А-20 (БТ-20) - лёгкий колесно-гусеничный быстроходный танк.
Разработчик: Бюро «24» танкового отдела «100» завода № 183, Харьков.
Изготовитель: завод № 183, Харьков.
Начальник Бюро «24»: Михаил Ильич Кошкин.
Заводской индекс - А-20.
Зарезервированное войсковое обозначение - БТ-20.
Стадия: опытные образцы.
Построено: ----
История создания.
15 августа 1937 г. было принято Постановление № 94сс Комитета обороны при СНК СССР «О типах танков для вооружения танковых войск РККА и о танках для производства в 1938 году». Это Постановление являлось дальнейшим развитием системы бронетанкового вооружения РККА, утвержденной на вторую пятилетку в 1933 г. Советом Труда и Обороны.
Необходимость пересмотра действовавшей во второй пятилетке системы бронетанкового вооружения назрела летом 1937 г. и была вызвана многими факторами. Во-первых, полученный опыт боевого применения танков в Испании требовал корректировки основных боевых и технических характеристик танков (вооружение, защищенность, подвижность) в сторону их усиления. Во-вторых, к лету 1937 г. руководству страны стало ясно, что промышленность не сможет полностью и в срок воплотить в жизнь систему бронетанкового вооружения, утвержденную на вторую пятилетку.
Так, согласно Постановлению СТО № 71сс от 13 августа 1933 г. в серийном производстве в 1937 г. (в последнем году второй пятилетки) должны были находиться следующие пять основных типов танков:
1. разведывательный плавающий танк типа Т-37 с колесно-гусеничным движителем;
2. легкий общевойсковой танк типа Т-26 с колесно-гусеничным движителем;
3. легкий оперативный колесно-гусеничный плавающий танк ПТ-1;
4. средний танк качественного усиления ТРГК типа Т-28 с колесно-гусеничным движителем;
5. новый тяжелый танк «особого назначения» – танк прорыва типа Т-35.
Все перечисленные танки должны были быть оснащены дизелями, работающими на тяжелом топливе.
Фактически же, к июлю 1937 г., система бронетанкового вооружения по основным типам танков была реализована промышленностью в следующем объеме:
– вместо «разведывательного плавающего колесно-гусеничного танка типа Т-37» на вооружение РККА был принят и освоен в серийном производстве гусеничный разведывательный плавающий танк Т-38;
– принят на вооружение РККА легкий общевойсковой колесно-гусеничный танк Т-46, серийное производство которого не было освоено по причине недоработанности опытного образца. Вместо танка Т-46 промышленность продолжала выпуск танка Т-26;
– вместо легкого оперативного колесно-гусеничного плавающего танка ПТ-1 на серийном производстве был оставлен легкий оперативный колесно-гусеничный танк БТ-7 с двигателем М-17;
– принят на вооружение РККА средний колесно-гусеничный танк качественного усиления Т-29, серийный выпуск которого освоен не был. Вместо танка Т-29 продолжал выпускаться танк Т-28;
– продолжал серийно производиться тяжелый танк Т-35.
При этом ни на одном из указанных типов танков дизель установлен не был, все танки по-прежнему оснащались бензиновыми двигателями. Таким образом, запланированные в рамках системы бронетанкового вооружения мероприятия на вторую пятилетку по основным типам танков были выполнены далеко не полностью, особенно неблагоприятно обстояли дела с постановкой на серийное производство колесно-гусеничных танков Т-46 и Т-29.
Кроме этого, «хромало» и качество танков, выпуск которых уже был освоен промышленностью: «тревожные сигналы» стали поступать из военных округов. Так, 20 апреля 1937 г. командующий войсками Ленинградского военного округа (ЛВО) командарм 1 ранга Б.М. Шапошников направил народному комиссару обороны Маршалу Советского Союза К.Е.Ворошилову письмо № 25965 с обстоятельным докладом, в котором были указаны конструктивные и производственные недостатки, выявленные во время эксплуатации танков Т-37, Т-38, Т-26, БТ-7, Т-28, а также бронеавтомобиля ФАИ. Перечень недостатков, обнаруженных в конструкции танка БТ-7, состоял из 46 пунктов, однако, несмотря на это, в докладе было указано, что танк «по оперативно-тактическим свойствам полностью отвечает требованиям мото-мех. войск».
Не менее многочисленным был перечень конструктивных и производственных недостатков выявленных в среднем танке Т-28 – он состоял из 47 пунктов. Наряду с перечисленными недостатками, Б.М.Шапошников в своем докладе отметил следующий немаловажный факт:
«В настоящее время в мех. бригадах на вооружении имеются машины, работающие на 4-х различных сортах топлива:
Машины, работающие на 2 сорте бензина.
Машины, работающие на 1 сорте бензина.
Машины, работающие на авио-бензине Бакинском.
Машины, работающие на авио-бензине Грозненском.
Наличие такого разнообразия с горючим создает большие неудобства и требует особой внимательности и точного расчета. Ошибочная заправка боевых машин другим сортом повлечет остановку их. Необходимо перевести все машины на топливо одного сорта».
[РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 1826. Л. 21]
В заключительной части доклада командующий войсками ЛВО внес следующие предложения по повышению боевых и эксплуатационных качеств танков БТ и Т-26:
«1. Увеличение смотровых люков, в настоящих машинах видимость весьма ограничена.
2. Поставить на перископические прицелы.
3. Создать возможность бокового выхода из башни назад, что в боевой обстановке позволит экипажу выбраться в любую сторону, независимо от положения машины.
4. На всех боевых машинах нужно установить пулеметы для стрельбы назад по движению машины.
5. Повысить удобство работы экипажа, особенно водителя.
6. Улучшить башню, как в смысле удобства работы экипажа, так и в смысле удобства производства стрельбы (стабилизирующее удобство).
7. Уменьшить шум (хлопанье) гусениц у БТ и заглушить выхлоп мотора (устройство глушителей).
8. Повысить герметичность корпуса.
9. Поставить вопрос о переводе боевых машин на двигатели тяжелого топлива (дизель), имеющего большие преимущества перед бензиновым.
10. Обязать заводы-изготовители учесть и устранить все конструктивные и производственные недостатки, отмеченные выше боемашин».
[РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 1826. Л. 21 – 22]
После ознакомления, в начале мая 1937 г., К.Е.Ворошилов отправил доклад Б.М.Шапошникова начальнику АБТУ РККА комдиву Г.Г.Бокису с резолюцией: «т.т. Бокису и Свиридову. Для ознакомления. Сообщите, так ли расценивают указанные машины другие командующие и само управление АБТ. 5/V-37 г.».
Во исполнение этого распоряжения Г.Г.Бокисом письмом № 179858 от 13 мая 1937 г. на имя К.Е.Ворошилова было отправлено следующее заключение по данному докладу:
«1. Наши танки в процессе освоения их промышленностью имели целый ряд производственных и конструктивных недостатков, которые из года в год устранялись. Танки, выпускаемые в 1937 г. резко отличаются в лучшую сторону от танков, выпущенных в 1932 г. несмотря на это в порядке войсковой эксплоатации выявляется целый ряд дополнительных требований по устранению тех или иных дефектов. Последние нами ежегодно учитываются и при пересмотре чертежей на заказы следующего года вносятся конкретные изменения на основе предварительной проверки новой конструкции на опытных образцах.
Танки ранних выпусков, находящиеся на вооружении армии, модернизируются в процессе капитальных ремонтов на заводах промышленности. Если бы не это обстоятельство у нас создалось бы совершенно неблагоприятное положение с обеспечением запасными частями.
Перейдя к отдельным типам машин необходимо сказать следующее:
1. По танку БТ. Техническое обслуживание танка БТ-7.
Я лично считаю, что этот танк является наилучшим танком, состоящим на вооружении современных армий. Танк БТ по своей тактико-технической характеристике не только не уступает, как об этом пишет тов. ШАПОШНИКОВ, танку американской армии, но, по моему, его превосходит, особенно в радиусе действия примерно в 2 раза. Этот танк лучше вооружен чем американский, так как он имеет пушечные башни и с 1937 г. на нем устанавливается также и огнеметное вооружение для защиты танка сзади. Слабым местом в нем по прежнему остается недолговечность гусеницы. В 1937 г. мы много работали над усилением гусениц, но окончательно разрешить этот вопрос как нам бы хотелось не удалось. В настоящее время изготавливается 4 варианта новых гусениц, в том числе один вариант по типу гусеницы американского танка (с резиновыми подкладками [резино-металлическим шарниром]). В танке БТ-7 в прошлом году, как Вы знаете, был выявлен крупный дефект – это поломка конической пары шестерен в коробке перемены передач, в связи с увеличенным крутящимся моментом у мотора М-17. В прошлом году эти негодные коробки были заменены на усиленные и в этом году мы перешли на новую, испытанную на 5.000 километров.
2. По танку Т-26.
Танк Т-26, по отзывам всех участников специальных учений, является хорошим танком, могущим выполнять все основные тактические задачи, которые на него возлагаются. Вам также известен приказ тов. РУХИМОВИЧА об устранении отдельных его дефектов. В настоящее время, при производственном изготовлении этого танка, выявились новые дефекты, ранее не имевшие места как массовое явление. Сейчас на стендовых испытаниях наблюдается обрыв клапанов. Для устранения этого дефекта мобилизован целый ряд инженеров, в связи с чем мы не имеем выпуска этих танков на снабжение армии.
3. По танку Т-28.
Танк Т-28 по своей тактико-технической характеристике удовлетворяет всем нашим основным требованиям. Имеющиеся дефекты в этом танке, согласно принятого решения при Вашем участии, устраняются. Об этих дефектах в основном пишет и командарм 1-го ранга тов. ШАПОШНИКОВ.
4. По танку Т-35.
Этот танк по своему вооружению является вполне современным танком. Единственным слабым местом у него является маломощность мотора, на нем стоит мотор М-17 в 500 НР, что ограничивает скорость танка в полевых условиях, желательна была бы установка мотора в 800 НР. Над разработкой мотора этого типа (дизеля) работает часть конструкторов ХПЗ.
5. По танку Т-37.
По своей тактико-технической характеристике этот танк не может служить разведывательным средством в механизированных соединениях, так как его скорости уступают танку БТ. По своей быстроходности он мало пригоден и для мех. полков, зато он может эту службу прекрасно выполнять в разведывательных и танковых батальонах стрелковых дивизий.
<...>
Подводя итоги необходимо сказать, что все танки, состоящие на вооружении Рабоче-Крестьянской Красной Армии, являются вполне современными. Единственное исключение составляет слабость передних мостов на танке Т-37. Этот танк, во что бы то ни стало необходимо в течение 1938 г. модернизировать путем замены задних мостов ГАЗ на бортовые фрикционы. В настоящее время нами уже заканчивается разработка соответствующих конструкций».
[РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 1826. Л. 23 – 24]
Согласно заключения, Г.Г.Бокис считал танки, находившиеся на вооружении РККА, вполне современными и, несмотря на имевшиеся недостатки, высоко оценивал их боевые и эксплуатационные качества.
Однако из армии продолжали поступать «тревожные сигналы» – 11 июня 1937 г. на имя К.Е.Ворошилова из Киевского военного округа (КВО) с письмом № Э-8/00650 был направлен доклад, аналогичный по содержанию докладу Б.М.Шапошникова. Командующий войсками КВО командарм 2 ранга И.Ф.Федько во вступительной части этого документа отметил:
«Опыт работы показал весьма существенные и тревожные недостатки в конструкции существующих на вооружении боевых машин.
В настоящее время можно с полной ответственностью сказать о всех этих конструктивных и технических недостатках, так как эти недостатки продолжают оставаться не устраненными рядом лет. Матчасть остается в прежнем виде и не усовершенствуется. Последние выпуски боевых машин естественно должны были бы улучшаться, в действительности же ряд недостатков оставался, а в некоторых случаях даже и увеличивался. Работа конструкторов не шла по линии конструктивного улучшения выпущенной и выпускаемой матчасти, а шла по линии изыскания новых типов машин. Необходимо было бы усовершенствовать в первую очередь существующие машины и, на основании уже опыта, производить новые типы с учетом всех выявленных недостатков и современных требований».
[РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 1826. Л. 25]
Перечисленные командующим КВО в основной части доклада недостатки конструкции танков Т-37, Т-26, БТ-2, БТ-5, БТ-7, Т-28 и бронеавтомобиля ФАИ практически полностью совпадали с перечнем недостатков, указанных в докладе Б.М.Шапошникова.
Таким образом, летом 1937 г. вопрос об изменении действовавшей системы бронетанкового вооружения был весьма актуален. Система нуждалась в корректировке на основании полученного опыта боевого применения танков в Испании и опыта длительной эксплуатации танков в Военных округах, а также из-за неспособности промышленности освоить серийное производство принятых на вооружение РККА колесно-гусеничных танков Т-46 и Т-29.
Вопрос об «установлении типов танков, их вооружении и о выполнении программы 1937 года» был рассмотрен на заседании Комитета обороны при СНК СССР, состоявшемся 1 августа 1937 г. По итогам работы заседания было принято следующее решение:
«1. На основе обмена мнений, происшедшего на заседании и данных Комитетом Обороны установок, поручить т.т. Ворошилову (созыв), Рухимовичу и Межлауку в 5-ти дневный срок дать согласованные предложения, имея в виду:
отказаться от производства танка Т-46 и от производства танкетки Т-38, заменив их вездеходными бронемашинами;
оставить производство колесно-гусеничного танка Т-29, усилив лобовую броню;
производить гусеничный танк Т-35, усилив лобовую броню до 70 мм.
2. Той же комиссии разработать системы артиллерийского и стрелкового вооружения танков.
3. Директору СТЗ тов. Фокину продолжить работы по танку конструкции СТЗ, имея в виду:
установку мотора 120 НР;
усиление брони в наиболее ответственных местах от 20 до 25 мм;
колесно-гусеничный ход со снимаемой гусеницей;
скорость хода при усиленном бронировании не менее 30 клм/час.
Параллельно, не в ущерб основному заданию, заводу СТЗ проработать вопрос о переходе с бензинового мотора на дизель.
4. Принять к сведению заявления т.т. Рухимовича и Межлаука, что установленная танковая программа на 1937 год будет НКОП и НКТП выполнена».
[РГАЭ. Ф. 7515. Оп. 1. Д. 176. Л. 85]
Через день после состоявшегося заседания Комитета обороны при СНК СССР, 3 августа 1937 г. начальник АБТУ РККА комдив Г.Г.Бокис направил К.Е.Ворошилову с письмом № 174179сс проект постановления Комитета обороны «О типах танков» на восьми листах. Однако согласовать содержавшиеся в проекте постановления предложения по новым типам танков в установленный Комитетом обороны пятидневный срок не удалось, согласование между НКО, НКОП и НКТП затянулось почти на неделю. В итоге, 9 августа 1937 г. Г.Г.Бокис направил К.Е.Ворошилову с письмом № 174200сс второй вариант проекта постановления Комитета обороны «О типах танков» на 11 листах, в основном согласованный с народными комиссарами оборонной промышленности М.Л. Рухимовичем и тяжелой промышленности В.И. Межлауком. В этом варианте проекта постановления командованием АБТУ РККА предлагалось «установить для вооружения танковых войск РККА» четыре новых типа танков и два новых типа разведывательных полугусеничных бронеавтомобилей. При этом от производства танков Т-46 и Т-38 предлагалось отказаться.
На следующий день, 10 августа 1937 г., по поручению К.Е.Ворошилова проект постановления был направлен секретарю Комитета обороны при СНК СССР комкору Г.Д.Базилевичу. А уже 14 августа 1937 г. в Кремле состоялось заседание Комитета Обороны при СНК СССР. Согласно протоколу № 14 данного заседания пятым пунктом в повестке дня рассматривался вопрос «О типах танков для вооружения танковых войск РККА и о танках для производства в 1938 году». При обсуждении этого вопроса в разработанный АБТУ РККА проект постановления были внесены изменения, в том числе и ранее предложенные народными комиссарами оборонной и тяжелой промышленности, и с учетом принятых поправок представленный НКО и НКОП проект постановления был утвержден.
Так появилось Постановление Комитета обороны при СНК СССР «О типах танков для вооружения танковых войск РККА и о танках для производства в 1938 году» № 94сс от 15 августа 1937 г., ставшее отправной точкой в создании легендарного среднего танка Т-34.
Как и предлагалось АБТУ РККА, для вооружения танковых войск устанавливалось четыре новых типа танков и два новых типа бронеавтомобилей:
– для вооружения танковых батальонов стрелковых дивизий – новый легкий колесно-гусеничный танк, спроектированный на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ) на базе опытного танка СТЗ-24 (в дальнейшем разрабатываемый танк получит индекс СТЗ-34);
– для вооружения механизированных соединений и механизированных полков конницы – новый легкий колесно-гусеничный танк серии БТ с усиленной броневой защитой, дизелем БД-2 и шестью ведущими колёсами;
– для вооружения механизированных бригад РГК – модернизированный колесно-гусеничный танк Т-29 с усиленной броневой защитой и дизелем;
– для вооружения тяжелых танковых бригад РГК – танк Т-35 с усиленной броневой защитой и пультовым управлением, а в перспективе (с 1940 г.) и с установкой дизеля;
– от разработки полугусеничных бронеавтомобилей по требованию В.И.Межлаука было решено отказаться, а вместо них для танковых частей и механизированных частей конницы в качестве разведывательной машины устанавливалось два типа колесных бронеавтомобилей – легкий (двухосный) и средний (трехосный).
Переход на производство всех шести новых типов танков и бронеавтомобилей планировалось осуществить с начала 1939 г. Танки Т-46 и Т-38 с производства снимались. До перехода на производство новых типов танков и бронеавтомобилей, в 1938 г., промышленность должна была выпускать:
«1. Завод № 174.
а) Танк Т-26 с конической башней. Предусмотреть обязательный переход подбашенной коробки с наклонными листами с 1 июля 1938 г.
Опытная серия танков в оборудованием для подводного хождения.
б) Артиллерийские танки сопровождения (АТ-1).
2. Завод № 183.
а) I полугодие 1938 г. – танк БТ-7 с конической башней, с мотором М-17, 45-мм пушкой. Опытная серия танков с оборудованием для подводного хождения.
б) II полугодие 1938 г. – танк БТ-8 с конической башней с дизельмотором с 45-мм пушкой.
в) Танк БТ-7 и БТ-8 с 76-мм пушкой.
г) Опытные образцы танков БТ-ИС с 6-ю ведущими колесами дизельмотором с конической башней с 45 и 76-мм пушкой, с наклонными листами брони подбашенной коробки с тем, чтобы обеспечить переход на производство танков БТ-ИС с 6-ю ведущими колесами в 1939 г.
д) Существующий тип танка Т-35 с 1 июля 1938 г. с усиленной броней с коническими башнями с мотором М-17.
е) Самоходную установку 203 мм гаубицы Б-4 снять с производства.
3. Кировский завод.
а) Танк Т-28 с коническими башнями с усиленной ходовой частью;
б) В IV-м квартале 1938 г. выпуск установочной серии танков Т-29, модернизированных Кировским заводом, с тем, чтобы обеспечить полный переход производства на танк Т-29 с 1 января 1939 г.
4. Сталинградский тракторный завод.
а) Установочная серия танков конструкции Сталинградского тракторного завода в количестве 25 шт.
5. Ижорский завод.
а) Средний бронеавтомобиль на шасси ГАЗ-3А (трехосный) с конической башней, с 45-мм пушкой. Часть бронеавтомобилей должна быть выпущена с крупнокалиберными пулеметами;
б) опытные образцы бронеавтомобилей с моторами 100 – 110 л.с. (ЗИС-101).
6. Выксунский завод – ДРО.
а) легкий бронеавтомобиль на шасси М-1 с конической башней и пулеметом ДТ;
б) опытный образец бронеавтомобиля с конической башней, с мотором 70 л.с.».
[ГАРФ. Ф. Р-8418. Оп. 28. Д. 27. Л. 85 – 86]
Как следует из Постановления № 94сс от 15 августа 1937 г., завод № 183 в 1938 г., кроме серийного производства танков БТ-7 с двигателями М-17 и БД-2, а также танков Т-35, должен был изготовить опытный образец легкого колесно-гусеничного танка с дизелем и шестью ведущими колёсами со следующими тактико-техническими характеристиками:
«Вес – 13 – 14 тн.
Скорость – 52 км/час на гусеницах и 72 км/час на колесах.
Двигатель – дизель ХПЗ, 400 л.с.
Тип ходовой части – колесно-гусеничная.
Броня: лобовая – 25 мм;
коническая башня – 20 мм;
бортовая и корма – 13 мм,
крыша и дно – 10 мм.
Вооружение: 1 – 45 мм пушка со стабилизаторами или
1 – 76 мм пушка;
2 пулемета ДТ;
Огнемет для самозащиты;
Каждый пятый танк должен иметь зенитную установку.
Боекомплект: 130 – 150 снарядов к 45 мм пушке или 50 снарядов к 76 мм пушке
2500 патронов к ДТ.
Приборы связи: Каждый пятый танк должен иметь дуплексную радиостанцию со штыревой антенной, устанавливающейся вдоль борта танка. Остальные танки должны иметь УКВ радиостанции.
Приборы наблюдения: перископический прицел, телескопический прицел, командирская панорама.
Боеукладка: инструмент, принадлежности, возимый комплект запчастей, химимущество (противогазы, противоипритовые костюмы), личные вещи экипажа с однодневным пайком для питания.
Запас хода – 300 км.
Экипаж – 3 человека.
Танк должен обладать герметичностью для защиты от ОВ и для преодоления водных преград».
[ГАРФ. Ф. Р-8418. Оп. 28. Д. 27. Л. 81 – 82]
Следует отметить, что в первой декаде сентября 1937 г. в АБТУ РККА был вторично рассмотрен и «забракован» эскизный проект танка БТ-ИС конструкции КБ «190» завода № 183. После рассмотрения эскизного проекта командование АБТУ РККА направило руководству 8-го ГУ НКОП и завода № 183 письмо № 182987 от 11 сентября 1937 г. с предложением прекратить работы КБ «190» по танку БТ-ИС и «создать при отделе № 100 группу нового проектирования» для разработки колесно-гусеничного танка с тактико-техническими характеристиками, утвержденными Постановлением КО № 94сс. При этом, по мнению начальника АБТУ РККА Г.Г.Бокиса, руководить «группой нового проектирования» мог бы адъюнкт ВАММ военинженер 3 ранга А.Я.Дик.
После получения данного письма в 8-м ГУ НКОП был разработан перечень организационно-штатных мероприятий по созданию на заводе № 183 отдельного конструкторского бюро (ОКБ) для проектирования новой боевой машины, а так же определены сроки поэтапного выполнения работ. Разработанный перечень мероприятий 28 сентября 1937 г. был направлен директору завода № 183 И.П.Бондаренко письмом № 4-233-3411с за подписью исполняющего обязанности начальника 8-го ГУ НКОП К.П.Фарманянца:
«Решением Правительства № 94сс от 15-VIII-1937 г. 8-му Главному Управлению предложено спроектировать, изготовить опытные образцы и подготовить к 1939 году производство для серийного выпуска быстроходных колесно-гусеничных танков с синхронизированным ходом.
Эта работа должна проводится на Вашем заводе.
Ввиду чрезвычайной серьезности данной работы и крайне жестких сроков, заданных Правительством, 8-ое Главное Управление считает необходимыми следующие мероприятия:
1. Для проектирования машины создать на заводе № 183 отдельное конструкторское бюро (ОКБ), подчиненное непосредственно Главному Инженеру завода.
2. По договоренности с Начальником ВАММ и АБТУ назначить начальником этого бюро адъюнкта ВАММ военного инженера 3-го ранга т. ДИК Адольфа Яковлевича, и выделить для работы в бюро с 5-го Октября 30 человек дипломников ВАММ и с 1-го Декабря дополнительно 20 человек. Прибывающих на завод дипломников ВАММ необходимо обеспечить жильем и всеми условиями для нормальной работы.
3. По договоренности с Начальником АБТУ РККА, назначить Главным консультантом по данной машине капитана КУЛЬЧИЦКОГО Евгения Анатольевича.
4. Не позднее 30-го Сентября выделить для работы в ОКБ 8 лучших конструкторов-танкистов завода для назначения их руководителями отдельных групп, одного стандартизатора, секретаря и архивариуса.
5. Утвердить штат отдельного конструкторского бюро ВАММ в количестве 50 человек (с учетом прибывающих академиков) на период разработки технического проекта с дальнейшим увеличением при разработке рабочих чертежей до 100 человек.
6. Создать при ОКБ модельно-макетную мастерскую и обеспечить внеочередное выполнение работ, связанных с новым проектированием, во всех цехах завода.
7. Имея ввиду необходимость постановки машины на серийное производство и для максимальной тщательности и продуманности конструкции, считать необходимым спроектировать 3 варианта ходовой части на стадии технического проекта и изготовить 2 варианта опытных образцов, утвержденных комиссией по рассмотрению проектов.
8. На проведение данной работы заключить договор с АБТУ РККА – не позднее 15 Октября 1937 г. с одновременным утверждением тактико-технических требований на эту машину со стороны НКО и VIII Главка.
9. Обеспечить выполнение работ по этапам в следующие сроки:
а) Представление технического проекта с предварительными расчетами и макетом к 1 февраля 1938 г. (привод на колеса разработать в 3-х вариантах).
б) Разработать рабочий проект машины по двум утвержденным комиссией вариантам к 1 мая 1938 года.
в) Изготовить опытные образцы машин по двум вариантам к 1 Сентября 1938 года.
г) Испытать опытные образцы и устранить дефекты, выявленные при испытании к 1 Декабря 1938 г.
д) Подготовить серийные чертежи и провести подготовку производства для выпуска окончательно утвержденного образца к 1 Мая 1939 года, с тем, чтобы с 1/V-39 г. выпускалась серийная новая машина.
10. По ходу проектирования и изготовления опытных образцов представить начальнику ОКБ право привлекать и оплачивать специалистов для консультаций и разработки отдельных вопросов, а также по мере необходимости командировать работников ОКБ на другие заводы.
11. Для участия в разработке тактико-технических требований, инструктажа дипломников ВАММ и подбора необходимых материалов для проектирования не позднее 2-го Октября командировать в Москву Нач. ОКБ т. ДИК с руководителями групп, выделенных заводом.
12. Рабочее помещение для ОКБ необходимо для удобства пользования архивом отдела 190 выделить в отделе 100 и полностью оборудовать его к моменту начала работы, т.е. к 10 Октября.
Для полного обеспечения всей работы необходимо установить по всем перечисленным мероприятиям Ваше личное наблюдение и руководство».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 974. Л. 97 – 98]
Копия этого письма 29 сентября 1937 г. была получена начальником АБТУ РККА комдивом Г.Г.Бокисом, который незамедлительно дал распоряжение начальнику Военной академии механизации и моторизации РККА бригадному инженеру И.А.Лебедеву откомандировать на завод № 183 адъюнкта кафедры танков и тракторов военинженера 3 ранга А.Я.Дика. Служебная командировка А.Я.Дика на заводе № 183 продлилась недолго – с 1 по 18 октября 1937 г. включительно. О причинах ниже.
Источники:
https://t34inform.ru/publication/p01-4.html
Разработчик: Бюро «24» танкового отдела «100» завода № 183, Харьков.
Изготовитель: завод № 183, Харьков.
Начальник Бюро «24»: Михаил Ильич Кошкин.
Заводской индекс - А-20.
Зарезервированное войсковое обозначение - БТ-20.
Стадия: опытные образцы.
Построено: ----
История создания.
15 августа 1937 г. было принято Постановление № 94сс Комитета обороны при СНК СССР «О типах танков для вооружения танковых войск РККА и о танках для производства в 1938 году». Это Постановление являлось дальнейшим развитием системы бронетанкового вооружения РККА, утвержденной на вторую пятилетку в 1933 г. Советом Труда и Обороны.
Необходимость пересмотра действовавшей во второй пятилетке системы бронетанкового вооружения назрела летом 1937 г. и была вызвана многими факторами. Во-первых, полученный опыт боевого применения танков в Испании требовал корректировки основных боевых и технических характеристик танков (вооружение, защищенность, подвижность) в сторону их усиления. Во-вторых, к лету 1937 г. руководству страны стало ясно, что промышленность не сможет полностью и в срок воплотить в жизнь систему бронетанкового вооружения, утвержденную на вторую пятилетку.
Так, согласно Постановлению СТО № 71сс от 13 августа 1933 г. в серийном производстве в 1937 г. (в последнем году второй пятилетки) должны были находиться следующие пять основных типов танков:
1. разведывательный плавающий танк типа Т-37 с колесно-гусеничным движителем;
2. легкий общевойсковой танк типа Т-26 с колесно-гусеничным движителем;
3. легкий оперативный колесно-гусеничный плавающий танк ПТ-1;
4. средний танк качественного усиления ТРГК типа Т-28 с колесно-гусеничным движителем;
5. новый тяжелый танк «особого назначения» – танк прорыва типа Т-35.
Все перечисленные танки должны были быть оснащены дизелями, работающими на тяжелом топливе.
Фактически же, к июлю 1937 г., система бронетанкового вооружения по основным типам танков была реализована промышленностью в следующем объеме:
– вместо «разведывательного плавающего колесно-гусеничного танка типа Т-37» на вооружение РККА был принят и освоен в серийном производстве гусеничный разведывательный плавающий танк Т-38;
– принят на вооружение РККА легкий общевойсковой колесно-гусеничный танк Т-46, серийное производство которого не было освоено по причине недоработанности опытного образца. Вместо танка Т-46 промышленность продолжала выпуск танка Т-26;
– вместо легкого оперативного колесно-гусеничного плавающего танка ПТ-1 на серийном производстве был оставлен легкий оперативный колесно-гусеничный танк БТ-7 с двигателем М-17;
– принят на вооружение РККА средний колесно-гусеничный танк качественного усиления Т-29, серийный выпуск которого освоен не был. Вместо танка Т-29 продолжал выпускаться танк Т-28;
– продолжал серийно производиться тяжелый танк Т-35.
При этом ни на одном из указанных типов танков дизель установлен не был, все танки по-прежнему оснащались бензиновыми двигателями. Таким образом, запланированные в рамках системы бронетанкового вооружения мероприятия на вторую пятилетку по основным типам танков были выполнены далеко не полностью, особенно неблагоприятно обстояли дела с постановкой на серийное производство колесно-гусеничных танков Т-46 и Т-29.
Кроме этого, «хромало» и качество танков, выпуск которых уже был освоен промышленностью: «тревожные сигналы» стали поступать из военных округов. Так, 20 апреля 1937 г. командующий войсками Ленинградского военного округа (ЛВО) командарм 1 ранга Б.М. Шапошников направил народному комиссару обороны Маршалу Советского Союза К.Е.Ворошилову письмо № 25965 с обстоятельным докладом, в котором были указаны конструктивные и производственные недостатки, выявленные во время эксплуатации танков Т-37, Т-38, Т-26, БТ-7, Т-28, а также бронеавтомобиля ФАИ. Перечень недостатков, обнаруженных в конструкции танка БТ-7, состоял из 46 пунктов, однако, несмотря на это, в докладе было указано, что танк «по оперативно-тактическим свойствам полностью отвечает требованиям мото-мех. войск».
Не менее многочисленным был перечень конструктивных и производственных недостатков выявленных в среднем танке Т-28 – он состоял из 47 пунктов. Наряду с перечисленными недостатками, Б.М.Шапошников в своем докладе отметил следующий немаловажный факт:
«В настоящее время в мех. бригадах на вооружении имеются машины, работающие на 4-х различных сортах топлива:
Машины, работающие на 2 сорте бензина.
Машины, работающие на 1 сорте бензина.
Машины, работающие на авио-бензине Бакинском.
Машины, работающие на авио-бензине Грозненском.
Наличие такого разнообразия с горючим создает большие неудобства и требует особой внимательности и точного расчета. Ошибочная заправка боевых машин другим сортом повлечет остановку их. Необходимо перевести все машины на топливо одного сорта».
[РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 1826. Л. 21]
В заключительной части доклада командующий войсками ЛВО внес следующие предложения по повышению боевых и эксплуатационных качеств танков БТ и Т-26:
«1. Увеличение смотровых люков, в настоящих машинах видимость весьма ограничена.
2. Поставить на перископические прицелы.
3. Создать возможность бокового выхода из башни назад, что в боевой обстановке позволит экипажу выбраться в любую сторону, независимо от положения машины.
4. На всех боевых машинах нужно установить пулеметы для стрельбы назад по движению машины.
5. Повысить удобство работы экипажа, особенно водителя.
6. Улучшить башню, как в смысле удобства работы экипажа, так и в смысле удобства производства стрельбы (стабилизирующее удобство).
7. Уменьшить шум (хлопанье) гусениц у БТ и заглушить выхлоп мотора (устройство глушителей).
8. Повысить герметичность корпуса.
9. Поставить вопрос о переводе боевых машин на двигатели тяжелого топлива (дизель), имеющего большие преимущества перед бензиновым.
10. Обязать заводы-изготовители учесть и устранить все конструктивные и производственные недостатки, отмеченные выше боемашин».
[РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 1826. Л. 21 – 22]
После ознакомления, в начале мая 1937 г., К.Е.Ворошилов отправил доклад Б.М.Шапошникова начальнику АБТУ РККА комдиву Г.Г.Бокису с резолюцией: «т.т. Бокису и Свиридову. Для ознакомления. Сообщите, так ли расценивают указанные машины другие командующие и само управление АБТ. 5/V-37 г.».
Во исполнение этого распоряжения Г.Г.Бокисом письмом № 179858 от 13 мая 1937 г. на имя К.Е.Ворошилова было отправлено следующее заключение по данному докладу:
«1. Наши танки в процессе освоения их промышленностью имели целый ряд производственных и конструктивных недостатков, которые из года в год устранялись. Танки, выпускаемые в 1937 г. резко отличаются в лучшую сторону от танков, выпущенных в 1932 г. несмотря на это в порядке войсковой эксплоатации выявляется целый ряд дополнительных требований по устранению тех или иных дефектов. Последние нами ежегодно учитываются и при пересмотре чертежей на заказы следующего года вносятся конкретные изменения на основе предварительной проверки новой конструкции на опытных образцах.
Танки ранних выпусков, находящиеся на вооружении армии, модернизируются в процессе капитальных ремонтов на заводах промышленности. Если бы не это обстоятельство у нас создалось бы совершенно неблагоприятное положение с обеспечением запасными частями.
Перейдя к отдельным типам машин необходимо сказать следующее:
1. По танку БТ. Техническое обслуживание танка БТ-7.
Я лично считаю, что этот танк является наилучшим танком, состоящим на вооружении современных армий. Танк БТ по своей тактико-технической характеристике не только не уступает, как об этом пишет тов. ШАПОШНИКОВ, танку американской армии, но, по моему, его превосходит, особенно в радиусе действия примерно в 2 раза. Этот танк лучше вооружен чем американский, так как он имеет пушечные башни и с 1937 г. на нем устанавливается также и огнеметное вооружение для защиты танка сзади. Слабым местом в нем по прежнему остается недолговечность гусеницы. В 1937 г. мы много работали над усилением гусениц, но окончательно разрешить этот вопрос как нам бы хотелось не удалось. В настоящее время изготавливается 4 варианта новых гусениц, в том числе один вариант по типу гусеницы американского танка (с резиновыми подкладками [резино-металлическим шарниром]). В танке БТ-7 в прошлом году, как Вы знаете, был выявлен крупный дефект – это поломка конической пары шестерен в коробке перемены передач, в связи с увеличенным крутящимся моментом у мотора М-17. В прошлом году эти негодные коробки были заменены на усиленные и в этом году мы перешли на новую, испытанную на 5.000 километров.
2. По танку Т-26.
Танк Т-26, по отзывам всех участников специальных учений, является хорошим танком, могущим выполнять все основные тактические задачи, которые на него возлагаются. Вам также известен приказ тов. РУХИМОВИЧА об устранении отдельных его дефектов. В настоящее время, при производственном изготовлении этого танка, выявились новые дефекты, ранее не имевшие места как массовое явление. Сейчас на стендовых испытаниях наблюдается обрыв клапанов. Для устранения этого дефекта мобилизован целый ряд инженеров, в связи с чем мы не имеем выпуска этих танков на снабжение армии.
3. По танку Т-28.
Танк Т-28 по своей тактико-технической характеристике удовлетворяет всем нашим основным требованиям. Имеющиеся дефекты в этом танке, согласно принятого решения при Вашем участии, устраняются. Об этих дефектах в основном пишет и командарм 1-го ранга тов. ШАПОШНИКОВ.
4. По танку Т-35.
Этот танк по своему вооружению является вполне современным танком. Единственным слабым местом у него является маломощность мотора, на нем стоит мотор М-17 в 500 НР, что ограничивает скорость танка в полевых условиях, желательна была бы установка мотора в 800 НР. Над разработкой мотора этого типа (дизеля) работает часть конструкторов ХПЗ.
5. По танку Т-37.
По своей тактико-технической характеристике этот танк не может служить разведывательным средством в механизированных соединениях, так как его скорости уступают танку БТ. По своей быстроходности он мало пригоден и для мех. полков, зато он может эту службу прекрасно выполнять в разведывательных и танковых батальонах стрелковых дивизий.
<...>
Подводя итоги необходимо сказать, что все танки, состоящие на вооружении Рабоче-Крестьянской Красной Армии, являются вполне современными. Единственное исключение составляет слабость передних мостов на танке Т-37. Этот танк, во что бы то ни стало необходимо в течение 1938 г. модернизировать путем замены задних мостов ГАЗ на бортовые фрикционы. В настоящее время нами уже заканчивается разработка соответствующих конструкций».
[РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 1826. Л. 23 – 24]
Согласно заключения, Г.Г.Бокис считал танки, находившиеся на вооружении РККА, вполне современными и, несмотря на имевшиеся недостатки, высоко оценивал их боевые и эксплуатационные качества.
Однако из армии продолжали поступать «тревожные сигналы» – 11 июня 1937 г. на имя К.Е.Ворошилова из Киевского военного округа (КВО) с письмом № Э-8/00650 был направлен доклад, аналогичный по содержанию докладу Б.М.Шапошникова. Командующий войсками КВО командарм 2 ранга И.Ф.Федько во вступительной части этого документа отметил:
«Опыт работы показал весьма существенные и тревожные недостатки в конструкции существующих на вооружении боевых машин.
В настоящее время можно с полной ответственностью сказать о всех этих конструктивных и технических недостатках, так как эти недостатки продолжают оставаться не устраненными рядом лет. Матчасть остается в прежнем виде и не усовершенствуется. Последние выпуски боевых машин естественно должны были бы улучшаться, в действительности же ряд недостатков оставался, а в некоторых случаях даже и увеличивался. Работа конструкторов не шла по линии конструктивного улучшения выпущенной и выпускаемой матчасти, а шла по линии изыскания новых типов машин. Необходимо было бы усовершенствовать в первую очередь существующие машины и, на основании уже опыта, производить новые типы с учетом всех выявленных недостатков и современных требований».
[РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 1826. Л. 25]
Перечисленные командующим КВО в основной части доклада недостатки конструкции танков Т-37, Т-26, БТ-2, БТ-5, БТ-7, Т-28 и бронеавтомобиля ФАИ практически полностью совпадали с перечнем недостатков, указанных в докладе Б.М.Шапошникова.
Таким образом, летом 1937 г. вопрос об изменении действовавшей системы бронетанкового вооружения был весьма актуален. Система нуждалась в корректировке на основании полученного опыта боевого применения танков в Испании и опыта длительной эксплуатации танков в Военных округах, а также из-за неспособности промышленности освоить серийное производство принятых на вооружение РККА колесно-гусеничных танков Т-46 и Т-29.
Вопрос об «установлении типов танков, их вооружении и о выполнении программы 1937 года» был рассмотрен на заседании Комитета обороны при СНК СССР, состоявшемся 1 августа 1937 г. По итогам работы заседания было принято следующее решение:
«1. На основе обмена мнений, происшедшего на заседании и данных Комитетом Обороны установок, поручить т.т. Ворошилову (созыв), Рухимовичу и Межлауку в 5-ти дневный срок дать согласованные предложения, имея в виду:
отказаться от производства танка Т-46 и от производства танкетки Т-38, заменив их вездеходными бронемашинами;
оставить производство колесно-гусеничного танка Т-29, усилив лобовую броню;
производить гусеничный танк Т-35, усилив лобовую броню до 70 мм.
2. Той же комиссии разработать системы артиллерийского и стрелкового вооружения танков.
3. Директору СТЗ тов. Фокину продолжить работы по танку конструкции СТЗ, имея в виду:
установку мотора 120 НР;
усиление брони в наиболее ответственных местах от 20 до 25 мм;
колесно-гусеничный ход со снимаемой гусеницей;
скорость хода при усиленном бронировании не менее 30 клм/час.
Параллельно, не в ущерб основному заданию, заводу СТЗ проработать вопрос о переходе с бензинового мотора на дизель.
4. Принять к сведению заявления т.т. Рухимовича и Межлаука, что установленная танковая программа на 1937 год будет НКОП и НКТП выполнена».
[РГАЭ. Ф. 7515. Оп. 1. Д. 176. Л. 85]
Через день после состоявшегося заседания Комитета обороны при СНК СССР, 3 августа 1937 г. начальник АБТУ РККА комдив Г.Г.Бокис направил К.Е.Ворошилову с письмом № 174179сс проект постановления Комитета обороны «О типах танков» на восьми листах. Однако согласовать содержавшиеся в проекте постановления предложения по новым типам танков в установленный Комитетом обороны пятидневный срок не удалось, согласование между НКО, НКОП и НКТП затянулось почти на неделю. В итоге, 9 августа 1937 г. Г.Г.Бокис направил К.Е.Ворошилову с письмом № 174200сс второй вариант проекта постановления Комитета обороны «О типах танков» на 11 листах, в основном согласованный с народными комиссарами оборонной промышленности М.Л. Рухимовичем и тяжелой промышленности В.И. Межлауком. В этом варианте проекта постановления командованием АБТУ РККА предлагалось «установить для вооружения танковых войск РККА» четыре новых типа танков и два новых типа разведывательных полугусеничных бронеавтомобилей. При этом от производства танков Т-46 и Т-38 предлагалось отказаться.
На следующий день, 10 августа 1937 г., по поручению К.Е.Ворошилова проект постановления был направлен секретарю Комитета обороны при СНК СССР комкору Г.Д.Базилевичу. А уже 14 августа 1937 г. в Кремле состоялось заседание Комитета Обороны при СНК СССР. Согласно протоколу № 14 данного заседания пятым пунктом в повестке дня рассматривался вопрос «О типах танков для вооружения танковых войск РККА и о танках для производства в 1938 году». При обсуждении этого вопроса в разработанный АБТУ РККА проект постановления были внесены изменения, в том числе и ранее предложенные народными комиссарами оборонной и тяжелой промышленности, и с учетом принятых поправок представленный НКО и НКОП проект постановления был утвержден.
Так появилось Постановление Комитета обороны при СНК СССР «О типах танков для вооружения танковых войск РККА и о танках для производства в 1938 году» № 94сс от 15 августа 1937 г., ставшее отправной точкой в создании легендарного среднего танка Т-34.
Как и предлагалось АБТУ РККА, для вооружения танковых войск устанавливалось четыре новых типа танков и два новых типа бронеавтомобилей:
– для вооружения танковых батальонов стрелковых дивизий – новый легкий колесно-гусеничный танк, спроектированный на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ) на базе опытного танка СТЗ-24 (в дальнейшем разрабатываемый танк получит индекс СТЗ-34);
– для вооружения механизированных соединений и механизированных полков конницы – новый легкий колесно-гусеничный танк серии БТ с усиленной броневой защитой, дизелем БД-2 и шестью ведущими колёсами;
– для вооружения механизированных бригад РГК – модернизированный колесно-гусеничный танк Т-29 с усиленной броневой защитой и дизелем;
– для вооружения тяжелых танковых бригад РГК – танк Т-35 с усиленной броневой защитой и пультовым управлением, а в перспективе (с 1940 г.) и с установкой дизеля;
– от разработки полугусеничных бронеавтомобилей по требованию В.И.Межлаука было решено отказаться, а вместо них для танковых частей и механизированных частей конницы в качестве разведывательной машины устанавливалось два типа колесных бронеавтомобилей – легкий (двухосный) и средний (трехосный).
Переход на производство всех шести новых типов танков и бронеавтомобилей планировалось осуществить с начала 1939 г. Танки Т-46 и Т-38 с производства снимались. До перехода на производство новых типов танков и бронеавтомобилей, в 1938 г., промышленность должна была выпускать:
«1. Завод № 174.
а) Танк Т-26 с конической башней. Предусмотреть обязательный переход подбашенной коробки с наклонными листами с 1 июля 1938 г.
Опытная серия танков в оборудованием для подводного хождения.
б) Артиллерийские танки сопровождения (АТ-1).
2. Завод № 183.
а) I полугодие 1938 г. – танк БТ-7 с конической башней, с мотором М-17, 45-мм пушкой. Опытная серия танков с оборудованием для подводного хождения.
б) II полугодие 1938 г. – танк БТ-8 с конической башней с дизельмотором с 45-мм пушкой.
в) Танк БТ-7 и БТ-8 с 76-мм пушкой.
г) Опытные образцы танков БТ-ИС с 6-ю ведущими колесами дизельмотором с конической башней с 45 и 76-мм пушкой, с наклонными листами брони подбашенной коробки с тем, чтобы обеспечить переход на производство танков БТ-ИС с 6-ю ведущими колесами в 1939 г.
д) Существующий тип танка Т-35 с 1 июля 1938 г. с усиленной броней с коническими башнями с мотором М-17.
е) Самоходную установку 203 мм гаубицы Б-4 снять с производства.
3. Кировский завод.
а) Танк Т-28 с коническими башнями с усиленной ходовой частью;
б) В IV-м квартале 1938 г. выпуск установочной серии танков Т-29, модернизированных Кировским заводом, с тем, чтобы обеспечить полный переход производства на танк Т-29 с 1 января 1939 г.
4. Сталинградский тракторный завод.
а) Установочная серия танков конструкции Сталинградского тракторного завода в количестве 25 шт.
5. Ижорский завод.
а) Средний бронеавтомобиль на шасси ГАЗ-3А (трехосный) с конической башней, с 45-мм пушкой. Часть бронеавтомобилей должна быть выпущена с крупнокалиберными пулеметами;
б) опытные образцы бронеавтомобилей с моторами 100 – 110 л.с. (ЗИС-101).
6. Выксунский завод – ДРО.
а) легкий бронеавтомобиль на шасси М-1 с конической башней и пулеметом ДТ;
б) опытный образец бронеавтомобиля с конической башней, с мотором 70 л.с.».
[ГАРФ. Ф. Р-8418. Оп. 28. Д. 27. Л. 85 – 86]
Как следует из Постановления № 94сс от 15 августа 1937 г., завод № 183 в 1938 г., кроме серийного производства танков БТ-7 с двигателями М-17 и БД-2, а также танков Т-35, должен был изготовить опытный образец легкого колесно-гусеничного танка с дизелем и шестью ведущими колёсами со следующими тактико-техническими характеристиками:
«Вес – 13 – 14 тн.
Скорость – 52 км/час на гусеницах и 72 км/час на колесах.
Двигатель – дизель ХПЗ, 400 л.с.
Тип ходовой части – колесно-гусеничная.
Броня: лобовая – 25 мм;
коническая башня – 20 мм;
бортовая и корма – 13 мм,
крыша и дно – 10 мм.
Вооружение: 1 – 45 мм пушка со стабилизаторами или
1 – 76 мм пушка;
2 пулемета ДТ;
Огнемет для самозащиты;
Каждый пятый танк должен иметь зенитную установку.
Боекомплект: 130 – 150 снарядов к 45 мм пушке или 50 снарядов к 76 мм пушке
2500 патронов к ДТ.
Приборы связи: Каждый пятый танк должен иметь дуплексную радиостанцию со штыревой антенной, устанавливающейся вдоль борта танка. Остальные танки должны иметь УКВ радиостанции.
Приборы наблюдения: перископический прицел, телескопический прицел, командирская панорама.
Боеукладка: инструмент, принадлежности, возимый комплект запчастей, химимущество (противогазы, противоипритовые костюмы), личные вещи экипажа с однодневным пайком для питания.
Запас хода – 300 км.
Экипаж – 3 человека.
Танк должен обладать герметичностью для защиты от ОВ и для преодоления водных преград».
[ГАРФ. Ф. Р-8418. Оп. 28. Д. 27. Л. 81 – 82]
Следует отметить, что в первой декаде сентября 1937 г. в АБТУ РККА был вторично рассмотрен и «забракован» эскизный проект танка БТ-ИС конструкции КБ «190» завода № 183. После рассмотрения эскизного проекта командование АБТУ РККА направило руководству 8-го ГУ НКОП и завода № 183 письмо № 182987 от 11 сентября 1937 г. с предложением прекратить работы КБ «190» по танку БТ-ИС и «создать при отделе № 100 группу нового проектирования» для разработки колесно-гусеничного танка с тактико-техническими характеристиками, утвержденными Постановлением КО № 94сс. При этом, по мнению начальника АБТУ РККА Г.Г.Бокиса, руководить «группой нового проектирования» мог бы адъюнкт ВАММ военинженер 3 ранга А.Я.Дик.
После получения данного письма в 8-м ГУ НКОП был разработан перечень организационно-штатных мероприятий по созданию на заводе № 183 отдельного конструкторского бюро (ОКБ) для проектирования новой боевой машины, а так же определены сроки поэтапного выполнения работ. Разработанный перечень мероприятий 28 сентября 1937 г. был направлен директору завода № 183 И.П.Бондаренко письмом № 4-233-3411с за подписью исполняющего обязанности начальника 8-го ГУ НКОП К.П.Фарманянца:
«Решением Правительства № 94сс от 15-VIII-1937 г. 8-му Главному Управлению предложено спроектировать, изготовить опытные образцы и подготовить к 1939 году производство для серийного выпуска быстроходных колесно-гусеничных танков с синхронизированным ходом.
Эта работа должна проводится на Вашем заводе.
Ввиду чрезвычайной серьезности данной работы и крайне жестких сроков, заданных Правительством, 8-ое Главное Управление считает необходимыми следующие мероприятия:
1. Для проектирования машины создать на заводе № 183 отдельное конструкторское бюро (ОКБ), подчиненное непосредственно Главному Инженеру завода.
2. По договоренности с Начальником ВАММ и АБТУ назначить начальником этого бюро адъюнкта ВАММ военного инженера 3-го ранга т. ДИК Адольфа Яковлевича, и выделить для работы в бюро с 5-го Октября 30 человек дипломников ВАММ и с 1-го Декабря дополнительно 20 человек. Прибывающих на завод дипломников ВАММ необходимо обеспечить жильем и всеми условиями для нормальной работы.
3. По договоренности с Начальником АБТУ РККА, назначить Главным консультантом по данной машине капитана КУЛЬЧИЦКОГО Евгения Анатольевича.
4. Не позднее 30-го Сентября выделить для работы в ОКБ 8 лучших конструкторов-танкистов завода для назначения их руководителями отдельных групп, одного стандартизатора, секретаря и архивариуса.
5. Утвердить штат отдельного конструкторского бюро ВАММ в количестве 50 человек (с учетом прибывающих академиков) на период разработки технического проекта с дальнейшим увеличением при разработке рабочих чертежей до 100 человек.
6. Создать при ОКБ модельно-макетную мастерскую и обеспечить внеочередное выполнение работ, связанных с новым проектированием, во всех цехах завода.
7. Имея ввиду необходимость постановки машины на серийное производство и для максимальной тщательности и продуманности конструкции, считать необходимым спроектировать 3 варианта ходовой части на стадии технического проекта и изготовить 2 варианта опытных образцов, утвержденных комиссией по рассмотрению проектов.
8. На проведение данной работы заключить договор с АБТУ РККА – не позднее 15 Октября 1937 г. с одновременным утверждением тактико-технических требований на эту машину со стороны НКО и VIII Главка.
9. Обеспечить выполнение работ по этапам в следующие сроки:
а) Представление технического проекта с предварительными расчетами и макетом к 1 февраля 1938 г. (привод на колеса разработать в 3-х вариантах).
б) Разработать рабочий проект машины по двум утвержденным комиссией вариантам к 1 мая 1938 года.
в) Изготовить опытные образцы машин по двум вариантам к 1 Сентября 1938 года.
г) Испытать опытные образцы и устранить дефекты, выявленные при испытании к 1 Декабря 1938 г.
д) Подготовить серийные чертежи и провести подготовку производства для выпуска окончательно утвержденного образца к 1 Мая 1939 года, с тем, чтобы с 1/V-39 г. выпускалась серийная новая машина.
10. По ходу проектирования и изготовления опытных образцов представить начальнику ОКБ право привлекать и оплачивать специалистов для консультаций и разработки отдельных вопросов, а также по мере необходимости командировать работников ОКБ на другие заводы.
11. Для участия в разработке тактико-технических требований, инструктажа дипломников ВАММ и подбора необходимых материалов для проектирования не позднее 2-го Октября командировать в Москву Нач. ОКБ т. ДИК с руководителями групп, выделенных заводом.
12. Рабочее помещение для ОКБ необходимо для удобства пользования архивом отдела 190 выделить в отделе 100 и полностью оборудовать его к моменту начала работы, т.е. к 10 Октября.
Для полного обеспечения всей работы необходимо установить по всем перечисленным мероприятиям Ваше личное наблюдение и руководство».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 974. Л. 97 – 98]
Копия этого письма 29 сентября 1937 г. была получена начальником АБТУ РККА комдивом Г.Г.Бокисом, который незамедлительно дал распоряжение начальнику Военной академии механизации и моторизации РККА бригадному инженеру И.А.Лебедеву откомандировать на завод № 183 адъюнкта кафедры танков и тракторов военинженера 3 ранга А.Я.Дика. Служебная командировка А.Я.Дика на заводе № 183 продлилась недолго – с 1 по 18 октября 1937 г. включительно. О причинах ниже.
Источники:
https://t34inform.ru/publication/p01-4.html