект 437А»), был на 95% унифицирован с последними. На танке Т-64А была усиленна броневая защита корпуса и башни, установлен механизм заряжания 6ЭЦ15 и электропривод ЗПУ 1ЭЦ40-2С. На части танков вместо прицела-дальномера ТПД-2-49 устанавливался квантовый прицел-дальномер ТПД-К-1.
Танки Т-64А («Объект 434»), доработанные для установки квантового прицел-дальномер ТПД-К-1 вместо оптического ТПД-2-49:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]С 1985 г. танки Т-64А в ходе капитального ремонта стали оснащаться комплектом навесной динамической защиты «Контакт». На части танков вместо устаревшего стабилизатора 2Э28М-2 устанавливался новый стабилизатор вооружения 2Э42-1, а вместо оптического прицела-дальномера ТПД-2-49 прицельный комплекс 1А40. В состав прицельного комплекса входит лазерный прицел-дальномер 1А40 и устройство выработки боковых упреждений УВБУ.
Вместо устаревших ламповых радиостанций Р-123М и ТПУ Р-124 на модернизированных танках стали устанавливать новые полупроводниковые радиостанции Р-173 «Абзац-Р», приёмники Р-173П «Абзац-П», а так же новое танковое переговорное устройство ТПУ Р-174.
На части танков в ходе капитального ремонта новые ТПУ Р-174 не устанавливались, а были оставлены старые ТПУ Р-124.
В войсках нередко встречаются «танки-гибриды», которые тяжело отнести к той или иной модификации танка Т-64А или Т-64Б. Такая ситуация возникла в результате полного обезличивания комплектующих деталей в ходе проведения капитального ремонта. При этом на ряде танков Т-64А первых серий были установлены башни танков, выпущенных в 1976 - 1981 гг., а иногда и танков Т-64Б или Т-64Б-1. В результате чего эти танки имели нестандартную укладку ЗИП, размещение оборудования снаружи и внутри корпуса и башни танка.
Источники:
М.Саенко, В.Чобиток. Т-64. Основной боевой танк.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]dimitri.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]-----
До 1975 г. гидроамортизаторы не имели резиновых гофрированных чехлов:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]В 1975 г. ввели дополнительные резиновые гофрированные чехлы для защиты штоков гидроамортизаторов:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]С мая 1975 г. на крышках люка командира и наводчика введены дополнительные приборы наблюдения ТНПА-65 (согласно сериного номера эта башня выпуска мая 1977 г., но очевидно, что установлена старая командирская башенка - без ЗПУ и дополнительных ТНПА-65 на люке командира):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]ЗПУ с дополнительными двумя приборами наблюдения ТНПА-65, установленными на крышке люка командира:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]---------