Советская военная техника
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Советская военная техника

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

152-мм мортира образца 1931 года («НМ», индекс ГАУ — 52-Г-521)

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Rotor

Rotor

152-мм мортира образца 1931 года («НМ», индекс ГАУ — 52-Г-521).

Индекс ГАУ — 52-Г-521.
Сокращённое обозначение в документации — «Н» или «НМ».

Констукторское сопровождение — артиллерийское КБ завода № 172.
Производство — завод № 172.

Серийное производство — с 1931 по 1935 гг.
Общее количество:

  • исходный вариант, поставленный из Германии в количестве 8 шт.,
  • серийная мортира с удлинённым стволом и рядом иных изменений, выпущено 129 шт.,
  • модернизированный вариант МЛ-21, изготовлено 3 опытных образца.


152-мм мортира образца 1931 года (НМ, индекс ГАУ — 52-Г-521) — советская мортира периода Второй мировой войны. Это орудие, разработанное немецкой фирмой «Рейнметалл» (Rheinmetall), выпускалось в СССР небольшой серией в 1930-х годах и приняло участие в Великой Отечественной войне.

Описание конструкции.

Система классифицировалась как мортира, хотя по сути это было универсальное орудие, сочетающее в себе свойства пушки, гаубицы и мортиры. Основным его назначением была стрельба по навесной траектории. Орудие имело ствол моноблочной конструкции и оснащалось затвором горизонтального клинового типа. Противооткатные устройства состояли из гидравлического компрессора и гидропневматического накатника; оба этих узла размещались рядом в люльке, длина отката постоянная. Уравновешивающий механизм включал две колонки. Ствольная группа орудия монтировалась на однобрусном коробчатом лафете с пружинным подрессориванием колёсного хода и откидным сошником. Колёса металлические двойные со съёмными резиновыми шинами. Для защиты расчёта, орудие имело щит, состоящий из трёх частей — двух боковых и верхней. Заряжание у орудия раздельно-гильзовое.

История создания.

Системой вооружений РККА предусматривалось создание 152-мм дивизионных мортир. Первый проект орудия такого типа был разработан в конструкторском бюро завода «Красный путиловец» в 1930 году. Масса орудия составляла около 1500 кг, и оно имело много общих частей (в частности, затвор) с 152-мм крепостной гаубицей обр. 1909 г. Дальнейшая судьба проекта неизвестна — на текущий момент нет данных о том, был ли изготовлен и испытан опытный образец.    

В 1930 году руководство страны, осознавая слабость молодой отечественной артиллерийской конструкторской школы, решило принять на вооружение зарубежные образцы артиллерийских орудий. Исходя из политической обстановки того времени, единственной страной, с которой было возможно сотрудничество такого рода, была Германия. 28 августа 1930 года был заключён договор с фирмой «БЮТАСТ» (подставная контора, представляющая интересы немецкой фирмы «Рейнметалл»), предусматривающий поставку немецкой стороной ряда артиллерийских систем, комплекта рабочей документации к ним, а также помощь в организации серийного производства орудий в СССР. Контракт был выгоден обеим сторонам — СССР получил образцы современных артиллерийских систем, а Германия, скованная рамками Версальского соглашения, могла поддержать собственную конструкторскую школу.      

В рамках договора предусматривалась поставка немецкой стороной восьми 152-мм мортир и помощь немецкой стороны в организации их серийного производства в СССР. Контракт был исполнен, орудия прибыли в СССР и прошли полигонные испытания в июне 1931 года, а войсковые — в августе 1932 года. Мортира была принята на вооружение под официальным наименованием 152-мм мортира обр. 1931 г. В документах того времени часто использовалось наименование мортиры сокращениями «Н» или «НМ». При подготовке серийного производства, продолжавшегося с 1932 по 1935 год, в исходный проект были внесены некоторые изменения, в частности, на 65 мм был удлинён ствол. Всего на конец 1933 года в конструкцию мортиры было внесено более 700 изменений.    

В 1937 году мортира была модернизирована, получив название МЛ-21. Модернизированный вариант был поставлен на заводские испытания 27 марта 1937 года, а в 1938 году система прошла полигонные и войсковые испытания, выявившие ряд мелких конструктивных недостатков. На вооружение МЛ-21 не принималась.  

Производство 152-мм мортиры обр. 1931 г. изготавливались на заводе № 172 (г. Пермь), в то время называвшийся МЗМ (Мотовилихинский завод машиностроения). Серийное производство шло тяжело, мортиры собирались полукустарным способом, завод постоянно не выполнял план по сдаче орудий.

В 1932 году в план заводу дано 100 мортир, а изготовлено за год 19, предъявлено 19, из них 14 требовало устранения конструктивных неполадок, и по отчету 1932 года были сданы 5 мортир. В 1933 году план — 62 мортиры, по отчету сдано 50 мортир, а по другим сведениям 37 — (видимо, в число 50 было включено 13 мортир из программы 1932 года). На конец 1933 года в конструкцию мортиры было внесено свыше 700 изменений. В 1934 году план 62 — мортиры, а по отчету сдано 59 мортир. В 1935 году план — 35 мортир, сдано под пломбу 15. Передки 152-мм мортир в 1933 году делал Брянский механический завод № 13. Таким образом, за 4 года, с 1932 г. по 1935 г., МЗМ сдал по отчёту 129 мортир, на чём их серийное производство было завершено.

На 1 ноября 1936 года в РККА состояло 100 152-мм мортир обр. 1931 г., кроме того, имелась 3 учебных и 1 негодная мортиры. 152-мм мортиры обр. 1931 г. состояли на вооружении, по крайней мере, до 1943 года.

В Германии орудие в незначительно изменённом виде было принято на вооружение как 150-мм тяжёлое пехотное орудие sIG 33, выпускалось большой серией и принимало активное участие во Второй мировой войне.  

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/331378

Тактико-технические характеристики 152-мм мортиры обр. 1931 г.

Калибр - 152,4 мм
Боевая масса орудия - 1150 кг
Длина ствола - 9,28 клб
Масса снаряда (осколочно-фугасный) — 38,2 кг
Дальнобойность — 5285 м
Начальная скорость полета снаряда — 250 м/с
Скорострельность — 4-5 выстр./мин
Максимальный угол возвышения — 72°
Сектор обстрела — 12°
Способ транспортировки — механический или конная тяга
Скорость возки — 17 км/час
Расчёт - 8 человек

https://books.google.ru/books?id=kuvffUhju10C&pg=PA18&lpg=PA18&dq=152-мм+мортира+1931&source=bl&ots=sKupQZdWVE&sig=Rk7V430f1YNSWl0VAISyeBfaOic&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwjRnu-ZgPDeAhWOxIsKHSmIBpE4ChDoATAFegQICRAB#v=onepage&q=152-мм%20мортира%201931&f=false

152-мм мортира образца 1931 года («НМ», индекс ГАУ — 52-Г-521) завода № 172 им. Молотова выпуска 1933 г., Музей ВС РК, Астана:
152-мм мортира образца 1931 года («НМ», индекс ГАУ — 52-Г-521) KKAb7 152-мм мортира образца 1931 года («НМ», индекс ГАУ — 52-Г-521) F05Id
152-мм мортира образца 1931 года («НМ», индекс ГАУ — 52-Г-521) PEjqY 152-мм мортира образца 1931 года («НМ», индекс ГАУ — 52-Г-521) 7eKqC
152-мм мортира образца 1931 года («НМ», индекс ГАУ — 52-Г-521) YAiZy 152-мм мортира образца 1931 года («НМ», индекс ГАУ — 52-Г-521) NXEdm



Последний раз редактировалось: Rotor (25/11/2018, 17:24), всего редактировалось 3 раз(а)

Rotor

Rotor

152-мм мортира образца 1931 года («НМ», индекс ГАУ — 52-Г-521) на заводе № 172 им. Молотова:
152-мм мортира образца 1931 года («НМ», индекс ГАУ — 52-Г-521) 2vA3V 152-мм мортира образца 1931 года («НМ», индекс ГАУ — 52-Г-521) JXfLK

Rotor

Rotor

152-мм мортира образца 1931 года («НМ», индекс ГАУ — 52-Г-521) завода № 172 им. Молотова, Военно-исторический музей Вооруженных сил РК, Астана:
152-мм мортира образца 1931 года («НМ», индекс ГАУ — 52-Г-521) DBrWS
http://old.el.kz/m/photos/view/DSC-6619

Конструкция 152-мм мортиры образца 1931 года.

Ствол — моноблок. Затвор соединен со стволом штыковым соединением. Крутизна нарезов постоянная.
Плоский клиновой затвор открывается слева. Спуск с обеих сторон. Взвод автоматический.

Компрессор гидравлический (наполовину заполнен глицерином, наполовину — водой). Длина отката постоянная. Накатник гидропневматический. Компрессор и накатник размещены в люльке рядом. Уравновешивающий механизм имел 2 колонки.

Лафет коробчатый. Горизонтальное наведение производилось путем перемещения станин лафета по боевой оси. Щит состоял из трех щитов: двух боковых и верхнего щита.

Подрессоривание пружинное. Колеса двойные дисковые, со съемными резиновыми шинами. Сошник откидной.
http://forum.warport.ru/showthread.php?p=7255

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения