Советская военная мощь
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Советская военная мощь

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

«Алтай-3», «Алтай-3М» - система подвижной радиосвязи

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Rotor

Rotor
«Алтай-3», «Алтай-3М» - система подвижной радиосвязи.

Система «Алтай» («Алтай-1») кроме Москвы, Киева, Воронежа, Ленинграда и Ташкента была поставлена ещё в несколько городов, но, учитывая, что в диапазоне 150 МГц для системы было выделено частот только на 2 ствола, дальнейшее её развитие оказалось неперспективным. Для развития системы в диапазоне 330 МГц было выделено 188 частот с разносом между соседними каналами 25 кГц (на 22 ствола для центральной станции и 12 частот для линейной связи между центральными станциями). В 1970 г. началась разработка системы «Алтай-3», которая коснулась в основном радиооборудования. Главным конструктором от ВНИИС был назначен В.М.Кузьмин, заместителем главного конструктора по конструктивной части О.Д.Фомин. Коммутационное и генераторное оборудование осталось без изменения.

При переводе радиооборудования в диапазон 330 МГц с разносом между соседними каналами 25 кГц пришлось решать новые в то время вопросы повышения стабильности частоты и обеспечения избирательностей приемников с помощью впервые примененных в аппаратуре народнохозяйственного назначения кварцевых фильтров и более стабильных кварцев «Айва». Передатчики центральной и линейной станций так и остались выполненными на лампах. Конструкция стоек осталась такой же, как в «Алтае-1», однако количество стоек передатчиков удалось уменьшить почти в 2 раза: в одной стойке разместили оборудование на 2 канала, а вместо резервных передатчиков на каждый канал разработали специальную резервную стойку с двумя передатчиками, которая в режиме «горячего» резерва переключалась на любой из вышедших из строя каналов.

Наибольшие изменения при разработке коснулись абонентских станций: впервые передатчик был выполнен полностью на отечественных транзисторах. Это позволило конструктивно разместить блок питания в приемопередатчике и уменьшить количество блоков абонентской станции. Пульт управления пока оставили без изменения (см. фото).

Абонентская радиостанция «Алтай АС-3» (1970 - 1971 гг.):
«Алтай-3», «Алтай-3М» - система подвижной радиосвязи T84170

В таком виде оборудование было внедрено в серийное производство на Молодечненском заводе «Спутник». «Алтай-3» сразу стал пользоваться большим спросом: в Москве были установлены центральные станции на 3 ствола, поставлены системы в Минск, Киев, Куйбышев, Воронеж, Белгород и другие города. Абонентские станции уже стали выпускаться сотнями в месяц.

Однако конструкция пульта управления ввиду больших габаритов затрудняла его установку в салоне, особенно новых автомобилей. И коллектив разработчиков ВНИИС (Ю.Каниболоцкий, В.Елисеев, Л.Смирнова, С.Горкер) в инициативном порядке разработал вариант пульта, разделив его на 2 части: собственно пульт управления с тастатурой, микротелефонной трубкой, разработанной по нашему ТЗ специально для применения в радиостанциях подвижной связи, органами включения и др., и блок автоматики (конструктивно в корпусе старого пульта управления, чтобы не делать новую оснастку). При этом из конструкции исключили сложный механический переключатель набора номера с электромагнитом.

Абонентская радиостанция «Алтай АС-3» с компактным пультом управления (1972 г.):
«Алтай-3», «Алтай-3М» - система подвижной радиосвязи T91452

Этот вариант с маленьким пультом, как сейчас магнитофоны для автомобилей, был очень хорошо встречен потребителями, и завод не испытывал недостатка в заказах. Эта АРС с небольшими изменениями серийно выпускалась более восьми лет, вплоть до Олимпиады-80.

Одной из первых стран СЭВ, в которых ввели в эксплуатацию систему «Алтай», была Венгрия. В 1974 г. ЦК КПСС и Правительство СССР к 30-летию победы в Великой Отечественной войне и освобождению города Будапешта от фашистских захватчиков приняло решение о поставке и запуске системы «Алтай» в Венгрии для обслуживания правительственных органов. От Воронежского НИИ связи (ВНИИС) для участия в монтаже, отладке и запуске системы был командирован Н.П.Юдин.

Вот некоторые фрагменты из его воспоминаний:

«Перед поездкой в Венгрию была тщательно проверена (соответствующими органами) моя биография. Было собеседование в партийных органах, в том числе в отделе ЦК КПСС. Был дан инструктаж, как себя вести и даже какие русские слова не использовать в Венгрии, так как они созвучны с неприличными венгерскими словами.

Проект системы „Алтай“ для г. Будапешта был разработан ГСПИ (г. Москва). В монтаже системы участвовали специалисты из г. Молодечно — по абонентским станциям, из г. Белгород — по коммутационному и генераторному оборудованию, из ГСПИ — по антеннофидерным устройствам и я — по центральной станции. Прилетел я в г. Будапешт, и бросилось в глаза: несмотря на упрощенный выход из зоны досмотра (по „зеленому проходу“ — запрещенных вещей у пассажиров нет) в здании аэровокзала и на улице патрулировали военные с автоматами. Мелькнула мысль: „А не произошел ли какой-то переворот?“ Позднее это оказалось обычным явлением — такие патрули встречались в городе, на станциях метро и т.д.

К моему приезду уже велся монтаж коммутационного и генераторного оборудования в помещении комитета госбезопасности. Центральная станция должна была располагаться на телебашне, расположенной за городом на горе. Кстати, телебашня в г. Будапешт похожа на нашу, Останкинскую, тоже из бетона, но высота в 2 раза ниже. Начал я свою работу с проверки прибывшего оборудования, эксплуатационной документации, ЗИПа, работоспособности приемников и передатчиков (на столе). Параллельно начал обучение специалистов. На первых же занятиях венгерские специалисты (в основном молодые люди) были крайне удивлены тому, что и передатчики, и приемники были построены на радиолампах.

В то время у них уже стояли на пробной эксплуатации подобные системы фирм Nokia, Marconi полностью на полупроводниковой элементной базе. Эти фирмы поставили центральное оборудование (в усеченном варианте) и по 2–3 абонентских радиостанции бесплатно при условии, что если системы их устроят, то потом продадут системы в полном составе.

Мне тогда пришлось убеждать, что эксплуатация изделий на радиолампах значительно проще. Поиск неисправностей и их устранение можно осуществлять практически без измерительных приборов. Если вышел из строя какой-либо блок, то достаточно посмотреть все ли радиолампы „светятся“ (нить накала) и, если какая не „светится“, вытащить ее и поставить новую из ЗИПа (а в ЗИПе их было сотни штук). И все: блок работает. А больше никаких неисправностей не бывает.

В этом они убедились уже скоро. Передатчики фирмы Marconi уже через пару месяцев вышли из строя: сгорели мощные транзисторы, а в запасе нет, и фирма не захотела их продавать, да и цены их были на 1–2 порядка дороже ламп. Монтажные работы вели венгерские специалисты, работали, как мне показалось, очень медленно, но тщательно и аккуратно. Через 1,5 месяца монтаж был завершен. При «прозвонке» не было обнаружено ни одного неверного соединения.

В начале марта 1975 г. приступили к проверке связи и построению зоны обслуживания системы. Результаты получились очень хорошие — практически перекрывалась вся территория Будапешта, а по отдельным направлениям удовлетворительная связь обеспечивалась до 60 км. И в конце марта 1975 г. система была сдана в эксплуатацию.

Нам устроили торжественный прием в Правительстве, выразили большую благодарность и вручили правительственные награды. Я был удостоен ордена „Служу Родине“ серебряной степени. Таким образом, к 30-летию Победы обещания правительства СССР были успешно выполнены.

После ввода в эксплуатацию мы еще месяц наблюдали за ходом работы системы и продолжали обучение. И что бросилось в глаза — сеансы связи абонентов были весьма короткие — 2–3 минуты. Нам это было непонятно. По опыту сдачи системы „Алтай“ в городах Киев или Воронеж в первые недели абоненты разговаривали по 10–20 минут. Причем разговор начинался: „Я вот еду в машине туда-то, а вот Вы сделайте, то-то и то-то“. Его абонент удивлялся: „Как едете в машине, а как же разговариваете со мной по телефону?“ и т. д.

В Венгрии такого не было. Как оказалось, у них уже в то время домашние телефоны оплачивались так: линия — абонентская плата и время разговора за каждую минуту, причем стоимость этих услуг была приличная. Поэтому у всех рядом с телефоном стояли песочные часы на две-три минуты. Это я видел, когда бывал в гостях, и мне было непонятно такое соседство, а потом переводчик объяснил. Так вот дисциплина телефонных переговоров у них была уже в „крови“, и краткость телефонных разговоров поддерживалась и на службе.

Через некоторое время аналогичный проект для тех же целей был разработан для Болгарии. Аппаратура системы „Алтай-3“ была установлена на самом высоком месте в Софии, на горе Витоша. Связь в сторону равнины была порядка 100 км».

Источник:
В.М.Кузьмин (главный конструктор «Алтай-3»). Мобильная телефонная система «Алтай».

Rotor

Rotor
Олимпиада-80 в Москве и система «Алтай-3М».

Когда Москва выиграла право на проведение летних Олимпийских игр 1980 г., то возник вопрос о проведении радиорепортажей с многих разбросанных по городу точек проведения соревнований и обеспечении организаторов соревнований подвижной радиотелефонной связью. Было принято решение применить для этого систему «Алтай-3», для чего провести модернизацию системы и оборудования с установкой центральной станции на Останкинской телебашне. Модернизированная система получила название «Алтай-3М» (главный конструктор от ВНИИС — Кузьмин В.М.). Основная работа по модернизации коснулась всех видов оборудования в большей или меньшей степени.

Как у нас принято, для безусловного выполнения поставленной задачи был создан штаб по оперативному решению возникающих вопросов, заседания которого проводились каждый понедельник в Москве. В состав штаба входили заместители Министров Минпромсвязи И.И.Кобин и связи В.И.Глинка, представители Главков обоих Министерств, главные конструкторы от разработчиков и заводов-изготовителей.

Председательствовали по очереди заместители министров, явка была строго обязательна. На первом этапе работы в основном решались вопросы материального обеспечения разработки и дальнейших поставок оборудования заводами-изготовителями. Ближе к концу разработки и началу поставки оборудования в Минсвязи было организовано специальное управление по развитию и эксплуатации систем «Алтай-3М» во главе с начальником И.М.Пышкиным, который, правда, был больше увлечен своей преподавательской деятельностью и руководством аспирантами, а затем разработкой ранга пользователей АРС системы «Алтай-3М».

Затем на московской городской АТС было организовано спецуправление по монтажу, испытаниям и дальнейшей эксплуатации системы. Начальником был назначен Виктор Алексеевич Павлов. Вот с ним ВНИИС и прошел все этапы работы по вводу системы «Алтай-3М» в эксплуатацию в Москве и обеспечили связью проведение Олимпийских игр 1980 г.

В 1977–78 гг. ВНИИС провел большую работу по коренной модернизации радиооборудования системы «Алтай-3М». С заводом «Электросигнал» была разработана новая центральная станция (ЦС), полностью на транзисторах с учетом выходных каскадов усилителей мощности, с термокомпенсированными кварцевыми генераторами, с естественным воздушным охлаждением, меньшими габаритами и более высокими электрическими параметрами. С 1979 г. завод «Электросигнал» начал серийно выпускать этот вариант ЦС.

Обновленная центральная станция (ЦС) «Алтай ЦС-3М» (1979 г.):
«Алтай-3», «Алтай-3М» - система подвижной радиосвязи T52527

ВНИИС упростил схему ее антенно-фидерного устройства (АФУ), исключив трудоемкие и дорогостоящие объемные резонаторы без ухудшения параметров системы.

ВНИИС разработал новый вариант абонентской станции («Алтай АС-3М») на базе макетных образцов, демонстрировавшихся на выставке «Связь-75». Это была уже современная станция с применением микросхем, отечественных мощных транзисторов, кварцевых фильтров, термокомпенсированных кварцевых генераторов, электромеханических фильтров с пьезодатчиками и пр. По объему и весу станция стала более чем в 5 раз меньше. Серийный выпуск был налажен совместно с КБ молодечненского завода «Спутник» на этом же заводе.

Абонентская радиостанция (АС) «Алтай АС-3М» (1979 г.):
«Алтай-3», «Алтай-3М» - система подвижной радиосвязи T47813

Коммутационное оборудование претерпело небольшие изменения в части повышения технических и эксплуатационных возможностей: так, в серию был внедрен блок управления и сигнализации (БУС), который располагался у дежурного техника и позволял иметь полную картину работы центрального радиооборудования, а также возможность при необходимости отключать отдельные каналы, переключать аппаратуру на резервные блоки и пр.

Генераторное оборудование практически не претерпело изменений, кроме усовершенствования генераторов сигналов взаимодействия.

В середине 1979 г. была изготовлена головная партия аппаратуры для отладки системы (центральная станция на один ствол, коммутационное и генераторное оборудование и 20 абонентских станций). По всем электрическим параметрам оборудование системы «Алтай-3М» превосходило систему «Алтай-3», поэтому у разработчиков никаких опасений при первом включении системы не ожидалось. Учитывая еще и то, что впервые центральная станция устанавливалась на Останкинской телебашне в помещении на высоте 300 м, а ее антенны на высоте 330 м.

Однако... К Олимпиаде-80 для установки антенн на Останкинской телебашне ГСПИ разработал новую конструкцию и схему антенного хозяйства для центральной станции на 7 стволов из 256 антенных вибраторов, устанавливаемых вокруг телебашни. К июню 1979 г. молодечненский завод изготовил все вибраторы и поставил их в Москву. Монтажники-высотники со специалистами ГСПИ смонтировали их на телебашне по новой схеме. Подключили антенны к центральной станции и поехали проверять качество и дальность связи. Сначала поехали к центру Москвы. Не успели отъехать на 3–4 км, как связь начала ухудшаться, а у театра Советской Армии (примерно 6 км) совсем прекратилась. Поехали в других направлениях — дальность связи те же 5–6 км. В течение нескольких дней проверяли центральную станцию (ЦС) и абонентские станции (АРС) по электрическим параметрам — все в нормах технических условий. Поехали опять проверять связь — результат тот же самый: 5–6 км.

И началось... Каждый день уже у нового начальника управления «Алтай» Минсвязи СССР И.М.Пышкина проходили самые настоящие разборки, в которых каждый пытался свалить вину на другого. В основном все пытались свалить на изготовителей радиоаппаратуры. Но ведь параметры ЦС и АРС соответствуют нормам технических условий (ТУ)! Кто еще может быть виноват? Изготовитель новых вибраторов антенн! И руководство Минсвязи приняло генеральское решение демонтировать вибраторы и отправить их на проверку на завод-изготовитель. Это, как сейчас бы сказали, «мало не покажется и дорогого стоит». Монтажники-высотники теперь уже демонтировали вибраторы, их отвезли на завод в Молодечно. ОТК завода совместно со специалистами ГСПИ проверили их на соответствие нормам ТУ: параметры 254 вибраторов оказались в норме, а у 2-х по одному из параметров данные были на 2–3 % хуже. То есть, не надо было их демонтировать! Привезли их в Москву, монтажники-высотники вновь установили их по схеме ГСПИ, ЦС подключили к антеннам, и мы вновь поехали проверять связь. Опять прослезились — дальность 5–6 км. А на перепроверке потеряли более 3-х месяцев!

Опять совещания, опять претензии Минсвязи к разработчикам Минпромсвязи. Дело уже дошло не только до замминистров, но и до самих Министров, головы уже должны лететь... Радисты предлагают проверить не теоретически, а практически диаграмму направленности антенны, но это тоже дорогое удовольствие, так как нужен вертолет для облета Останкинской телебашни с аппаратурой для измерений. ГСПИ говорит, что гарантирует расчетную диаграмму направленности, и плюс ко всему нет денег на эту работу. А дело стоит, уже и 1980 г. дышит в спину.

Тогда в один из четвергов два «радиста — партизана — анархиста» В.М.Кузьмин и главный конструктор от молодечненского завода «Спутник» С.Е.Куклевский договорились со службой эксплуатации телебашни, их пустили к вибраторам (естественно с внутренней стороны), они подключили ЦС к одному, всего к одному, вибратору, и поехали проверять связь. Дальше 100 км мы не поехали, так как посчитали, что связи до 100 км будет достаточно. В пятницу главный конструктор от ВНИИС Кузьмин В.М. с ним уже обсуждал общие предложения по изменению схемы антенного хозяйства, проконсультировались с ВНИИС-кими антеннщиками и решили в понедельник на очередном совещании дать свои предложения: вместо 256 вибраторов оставить или 56, или, в крайнем случае, 112. Все специалисты, кто были, в комнате об этом слышали. Как обычно, на выходные все поехали домой. В понедельник главный инженер ГСПИ М.А.Шкуд предлагает новую схему антенного хозяйства, такую, как главный конструктор Кузьмин В.М. с Куклевским обсуждали в пятницу, чтобы предложить от себя, но уже без их участия. Конечно, сразу схему изменили, и до последнего своего времени «Алтай-3М» работал по этой схеме не только в Москве, но и во всех других городах страны. А когда позже разобрались, оказалось, что диаграмма направленности антенны была задрана в небо, поэтому и связь была в радиусе не более 5–6 км.

К 1980 г. было поставлено в Москву оборудование для обновленной системы, в том числе более 200 абонентских станций. На Останкинской телебашне установили центральную станцию для 7 стволов. На ул. Яблочкова для службы «Алтай» было выделено вновь построенное здание под АТС, где разместили коммутационное и генераторное оборудование, пульты диспетчеров и сервисную службу для профилактики и ремонта оборудования и для установки абонентских станций на объекты. По заявке Олимпийского комитета на все прикрепленные автомобили и стационарные объекты были установлены абонентские станции. Система «Алтай-3М» была готова к Олимпиаде-80 в срок. В дальнейшем в Москве было установлено и эксплуатировалось оборудование системы на 17 стволов.

Из воспоминаний главного конструктора «Алтай-3М» от ВНИИС В.М.Кузьмина:

«Во время олимпиады система «Алтай» работала только на нее: все прямые репортажи велись по каналам «Алтая». Но связь — она не знает, олимпиада сейчас или нет. Идут соревнования по конному кроссу в Битцевском парке, где связь всегда была не лучшего качества. Стоит «Волга» с антенной на крыше, и я слышу, как спортивный комментатор в машине ведет репортаж и извиняется за неважное качество связи. Я подошел, не просто подошел, а меня пропустили, так как у меня был специальный пропуск, попросил водителя сдвинуть машину на 10–20 см. Он сдвинул, и дальше репортаж пошел уже с хорошим качеством.

Олимпиада закончилась. Наша страна выиграла ее и в спортивном плане, и в плане технического обслуживания олимпиады тоже не ударили в грязь лицом! Организаторы соревнований, зарубежные гости, спортивные делегации, комментаторы, журналисты и все, кому пришлось пользоваться услугами радиотелефонов, остались довольны работой системы «Алтай-3М».

В Москве после олимпиады пошло бурное развитие системы «Алтай-3М»: было установлено и введено в эксплуатацию 17 стволов системы, услугами которой стали пользоваться городские службы скорой помощи, пожарные и дорожные службы, правоохранительные органы, руководители многих министерств, ВПК, крупных предприятий и др., а также уже и просто жители города.

После образования ОАО «АСВТ» (преемника службы эксплуатации системы «Алтай») во главе с генеральным директором Анастасией Петровной Оситис новое руководство стало применять зарубежные аналоги, естественно, с расширенными возможностями — а именно систему Actionet производства Nokia, Финляндия.

В Воронеже система типа «Алтай» работала 45 лет, была снята с эксплуатации 1 января 2013 г. За все время системой типа «Алтай» было оснащено более 200 городов и населенных пунктов, установлено аппаратуры более чем на 250 стволов. Было выпущено и введено в эксплуатацию более 40 000 абонентских радиостанций (АРС) различных модификаций.

Источник:
В.М.Кузьмин (главный конструктор «Алтай-3»). Мобильная телефонная система «Алтай».

Автомобили ГАЗ-24 «Волга» с абонентскими станциями системы «Алтай АС-3М»:
«Алтай-3», «Алтай-3М» - система подвижной радиосвязи A2-710
«Алтай-3», «Алтай-3М» - система подвижной радиосвязи A2-810
vk.



Последний раз редактировалось: Rotor (10/2/2020, 12:09), всего редактировалось 4 раз(а)

Rotor

Rotor
Правила пользования абонентской радиостанцией системы подвижной радиотелефонной связи общего пользования «Алтай-3М», 1982 г.:
«Алтай-3», «Алтай-3М» - система подвижной радиосвязи T43041 «Алтай-3», «Алтай-3М» - система подвижной радиосвязи T19224 «Алтай-3», «Алтай-3М» - система подвижной радиосвязи T57744 «Алтай-3», «Алтай-3М» - система подвижной радиосвязи T75569 «Алтай-3», «Алтай-3М» - система подвижной радиосвязи T55842 «Алтай-3», «Алтай-3М» - система подвижной радиосвязи T31781 «Алтай-3», «Алтай-3М» - система подвижной радиосвязи T34938 «Алтай-3», «Алтай-3М» - система подвижной радиосвязи T95396 «Алтай-3», «Алтай-3М» - система подвижной радиосвязи T88480

Rotor

Rotor
Здание на ул. Ленина, д. 64 в г. Перми. На крыше установлено антенно-фидерное устройство (АФУ) центральной станции (ЦС) системы подвижной связи «Алтай-3М».

Фото - 1979 г.:
«Алтай-3», «Алтай-3М» - система подвижной радиосвязи A2-5-e10

Фото - начало 1980-х гг. XI пятилетка - это 1981 - 1985 гг.:
«Алтай-3», «Алтай-3М» - система подвижной радиосвязи A2-510
Фотограф: Булынко Д. ГАПК. Ф. ф-32. Оп. 32п. Д. 37.

Фото - 2013 г.:
«Алтай-3», «Алтай-3М» - система подвижной радиосвязи A2-610
https://teron.online/index.php?showtopic=23336&st=1560

Rotor

Rotor
Мачта с антенно-фидерным устройством (АФУ) центральной станции (ЦС) системы подвижной связи «Алтай-3М» в Куйбышеве (ныне - Самара) на ул. Блюхера. Установлена в 1982 г.:
«Алтай-3», «Алтай-3М» - система подвижной радиосвязи A2-210
«Алтай-3», «Алтай-3М» - система подвижной радиосвязи A2-410
«Алтай-3», «Алтай-3М» - система подвижной радиосвязи A2-310
«Алтай-3», «Алтай-3М» - система подвижной радиосвязи A2-110
https://chanych-85.livejournal.com/11224.html

Спонсируемый контент


Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения