Боевые машины БМ-14(8У32), БМ-14М(2Б2), БМ-14ММ (2Б2Р)
Боевые машины БМ-14(8У32), БМ-14М(2Б2) и БМ-14ММ (2Б2Р) предназначены для стрельбы 140-мм турбореактивными осколочно-фугасными снарядами М-14-ОФ и дымовыми реактивными снарядами М-14Д на дальность до 10 км.
Боевые машины отличаются друг от друга автомобильным шасси, на котором они смонтированы. Боевая машина БМ-14 смонтирована на шасси автомобиля ЗИЛ-151, боевая машина БМ-14М — на шасси автомобиля ЗИЛ-157, а боевая машина БМ-14ММ — на шасси автомобиля ЗИЛ-131. Артиллерийская часть боевых машин совершенно одинаковая, поэтому в настоящем Руководстве дается описание устройства и эксплуатации боевой машины БМ-14 с указанием некоторых отличительных особенностей боевых машин БМ-14М и БМ-14ММ.
Боевая машина, заряженная 16 снарядами, способна совершать марш до 600 км без дозаправки горючим и может открыть залповый огонь через 1,5— 2 минуты после команды «К бою».
Из боевой машины можно вести огонь с высоким темпом стрельбы: продолжительность залпа составляет 7—10 секунд, а заряжание боевой машины длится 2—3 минуты.
Боевая машина, обладающая большой маневренностью и скорострельностью, а также способностью в короткий срок открыть залповый огонь, может быть эффективно использована:
- для подавления живой силы и огневых средств противника;
- для уничтожения и подавления артиллерийских и минометных батарей;
- для уничтожения мотомеханизированных средств противника;
- для уничтожения легких полевых дерево-земляных сооружений.
Боевая машина представляет собой самоходную артиллерийскую установку, состоящую из артиллерийской части и шасси автомобиля.
Артиллерийская часть состоит из шестнадцати стволов, фермы, поворотной рамы, поворотного, подъемного и уравновешивающего механизмов, прицельных приспособлении, электрооборудования, тумбы, подрамника и специального оборудования шасси.
Ствол предназначен для направления движения снаряда при выстреле. Стволы закреплены на ферме и расположены в два ряда, по восемь стволов в каждом ряду.
Ферма представляет собой пространственную сварную конструкцию. Она установлена в подшипниках кронштейнов поворотной рамы и вместе со стволами образует качающуюся часть боевой машины.
Поворотная рама с установленными на ней фермой, стволами, поворотным, подъемным и уравновешивающим механизмами и прицельными приспособлениями представляет собой вращающуюся часть боевой машины.
Поворотная рама под действием поворотного механизма вращается на тумбе, на которую опирается тремя вертикальными роликами. Шесть горизонтальных роликов центрируют вращение поворотной рамы и удерживают ее на тумбе от опрокидывания.
Поворотный механизм червячного типа служит для горизонтальной наводки стволов в пределах ±70° от продольной оси боевой машины.
Подъемный механизм винтового типа. С помощью подъемного механизма стволам можно придавать углы возвышения от + 10° до +50° в секторе горизонтального обстрела ±70° и от 0 до +50° в секторах горизонтального обстрела по 29е (от ±41° до ±70°) с правого и левого бортов.
Уравновешивающий механизм пружинный, толкающего тина, служит для уменьшения усилия на рукоятке привода подъемного механизма.
Прицельные приспособления служат для наводки боевой машины в цель. К ним относятся: прицел, панорама, кон¬соль с валом и тяга параллелограмма.
При стрельбе ночью шкалы прицела и панорамы освещаются от аккумуляторов автошасси.
Электрооборудование служит для воспламенения порохового заряда снаряда. Электрооборудование состоит из двух аккумуляторных батарей, переключателя, соединительной коробки, проводов, контактов, контактных рычагов и выносной катушки.
Электрический ток от аккумуляторных батарей поступает к переключателю, находящемуся в кабине боевой машины, а от него по проводам (поочередно) — к контактным рычагам стволов; с контакта контактного рычага ток поступает на контакт свечи снаряда, в результате чего происходит воспламенение порохового заряда в снаряде и выстрел.
Выносная катушка предназначена для ведения стрельбы из укрытия, расположенного на расстоянии до 60 м от боевой машины.
Тумба, неподвижно закрепленная на подрамнике, служит опорой для вращающейся части боевой машины.
Подрамник, представляющий собой сварную прямоугольную раму, является основанием артиллерийской части боевой машины.
Подрамник закреплен на лонжеронах шасси автомобиля.
Специальное оборудование шасси боевой машины состоит из защиты кабины, защиты бензобаков и бензоотстойника, домкратов, сиденья с опорной стойкой, крыльев и кронштейна для огнетушителя.
Защита кабины предохраняет кабину и находящийся в ней расчет от воздействия газовой струи снаряда при выстреле, а защита бензобаков и бензоотстойника предохраняет бензобаки и бензоотстойник от механических повреждений.
Домкраты, разгружая рессоры задних мостов автошасси, придают устойчивость боевой машине при выстреле.
Сиденье служит для размещения расчета боевой машины. В ящиках сиденья помещаются щелочные аккумуляторы, выносная катушка, панорама, запасные части, инструмент и принадлежность.
Сиденье боевой машины БМ-14М короче сиденья боевой машины БМ-14 на 45 мм.
Артиллерийская часть боевой машины для предохранения от пыли, грязи и атмосферных осадков закрывается брезентовым чехлом. Винт подъемного механизма, переключатель и прицел также закрываются брезентовыми чехлами.
Основные тактико-технические данные БМ-14:
Конструктивные данные
Калибр ствола - 140,3 мм;
Число стволов - 16;
Длина ствола - 1370 мм;
Наибольший угол возвышения - 50°;
Наименьший угол возвышения - 0°;
Углы горизонтальной наводки:
- при углах возвышения от 0 до+50° (в секторах горизонтального обстрела от ±41° до ±70°) - 29°;
- при углах возвышения от +10° до +50° - ±70°;
Высота окуляра панорамы - 1475 мм;
Габаритные данные
Длина в походном положении:
- без лебедки - 6930 мм;
- с лебедкой - 7260 мм;
Ширина в походном положении - 2300 мм (2330 мм, 2500 мм)*;
Высота в походном положении - 2650 мм (2560 мм, 2750 мм)*;
Высота при наибольшем угле возвышения - 2970 мм (3045 мм, 3230 мм)*;
Весовые данные
Вес заряженной боевой машины с расчетом - 8200 кг (8080 кг, 9340 кг)*;
Вес боевой машины без снарядов и расчета - 7000 кг;
Вес артиллерийской части - 2120 кг;
Вес ствола - 24,0 кг;
Вес фермы - 118 кг;
Вес поворотной рамы - 280 кг;
Вес тумбы с червячной шестерней - 200 кг;
Вес подъемного механизма - 60 кг;
Вес уравновешивающего механизма - 40 кг;
Вес домкрата - 33,5 кг;
Вес сиденья с опорной стойкой - 114 кг;
Вес защиты кабины - 71 кг;
Эксплуатационные данные
Минимальное время, необходимое для производства полного залпа - 7—10 сек;
Время перехода из походного положения в боевое без заряжания - 1,5 мин;
Время перехода из боевого положения в походное - 2 мин;
Время, необходимое для заряжания боевой машины - 2 мин;
Усилие на рукоятке привода подъемного механизма - до 10 кгс;
Усилие на маховичке привода поворотного механизма - до 8 кгс;
Изменение угла возвышения за один оборот рукоятки привода подъемного механизма - 0°40';
Изменение угла поворота за один оборот маховичка привода поворотного механизма - 1°40';
Максимальная скорость движения заряженной боевой машины по асфальтированному шоссе хорошего состояния - до 60 км/час;
Наибольшее тяговое усилие лебедки - 4500 кгс;
Наибольшая глубина брода с твердым дном, преодолеваемая заряженной боевой машиной - 750 мм;
Наибольший подъем, преодолеваемый заряженной боевой машиной при сухом и твердом грунте - 28°.
* - в скобках приведены данные для БМ-14М и БМ-14ММ
Фото 8У32
снаряд М-14-ОФ
Источник: Боевые машины БМ-14, БМ-14М и БМ-14ММ. Руководство службы. 1972 г.
Боевые машины БМ-14(8У32), БМ-14М(2Б2) и БМ-14ММ (2Б2Р) предназначены для стрельбы 140-мм турбореактивными осколочно-фугасными снарядами М-14-ОФ и дымовыми реактивными снарядами М-14Д на дальность до 10 км.
Боевые машины отличаются друг от друга автомобильным шасси, на котором они смонтированы. Боевая машина БМ-14 смонтирована на шасси автомобиля ЗИЛ-151, боевая машина БМ-14М — на шасси автомобиля ЗИЛ-157, а боевая машина БМ-14ММ — на шасси автомобиля ЗИЛ-131. Артиллерийская часть боевых машин совершенно одинаковая, поэтому в настоящем Руководстве дается описание устройства и эксплуатации боевой машины БМ-14 с указанием некоторых отличительных особенностей боевых машин БМ-14М и БМ-14ММ.
Боевая машина, заряженная 16 снарядами, способна совершать марш до 600 км без дозаправки горючим и может открыть залповый огонь через 1,5— 2 минуты после команды «К бою».
Из боевой машины можно вести огонь с высоким темпом стрельбы: продолжительность залпа составляет 7—10 секунд, а заряжание боевой машины длится 2—3 минуты.
Боевая машина, обладающая большой маневренностью и скорострельностью, а также способностью в короткий срок открыть залповый огонь, может быть эффективно использована:
- для подавления живой силы и огневых средств противника;
- для уничтожения и подавления артиллерийских и минометных батарей;
- для уничтожения мотомеханизированных средств противника;
- для уничтожения легких полевых дерево-земляных сооружений.
Боевая машина представляет собой самоходную артиллерийскую установку, состоящую из артиллерийской части и шасси автомобиля.
Артиллерийская часть состоит из шестнадцати стволов, фермы, поворотной рамы, поворотного, подъемного и уравновешивающего механизмов, прицельных приспособлении, электрооборудования, тумбы, подрамника и специального оборудования шасси.
Ствол предназначен для направления движения снаряда при выстреле. Стволы закреплены на ферме и расположены в два ряда, по восемь стволов в каждом ряду.
Ферма представляет собой пространственную сварную конструкцию. Она установлена в подшипниках кронштейнов поворотной рамы и вместе со стволами образует качающуюся часть боевой машины.
Поворотная рама с установленными на ней фермой, стволами, поворотным, подъемным и уравновешивающим механизмами и прицельными приспособлениями представляет собой вращающуюся часть боевой машины.
Поворотная рама под действием поворотного механизма вращается на тумбе, на которую опирается тремя вертикальными роликами. Шесть горизонтальных роликов центрируют вращение поворотной рамы и удерживают ее на тумбе от опрокидывания.
Поворотный механизм червячного типа служит для горизонтальной наводки стволов в пределах ±70° от продольной оси боевой машины.
Подъемный механизм винтового типа. С помощью подъемного механизма стволам можно придавать углы возвышения от + 10° до +50° в секторе горизонтального обстрела ±70° и от 0 до +50° в секторах горизонтального обстрела по 29е (от ±41° до ±70°) с правого и левого бортов.
Уравновешивающий механизм пружинный, толкающего тина, служит для уменьшения усилия на рукоятке привода подъемного механизма.
Прицельные приспособления служат для наводки боевой машины в цель. К ним относятся: прицел, панорама, кон¬соль с валом и тяга параллелограмма.
При стрельбе ночью шкалы прицела и панорамы освещаются от аккумуляторов автошасси.
Электрооборудование служит для воспламенения порохового заряда снаряда. Электрооборудование состоит из двух аккумуляторных батарей, переключателя, соединительной коробки, проводов, контактов, контактных рычагов и выносной катушки.
Электрический ток от аккумуляторных батарей поступает к переключателю, находящемуся в кабине боевой машины, а от него по проводам (поочередно) — к контактным рычагам стволов; с контакта контактного рычага ток поступает на контакт свечи снаряда, в результате чего происходит воспламенение порохового заряда в снаряде и выстрел.
Выносная катушка предназначена для ведения стрельбы из укрытия, расположенного на расстоянии до 60 м от боевой машины.
Тумба, неподвижно закрепленная на подрамнике, служит опорой для вращающейся части боевой машины.
Подрамник, представляющий собой сварную прямоугольную раму, является основанием артиллерийской части боевой машины.
Подрамник закреплен на лонжеронах шасси автомобиля.
Специальное оборудование шасси боевой машины состоит из защиты кабины, защиты бензобаков и бензоотстойника, домкратов, сиденья с опорной стойкой, крыльев и кронштейна для огнетушителя.
Защита кабины предохраняет кабину и находящийся в ней расчет от воздействия газовой струи снаряда при выстреле, а защита бензобаков и бензоотстойника предохраняет бензобаки и бензоотстойник от механических повреждений.
Домкраты, разгружая рессоры задних мостов автошасси, придают устойчивость боевой машине при выстреле.
Сиденье служит для размещения расчета боевой машины. В ящиках сиденья помещаются щелочные аккумуляторы, выносная катушка, панорама, запасные части, инструмент и принадлежность.
Сиденье боевой машины БМ-14М короче сиденья боевой машины БМ-14 на 45 мм.
Артиллерийская часть боевой машины для предохранения от пыли, грязи и атмосферных осадков закрывается брезентовым чехлом. Винт подъемного механизма, переключатель и прицел также закрываются брезентовыми чехлами.
Основные тактико-технические данные БМ-14:
Конструктивные данные
Калибр ствола - 140,3 мм;
Число стволов - 16;
Длина ствола - 1370 мм;
Наибольший угол возвышения - 50°;
Наименьший угол возвышения - 0°;
Углы горизонтальной наводки:
- при углах возвышения от 0 до+50° (в секторах горизонтального обстрела от ±41° до ±70°) - 29°;
- при углах возвышения от +10° до +50° - ±70°;
Высота окуляра панорамы - 1475 мм;
Габаритные данные
Длина в походном положении:
- без лебедки - 6930 мм;
- с лебедкой - 7260 мм;
Ширина в походном положении - 2300 мм (2330 мм, 2500 мм)*;
Высота в походном положении - 2650 мм (2560 мм, 2750 мм)*;
Высота при наибольшем угле возвышения - 2970 мм (3045 мм, 3230 мм)*;
Весовые данные
Вес заряженной боевой машины с расчетом - 8200 кг (8080 кг, 9340 кг)*;
Вес боевой машины без снарядов и расчета - 7000 кг;
Вес артиллерийской части - 2120 кг;
Вес ствола - 24,0 кг;
Вес фермы - 118 кг;
Вес поворотной рамы - 280 кг;
Вес тумбы с червячной шестерней - 200 кг;
Вес подъемного механизма - 60 кг;
Вес уравновешивающего механизма - 40 кг;
Вес домкрата - 33,5 кг;
Вес сиденья с опорной стойкой - 114 кг;
Вес защиты кабины - 71 кг;
Эксплуатационные данные
Минимальное время, необходимое для производства полного залпа - 7—10 сек;
Время перехода из походного положения в боевое без заряжания - 1,5 мин;
Время перехода из боевого положения в походное - 2 мин;
Время, необходимое для заряжания боевой машины - 2 мин;
Усилие на рукоятке привода подъемного механизма - до 10 кгс;
Усилие на маховичке привода поворотного механизма - до 8 кгс;
Изменение угла возвышения за один оборот рукоятки привода подъемного механизма - 0°40';
Изменение угла поворота за один оборот маховичка привода поворотного механизма - 1°40';
Максимальная скорость движения заряженной боевой машины по асфальтированному шоссе хорошего состояния - до 60 км/час;
Наибольшее тяговое усилие лебедки - 4500 кгс;
Наибольшая глубина брода с твердым дном, преодолеваемая заряженной боевой машиной - 750 мм;
Наибольший подъем, преодолеваемый заряженной боевой машиной при сухом и твердом грунте - 28°.
* - в скобках приведены данные для БМ-14М и БМ-14ММ
Фото 8У32
снаряд М-14-ОФ
Источник: Боевые машины БМ-14, БМ-14М и БМ-14ММ. Руководство службы. 1972 г.
Последний раз редактировалось: Admin (17/10/2014, 10:01), всего редактировалось 1 раз(а)