Т-29 - средний колёсно-гусеничный танк.
Единственный серийный средний колёсно-гусеничный танк.
Средний колёсно-гусеничный танк Т-29 спроектирован в АТБ технического отделения ЭКУ ОГПУ (г. Москва) под руководством Н.А.Астрова на основе конструкции танка ПТ-1А и материалов проекта танка-истребителя ИТ-3 в 1933-1934 гг.
После расформирования АТБ в 1934 г. все работы по танку Т-29 были переданы на Опытный завод «Спецмаштреста» им. С.М.Кирова (с 1936 г. - завод №185) в Ленинграде.
В 1934 г. завод изготовил два опытных танка: Т-29-4 и Т-29-5.
По итогам испытаний опытных танков, проведённых зимой 1934 г., КО Опытного завода им. С.М.Кирова под руководством ведущего инженера танка В.Н.Цейца в 1935 г. спроектировало эталонный вариант танка Т-29 для серийного производства.
В феврале 1936 г. танк, получивший обозначение Т-29, был принят на вооружение РККА.
За время серийного производства на ЛКЗ (г. Ленинград) изготовили 2 танка.
История создания.
В 1930 г. в Экономическом управлении Объединённого государственного политического управления (ЭКУ ОГПУ) было создано Техническое отделение, которое в СССР руководило работами различных Особых конструкторских бюро (ОКБ), использовавших труд заключённых специалистов. Техническому отделению последовательно присваивались номера, 5-го, 8-го, 11-го и 7-го отделений ЭКУ ОГПУ СССР. Начальником Технического отделения ЭКУ ОГПУ СССР в 1930 −1934 гг. был А.Г.Горянов-Горный (Пенкнович).
В 1933 г. в одном из таких КБ - в Авто-танковом бюро (АТБ) технического отделения ЭКУ ОГПУ в Москве - по заданию Управления по механизации и моторизации Рабоче-крестьянской Красной армии (УММ РККА) под руководством Н.А.Астрова были начато эскизное проектирование нового среднего колёсно-гусеничному танку Т-29. При создании Т-29 Н.А.Астровым использовался конструкторский задел по создававшимся здесь же плавающему танку ПТ-1А и танку-истребителю ИТ-3. В разработке Т-29 участвовал Н.В.Цейц, который, как и Астров, был конструктором-заключённым.
Особенностью создания Т-29 было то, что с самого начала проектирования разрабатывались несколько вариантов танка, незначительно различающихся между собой толщиной брони и боевой массой. Всего было разработана 4 варианта танка: Т-29-1, Т-29-3, Т-29-4 и Т-29-5.
Танки Т-29-1 и Т-29-3 имели по одной башне. Согласно проекту, танк Т-29-1 имел толщину лобовых листов 15 мм, а бортов — 13 мм, расчётная боевая масса составляла 14 790 кг. У Т-29-3 толщина лобовой брони составляла 20 мм, бортов — до 15 мм, а боевая масса выросла до 15 415 кг. Эти два варианта танка в лобовом листе корпуса предусматривалось размещение курсового пулемёта ДТ. А вот варианты Т-29-4 и Т-29-5 были трёхбашенными. Т-29-4 имел ту же толщину брони, что и Т-29-3, его боевая масса увеличилась до 17 185 кг. Максимальная скорость Т-29-1, Т-29-3 и Т-29-4 на гусеницах должна была составлять 60 км/ч, а на колёсном ходу 80 км/ч. Самым тяжёлым вариантом был Т-29-5. Толщина лобового листа его корпуса и башни составляла 30 мм, что теоретически позволяло «держать» снаряды малокалиберной артиллерии. Толщина бортов была увеличена до 20 мм, а боевая масса — до 20 145 кг. Максимальная скорость этого танка на гусеничном ходу должна была составить 50 км/ч, а на колёсном увеличивалась до 70 км/ч.
Эскизный проект танка Т-29 (варианты № 1–3), разработанный в АТБ техотделения ЭКУ ОГПУ, 1933 г., варианты № 1–3 имели только одну башню и отличались только толщиной брони:
Эскизный проект танка Т-29 (варианты №4 и 5), разработанный в АТБ техотделения ЭКУ ОГПУ, 1933 г., видно, что в отличие от вариантов №1–3 машина имеет три башни:
После обсуждения для изготовления опытных образцов УММ РККА были определены танки Т-29-4 и Т-29-5. У АТБ Технического отделения ЭКУ ОГПУ не имелось достаточных мощностей ни для постройки Т-29, ни для ПТ-1А. У АТБ Технического отделения ЭКУ ОГПУ не имелось достаточных мощностей ни для постройки Т-29, ни для ПТ-1А. Поэтому с ноября 1933 г. к работе по этим танкам начинает привлекаться Опытный конструкторско-машиностроительный отдел (ОКМО) Ленинградского машиностроительного завода им. К.Е.Ворошилова (с 1936 г. - завод №174), которые в феврале 1932 г. были выделены из цехов танкового производства завода «Большевик». С февраля 1932 г. ОКМО руководил Николай Всеволодович Барыков, до этого работавший в совместном советско-немецком КБ АВО-5, где он и его коллеги получили опыт сотрудничества с немецким конструкторским бюро Эдварда Гроте. Заместителем руководителя ОКМО в 1932 г. был назначен Семён Александрович Гинзбург, который для этого переехал в Ленинград из Москвы. В Москве в танко-тракторному конструкторскому бюро Всесоюзного орудийно-арсенального объединения (ВОАО) под общим руководством Гинзбурга в 1931 - 1932 гг. был создан средний трёхбашенный танк с противоснарядным бронированием Т-28 (первый советский средний танк, запущенный в серийное производство). В сентябре 1933 г. на базе ОКМО был создан «Опытный завод Специального Машиностроения "Спецмаштреста"» (с мая 1934 г. – «Опытный завод им. С.М.Кирова», с 1936 г. - завод №185). Директором нового завода был назначен Н.В.Барыков, а заместителем директора по конструкторской работе - С.А.Гинзбурга.
19 ноября 1933 г. Опытный завод «Спецмаштреста» получил задание изготовить для танков Т-29 и ПТ-1А конструкции Технического отделения ЭКУ ОГПУ коробки перемены передач, бортовые передачи и другие элементы трансмиссии. Многие другие детали этих танков также изготавливались в Ленинграде на заводе «Красный Путиловец», позже, с 1934 г., ставшем Кировским заводом.
20 декабря 1933 г. Техническое отделение ЭКУ ОГПУ и Опытный завод «Спецмаштреста» заключили договор о выпуске опытных образцов ПТ-1А, Т-29-4 и Т-29-5. Сроком исполнения указывалось 15 апреля 1934 г. 2 января 1934 г. было отдано распоряжение о командировке в Ленинград специалистов из Москвы. Так Цейц оказался в Ленинграде. Постепенно в проекты танков вносились изменения. Определённое влияние на конструкцию Т-29 оказал танк Т-28, окончательный вариант которого был разработан в ОКМО — по его влиянием изменились главная башня, орудийная установка, кормовая часть и ряд других конструктивных элементов. Тем не менее, эти танки конструктивно достаточно сильно отличались друг от друга. Башня Т-29, в отличие от Т-28, была двухместной. Абсолютно другим было шасси, которое являлось развитием конструкции шасси танка ПТ-1А Технического отделения ЭКУ ОГПУ. Правда, ведущими здесь были не все опорные катки, а вторая, третья и четвёртая пары.
В 1934 г. все ОКБ при ОГПУ СССР были расформированы, а осуждённые специалисты освобождены. Был расформирован и АТБ технического отделения ЭКУ ОГПУ. Астров перешёл на должность начальника КБ завода №37. Цейц стал ведущим инженером по танку Т-29, а для Опытного завода им. С.М.Кирова «чужая» машина превратилась в «свою». Даже заказчик у нового среднего танка поменялся: 22 ноября 1934 г. УММ РККА было переименовано в Автобронетанковое управление (АБТУ) РККА.
Из-за постоянных переделок рабочих чертежей сроки изготовления опытных машин постепенно смещались. В апреле 1934 г. было решено, что Т-29-5 будет закончен к 15 августа 1934 г. Но и этот срок выдержать не удалось, причём виноват оказался не столько Опытный завод им. С.М.Кирова, сколько поставщики деталей танка. Первый выезд Т-29-5 состоялся 12 декабря 1934 г. За период до 15 декабря 1934 г. состоялось ещё несколько выездов на гусеничном ходу, в ходе которых был выявлен ряд дефектов. Бортовые фрикционы было решено переделать. Примерно в это же время, когда АТБ Технического отделения ЭКУ ОГПУ уже полгода как был расформирован, построили и опытный Т-29-4, который планировалось изготовить к 15 сентября 1934 г.
Опытный колёсно-гусеничный танк Т-29-4 во время испытаний, вид спереди, лето 1935 г.:
Опытный колёсно-гусеничный танк Т-29-4 преодолевает подъем на колесном ходу. На борту видна укладка гусениц и поручневая антенна, лето 1935 г.:
Ремонт танка Т-29-4 во время испытаний в полевых условиях. При движении на колесном ходу машина застряла, хорошо видны люки для доступа к трансмиссии и поднятый колпак над вентилятором, лето 1935 г.:
Разница между танками Т-29-4 и Т-29-5 была небольшой. Габаритные размеры танков (6530×3055×2850 мм) были одинаковыми. В процессе проектирования и изготовления боевая масса обеих машин выросла. Для Т-29-4 она составляла 21 т, Т-29-5 весил 24 т. Это была плата за более толстую броню. Внешне Т-29-5 можно легко отличить по другому ленивцу, а также по поручневой антенне (у Т-29-4 антенну разместили на бортах корпуса). Кроме того, на Т-29-4 использовались траки от Т-28, а Т-29-5 имел траки Т-35.
Опытный колёсно-гусеничный Т-29-5 в ходе заводских испытаний. В отличие от Т-29-4 эта машина не оборудовалась поручневой антенной на корпусе, октябрь 1935 г.:
С начала 1935 г. в работах по танку Т-29 начинает активно участвовать Михаил Ильич Кошкин. На Опытном заводе им. С.М.Кирова Кошкин начал работу в должности инженера-конструктора конструкторского отдела завода ещё с лета 1934 г., после окончания Ленинградского машиностроительного института Государственного всесоюзного объединения тяжелого машиностроения Наркомата тяжелой промышленности СССР. А его дипломная работа (тема: «Агрегат "Г"») была напрямую связана с танком Т-29 (руководителем дипломного проекта был Хлыстов, а консультантом – старший руководитель моторно-трансмиссионной группы конструкторского отдела Опытного завода Специального Машиностроения В.М.Симский). В середине декабря 1934 г., после возвращения директора завода Н.В.Барыкова из командировки в Англии, М.И.Кошкин был назначен на должность заместителя начальника конструкторского отдела Опытного завода им. С.М.Кирова. В этой должности М.И.Кошкин проработал в течение двух лет (с декабря 1934 г. по декабрь 1936 г.). Нередко М.И.Кошкину приходилось выполнять обязанности начальника конструкторского отдела завода в тех случаях, когда его непосредственный начальник С.А.Гинзбург был в командировках или исполнял обязанности директора Опытного завода.
В марте 1935 г. военные сделали выбор, отдав предпочтение Т-29-5. После этого работы по Т-29-4 продолжались, но уже с меньшей интенсивностью. 26 марта 1935 г. вышел приказ №51 по Наркомату тяжёлого машиностроения (НКТП) о производстве трёх образцов Т-29-5 в 1935 г. Фактически это стало началом подготовки танка к серийному производству, а эти три танка фактически стали установочной партией. Для их изготовления на Опытном заводе им. С.М.Кирова была начата разработка кооперации с другими предприятиями. Эти работы легли на плечи заместителя начальника конструкторского отдела завода М.И.Кошкина.
К 19 мая 1935 г. была подготовлена сводка по кооперации. Всего в список задействованных предприятий вошло 25 заводов, включая «Большевик», завод №7, Ижорский завод и ряд других. С 5 мая 1935 г. в конструкторском отделе Опытном завода №185 под руководством ведущего инженера танка В.Н.Цейца начались работы по разработке эталонного образца Т-29, предназначенного для серийного производства. К нему Астров уже не имел никакого отношения.
Пока шла подготовка к постройке первой установочной партии, опытный танк Т-29-5 продолжал наматывать километры в пробегах. К 8 октября 1935 г. танк преодолел 1724 км, из них 1010 км на колёсном и 714 км на гусеничном ходу. При движении на колёсном ходу удалось развить максимальную скорость 81 км/ч. В ходе войсковых испытаний с 19 по 29 октября 1935 г. танк прошёл еще 375 км.
В ходе испытаний была достигнута максимальная скорость около 79 км/ч на колёсах и 58 км/ч на гусеницах. Директор Опытного завода Барыков, присутствовавший на испытаниях, отметил, что машина могла разогнаться на гусеничном ходу до 60-63 км/ч. Средняя скорость на гусеницах по шоссе составила 51,8 км/ч. При движении по заснеженному шоссе этот показатель уменьшился до 42,6 км/ч. На заболоченной местности танк развивал среднюю скорость 19 км/ч. Полученные данные впечатлили военных: опытный танк даже на гусеничном ходу оказался быстрее Т-28 и примерно соответствовал по скорости опытному Т-28А.
В ходе войсковых испытаний у Т-29-5 был выявлен ряд недостатков. Так, место механика-водителя было признано не очень удобным, особенно по ширине. Орудийную башню признали узкой, а диаметр погона был относительно небольшого диаметра. Пулемётные башни были признаны чересчур низкими. Все эти и другие недостатки подлежали устранению в эталонной машине. Изучение боевого отделения стало продолжением огневых испытаний, которые проходили с 22 по 24 сентября 1935 г. При стрельбе на скорости 12-15 км/ч из 76-мм пушки КТ было получено от 18 до 53% попаданий. Для сравнения, в тех же условиях при стрельбе из Т-28 удавалось добиться 50-60% попаданий. Столь низкие показатели меткости оказались результатом недоработки орудийной установки на Т-29. К ней у испытателей набралась масса замечаний.
Несмотря на все недостатки, опытный средний колёсно-гусеничный танк Т-29-5 считался перспективной машиной. Кроме того, эта машина стала примером удачной кооперации большого числа заводов. За умелую организацию производства опытных образцов Т-29-4, Т-29-5 и Т-46-1 Кошкин в апреле 1936 г. получил орден Красной звезды. Правительственные награды получили и другие сотрудники завода № 185. В тот момент казалось, что у машины успешное будущее.
Опытный колёсно-гусеничный танк Т-29-4 на колёсном ходу:
Проекции опытного среднего колёсно-гусеничного танка Т-29-4:
М-Хобби.
Тактико-технические характеристики опытных Т-29-4, Т-29-5 и эталонного Т-29:
Двигатель: 4т/4ц/К/Ж - 4-тактный, 4-цилиндровый, карбюраторный, с жидкостной системой охлаждения.
vk.
По:
https://arsenal-info.ru/b/book/1660569408/7
https://oboron-prom.ru/page,29,predpriyatiya-151-200.html
https://t34inform.ru/publication/p-pers-1.html
https://warspot.ru/10724-etalon
Единственный серийный средний колёсно-гусеничный танк.
Средний колёсно-гусеничный танк Т-29 спроектирован в АТБ технического отделения ЭКУ ОГПУ (г. Москва) под руководством Н.А.Астрова на основе конструкции танка ПТ-1А и материалов проекта танка-истребителя ИТ-3 в 1933-1934 гг.
После расформирования АТБ в 1934 г. все работы по танку Т-29 были переданы на Опытный завод «Спецмаштреста» им. С.М.Кирова (с 1936 г. - завод №185) в Ленинграде.
В 1934 г. завод изготовил два опытных танка: Т-29-4 и Т-29-5.
По итогам испытаний опытных танков, проведённых зимой 1934 г., КО Опытного завода им. С.М.Кирова под руководством ведущего инженера танка В.Н.Цейца в 1935 г. спроектировало эталонный вариант танка Т-29 для серийного производства.
В феврале 1936 г. танк, получивший обозначение Т-29, был принят на вооружение РККА.
За время серийного производства на ЛКЗ (г. Ленинград) изготовили 2 танка.
История создания.
В 1930 г. в Экономическом управлении Объединённого государственного политического управления (ЭКУ ОГПУ) было создано Техническое отделение, которое в СССР руководило работами различных Особых конструкторских бюро (ОКБ), использовавших труд заключённых специалистов. Техническому отделению последовательно присваивались номера, 5-го, 8-го, 11-го и 7-го отделений ЭКУ ОГПУ СССР. Начальником Технического отделения ЭКУ ОГПУ СССР в 1930 −1934 гг. был А.Г.Горянов-Горный (Пенкнович).
В 1933 г. в одном из таких КБ - в Авто-танковом бюро (АТБ) технического отделения ЭКУ ОГПУ в Москве - по заданию Управления по механизации и моторизации Рабоче-крестьянской Красной армии (УММ РККА) под руководством Н.А.Астрова были начато эскизное проектирование нового среднего колёсно-гусеничному танку Т-29. При создании Т-29 Н.А.Астровым использовался конструкторский задел по создававшимся здесь же плавающему танку ПТ-1А и танку-истребителю ИТ-3. В разработке Т-29 участвовал Н.В.Цейц, который, как и Астров, был конструктором-заключённым.
Особенностью создания Т-29 было то, что с самого начала проектирования разрабатывались несколько вариантов танка, незначительно различающихся между собой толщиной брони и боевой массой. Всего было разработана 4 варианта танка: Т-29-1, Т-29-3, Т-29-4 и Т-29-5.
Танки Т-29-1 и Т-29-3 имели по одной башне. Согласно проекту, танк Т-29-1 имел толщину лобовых листов 15 мм, а бортов — 13 мм, расчётная боевая масса составляла 14 790 кг. У Т-29-3 толщина лобовой брони составляла 20 мм, бортов — до 15 мм, а боевая масса выросла до 15 415 кг. Эти два варианта танка в лобовом листе корпуса предусматривалось размещение курсового пулемёта ДТ. А вот варианты Т-29-4 и Т-29-5 были трёхбашенными. Т-29-4 имел ту же толщину брони, что и Т-29-3, его боевая масса увеличилась до 17 185 кг. Максимальная скорость Т-29-1, Т-29-3 и Т-29-4 на гусеницах должна была составлять 60 км/ч, а на колёсном ходу 80 км/ч. Самым тяжёлым вариантом был Т-29-5. Толщина лобового листа его корпуса и башни составляла 30 мм, что теоретически позволяло «держать» снаряды малокалиберной артиллерии. Толщина бортов была увеличена до 20 мм, а боевая масса — до 20 145 кг. Максимальная скорость этого танка на гусеничном ходу должна была составить 50 км/ч, а на колёсном увеличивалась до 70 км/ч.
Эскизный проект танка Т-29 (варианты № 1–3), разработанный в АТБ техотделения ЭКУ ОГПУ, 1933 г., варианты № 1–3 имели только одну башню и отличались только толщиной брони:
Эскизный проект танка Т-29 (варианты №4 и 5), разработанный в АТБ техотделения ЭКУ ОГПУ, 1933 г., видно, что в отличие от вариантов №1–3 машина имеет три башни:
После обсуждения для изготовления опытных образцов УММ РККА были определены танки Т-29-4 и Т-29-5. У АТБ Технического отделения ЭКУ ОГПУ не имелось достаточных мощностей ни для постройки Т-29, ни для ПТ-1А. У АТБ Технического отделения ЭКУ ОГПУ не имелось достаточных мощностей ни для постройки Т-29, ни для ПТ-1А. Поэтому с ноября 1933 г. к работе по этим танкам начинает привлекаться Опытный конструкторско-машиностроительный отдел (ОКМО) Ленинградского машиностроительного завода им. К.Е.Ворошилова (с 1936 г. - завод №174), которые в феврале 1932 г. были выделены из цехов танкового производства завода «Большевик». С февраля 1932 г. ОКМО руководил Николай Всеволодович Барыков, до этого работавший в совместном советско-немецком КБ АВО-5, где он и его коллеги получили опыт сотрудничества с немецким конструкторским бюро Эдварда Гроте. Заместителем руководителя ОКМО в 1932 г. был назначен Семён Александрович Гинзбург, который для этого переехал в Ленинград из Москвы. В Москве в танко-тракторному конструкторскому бюро Всесоюзного орудийно-арсенального объединения (ВОАО) под общим руководством Гинзбурга в 1931 - 1932 гг. был создан средний трёхбашенный танк с противоснарядным бронированием Т-28 (первый советский средний танк, запущенный в серийное производство). В сентябре 1933 г. на базе ОКМО был создан «Опытный завод Специального Машиностроения "Спецмаштреста"» (с мая 1934 г. – «Опытный завод им. С.М.Кирова», с 1936 г. - завод №185). Директором нового завода был назначен Н.В.Барыков, а заместителем директора по конструкторской работе - С.А.Гинзбурга.
19 ноября 1933 г. Опытный завод «Спецмаштреста» получил задание изготовить для танков Т-29 и ПТ-1А конструкции Технического отделения ЭКУ ОГПУ коробки перемены передач, бортовые передачи и другие элементы трансмиссии. Многие другие детали этих танков также изготавливались в Ленинграде на заводе «Красный Путиловец», позже, с 1934 г., ставшем Кировским заводом.
20 декабря 1933 г. Техническое отделение ЭКУ ОГПУ и Опытный завод «Спецмаштреста» заключили договор о выпуске опытных образцов ПТ-1А, Т-29-4 и Т-29-5. Сроком исполнения указывалось 15 апреля 1934 г. 2 января 1934 г. было отдано распоряжение о командировке в Ленинград специалистов из Москвы. Так Цейц оказался в Ленинграде. Постепенно в проекты танков вносились изменения. Определённое влияние на конструкцию Т-29 оказал танк Т-28, окончательный вариант которого был разработан в ОКМО — по его влиянием изменились главная башня, орудийная установка, кормовая часть и ряд других конструктивных элементов. Тем не менее, эти танки конструктивно достаточно сильно отличались друг от друга. Башня Т-29, в отличие от Т-28, была двухместной. Абсолютно другим было шасси, которое являлось развитием конструкции шасси танка ПТ-1А Технического отделения ЭКУ ОГПУ. Правда, ведущими здесь были не все опорные катки, а вторая, третья и четвёртая пары.
В 1934 г. все ОКБ при ОГПУ СССР были расформированы, а осуждённые специалисты освобождены. Был расформирован и АТБ технического отделения ЭКУ ОГПУ. Астров перешёл на должность начальника КБ завода №37. Цейц стал ведущим инженером по танку Т-29, а для Опытного завода им. С.М.Кирова «чужая» машина превратилась в «свою». Даже заказчик у нового среднего танка поменялся: 22 ноября 1934 г. УММ РККА было переименовано в Автобронетанковое управление (АБТУ) РККА.
Из-за постоянных переделок рабочих чертежей сроки изготовления опытных машин постепенно смещались. В апреле 1934 г. было решено, что Т-29-5 будет закончен к 15 августа 1934 г. Но и этот срок выдержать не удалось, причём виноват оказался не столько Опытный завод им. С.М.Кирова, сколько поставщики деталей танка. Первый выезд Т-29-5 состоялся 12 декабря 1934 г. За период до 15 декабря 1934 г. состоялось ещё несколько выездов на гусеничном ходу, в ходе которых был выявлен ряд дефектов. Бортовые фрикционы было решено переделать. Примерно в это же время, когда АТБ Технического отделения ЭКУ ОГПУ уже полгода как был расформирован, построили и опытный Т-29-4, который планировалось изготовить к 15 сентября 1934 г.
Опытный колёсно-гусеничный танк Т-29-4 во время испытаний, вид спереди, лето 1935 г.:
Опытный колёсно-гусеничный танк Т-29-4 преодолевает подъем на колесном ходу. На борту видна укладка гусениц и поручневая антенна, лето 1935 г.:
Ремонт танка Т-29-4 во время испытаний в полевых условиях. При движении на колесном ходу машина застряла, хорошо видны люки для доступа к трансмиссии и поднятый колпак над вентилятором, лето 1935 г.:
Разница между танками Т-29-4 и Т-29-5 была небольшой. Габаритные размеры танков (6530×3055×2850 мм) были одинаковыми. В процессе проектирования и изготовления боевая масса обеих машин выросла. Для Т-29-4 она составляла 21 т, Т-29-5 весил 24 т. Это была плата за более толстую броню. Внешне Т-29-5 можно легко отличить по другому ленивцу, а также по поручневой антенне (у Т-29-4 антенну разместили на бортах корпуса). Кроме того, на Т-29-4 использовались траки от Т-28, а Т-29-5 имел траки Т-35.
Опытный колёсно-гусеничный Т-29-5 в ходе заводских испытаний. В отличие от Т-29-4 эта машина не оборудовалась поручневой антенной на корпусе, октябрь 1935 г.:
С начала 1935 г. в работах по танку Т-29 начинает активно участвовать Михаил Ильич Кошкин. На Опытном заводе им. С.М.Кирова Кошкин начал работу в должности инженера-конструктора конструкторского отдела завода ещё с лета 1934 г., после окончания Ленинградского машиностроительного института Государственного всесоюзного объединения тяжелого машиностроения Наркомата тяжелой промышленности СССР. А его дипломная работа (тема: «Агрегат "Г"») была напрямую связана с танком Т-29 (руководителем дипломного проекта был Хлыстов, а консультантом – старший руководитель моторно-трансмиссионной группы конструкторского отдела Опытного завода Специального Машиностроения В.М.Симский). В середине декабря 1934 г., после возвращения директора завода Н.В.Барыкова из командировки в Англии, М.И.Кошкин был назначен на должность заместителя начальника конструкторского отдела Опытного завода им. С.М.Кирова. В этой должности М.И.Кошкин проработал в течение двух лет (с декабря 1934 г. по декабрь 1936 г.). Нередко М.И.Кошкину приходилось выполнять обязанности начальника конструкторского отдела завода в тех случаях, когда его непосредственный начальник С.А.Гинзбург был в командировках или исполнял обязанности директора Опытного завода.
В марте 1935 г. военные сделали выбор, отдав предпочтение Т-29-5. После этого работы по Т-29-4 продолжались, но уже с меньшей интенсивностью. 26 марта 1935 г. вышел приказ №51 по Наркомату тяжёлого машиностроения (НКТП) о производстве трёх образцов Т-29-5 в 1935 г. Фактически это стало началом подготовки танка к серийному производству, а эти три танка фактически стали установочной партией. Для их изготовления на Опытном заводе им. С.М.Кирова была начата разработка кооперации с другими предприятиями. Эти работы легли на плечи заместителя начальника конструкторского отдела завода М.И.Кошкина.
К 19 мая 1935 г. была подготовлена сводка по кооперации. Всего в список задействованных предприятий вошло 25 заводов, включая «Большевик», завод №7, Ижорский завод и ряд других. С 5 мая 1935 г. в конструкторском отделе Опытном завода №185 под руководством ведущего инженера танка В.Н.Цейца начались работы по разработке эталонного образца Т-29, предназначенного для серийного производства. К нему Астров уже не имел никакого отношения.
Пока шла подготовка к постройке первой установочной партии, опытный танк Т-29-5 продолжал наматывать километры в пробегах. К 8 октября 1935 г. танк преодолел 1724 км, из них 1010 км на колёсном и 714 км на гусеничном ходу. При движении на колёсном ходу удалось развить максимальную скорость 81 км/ч. В ходе войсковых испытаний с 19 по 29 октября 1935 г. танк прошёл еще 375 км.
В ходе испытаний была достигнута максимальная скорость около 79 км/ч на колёсах и 58 км/ч на гусеницах. Директор Опытного завода Барыков, присутствовавший на испытаниях, отметил, что машина могла разогнаться на гусеничном ходу до 60-63 км/ч. Средняя скорость на гусеницах по шоссе составила 51,8 км/ч. При движении по заснеженному шоссе этот показатель уменьшился до 42,6 км/ч. На заболоченной местности танк развивал среднюю скорость 19 км/ч. Полученные данные впечатлили военных: опытный танк даже на гусеничном ходу оказался быстрее Т-28 и примерно соответствовал по скорости опытному Т-28А.
В ходе войсковых испытаний у Т-29-5 был выявлен ряд недостатков. Так, место механика-водителя было признано не очень удобным, особенно по ширине. Орудийную башню признали узкой, а диаметр погона был относительно небольшого диаметра. Пулемётные башни были признаны чересчур низкими. Все эти и другие недостатки подлежали устранению в эталонной машине. Изучение боевого отделения стало продолжением огневых испытаний, которые проходили с 22 по 24 сентября 1935 г. При стрельбе на скорости 12-15 км/ч из 76-мм пушки КТ было получено от 18 до 53% попаданий. Для сравнения, в тех же условиях при стрельбе из Т-28 удавалось добиться 50-60% попаданий. Столь низкие показатели меткости оказались результатом недоработки орудийной установки на Т-29. К ней у испытателей набралась масса замечаний.
Несмотря на все недостатки, опытный средний колёсно-гусеничный танк Т-29-5 считался перспективной машиной. Кроме того, эта машина стала примером удачной кооперации большого числа заводов. За умелую организацию производства опытных образцов Т-29-4, Т-29-5 и Т-46-1 Кошкин в апреле 1936 г. получил орден Красной звезды. Правительственные награды получили и другие сотрудники завода № 185. В тот момент казалось, что у машины успешное будущее.
Опытный колёсно-гусеничный танк Т-29-4 на колёсном ходу:
Проекции опытного среднего колёсно-гусеничного танка Т-29-4:
М-Хобби.
Тактико-технические характеристики опытных Т-29-4, Т-29-5 и эталонного Т-29:
Двигатель: 4т/4ц/К/Ж - 4-тактный, 4-цилиндровый, карбюраторный, с жидкостной системой охлаждения.
vk.
По:
https://arsenal-info.ru/b/book/1660569408/7
https://oboron-prom.ru/page,29,predpriyatiya-151-200.html
https://t34inform.ru/publication/p-pers-1.html
https://warspot.ru/10724-etalon