КВ-9 - опытный тяжёлый танк.
У-11 - установка 122-мм гаубицы на танке КВ-9.
Разработчик установки У-11 в танк КВ: КБ Уралмашзавода (УЗТМ), г. Свердловск.
Изготовитель установки У-11: Уралмашзавод (УЗТМ), г. Свердловск.
Изготовитель танка КВ-9 (доработка серийного танка КВ-1): Челябинский Кировский завод, г. Челябинск.
Зарезервированное войсковое обозначение - КВ-9 («Клим Ворошилов»).
Изготовлен опытный образец в декабре 1941 г. Танк на вооружение не принимался.
История создания.
Осенью 1941 г. при развёртывании производства танков КВ на уральских предприятиях возник вопрос о недостаточно налаженной обеспеченности танков артиллерийским вооружением. Производство пушек Ф-32 на Кировском заводе в Ленинграде, в связи с наступлением немцев, было свёрнуто, и единственным производителем танковых пушек являлся завод №92 им. Сталина в Горьком, который в основном производил пушку Ф-34 для танков Т-34, и только в сентябре 1941 г. начал развёртывать производство 76-мм танковых пушек обр. 1941 г. (ЗИС-5) с 40-калиберным стволом. Первые 17 пушек ЗИС-5 прибыли на Челябинский тракторный завод (ЧТЗ) в самом конце сентября 1941 г., а полноценное производство началось уже в октябре. В сентябре 1941 г. ЧТЗ сдал вместо 65 танков всего 27, а вместо 100 за октябрь 1941 г. в Челябинске построили 87 машин. Конечно, орудия были не единственным узким местом: имелись задержки с поставками двигателей В-2К, был большой процент брака при производстве шестерён. Часть ответственности за невыполнение плана лежала и на Уралмаше: в отчёте за октябрь 1941 г. указывалось, что завод сорвал план по выпуску бронировок систем. В ноябре 1941 г. ЧТЗ, к концу года переименованный в ЧКЗ (Челябинский Кировский завод, а точнее – Кировский завод Наркомата танковой промышленности в Челябинске), стал единственным предприятием, производящим тяжёлые танки КВ. Как раз в этом месяце заводчанам Танкограда впервые удалось, причём с большим запасом, преодолеть отметку в 100 выпущенных танков. Коллектив предприятия пополнился за счёт рабочих и инженеров, эвакуированных из Ленинграда. Задержки с моторами, возникшие в связи с эвакуацией харьковского завода №75, были частично решены организацией выпуска двигателей семейства В-2 на площадке Уральского турбинного завода. 13 декабря 1941 г. здесь был создан завод №76, а первые В-2К отсюда поступили ещё в ноябре 1941 г. На Урале формировалось собственное танковое производство полного цикла.
Для обеспечения вооружения танков КВ возникла потребность организации производства танковых пушек на Урале, вблизи от центра танкового производства. Разрешая эту задачу, приходилось, в первую очередь, учитывать производственные возможности местных заводов и характер налаженного на них производства вооружения, так как необходимо было обеспечить минимальные сроки развёртывания производства пушек. Ещё в 1940 г. на Уралмаше был освоен выпуск пушек М-30 (122-мм гаубица обр. 1938 г.). Для обеспечения производства из г. Молотова (ныне г. Пермь) в г. Свердловск прибыл Ф.Ф.Петров, главный конструктор орудия. В итоге Петров так на Уралмаше так и остался, заняв руководящую должность в заводском КБ. Таким образом, иных альтернатив, кроме М-30, в качестве замены для ЗИС-5 не было.
Производство 122-мм гаубиц обр. 1938 г. (М-30) на УЗТМ в г. Свердловске:
На основании этих соображений Технический совет Народного комиссариата танковой промышленности (НКТП) выдал задание Конструкторскому бюро Уралмашзавода, входившему тогда в число предприятий НКТП, на разработку проекта установки 122-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-30) в танк КВ.
Эскизный проект орудийной установки был подготовлен к 20-м числам ноября 1941 г. Руководил проектированием главный конструктор заводского КБ Ф.Ф.Петров, его заместителем был Л.И.Горлицкий, в октябре 1941 г. эвакуированный из Ленинграда. Эти два человека позже стали ключевыми фигурами в деле проектирования советской средней самоходной артиллерии. Ведущим инженером проекта выступал В.Н.Сидоренко, один из ветеранов артиллерийского производства Уралмаша. Над новой артиллерийской системой работали и инженеры А.В.Усенко и Н.В.Курин, последний также прибыл из Ленинграда. Общее руководство осуществлял Ж.Я.Котин. Помимо работы по общему руководству по танкам КВ, Жозеф Яковлевич к тому моменту являлся заместителем Наркома танковой промышленности.
Представленный на совещании у Котина эскизный проект был выполнен в двух вариантах. Первая вариант системы, получившей обозначение У-11, отличалась минимальным переделками качающейся части серийной гаубицы М-30. Вместо тумбы качающаяся часть гаубицы ставилась в рамке и прикрывалась бронировкой. Этот вариант был более технологичным в производстве, но был мало приспособлен для использования в качестве танкового орудия. Во-первых, система имела очень сложную и громоздкую бронировку. Во-вторых, нарушалась общая компоновка башни, а также ее уравновешенность. По результатам рассмотрения, от этого варианта артсистемы отказались.
Второй вариант У-11 был более сложным с производственной точки зрения. От М-30 оставались ствол и казенная часть, при этом труба также переделывалась, противооткатные устройства были совершенно новыми. Общая конструкция гаубицы выглядела достаточно просто, а вновь изготовляемые узлы соответствовали технологическим возможностям завода. Но главным достоинством этого варианта было то, что не требовалось существенной переделки башни КВ.
В результате: «Техническим совещанием было принято решение, которое кратко сводилось к следующему. КБ Уралмашзавода на основе этого варианта эскизного проекта разработать технический проект установки и изготовить один опытный образец ее. При этом, учитывая отсутствие бронебойного снаряда, громоздкость боекомплекта и его ограниченность, сильное снижение скорострельности и другие отрицательные обстоятельства, техническое совещание специально повторило, что рассматривает эту работу как авральный портфельный вариант».
К 15 декабря 1941 г. технический проект был готов. К работам со стороны ЧТЗ был подключен конструктор А.С.Шнейдман, который курировал вопрос вооружения тяжелого танка. Гаубица вполне вписалась в башню КВ-1, правда, пришлось немного изменить амбразуру, орудийную маску, установку смотровых приборов и сделать новую подвижную бронировку. По проекту угол склонения У-11 составил −3,5 градуса, большим его сделать не давали откатные механизмы.
122-мм гаубица У-11, чертёж датирован 15 декабря 1941 г.:
К концу декабря 1941 г. опытный образец У-11 был изготовлен и прошёл заводские испытания на стендовой установке. Чуть позднее были готовы детали бронировки, после чего гаубица была отправлена на ЧКЗ в Челябинск. Для установки опытного образца орудия вместо нового танка было решено использовать прошедший капитальный ремонт танк КВ-1 №4996, выпущенный в Ленинграде. Этот танк, прежде чем оказался в Челябинске, успел повоевать в составе 121-й танковой бригады. У-11 установили в литую башню с сохранением кормового пулемета. В целом орудие вполне вписалось в башню, но угол склонения оказался ещё меньше проектного, составив −2 градуса. Первоначально предполагалось, что боекомплект составит около 50 выстрелов, но в итоге он составил 48 выстрелов. Для сравнения, штатный боекомплект пушки ЗИС-5 составлял 114 выстрелов. Меньше оказался и боезапас патронов к пулемету – 1943 штуки вместо 3000. Переделанная машина получила обозначение КВ-9.
На ЧКЗ отношение к КВ-9 оказалось если и не прохладным, то, как минимум, нейтральным. Заводское КБ имело к КВ-9 опосредованное отношение. Кроме того, в плане опытных работ у СКБ-2 Кировского завода в большем приоритете находилось два других танка – КВ-7 и КВ-8. При этом КВ-7 проектировался по личному заданию И.В.Сталина, завод №200 изготовил 20 корпусов для этих машин ещё до начала полигонных испытаний. Но потом машину забраковали и отправили на переделку, а у завода образовался задел из неиспользованных корпусов. В совокупности эти причины тормозили дальнейшие работы по танку КВ-9.
КВ-9 в заводском цеху, январь 1942 г.:
23 января 1942 г. была утверждена программа испытаний «установки 122-мм гаубицы на танке КВ-9». Всего предполагалось произвести 206 выстрелов, из которых 150 – усиленным зарядом для стрельбы на прочность и 30 – для определения кучности. Также предполагалось провести пробег дистанцией 50 км для определения надежности походного крепления орудия, удобства работы механизмов, их сбиваемость, надежность укладки боекомплекта и удобство размещения экипажа. На следующий день был подписан приказ №012, согласно которому испытания должны были проводиться на Копейском полигоне в период с 26 января по 5 февраля 1942 г. Этим же приказом утверждалась комиссия.
Фактически испытания танка прошли со 2 по 11 февраля 1942 г. Всего было произведено 210 выстрелов, из них 171 на заводском полигоне лафетопробными снарядами и усиленными зарядами. Откат системы в пределах 560–580 мм был признан нормальным. В пределах нормы оказались и пробы воздуха, которые брались для определения загазованности боевого отделения при стрельбе. Остальные выстрелы производились уже на Копейском полигоне. Стрельба по щиту размером 5×5 м, находившемуся на километровом расстоянии, оказалась вполне успешной – все снаряды попали в цель. Удовлетворительными оказались и результаты при стрельбе, в ходе которой проверялась кучность при переносе огня. С дистанции 600 м щиты размером 1,25×1,25 м были поражены.
КВ-9 с орудием на максимальном угле возвышения, февраль 1942 г.:
КВ-9, башня повернута назад, февраль 1942 г.:
КВ-9, башня повернута влево, февраль 1942 г.:
Кроме того, 10 февраля 1942 г. на заводе №200 были проведены испытания на бронепробиваемость. Поскольку у М-30 бронебойных снарядов не было, были взяты снаряды от 122-мм корпусной пушки А-19. С дистанции 100 м было произведено 4 выстрела по литой башне КВ-1. Каждый раз последовательно увеличивался заряд пороха (с 2100 до 2400 гр), а начальная скорость снаряда повышалась с 525 до 573 м/с. Первый и четвертый выстрелы пробили башню и оказались внутри нее, второй и третий срикошетировали, выбив при этом пробку.
Это были впечатляюще результаты. Но по КВ-9 в ходе испытаний были выявлены и недостатки. Помимо малого максимального угла склонения орудия, скорострельность танка составила всего 2 выстрела в минуту. Были недостатки и по условиям работы заряжающего. Комиссия рекомендовала доработать бронировку орудия, имелись и другие недочеты.
Несмотря на обнаруженные недостатки, общий вердикт комиссии оказался положительным:
«1. Танк КВ-9 с установкой 122 мм гаубицы М-30 испытания выдержал и может быть принят на вооружение Красной Армии.
2. При изготовлении опытной серии танка КВ-9 необходимо внести все переделки по обнаруженным недостаткам испытанного образца, обратив особое внимание на бронезащиту системы, укладку боеприпасов.
3. Так как на испытаниях танковый образец 122 мм гаубицы М-30 дал положительные результаты, комиссия считает необходимым ускорить серийный выпуск танка КВ-9».
На артиллерийском заводе №8, который в феврале 1942 г. был выделен из УЗТМ, начала подготовка к выпуску установочной партии танковых гаубиц У-11. Между тем, в конце февраля 1942 г. начались серьезные разбирательства между ГАУ КА и НКТП. Арткомом ГАУ по результатам испытаний выявил, что при стрельбе бронебойными снарядами давление в канале ствола гаубицы достигало 3500–4000 кг/см2 при штатном значении 2350 кг/см2. Это было совершенно недопустимо, интенсивная стрельба таким зарядом могла привести к разрушению поршневого затвора. А при использовании допустимого заряда начальная скорость бронебойного снаряда составила бы всего 432 м/с. В результате бронепробитие У-11 оказывалось хуже аналогичного показателя ЗИС-5. Единственным преимуществом У-11 становилось лишь большее фугасное действие осколочно-фугасного боеприпаса. Поэтому Артком ГАУ посчитал нецелесообразным установку У-11 в КВ-1, лишний раз напомнив, что эта система является инициативой НКТП.
Повреждения бронебойного снаряда после стрельбы им по башне КВ-1:
2 апреля 1942 г. были проведены испытания стрельбой осколочно-фугасными снарядами по броневым плитам. Вместо У-11 использовалась гаубица М-30, т.к. баллистика и боеприпасы у них одинаковые. Испытания стрельбой по плите толщиной 76 мм показали, что при попадании 122-мм осколочно-фугасного снаряда повреждений она не получает. На этом испытания прекратили, а вопрос о серийном производстве КВ-9 больше не поднимался.
По:
https://warspot.ru/9026-gaubichnyy-kv
Боковая проекция опытного тяжёлого танка КВ-9:
vk.
У-11 - установка 122-мм гаубицы на танке КВ-9.
Разработчик установки У-11 в танк КВ: КБ Уралмашзавода (УЗТМ), г. Свердловск.
Изготовитель установки У-11: Уралмашзавод (УЗТМ), г. Свердловск.
Изготовитель танка КВ-9 (доработка серийного танка КВ-1): Челябинский Кировский завод, г. Челябинск.
Зарезервированное войсковое обозначение - КВ-9 («Клим Ворошилов»).
Изготовлен опытный образец в декабре 1941 г. Танк на вооружение не принимался.
История создания.
Осенью 1941 г. при развёртывании производства танков КВ на уральских предприятиях возник вопрос о недостаточно налаженной обеспеченности танков артиллерийским вооружением. Производство пушек Ф-32 на Кировском заводе в Ленинграде, в связи с наступлением немцев, было свёрнуто, и единственным производителем танковых пушек являлся завод №92 им. Сталина в Горьком, который в основном производил пушку Ф-34 для танков Т-34, и только в сентябре 1941 г. начал развёртывать производство 76-мм танковых пушек обр. 1941 г. (ЗИС-5) с 40-калиберным стволом. Первые 17 пушек ЗИС-5 прибыли на Челябинский тракторный завод (ЧТЗ) в самом конце сентября 1941 г., а полноценное производство началось уже в октябре. В сентябре 1941 г. ЧТЗ сдал вместо 65 танков всего 27, а вместо 100 за октябрь 1941 г. в Челябинске построили 87 машин. Конечно, орудия были не единственным узким местом: имелись задержки с поставками двигателей В-2К, был большой процент брака при производстве шестерён. Часть ответственности за невыполнение плана лежала и на Уралмаше: в отчёте за октябрь 1941 г. указывалось, что завод сорвал план по выпуску бронировок систем. В ноябре 1941 г. ЧТЗ, к концу года переименованный в ЧКЗ (Челябинский Кировский завод, а точнее – Кировский завод Наркомата танковой промышленности в Челябинске), стал единственным предприятием, производящим тяжёлые танки КВ. Как раз в этом месяце заводчанам Танкограда впервые удалось, причём с большим запасом, преодолеть отметку в 100 выпущенных танков. Коллектив предприятия пополнился за счёт рабочих и инженеров, эвакуированных из Ленинграда. Задержки с моторами, возникшие в связи с эвакуацией харьковского завода №75, были частично решены организацией выпуска двигателей семейства В-2 на площадке Уральского турбинного завода. 13 декабря 1941 г. здесь был создан завод №76, а первые В-2К отсюда поступили ещё в ноябре 1941 г. На Урале формировалось собственное танковое производство полного цикла.
Для обеспечения вооружения танков КВ возникла потребность организации производства танковых пушек на Урале, вблизи от центра танкового производства. Разрешая эту задачу, приходилось, в первую очередь, учитывать производственные возможности местных заводов и характер налаженного на них производства вооружения, так как необходимо было обеспечить минимальные сроки развёртывания производства пушек. Ещё в 1940 г. на Уралмаше был освоен выпуск пушек М-30 (122-мм гаубица обр. 1938 г.). Для обеспечения производства из г. Молотова (ныне г. Пермь) в г. Свердловск прибыл Ф.Ф.Петров, главный конструктор орудия. В итоге Петров так на Уралмаше так и остался, заняв руководящую должность в заводском КБ. Таким образом, иных альтернатив, кроме М-30, в качестве замены для ЗИС-5 не было.
Производство 122-мм гаубиц обр. 1938 г. (М-30) на УЗТМ в г. Свердловске:
На основании этих соображений Технический совет Народного комиссариата танковой промышленности (НКТП) выдал задание Конструкторскому бюро Уралмашзавода, входившему тогда в число предприятий НКТП, на разработку проекта установки 122-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-30) в танк КВ.
Эскизный проект орудийной установки был подготовлен к 20-м числам ноября 1941 г. Руководил проектированием главный конструктор заводского КБ Ф.Ф.Петров, его заместителем был Л.И.Горлицкий, в октябре 1941 г. эвакуированный из Ленинграда. Эти два человека позже стали ключевыми фигурами в деле проектирования советской средней самоходной артиллерии. Ведущим инженером проекта выступал В.Н.Сидоренко, один из ветеранов артиллерийского производства Уралмаша. Над новой артиллерийской системой работали и инженеры А.В.Усенко и Н.В.Курин, последний также прибыл из Ленинграда. Общее руководство осуществлял Ж.Я.Котин. Помимо работы по общему руководству по танкам КВ, Жозеф Яковлевич к тому моменту являлся заместителем Наркома танковой промышленности.
Представленный на совещании у Котина эскизный проект был выполнен в двух вариантах. Первая вариант системы, получившей обозначение У-11, отличалась минимальным переделками качающейся части серийной гаубицы М-30. Вместо тумбы качающаяся часть гаубицы ставилась в рамке и прикрывалась бронировкой. Этот вариант был более технологичным в производстве, но был мало приспособлен для использования в качестве танкового орудия. Во-первых, система имела очень сложную и громоздкую бронировку. Во-вторых, нарушалась общая компоновка башни, а также ее уравновешенность. По результатам рассмотрения, от этого варианта артсистемы отказались.
Второй вариант У-11 был более сложным с производственной точки зрения. От М-30 оставались ствол и казенная часть, при этом труба также переделывалась, противооткатные устройства были совершенно новыми. Общая конструкция гаубицы выглядела достаточно просто, а вновь изготовляемые узлы соответствовали технологическим возможностям завода. Но главным достоинством этого варианта было то, что не требовалось существенной переделки башни КВ.
В результате: «Техническим совещанием было принято решение, которое кратко сводилось к следующему. КБ Уралмашзавода на основе этого варианта эскизного проекта разработать технический проект установки и изготовить один опытный образец ее. При этом, учитывая отсутствие бронебойного снаряда, громоздкость боекомплекта и его ограниченность, сильное снижение скорострельности и другие отрицательные обстоятельства, техническое совещание специально повторило, что рассматривает эту работу как авральный портфельный вариант».
К 15 декабря 1941 г. технический проект был готов. К работам со стороны ЧТЗ был подключен конструктор А.С.Шнейдман, который курировал вопрос вооружения тяжелого танка. Гаубица вполне вписалась в башню КВ-1, правда, пришлось немного изменить амбразуру, орудийную маску, установку смотровых приборов и сделать новую подвижную бронировку. По проекту угол склонения У-11 составил −3,5 градуса, большим его сделать не давали откатные механизмы.
122-мм гаубица У-11, чертёж датирован 15 декабря 1941 г.:
К концу декабря 1941 г. опытный образец У-11 был изготовлен и прошёл заводские испытания на стендовой установке. Чуть позднее были готовы детали бронировки, после чего гаубица была отправлена на ЧКЗ в Челябинск. Для установки опытного образца орудия вместо нового танка было решено использовать прошедший капитальный ремонт танк КВ-1 №4996, выпущенный в Ленинграде. Этот танк, прежде чем оказался в Челябинске, успел повоевать в составе 121-й танковой бригады. У-11 установили в литую башню с сохранением кормового пулемета. В целом орудие вполне вписалось в башню, но угол склонения оказался ещё меньше проектного, составив −2 градуса. Первоначально предполагалось, что боекомплект составит около 50 выстрелов, но в итоге он составил 48 выстрелов. Для сравнения, штатный боекомплект пушки ЗИС-5 составлял 114 выстрелов. Меньше оказался и боезапас патронов к пулемету – 1943 штуки вместо 3000. Переделанная машина получила обозначение КВ-9.
На ЧКЗ отношение к КВ-9 оказалось если и не прохладным, то, как минимум, нейтральным. Заводское КБ имело к КВ-9 опосредованное отношение. Кроме того, в плане опытных работ у СКБ-2 Кировского завода в большем приоритете находилось два других танка – КВ-7 и КВ-8. При этом КВ-7 проектировался по личному заданию И.В.Сталина, завод №200 изготовил 20 корпусов для этих машин ещё до начала полигонных испытаний. Но потом машину забраковали и отправили на переделку, а у завода образовался задел из неиспользованных корпусов. В совокупности эти причины тормозили дальнейшие работы по танку КВ-9.
КВ-9 в заводском цеху, январь 1942 г.:
23 января 1942 г. была утверждена программа испытаний «установки 122-мм гаубицы на танке КВ-9». Всего предполагалось произвести 206 выстрелов, из которых 150 – усиленным зарядом для стрельбы на прочность и 30 – для определения кучности. Также предполагалось провести пробег дистанцией 50 км для определения надежности походного крепления орудия, удобства работы механизмов, их сбиваемость, надежность укладки боекомплекта и удобство размещения экипажа. На следующий день был подписан приказ №012, согласно которому испытания должны были проводиться на Копейском полигоне в период с 26 января по 5 февраля 1942 г. Этим же приказом утверждалась комиссия.
Фактически испытания танка прошли со 2 по 11 февраля 1942 г. Всего было произведено 210 выстрелов, из них 171 на заводском полигоне лафетопробными снарядами и усиленными зарядами. Откат системы в пределах 560–580 мм был признан нормальным. В пределах нормы оказались и пробы воздуха, которые брались для определения загазованности боевого отделения при стрельбе. Остальные выстрелы производились уже на Копейском полигоне. Стрельба по щиту размером 5×5 м, находившемуся на километровом расстоянии, оказалась вполне успешной – все снаряды попали в цель. Удовлетворительными оказались и результаты при стрельбе, в ходе которой проверялась кучность при переносе огня. С дистанции 600 м щиты размером 1,25×1,25 м были поражены.
КВ-9 с орудием на максимальном угле возвышения, февраль 1942 г.:
КВ-9, башня повернута назад, февраль 1942 г.:
КВ-9, башня повернута влево, февраль 1942 г.:
Кроме того, 10 февраля 1942 г. на заводе №200 были проведены испытания на бронепробиваемость. Поскольку у М-30 бронебойных снарядов не было, были взяты снаряды от 122-мм корпусной пушки А-19. С дистанции 100 м было произведено 4 выстрела по литой башне КВ-1. Каждый раз последовательно увеличивался заряд пороха (с 2100 до 2400 гр), а начальная скорость снаряда повышалась с 525 до 573 м/с. Первый и четвертый выстрелы пробили башню и оказались внутри нее, второй и третий срикошетировали, выбив при этом пробку.
Это были впечатляюще результаты. Но по КВ-9 в ходе испытаний были выявлены и недостатки. Помимо малого максимального угла склонения орудия, скорострельность танка составила всего 2 выстрела в минуту. Были недостатки и по условиям работы заряжающего. Комиссия рекомендовала доработать бронировку орудия, имелись и другие недочеты.
Несмотря на обнаруженные недостатки, общий вердикт комиссии оказался положительным:
«1. Танк КВ-9 с установкой 122 мм гаубицы М-30 испытания выдержал и может быть принят на вооружение Красной Армии.
2. При изготовлении опытной серии танка КВ-9 необходимо внести все переделки по обнаруженным недостаткам испытанного образца, обратив особое внимание на бронезащиту системы, укладку боеприпасов.
3. Так как на испытаниях танковый образец 122 мм гаубицы М-30 дал положительные результаты, комиссия считает необходимым ускорить серийный выпуск танка КВ-9».
На артиллерийском заводе №8, который в феврале 1942 г. был выделен из УЗТМ, начала подготовка к выпуску установочной партии танковых гаубиц У-11. Между тем, в конце февраля 1942 г. начались серьезные разбирательства между ГАУ КА и НКТП. Арткомом ГАУ по результатам испытаний выявил, что при стрельбе бронебойными снарядами давление в канале ствола гаубицы достигало 3500–4000 кг/см2 при штатном значении 2350 кг/см2. Это было совершенно недопустимо, интенсивная стрельба таким зарядом могла привести к разрушению поршневого затвора. А при использовании допустимого заряда начальная скорость бронебойного снаряда составила бы всего 432 м/с. В результате бронепробитие У-11 оказывалось хуже аналогичного показателя ЗИС-5. Единственным преимуществом У-11 становилось лишь большее фугасное действие осколочно-фугасного боеприпаса. Поэтому Артком ГАУ посчитал нецелесообразным установку У-11 в КВ-1, лишний раз напомнив, что эта система является инициативой НКТП.
Повреждения бронебойного снаряда после стрельбы им по башне КВ-1:
2 апреля 1942 г. были проведены испытания стрельбой осколочно-фугасными снарядами по броневым плитам. Вместо У-11 использовалась гаубица М-30, т.к. баллистика и боеприпасы у них одинаковые. Испытания стрельбой по плите толщиной 76 мм показали, что при попадании 122-мм осколочно-фугасного снаряда повреждений она не получает. На этом испытания прекратили, а вопрос о серийном производстве КВ-9 больше не поднимался.
По:
https://warspot.ru/9026-gaubichnyy-kv
Боковая проекция опытного тяжёлого танка КВ-9:
vk.