Советская военная техника
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Советская военная техника

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Проект 68бис типа ''Свердлов'' - артиллерийский крейсер

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

Admin
Admin

Крейсер пр. 68бис был разработан ЦКБ-17 (Невским ПКБ) под руководством A.C. Савичева и стал прямым наследником легких крейсеров пр. 68, спроектированных еще в 1939 г. и построенных в 1950-х годах по откорректированному проекту 68К. Корабль практически полностью повторял прототип по составу вооружения и главной энергетической установке. Кроме применения более прогрессивной технологии строительства, новый крейсер отличался от предшественников только наличием полностью сварного корпуса, улучшенными остойчивостью и непотопляемостью, некоторым усилением зенитного вооружения и бронирования. Все это привело к тому, что на момент вступления головного корабля пр. 68бис он уже морально устарел, причем не только в плане своих ТТЭ, но и по предназначению. Дело в том, что свои задачи новый крейсер так¬же унаследовал от предшественников.

Однако после окончания второй мировой войны было незачем защищать свои тяжелые корабли от торпедных атак эсминцев противника. И дело не в том, что защищать было некого (такие корабли планировались к постройке), а в том, что в середине 1950-х годов никто уже не помышлял о торпедных атаках эсминцев. Естественно, не требовалось обеспечивать выход в торпедную атаку и своих эсминцев. Не реально в то время выглядела и задача по нарушению морских коммуникаций противника—времена надводных рейдеров прошли еще в первые годы второй мировой войны. За крейсерами пр. 68бис оставались лишь две задачи: минные постановки и огневое содействие высадке войск морского десанта и их действиям на берегу. Отчасти именно второй из этих задач корабли обязаны своему долголетию — до середины 1980-х годов им просто не было замены.

Крейсер пр. 68бис имел корпус с удлиненным полубаком и двойным дном на большей части длины. Он был разделен водонепроницаемыми переборками, доходившими до верхней палубы, на 17 отсеков. Междудонное пространство использовалось для хранения топлива. Корабль имел традиционное бронирование: противоснарядное для цитадели, башен главного калибра и боевой рубки; противоосколочное и противопульное — боевых постов на верхней палубе и надстройках. При этом использовалась гомогенная броня, плиты для которой сваривались (впервые в отечественной практике) и были включены в корабельные конструкции. Подводная защита включала в себя двойное дно, систему бортовых отсеков (использовавшихся для хранения топлива и пресной воды) и двух бортовых продольных переборок. Главная энергетическая установка отличалась низкими параметрами пара (давление 25 кгс/см2 и температура 325°С), а главное, архаическим способом подачи воздуха для горения: в котельное отделение, а не непосредственно в котел. Все это снижало качество и живучесть паротурбинной установки в целом.

Главный 152-мм калибр крейсера предназначался для стрельбы только по надводным и береговым целям, отличался хорошей баллистикой орудий. Приборы управления стрельбой обеспечивали ведение огня на полную дальность видимого горизонта, в том числе ночью и в условиях плохой видимости. Они отличались высокой живучестью за счет двух полноценных идентичных комплектов ПУС со своими КДП и ЦАС, а также благодаря возможности коммутации любых башен к любым центральным артиллерийским постам. Целеуказание для 152-мм орудий крейсера могло выдаваться от общекорабельных РЛС «Гюйс-2» и «Риф-А», а также от расположенных в боевой рубке двух визиров ВЦУ-М.

В состав прицельных устройств каждого из двух КДП СМ-8-Ш входили по два стереоскопических дальномера ДМ-8-1 с оптической базой 8 м (с пределами работы по дальности до 45,8 км), визир центральной наводки ВМЦ-5 со стабилизацией по крену, прибор (труба) для наводки КДП, визир ВНЦ-1 для определения наклона оси цапф и приборы АРЛС.

Система ПУС «Молния-АЦ-68бис-А» состояла из двух центральных автоматов стрельбы ЦАС-1М, двух резервных автоматов стрельбы, двух преобразователей координат, прибора, обеспечивающего ведение огня по берегу, двух ночных визиров 1Н, четырех башенных автоматов стрельбы (БАС), РАС «Залп» и двух радиолокационных дальномеров «Штаг-Б» (на второй и третьей башнях). Кроме того, каждая из четырех башен ГК имела башенную систему ПУС в составе стереоскопического дальномера ДМ-8-2 с оптической базой 8 м и встроенными визирами наведения дальномера, а также визир командира башни ВДВ-8.

Благодаря наличию в каждой башне собственного оптического 8-м дальномера и на возвышенных башнях радиолокационных дальномеров «Штаг-Б», корабль мог одновременно вести огонь по четырем морским или видимым береговым целям, а также двум невидимым береговым целям. Основной недостаток главного калибра крейсера пр. 68бис — невозможность (вернее, крайне низкая эффективность) ведения огня по воздушным целям.

Универсальный 100-мм калибр корабля состоял из двух батарей: правого и левого бортов. Отличительной чертой АУ СМ-5-1бис являлась прямая стабилизация, приводившая к сравнительно большой для такого калибра массе вращающейся части установки —43,55 т.

Каждая батарея 100-мм АУ (три установки СМ-5-1бис, расположенные с одного борта) имела свою систему ПУС «Зенит-68бис-А» в составе центрального автомата стрельбы ЦАС-У, преобразователя координат, ряда оптических приборов, стабилизированного поста наводки СПН-500 и радиолокационных дальномеров «Штаг-Б» (размещенных на каждой из АУ). На обоих СПН-500 (каждый из которых обслуживает свою батарею 100-мм АУ) размещались АП АРЛС «Якорь-2М», остекленная башенка командира батареи (с автономным вращением по азимуту относительно поста), стереоскопический зенитный дальномер со светящимися марками и оптической базой 4 м, а также визир управления огнем ВУО-2. Визиры вертикального и горизонтального наведения были встроены в дальномер. Визиры стабилизации устанавливались в неподвижной части СПН, углы качек поступали из гиропоста и гироазимутгоризонта «Компонент» .

Приборы управления стрельбой позволяли обнаруживать и сопровождать цели на дальности до 24 км, вести огонь по морским, воздушным и береговым (в том числе и невидимым) целям. Система ПУС «Зенит-68бис-А» обеспечивала как центральную наводку батареи, так и автономную стрельбу каждой из 100-мм АУ при самоуправлении. В случае выхода из строя центрального поста использовался резервный пост наводки - любая из АУ. Башенная ПУС включала в себя командирский визир целеуказания КЦВУ-1, радиодальномер «Штаг-Б», автоматическое построительное векторное устройство с прицельными визирами с установкой курса, скорости, маневра и дальности до цели, визир стабилизации и межприборные связи.

Зенитный 37-мм калибр не имел приборов управления стрельбой, и огонь велся от прицела. В целом зенитные автоматы В-11 уже устарели и не отвечали требованию времени. Попытка отчасти исправить последнее обстоятельство привело к вооружению нескольких крейсеров пр. 68бис зенитными АУ АК-230 (на пр. 68А).

Первоначально крейсера пр. 68бис имели торпедное вооружение, состоявшее из двух пятитрубных 533-мм торпедных аппаратов ПТА-53-68-бис с системой приборов управления торпедной стрельбой «Сталинград-2Т-68-бис». Однако торпедное вооружение с кораблей сняли еще 1970-е годы.

Всего предполагалось построить 25 крейсеров пр. 68бис. Из них в строй ввели лишь 14 единиц и еще семь корпусов заложили. Последние должны были строиться по пр. 68бис-ЗИФ, в котором 37-мм зенитные автоматы заменялись на 6х4-45-мм автоматов с ПУС «Фут-Б» в обеспечение собственной АРЛС.

В 1955 г. постройку этих семи кораблей приостановили, причем пять из них находились в высокой степени готовности (от 68,1 до 84,2%). Некоторое время эти крейсера предполагалось достроить, оснастив их ракетным вооружением (ударным- по пр. 67, ударным и зенитным - по пр. 64, зенитным - по пр. 70, пр. 71 и пр. 1131). Однако в августе 1959 г. вышло постановление правительства о сдаче всех недостроенных крейсеров на слом. Из 14 кораблей пр. 68бис, входивших в состав ВМФ СССР, один — Дзержинский — с июня 1957 г. по сентябрь 1958 г. переоборудовали по пр. 70Э. Работы проводились на СРЗ № 497 (впоследствии — СРЗ «Севморзавод») в Севастополе. С крейсера сняли третью башню 152-мм орудия, кормовой КДП, восемь зенитных автоматов В-11 на кормовой надстройке, торпедное вооружение и часть РЛС. На корабле установили (вместо демонтированного вооружения и оборудования) экспериментальный образец зенитного ракетного комплекса М-2 со спаренной стабилизированной ПУ, погребом на 10 ЗУР с системами их хранения, подачи и заправки топливом, СУ «Корвет» в обеспечение РЛС «Кактус» и «Разлив».

Орджоникидзе продали правительству Индонезии. Предварительно (на СРЗ «Севморзавод») корабль модернизировали для его эксплуатации в тропических условиях. В частности, коренным образом переделали систему вентиляции и кондиционирования воздуха, увеличили количество (до 10 вместо трех) охлаждаемых кладовых для хранения скоропортящихся продуктов и запасов пресной воды. Наружные поверхности корпуса и надстроек покрыли нескользящей солнцезащитной мастикой. ДГ мощностью по 300 кВт заменили на ДГ мощностью по 350 кВт, повысили тропикоустойчивость РЛС, ПУС, средств связи, артиллерийского вооружения и электрооборудования.

Жданов и Адмирал Сенявин переоборудовали по пр. 68У в корабли управления силами флота с возможностью их использования в качестве резерва при выходе из строя береговых командных пунктов и средств связи. Характерно то, что Жданов предназначался для размещения на нем штаба формируемой Средиземноморской оперативной эскадры. По распоряжению Главкома ВМФ на этом крейсере сохранили четвертую башню 152-мм орудий, хотя в соответствии с пр. 68У обе башни кормовой группы ГК должны были демонтировать. В результате проект переоборудования крейсера Жданов получил индекс 68У-1, а Адмирал Сенявин — 68У-2. Первый был переоборудован в период с февраля 1969 г. по май 1971 г. на СРЗ «Севморзавод», а второй — с декабря 1966 г. по июль 1972 г. на СРЗ «Дальзавод» во Владивостоке. Вместо демонтированных башен (или башни) 152-мм орудий установили ЗРК «Оса-М», комплексы космической связи «Циклон» и «Цунами-БМ» , оборудование поста правительственной связи, четыре (на КРЛ Жданов) или восемь (на КРЛ Адмирал Сенявин) 30-мм АУ АК-230. Благодаря тому, что обе кормовые башни ГК были сняты, на крейсере Адмирал Сенявин удалось разместить ангар для вертолета Ка-25, а на другом корабле пришлось ограничиться лишь оборудованием ВПП в корме.

В период с 1968 г. по 1989 г. * крейсера Октябрьская революция, Адмирал Ушаков и Михаил Кутузов (на СРЗ «Севморзавод»), а также Александр Суворов (на СРЗ «Дальзавод») модернизировали по пр. 68А. В дополнение к автоматам В-11 на них установили восемь АУ АК-230 с соответствующими СУАО. На этих кораблях перестроили носовую надстройку и оборудовали оперативную рубку. Михаил Кутузов, кроме того, получил на вооружение комплекс «Кристалл-БК».

По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флоте не оставалось ни одного крейсера пр. 68бис.

* По другим данным, с 1972 г. по 1989 г.

Основные ТТЭ крейсера пр.68-бис типа Свердлов - пр.68А

Водоизмещение:
- стандартное - 13 230 - 14 600" т;
- полное - 16 340 - 18 090" т;
Главные размерения:
- длина наибольшая (по КВЛ) - 210,0 (205,0) м;
- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) - 22,0 (21,2) м;
- осадка средняя - 7,3 - 7,7" м;
Экипаж (в т. ч. офицеров) - 1170 (71) - 1300 (74)" чел.;
Автономность по запасам провизии - 30 сут;
Бронирование:
- борт - 100 мм;
- нижняя палуба - 50 мм;
- башни ГК - 175 мм;
- боевая рубка - 130 мм;
- барбеты башен ГК - 130 мм;
Энергетическая установка:
- тип ГЭУ - котлотурбинная;
- количество х мощность, (тип) ТЗА - 2х55 700 л.с. (ТВ-7);
- количество х тип главных котлов - 6хКВ-68;
- количество х мощность, (тип) источников электроэнергии - 8х300 кВт (ДГ);
- движители - 2хВФШ;
Скорость хода:
- полная - 33 - 32,3" уз.;
- экономическая - 18 уз.;
Дальность плавания ходом 18 уз - 7650 мили;

Вооружение:
Артиллерийское:
- количество АУ х стволов (тип АУ) - 4х3-152/57 (Мк-5бис);
- боекомплект - 2 202 выстрела;
- ПУС - «Молния АЦ-68бис-А» в обеспечение двух КДП-СМ-8-III;
- количество х тип визиров целеуказания - 2хВЦУ-М
- количество х тип АРЛС - 2х«Залп-М2»;
- количество АУ х стволов (тип АУ) - 6х2-100/70 (СМ-5-1бис);
- боекомплект - 3 852 выстрела;
- количество х тип ПУС - 2 х «Зенит-68бис-А» в обеспечение СПН-500;
- количество х тип визиров целеуказания - 8хВЦУЗ-3;
- количество х тип АРЛС - 2х«Якорь-2М»
- количество АУ х стволов (тип АУ) - 8х2-30-мм (АК-230)*;
- боекомплект - 16 000 выстрелов;
- количество х тип СУАО - 4х«Рысь» (МР-104);
- количество АУ х стволов (тип АУ) - 16х2-37-мм (В-11М);
- боекомплект - 9 200 выстрелов;
- система ЦУ - МЗА-68 бис;
Минное:
- количество х тип мин заграждения - 68хКБ;
Радиоэлектронное:
- РЛС обнаружения ВЦ - «Киль»;
- РЛС обнаружения НЦ - «Риф-А»;
- комплекс космической связи - «Кристалл-БК»*2;
- навигационная РЛС - «Дон», «Вайгач»*2;
- станция РТР - «Залив 15-16»

* - для крейсеров пр.68А
*2 - на крейсере Михаил Кутузов


Проект 68бис типа ''Свердлов'' - артиллерийский крейсер 2892_1_fПроект 68бис типа ''Свердлов'' - артиллерийский крейсер 2892_2_fПроект 68бис типа ''Свердлов'' - артиллерийский крейсер 2893_1_f

Источник: Апальков. "Ударные корабли. Том 2. Часть 1. Авианесущие корабли, ракетно-артиллерийские корабли"

https://sovetarmy.forum2x2.ru

Admin

Admin
Admin

Свердлов (зав. № 408). ССЗ № 189 (г. Ленинград): 15.10.1949 г.; 05.07.1950 г.; 15.05.1952 г.
После вступления в строй входил в состав 4-го ВМФ, а с 24.12.1955 г.—в состав БФ. 30.05.1989 г. корабль исключили из боевого состава флота и передали в ОФИ для утилизации. К 31.10.1989 г. его полностью разоружили и в начале 1990 г. продали частной фирме Индии для разделки на металл.

Дзержинский (зав. № 374, модернизирован по пр. 70Э). ССЗ № 444 (г. Николаев): 21.12.1948 г.; 31.08.1950 г.; 18.08.1952 г.
Входил в состав ЧФ. В период с 15.10.1957 г. по 24.12.1958 г. на СРЗ № 497 '* (г. Севастополь) корабль прошел модернизацию по пр. 70Э с установкой вместо одной из башен 152-мм орудий ЗРК «Волхов-М».
19.02.1980 г. его вывели в резерв и в Севастополе поставили на прикол. 12.10.1988 г. крейсер исключили из боевого состава флота и передали в ОФИ для утилизации, в 1987— 1988 гг. в Инкермане его разобрали на металл.

Орджоникидзе (зав. № 600). ССЗ № 194 (г. Ленинград): 19.10.1949 г.; 17.09.1950 г.; 18.08.1952 г.
После вступления в строй входил в состав 4-го ВМФ, с 24.12.1955 г.—в состав БФ, а с 14.02.1961 г. в состав ЧФ. В июне 1962 г. корабль был продан правительству Индонезии и в январе 1963 г. под названием Irian вошел в состав ее флота. В 1972 г. корабль вывели из состава ВМС Индонезии и продали на слом.

Жданов (зав. № 419, переоборудован по пр. 68У-1, с 21.02.1989 т-КРУ-101). ССЗ № 189 (г. Ленинград): 11.02.1950 г.; 27.12.1950 г.; 31.12.1952 г.
После вступления в строй входил в состав 8-го ВМФ, с 24.12.1955 г. — БФ, а с 31.02.1970 г. — ЧФ. С февраля 1969 г. по май 1971 г. на СРЗ «Севморзавод» (г. Севастополь) корабль пере¬оборудовали по пр. 68У-1 (крейсер управления). 19.04.1990 г. его исключили из боевого состава флота и передали в ОФИ для утилизации. К 11.02.1991 г. Жданов полностью разоружили и в начале 1992 г. продали частной фирме Индии для разделки на металл.

Александр Невский (зав. № 625). ССЗ № 194 (г. Ленинград): 30.05.1950 г.; 07.06.1951 г.; 31.12.1952 г.
Входил в состав СФ. 30.05.1989 г. корабль исключили из боевого состава флота и передали в ОФИ для утилизации.

Адмирал Нахимов (зав. № 375, дооборудован по пр. 68ЭП). ССЗ № 444 (г. Николаев): 27.06.1950 г.; 29.06.1951 г.; 27.03.1953 г.
В 1955 г. крейсер был дооборудован по пр. 67ЭП для экспериментальных пусков ПКР КСС. Перед носовой башней главного калибра смонтировали катапульту, пуск ракеты с которой осуществлялся при помощи тележки с пороховым стартовым ускорителем. На корабле разместили два ангара для четырех КСС, экспериментальный образец системы управления стрельбой «Колчан» и телеметрическую аппаратуру.
В 1955— 1956 гг. с корабля было произведено 27 пусков ракет по корпусу цитадели недостроенного тяжелого крейсера Сталинград (пр. 82) и по нескольким другим мишеням. Из 27 ракет 20 попали в цель.
В дальнейшем Адмирал Нахимов планировали переоборудовать по пр. 67СН для проведения совместных испытаний комплекса крылатых ракет «Стрела». Вместо носовых башен орудий ГК и части другого вооружения должны были установить опытный образец спаренной стабилизированной ПУ СМ-58 (с погребом и системами подачи-заряжания), штатную систему управления «Колчан» и т. д. Однако в сентябре 1956 г. начатые работы были остановлены. В августе 1957 г. крейсер решили переоборудовать по пр. 71. В соответствии с ним вместо кормовых башен ГК (носовые сохранялись) предполагалось установить ЗРК «Волхов-М». Кроме того, прежние 100-мм орудия и 37-мм автоматы заменялись новыми 100-мм и 45-мм артиллерийскими системами. Работы по переоборудованию начались в конце 1957 г., но летом 1958 г. были приостановлены.
В 1959 г. намечалось переоборудовать по пр. 1131 (с ЗРК «Волхов-М», но без замены 100-мм орудий и 37-мм автоматов). Однако в июле 1960 г. все работы на корабле свернули. В июне 1961 г. Адмирал Нахимов использовался в качестве мишени для эсминца Прозорливый (пр. 56М), который производил стрельбы крылатой ракетой КСЩ. 28.07.1960 г. крейсер исключили из боевого состава флота, а затем передали в ОФИ для утилизации. В 1961 — 1962 гг. в Инкермане его разобрали на металл.

Адмирал Ушаков (зав. № 420, модернизирован по пр. 68А). ССЗ № 194 (г. Ленинград): 06.02.1951 г.; 29.06.1952 г.; 08.09.1953 г.
После вступления в строй входил в состав 8-го ВМФ, с 24.12.1955 г.—в состав БФ, с 03.11.1956 г. - в состав СФ, а с 05.10.1963 г.- в состав ЧФ. С 27.06 по 16.12.1971 г. на СРЗ «Севморзавод» (г. Севастополь) корабль модернизирован по пр. 68А. 16.09.1987 г. его исключили из боевого состава флота и передали в ОФИ для утилизации. К концу 1991 г. крейсер полностью разоружили и в начале 1992 г. продали частной фирме Индии для разделки на металл.

Адмирал Лазарев (зав. № 626). ССЗ № 194 (г. Ленинград): 06.02.1952 г.; 29.06.1952 г.; 30.12.1953г.
После вступления в строй входил в состав 8-го ВМФ, с 24.12.1955 г.—в состав БФ, с 27.02.1956 г.-в состав СФ, а с 22.10.1956 г.-в состав ТОФ (осенью 1956 г. перешел из Североморска во Владивосток по Севморпути).
12.10.1986 г. корабль исключили из боевого состава флота и передали в ОФИ для утилизации. К 11.02.1988 г. корабль полностью разоружили и в середине 1991 г. продали частной фирме Индии для разделки на металл.

Александр Суворов (зав. № 436, переоборудован по пр. 68А). ССЗ № 189 (г. Ленинград): 26.02.1951 г.; 15.05.1952 г.; 30.12.1953 г.
После вступления в строй входил в состав 8-го ВМФ, с 24.12.1955 г.—в состав БФ, с 27.02.1956 г.—в состав СФ, а с 22.10.1956 г. — в состав ТОФ (летом 1956 г. перешел из Североморска во Владивосток по Севморпути). С августа 1983 г. по декабрь 1985 г. на СРЗ «Дальзавод» (г. Владивосток) крейсер прошел средний ремонт и переоборудован по пр. 68А. 15.12.1989 г. корабль исключили из боевого состава флота и передали в ОФИ для утилизации. К 19.04.1990 г. его полностью разоружили и в ноябре 1991 г. продали частной фирме Индии для разделки на металл.

Адмирал Сенявин (зав. № 437, модернизирован по пр. 68У-2). ССЗ № 189 (г. Ленинград): 31.10.1951 г.; 22.12.1952 г.; 30.11.1954 г.
После вступления в строй входил в состав 4-го ВМФ, с 24.02.1955 г.—в состав СФ, а с 07.09.1955 г. — в состав ТОФ (летом 1955 г. перешел из Североморска во Владивосток). В период с 31.12.1966 г. по 24.07.1972 г. на СРЗ «Дальзавод» (г. Владивосток) корабль был модернизирован по пр. 68У-2 (в крейсер управления). 30.05.1989 г. его исключили из боевого состава флота и передали в ОФИ для утилизации. К 15.12.1989 г. корабль полностью разоружили и в мае 1992 г. продали частной фирме Индии для разделки на металл.
Октябрьская революция (зав. № 301, модернизирован по пр. 68А, до 03,08.1957 т.— Молотовск). ССЗ № 402 (г. Молотовск): 15.07.1952 г.; 25.05.1954 г.; 30.11.1954 г.
После вступления в строй входил в состав СФ, а с 16.12.1960 г. —в состав БФ. В период с 16.11.1968 г. по 25.12.1969 г. на СРЗ «Севморзавод» (г. Севастополь) корабль модернизировали по пр. 68А*. 16.09.1987 г. его исключили из боевого состава флота и передали в ОФИ для утилизации. В 1988— 1990 гг. в Ленинграде на базе «Главвторчермета» крейсер разобрали на металл.

Дмитрий Пожарский (зав. № 445). ССЗ № 189 (г. Ленинград): 31.02.1952 г.; 25.06.1953 г.;31.12.1954г.
После вступления в строй входил в состав 4-го ВМФ, с 24.02.1955 г.—в состав СФ, а с 07.09.1955 г. —в состав ТОФ (летом 1955 г. перешел из Североморска во Владивосток по Севморпути). 30.01.1979 г. корабль вывели в резерв и во Владивостоке поставили на прикол. 05.03.1987 г. крейсер исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации. К этому времени корабль полностью разоружили и в начале 1990 г. продали частной фирме Индии для разделки на металл.

Михаил Кутузов (зав. № 385, модернизирован по пр. 68А). ССЗ № 444 (г. Николаев): 23.02.1951 г.; 29.11.1951 г.; 30.12.1954 г.
Входил в состав ЧФ. С 1 по 31 июня 1967 г. и с 1 августа по 31 декабря 1968 г. корабль оказывал помощь вооруженным силам Египта во время войны с Израилем, а с 1 марта по 31 июля 1970 г. — вооруженным силам Сирии. С 1 декабря 1986 г. по май 1989 г. на СРЗ «Севморзавод» (г. Севастополь) крейсер прошел средний ремонт и модернизацию по пр. 68А. Затем его вывели в резерв и в Троицкой бухте (г. Севастополь) поставили на прикол. 28.07.1998 г. корабль исключили из боевого состава флота. В конце 2000 г. Михаил Кутузов прошел доковый ремонт, с него сняли обе линии вала (винты пошли в счет оплаты доковых работ), заварили донные отверстия и окрасили подводную часть. В начале 2001 г. его вновь поставили в Троицкую бухту, а в августе 2001 г. перевели в Новороссийск. В настоящее время корабль является музеем ЧФ.

Мурманск (зав. № 302). ССЗ № 402 (г. Молотовск). 28.01.1953 г.; 24.04.1955 г.; 22.09.1955 г.
Входил в состав СФ. С 01.11.1970 г. по 31.07.1971 г. корабль оказывал помощь вооруженным силам Египта во время войны с Израилем. С 28.01.1972 г. по 30.11.1973 г. на СРЗ «Севморзавод» (г. Севастополь) крейсер прошел средний ремонт.
01.12.1989 г. на нем начались работы по переоборудованию в крейсер управления. Однако 03.07.1992 г. Мурманск исключили из боевого состава флота и передали в ОФИ для утилизации. К 31.12.1992 г. корабль полностью разоружили, а в начале 1994 г. продали частной фирме Индии для разделки на металл.

Источник: Апальков. "Ударные корабли. Том 2. Часть 1. Авианесущие корабли, ракетно-артиллерийские корабли"

https://sovetarmy.forum2x2.ru

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения