Подвижный помехозащищенный радиолокационный комплекс обнаружения, наведения и целеуказания "Алтай" разрабатывался научно-исследовательским институтом № 244 Министерства радиотехнической промышленности в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 31 мая 1956 г. № 3115-р.с. и постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 июня 1958 г. № 608-293 по тактико-техническим требованиям Главного артиллерийского управления Министерства обороны СССР.
РЛК "Алтай" (индекс 1РЛ-118) был принят на вооружение в 1962 г. под шифром П-80 и серийно выпускался на Балахнинском электромеханическом заводе. Радиолокационный комплекс "Алтай" и его дальнейшие модификации явились крупным достижением в области отечественной радиолокационной техники.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Постановлением Совета министров СССР от 21 февраля 1950 г. на НИИ-20 (в настоящее время Всероссийский НИИ радиотехники) была возложена разработка по тактико-техническим требованиям ГАУ радиолокационной станции кругового обзора "Тополь-2" в сантиметровом диапазоне волн. "Тополь-2" предназначался к использованию в частях ВНОС для обнаружения самолетов, в частях ВВС, ИА ПВО - для наведения истребительной авиации и в частях зенитной артиллерии - для выработки данных целеуказания. Эта станция успешно выдержала Государственные испытания. Однако в полном составе в производство запущена не была из-за отсутствия в ней средств помехозащиты.
Основные характеристики РЛК П-80
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Входивший в состав станции радиовысотомер оказался крайне необходимым для войск, так как позволял определять высоты выбранных целей при совместной работе со станцией кругового обзора и автономно работать в режиме секторного обзора. Этот радиовысотомер был принят на вооружение под шифром "Конус" (ПРВ-10). Большие партии радиовысотомеров "Конус" выпускались, начиная с 1953 г., заводом № 588 МПСС (в настоящее время Лианозовский электромеханический завод).
Для определения путей борьбы с пассивными помехами в НИИ-20 была поставлена и выполнена к концу 1951 г. под руководством Кобзарева Ю. Б. и его заместителей Кислякова Л. Н. и Данилова Н. Н. крупная научно-исследовательская работа под шифром "Стекло".
Результатом этой работы было создание когерентно-импульсного метода борьбы с пассивными помехами, который в значительной мере решил проблему защиты как от помех, создаваемых местными предметами и метеофакторами, так и от дипольных помех со стороны противника.
Используя результаты НИР "Стекло", институтом был создан помехозащищенный радиовысотомер "Вершина", который был принят на вооружение в 1961 г. под шифром ПРВ-11. Он был запущен в серию на заводе № 588 МПСС взамен радиовысотомера "Конус", а затем и на Запорожском заводе передвижных электростанций.
Постановлением Совета министров СССР от 16 августа 1954 г. НИИ 244 (ныне Всероссийский НИИ радиотехники) было поручено на базе станции "Тополь-2" и радиовысотомера "Вершина" разработать для радиотехнических войск ПВО страны, частей и соединений ВВС и ПВО ВМС радиолокационные станции "Тополь-3" и "Тополь-4". Тактико-техническими требованиями к этим РЛС были предусмотрены наличие в них средств защиты от воздействия активных и пассивных помех, увеличение потолка и дальности обнаружения самолетов.
В начальный период проектирования РЛС "Тополь-3" и "Тополь-4" главным конструктором Сивцовым В. А. был представлен доклад Научно-техническому совету института, в котором обосновывалась нецелесообразность дальнейшего проведения разработок по заданным ТТТ и предлагалось создание подвижного радиолокационного комплекса с существенно более высокими тактико-техническими характеристиками. Соответствующие предложения института были поддержаны Министерством обороны.
Подвижный помехозащищенный радиолокационный комплекс обнаружения, наведения и целеуказания "Алтай" разрабатывался научно-исследовательским институтом № 244 Министерства радиотехнической промышленности (в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 31 мая 1956 г. № 3115-р.с. и Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 июня 1958 г. № 608-293) по тактико-техническим требованиям Главного артиллерийского управления Министерства обороны СССР.
Подвижный РЛК "Алтай" предназначался для обнаружения самолетов и наведения истребителей на самолеты противника, а также для целеуказания станциям орудийной наводки зенитной артиллерии Войск ПВО страны (целеуказания ЗРВ).
По результатам решений, принятых в 1958-1959 гг. в процессе рабочего проектирования и по дополнительным материалам к техническому проекту в феврале 1960 г. были выпущены изменения тактико-технических требований на разработку опытного образца подвижного помехозащищенного радиолокационного комплекса обнаружения, наведения и целеуказания ЗРВ.
Старая редакция пунктов ТТТ выглядела так: "Подвижный помехозащищенный радиолокационный комплекс "Алтай" предназначается для обнаружения самолетов и наведения истребителей на самолеты противника, а также для целеуказания станциям орудийной наводки зенитной артиллерии войск ПВО страны".
В новой редакции - "Подвижный помехозащищенный радиолокационный комплекс "Алтай" предназначается для обнаружения, наведения истребителей на самолеты противника и целеуказания ЗРВ".
В отличие от РЛС "Памир", "Даль", "Ураган" к РЛК "Алтай", кроме современных требований к зоне обнаружения и помехозащищенности, были дополнительно предъявлены требования мобильности. Удовлетворить все эти требования решили созданием комплекса специализированных взаимодействующих радиолокаторов с разносом частот отдельных радиолокаторов и целесообразным разделением функций и зон обзора между ними.
В состав разрабатываемого комплекса были включены наряду с новыми, также ранее разработанные радиолокаторы (ПРВ "Вершина", РЛС П-15) с минимальными изменениями в них, необходимыми для включения в состав комплекса.
Для разработки РЛК "Алтай" был привлечен целый ряд предприятий:
- научно-исследовательский институт №208 МРТП, в части разработки аппаратуры дальномеров и запросчика опознавания;
- НИИ-101 МРТП, в части разработки элементов сопряжения с системами наведения и целеуказания - "Воздух", "Сеть" и индикаторов для этих систем;
- ОКБ-588 МРТП, в части разработки прицепов с дизельэлектрическими агрегатами и увеличения дальности высотомеров "Вершина".
При проектировании РЛК "Алтай" особое внимание было обращено на максимальное использование схемного и конструктивного "задела", имеющегося в результате предыдущих разработок института ("Тополь-2", "Конус", "Вершина").
Типовые конструкции отдельных блоков и узлов, готовые изделия выбирались по возможности в пределах номенклатуры, принятой для станций, освоенных или осваиваемых промышленностью. В ходе рабочего проектирования принимались меры к дальнейшему сокращению номенклатуры деталей, материалов и т.п., а также к замене деталей, материалов на более перспективные.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЛК "АЛТАЙ"
Подвижный помехозащищенный радиолокационный комплекс "Алтай" представлял собой систему нескольких радиолокаторов, объединенных централизованным управлением и обеспечивающих отображение воздушной обстановки на общем индикаторе, что позволяло при сохранении подвижности объекта обеспечить надежный обзор в заданной тактико-техническими требованиями зоне.
В результате проектирования и создания опытного образца на Государственные испытания РЛК был представлен в составе:
- два дальномера, предназначенные для измерения наклонной дальности и азимута цели, приемо-передающая аппаратура которых смонтирована в двух синхронно-вращающихся кабинах на артиллерийских повозках КЗУ-28;
- четыре радиовысотомера типа "Вершина", предназначенные для измерения высоты целей и смонтированные в специальных вращающихся кабинах на артиллерийских повозках КЗУ-16;
- технический пост с индикаторной аппаратурой, аппаратурой запуска, аппаратурой дистанционного управления дальномерами и высотомерами в прицепе типа 598;
- специальный модуляторный прицеп типа 598, содержащий модуляторные устройства дальномерных каналов и аппаратуру вычитания системы защиты от пассивных помех;
- станция электропитания, содержащая 12 рабочих и 2 резервные дизельэлектрических агрегатов типа АЗ-30. Питание осуществлялось напряжением 400 Гц (электростанция была размещена на 7 повозках 2-ПН-6 с кузовом КУНГ-П-6, по два агрегата в каждой повозке);
- прицеп ЗИПа с запасным имуществом и контрольно-измерительной аппаратурой, размещенной на повозке 2-ПН-6 в кузове КУНГ-П-6;
- автокран типа АК-61, предназначенный для свертывания и развертывания комплекса.
Всего в состав комплекса входило 17 транспортных единиц (16 двухосных прицепов и один автокран).
Катушки с кабелями в специальных контейнерах и другое вспомогательное оборудование, так же как и антенные зеркала при транспортировке перевозились в кузовах тягачей, транспортирующих комплекс.
Оборудование технического поста допускало вынос одного шкафа с индикатором кругового обзора и четырех индикаторных шкафов высотомеров с дистанционным управлением, а также двух шкафов с блоками питания на выносной командный пункт, удаленный на расстояние до 100 м от техпоста (со штатными кабелями).
Приемно-передающие кабины высотомеров и дальномеров могли быть установлены на расстояниях до 100 метров от технического поста.
Комплекс разворачивался на позиции в течение 14 часов дневного времени. Транспортировка по шоссейным и грунтовым дорогам производилась тягачами КрАЗ-214. Общая потребляемая РЛК "Алтай" от первичного источника питания мощность составляла 250-300 кВт.
Комплекс мог быть использован как автономно, так и в составе автоматизированных радиолокационных узлов противовоздушной обороны страны. Подвижность комплекса позволяла использовать его как резерв для наращивания и восстановления имеющихся радиолокационных систем.
Дальномерная часть комплекса "Алтай" включала в себя четыре самостоятельных приемно-передающих канала, работающих каждый на отдельную антенну. При этом в каждом дальномере были расположены два канала.
Антенны дальномеров, развернутые на 1800, предназначались одна - для обзора пространства по нижним углам места, другая - по верхним углам места. Имелась возможность изменения положения обеих антенн по углу места дистанционно из технического поста.
Зона обзора дальномерных каналов комплекса в пределах от 0,50 до 450 формировалась диаграммами излучения антенн обоих дальномеров, работающих одновременно. Для этой цели обе кабины дальномеров вращались синфазно и синхронно со скоростью 6 об/мин. или 3 об/мин. Воздушная обстановка от всех 4-х каналов отображалась на 2-х одинаковых индикаторах кругового обзора с разверткой, черезпериодно изменяющей направление на 1800. Масштабы индикаторов кругового обзора 200, 300 или 400 км. В индикаторах были применены электронно-лучевые трубки большого диаметра (450 мм), позволяющие наблюдать воздушную обстановку в укрупненном масштабе.
Одновременно воздушная обстановка отображалась на индикаторах "азимут-дальность" высотомеров.
Радиовысотомеры предназначались для определения высоты полета воздушных целей в зоне углов места от +0,50 до +300 до высот 34 км. Каждый высотомер мог работать в секторном режиме обзора по азимуту (секторы - 150, 750, 1650), в режиме кругового обзора со скоростью вращения антенны 67,5 об/мин. или в режиме ручного сопровождения. Частота качания зеркала антенны в вертикальной плоскости подбиралась, в зависимости от условий работы, от 10 до 30 двойных взмахов в минуту.
Поворот антенны по азимуту осуществлялся дистанционно двумя способами: при ручном управлении антенной оператор, пользуясь рукояткой ручного привода, поворачивал кабину высотомера на указанный азимут и считывал высоту цели по электрической масштабной сетке высот; поворот антенны высотомера на азимут цели при работе в заданном секторе с индикатором "азимут-дальность" производился оператором путем совмещения маркера с отметкой цели с помощью кнюппельного механизма.
Высота цели отсчитывалась относительно середины отметки либо непосредственно по электрической шкале, либо по шкале блока управления маркером высоты при совмещении маркера с серединой отметки от цели.
Если высотомер работал в системе "Воздух-1", то разворот высотомера на азимут нужной цели осуществлялся оператором УСД аппаратуры "Каскад" или оператором индикатора привязки высоты (ИПН-1) аппаратуры "Паутина". В первом случае задачи оператора высотомера заключалась в подключении к высотомеру (по запросу) того или иного УСД. Во втором случае оператор высотомера совмещал подвижную маркерную метку высоты, имеющуюся в индикаторе, с серединой отметки от цели на индикаторе высоты, и, нажимая кнопку, выдавал данные о высоте на аппаратуру "Паутина".
На начальной стадии разработки системы "Воздух" для автоматизированного управления наведением истребительной авиации, институт в 1955 г. осуществил разработку и изготовление опытного образца аппаратуры "Паутина". Эта аппаратура предназначалась для обеспечения полуавтоматического съема операторами координат целей, а также для передачи, приема и отображения данных об общей и частной воздушной обстановке в звене: радиотехнический пост - пункт наведения - командный пункт истребительно-авиационного полка - полковой пост службы ВНОС - командный пункт истребительно-авиационной дивизии.
РЛК "Алтай" на позиции
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Работа по системе "Паутина" велась под руководством главного конструктора разработки Шорина Г. Л. авторским коллективом в составе: Гаха В. Г., Берга В. П., Дмитриевой А. А., Матвей И. О., Задвин В. А., Петрова П. П., Тихомирова Б. П., Саркисяна Б. Г. Заканчивалась эта работа в НИИ-101, в который в 1956 г. был передан в полном составе соответствующий отдел института.
Наличие индикатора "азимут-дальность" и индикатора высоты позволяло определять три координаты всех целей, находящихся в пределах указанного сектора и обеспечивало большие удобства в поиске целей на высотомере. Число работающих высотомеров могло изменяться от одного до четырех.
В радиолокационном комплексе "Алтай" имелась аппаратура и средства защиты от различного типа активных и пассивных помех.
Дальномерная часть комплекса работала в новом диапазоне частот. Максимальный разнос частот по каналам составлял 490 МГц. При поражении любого из каналов помехой с помощью дистанционного управления он мог заменяться резервным каналом.
В высотомерах была применена система дистанционной электромеханической перестройки рабочей частоты по любой заранее установленной программе, перекрывающей диапазон частот 130 МГц.
Для защиты каналов дальномерной части от импульсных ответных помех применена специальная система подавления, основанная на энергетическом различии отраженных эхо-сигналов и сигналов ответных помех и различии в направлении прихода этих сигналов. С этой целью предусмотрены отдельные приемные каналы с антенными устройствами.
Радиовысотомер "Вершина"
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Для защиты от несинхронных импульсных помех дальномерной части применена аппаратура с использованием однократного вычитания на потенциалоскопах.
Для защиты от пассивных помех в дальномерных каналах и высотомерах РЛК была применена когерентно-импульсная аппаратура (система селекции подвижных целей) с фазированием либо зондирующим импульсом (передатчиком), либо эхо-сигналом (помехой) при двукратном вычитании на потенциалоскопах ЛН-10 и квадратурном сложении.
Для повышения эффективности работы системы селекции подвижных целей, предусмотрено изменение частоты запуска.
В комплексе были установлены запросчики системы опознавания "Кремний-2" и приемные устройства системы активного ответа "Глобус-2", антенны которых совмещены с антеннами верхних углов места дальномеров. Каналы опознавания и активного ответа были защищены от несинхронных помех.
Для наведения истребителей, а также для передачи данных воздушной обстановки, радиолокационный комплекс "Алтай" сопрягался с аппаратурой системы "Воздух-1", при наличии в ней дополнительных устройств.
Вид ИКО
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
8 февраля 1961 г. начались государственные испытания опытного образца РЛК "Алтай". Они были завершены 10 июня 1961 г. "Алтай" государственные испытания успешно выдержал. Государственная комиссия рекомендовала принять РЛК на вооружение. В модификации (индекс 1РЛ-118) "Алтай" был принят на вооружение в 1962 г. под шифром П-80 и серийно выпускался до 1964 г. на Балахнинском электромеханическом заводе.
МОДЕРНИЗАЦИИ
В течение 1962-1964 гг. институтом было проведена модернизация РЛК "Алтай" по следующим направлениям: для дальномерных каналов были разработаны новые приемо-передающие кабины с большей грузоподъемностью и улучшенными характеристиками и новые более мощные опорно-поворотные устройства; силовой электропривод приемо-передающих кабин дальномеров был заменен гидравлическим приводом с увеличенной мощностью, более жесткими характеристиками и меньшей динамической ошибкой; применен более мощный гидравлический привод наклона антенн; более совершенные системы охлаждения магнетронов и вентиляции; улучшена конструкция индикатора кругового обзора; разработана новая более совершенная система электропитания.
Модернизированный комплекс был принят на вооружение в 1964 г. (индекс 1РЛ-118М2) и выпускался серийно в 1964-1965 гг.
Вторая модернизация РЛК "Алтай" затронула как дальномерную, так и высотомерную часть комплекса.
В 1964 г. на государственные испытания был предъявлен радиолокационный узел средней производительности "Межа", предназначенный для построения единого радиолокационного поля ПВО страны и для автономного использования.
Эта разработка базировалась на комплексе "Алтай", специально доработанного институтом для этой цели. В комплексе "Алтай" была введена аппаратура пеленгационных каналов (на основе разработки "Алтай-Э"), предварительной селекции эхо-сигналов и защиты от несинхронных импульсных помех, поступающих по боковым лепесткам.
Кроме того, была разработана устанавливаемая на командном пункте узла аппаратура синхронизации для всех его радиолокационных средств. На командном пункте узла был предусмотрен полуавтоматический (при сложной воздушной обстановке и наличии помех) и автоматический (при более простой воздушной обстановке) ввод данных о координатах целей, выработанных радиолокационным комплексом, в электронно-вычислительную машину для обработки этих данных.
Данные о пеленгах на самолеты-помехоносители, выработанные с помощью пеленгационных каналов комплекса "Алтай", автоматически поступали на ЭВМ с данного и других узлов для определения координат помехоносителей триангуляционным методом. Был также введен режим работы по обнаружению низколетящих целей. Модернизированный комплекс был принят на вооружение в 1965 г. (индекс 1РЛ-118М) и выпускался серийно в 1965-1966 гг.
В 1964-65 гг. институтом была проведена разработка стационарного варианта РЛК "Алтай" на базе его модификации 1РЛ-118М. Стационарный вариант был принят на вооружение в 1965 г. (индекс 1РЛ-118МС) и выпускался параллельно с модификацией 1РЛ-118М в течении 1965-1966 гг.
Опыт эксплуатации РЛК "Алтай" в системе С-200 показал, что верхняя граница обнаружения малоразмерных целей недостаточна. Возникла также необходимость создания унифицированного комплекса, способного сопрягаться со всеми существующими автоматизированными системами управления.
Специалистами ОКБ Балахнинского завода (ныне Правдинский завод радиорелейной аппаратуры) совместно с учеными Института была разработана также модификация комплекса, которая была принята на вооружение в 1966 г. под шифром П-80А.
Комплекс П-80А предназначался для автономной работы и для работы в автоматизированных системах "Воздух-1П", "Воздух-1М", "АСУРК-1М", "Луч-1", а также в стационарных системах управления С-25 и С-100. Комплекс П-80А (индекс 1РЛ-118МЗ) выпускался в течение 1966-1972 гг. крупной серией. В РЛК П-80А был увеличен потолок обнаружения с 34 до 45 км, дальность обнаружения, введены режимы работы НЛЦ (по низколетящим целям) и ВЛЦ (по высоколетящим целям).
В комплексе были применены новые прицепы, улучшены эксплуатационные характеристики, встроен наземный запросчик опознавания "Квант" с дистанционным переключением кодов (для систем опознавания "Кремний-2" и "Кремний-2М") разработанный Новосибирским научно-исследовательским институтом №208.
20 апреля 1962 г. комиссией Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам было принято решение об упорядочении проектных и опытных работ по созданию радиопрозрачных укрытий для наземных радиолокационных станций.
На основании этого решения институту было поручено разработать радиопрозрачное укрытие для приемно-передающих кабин радиолокационного комплекса "Алтай" (шифр разработки "Шалаш-А"), предназначенное для предохранения антенно-поворотных устройств от воздействия ветровых нагрузок, атмосферных осадков, песчаных бурь, а также для визуальной маскировки кабин.
Укрытие представляло собой мягкую воздухонепроницаемую оболочку из прорезиненной капроновой ткани. В рабочем положении оболочка заполнялась воздухом при небольшом избыточном давлении и имела вид полусферы диаметром 26 метров. Оболочка крепилась к специальному опорному сооружению и могла устанавливаться непосредственно на грунте или на металлической эстакаде. Для поддержания избыточного давления воздуха внутри оболочки в требуемых пределах в составе изделия были предусмотрены устройства воздухоподдува и автоматики.
В разработке радиопрозрачного укрытия "Шалаш-А" принимали участие: Научно-исследовательский институт резиновой промышленности - в части оболочки; войсковая часть 14262 - в части опорных сооружений и устройств воздухоподдува; Проектно-конструкторское бюро № 12 - в части устройств автоматики и проектный институт "Промстальконструкция" - в части проекта монтажа укрытия.
По результатам испытания опытного образца укрытия "Шалаш-А" приказом Министра радиопромышленности от 26 ноября 1969 г. был определен порядок изготовления установочной партии радиопрозрачных укрытий, которым был присвоен индекс 5У91. Изготовление укрытий осуществлялось на Балахнинском электромеханическом заводе.
Разработанное институтом радиопрозрачное укрытие "Шалаш-А" использовалось не только для радиолокационных комплексов "Алтай", но также и для защиты радиолокационных станций П-35 и других станций, габариты антенных устройств которых позволяли размещать их под данным укрытием.
Опытно-конструкторская работа "Шалаш-А" выполнялась под руководством главного конструктора Матвеева А. С. (заместители Блох Е. И., Иванов Е. Л.)
Очередная глубокая модернизация комплекса была проведена специалистами ОКБ Балахнинского электромеханического завода при участии ведущих сотрудников института (изделие 5Н87) в начале 1970-х гг.
Комплекс "Алтай" и дальнейшие его модификации явились крупным достижением в области радиолокационной техники.
Дальность обнаружения истребителя МиГ-17 у комплекса "Алтай" и его первых модификаций достигали 250-300 км, а максимальная высота (потолок) по тому же типу самолета составляла 34 км. У модификации комплекса 1РЛ-118МЗ дальность обнаружения составляла 300-350 км, а потолок равнялся 45 км. У изделия 5Н87 дальность обнаружения составляла 350 км, потолок 55-60 км.
Над разработками комплекса и его модификацией трудился большой авторский коллектив Института. Главным конструктором разработки в 1956-1957 гг. был Сивцов В. А. Затем главным конструктором был назначен Смирнов С. А. (замести тели - Кириллов Г. В., Хотенко В. Ф., Сивцов В. А., Андриевский С. С., Кузьмин О. А., Барышев Ю. Н., Грицкевич И. Г., Баев Д. С.).
Авторы выражают благодарность ветерану ВНИИРТ Нине Ивановне Томилиной за помощь в подборе архивных материалов. Фото из архива ВНИИРТ и авторов публикуются впервые.
Вадим КОРЛЯКОВ - генеральный директор ОАО "Всероссийский НИИ радиотехники"
Юрий КУЧЕРОВ - советник генерального директора ОАО "Всероссийский НИИ радиотехники", кандидат технических наук, полковник, в 1974-1975 гг. старший инженер РЛК П-80А
Подробнее: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
РЛК "Алтай" (индекс 1РЛ-118) был принят на вооружение в 1962 г. под шифром П-80 и серийно выпускался на Балахнинском электромеханическом заводе. Радиолокационный комплекс "Алтай" и его дальнейшие модификации явились крупным достижением в области отечественной радиолокационной техники.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Постановлением Совета министров СССР от 21 февраля 1950 г. на НИИ-20 (в настоящее время Всероссийский НИИ радиотехники) была возложена разработка по тактико-техническим требованиям ГАУ радиолокационной станции кругового обзора "Тополь-2" в сантиметровом диапазоне волн. "Тополь-2" предназначался к использованию в частях ВНОС для обнаружения самолетов, в частях ВВС, ИА ПВО - для наведения истребительной авиации и в частях зенитной артиллерии - для выработки данных целеуказания. Эта станция успешно выдержала Государственные испытания. Однако в полном составе в производство запущена не была из-за отсутствия в ней средств помехозащиты.
Основные характеристики РЛК П-80
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Входивший в состав станции радиовысотомер оказался крайне необходимым для войск, так как позволял определять высоты выбранных целей при совместной работе со станцией кругового обзора и автономно работать в режиме секторного обзора. Этот радиовысотомер был принят на вооружение под шифром "Конус" (ПРВ-10). Большие партии радиовысотомеров "Конус" выпускались, начиная с 1953 г., заводом № 588 МПСС (в настоящее время Лианозовский электромеханический завод).
Для определения путей борьбы с пассивными помехами в НИИ-20 была поставлена и выполнена к концу 1951 г. под руководством Кобзарева Ю. Б. и его заместителей Кислякова Л. Н. и Данилова Н. Н. крупная научно-исследовательская работа под шифром "Стекло".
Результатом этой работы было создание когерентно-импульсного метода борьбы с пассивными помехами, который в значительной мере решил проблему защиты как от помех, создаваемых местными предметами и метеофакторами, так и от дипольных помех со стороны противника.
Используя результаты НИР "Стекло", институтом был создан помехозащищенный радиовысотомер "Вершина", который был принят на вооружение в 1961 г. под шифром ПРВ-11. Он был запущен в серию на заводе № 588 МПСС взамен радиовысотомера "Конус", а затем и на Запорожском заводе передвижных электростанций.
Постановлением Совета министров СССР от 16 августа 1954 г. НИИ 244 (ныне Всероссийский НИИ радиотехники) было поручено на базе станции "Тополь-2" и радиовысотомера "Вершина" разработать для радиотехнических войск ПВО страны, частей и соединений ВВС и ПВО ВМС радиолокационные станции "Тополь-3" и "Тополь-4". Тактико-техническими требованиями к этим РЛС были предусмотрены наличие в них средств защиты от воздействия активных и пассивных помех, увеличение потолка и дальности обнаружения самолетов.
В начальный период проектирования РЛС "Тополь-3" и "Тополь-4" главным конструктором Сивцовым В. А. был представлен доклад Научно-техническому совету института, в котором обосновывалась нецелесообразность дальнейшего проведения разработок по заданным ТТТ и предлагалось создание подвижного радиолокационного комплекса с существенно более высокими тактико-техническими характеристиками. Соответствующие предложения института были поддержаны Министерством обороны.
Подвижный помехозащищенный радиолокационный комплекс обнаружения, наведения и целеуказания "Алтай" разрабатывался научно-исследовательским институтом № 244 Министерства радиотехнической промышленности (в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 31 мая 1956 г. № 3115-р.с. и Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 июня 1958 г. № 608-293) по тактико-техническим требованиям Главного артиллерийского управления Министерства обороны СССР.
Подвижный РЛК "Алтай" предназначался для обнаружения самолетов и наведения истребителей на самолеты противника, а также для целеуказания станциям орудийной наводки зенитной артиллерии Войск ПВО страны (целеуказания ЗРВ).
По результатам решений, принятых в 1958-1959 гг. в процессе рабочего проектирования и по дополнительным материалам к техническому проекту в феврале 1960 г. были выпущены изменения тактико-технических требований на разработку опытного образца подвижного помехозащищенного радиолокационного комплекса обнаружения, наведения и целеуказания ЗРВ.
Старая редакция пунктов ТТТ выглядела так: "Подвижный помехозащищенный радиолокационный комплекс "Алтай" предназначается для обнаружения самолетов и наведения истребителей на самолеты противника, а также для целеуказания станциям орудийной наводки зенитной артиллерии войск ПВО страны".
В новой редакции - "Подвижный помехозащищенный радиолокационный комплекс "Алтай" предназначается для обнаружения, наведения истребителей на самолеты противника и целеуказания ЗРВ".
В отличие от РЛС "Памир", "Даль", "Ураган" к РЛК "Алтай", кроме современных требований к зоне обнаружения и помехозащищенности, были дополнительно предъявлены требования мобильности. Удовлетворить все эти требования решили созданием комплекса специализированных взаимодействующих радиолокаторов с разносом частот отдельных радиолокаторов и целесообразным разделением функций и зон обзора между ними.
В состав разрабатываемого комплекса были включены наряду с новыми, также ранее разработанные радиолокаторы (ПРВ "Вершина", РЛС П-15) с минимальными изменениями в них, необходимыми для включения в состав комплекса.
Для разработки РЛК "Алтай" был привлечен целый ряд предприятий:
- научно-исследовательский институт №208 МРТП, в части разработки аппаратуры дальномеров и запросчика опознавания;
- НИИ-101 МРТП, в части разработки элементов сопряжения с системами наведения и целеуказания - "Воздух", "Сеть" и индикаторов для этих систем;
- ОКБ-588 МРТП, в части разработки прицепов с дизельэлектрическими агрегатами и увеличения дальности высотомеров "Вершина".
При проектировании РЛК "Алтай" особое внимание было обращено на максимальное использование схемного и конструктивного "задела", имеющегося в результате предыдущих разработок института ("Тополь-2", "Конус", "Вершина").
Типовые конструкции отдельных блоков и узлов, готовые изделия выбирались по возможности в пределах номенклатуры, принятой для станций, освоенных или осваиваемых промышленностью. В ходе рабочего проектирования принимались меры к дальнейшему сокращению номенклатуры деталей, материалов и т.п., а также к замене деталей, материалов на более перспективные.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЛК "АЛТАЙ"
Подвижный помехозащищенный радиолокационный комплекс "Алтай" представлял собой систему нескольких радиолокаторов, объединенных централизованным управлением и обеспечивающих отображение воздушной обстановки на общем индикаторе, что позволяло при сохранении подвижности объекта обеспечить надежный обзор в заданной тактико-техническими требованиями зоне.
В результате проектирования и создания опытного образца на Государственные испытания РЛК был представлен в составе:
- два дальномера, предназначенные для измерения наклонной дальности и азимута цели, приемо-передающая аппаратура которых смонтирована в двух синхронно-вращающихся кабинах на артиллерийских повозках КЗУ-28;
- четыре радиовысотомера типа "Вершина", предназначенные для измерения высоты целей и смонтированные в специальных вращающихся кабинах на артиллерийских повозках КЗУ-16;
- технический пост с индикаторной аппаратурой, аппаратурой запуска, аппаратурой дистанционного управления дальномерами и высотомерами в прицепе типа 598;
- специальный модуляторный прицеп типа 598, содержащий модуляторные устройства дальномерных каналов и аппаратуру вычитания системы защиты от пассивных помех;
- станция электропитания, содержащая 12 рабочих и 2 резервные дизельэлектрических агрегатов типа АЗ-30. Питание осуществлялось напряжением 400 Гц (электростанция была размещена на 7 повозках 2-ПН-6 с кузовом КУНГ-П-6, по два агрегата в каждой повозке);
- прицеп ЗИПа с запасным имуществом и контрольно-измерительной аппаратурой, размещенной на повозке 2-ПН-6 в кузове КУНГ-П-6;
- автокран типа АК-61, предназначенный для свертывания и развертывания комплекса.
Всего в состав комплекса входило 17 транспортных единиц (16 двухосных прицепов и один автокран).
Катушки с кабелями в специальных контейнерах и другое вспомогательное оборудование, так же как и антенные зеркала при транспортировке перевозились в кузовах тягачей, транспортирующих комплекс.
Оборудование технического поста допускало вынос одного шкафа с индикатором кругового обзора и четырех индикаторных шкафов высотомеров с дистанционным управлением, а также двух шкафов с блоками питания на выносной командный пункт, удаленный на расстояние до 100 м от техпоста (со штатными кабелями).
Приемно-передающие кабины высотомеров и дальномеров могли быть установлены на расстояниях до 100 метров от технического поста.
Комплекс разворачивался на позиции в течение 14 часов дневного времени. Транспортировка по шоссейным и грунтовым дорогам производилась тягачами КрАЗ-214. Общая потребляемая РЛК "Алтай" от первичного источника питания мощность составляла 250-300 кВт.
Комплекс мог быть использован как автономно, так и в составе автоматизированных радиолокационных узлов противовоздушной обороны страны. Подвижность комплекса позволяла использовать его как резерв для наращивания и восстановления имеющихся радиолокационных систем.
Дальномерная часть комплекса "Алтай" включала в себя четыре самостоятельных приемно-передающих канала, работающих каждый на отдельную антенну. При этом в каждом дальномере были расположены два канала.
Антенны дальномеров, развернутые на 1800, предназначались одна - для обзора пространства по нижним углам места, другая - по верхним углам места. Имелась возможность изменения положения обеих антенн по углу места дистанционно из технического поста.
Зона обзора дальномерных каналов комплекса в пределах от 0,50 до 450 формировалась диаграммами излучения антенн обоих дальномеров, работающих одновременно. Для этой цели обе кабины дальномеров вращались синфазно и синхронно со скоростью 6 об/мин. или 3 об/мин. Воздушная обстановка от всех 4-х каналов отображалась на 2-х одинаковых индикаторах кругового обзора с разверткой, черезпериодно изменяющей направление на 1800. Масштабы индикаторов кругового обзора 200, 300 или 400 км. В индикаторах были применены электронно-лучевые трубки большого диаметра (450 мм), позволяющие наблюдать воздушную обстановку в укрупненном масштабе.
Одновременно воздушная обстановка отображалась на индикаторах "азимут-дальность" высотомеров.
Радиовысотомеры предназначались для определения высоты полета воздушных целей в зоне углов места от +0,50 до +300 до высот 34 км. Каждый высотомер мог работать в секторном режиме обзора по азимуту (секторы - 150, 750, 1650), в режиме кругового обзора со скоростью вращения антенны 67,5 об/мин. или в режиме ручного сопровождения. Частота качания зеркала антенны в вертикальной плоскости подбиралась, в зависимости от условий работы, от 10 до 30 двойных взмахов в минуту.
Поворот антенны по азимуту осуществлялся дистанционно двумя способами: при ручном управлении антенной оператор, пользуясь рукояткой ручного привода, поворачивал кабину высотомера на указанный азимут и считывал высоту цели по электрической масштабной сетке высот; поворот антенны высотомера на азимут цели при работе в заданном секторе с индикатором "азимут-дальность" производился оператором путем совмещения маркера с отметкой цели с помощью кнюппельного механизма.
Высота цели отсчитывалась относительно середины отметки либо непосредственно по электрической шкале, либо по шкале блока управления маркером высоты при совмещении маркера с серединой отметки от цели.
Если высотомер работал в системе "Воздух-1", то разворот высотомера на азимут нужной цели осуществлялся оператором УСД аппаратуры "Каскад" или оператором индикатора привязки высоты (ИПН-1) аппаратуры "Паутина". В первом случае задачи оператора высотомера заключалась в подключении к высотомеру (по запросу) того или иного УСД. Во втором случае оператор высотомера совмещал подвижную маркерную метку высоты, имеющуюся в индикаторе, с серединой отметки от цели на индикаторе высоты, и, нажимая кнопку, выдавал данные о высоте на аппаратуру "Паутина".
На начальной стадии разработки системы "Воздух" для автоматизированного управления наведением истребительной авиации, институт в 1955 г. осуществил разработку и изготовление опытного образца аппаратуры "Паутина". Эта аппаратура предназначалась для обеспечения полуавтоматического съема операторами координат целей, а также для передачи, приема и отображения данных об общей и частной воздушной обстановке в звене: радиотехнический пост - пункт наведения - командный пункт истребительно-авиационного полка - полковой пост службы ВНОС - командный пункт истребительно-авиационной дивизии.
РЛК "Алтай" на позиции
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Работа по системе "Паутина" велась под руководством главного конструктора разработки Шорина Г. Л. авторским коллективом в составе: Гаха В. Г., Берга В. П., Дмитриевой А. А., Матвей И. О., Задвин В. А., Петрова П. П., Тихомирова Б. П., Саркисяна Б. Г. Заканчивалась эта работа в НИИ-101, в который в 1956 г. был передан в полном составе соответствующий отдел института.
Наличие индикатора "азимут-дальность" и индикатора высоты позволяло определять три координаты всех целей, находящихся в пределах указанного сектора и обеспечивало большие удобства в поиске целей на высотомере. Число работающих высотомеров могло изменяться от одного до четырех.
В радиолокационном комплексе "Алтай" имелась аппаратура и средства защиты от различного типа активных и пассивных помех.
Дальномерная часть комплекса работала в новом диапазоне частот. Максимальный разнос частот по каналам составлял 490 МГц. При поражении любого из каналов помехой с помощью дистанционного управления он мог заменяться резервным каналом.
В высотомерах была применена система дистанционной электромеханической перестройки рабочей частоты по любой заранее установленной программе, перекрывающей диапазон частот 130 МГц.
Для защиты каналов дальномерной части от импульсных ответных помех применена специальная система подавления, основанная на энергетическом различии отраженных эхо-сигналов и сигналов ответных помех и различии в направлении прихода этих сигналов. С этой целью предусмотрены отдельные приемные каналы с антенными устройствами.
Радиовысотомер "Вершина"
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Для защиты от несинхронных импульсных помех дальномерной части применена аппаратура с использованием однократного вычитания на потенциалоскопах.
Для защиты от пассивных помех в дальномерных каналах и высотомерах РЛК была применена когерентно-импульсная аппаратура (система селекции подвижных целей) с фазированием либо зондирующим импульсом (передатчиком), либо эхо-сигналом (помехой) при двукратном вычитании на потенциалоскопах ЛН-10 и квадратурном сложении.
Для повышения эффективности работы системы селекции подвижных целей, предусмотрено изменение частоты запуска.
В комплексе были установлены запросчики системы опознавания "Кремний-2" и приемные устройства системы активного ответа "Глобус-2", антенны которых совмещены с антеннами верхних углов места дальномеров. Каналы опознавания и активного ответа были защищены от несинхронных помех.
Для наведения истребителей, а также для передачи данных воздушной обстановки, радиолокационный комплекс "Алтай" сопрягался с аппаратурой системы "Воздух-1", при наличии в ней дополнительных устройств.
Вид ИКО
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
8 февраля 1961 г. начались государственные испытания опытного образца РЛК "Алтай". Они были завершены 10 июня 1961 г. "Алтай" государственные испытания успешно выдержал. Государственная комиссия рекомендовала принять РЛК на вооружение. В модификации (индекс 1РЛ-118) "Алтай" был принят на вооружение в 1962 г. под шифром П-80 и серийно выпускался до 1964 г. на Балахнинском электромеханическом заводе.
МОДЕРНИЗАЦИИ
В течение 1962-1964 гг. институтом было проведена модернизация РЛК "Алтай" по следующим направлениям: для дальномерных каналов были разработаны новые приемо-передающие кабины с большей грузоподъемностью и улучшенными характеристиками и новые более мощные опорно-поворотные устройства; силовой электропривод приемо-передающих кабин дальномеров был заменен гидравлическим приводом с увеличенной мощностью, более жесткими характеристиками и меньшей динамической ошибкой; применен более мощный гидравлический привод наклона антенн; более совершенные системы охлаждения магнетронов и вентиляции; улучшена конструкция индикатора кругового обзора; разработана новая более совершенная система электропитания.
Модернизированный комплекс был принят на вооружение в 1964 г. (индекс 1РЛ-118М2) и выпускался серийно в 1964-1965 гг.
Вторая модернизация РЛК "Алтай" затронула как дальномерную, так и высотомерную часть комплекса.
В 1964 г. на государственные испытания был предъявлен радиолокационный узел средней производительности "Межа", предназначенный для построения единого радиолокационного поля ПВО страны и для автономного использования.
Эта разработка базировалась на комплексе "Алтай", специально доработанного институтом для этой цели. В комплексе "Алтай" была введена аппаратура пеленгационных каналов (на основе разработки "Алтай-Э"), предварительной селекции эхо-сигналов и защиты от несинхронных импульсных помех, поступающих по боковым лепесткам.
Кроме того, была разработана устанавливаемая на командном пункте узла аппаратура синхронизации для всех его радиолокационных средств. На командном пункте узла был предусмотрен полуавтоматический (при сложной воздушной обстановке и наличии помех) и автоматический (при более простой воздушной обстановке) ввод данных о координатах целей, выработанных радиолокационным комплексом, в электронно-вычислительную машину для обработки этих данных.
Данные о пеленгах на самолеты-помехоносители, выработанные с помощью пеленгационных каналов комплекса "Алтай", автоматически поступали на ЭВМ с данного и других узлов для определения координат помехоносителей триангуляционным методом. Был также введен режим работы по обнаружению низколетящих целей. Модернизированный комплекс был принят на вооружение в 1965 г. (индекс 1РЛ-118М) и выпускался серийно в 1965-1966 гг.
В 1964-65 гг. институтом была проведена разработка стационарного варианта РЛК "Алтай" на базе его модификации 1РЛ-118М. Стационарный вариант был принят на вооружение в 1965 г. (индекс 1РЛ-118МС) и выпускался параллельно с модификацией 1РЛ-118М в течении 1965-1966 гг.
Опыт эксплуатации РЛК "Алтай" в системе С-200 показал, что верхняя граница обнаружения малоразмерных целей недостаточна. Возникла также необходимость создания унифицированного комплекса, способного сопрягаться со всеми существующими автоматизированными системами управления.
Специалистами ОКБ Балахнинского завода (ныне Правдинский завод радиорелейной аппаратуры) совместно с учеными Института была разработана также модификация комплекса, которая была принята на вооружение в 1966 г. под шифром П-80А.
Комплекс П-80А предназначался для автономной работы и для работы в автоматизированных системах "Воздух-1П", "Воздух-1М", "АСУРК-1М", "Луч-1", а также в стационарных системах управления С-25 и С-100. Комплекс П-80А (индекс 1РЛ-118МЗ) выпускался в течение 1966-1972 гг. крупной серией. В РЛК П-80А был увеличен потолок обнаружения с 34 до 45 км, дальность обнаружения, введены режимы работы НЛЦ (по низколетящим целям) и ВЛЦ (по высоколетящим целям).
В комплексе были применены новые прицепы, улучшены эксплуатационные характеристики, встроен наземный запросчик опознавания "Квант" с дистанционным переключением кодов (для систем опознавания "Кремний-2" и "Кремний-2М") разработанный Новосибирским научно-исследовательским институтом №208.
20 апреля 1962 г. комиссией Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам было принято решение об упорядочении проектных и опытных работ по созданию радиопрозрачных укрытий для наземных радиолокационных станций.
На основании этого решения институту было поручено разработать радиопрозрачное укрытие для приемно-передающих кабин радиолокационного комплекса "Алтай" (шифр разработки "Шалаш-А"), предназначенное для предохранения антенно-поворотных устройств от воздействия ветровых нагрузок, атмосферных осадков, песчаных бурь, а также для визуальной маскировки кабин.
Укрытие представляло собой мягкую воздухонепроницаемую оболочку из прорезиненной капроновой ткани. В рабочем положении оболочка заполнялась воздухом при небольшом избыточном давлении и имела вид полусферы диаметром 26 метров. Оболочка крепилась к специальному опорному сооружению и могла устанавливаться непосредственно на грунте или на металлической эстакаде. Для поддержания избыточного давления воздуха внутри оболочки в требуемых пределах в составе изделия были предусмотрены устройства воздухоподдува и автоматики.
В разработке радиопрозрачного укрытия "Шалаш-А" принимали участие: Научно-исследовательский институт резиновой промышленности - в части оболочки; войсковая часть 14262 - в части опорных сооружений и устройств воздухоподдува; Проектно-конструкторское бюро № 12 - в части устройств автоматики и проектный институт "Промстальконструкция" - в части проекта монтажа укрытия.
По результатам испытания опытного образца укрытия "Шалаш-А" приказом Министра радиопромышленности от 26 ноября 1969 г. был определен порядок изготовления установочной партии радиопрозрачных укрытий, которым был присвоен индекс 5У91. Изготовление укрытий осуществлялось на Балахнинском электромеханическом заводе.
Разработанное институтом радиопрозрачное укрытие "Шалаш-А" использовалось не только для радиолокационных комплексов "Алтай", но также и для защиты радиолокационных станций П-35 и других станций, габариты антенных устройств которых позволяли размещать их под данным укрытием.
Опытно-конструкторская работа "Шалаш-А" выполнялась под руководством главного конструктора Матвеева А. С. (заместители Блох Е. И., Иванов Е. Л.)
Очередная глубокая модернизация комплекса была проведена специалистами ОКБ Балахнинского электромеханического завода при участии ведущих сотрудников института (изделие 5Н87) в начале 1970-х гг.
Комплекс "Алтай" и дальнейшие его модификации явились крупным достижением в области радиолокационной техники.
Дальность обнаружения истребителя МиГ-17 у комплекса "Алтай" и его первых модификаций достигали 250-300 км, а максимальная высота (потолок) по тому же типу самолета составляла 34 км. У модификации комплекса 1РЛ-118МЗ дальность обнаружения составляла 300-350 км, а потолок равнялся 45 км. У изделия 5Н87 дальность обнаружения составляла 350 км, потолок 55-60 км.
Над разработками комплекса и его модификацией трудился большой авторский коллектив Института. Главным конструктором разработки в 1956-1957 гг. был Сивцов В. А. Затем главным конструктором был назначен Смирнов С. А. (замести тели - Кириллов Г. В., Хотенко В. Ф., Сивцов В. А., Андриевский С. С., Кузьмин О. А., Барышев Ю. Н., Грицкевич И. Г., Баев Д. С.).
Авторы выражают благодарность ветерану ВНИИРТ Нине Ивановне Томилиной за помощь в подборе архивных материалов. Фото из архива ВНИИРТ и авторов публикуются впервые.
Вадим КОРЛЯКОВ - генеральный директор ОАО "Всероссийский НИИ радиотехники"
Юрий КУЧЕРОВ - советник генерального директора ОАО "Всероссийский НИИ радиотехники", кандидат технических наук, полковник, в 1974-1975 гг. старший инженер РЛК П-80А
Подробнее: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]