«Алтай-3», «Алтай-3М» - система подвижной радиосвязи.
Система «Алтай» («Алтай-1») кроме Москвы, Киева, Воронежа, Ленинграда и Ташкента была поставлена ещё в несколько городов, но, учитывая, что в диапазоне 150 МГц для системы было выделено частот только на 2 ствола, дальнейшее её развитие оказалось неперспективным. Для развития системы в диапазоне 330 МГц было выделено 188 частот с разносом между соседними каналами 25 кГц (на 22 ствола для центральной станции и 12 частот для линейной связи между центральными станциями). В 1970 г. началась разработка системы «Алтай-3», которая коснулась в основном радиооборудования. Главным конструктором от ВНИИС был назначен В.М.Кузьмин, заместителем главного конструктора по конструктивной части О.Д.Фомин. Коммутационное и генераторное оборудование осталось без изменения.
При переводе радиооборудования в диапазон 330 МГц с разносом между соседними каналами 25 кГц пришлось решать новые в то время вопросы повышения стабильности частоты и обеспечения избирательностей приемников с помощью впервые примененных в аппаратуре народнохозяйственного назначения кварцевых фильтров и более стабильных кварцев «Айва». Передатчики центральной и линейной станций так и остались выполненными на лампах. Конструкция стоек осталась такой же, как в «Алтае-1», однако количество стоек передатчиков удалось уменьшить почти в 2 раза: в одной стойке разместили оборудование на 2 канала, а вместо резервных передатчиков на каждый канал разработали специальную резервную стойку с двумя передатчиками, которая в режиме «горячего» резерва переключалась на любой из вышедших из строя каналов.
Наибольшие изменения при разработке коснулись абонентских станций: впервые передатчик был выполнен полностью на отечественных транзисторах. Это позволило конструктивно разместить блок питания в приемопередатчике и уменьшить количество блоков абонентской станции. Пульт управления пока оставили без изменения (см. фото).
Абонентская радиостанция «Алтай АС-3» (1970 - 1971 гг.):
В таком виде оборудование было внедрено в серийное производство на Молодечненском заводе «Спутник». «Алтай-3» сразу стал пользоваться большим спросом: в Москве были установлены центральные станции на 3 ствола, поставлены системы в Минск, Киев, Куйбышев, Воронеж, Белгород и другие города. Абонентские станции уже стали выпускаться сотнями в месяц.
Однако конструкция пульта управления ввиду больших габаритов затрудняла его установку в салоне, особенно новых автомобилей. И коллектив разработчиков ВНИИС (Ю.Каниболоцкий, В.Елисеев, Л.Смирнова, С.Горкер) в инициативном порядке разработал вариант пульта, разделив его на 2 части: собственно пульт управления с тастатурой, микротелефонной трубкой, разработанной по нашему ТЗ специально для применения в радиостанциях подвижной связи, органами включения и др., и блок автоматики (конструктивно в корпусе старого пульта управления, чтобы не делать новую оснастку). При этом из конструкции исключили сложный механический переключатель набора номера с электромагнитом.
Абонентская радиостанция «Алтай АС-3» с компактным пультом управления (1972 г.):
Этот вариант с маленьким пультом, как сейчас магнитофоны для автомобилей, был очень хорошо встречен потребителями, и завод не испытывал недостатка в заказах. Эта АРС с небольшими изменениями серийно выпускалась более восьми лет, вплоть до Олимпиады-80.
Одной из первых стран СЭВ, в которых ввели в эксплуатацию систему «Алтай», была Венгрия. В 1974 г. ЦК КПСС и Правительство СССР к 30-летию победы в Великой Отечественной войне и освобождению города Будапешта от фашистских захватчиков приняло решение о поставке и запуске системы «Алтай» в Венгрии для обслуживания правительственных органов. От Воронежского НИИ связи (ВНИИС) для участия в монтаже, отладке и запуске системы был командирован Н.П.Юдин.
Вот некоторые фрагменты из его воспоминаний:
«Перед поездкой в Венгрию была тщательно проверена (соответствующими органами) моя биография. Было собеседование в партийных органах, в том числе в отделе ЦК КПСС. Был дан инструктаж, как себя вести и даже какие русские слова не использовать в Венгрии, так как они созвучны с неприличными венгерскими словами.
Проект системы „Алтай“ для г. Будапешта был разработан ГСПИ (г. Москва). В монтаже системы участвовали специалисты из г. Молодечно — по абонентским станциям, из г. Белгород — по коммутационному и генераторному оборудованию, из ГСПИ — по антеннофидерным устройствам и я — по центральной станции. Прилетел я в г. Будапешт, и бросилось в глаза: несмотря на упрощенный выход из зоны досмотра (по „зеленому проходу“ — запрещенных вещей у пассажиров нет) в здании аэровокзала и на улице патрулировали военные с автоматами. Мелькнула мысль: „А не произошел ли какой-то переворот?“ Позднее это оказалось обычным явлением — такие патрули встречались в городе, на станциях метро и т.д.
К моему приезду уже велся монтаж коммутационного и генераторного оборудования в помещении комитета госбезопасности. Центральная станция должна была располагаться на телебашне, расположенной за городом на горе. Кстати, телебашня в г. Будапешт похожа на нашу, Останкинскую, тоже из бетона, но высота в 2 раза ниже. Начал я свою работу с проверки прибывшего оборудования, эксплуатационной документации, ЗИПа, работоспособности приемников и передатчиков (на столе). Параллельно начал обучение специалистов. На первых же занятиях венгерские специалисты (в основном молодые люди) были крайне удивлены тому, что и передатчики, и приемники были построены на радиолампах.
В то время у них уже стояли на пробной эксплуатации подобные системы фирм Nokia, Marconi полностью на полупроводниковой элементной базе. Эти фирмы поставили центральное оборудование (в усеченном варианте) и по 2–3 абонентских радиостанции бесплатно при условии, что если системы их устроят, то потом продадут системы в полном составе.
Мне тогда пришлось убеждать, что эксплуатация изделий на радиолампах значительно проще. Поиск неисправностей и их устранение можно осуществлять практически без измерительных приборов. Если вышел из строя какой-либо блок, то достаточно посмотреть все ли радиолампы „светятся“ (нить накала) и, если какая не „светится“, вытащить ее и поставить новую из ЗИПа (а в ЗИПе их было сотни штук). И все: блок работает. А больше никаких неисправностей не бывает.
В этом они убедились уже скоро. Передатчики фирмы Marconi уже через пару месяцев вышли из строя: сгорели мощные транзисторы, а в запасе нет, и фирма не захотела их продавать, да и цены их были на 1–2 порядка дороже ламп. Монтажные работы вели венгерские специалисты, работали, как мне показалось, очень медленно, но тщательно и аккуратно. Через 1,5 месяца монтаж был завершен. При «прозвонке» не было обнаружено ни одного неверного соединения.
В начале марта 1975 г. приступили к проверке связи и построению зоны обслуживания системы. Результаты получились очень хорошие — практически перекрывалась вся территория Будапешта, а по отдельным направлениям удовлетворительная связь обеспечивалась до 60 км. И в конце марта 1975 г. система была сдана в эксплуатацию.
Нам устроили торжественный прием в Правительстве, выразили большую благодарность и вручили правительственные награды. Я был удостоен ордена „Служу Родине“ серебряной степени. Таким образом, к 30-летию Победы обещания правительства СССР были успешно выполнены.
После ввода в эксплуатацию мы еще месяц наблюдали за ходом работы системы и продолжали обучение. И что бросилось в глаза — сеансы связи абонентов были весьма короткие — 2–3 минуты. Нам это было непонятно. По опыту сдачи системы „Алтай“ в городах Киев или Воронеж в первые недели абоненты разговаривали по 10–20 минут. Причем разговор начинался: „Я вот еду в машине туда-то, а вот Вы сделайте, то-то и то-то“. Его абонент удивлялся: „Как едете в машине, а как же разговариваете со мной по телефону?“ и т. д.
В Венгрии такого не было. Как оказалось, у них уже в то время домашние телефоны оплачивались так: линия — абонентская плата и время разговора за каждую минуту, причем стоимость этих услуг была приличная. Поэтому у всех рядом с телефоном стояли песочные часы на две-три минуты. Это я видел, когда бывал в гостях, и мне было непонятно такое соседство, а потом переводчик объяснил. Так вот дисциплина телефонных переговоров у них была уже в „крови“, и краткость телефонных разговоров поддерживалась и на службе.
Через некоторое время аналогичный проект для тех же целей был разработан для Болгарии. Аппаратура системы „Алтай-3“ была установлена на самом высоком месте в Софии, на горе Витоша. Связь в сторону равнины была порядка 100 км».
Источник:
В.М.Кузьмин (главный конструктор «Алтай-3»). Мобильная телефонная система «Алтай».
Система «Алтай» («Алтай-1») кроме Москвы, Киева, Воронежа, Ленинграда и Ташкента была поставлена ещё в несколько городов, но, учитывая, что в диапазоне 150 МГц для системы было выделено частот только на 2 ствола, дальнейшее её развитие оказалось неперспективным. Для развития системы в диапазоне 330 МГц было выделено 188 частот с разносом между соседними каналами 25 кГц (на 22 ствола для центральной станции и 12 частот для линейной связи между центральными станциями). В 1970 г. началась разработка системы «Алтай-3», которая коснулась в основном радиооборудования. Главным конструктором от ВНИИС был назначен В.М.Кузьмин, заместителем главного конструктора по конструктивной части О.Д.Фомин. Коммутационное и генераторное оборудование осталось без изменения.
При переводе радиооборудования в диапазон 330 МГц с разносом между соседними каналами 25 кГц пришлось решать новые в то время вопросы повышения стабильности частоты и обеспечения избирательностей приемников с помощью впервые примененных в аппаратуре народнохозяйственного назначения кварцевых фильтров и более стабильных кварцев «Айва». Передатчики центральной и линейной станций так и остались выполненными на лампах. Конструкция стоек осталась такой же, как в «Алтае-1», однако количество стоек передатчиков удалось уменьшить почти в 2 раза: в одной стойке разместили оборудование на 2 канала, а вместо резервных передатчиков на каждый канал разработали специальную резервную стойку с двумя передатчиками, которая в режиме «горячего» резерва переключалась на любой из вышедших из строя каналов.
Наибольшие изменения при разработке коснулись абонентских станций: впервые передатчик был выполнен полностью на отечественных транзисторах. Это позволило конструктивно разместить блок питания в приемопередатчике и уменьшить количество блоков абонентской станции. Пульт управления пока оставили без изменения (см. фото).
Абонентская радиостанция «Алтай АС-3» (1970 - 1971 гг.):
В таком виде оборудование было внедрено в серийное производство на Молодечненском заводе «Спутник». «Алтай-3» сразу стал пользоваться большим спросом: в Москве были установлены центральные станции на 3 ствола, поставлены системы в Минск, Киев, Куйбышев, Воронеж, Белгород и другие города. Абонентские станции уже стали выпускаться сотнями в месяц.
Однако конструкция пульта управления ввиду больших габаритов затрудняла его установку в салоне, особенно новых автомобилей. И коллектив разработчиков ВНИИС (Ю.Каниболоцкий, В.Елисеев, Л.Смирнова, С.Горкер) в инициативном порядке разработал вариант пульта, разделив его на 2 части: собственно пульт управления с тастатурой, микротелефонной трубкой, разработанной по нашему ТЗ специально для применения в радиостанциях подвижной связи, органами включения и др., и блок автоматики (конструктивно в корпусе старого пульта управления, чтобы не делать новую оснастку). При этом из конструкции исключили сложный механический переключатель набора номера с электромагнитом.
Абонентская радиостанция «Алтай АС-3» с компактным пультом управления (1972 г.):
Этот вариант с маленьким пультом, как сейчас магнитофоны для автомобилей, был очень хорошо встречен потребителями, и завод не испытывал недостатка в заказах. Эта АРС с небольшими изменениями серийно выпускалась более восьми лет, вплоть до Олимпиады-80.
Одной из первых стран СЭВ, в которых ввели в эксплуатацию систему «Алтай», была Венгрия. В 1974 г. ЦК КПСС и Правительство СССР к 30-летию победы в Великой Отечественной войне и освобождению города Будапешта от фашистских захватчиков приняло решение о поставке и запуске системы «Алтай» в Венгрии для обслуживания правительственных органов. От Воронежского НИИ связи (ВНИИС) для участия в монтаже, отладке и запуске системы был командирован Н.П.Юдин.
Вот некоторые фрагменты из его воспоминаний:
«Перед поездкой в Венгрию была тщательно проверена (соответствующими органами) моя биография. Было собеседование в партийных органах, в том числе в отделе ЦК КПСС. Был дан инструктаж, как себя вести и даже какие русские слова не использовать в Венгрии, так как они созвучны с неприличными венгерскими словами.
Проект системы „Алтай“ для г. Будапешта был разработан ГСПИ (г. Москва). В монтаже системы участвовали специалисты из г. Молодечно — по абонентским станциям, из г. Белгород — по коммутационному и генераторному оборудованию, из ГСПИ — по антеннофидерным устройствам и я — по центральной станции. Прилетел я в г. Будапешт, и бросилось в глаза: несмотря на упрощенный выход из зоны досмотра (по „зеленому проходу“ — запрещенных вещей у пассажиров нет) в здании аэровокзала и на улице патрулировали военные с автоматами. Мелькнула мысль: „А не произошел ли какой-то переворот?“ Позднее это оказалось обычным явлением — такие патрули встречались в городе, на станциях метро и т.д.
К моему приезду уже велся монтаж коммутационного и генераторного оборудования в помещении комитета госбезопасности. Центральная станция должна была располагаться на телебашне, расположенной за городом на горе. Кстати, телебашня в г. Будапешт похожа на нашу, Останкинскую, тоже из бетона, но высота в 2 раза ниже. Начал я свою работу с проверки прибывшего оборудования, эксплуатационной документации, ЗИПа, работоспособности приемников и передатчиков (на столе). Параллельно начал обучение специалистов. На первых же занятиях венгерские специалисты (в основном молодые люди) были крайне удивлены тому, что и передатчики, и приемники были построены на радиолампах.
В то время у них уже стояли на пробной эксплуатации подобные системы фирм Nokia, Marconi полностью на полупроводниковой элементной базе. Эти фирмы поставили центральное оборудование (в усеченном варианте) и по 2–3 абонентских радиостанции бесплатно при условии, что если системы их устроят, то потом продадут системы в полном составе.
Мне тогда пришлось убеждать, что эксплуатация изделий на радиолампах значительно проще. Поиск неисправностей и их устранение можно осуществлять практически без измерительных приборов. Если вышел из строя какой-либо блок, то достаточно посмотреть все ли радиолампы „светятся“ (нить накала) и, если какая не „светится“, вытащить ее и поставить новую из ЗИПа (а в ЗИПе их было сотни штук). И все: блок работает. А больше никаких неисправностей не бывает.
В этом они убедились уже скоро. Передатчики фирмы Marconi уже через пару месяцев вышли из строя: сгорели мощные транзисторы, а в запасе нет, и фирма не захотела их продавать, да и цены их были на 1–2 порядка дороже ламп. Монтажные работы вели венгерские специалисты, работали, как мне показалось, очень медленно, но тщательно и аккуратно. Через 1,5 месяца монтаж был завершен. При «прозвонке» не было обнаружено ни одного неверного соединения.
В начале марта 1975 г. приступили к проверке связи и построению зоны обслуживания системы. Результаты получились очень хорошие — практически перекрывалась вся территория Будапешта, а по отдельным направлениям удовлетворительная связь обеспечивалась до 60 км. И в конце марта 1975 г. система была сдана в эксплуатацию.
Нам устроили торжественный прием в Правительстве, выразили большую благодарность и вручили правительственные награды. Я был удостоен ордена „Служу Родине“ серебряной степени. Таким образом, к 30-летию Победы обещания правительства СССР были успешно выполнены.
После ввода в эксплуатацию мы еще месяц наблюдали за ходом работы системы и продолжали обучение. И что бросилось в глаза — сеансы связи абонентов были весьма короткие — 2–3 минуты. Нам это было непонятно. По опыту сдачи системы „Алтай“ в городах Киев или Воронеж в первые недели абоненты разговаривали по 10–20 минут. Причем разговор начинался: „Я вот еду в машине туда-то, а вот Вы сделайте, то-то и то-то“. Его абонент удивлялся: „Как едете в машине, а как же разговариваете со мной по телефону?“ и т. д.
В Венгрии такого не было. Как оказалось, у них уже в то время домашние телефоны оплачивались так: линия — абонентская плата и время разговора за каждую минуту, причем стоимость этих услуг была приличная. Поэтому у всех рядом с телефоном стояли песочные часы на две-три минуты. Это я видел, когда бывал в гостях, и мне было непонятно такое соседство, а потом переводчик объяснил. Так вот дисциплина телефонных переговоров у них была уже в „крови“, и краткость телефонных разговоров поддерживалась и на службе.
Через некоторое время аналогичный проект для тех же целей был разработан для Болгарии. Аппаратура системы „Алтай-3“ была установлена на самом высоком месте в Софии, на горе Витоша. Связь в сторону равнины была порядка 100 км».
Источник:
В.М.Кузьмин (главный конструктор «Алтай-3»). Мобильная телефонная система «Алтай».