МЛ-15 - 152-мм гаубица-пушка (опытная).
Разработчик — Опытно-конструкторский отдел (ОКО) завода № 172 им. В.М.Молотова;
Изготовитель — Завод № 172 им. В.М.Молотова Наркомата вооружений СССР, Мотовилиха, г. Молотов (Пермь).
Заводской индекс — МЛ-15.
Опытная 152-мм гаубица-пушка МЛ-15:
https://pp.userapi.com/c853628/v853628667/469ca/TrgCHyubGD0.jpg
История создания.
Из тяжёлых орудий корпусного-армейского звена Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) досталась от русской армии 152-мм осадная пушка обр. 1910 г. Это орудие было спроектировано французской фирмой «Шнейдер» (Schneider) для Российской империи и использовалось в Первой мировой и Гражданской войнах. К 1930-м гг. оно явно устарело и было подвергнуто двум модернизациям — в 1930 и 1934 гг. Модернизации существенно улучшили характеристики пушки обр. 1910 г., но, тем не менее, она не вполне удовлетворяла требованиям своего времени, главным образом по мобильности, максимальному углу возвышения и скорости наводки. В 1935—1936 гг. артиллерийском Опытно-конструкторском отделе (ОКО) завода № 172 («Пермский орудийный завод» (ПОЗ) - «Мотовилихинский машиностроительный завод» (ММЗ) - «Машиностроительный завод имени В.М.Молотова» (МЗМ) - завод № 172 им. В.М.Молотова) в Мотовилихе пыталось продолжить модернизацию орудия, однако Артиллерийское управление РККА не поддержало эти работы, и они были прекращены. По заданию Артуправления в артиллерийском ОКО завода № 172 началось проектирование нового орудия (в работах принимали участие - начальник ОКО Б.А.Бергер, ведущий конструктор ОКО А.А.Плоскирев). Новая 152-мм гаубица-пушка получила заводской индекс МЛ-15. Вскоре параллельно с МЛ-15 на заводе а инициативном порядке под руководством молодого конструктора Ф.Ф.Петрова началось проектирование ещё одной 152-мм гаубицы-пушки, получившей заводской индекс МЛ-20. В отличие от конструкторов МЛ-15 Ф.Ф.Петров стремился в максимальной степени использовать в своем орудии лучшие узлы и механизмы 152-мм пушки обр. 1910/1934 гг., которая изготавливалась на заводе в Мотовилихе и для которой была подготовлена технологическая оснастка.
Ствол и затвор у МЛ-15 и МЛ-20 идентичны 152-мм пушка образца 1910/34 гг. Люлька и противооткатные устройства в МЛ-15 и МЛ-20 в основном взяты без изменений от 152-мм пушки обр. 1910/1934 гг. за исключением того, что цапфенная обойма МЛ-20 состояла из двух половинок, а у МЛ-15 представляла собой одно целое. Верхние станки у 152-мм пушки обр. 1910/1934 гг. и МЛ-20 литые, различия у них мелкие. Верхний станок МЛ-15 клепаный, совершенно другой конструкции. Подъемный механизм у МЛ-15 и МЛ-20 секторный. У МЛ-15 имелось два сектора, а у МЛ-20 один. Уравновешивающий механизм у МЛ-15 и МЛ-20 одинаков. Нижний стол, боевая ось и подрессоривание у МЛ-20 целиком взяты у 152-мм пушки обр. 1910/1934 гг., а у МЛ-15 все новое. Выключение подрессоривания у МЛ-20 осталось ручным, а у МЛ-15 производилось автоматически при раздвигании станин. Колеса МЛ-20 взяты от 152-мм пушки обр. 1910/1934 гг., а у МЛ-15 колеса дисковые с грузолентой. МЛ-20 имела станины от 152-мм пушки обр. 1910/1934 гг., а у МЛ-15 они были новой конструкции.
МЛ-15 и МЛ-20 имели одинаковый передок, взятый от 152-мм гаубицы обр. 1931 г. (НГ). НГ - это гаубица германской фирмы Рейнметалл (Rheinmetall AG). Малая серия (14 ед.) таких гаубиц с незначительными изменениями по отношению к прототипу была изготовлена заводом № 172 в 1933 - 1935 гг.
После войсковых испытаний 152-мм пушка образца 1910/34 гг. вариант раздельной возки уже не рассматривался.
Первый образец МЛ-15 был изготовлен заводом № 172 в начале 1936 г. и после заводских испытаний 29 апреля 1936 г. был отправлен на НИАП. И июню 1936 г. полигонные испытания на НИАПе были закончены. Комиссия признала их неудовлетворительными. После этого Артуправление РККА заказало заводу № 172 две МЛ-15 с изменениями по результатам испытаний. В частности, боевая ось была сдвинута вперед на 180 мм и этим уменьшалось давление на хобот. Изменен подъемный механизм вместо двух секторов введен один, затем вместо одной скорости наведения стало две.
К концу 1936 г. обе системы были закончены и готовились к испытаниям: МЛ-15 к повторным, а МЛ-20 - к отладочным. Но 2 ноября 1936 г. НКВД СССР был арестован начальник ОКО завода № 172 Б.А.Бергер, а 3 ноября 1936 г. - ведущий конструктор МЛ-15 А.А.Плоскирев. После заваершения заводских испытаний доработанной МЛ-15 дальше никакого движения по ней не было. В то время как к заводским испытаниям первого образца МЛ-20 приступили 6 ноября 1936 г. Всего на заводских испытаниях был сделан 21 выстрел. 25 декабря 1936 г. первый образец МЛ-20 поступил на НИАП для проведения полигонных испытаний. В ходе полигонных испытаний было сделано 479 выстрелов и 1510 км обкатки. В отчете комиссии по испытаниям МЛ-20 от 31 января 1937 г. было предложено заменить спицевые колеса на дисковые, упрочить рессоры, щит сделать по типу МЛ-15 и др.
МЛ-15 поступила на НИАП только лишь 3 февраля 1937 г. Только в ней, вероятно, никто уже заинтересован не был. С 10 февраля 1937 г. по 20 марта 1937 г. на НИАПе были проведены полигонные испытания модернизированной системы МЛ-15. Было сделано 113 выстрелов и проведена возка системы со скоростью 30-45 км/час. Замечаний к системе не было. Однако испытания внезапно прервали согласно приказу начальника НИО Артуправления РККА Железнякова.
В июне-июле 1937 г. на НИАПе вновь проводились стрельбы из МЛ-15, были подобраны заряды к ней и т. п. Однако дальше опытных образцов МЛ-15 дело не пошло. Внятных объяснений в обнародованных документах тех лет нет. Единственное замечание, и то спорное, было: «много новых деталей». По мнению историка артиллерии А.Б.Широкорада в целом МЛ-15 явно была лучше МЛ-20.
Об истинных причинах выбора МЛ-20 сейчас можно только гадать. Скорее всего МЛ-15 не пошла в серию из-за того, что была создана "врагами народа", а может быть МЛ-20 выбрали из-за экономии. Именно её можно было производить с наименьшими затратами, т.к. при изготовлении МЛ-20 могла использоваться оснастка и приспособления от освоенной в производстве на заводе № 172 им. В.М.Молотова 152-мм пушки обр. 1910/1934 гг. Так или иначе 22 сентября 1937 г. МЛ-20 была принята на вооружение под наименованием «152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г.». Все работы по 152-мм гаубица-пушка МЛ-15 были прекращены.
http://www.russianarms.ru/forum/index.php/topic,11769.msg105164/topicseen.html#msg105164
Разработчик — Опытно-конструкторский отдел (ОКО) завода № 172 им. В.М.Молотова;
Изготовитель — Завод № 172 им. В.М.Молотова Наркомата вооружений СССР, Мотовилиха, г. Молотов (Пермь).
Заводской индекс — МЛ-15.
Опытная 152-мм гаубица-пушка МЛ-15:
https://pp.userapi.com/c853628/v853628667/469ca/TrgCHyubGD0.jpg
История создания.
Из тяжёлых орудий корпусного-армейского звена Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) досталась от русской армии 152-мм осадная пушка обр. 1910 г. Это орудие было спроектировано французской фирмой «Шнейдер» (Schneider) для Российской империи и использовалось в Первой мировой и Гражданской войнах. К 1930-м гг. оно явно устарело и было подвергнуто двум модернизациям — в 1930 и 1934 гг. Модернизации существенно улучшили характеристики пушки обр. 1910 г., но, тем не менее, она не вполне удовлетворяла требованиям своего времени, главным образом по мобильности, максимальному углу возвышения и скорости наводки. В 1935—1936 гг. артиллерийском Опытно-конструкторском отделе (ОКО) завода № 172 («Пермский орудийный завод» (ПОЗ) - «Мотовилихинский машиностроительный завод» (ММЗ) - «Машиностроительный завод имени В.М.Молотова» (МЗМ) - завод № 172 им. В.М.Молотова) в Мотовилихе пыталось продолжить модернизацию орудия, однако Артиллерийское управление РККА не поддержало эти работы, и они были прекращены. По заданию Артуправления в артиллерийском ОКО завода № 172 началось проектирование нового орудия (в работах принимали участие - начальник ОКО Б.А.Бергер, ведущий конструктор ОКО А.А.Плоскирев). Новая 152-мм гаубица-пушка получила заводской индекс МЛ-15. Вскоре параллельно с МЛ-15 на заводе а инициативном порядке под руководством молодого конструктора Ф.Ф.Петрова началось проектирование ещё одной 152-мм гаубицы-пушки, получившей заводской индекс МЛ-20. В отличие от конструкторов МЛ-15 Ф.Ф.Петров стремился в максимальной степени использовать в своем орудии лучшие узлы и механизмы 152-мм пушки обр. 1910/1934 гг., которая изготавливалась на заводе в Мотовилихе и для которой была подготовлена технологическая оснастка.
Ствол и затвор у МЛ-15 и МЛ-20 идентичны 152-мм пушка образца 1910/34 гг. Люлька и противооткатные устройства в МЛ-15 и МЛ-20 в основном взяты без изменений от 152-мм пушки обр. 1910/1934 гг. за исключением того, что цапфенная обойма МЛ-20 состояла из двух половинок, а у МЛ-15 представляла собой одно целое. Верхние станки у 152-мм пушки обр. 1910/1934 гг. и МЛ-20 литые, различия у них мелкие. Верхний станок МЛ-15 клепаный, совершенно другой конструкции. Подъемный механизм у МЛ-15 и МЛ-20 секторный. У МЛ-15 имелось два сектора, а у МЛ-20 один. Уравновешивающий механизм у МЛ-15 и МЛ-20 одинаков. Нижний стол, боевая ось и подрессоривание у МЛ-20 целиком взяты у 152-мм пушки обр. 1910/1934 гг., а у МЛ-15 все новое. Выключение подрессоривания у МЛ-20 осталось ручным, а у МЛ-15 производилось автоматически при раздвигании станин. Колеса МЛ-20 взяты от 152-мм пушки обр. 1910/1934 гг., а у МЛ-15 колеса дисковые с грузолентой. МЛ-20 имела станины от 152-мм пушки обр. 1910/1934 гг., а у МЛ-15 они были новой конструкции.
МЛ-15 и МЛ-20 имели одинаковый передок, взятый от 152-мм гаубицы обр. 1931 г. (НГ). НГ - это гаубица германской фирмы Рейнметалл (Rheinmetall AG). Малая серия (14 ед.) таких гаубиц с незначительными изменениями по отношению к прототипу была изготовлена заводом № 172 в 1933 - 1935 гг.
После войсковых испытаний 152-мм пушка образца 1910/34 гг. вариант раздельной возки уже не рассматривался.
Первый образец МЛ-15 был изготовлен заводом № 172 в начале 1936 г. и после заводских испытаний 29 апреля 1936 г. был отправлен на НИАП. И июню 1936 г. полигонные испытания на НИАПе были закончены. Комиссия признала их неудовлетворительными. После этого Артуправление РККА заказало заводу № 172 две МЛ-15 с изменениями по результатам испытаний. В частности, боевая ось была сдвинута вперед на 180 мм и этим уменьшалось давление на хобот. Изменен подъемный механизм вместо двух секторов введен один, затем вместо одной скорости наведения стало две.
К концу 1936 г. обе системы были закончены и готовились к испытаниям: МЛ-15 к повторным, а МЛ-20 - к отладочным. Но 2 ноября 1936 г. НКВД СССР был арестован начальник ОКО завода № 172 Б.А.Бергер, а 3 ноября 1936 г. - ведущий конструктор МЛ-15 А.А.Плоскирев. После заваершения заводских испытаний доработанной МЛ-15 дальше никакого движения по ней не было. В то время как к заводским испытаниям первого образца МЛ-20 приступили 6 ноября 1936 г. Всего на заводских испытаниях был сделан 21 выстрел. 25 декабря 1936 г. первый образец МЛ-20 поступил на НИАП для проведения полигонных испытаний. В ходе полигонных испытаний было сделано 479 выстрелов и 1510 км обкатки. В отчете комиссии по испытаниям МЛ-20 от 31 января 1937 г. было предложено заменить спицевые колеса на дисковые, упрочить рессоры, щит сделать по типу МЛ-15 и др.
МЛ-15 поступила на НИАП только лишь 3 февраля 1937 г. Только в ней, вероятно, никто уже заинтересован не был. С 10 февраля 1937 г. по 20 марта 1937 г. на НИАПе были проведены полигонные испытания модернизированной системы МЛ-15. Было сделано 113 выстрелов и проведена возка системы со скоростью 30-45 км/час. Замечаний к системе не было. Однако испытания внезапно прервали согласно приказу начальника НИО Артуправления РККА Железнякова.
В июне-июле 1937 г. на НИАПе вновь проводились стрельбы из МЛ-15, были подобраны заряды к ней и т. п. Однако дальше опытных образцов МЛ-15 дело не пошло. Внятных объяснений в обнародованных документах тех лет нет. Единственное замечание, и то спорное, было: «много новых деталей». По мнению историка артиллерии А.Б.Широкорада в целом МЛ-15 явно была лучше МЛ-20.
Об истинных причинах выбора МЛ-20 сейчас можно только гадать. Скорее всего МЛ-15 не пошла в серию из-за того, что была создана "врагами народа", а может быть МЛ-20 выбрали из-за экономии. Именно её можно было производить с наименьшими затратами, т.к. при изготовлении МЛ-20 могла использоваться оснастка и приспособления от освоенной в производстве на заводе № 172 им. В.М.Молотова 152-мм пушки обр. 1910/1934 гг. Так или иначе 22 сентября 1937 г. МЛ-20 была принята на вооружение под наименованием «152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г.». Все работы по 152-мм гаубица-пушка МЛ-15 были прекращены.
http://www.russianarms.ru/forum/index.php/topic,11769.msg105164/topicseen.html#msg105164