Морской тральщик пр. 266М (шифр «Аквамарин») спроектирован в 1965 г. Западным ПКБ под руководством Т.А. Походуна, а затем Н.П. Пегова. Проект разрабатывался с учетом опыта эксплуатации ТЩК пр.266.
Благодаря увеличенным размерам корпуса на этих кораблях установили новый электромагнитный трал ТЭМ-4 (вместо ТЭМ-2), глубоководный с более совершенной аппаратурой управления, трехканальный широкополосный комплексный буксируемый телевизионный искатель-уничтожитель мин (КИУ-3) и ГАС для обнаружения донных мин. Тральщики пр. 266М оборудовали слиповой кормой, что позволило в большей степени механизировать постановку и выборку тралов. Для снижения акустического поля главные двигатели смонтировали на вибродемифирующих продольных балках, а гребные винты с малошумными лопастями - в шумопонижающих насадках. Контроль возникновения кавитационного шума обеспечивается специальной аппаратурой, компенсация электрического поля - регулируемыми протекторами. С целью повышения живучести между машинными отделениями поместили отсек вспомогательных механизмов, в котором находятся два опреснителя, работу которых обеспечивает специальный котлоагрегат. Корабли пр. 266М оборудованы системой кондиционирования воздуха. Кроме того, у них улучшены мореходные качества, что позволяет привлекать их к несению боевой службы в отдаленных районах Мирового океана. Внешне корабли пр. 266 и пр. 266М различаются между собой конфигурацией дымовых труб и размерами надстроек (на последнем удлинена ее кормовая часть). Головной корабль пр. 266М (Семен Рошаль) вошел в строй в 1970 г. Всего для советского флота был построен 31 тральщик данного типа. Кроме того, Стрелок достроили по пр. 02666 как поисково-исследовательское судно.
В 1974 г. Западное ПКБ под руководством Н.П. Пегова, а затем Ш.А. Мустафина разработало экспортный вариант тральщика пр. 266М - пр. 266МЭ. В отличие от прототипа он имеет иные радиоэлектронное вооружение, СУАО, средства связи и тральное оборудование, более совершенную систему кондиционирования воздуха из шести автономных кондиционеров и двух холодильных машин (вместо двух холодильных машин), увеличенные запасы пресной воды (за счет снятого котлоагрегата и паровых опреснительных установок), увеличенную толщину листов перекрытий палуб, настила двойного дна, переборок, платформ и наружной обшивки в подводной части (для улучшения защиты корпусных конструкций от коррозии и воздействия различного рода микроорганизмами в условиях высоких температуры и влажности). На нем оборудовали каюты и кают-компанию для унтер-офицеров (старшин и мичманов), а из состава энергетической установки исключили котлоагрегат опреснителей и сложную конструкцию подвески фундаментов главных двигателей и ДГ. Пневматическую систему дистанционного управления главными двигателями, как не отвечающую требованиям экспортного исполнения, заменили электрической, а общую мощность ДГ довели до 600 кВт. Всего по пр. 266МЭ на Средне-Невском ССЗ построили 22 корабля. 12 из них передали Индии, восемь - Ливии, по одному - Йемену и Эфиопии. Кроме того, пять кораблей были заказаны правительством Вьетнама, но сделку аннулировали и четыре корабля пр. 266МЭ включили в состав российского флота, а один (зав. № 880) - разобрали на стапеле.
Основные тактико-технические элементы
Водоизмещение:
- стандартное - 745 т;
- полное - 800 т;
Главные размерения:
- наибольшая (по КВЛ) - 61,0 (56,0) м;
- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) - 10,2 (10,0) м;
- осадка средняя - 2,9 м;
Экипаж., чел. (в т. ч. офицеров) - 68 (6) ;
Автономность по запасам провизии - 10 или 15* сут.;
Главная энергетическая установка:
- тип - дизельная 2 х М-503М;
- суммарная мощность - 5000 л.с.;
- тип движителей - 2 х ВРШ;
- мощность источников тока ЭЭС - 2 х ДГ по 200 кВт + 1 ДГ - 100 кВт или 3 х ДГ - по 200 кВт*;
Скорость хода:
- наибольшая - 16,5 уз;
- экономическая - 12 уз;
Дальность плавания ходом 12 уз - 2000 или 3000* мили;
Вооружение:
Противоминное:
- контактный трал - 1 х ГКТ-2;
- акустический трал - 1 х АТ-3;
- электромагнитный трал - 1 х ТЭМ-3М или 1 х ТЭМ-4;
- аппаратура управления тралами - «Микрон»;
- буксируемый комплексный ТВ искатель-уничтожитель - КИУ-3;
Противолодочное:
- РБУ - 2 х 5 250-мм РБУ-1200;
- боезапас - 30 РГБ-12;
Минное - 8 УДМ;
Артиллерийский комплекс:
- АУ - 2x2 30-мм АК-230М или 2 х 2 30-мм АК-306*;
- боезапас - 4200 выстрелов;
- СУАО - МР-104 "Рысь" или "Колонка-219-1"*;
- АУ - 2 х 2 25-мм 2М-3М;
Зенитный ракетный комплекс:
- тип комплекса - 1 х 2 ПЗРК «Стрела-3» или «Игла-1»*;
- боезапас - 20 ЗУР;
Радиоэлектронное:
- ГАС миноискания - МГ-89;
- ГАС ЗПС - МГ-35 или МГ-35Э*;
- навигационная РЛС - «Дон-2»** или МР/212/201-2*;
- станция опознавания - «Нихром-М»;
- станция РТР - «Бизань-4Б»;
- станция постановки активных помех - «Тюльпан».
* - На пр. 266МЭ.
** - На некоторых кораблях дополнительно устанавливалась навигационная РЛС ф. «Tesla».
Всего построенно пр. 266М и МЭ - 31 ед.
Источник: Апальков "Десантные и минно-тральные суда"
Благодаря увеличенным размерам корпуса на этих кораблях установили новый электромагнитный трал ТЭМ-4 (вместо ТЭМ-2), глубоководный с более совершенной аппаратурой управления, трехканальный широкополосный комплексный буксируемый телевизионный искатель-уничтожитель мин (КИУ-3) и ГАС для обнаружения донных мин. Тральщики пр. 266М оборудовали слиповой кормой, что позволило в большей степени механизировать постановку и выборку тралов. Для снижения акустического поля главные двигатели смонтировали на вибродемифирующих продольных балках, а гребные винты с малошумными лопастями - в шумопонижающих насадках. Контроль возникновения кавитационного шума обеспечивается специальной аппаратурой, компенсация электрического поля - регулируемыми протекторами. С целью повышения живучести между машинными отделениями поместили отсек вспомогательных механизмов, в котором находятся два опреснителя, работу которых обеспечивает специальный котлоагрегат. Корабли пр. 266М оборудованы системой кондиционирования воздуха. Кроме того, у них улучшены мореходные качества, что позволяет привлекать их к несению боевой службы в отдаленных районах Мирового океана. Внешне корабли пр. 266 и пр. 266М различаются между собой конфигурацией дымовых труб и размерами надстроек (на последнем удлинена ее кормовая часть). Головной корабль пр. 266М (Семен Рошаль) вошел в строй в 1970 г. Всего для советского флота был построен 31 тральщик данного типа. Кроме того, Стрелок достроили по пр. 02666 как поисково-исследовательское судно.
В 1974 г. Западное ПКБ под руководством Н.П. Пегова, а затем Ш.А. Мустафина разработало экспортный вариант тральщика пр. 266М - пр. 266МЭ. В отличие от прототипа он имеет иные радиоэлектронное вооружение, СУАО, средства связи и тральное оборудование, более совершенную систему кондиционирования воздуха из шести автономных кондиционеров и двух холодильных машин (вместо двух холодильных машин), увеличенные запасы пресной воды (за счет снятого котлоагрегата и паровых опреснительных установок), увеличенную толщину листов перекрытий палуб, настила двойного дна, переборок, платформ и наружной обшивки в подводной части (для улучшения защиты корпусных конструкций от коррозии и воздействия различного рода микроорганизмами в условиях высоких температуры и влажности). На нем оборудовали каюты и кают-компанию для унтер-офицеров (старшин и мичманов), а из состава энергетической установки исключили котлоагрегат опреснителей и сложную конструкцию подвески фундаментов главных двигателей и ДГ. Пневматическую систему дистанционного управления главными двигателями, как не отвечающую требованиям экспортного исполнения, заменили электрической, а общую мощность ДГ довели до 600 кВт. Всего по пр. 266МЭ на Средне-Невском ССЗ построили 22 корабля. 12 из них передали Индии, восемь - Ливии, по одному - Йемену и Эфиопии. Кроме того, пять кораблей были заказаны правительством Вьетнама, но сделку аннулировали и четыре корабля пр. 266МЭ включили в состав российского флота, а один (зав. № 880) - разобрали на стапеле.
Основные тактико-технические элементы
Водоизмещение:
- стандартное - 745 т;
- полное - 800 т;
Главные размерения:
- наибольшая (по КВЛ) - 61,0 (56,0) м;
- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) - 10,2 (10,0) м;
- осадка средняя - 2,9 м;
Экипаж., чел. (в т. ч. офицеров) - 68 (6) ;
Автономность по запасам провизии - 10 или 15* сут.;
Главная энергетическая установка:
- тип - дизельная 2 х М-503М;
- суммарная мощность - 5000 л.с.;
- тип движителей - 2 х ВРШ;
- мощность источников тока ЭЭС - 2 х ДГ по 200 кВт + 1 ДГ - 100 кВт или 3 х ДГ - по 200 кВт*;
Скорость хода:
- наибольшая - 16,5 уз;
- экономическая - 12 уз;
Дальность плавания ходом 12 уз - 2000 или 3000* мили;
Вооружение:
Противоминное:
- контактный трал - 1 х ГКТ-2;
- акустический трал - 1 х АТ-3;
- электромагнитный трал - 1 х ТЭМ-3М или 1 х ТЭМ-4;
- аппаратура управления тралами - «Микрон»;
- буксируемый комплексный ТВ искатель-уничтожитель - КИУ-3;
Противолодочное:
- РБУ - 2 х 5 250-мм РБУ-1200;
- боезапас - 30 РГБ-12;
Минное - 8 УДМ;
Артиллерийский комплекс:
- АУ - 2x2 30-мм АК-230М или 2 х 2 30-мм АК-306*;
- боезапас - 4200 выстрелов;
- СУАО - МР-104 "Рысь" или "Колонка-219-1"*;
- АУ - 2 х 2 25-мм 2М-3М;
Зенитный ракетный комплекс:
- тип комплекса - 1 х 2 ПЗРК «Стрела-3» или «Игла-1»*;
- боезапас - 20 ЗУР;
Радиоэлектронное:
- ГАС миноискания - МГ-89;
- ГАС ЗПС - МГ-35 или МГ-35Э*;
- навигационная РЛС - «Дон-2»** или МР/212/201-2*;
- станция опознавания - «Нихром-М»;
- станция РТР - «Бизань-4Б»;
- станция постановки активных помех - «Тюльпан».
* - На пр. 266МЭ.
** - На некоторых кораблях дополнительно устанавливалась навигационная РЛС ф. «Tesla».
Всего построенно пр. 266М и МЭ - 31 ед.
Источник: Апальков "Десантные и минно-тральные суда"