«Объект 172-2М» - опытный основной боевой танк (ОКР «Буйвол»).
Разработчик - КБ Уралвагонзавода, г. Нижний Тагил.
Изготовитель - Уралвагонзавод, г. Нижний Тагил.
Изготовлены опытные образцы танка.
История работ.
Параллельно с работами по доработке и постановке в серийное производство танка Т-72 «Урал» («Объект 172М»), КБ Уралвагонзавода с 1971 по 1975 г. вело опытно-конструкторские работы (ОКР) по теме «Буйвол», направленные на дальнейшее совершенствование об. 172М. Первый опытный образец машины был построен уже в 1972 г. Его получили путем коренной конверсии одного их опытных объектов 172. Всего в рамках этой работы были построены семь опытных образцов машины в трех конструктивных исполнениях, получивших шифр «Объект 172-2М» и «Объект 172М-2М». Второй, третий и четвертый опытные образцы уже имели в своей основе конструкцию об. 172М. Образец № 1 успел вместе с 15-ю опытными танками об. 172М принять участие масштабных испытаниях, проводившихся в летне-осенний период 1972 г. под руководством генерала Ю.М.Потапова. Следующие три экземпляра прошли обкатку в период 1973-74 гг. в разных регионах страны. Все изготовленные к тому времени образцы в период с июня 1972 по июнь 1974 г. выполнили испытания при различных климатических и дорожных условиях и прошли не менее 15000 км каждый, при этом двигатели отработали от 538 до 664 часов каждый и оставались в исправном состоянии.
«Объект 172-2М» на испытаниях:
Проекции танка «Объект 172-2М»:
Основной задачей при проведении работ было резкое повышение уровня ТТХ машины. Реализация идей привела к увеличению веса до 42 тонн по сравнению с 41 т объекта 172М. Однако увеличение массы машины не повлекло за собой ухудшение динамических характеристик. Установка форсированного до 840 л.с. двигателя В-46Ф (он же позднее В-67) производства ЧТЗ позволило не только компенсировать рост массы, но и поднять удельную мощность до 20 л.с. на тонну веса. Форсирование двигателя было осуществлено минимальными средствами – переработкой конструкции нагнетателя. При этом расход топлива практически не изменился. Так на режиме максимальной мощности В-67 потреблял 175 г на 1 л.с./ч против 172 г на том же режиме у В-46, установленном на об. 172М. Вкупе с существенно увеличенным объемом топливных баков (дополнительные наружные на левой надгусеничной полке), это позволило не только сохранить, но и увеличить запас хода. В результате он достиг рекордной величины – 750 км по шоссе. Увеличение удельной мощности также положительно сказалось на повышении средней скорости движения, особенно по пересеченной местности. Этому же способствовало введение подвески с увеличенным динамическим ходом катков, гидроамортизаторов повышенной энергоемкости, проводились эксперименты по изменению схемы установки торсионных валов и балансиров с целью более рационального перераспределения нагрузки. Были усилены БКП, повышено давление рабочей жидкости в системе гидроуправления.
Смещение моторной перегородки в сторону кормы, что было достигнуто благодаря некоторому уплотнению компоновки МТО, позволило изменить расположение укладок БК в БО, увеличить боекомплект с 39 выстрелов до 45, сделать укладку более удобной. Более удобная укладка позволила производить при ручном заряжании прицельную стрельбу со скоростью до 2 выстрелов в минуту против 1 м. 44 сек. на объекте 172М (по данным испытаний 15 танков об. 172М в 1972 г.).
Серьезные мероприятия было проведены в плане улучшения броневой и конструктивной защиты.
По корпусу: была улучшена стойкость ВЛД путем изменения пропорций составляющих комбинированной защиты (увеличена толщина тыльного стального листа). Установка сверху дополнительного стального листа увеличенной твердости клиновидного сечения, позволила увеличить физический габарит защиты в лобовой проекции и увеличить угол наклона ВЛД с 68 до 70 градусов, что в свою очередь создало больше предпосылок для рикошета современных БПС. В итоге схема пакета ВЛД выглядела следующим образом: 70-мм сталь + 105-мм СТБ + 40-мм сталь под углом 70° . Вдоль бортов корпуса устанавливались стальные взводные экраны (кормовые секции экранов выполнены резинометаллическими), прикрывающие борт почти на всем протяжении до уровня опорных катков вниз и внешние топливные баки на всю их высоту вверх. Разнесенная схема защиты борта выглядела так: 70-мм борт +16-мм стальной экран (район БО) и 70-мм борт + 5-мм стальной экран (район МТО). Кроме того, оставлена возможность установки стандартных откидных экранов – «лопухов», перекрывающих бортовую проекцию с носовых курсовых углов.
По башне: совершенствование защиты проводилось в два этапа. На первом этапе монолитная цельнолитая башня имела стальные взводные экраны в ракурсе +/- 30 град. Бортовая проекция башни имела внешнюю конструктивную защиту в виде объемного ящика ЗиП и установленного перед ним стального взводного экрана. Кормовые проекции башни экранировались также ящиками ЗиПа и внешней обвеской (труба ОПВТ, скатка брезентового чехла, ветровой щиток, пенал под банник пушки). На втором этапе предусматривалось устанавливать литую башню с комбинированным наполнителем. В целом, лобовая проекция объекта 172-2М обеспечивала защиту от 125-мм подкалиберного снаряда с карбид-вольфрамовым наконечником, имеющего скорость в момент встречи с целью 1600 м/сек. Броня обычного Т-72 спасала только от 115-мм снаряда со скоростью 1400 м/сек. Защита от кумулятивных средств поражения по лобовой части корпуса и башни выросла примерно на 10-15% и была эквивалентна 500…520 мм броневой стали средней твердости. У стандартного Т-72 (башня с «корундовыми шарами» — 1975 г.) этот показатель составлял только 450 мм.
Все машины оснащались зенитной пулеметной установкой. Первый образец имел пулеметную установку закрытого типа от танка Т-64А, остальные оснащались стандартной для Т-72 открытой зенитной установкой ЗУ-72.
В середине 1974 г. начались испытания еще более могущественного варианта танка «Объект 172М-2М», с усовершенствованными приборами наблюдения за полем боя и новым прицельным комплексом. На 6-м и 7-м экземплярах машины были установлены лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, ночной прицел «Буран-ПА», новые приборы наблюдения командира и наводчика, стабилизатор пушки «Жасмин-2» с электроприводом в горизонтальной плоскости (обычный стабилизатор 2Э28М имел только гидропривод). По мере готовности, на машину должен был устанавливаться командирский наблюдательный прибор «Агат-Т». Кроме того, усовершенствованная 125-мм пушка 2А46М (Д-81ТМ) отличалась более высокой точностью за счет уменьшенной разностенности ствола и установки термозащитного кожуха на нем. Проведенные мероприятия позволили увеличить количество попаданий при стрельбе с ходу на дальностях 1600…1800 м по целям типа «танк» до 80-100% (по результатам на испытаний 15 танков об. 172М в 1972 г. количество попаданий при стрельбе с ходу составляло 50,4%). Отклонение средней точки попадания по высоте на дальности в 1 км в условиях дождя термозащитный кожух уменьшил до 15 см – против 3,6 м без него. Дополнительные приборы увеличили статический угол обзорности командира со 144 до 288 градусов, наводчика – соответственно с 60 до 150 градусов. В целях тактической маскировки в дополнение к ТДА на машине была установлена система постановки дымовых завес 902А «Туча».
Параллельно, в 1973-75 гг. в тагильском КБ прорабатывался вариант танка с нарезной 130-мм пушкой 2А50 (ЛП-36) разработки КБ Пермского машиностроительного завод им. В.И.Ленина (г. Пермь, Мотовилиха, гл. конструктор Калачников Ю.Н.) и ее гладкоствольным вариантом ЛП-36В под 130-мм управляемую ракету (совместное предложение НИИ-6 (в посл. НИМИ) и КБ Нудельмана).
Однако двигатели на танках № 5-7 работали не слишком надежно. В отличие от первых четырех они отработали в среднем всего по 200 с небольшим часов. Основные неполадки были связаны с выбросом масла из маслоотделителя и потерей охлаждающей жидкости. В 1975 г. конструкторами ЧТЗ дизель В-67 (ранее называвшийся В-46Ф) был срочно доработан, выявленные дефекты устранены. В 1976 г. предполагалось провести войсковые испытания уже десяти танков «Объект 172-2М» и «Объект 172М-2М». В процессе четырехгодичной интенсивной эксплуатации об. 172-2М и об. 172М-2М в различных дорожно-климатических условиях узлы, механизмы и системы танков показали высокую надежность и долговечность, обеспечив проведение испытаний и движение танка без ограничения скорости при имевших место, в процессе испытаний, температуре окружающей среды от -38°С до +40°С.
Испытания показали, что ресурс дизеля В-46Ф/В-67 составляет более 500 моточасов; усиленных коробок передач, гитары, приводов к вентилятору, стартер-генератору и компрессору, вентилятора системы охлаждения, поддерживающих катков, направляющих и ведущих колес, торсионных валов, гидроамортизаторов – 15 тыс.км; гусеничных лент – 6,5 тыс.км летом и 10 тыс.км на мерзлом грунте. Коэффициент унификации по отношению к «Объекту 172М» составлял около 88%, так что переход к производству более мощной модели не требовал переоснащения производственных цехов. В ближайшие два-три года можно было ожидать принятия на вооружение танка «Объект 172М-2М» – усовершенствованного варианта Т-72.
Однако этого не произошло по целому ряду причин носящих скорее административный и политический характер. Тем не менее, кое-что с «Объекта 172М-2М» уже в 1975 г. было перенесено на серийные машины: например, усиленные коробки передач, дополнительные смотровые приборы. Все остальное не было востребовано, и вместо начала производства «Объекта 172М-2М» Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1043-361 от 16 декабря 1976 г. предписывалось провести работы по созданию «танка Т-72 с повышенными характеристиками». Последние либо повторяли уже существующие ТТХ «Объекта 172М-2М» (двигатель мощностью 840 л.с., лазерный прицел-дальномер, боекомплект 44 выстрелов), либо даже уступали ему. В частности, предлагалось оставить стабилизатор пушки 2Э28М, ночной прицел ТПН-3-49.
Как курьез следует упомянуть две расхожие легенды, связанные с работами по объекту 172-2М. Первая легенда гласит, что «Буйвол» (так по шифру ОКР неофициально называли опытные машины) был прототипом Т-72 «Урал», что в корне неверно хотя бы из-за того, что об. 172-2М создавался именно уже как модернизация объекта 172М, т.е. Т-72 «Урал». По второй легенде именем «Буйвол» предлагалось назвать в серии танк Т-72 (об. 172М). Предложение якобы поступило от главного конструктора Венедиктова В.Н. к руководству страны, но было отвергнуто по причине своего «звериного» происхождения, что вызывало морально неприятные ассоциации с названиями зарубежных танков (подразумевались, видимо немецкие машины), и было заменено нейтральным и патриотичным – «Урал». Однако и это не соответствует действительности, так как опять подразумевается, что «Буйвол» был прототипом «Урала». Вероятной причиной возникновения обеих легенд является то, что хронологически работы над объектом 172-2М проводились одновременно с работами по об. 172М и соответствующим образом наложились друг на друга в памяти ветеранов. Следует также добавить, что в разговорах, воспоминаниях, а иногда и в литературе, исключительно ассоциативно, бывает «Буйвола» ошибочно именуют «Бизоном» – путают зверушек.
В настоящее время (2010 г.) первый опытный образец «Объект 172-2М» находится в запасниках музея бронетанковой техники в Кубинке, фактически гниет на свалке. На настойчивые просьбы передать его в музей Уралвагонзавода, ГАБТУ отвечает категорическими отказами.
Модификации опытного танка:
• Объект 172-2М первый опытный образец – выполнен путем конверсии опытного образца об. 172, в свою очередь полученного путем переделки танка Т-64А;
• Объект 172-2М второй, третий и четвертый опытные образцы – выполнены на основе конструкции об. 172М;
• Объект 172-2М пятый опытный образец – выполнены на основе конструкции об. 172М с установкой двигателя В-67;
• Объект 172М-2М шестой и седьмой опытные образцы – выполнены на основе конструкции об. 172-2М. Существенно улучшены СУО, вооружение, установлена система 902А, двигатель В-67
• Объект 172-3М - проект на основе конструкции об. 172-2М с установкой нарезной 130-мм пушки 2А50 (ЛП-36) Пермского машиностроительного завод им. В.И.Ленина (г. Пермь, Мотовилиха).
Статус опытный
Год изготовления первого образца 1972
Год принятия на вооружение не принимался
Боевая масса, т 42
Экипаж, чел 3
Размеры, мм:
- длина с пушкой вперед 9530
- длина корпуса н/д
- ширина общая 3472
- ширина по гусеницам 3370
- высота по крыше башни 2200
Объем отделения управления, м.куб. н/д
Объем боевого отделения, м.куб. н/д
Объем МТО, м.куб. (с топливом/без топлива) н/д
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) 20 (14,7)
Установлено встроенное бульдозерное оборудование для самоокапывания
Вооружение:
125-мм гладкоствольная пушка 2А46 (Д-81Т) без термозащитного кожуха, позже 2А46М (Д-81ТМ) с термозащитным кожухом, заряжание пушки автоматическое (ручное — предусмотрено), продувка ствола эжекционная
Боекомплект, выстр. (в т.ч. в АЗ) 45 (22)
Тип боеприпасов БПС, КС, ОФС
Тип выстрела раздельно-гильзовый
Стабилизатор основного вооружения, тип ЭМ по ГН и ЭГ по ВН
Максимальный угол возвышения пушки, град. н/д
Максимальный угол склонения пушки, град. н/д
Спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ
Боекомплект, шт. 2000
Зенитное вооружение:
на первом образце автономная закрытая зенитная установка с дистанционным управлением, на последующих - автономная открытая зенитная установка с ручным управлением, пулемет НСВ-12,7 калибра 12,7 мм
Боекомплект, шт 300
Основной прицел наводчика монокулярный, стереоскопический, позже перископический (ЭОП) с ЛД
Ночной прицел наводчика электронно-оптический, монокулярный перископический, позже ТПВ
Прицельный комплекс командира комбинированный, электронно-оптический, бинокулярный перископический
Дальномер монокулярный, стереоскопический, позже – ЛД
Диапазон измерения дальности, м 1000 – 4000 (500 – 4000 при установке ЛД)
Защита:
- Башня с монолитной броней (позже – с комбинированной) и противокумулятивными экранами
- Горизонтальная толщина лобовой брони монолитной башни в сек. +/-30 град, мм 435
- Эквивалент по стойкости в секторе +/-30 град, мм от:
- БПС 435
- КС 520
- Корпус комбинированная защита
- горизонтальная толщина лобовой брони, мм 630
- эквивалент по стойкости, мм от:
- БПС н/д
- КС 520
- угол наклона ВЛД, град. 70
- противокумулятивные бортовые экраны, система ТДА, дымовые гранатометы
Подвижность:
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60
Средняя скорость, км/ч:
- по шоссе н/д
- вне дорог н/д
Запас хода по шоссе, км 750…800
Емкость топливных баков, л 1800
Среднее удельное давление на грунт, кгс/см.кв 0,85
Клиренс, мм 495
Преодолеваемый ров, м 2,6…2,8
Преодолеваемая стенка, м 0,85
Максимальный угол подъема, град. н/д
Преодолеваемый брод (с предв. подготовкой), м 1,2 (1,8 )
Преодолеваемая водная преграда с ОПВТ, м 5
Моторно-трансмиссионная установка:
Двигатель, марка В-46Ф, позже его вариант — В-67
Тип многотопливный 4-х тактный дизель жидкостного охлаждения
Число цилиндров 12
Расположение цилиндров V-обр. 60 град.
Мощность максимальная в стендовых условиях, кВт (л.с.) 618 (840)
Обороты при макс мощности, об/мин 2000
Трансмиссия, тип механическая планетарная
КП, тип две бортовые, планетарные
Число передач, вперед/назад 7/1
Система охлаждения жидкостная с принудительной циркуляцией и продувкой воздуха через радиаторы вентилятором
Воздухоочистка 2-ступенчатая
Система пуска воздушная — основная, электрическая — дополнительная
Ходовая часть:
Подвеска, тип индивидуальная торсионная
Число опорных катков на борт, шт. 6
Число поддерживающих катков на борт, шт. 4
Амортизаторы, тип (количество) гидравлические, лопастные (6)
Гусеница с последовательным РМШ или ОМШ
Ширина колеи, мм 2790
Длина опорной поверхности гусеницы, мм 4270
Ширина гусеницы, мм 580
Число траков, шт. 96
Масса одной гусеницы с РМШ (ОМШ), кг 1698 (1430)
Число опорных катков на борт, шт. 6
Диаметр опорного катка, мм 750
Число поддерживающих катков на борт, шт 3
Тип амортизации опорных катков наружная
Текст: Алексей Хлопотов, 2010 г., специально для сайта «ОТВАГА».
http://otvaga2004.ru/tanki/istoriya-sozdaniya/obekt-172-2m-okr-bujvol/
Разработчик - КБ Уралвагонзавода, г. Нижний Тагил.
Изготовитель - Уралвагонзавод, г. Нижний Тагил.
Изготовлены опытные образцы танка.
История работ.
Параллельно с работами по доработке и постановке в серийное производство танка Т-72 «Урал» («Объект 172М»), КБ Уралвагонзавода с 1971 по 1975 г. вело опытно-конструкторские работы (ОКР) по теме «Буйвол», направленные на дальнейшее совершенствование об. 172М. Первый опытный образец машины был построен уже в 1972 г. Его получили путем коренной конверсии одного их опытных объектов 172. Всего в рамках этой работы были построены семь опытных образцов машины в трех конструктивных исполнениях, получивших шифр «Объект 172-2М» и «Объект 172М-2М». Второй, третий и четвертый опытные образцы уже имели в своей основе конструкцию об. 172М. Образец № 1 успел вместе с 15-ю опытными танками об. 172М принять участие масштабных испытаниях, проводившихся в летне-осенний период 1972 г. под руководством генерала Ю.М.Потапова. Следующие три экземпляра прошли обкатку в период 1973-74 гг. в разных регионах страны. Все изготовленные к тому времени образцы в период с июня 1972 по июнь 1974 г. выполнили испытания при различных климатических и дорожных условиях и прошли не менее 15000 км каждый, при этом двигатели отработали от 538 до 664 часов каждый и оставались в исправном состоянии.
«Объект 172-2М» на испытаниях:
Проекции танка «Объект 172-2М»:
Основной задачей при проведении работ было резкое повышение уровня ТТХ машины. Реализация идей привела к увеличению веса до 42 тонн по сравнению с 41 т объекта 172М. Однако увеличение массы машины не повлекло за собой ухудшение динамических характеристик. Установка форсированного до 840 л.с. двигателя В-46Ф (он же позднее В-67) производства ЧТЗ позволило не только компенсировать рост массы, но и поднять удельную мощность до 20 л.с. на тонну веса. Форсирование двигателя было осуществлено минимальными средствами – переработкой конструкции нагнетателя. При этом расход топлива практически не изменился. Так на режиме максимальной мощности В-67 потреблял 175 г на 1 л.с./ч против 172 г на том же режиме у В-46, установленном на об. 172М. Вкупе с существенно увеличенным объемом топливных баков (дополнительные наружные на левой надгусеничной полке), это позволило не только сохранить, но и увеличить запас хода. В результате он достиг рекордной величины – 750 км по шоссе. Увеличение удельной мощности также положительно сказалось на повышении средней скорости движения, особенно по пересеченной местности. Этому же способствовало введение подвески с увеличенным динамическим ходом катков, гидроамортизаторов повышенной энергоемкости, проводились эксперименты по изменению схемы установки торсионных валов и балансиров с целью более рационального перераспределения нагрузки. Были усилены БКП, повышено давление рабочей жидкости в системе гидроуправления.
Смещение моторной перегородки в сторону кормы, что было достигнуто благодаря некоторому уплотнению компоновки МТО, позволило изменить расположение укладок БК в БО, увеличить боекомплект с 39 выстрелов до 45, сделать укладку более удобной. Более удобная укладка позволила производить при ручном заряжании прицельную стрельбу со скоростью до 2 выстрелов в минуту против 1 м. 44 сек. на объекте 172М (по данным испытаний 15 танков об. 172М в 1972 г.).
Серьезные мероприятия было проведены в плане улучшения броневой и конструктивной защиты.
По корпусу: была улучшена стойкость ВЛД путем изменения пропорций составляющих комбинированной защиты (увеличена толщина тыльного стального листа). Установка сверху дополнительного стального листа увеличенной твердости клиновидного сечения, позволила увеличить физический габарит защиты в лобовой проекции и увеличить угол наклона ВЛД с 68 до 70 градусов, что в свою очередь создало больше предпосылок для рикошета современных БПС. В итоге схема пакета ВЛД выглядела следующим образом: 70-мм сталь + 105-мм СТБ + 40-мм сталь под углом 70° . Вдоль бортов корпуса устанавливались стальные взводные экраны (кормовые секции экранов выполнены резинометаллическими), прикрывающие борт почти на всем протяжении до уровня опорных катков вниз и внешние топливные баки на всю их высоту вверх. Разнесенная схема защиты борта выглядела так: 70-мм борт +16-мм стальной экран (район БО) и 70-мм борт + 5-мм стальной экран (район МТО). Кроме того, оставлена возможность установки стандартных откидных экранов – «лопухов», перекрывающих бортовую проекцию с носовых курсовых углов.
По башне: совершенствование защиты проводилось в два этапа. На первом этапе монолитная цельнолитая башня имела стальные взводные экраны в ракурсе +/- 30 град. Бортовая проекция башни имела внешнюю конструктивную защиту в виде объемного ящика ЗиП и установленного перед ним стального взводного экрана. Кормовые проекции башни экранировались также ящиками ЗиПа и внешней обвеской (труба ОПВТ, скатка брезентового чехла, ветровой щиток, пенал под банник пушки). На втором этапе предусматривалось устанавливать литую башню с комбинированным наполнителем. В целом, лобовая проекция объекта 172-2М обеспечивала защиту от 125-мм подкалиберного снаряда с карбид-вольфрамовым наконечником, имеющего скорость в момент встречи с целью 1600 м/сек. Броня обычного Т-72 спасала только от 115-мм снаряда со скоростью 1400 м/сек. Защита от кумулятивных средств поражения по лобовой части корпуса и башни выросла примерно на 10-15% и была эквивалентна 500…520 мм броневой стали средней твердости. У стандартного Т-72 (башня с «корундовыми шарами» — 1975 г.) этот показатель составлял только 450 мм.
Все машины оснащались зенитной пулеметной установкой. Первый образец имел пулеметную установку закрытого типа от танка Т-64А, остальные оснащались стандартной для Т-72 открытой зенитной установкой ЗУ-72.
В середине 1974 г. начались испытания еще более могущественного варианта танка «Объект 172М-2М», с усовершенствованными приборами наблюдения за полем боя и новым прицельным комплексом. На 6-м и 7-м экземплярах машины были установлены лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, ночной прицел «Буран-ПА», новые приборы наблюдения командира и наводчика, стабилизатор пушки «Жасмин-2» с электроприводом в горизонтальной плоскости (обычный стабилизатор 2Э28М имел только гидропривод). По мере готовности, на машину должен был устанавливаться командирский наблюдательный прибор «Агат-Т». Кроме того, усовершенствованная 125-мм пушка 2А46М (Д-81ТМ) отличалась более высокой точностью за счет уменьшенной разностенности ствола и установки термозащитного кожуха на нем. Проведенные мероприятия позволили увеличить количество попаданий при стрельбе с ходу на дальностях 1600…1800 м по целям типа «танк» до 80-100% (по результатам на испытаний 15 танков об. 172М в 1972 г. количество попаданий при стрельбе с ходу составляло 50,4%). Отклонение средней точки попадания по высоте на дальности в 1 км в условиях дождя термозащитный кожух уменьшил до 15 см – против 3,6 м без него. Дополнительные приборы увеличили статический угол обзорности командира со 144 до 288 градусов, наводчика – соответственно с 60 до 150 градусов. В целях тактической маскировки в дополнение к ТДА на машине была установлена система постановки дымовых завес 902А «Туча».
Параллельно, в 1973-75 гг. в тагильском КБ прорабатывался вариант танка с нарезной 130-мм пушкой 2А50 (ЛП-36) разработки КБ Пермского машиностроительного завод им. В.И.Ленина (г. Пермь, Мотовилиха, гл. конструктор Калачников Ю.Н.) и ее гладкоствольным вариантом ЛП-36В под 130-мм управляемую ракету (совместное предложение НИИ-6 (в посл. НИМИ) и КБ Нудельмана).
Однако двигатели на танках № 5-7 работали не слишком надежно. В отличие от первых четырех они отработали в среднем всего по 200 с небольшим часов. Основные неполадки были связаны с выбросом масла из маслоотделителя и потерей охлаждающей жидкости. В 1975 г. конструкторами ЧТЗ дизель В-67 (ранее называвшийся В-46Ф) был срочно доработан, выявленные дефекты устранены. В 1976 г. предполагалось провести войсковые испытания уже десяти танков «Объект 172-2М» и «Объект 172М-2М». В процессе четырехгодичной интенсивной эксплуатации об. 172-2М и об. 172М-2М в различных дорожно-климатических условиях узлы, механизмы и системы танков показали высокую надежность и долговечность, обеспечив проведение испытаний и движение танка без ограничения скорости при имевших место, в процессе испытаний, температуре окружающей среды от -38°С до +40°С.
Испытания показали, что ресурс дизеля В-46Ф/В-67 составляет более 500 моточасов; усиленных коробок передач, гитары, приводов к вентилятору, стартер-генератору и компрессору, вентилятора системы охлаждения, поддерживающих катков, направляющих и ведущих колес, торсионных валов, гидроамортизаторов – 15 тыс.км; гусеничных лент – 6,5 тыс.км летом и 10 тыс.км на мерзлом грунте. Коэффициент унификации по отношению к «Объекту 172М» составлял около 88%, так что переход к производству более мощной модели не требовал переоснащения производственных цехов. В ближайшие два-три года можно было ожидать принятия на вооружение танка «Объект 172М-2М» – усовершенствованного варианта Т-72.
Однако этого не произошло по целому ряду причин носящих скорее административный и политический характер. Тем не менее, кое-что с «Объекта 172М-2М» уже в 1975 г. было перенесено на серийные машины: например, усиленные коробки передач, дополнительные смотровые приборы. Все остальное не было востребовано, и вместо начала производства «Объекта 172М-2М» Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1043-361 от 16 декабря 1976 г. предписывалось провести работы по созданию «танка Т-72 с повышенными характеристиками». Последние либо повторяли уже существующие ТТХ «Объекта 172М-2М» (двигатель мощностью 840 л.с., лазерный прицел-дальномер, боекомплект 44 выстрелов), либо даже уступали ему. В частности, предлагалось оставить стабилизатор пушки 2Э28М, ночной прицел ТПН-3-49.
Как курьез следует упомянуть две расхожие легенды, связанные с работами по объекту 172-2М. Первая легенда гласит, что «Буйвол» (так по шифру ОКР неофициально называли опытные машины) был прототипом Т-72 «Урал», что в корне неверно хотя бы из-за того, что об. 172-2М создавался именно уже как модернизация объекта 172М, т.е. Т-72 «Урал». По второй легенде именем «Буйвол» предлагалось назвать в серии танк Т-72 (об. 172М). Предложение якобы поступило от главного конструктора Венедиктова В.Н. к руководству страны, но было отвергнуто по причине своего «звериного» происхождения, что вызывало морально неприятные ассоциации с названиями зарубежных танков (подразумевались, видимо немецкие машины), и было заменено нейтральным и патриотичным – «Урал». Однако и это не соответствует действительности, так как опять подразумевается, что «Буйвол» был прототипом «Урала». Вероятной причиной возникновения обеих легенд является то, что хронологически работы над объектом 172-2М проводились одновременно с работами по об. 172М и соответствующим образом наложились друг на друга в памяти ветеранов. Следует также добавить, что в разговорах, воспоминаниях, а иногда и в литературе, исключительно ассоциативно, бывает «Буйвола» ошибочно именуют «Бизоном» – путают зверушек.
В настоящее время (2010 г.) первый опытный образец «Объект 172-2М» находится в запасниках музея бронетанковой техники в Кубинке, фактически гниет на свалке. На настойчивые просьбы передать его в музей Уралвагонзавода, ГАБТУ отвечает категорическими отказами.
Модификации опытного танка:
• Объект 172-2М первый опытный образец – выполнен путем конверсии опытного образца об. 172, в свою очередь полученного путем переделки танка Т-64А;
• Объект 172-2М второй, третий и четвертый опытные образцы – выполнены на основе конструкции об. 172М;
• Объект 172-2М пятый опытный образец – выполнены на основе конструкции об. 172М с установкой двигателя В-67;
• Объект 172М-2М шестой и седьмой опытные образцы – выполнены на основе конструкции об. 172-2М. Существенно улучшены СУО, вооружение, установлена система 902А, двигатель В-67
• Объект 172-3М - проект на основе конструкции об. 172-2М с установкой нарезной 130-мм пушки 2А50 (ЛП-36) Пермского машиностроительного завод им. В.И.Ленина (г. Пермь, Мотовилиха).
Статус опытный
Год изготовления первого образца 1972
Год принятия на вооружение не принимался
Боевая масса, т 42
Экипаж, чел 3
Размеры, мм:
- длина с пушкой вперед 9530
- длина корпуса н/д
- ширина общая 3472
- ширина по гусеницам 3370
- высота по крыше башни 2200
Объем отделения управления, м.куб. н/д
Объем боевого отделения, м.куб. н/д
Объем МТО, м.куб. (с топливом/без топлива) н/д
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) 20 (14,7)
Установлено встроенное бульдозерное оборудование для самоокапывания
Вооружение:
125-мм гладкоствольная пушка 2А46 (Д-81Т) без термозащитного кожуха, позже 2А46М (Д-81ТМ) с термозащитным кожухом, заряжание пушки автоматическое (ручное — предусмотрено), продувка ствола эжекционная
Боекомплект, выстр. (в т.ч. в АЗ) 45 (22)
Тип боеприпасов БПС, КС, ОФС
Тип выстрела раздельно-гильзовый
Стабилизатор основного вооружения, тип ЭМ по ГН и ЭГ по ВН
Максимальный угол возвышения пушки, град. н/д
Максимальный угол склонения пушки, град. н/д
Спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ
Боекомплект, шт. 2000
Зенитное вооружение:
на первом образце автономная закрытая зенитная установка с дистанционным управлением, на последующих - автономная открытая зенитная установка с ручным управлением, пулемет НСВ-12,7 калибра 12,7 мм
Боекомплект, шт 300
Основной прицел наводчика монокулярный, стереоскопический, позже перископический (ЭОП) с ЛД
Ночной прицел наводчика электронно-оптический, монокулярный перископический, позже ТПВ
Прицельный комплекс командира комбинированный, электронно-оптический, бинокулярный перископический
Дальномер монокулярный, стереоскопический, позже – ЛД
Диапазон измерения дальности, м 1000 – 4000 (500 – 4000 при установке ЛД)
Защита:
- Башня с монолитной броней (позже – с комбинированной) и противокумулятивными экранами
- Горизонтальная толщина лобовой брони монолитной башни в сек. +/-30 град, мм 435
- Эквивалент по стойкости в секторе +/-30 град, мм от:
- БПС 435
- КС 520
- Корпус комбинированная защита
- горизонтальная толщина лобовой брони, мм 630
- эквивалент по стойкости, мм от:
- БПС н/д
- КС 520
- угол наклона ВЛД, град. 70
- противокумулятивные бортовые экраны, система ТДА, дымовые гранатометы
Подвижность:
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60
Средняя скорость, км/ч:
- по шоссе н/д
- вне дорог н/д
Запас хода по шоссе, км 750…800
Емкость топливных баков, л 1800
Среднее удельное давление на грунт, кгс/см.кв 0,85
Клиренс, мм 495
Преодолеваемый ров, м 2,6…2,8
Преодолеваемая стенка, м 0,85
Максимальный угол подъема, град. н/д
Преодолеваемый брод (с предв. подготовкой), м 1,2 (1,8 )
Преодолеваемая водная преграда с ОПВТ, м 5
Моторно-трансмиссионная установка:
Двигатель, марка В-46Ф, позже его вариант — В-67
Тип многотопливный 4-х тактный дизель жидкостного охлаждения
Число цилиндров 12
Расположение цилиндров V-обр. 60 град.
Мощность максимальная в стендовых условиях, кВт (л.с.) 618 (840)
Обороты при макс мощности, об/мин 2000
Трансмиссия, тип механическая планетарная
КП, тип две бортовые, планетарные
Число передач, вперед/назад 7/1
Система охлаждения жидкостная с принудительной циркуляцией и продувкой воздуха через радиаторы вентилятором
Воздухоочистка 2-ступенчатая
Система пуска воздушная — основная, электрическая — дополнительная
Ходовая часть:
Подвеска, тип индивидуальная торсионная
Число опорных катков на борт, шт. 6
Число поддерживающих катков на борт, шт. 4
Амортизаторы, тип (количество) гидравлические, лопастные (6)
Гусеница с последовательным РМШ или ОМШ
Ширина колеи, мм 2790
Длина опорной поверхности гусеницы, мм 4270
Ширина гусеницы, мм 580
Число траков, шт. 96
Масса одной гусеницы с РМШ (ОМШ), кг 1698 (1430)
Число опорных катков на борт, шт. 6
Диаметр опорного катка, мм 750
Число поддерживающих катков на борт, шт 3
Тип амортизации опорных катков наружная
Текст: Алексей Хлопотов, 2010 г., специально для сайта «ОТВАГА».
http://otvaga2004.ru/tanki/istoriya-sozdaniya/obekt-172-2m-okr-bujvol/