152-мм гаубица-пушка образца 1937 года.
Заводской индекс — МЛ-20.
Индекс Артуправления (впоследствии ГАУ) — 52-Г-544А.
Разработчик — артиллерийское КБ завода № 172 им. В.М.Молотова;
Завод-изготовитель — Государственный Союзный завод № 172 им. В.М.Молотова Наркомата вооружений СССР;
Серийное производство — с 1937 по 1946 г. Впоследствии выпущенные пушки проходили ремонт и модернизацию.
Модификации (заводские индексы):
МЛ-20
МЛ-20-3
МЛ-20-43
МЛ-20-49
История создания.
Из тяжёлых орудий корпусного-армейского звена Рабоче-Крестьянской Красной армии (РККА) досталась от русской армии 152-мм осадная пушка образца 1910 г. Это орудие было спроектировано французской фирмой «Шнейдер» (Schneider) для Российской империи и использовалось в Первой мировой и Гражданской войнах. К 1930-м гг. оно явно устарело и было подвергнуто двум модернизациям — в 1930 и 1934 гг. Модернизации существенно улучшили характеристики пушки обр. 1910 г., но, тем не менее, она не вполне удовлетворяла требованиям своего времени, главным образом по мобильности, максимальному углу возвышения и скорости наводки. В 1935—1936 гг. артиллерийское конструкторское бюро (КБ) завода № 172 («Пермский орудийный завод» (ПОЗ) - «Мотовилихинский машиностроительный завод» (ММЗ) - «Машиностроительный завод имени В.М.Молотова» (МЗМ) - завод № 172 им. В.М.Молотова) в Мотовилихе пыталось продолжить модернизацию орудия, однако Артиллерийское управление РККА (с 13 июля 1940 г. Главное артиллерийское управление (ГАУ) Красной Армии) не поддержало эти работы, и они были прекращены. По заданию Артуправления началось проектирование нового орудия, получившего заводское обозначение МЛ-15.
В КБ завода № 172 были спроектированы две 152-мм гаубицы-пушки — МЛ-15 и МЛ-20. Над проектированием МЛ-20 работала группа инженеров под руководством Ф.Ф.Петрова, причём первоначально работы над этим орудием велись в инициативном порядке, тогда как МЛ-15 создавалась по заданию Артуправления РККА (в работах принимали участие - начальник КБ Б.А.Бергер, ведущий конструктор А.А.Плоскирев). Оба орудия имели многочисленные заимствования от 152-мм пушки обр. 1910/34 гг. — ствол с затвором, противооткатные устройства. МЛ-20 также имела с этим орудием общий колёсный ход, подрессоривание и станины, а у МЛ-15 эти элементы конструкции были разработаны заново.
В апреле 1936 г. первый образец МЛ-15 был направлен на полигонные испытания, однако их не прошёл и был отправлен на доработку. К концу 1936 г. МЛ-15 и МЛ-20 были готовы: МЛ-15 - к повторным испытаниям, а МЛ-20 - к отладочным. Но 2 ноября 1936 г. НКВД был арестован начальник КБ Б.А.Бергер, а 3 ноября 1936 г. - ведущий конструктор МЛ-15 А.А.Плоскирев. Видимо, из-за заинтересованность в этой артсистеме пропала, поэтому МЛ-15 вывезли на полигон лишь в феврале 1937 г. В марте 1937 г. МЛ-15 были проведены повторные полигонные испытания, которые прошли без замечаний.
МЛ-20 вышла на полигонные испытания 25 декабря 1936 г., а в следующем году — на войсковые. По итогам этих испытаний МЛ-20, после устранения недостатков, в основном касающихся лафета, была рекомендована к принятию на вооружение. 22 сентября 1937 г. МЛ-20 была принята на вооружение под официальным названием «152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г.». Почему предпочтение государственной комиссии было отдано МЛ-20 сейчас сказать трудно. Часто это объясняют тем, что МЛ-20 по конструкции была в большей степени сходна со 152-мм пушкой обр. 1910/1934 гг., хорошо освоенной в промышленном производстве, чем МЛ-15. Лафет орудия был признан нормализованным и получил индекс ГАУ - 52-Л-504А. В этом лафете подъемный и уравновешивающий механизмы разделены на два самостоятельных агрегата, угол возвышения увеличен до 65°, установлен нормализованный прицел с независимой линией прицеливания. В том же году в КБ завода № 172 под руководством Ф.Ф.Петрова на лафет 52-Л-504А был наложен ствол 122-мм корпусной пушки обр. 1931 г. Новое орудие получило название 122-мм корпусная пушка образца 1931/37 гг. и составило вместе с МЛ-20 так называемый "корпусной дуплекс".
Автор публикаций в области отечественной артиллерии А.Б.Широкорад полагает, что МЛ-15 имела явные преимущества перед МЛ-20 — она была существенно легче (в походном положении на 600 кг, в боевом — на 500 кг) и была более мобильна (скорость возки — до 45 км/ч). С другой стороны, МЛ-15 имела более современную и сложную конструкцию лафета. Поэтому утверждается, что выбор был сделан из экономических соображений — для производства МЛ-20 уже была готова технологическая оснастка. Так же следует учитывать, что МЛ-15 была спроектирована "врагами народа", что, вероятно, и сыграло решающую роль в прекращении работ над ней.
152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. (заводской индекс МЛ-20) производилась серийно с 1937 по 1946 гг. на заводе № 172 им. В.М.Молотова в Мотовилихе (г. Молотов, впоследствии г. Пермь). Всего было выпущено 6884 штук. В ходе серийного производства пушка непрерывно совершенствовалась.
152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. состояла на вооружении корпусных и армейских артиллерийских полков, а также в соединениях и частях артиллерии РВГК. Значительное количество орудий в начальный период войны было захвачено немецкой армией, где оно использовалось под названием 15,2 cm KH.433 (r). После войны гаубица-пушка экспортировалась в страны организации Варшавского договора, в Сирию, Египет и Афганистан, состоит на вооружении армии Финляндии. В Польше и в Чехословакии была модернизирована. До недавного времени стояла на вооружении многих зарубежных армий.
152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. (заводской индекс МЛ-20, шифр ГАУ - 52-Г-544А), Мемориал в Тиргартене, г. Берлин, Германия, 2009 г.:
https://www.dishmodels.ru/wshow.htm?mode=P&vmode=T&p=1183&id=32835&tp=w
Две 152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 г. (заводской индекс МЛ-20-49) 1940 и 1942 г.в. в экспозиции Петропавловской крепости, г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.:
Заводской индекс — МЛ-20.
Индекс Артуправления (впоследствии ГАУ) — 52-Г-544А.
Разработчик — артиллерийское КБ завода № 172 им. В.М.Молотова;
Завод-изготовитель — Государственный Союзный завод № 172 им. В.М.Молотова Наркомата вооружений СССР;
Серийное производство — с 1937 по 1946 г. Впоследствии выпущенные пушки проходили ремонт и модернизацию.
Модификации (заводские индексы):
МЛ-20
МЛ-20-3
МЛ-20-43
МЛ-20-49
История создания.
Из тяжёлых орудий корпусного-армейского звена Рабоче-Крестьянской Красной армии (РККА) досталась от русской армии 152-мм осадная пушка образца 1910 г. Это орудие было спроектировано французской фирмой «Шнейдер» (Schneider) для Российской империи и использовалось в Первой мировой и Гражданской войнах. К 1930-м гг. оно явно устарело и было подвергнуто двум модернизациям — в 1930 и 1934 гг. Модернизации существенно улучшили характеристики пушки обр. 1910 г., но, тем не менее, она не вполне удовлетворяла требованиям своего времени, главным образом по мобильности, максимальному углу возвышения и скорости наводки. В 1935—1936 гг. артиллерийское конструкторское бюро (КБ) завода № 172 («Пермский орудийный завод» (ПОЗ) - «Мотовилихинский машиностроительный завод» (ММЗ) - «Машиностроительный завод имени В.М.Молотова» (МЗМ) - завод № 172 им. В.М.Молотова) в Мотовилихе пыталось продолжить модернизацию орудия, однако Артиллерийское управление РККА (с 13 июля 1940 г. Главное артиллерийское управление (ГАУ) Красной Армии) не поддержало эти работы, и они были прекращены. По заданию Артуправления началось проектирование нового орудия, получившего заводское обозначение МЛ-15.
В КБ завода № 172 были спроектированы две 152-мм гаубицы-пушки — МЛ-15 и МЛ-20. Над проектированием МЛ-20 работала группа инженеров под руководством Ф.Ф.Петрова, причём первоначально работы над этим орудием велись в инициативном порядке, тогда как МЛ-15 создавалась по заданию Артуправления РККА (в работах принимали участие - начальник КБ Б.А.Бергер, ведущий конструктор А.А.Плоскирев). Оба орудия имели многочисленные заимствования от 152-мм пушки обр. 1910/34 гг. — ствол с затвором, противооткатные устройства. МЛ-20 также имела с этим орудием общий колёсный ход, подрессоривание и станины, а у МЛ-15 эти элементы конструкции были разработаны заново.
В апреле 1936 г. первый образец МЛ-15 был направлен на полигонные испытания, однако их не прошёл и был отправлен на доработку. К концу 1936 г. МЛ-15 и МЛ-20 были готовы: МЛ-15 - к повторным испытаниям, а МЛ-20 - к отладочным. Но 2 ноября 1936 г. НКВД был арестован начальник КБ Б.А.Бергер, а 3 ноября 1936 г. - ведущий конструктор МЛ-15 А.А.Плоскирев. Видимо, из-за заинтересованность в этой артсистеме пропала, поэтому МЛ-15 вывезли на полигон лишь в феврале 1937 г. В марте 1937 г. МЛ-15 были проведены повторные полигонные испытания, которые прошли без замечаний.
МЛ-20 вышла на полигонные испытания 25 декабря 1936 г., а в следующем году — на войсковые. По итогам этих испытаний МЛ-20, после устранения недостатков, в основном касающихся лафета, была рекомендована к принятию на вооружение. 22 сентября 1937 г. МЛ-20 была принята на вооружение под официальным названием «152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г.». Почему предпочтение государственной комиссии было отдано МЛ-20 сейчас сказать трудно. Часто это объясняют тем, что МЛ-20 по конструкции была в большей степени сходна со 152-мм пушкой обр. 1910/1934 гг., хорошо освоенной в промышленном производстве, чем МЛ-15. Лафет орудия был признан нормализованным и получил индекс ГАУ - 52-Л-504А. В этом лафете подъемный и уравновешивающий механизмы разделены на два самостоятельных агрегата, угол возвышения увеличен до 65°, установлен нормализованный прицел с независимой линией прицеливания. В том же году в КБ завода № 172 под руководством Ф.Ф.Петрова на лафет 52-Л-504А был наложен ствол 122-мм корпусной пушки обр. 1931 г. Новое орудие получило название 122-мм корпусная пушка образца 1931/37 гг. и составило вместе с МЛ-20 так называемый "корпусной дуплекс".
Автор публикаций в области отечественной артиллерии А.Б.Широкорад полагает, что МЛ-15 имела явные преимущества перед МЛ-20 — она была существенно легче (в походном положении на 600 кг, в боевом — на 500 кг) и была более мобильна (скорость возки — до 45 км/ч). С другой стороны, МЛ-15 имела более современную и сложную конструкцию лафета. Поэтому утверждается, что выбор был сделан из экономических соображений — для производства МЛ-20 уже была готова технологическая оснастка. Так же следует учитывать, что МЛ-15 была спроектирована "врагами народа", что, вероятно, и сыграло решающую роль в прекращении работ над ней.
152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. (заводской индекс МЛ-20) производилась серийно с 1937 по 1946 гг. на заводе № 172 им. В.М.Молотова в Мотовилихе (г. Молотов, впоследствии г. Пермь). Всего было выпущено 6884 штук. В ходе серийного производства пушка непрерывно совершенствовалась.
152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. состояла на вооружении корпусных и армейских артиллерийских полков, а также в соединениях и частях артиллерии РВГК. Значительное количество орудий в начальный период войны было захвачено немецкой армией, где оно использовалось под названием 15,2 cm KH.433 (r). После войны гаубица-пушка экспортировалась в страны организации Варшавского договора, в Сирию, Египет и Афганистан, состоит на вооружении армии Финляндии. В Польше и в Чехословакии была модернизирована. До недавного времени стояла на вооружении многих зарубежных армий.
152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. (заводской индекс МЛ-20, шифр ГАУ - 52-Г-544А), Мемориал в Тиргартене, г. Берлин, Германия, 2009 г.:
https://www.dishmodels.ru/wshow.htm?mode=P&vmode=T&p=1183&id=32835&tp=w
Две 152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 г. (заводской индекс МЛ-20-49) 1940 и 1942 г.в. в экспозиции Петропавловской крепости, г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.:
Последний раз редактировалось: Rotor (19/5/2019, 15:33), всего редактировалось 1 раз(а)