Крейсер пр. 68бис был разработан ЦКБ-17 (Невским ПКБ) под руководством A.C. Савичева и стал прямым наследником легких крейсеров пр. 68, спроектированных еще в 1939 г. и построенных в 1950-х годах по откорректированному проекту 68К. Корабль практически полностью повторял прототип по составу вооружения и главной энергетической установке. Кроме применения более прогрессивной технологии строительства, новый крейсер отличался от предшественников только наличием полностью сварного корпуса, улучшенными остойчивостью и непотопляемостью, некоторым усилением зенитного вооружения и бронирования. Все это привело к тому, что на момент вступления головного корабля пр. 68бис он уже морально устарел, причем не только в плане своих ТТЭ, но и по предназначению. Дело в том, что свои задачи новый крейсер так¬же унаследовал от предшественников.
Однако после окончания второй мировой войны было незачем защищать свои тяжелые корабли от торпедных атак эсминцев противника. И дело не в том, что защищать было некого (такие корабли планировались к постройке), а в том, что в середине 1950-х годов никто уже не помышлял о торпедных атаках эсминцев. Естественно, не требовалось обеспечивать выход в торпедную атаку и своих эсминцев. Не реально в то время выглядела и задача по нарушению морских коммуникаций противника—времена надводных рейдеров прошли еще в первые годы второй мировой войны. За крейсерами пр. 68бис оставались лишь две задачи: минные постановки и огневое содействие высадке войск морского десанта и их действиям на берегу. Отчасти именно второй из этих задач корабли обязаны своему долголетию — до середины 1980-х годов им просто не было замены.
Крейсер пр. 68бис имел корпус с удлиненным полубаком и двойным дном на большей части длины. Он был разделен водонепроницаемыми переборками, доходившими до верхней палубы, на 17 отсеков. Междудонное пространство использовалось для хранения топлива. Корабль имел традиционное бронирование: противоснарядное для цитадели, башен главного калибра и боевой рубки; противоосколочное и противопульное — боевых постов на верхней палубе и надстройках. При этом использовалась гомогенная броня, плиты для которой сваривались (впервые в отечественной практике) и были включены в корабельные конструкции. Подводная защита включала в себя двойное дно, систему бортовых отсеков (использовавшихся для хранения топлива и пресной воды) и двух бортовых продольных переборок. Главная энергетическая установка отличалась низкими параметрами пара (давление 25 кгс/см2 и температура 325°С), а главное, архаическим способом подачи воздуха для горения: в котельное отделение, а не непосредственно в котел. Все это снижало качество и живучесть паротурбинной установки в целом.
Главный 152-мм калибр крейсера предназначался для стрельбы только по надводным и береговым целям, отличался хорошей баллистикой орудий. Приборы управления стрельбой обеспечивали ведение огня на полную дальность видимого горизонта, в том числе ночью и в условиях плохой видимости. Они отличались высокой живучестью за счет двух полноценных идентичных комплектов ПУС со своими КДП и ЦАС, а также благодаря возможности коммутации любых башен к любым центральным артиллерийским постам. Целеуказание для 152-мм орудий крейсера могло выдаваться от общекорабельных РЛС «Гюйс-2» и «Риф-А», а также от расположенных в боевой рубке двух визиров ВЦУ-М.
В состав прицельных устройств каждого из двух КДП СМ-8-Ш входили по два стереоскопических дальномера ДМ-8-1 с оптической базой 8 м (с пределами работы по дальности до 45,8 км), визир центральной наводки ВМЦ-5 со стабилизацией по крену, прибор (труба) для наводки КДП, визир ВНЦ-1 для определения наклона оси цапф и приборы АРЛС.
Система ПУС «Молния-АЦ-68бис-А» состояла из двух центральных автоматов стрельбы ЦАС-1М, двух резервных автоматов стрельбы, двух преобразователей координат, прибора, обеспечивающего ведение огня по берегу, двух ночных визиров 1Н, четырех башенных автоматов стрельбы (БАС), РАС «Залп» и двух радиолокационных дальномеров «Штаг-Б» (на второй и третьей башнях). Кроме того, каждая из четырех башен ГК имела башенную систему ПУС в составе стереоскопического дальномера ДМ-8-2 с оптической базой 8 м и встроенными визирами наведения дальномера, а также визир командира башни ВДВ-8.
Благодаря наличию в каждой башне собственного оптического 8-м дальномера и на возвышенных башнях радиолокационных дальномеров «Штаг-Б», корабль мог одновременно вести огонь по четырем морским или видимым береговым целям, а также двум невидимым береговым целям. Основной недостаток главного калибра крейсера пр. 68бис — невозможность (вернее, крайне низкая эффективность) ведения огня по воздушным целям.
Универсальный 100-мм калибр корабля состоял из двух батарей: правого и левого бортов. Отличительной чертой АУ СМ-5-1бис являлась прямая стабилизация, приводившая к сравнительно большой для такого калибра массе вращающейся части установки —43,55 т.
Каждая батарея 100-мм АУ (три установки СМ-5-1бис, расположенные с одного борта) имела свою систему ПУС «Зенит-68бис-А» в составе центрального автомата стрельбы ЦАС-У, преобразователя координат, ряда оптических приборов, стабилизированного поста наводки СПН-500 и радиолокационных дальномеров «Штаг-Б» (размещенных на каждой из АУ). На обоих СПН-500 (каждый из которых обслуживает свою батарею 100-мм АУ) размещались АП АРЛС «Якорь-2М», остекленная башенка командира батареи (с автономным вращением по азимуту относительно поста), стереоскопический зенитный дальномер со светящимися марками и оптической базой 4 м, а также визир управления огнем ВУО-2. Визиры вертикального и горизонтального наведения были встроены в дальномер. Визиры стабилизации устанавливались в неподвижной части СПН, углы качек поступали из гиропоста и гироазимутгоризонта «Компонент» .
Приборы управления стрельбой позволяли обнаруживать и сопровождать цели на дальности до 24 км, вести огонь по морским, воздушным и береговым (в том числе и невидимым) целям. Система ПУС «Зенит-68бис-А» обеспечивала как центральную наводку батареи, так и автономную стрельбу каждой из 100-мм АУ при самоуправлении. В случае выхода из строя центрального поста использовался резервный пост наводки - любая из АУ. Башенная ПУС включала в себя командирский визир целеуказания КЦВУ-1, радиодальномер «Штаг-Б», автоматическое построительное векторное устройство с прицельными визирами с установкой курса, скорости, маневра и дальности до цели, визир стабилизации и межприборные связи.
Зенитный 37-мм калибр не имел приборов управления стрельбой, и огонь велся от прицела. В целом зенитные автоматы В-11 уже устарели и не отвечали требованию времени. Попытка отчасти исправить последнее обстоятельство привело к вооружению нескольких крейсеров пр. 68бис зенитными АУ АК-230 (на пр. 68А).
Первоначально крейсера пр. 68бис имели торпедное вооружение, состоявшее из двух пятитрубных 533-мм торпедных аппаратов ПТА-53-68-бис с системой приборов управления торпедной стрельбой «Сталинград-2Т-68-бис». Однако торпедное вооружение с кораблей сняли еще 1970-е годы.
Всего предполагалось построить 25 крейсеров пр. 68бис. Из них в строй ввели лишь 14 единиц и еще семь корпусов заложили. Последние должны были строиться по пр. 68бис-ЗИФ, в котором 37-мм зенитные автоматы заменялись на 6х4-45-мм автоматов с ПУС «Фут-Б» в обеспечение собственной АРЛС.
В 1955 г. постройку этих семи кораблей приостановили, причем пять из них находились в высокой степени готовности (от 68,1 до 84,2%). Некоторое время эти крейсера предполагалось достроить, оснастив их ракетным вооружением (ударным- по пр. 67, ударным и зенитным - по пр. 64, зенитным - по пр. 70, пр. 71 и пр. 1131). Однако в августе 1959 г. вышло постановление правительства о сдаче всех недостроенных крейсеров на слом. Из 14 кораблей пр. 68бис, входивших в состав ВМФ СССР, один — Дзержинский — с июня 1957 г. по сентябрь 1958 г. переоборудовали по пр. 70Э. Работы проводились на СРЗ № 497 (впоследствии — СРЗ «Севморзавод») в Севастополе. С крейсера сняли третью башню 152-мм орудия, кормовой КДП, восемь зенитных автоматов В-11 на кормовой надстройке, торпедное вооружение и часть РЛС. На корабле установили (вместо демонтированного вооружения и оборудования) экспериментальный образец зенитного ракетного комплекса М-2 со спаренной стабилизированной ПУ, погребом на 10 ЗУР с системами их хранения, подачи и заправки топливом, СУ «Корвет» в обеспечение РЛС «Кактус» и «Разлив».
Орджоникидзе продали правительству Индонезии. Предварительно (на СРЗ «Севморзавод») корабль модернизировали для его эксплуатации в тропических условиях. В частности, коренным образом переделали систему вентиляции и кондиционирования воздуха, увеличили количество (до 10 вместо трех) охлаждаемых кладовых для хранения скоропортящихся продуктов и запасов пресной воды. Наружные поверхности корпуса и надстроек покрыли нескользящей солнцезащитной мастикой. ДГ мощностью по 300 кВт заменили на ДГ мощностью по 350 кВт, повысили тропикоустойчивость РЛС, ПУС, средств связи, артиллерийского вооружения и электрооборудования.
Жданов и Адмирал Сенявин переоборудовали по пр. 68У в корабли управления силами флота с возможностью их использования в качестве резерва при выходе из строя береговых командных пунктов и средств связи. Характерно то, что Жданов предназначался для размещения на нем штаба формируемой Средиземноморской оперативной эскадры. По распоряжению Главкома ВМФ на этом крейсере сохранили четвертую башню 152-мм орудий, хотя в соответствии с пр. 68У обе башни кормовой группы ГК должны были демонтировать. В результате проект переоборудования крейсера Жданов получил индекс 68У-1, а Адмирал Сенявин — 68У-2. Первый был переоборудован в период с февраля 1969 г. по май 1971 г. на СРЗ «Севморзавод», а второй — с декабря 1966 г. по июль 1972 г. на СРЗ «Дальзавод» во Владивостоке. Вместо демонтированных башен (или башни) 152-мм орудий установили ЗРК «Оса-М», комплексы космической связи «Циклон» и «Цунами-БМ» , оборудование поста правительственной связи, четыре (на КРЛ Жданов) или восемь (на КРЛ Адмирал Сенявин) 30-мм АУ АК-230. Благодаря тому, что обе кормовые башни ГК были сняты, на крейсере Адмирал Сенявин удалось разместить ангар для вертолета Ка-25, а на другом корабле пришлось ограничиться лишь оборудованием ВПП в корме.
В период с 1968 г. по 1989 г. * крейсера Октябрьская революция, Адмирал Ушаков и Михаил Кутузов (на СРЗ «Севморзавод»), а также Александр Суворов (на СРЗ «Дальзавод») модернизировали по пр. 68А. В дополнение к автоматам В-11 на них установили восемь АУ АК-230 с соответствующими СУАО. На этих кораблях перестроили носовую надстройку и оборудовали оперативную рубку. Михаил Кутузов, кроме того, получил на вооружение комплекс «Кристалл-БК».
По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флоте не оставалось ни одного крейсера пр. 68бис.
* По другим данным, с 1972 г. по 1989 г.
Основные ТТЭ крейсера пр.68-бис типа Свердлов - пр.68А
Водоизмещение:
- стандартное - 13 230 - 14 600" т;
- полное - 16 340 - 18 090" т;
Главные размерения:
- длина наибольшая (по КВЛ) - 210,0 (205,0) м;
- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) - 22,0 (21,2) м;
- осадка средняя - 7,3 - 7,7" м;
Экипаж (в т. ч. офицеров) - 1170 (71) - 1300 (74)" чел.;
Автономность по запасам провизии - 30 сут;
Бронирование:
- борт - 100 мм;
- нижняя палуба - 50 мм;
- башни ГК - 175 мм;
- боевая рубка - 130 мм;
- барбеты башен ГК - 130 мм;
Энергетическая установка:
- тип ГЭУ - котлотурбинная;
- количество х мощность, (тип) ТЗА - 2х55 700 л.с. (ТВ-7);
- количество х тип главных котлов - 6хКВ-68;
- количество х мощность, (тип) источников электроэнергии - 8х300 кВт (ДГ);
- движители - 2хВФШ;
Скорость хода:
- полная - 33 - 32,3" уз.;
- экономическая - 18 уз.;
Дальность плавания ходом 18 уз - 7650 мили;
Вооружение:
Артиллерийское:
- количество АУ х стволов (тип АУ) - 4х3-152/57 (Мк-5бис);
- боекомплект - 2 202 выстрела;
- ПУС - «Молния АЦ-68бис-А» в обеспечение двух КДП-СМ-8-III;
- количество х тип визиров целеуказания - 2хВЦУ-М
- количество х тип АРЛС - 2х«Залп-М2»;
- количество АУ х стволов (тип АУ) - 6х2-100/70 (СМ-5-1бис);
- боекомплект - 3 852 выстрела;
- количество х тип ПУС - 2 х «Зенит-68бис-А» в обеспечение СПН-500;
- количество х тип визиров целеуказания - 8хВЦУЗ-3;
- количество х тип АРЛС - 2х«Якорь-2М»
- количество АУ х стволов (тип АУ) - 8х2-30-мм (АК-230)*;
- боекомплект - 16 000 выстрелов;
- количество х тип СУАО - 4х«Рысь» (МР-104);
- количество АУ х стволов (тип АУ) - 16х2-37-мм (В-11М);
- боекомплект - 9 200 выстрелов;
- система ЦУ - МЗА-68 бис;
Минное:
- количество х тип мин заграждения - 68хКБ;
Радиоэлектронное:
- РЛС обнаружения ВЦ - «Киль»;
- РЛС обнаружения НЦ - «Риф-А»;
- комплекс космической связи - «Кристалл-БК»*2;
- навигационная РЛС - «Дон», «Вайгач»*2;
- станция РТР - «Залив 15-16»
* - для крейсеров пр.68А
*2 - на крейсере Михаил Кутузов
Источник: Апальков. "Ударные корабли. Том 2. Часть 1. Авианесущие корабли, ракетно-артиллерийские корабли"
Однако после окончания второй мировой войны было незачем защищать свои тяжелые корабли от торпедных атак эсминцев противника. И дело не в том, что защищать было некого (такие корабли планировались к постройке), а в том, что в середине 1950-х годов никто уже не помышлял о торпедных атаках эсминцев. Естественно, не требовалось обеспечивать выход в торпедную атаку и своих эсминцев. Не реально в то время выглядела и задача по нарушению морских коммуникаций противника—времена надводных рейдеров прошли еще в первые годы второй мировой войны. За крейсерами пр. 68бис оставались лишь две задачи: минные постановки и огневое содействие высадке войск морского десанта и их действиям на берегу. Отчасти именно второй из этих задач корабли обязаны своему долголетию — до середины 1980-х годов им просто не было замены.
Крейсер пр. 68бис имел корпус с удлиненным полубаком и двойным дном на большей части длины. Он был разделен водонепроницаемыми переборками, доходившими до верхней палубы, на 17 отсеков. Междудонное пространство использовалось для хранения топлива. Корабль имел традиционное бронирование: противоснарядное для цитадели, башен главного калибра и боевой рубки; противоосколочное и противопульное — боевых постов на верхней палубе и надстройках. При этом использовалась гомогенная броня, плиты для которой сваривались (впервые в отечественной практике) и были включены в корабельные конструкции. Подводная защита включала в себя двойное дно, систему бортовых отсеков (использовавшихся для хранения топлива и пресной воды) и двух бортовых продольных переборок. Главная энергетическая установка отличалась низкими параметрами пара (давление 25 кгс/см2 и температура 325°С), а главное, архаическим способом подачи воздуха для горения: в котельное отделение, а не непосредственно в котел. Все это снижало качество и живучесть паротурбинной установки в целом.
Главный 152-мм калибр крейсера предназначался для стрельбы только по надводным и береговым целям, отличался хорошей баллистикой орудий. Приборы управления стрельбой обеспечивали ведение огня на полную дальность видимого горизонта, в том числе ночью и в условиях плохой видимости. Они отличались высокой живучестью за счет двух полноценных идентичных комплектов ПУС со своими КДП и ЦАС, а также благодаря возможности коммутации любых башен к любым центральным артиллерийским постам. Целеуказание для 152-мм орудий крейсера могло выдаваться от общекорабельных РЛС «Гюйс-2» и «Риф-А», а также от расположенных в боевой рубке двух визиров ВЦУ-М.
В состав прицельных устройств каждого из двух КДП СМ-8-Ш входили по два стереоскопических дальномера ДМ-8-1 с оптической базой 8 м (с пределами работы по дальности до 45,8 км), визир центральной наводки ВМЦ-5 со стабилизацией по крену, прибор (труба) для наводки КДП, визир ВНЦ-1 для определения наклона оси цапф и приборы АРЛС.
Система ПУС «Молния-АЦ-68бис-А» состояла из двух центральных автоматов стрельбы ЦАС-1М, двух резервных автоматов стрельбы, двух преобразователей координат, прибора, обеспечивающего ведение огня по берегу, двух ночных визиров 1Н, четырех башенных автоматов стрельбы (БАС), РАС «Залп» и двух радиолокационных дальномеров «Штаг-Б» (на второй и третьей башнях). Кроме того, каждая из четырех башен ГК имела башенную систему ПУС в составе стереоскопического дальномера ДМ-8-2 с оптической базой 8 м и встроенными визирами наведения дальномера, а также визир командира башни ВДВ-8.
Благодаря наличию в каждой башне собственного оптического 8-м дальномера и на возвышенных башнях радиолокационных дальномеров «Штаг-Б», корабль мог одновременно вести огонь по четырем морским или видимым береговым целям, а также двум невидимым береговым целям. Основной недостаток главного калибра крейсера пр. 68бис — невозможность (вернее, крайне низкая эффективность) ведения огня по воздушным целям.
Универсальный 100-мм калибр корабля состоял из двух батарей: правого и левого бортов. Отличительной чертой АУ СМ-5-1бис являлась прямая стабилизация, приводившая к сравнительно большой для такого калибра массе вращающейся части установки —43,55 т.
Каждая батарея 100-мм АУ (три установки СМ-5-1бис, расположенные с одного борта) имела свою систему ПУС «Зенит-68бис-А» в составе центрального автомата стрельбы ЦАС-У, преобразователя координат, ряда оптических приборов, стабилизированного поста наводки СПН-500 и радиолокационных дальномеров «Штаг-Б» (размещенных на каждой из АУ). На обоих СПН-500 (каждый из которых обслуживает свою батарею 100-мм АУ) размещались АП АРЛС «Якорь-2М», остекленная башенка командира батареи (с автономным вращением по азимуту относительно поста), стереоскопический зенитный дальномер со светящимися марками и оптической базой 4 м, а также визир управления огнем ВУО-2. Визиры вертикального и горизонтального наведения были встроены в дальномер. Визиры стабилизации устанавливались в неподвижной части СПН, углы качек поступали из гиропоста и гироазимутгоризонта «Компонент» .
Приборы управления стрельбой позволяли обнаруживать и сопровождать цели на дальности до 24 км, вести огонь по морским, воздушным и береговым (в том числе и невидимым) целям. Система ПУС «Зенит-68бис-А» обеспечивала как центральную наводку батареи, так и автономную стрельбу каждой из 100-мм АУ при самоуправлении. В случае выхода из строя центрального поста использовался резервный пост наводки - любая из АУ. Башенная ПУС включала в себя командирский визир целеуказания КЦВУ-1, радиодальномер «Штаг-Б», автоматическое построительное векторное устройство с прицельными визирами с установкой курса, скорости, маневра и дальности до цели, визир стабилизации и межприборные связи.
Зенитный 37-мм калибр не имел приборов управления стрельбой, и огонь велся от прицела. В целом зенитные автоматы В-11 уже устарели и не отвечали требованию времени. Попытка отчасти исправить последнее обстоятельство привело к вооружению нескольких крейсеров пр. 68бис зенитными АУ АК-230 (на пр. 68А).
Первоначально крейсера пр. 68бис имели торпедное вооружение, состоявшее из двух пятитрубных 533-мм торпедных аппаратов ПТА-53-68-бис с системой приборов управления торпедной стрельбой «Сталинград-2Т-68-бис». Однако торпедное вооружение с кораблей сняли еще 1970-е годы.
Всего предполагалось построить 25 крейсеров пр. 68бис. Из них в строй ввели лишь 14 единиц и еще семь корпусов заложили. Последние должны были строиться по пр. 68бис-ЗИФ, в котором 37-мм зенитные автоматы заменялись на 6х4-45-мм автоматов с ПУС «Фут-Б» в обеспечение собственной АРЛС.
В 1955 г. постройку этих семи кораблей приостановили, причем пять из них находились в высокой степени готовности (от 68,1 до 84,2%). Некоторое время эти крейсера предполагалось достроить, оснастив их ракетным вооружением (ударным- по пр. 67, ударным и зенитным - по пр. 64, зенитным - по пр. 70, пр. 71 и пр. 1131). Однако в августе 1959 г. вышло постановление правительства о сдаче всех недостроенных крейсеров на слом. Из 14 кораблей пр. 68бис, входивших в состав ВМФ СССР, один — Дзержинский — с июня 1957 г. по сентябрь 1958 г. переоборудовали по пр. 70Э. Работы проводились на СРЗ № 497 (впоследствии — СРЗ «Севморзавод») в Севастополе. С крейсера сняли третью башню 152-мм орудия, кормовой КДП, восемь зенитных автоматов В-11 на кормовой надстройке, торпедное вооружение и часть РЛС. На корабле установили (вместо демонтированного вооружения и оборудования) экспериментальный образец зенитного ракетного комплекса М-2 со спаренной стабилизированной ПУ, погребом на 10 ЗУР с системами их хранения, подачи и заправки топливом, СУ «Корвет» в обеспечение РЛС «Кактус» и «Разлив».
Орджоникидзе продали правительству Индонезии. Предварительно (на СРЗ «Севморзавод») корабль модернизировали для его эксплуатации в тропических условиях. В частности, коренным образом переделали систему вентиляции и кондиционирования воздуха, увеличили количество (до 10 вместо трех) охлаждаемых кладовых для хранения скоропортящихся продуктов и запасов пресной воды. Наружные поверхности корпуса и надстроек покрыли нескользящей солнцезащитной мастикой. ДГ мощностью по 300 кВт заменили на ДГ мощностью по 350 кВт, повысили тропикоустойчивость РЛС, ПУС, средств связи, артиллерийского вооружения и электрооборудования.
Жданов и Адмирал Сенявин переоборудовали по пр. 68У в корабли управления силами флота с возможностью их использования в качестве резерва при выходе из строя береговых командных пунктов и средств связи. Характерно то, что Жданов предназначался для размещения на нем штаба формируемой Средиземноморской оперативной эскадры. По распоряжению Главкома ВМФ на этом крейсере сохранили четвертую башню 152-мм орудий, хотя в соответствии с пр. 68У обе башни кормовой группы ГК должны были демонтировать. В результате проект переоборудования крейсера Жданов получил индекс 68У-1, а Адмирал Сенявин — 68У-2. Первый был переоборудован в период с февраля 1969 г. по май 1971 г. на СРЗ «Севморзавод», а второй — с декабря 1966 г. по июль 1972 г. на СРЗ «Дальзавод» во Владивостоке. Вместо демонтированных башен (или башни) 152-мм орудий установили ЗРК «Оса-М», комплексы космической связи «Циклон» и «Цунами-БМ» , оборудование поста правительственной связи, четыре (на КРЛ Жданов) или восемь (на КРЛ Адмирал Сенявин) 30-мм АУ АК-230. Благодаря тому, что обе кормовые башни ГК были сняты, на крейсере Адмирал Сенявин удалось разместить ангар для вертолета Ка-25, а на другом корабле пришлось ограничиться лишь оборудованием ВПП в корме.
В период с 1968 г. по 1989 г. * крейсера Октябрьская революция, Адмирал Ушаков и Михаил Кутузов (на СРЗ «Севморзавод»), а также Александр Суворов (на СРЗ «Дальзавод») модернизировали по пр. 68А. В дополнение к автоматам В-11 на них установили восемь АУ АК-230 с соответствующими СУАО. На этих кораблях перестроили носовую надстройку и оборудовали оперативную рубку. Михаил Кутузов, кроме того, получил на вооружение комплекс «Кристалл-БК».
По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флоте не оставалось ни одного крейсера пр. 68бис.
* По другим данным, с 1972 г. по 1989 г.
Основные ТТЭ крейсера пр.68-бис типа Свердлов - пр.68А
Водоизмещение:
- стандартное - 13 230 - 14 600" т;
- полное - 16 340 - 18 090" т;
Главные размерения:
- длина наибольшая (по КВЛ) - 210,0 (205,0) м;
- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) - 22,0 (21,2) м;
- осадка средняя - 7,3 - 7,7" м;
Экипаж (в т. ч. офицеров) - 1170 (71) - 1300 (74)" чел.;
Автономность по запасам провизии - 30 сут;
Бронирование:
- борт - 100 мм;
- нижняя палуба - 50 мм;
- башни ГК - 175 мм;
- боевая рубка - 130 мм;
- барбеты башен ГК - 130 мм;
Энергетическая установка:
- тип ГЭУ - котлотурбинная;
- количество х мощность, (тип) ТЗА - 2х55 700 л.с. (ТВ-7);
- количество х тип главных котлов - 6хКВ-68;
- количество х мощность, (тип) источников электроэнергии - 8х300 кВт (ДГ);
- движители - 2хВФШ;
Скорость хода:
- полная - 33 - 32,3" уз.;
- экономическая - 18 уз.;
Дальность плавания ходом 18 уз - 7650 мили;
Вооружение:
Артиллерийское:
- количество АУ х стволов (тип АУ) - 4х3-152/57 (Мк-5бис);
- боекомплект - 2 202 выстрела;
- ПУС - «Молния АЦ-68бис-А» в обеспечение двух КДП-СМ-8-III;
- количество х тип визиров целеуказания - 2хВЦУ-М
- количество х тип АРЛС - 2х«Залп-М2»;
- количество АУ х стволов (тип АУ) - 6х2-100/70 (СМ-5-1бис);
- боекомплект - 3 852 выстрела;
- количество х тип ПУС - 2 х «Зенит-68бис-А» в обеспечение СПН-500;
- количество х тип визиров целеуказания - 8хВЦУЗ-3;
- количество х тип АРЛС - 2х«Якорь-2М»
- количество АУ х стволов (тип АУ) - 8х2-30-мм (АК-230)*;
- боекомплект - 16 000 выстрелов;
- количество х тип СУАО - 4х«Рысь» (МР-104);
- количество АУ х стволов (тип АУ) - 16х2-37-мм (В-11М);
- боекомплект - 9 200 выстрелов;
- система ЦУ - МЗА-68 бис;
Минное:
- количество х тип мин заграждения - 68хКБ;
Радиоэлектронное:
- РЛС обнаружения ВЦ - «Киль»;
- РЛС обнаружения НЦ - «Риф-А»;
- комплекс космической связи - «Кристалл-БК»*2;
- навигационная РЛС - «Дон», «Вайгач»*2;
- станция РТР - «Залив 15-16»
* - для крейсеров пр.68А
*2 - на крейсере Михаил Кутузов
Источник: Апальков. "Ударные корабли. Том 2. Часть 1. Авианесущие корабли, ракетно-артиллерийские корабли"