Описание конструкции
В носовой части корпуса машины расположено моторно-трансмиссионное отделение (МТО), несколько смещенное к правой стороне. Слева от него расположено отделение управления с рабочими местами механика-водителя и командира. В средней части машины установлена одноместная башня с комплексом вооружения и рабочим местом наводчика-оператора, образующая вместе с подбашенным пространством боевое отделение. За ним расположено десантное отделение. В отделении управления спереди размещено рабочее место механика-водителя. Для наблюдения за местностью перед ею люком со сдвижной крышкой устанавливались три перископических прибора наблюдения ТНПО-170. Для ночного вождения вместо среднего прибора устанавливается бинокулярный электронно-оптический перископический прибор ночного видения активного типа ТВН-2. При работе с фарой ФГ-125 (источник инфракрасного света) прибор обеспечивает дальность видения не менее 50 м.
При преодолении водных преград для ведения наблюдения механиком-водителем поверх поднятого волноотбойного щитка, вместо среднего прибора наблюдения устанавливается прибор ТНПО-350Б с перискоиичностью 350 мм и нолями зрения по горизонту и вертикали 26 и 4 градусов соответственно. В ночное время используется бинокулярный электронно-оптический перископический подсветочный прибор ТВПО-2. Для облегчения ориентирования в сложных условиях движения, таких как плохая видимость, отсутствие заметных ориентиров и др., используется гирополукомпас ГПК-59.
В отделении управления перед креслом механика-водителя располагаются приборная доска, штурвал, три педали, рычаги управления различными системами и трансмиссией и другие органы управления агрегатами машины. Управление трансмиссией осуществляется с помощью гидравлической системы, что значительно облегчает работу механика-водителя.
Командир машины, он же командир мотострелкового отделения, располагается в отделении управления за механиком-водителем. Для посадки командира в крыше корпуса имеется люк с крышкой, открывающейся вверх вперед. Несмотря на то, что он вращается на 360 градусов, угол обзора в горизонтальной плоскости составляет только 270 градусов из-за того, что часть сектора обзора закрывает башня. В крышке люка смонтирован бинокулярный, перископический комбинированный (дневной-ночной) прибор наблюдения ТКН-3Б с пятикратным увеличением дневного и 4,2-кратным увеличением ночного каналов наблюдения. Прибор связан тягой с инфракрасным прожектором ОУ-3ГА2. Дальность видения ночыо через прибор ТКН-3Б с использованием инфракрасного осветителя составляет 300-400 м. Слева и справа от командирского прибора наблюдения установлены два прибора наблюдения ТНПО-170. Слева от командира на борту машины установлена УКВ радиостанция Р-123 и танковое переговорное устройство (ТПУ) Р-124 на пять абонентов. Спинки кресел механика водителя и командира могут откидываться назад, что обеспечивает им переход в боевое и десантное отделения машины.
МТО, отделение управления с рабочими местами механика-водителя и командира совмещены по длине машины и разделены теплозвукоизоляционной перегородкой, в которой имеются люки для доступа к агрегатам МТО. Агрегаты трансмиссии - главный фрикцион, коробка передач и планетарные механизмы поворота скомпонованы в одном блоке в передней части машины. Двигатель и агрегаты обслуживающих его работу систем установлены за элементами трансмиссии в правой части корпуса.
В средней части машины установлена одноместная вращающаяся башня с комплексом вооружения и местом наводчика-оператора, за ней в кормовой части машины находится десантное отделение на восемь пехотинцев. Мотострелки сидят по оси машины лицом к бортам, посадка и высадка производятся через две кормовые двери, в которых выполнены баки для топлива. При преодолении водных преград для более падежного и плотного закрывания дверей их замки снабжены специальным механизмом задрайки дверей, приводимым в действие изнутри. Для покидания машины десантом или для ведения ими огня из индивидуального оружия могут также использоваться четыре люка в крыше десантного отделения с откидывающимися вверх к центру оси машины крышками.
Между двумя рядами стрелков установлены топливный бак, аккумуляторные батареи, приборы электрооборудования машины. Эти установленные элементы одновременно служат спинкой для мотострелков, сидящих спиной к спине. Над топливным баком предусмотрено место для крепления переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК) 9К32 «Стрела-2» или противотанкового гранатомета РПГ-7. Для ведения огня из личного оружия десанта в десантном отделении имеется девять амбразур с шаровыми опорами в бортах и в левой кормовой двери машины. Две передние амбразуры рассчитаны под установку пулеметов ПК (ПКМ), остальные - под установку автоматов. Амбразуры оборудованы шаровыми опорами со специальными замками для крепления оружия, что исключает производство случайного выстрела внутрь машины при движении по пересеченной местности, а также снижает вероятность попадания внутрь отравляющих веществ и радиоактивной пыли при действиях на зараженной местности. Для снижения загазованности внутри машины при стрельбе из оружия десанта амбразуры оборудованы устройствами отсоса пороховых газов. Они выполнены на специальных отражателях, устанавливаемых на оружие стрелков для предотвращения полетов экстрактированных во время стрельбы из автоматов гильз. В обычном положении амбразуры закрываются бронированными крышками, которые можно открывать изнутри машины. Для ведения наблюдения десантом за местностью установлены 10 перископических призменных приборов ТНПО-170 с электрообогревом. Каждый прибор обеспечивает утол обзора по горизонту 94 градуса, по вертикали не менее 23 градусов.
В специальных укладках в десантном отделении можно разместить две ракеты 9М32 ПЗРК «Стрела-2» или пять гранат ПГ-7В для РПГ-7, 10 ручных гранат Ф-1, сигнальный пистолет с 12 сигнальными ракетами.
Корпус и коническая низкопрофильная башня, сварные из катаных листов броневой стали. Передние броневые детали машины имеют большие углы наклона для повышения защищенности от кинетических поражающих элементов. В верхней лобовой детали корпуса, имеющей угол наклона более 70 градусов, имеется большой люк, закрывающийся откидным ребристым листом, выполненным из алюминиевой брони. Он обеспечивает доступ к агрегатам трансмиссии и силовой установки.
К верхнему лобовому листу шарнирно крепится стальной волноотбойный щиток, приводимый в рабочее положение пневматической системой. Кроме своей основной функции, он обеспечивает также дополнительную защиту от кинетических поражающих элементов. Крыша корпуса состоит из съемного (для доступа к агрегатам двигателя и обслуживающих его систем) и несъемных листов. Для обеспечения жесткости корпуса к крыше приварены поперечные и продольные полые балки, а также установлены четыре распорные стойки.
С целью повышения жесткости корпуса днище имеет продольные выштамповки и поперечные полые балки, внутри которых проходят торсионные валы подвески.
Снаружи по бортам корпуса машины крепятся экраны из легких алюминиевых сплавов, которые закрывают верхние ветви гусениц. Они обеспечивают уменьшение выброса пыли при движении по грунтам и создают совместно с гидродинамическими решетками, установленными на корме, так называемый, гидродинамический туннель, который создает движущую силу на воде за счет перематывания гусениц.
На машинах выпуска с середины 1970 года объем корпуса был несколько увеличен, также были изменены углы наклона лобовых броневых деталей с целью улучшения водоходных качеств машины. Такие машины в технической документации получили обозначение «объект 765 Сп.2».
Основным оружием комплекса вооружения БМП-1 является 73-мм гладкоствольное полуавтоматическое орудие 2А28 «Гром», разработанное конструкторами ЦКИБ СОО (г. Тула) на базе станкового противотанкового гранатомета СПГ-9. С орудием с правой стороны от него спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. На бронемаске и стволе орудия смонтирован кронштейн для установки и пуска ПТУР 9М14М комплекса управляемого вооружения 9К14 «Малютка».
73-мм орудие 2А28 «Гром» предназначено для стрельбы по танкам и другим бронированным объектам, а также для подавления живой силы и огневых средств, находящихся в легких укрытиях. Орудие с коаксиальным гидрооткаником установлено в амбразуре башни на цапфах, опирающихся на игольчатые подшипники, закрепленные в обоймах, смонтированных в приливах башни и зафиксированных клиньями. Затвор орудия клиновой полуавтоматический.
Стрельба из орудия ведется выстрелами ПГ-15В активно-реактивного типа с кумулятивной боевой частью. Боекомплект орудия составляет 40 выстрелов, которые размещены в конвейере механизма заряжания. С 1974 года в боекомплект БМП-1 включен выстрел ОГ-15 В с осколочной гранатой.
Благодаря использованию в комплексе вооружения механизма заряжания техническая скорострельность орудия составляет 8-10 выстрелов в минуту. Механизм заряжания электромеханический, полуавтоматического действия.- Он состоит из конвейера с приводом и механизма подачи выстрела. Конвейер, представляющий собой, по сути, механизированную боеукладку, предназначен для размещения, хранения и транспортировки выстрелов и выведения их на линию выдачи. Захват выстрела из гнезда конвейера, его подъем на линию заряжания и досылка в ствол орудия производятся механизмом подачи выстрелов. После введения в состав боекомплекта БМП-1 для повышения эффективности борьбы с живой силой противника выстрелов ОГ-15В с осколочно-фугасной гранатой (с июля 1974 года), из состава механизма был исключен механизм подачи выстрелов (машины «объект 7б5 Сп.З»), так как заряжание ОГ-15В разрешалось производить только вручную в целях исключения случайного взрыва при утыкании выстрела. Поэтому заряжание орудия выстрелами ПГ-15В экипажи стали производить тоже вручную.
Прицельная дальность стрельбы кумулятивной гранатой достигает 1300 м, а дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м - 765 м. Бронепробиваемости кумулятивной гранаты выстрела ПГ-15В вполне достаточно, чтобы поражать в пределах дальности стрельбы танки, имевшиеся в то время на вооружении армий НАТО (М60А1, Leopard, АМХ-30В, Chieftain), даже в лобовые проекции, не говоря уже при попаданиях в борт или в корму.
I ✓
7,62-мм спаренный пулемет ПКТ предназначен для стрельбы но живой силе противника и другим небронированным целям. Боевая скорострельность спаренного пулемета с ленточным питанием составляет 200-250 выстр./мин. Его боекомплект составляет 2000 патронов, снаряженных в одну ленту и уложенных в специальный короб, расположенный под пулеметом в боевом отделении. Такая система питания исключает надобность перс-заряжания пулемета в боевой обстановке. Прицельная дальность стрельбы из спаренного пулемета составляет 1800 м.
Спаренная установка орудия 2А28 «Гром» и пулемета ПКТ имеет угол возвышения +30 градусов, угол снижения - 4 градуса. Приводы наведения установки электромеханические с импульсным регулированием скорости наведения. Максимальные скорости наведения по горизонтали и вертикали составляют не менее 20 и 6 град./с, а минимальные - не более 0,1 и 0,07 град./с соответственно. Имеются дублирующие ручные механические приводы наведения.
Для борьбы с тапками и другими бронированными целями на дальностях свыше дальности действительной стрельбы из орудия «Гром» имеется комплекс управляемого вооружения 9К14 «Малютка» (по терминологии НАТО - АТ-1 Sagger). Он позволяет вести эффективную стрельбу на дальностях от 500 до 3000 м. Бронепробиваемость ПТУР 9М14М составляет 400 мм гомогенной брони, что обеспечивало надежное поражение любого танка того времени.
Комплекс управляемого вооружения БМП-1 состоит из управляемой ракеты 9М14М и пусковой установки, включающей пусковой кронштейн, направляющую, а также аппаратуру управления 9С428. Направляющая вместе с ракетой крепится в укладке в боевом отделении. Пусковой кронштейн закреплен сверху на орудии. Направляющая с ракетой устанавливается на пусковой кронштейн при переводе ПУ из походного положения в боевое.
Управление ракетой командное ручное. Наведение ее на цель оператор-наводчик осуществляет передачей команд (сигналов) с пульта управления но проводам. Пульт управления выполнен в виде джойстика и закреплен на кресле наводчика-оператора между ног последнего. Когда комплекс управляемого вооружения не используется, пульт убирается под кресло.
В боекомплекте БМП-1 имеется четыре ПТУР 9М14М. Два из них находятся в укладке в башне и два в корпусе у правого борта. Заряжание ПТУР на пусковую установку осуществляется наводчиком-оператором без выхода из машины через специальный люк. Для производства всего комплекса работ для подготовки к пуску ракеты необходимо не более 50 секунд. Для ведения прицельной стрельбы оператором-наводчиком из орудия, спаренного пулемета и управляемой ракетой, используется перископический, комбинированный (дневной и бесподсветочный ночной) прицел 1ПН22М1. Увеличение дневного канала составляет 6 крат, а ночного - 6,7 крат. Дальность видения ночью не превышает 400 м, что практически исключает возможность использования комплекса управляемого вооружения в ночное время.
На машинах выпуска после июля 1974 года стал устанавливаться прицел 1ПН22М2. Он отличается от предыдущей модели наличием дополнительной шкалы, которая обеспечивает возможность прицельной стрельбы осколочной гранатой.
Для наблюдения за полем боя в башне БМП-1 но окружности люка наводчика оператора установлены четыре призменных перископических прибора наблюдения ТНПО-170.
Высокие показатели подвижности БМП-1, такие как, средняя скорость движения по пересеченной местности, запас хода, проходимость, маневренность, обеспечиваются установкой на машину экономичного дизельного двигателя, новой ходовой частью и ряда других систем, которые зачастую не применялись в отечественном и мировом танкостроении на период создания этой машины. БМП-1 способна двигаться по сухой грунтовой дороге с небольшими ухабами со средней скоростью 40-45 км/ч, а максимальная скорость по шоссе составляет 65 км/ч. В качестве силового агрегата силовой установки БМП-1 используется четырехтактный V-образный шестицилиндровый дизельный двигатель с жидкостным охлаждением УТД-20. Он был разработан конструктором барнаульского завода «Трансмаш», Героем Социалистического труда Борисом Егоровым и до БМП-1 ранее нигде не использовался. Двигатель развивает мощность 220 кВт (300 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2600 оборотов в минуту.
При боевой массе машины почти 13 тонн удельная мощность двигателя составила 17 кВт/т (более 23 л.с./т) - невиданный на тот период времени показатель для образцов бронетехники, что и обеспечивает высокую подвижность БМП. Удельный расход топлива двигателя на максимальной мощности составляет 238 г/кВтХч (175 г/л. сХч), что является вполне приемлемым показателем для многих современных дизельных двигателей. При емкости топливных баков 462 л двигатель обеспечивает машине запас хода по шоссе 600 км. Он работает на дизельном топливе (летом - ДЛ, зимой - ДЗ, в районах, где температура падает ниже -30 градусов Цельсия -ДА) и на авиационном керосине ТС-1. За счет большого угла развала блоков цилиндров, составляющего 120 градусов, двигатель получился относительно компактным, его размеры составляют 792x1150x732 мм. Масса сухого двигателя УТД-20 - 665 кг.
В системе охлаждения используется эжекционный способ принудительного воздушного охлаждения радиаторов и силового отделения. Циркуляцию воздуха обеспечивает эжектор, в котором выхлопные газы «вытягивают» за собой воздух, предварительно прошедший через радиаторы охлаждения и силовое отделение. Подобная схема применялась и ранее на плавающем тайке ПТ-76. Смешанные с воздухом выбрасываемые наружу выхлопные газы имеют более низкую температуру что снижает тепловую сигнатуру машины. Двигатель смонтирован в едином блоке с коробкой передач и двумя планетарными механизмами поворота. Весь силовой агрегат крепится в трех точках, что облегчает его демонтаж и замену так как не требует центровки. Механическая трансмиссия включает многодисковый главный фрикцион сухого трения, коробку передач, планетарные механизмы поворота и бортовые редукторы. Коробка передач - двухзальная, простая, с постоянным зацеплением шестерен и инерционными синхронизаторами второй, третьей, четвертой и пятой передач. Первая передача и передача заднего хода имеют механические приводы управления для облегчения их выключения в случаях остановки двигателя при трогании машины с места. На остальных передачах используются гидросервоприводы.
Равномерное прямолинейное движение, выполнение поворотов и торможение обеспечиваются двумя двухступенчатыми планетарными механизмами поворота (ПМП) с блокировочными фрикционами, по одному с каждой стороны. ПМП размещаются в проставках, которые крепятся к картеру коробки передач и позволяют выполнять повороты с двумя фиксированными радиусами: один равен примерно девяти м, а другой равен расстоянию между осями гусеничных лент машины. Фрикционы и тормоза поворота ПМП работают в масле с трением «сталь по металлокерамике». Остановочные тормоза ленточные, двустороннего действия. Левый остановочный тормоз дополнительно используется в качестве стояночного. Бортовые редукторы, передающие крутящий момент на ведущие колеса ходовой части, представляют собой однорядные планетарные передачи, в которых зубья эпициклических шестерен нарезаны на картере, а солнечные шестерни выполнены заодно с ведущими валами. Плавность движения машины, особенно по пересеченной местности, обеспечивает ходовая часть. В ее состав входят гусеничный движитель и подвеска. Гусеничный движитель с каждого борта имеет по шесть одинарных обрезиненных опорных катков, три обрезиненных поддерживающих ролика, направляющее и ведущее колеса, гусеничную ленту.
Подвеска БМП-1 - индивидуальная, торсионная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия па первых и шестых узлах подвески. На этих же узлах используются пружинные, а на вторых и пятых узлах - резиновые ограничители хода катков. Торсионные валы сплошные, заневоленные. Так как в подвеске используются торсионные валы полной длины (от борта до борта), то подвеска правой стороны немного смещена вперед по отношению к левой на величину толщины торсионного вала и необходимого зазора между ними. Расположение ведущих колес со съемными венцами - переднее. Направляющие колеса сварные, необрезиненные, снабжены кривошипными механизмами натяжения гусениц с червячным приводом. Они расположены в задней части корпуса. Регулировка натяжения гусениц производится механически изнутри десантного отделения. С целью уменьшения массы машины, для обеспечения ей необходимого запаса плавучести, конструкторы БМП максимально использовали внутренние объемы некоторых элементов ходовой части. Так, например, балансиры по всей своей длине имеют внутреннюю полость, которая обеспечивает уменьшение его массы и образует герметическую воздушную камеру. Опорные катки сварены из двух тонкостенных штампованных профилей, ступицы и кольца с резиновым бандажом. Внутри катка образуется герметическая воздушная камера объемом несколько литров. А объем таких воздушных камер всех 12-ти опорных катков будет исчисляться уже сотнями литров, что обеспечивает машине дополнительный запас плавучести. На БМП-1 используются стальные мелкозвенчатые гусеничные ленты цевочного зацепления, состоящие из двухгребневых траков с параллельными резинометаллическими шарнирами. Каждый трак имеет два стальных пальца, концы, которых соединяются скобами с концами пальцев соседствующих траков. Ширина трака составляет 300 мм, а шаг трака - 140 мм. Верхняя ветвь гусеницы опирается на три поддерживающих ролика. За счет перематывания 1усениц обеспечивается движение машины на плаву. Для этого верхние ветви гусениц закрыты экранами, которые образуют гидродинамические туннели. Разогнанные перематывающимися в них гусеницами, потоки воды ударяют в защиту ведущих колес и проходят через гидродинамические решетки на корме машины, заставляя, таким образом, машину двигаться на воде. Роль лопаток, обеспечивающих движение потоков, играют грунтозацепы траков. Максимальная скорость движения БМП-1 на плаву составляет 7 км/ч вперед и 2 км/ч назад. Перед входом машины в воду с помощью пневмоприводов поднимается волноотбойный щиток, предотвращающий подныривание машины. Питание воздухом двигателя при движении по воде осуществляется через воздухозаборную трубу, которая от пневмосистемы поднимается за башней машины.
Защита экипажа и внутреннего оборудования БМП-1 обеспечивается комплексом средств и систем и, прежде всего, броневыми корпусом и башней. Корпус и низкопрофильная коническая башня изготовлены из катаных стальных броневых листов. Они обеспечивают защиту от поражения при попадании в них пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских боеприпасов во всех проекциях машины, а в лобовых проекциях, кроме того, и при попадании снарядов автоматических малокалиберных пушек калибром до 20 мм. Повышению защитных свойств машины способствуют сравнительно низкий силуэт, защитная окраска, термодымовая аппаратура (ТДА) многократного действия и высокая подвижность в различных дорожно-грунтовых условиях. В случае пробития лобовых броневых деталей дополнительную защиту экипажу обеспечивает размещение в передней части машины агрегатов силовой установки и силовой передачи. В связи с тем, что изначально, еще при проектировании БМП предполагалось, что машина вместе с экипажем будет действовать в условиях применения оружия массового поражения (ОМП), то в конструкции была предусмотрена система защиты экипажа с десантом оборудования машины от поражающих факторов ядерного, химического и бактериологического оружия. Такая защита обеспечивается за счет прочности, жесткости и герметичности корпуса и башни, применения специальных поглощающих материалов (подбоя), а также фильтровентиляционной установки (ФВУ). Герметичность внутреннего объема БМП достигается за счет установки постоянных и закрывающихся (в случае необходимости или угрозы) уплотнений. К постоянно установленным уплотнениям следует отнести прокладки под крышками люков корпуса и башни, уплотнения погона башни и командирского люка, прокладки крышек лючков заправочных горловин и доступа к различным агрегатам. К закрывающимся уплотнениям относятся клапан ФВУ, жалюзи и заслонки эжектора системы охлаждения силовой установки, клапаны вытяжной вентиляции. Все они оснащены специальными механизмами закрывания этих уплотнений. Закрывающиеся уплотнения входят в систему защиты от оружия массового поражения или противоатомной защиты (ПАЗ), которая обеспечивает в автоматическом режиме герметизацию машины и подачу очищенного от радиоактивной пыли и химических отравляющих веществ воздуха в обитаемые отделения. Эта система ПАЗ срабатывает автоматически при ядерном взрыве (специальными датчиками фиксируется поток нейтронов, образующийся в момент взрыва ядерного заряда) или обнаружении радиоактивного, или химического заражения, либо приводится в действие вручную соответствующими кнопками на центральном щитке приборов водителя. Бактериологическое заражение местности система ПАЗ не обнаруживает, поэтому при поступлении сигнала об угрозе применения бактериологического оружия приводится в действие вручную. Кроме узлов герметизации, система противоатомной защиты в себя включает прибор радиационной и химической разведки (ПРХР), ФВУ с системой раздачи воздуха, систему вытяжной вентиляции, исполнительные механизмы, блок управления и электрические приборы со средствами коммутации. ПРХР с блоком датчиков служит для регистрации нейтронного излучения, измерения мощности гамма-излучения внутри машины, обнаружения химических отравляющих веществ, выдачи команд на исполнительные механизмы и световой и звуковой сигнализации об опасности экипажу по системе внутренней связи. Комплект прибора состоит из датчика, измерительного пульта, блока питания, воздухозаборного устройства и соединительных кабелей.
ФВУ - это как коллективный противогаз. Она служит для очистки воздуха от пыли, радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств, подачи его внутрь машины и препятствует их проникновению внутрь машины за счет создания в ней избыточного давления. В случаях отсутствия заражения местности ФВУ работает в режиме вентиляции, то есть, когда забираемый ей снаружи воздух не проходит через фильтр-поглотитель, а только очищается от пыли. В состав ФВУ входят нагнетатель-сепаратор с клапанными устройствами, фильтр-поглотитель и воздуховоды раздачи очищенного воздуха в зоны дыхания личного состава машины. Нагнетатель-сепаратор и фильтр-поглотитель размещены в изолированном отсеке у левого борта машины позади сиденья командира. На машинах выпуска до середины 1970 года ФВУ располагалась открыто на левом борту машины. К исполнительным механизмам системы ПАЗ относятся механизмы для переключения клапана ФВУ (переключение режимов вентиляции и фильтровеитиляции); автоматического закрывания жалюзи и заслонок эжектора; закрывания клапанов вытяжных вентиляторов; остановки двигателя; отключения привода горизонтального наведения башни. Для снижения уровня излучений проникающей радиации от ядерного взрыва и радиоактивного заражения местности в машине используется противорадиационный подбой из специального полимерного материала. Он установлен с внутренней стороны крыши и бортов десантного отделения, на крышках люков командира, оператора, водителя и десанта. Машина оснащена стационарной автоматической системой противопожарного оборудования (ППО), в которую входят блок управления, четыре термодатчика в моторно-трансмиссионном отделении, два баллона с огнетушащим составом «3,5» (на поздних выпусках машин состав «3,5» заменили на «Хладон 114В2») емкостью по два литра боевом отделении, коммутирующая аппаратура, трубопроводы с распылителями. В десантном отделении на борту возле левой двери кренится ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2.
Источник: Фронтовая иллюстрация 2008 №2.