В 1967 году на ташкентском авиазаводе начался выпуск очередной модификации с целым набором улучшений - Ан-12БК. В строю машины Ан-12БК, по созвучию, иногда именовались "быками".
Самолет оснащался силовой установкой из четырех двигателей АИ-20К 5-й серии взлетной мощностью 4000 э.л.с, а позднее и новых АИ-20М 6-й серии. Взлетная мощность этих ТВД была увеличена до 4250 эл.с, притом что двигатель стал легче на 40 кг. На крейсерском режиме удельный расход топлива составил 0,197 кг/л.с.ч. Серийное производство АИ-20М в Запорожье началось в мае 1965 года. Применение новых жаропрочных материалов и изменение конструкции турбины позволило постепенно довести полный амортизационный ресурс этих двигателей до невиданной для советских авиадвигателей цифры в 24 тысячи часов. Действующий назначенный ресурс составил 20000 часов, а межремонтный ресурс ТВД с первоначальных 1000 часов поэтапно подняли до 7000.
Эксплуатация Ан-12 различных модификаций в ВТА выявила один серьезный недостаток самолета -при погрузке-выгрузке самоходной установки СУ-85 из-за ее ширины, чуть меньшей проема грузолюка самолета, приходилось снимать, а затем вновь навешивать массивные боковые створки, что требовало много времени, определенной сноровки и физической силы, поскольку выполнять эти операции приходилось вручную. Для устранения этого недостатка, после многочисленных просьб командования ВДВ, на последних сериях Ан-12БП проем грузового люка был увеличен, из-за чего по бортам фюзеляжа в районе грузолюка появились характерные обтекатели. Это полезное изменение в конструкции перешло "по наследству" и на все Ан-12БК.
На Ан-12БК вспомогательная силовая установка на базе ТГ-16 была заменена на более совершенную с турбогенератором ТГ-16М, обеспечивавшим запуск двигателей самолета на высотах до 3000 метров. В ходе ремонтов ранние модификации Ан-12, эксплуатируемые в ВТА, также получили взамен ТГ-16 новые ТГ-16М. Доработкам подверглось и грузовое оборудование. В грузовом отсеке для погрузки бесколесной техники и грузов были добавлены электротельферы (кран-балки) грузоподъемностью 2,8 тонны каждый, перемещавшиеся по потолочным монорельсам, а также новые лебедки с выносными пультами дистанционного управления, что позволяло оперировать ими с любого удобного места.
Топливная система самолета была аналогичной Ан-12БП, только подпольные группы баков Ан-12БК получил в серии изначально, а не в ходе доработки на авиаремонтных заводах, как большинство машин варианта БП.
Подверглось модернизации и электрооборудование самолета.
Вместо устанавливаемого на прежние модификации радиолокационного прицела самолеты модификации Ан-12БК оснащались входящей в состав прицельно-навигационного комплекса мощной радиолокационной станцией, размещенной в объемистом обтекателе под кабиной штурмана. Правда, из-за недостатка свободного места в штурманской кабине, габаритные блоки счетно-решающего прибора новой станции устанавливались в кабине сопровождающих, что изрядно загромождало и без того небольшой отсек.
Новая РЛС имела большую дальность действия и лучшие характеристики по обнаружению малоконтрастных наземных объектов, а также позволяла вести прицельное десантирование как непосредственно по радиолокационно видимой цели, так и по двум вынесенным точкам. Расширился и круг решаемых навигационных задач, помимо прочего, позволяя вести коррекцию координат по данным навигационного вычислителя.
С 1969 года машины практически всех модификаций оснащались аппаратурой засекречивания переговоров экипажа с землей и другими самолетами, а с 1971 года -аппаратурой для полета по международным трассам.
По опыту войны в Афганистане часть Ан-12 различных модификаций была доработана под установку восьми (по четыре на борт в одном обтекателе) кассетных держателей, в каждом из которых размещалось по 15 (всего на самолете 120) патронов с ложными тепловыми целями. Они предназначались для индивидуальной защиты самолета от управляемых ракет с тепловой головкой самонаведения. В дальнейшем некоторые машины получили новые кассетные держатели, которые разместили в обтекателях по обеим сторонам фюзеляжа в районе центроплана крыла.
Источник - Авиация и Космонавтика №7 2010 г.
фото
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Самолет оснащался силовой установкой из четырех двигателей АИ-20К 5-й серии взлетной мощностью 4000 э.л.с, а позднее и новых АИ-20М 6-й серии. Взлетная мощность этих ТВД была увеличена до 4250 эл.с, притом что двигатель стал легче на 40 кг. На крейсерском режиме удельный расход топлива составил 0,197 кг/л.с.ч. Серийное производство АИ-20М в Запорожье началось в мае 1965 года. Применение новых жаропрочных материалов и изменение конструкции турбины позволило постепенно довести полный амортизационный ресурс этих двигателей до невиданной для советских авиадвигателей цифры в 24 тысячи часов. Действующий назначенный ресурс составил 20000 часов, а межремонтный ресурс ТВД с первоначальных 1000 часов поэтапно подняли до 7000.
Эксплуатация Ан-12 различных модификаций в ВТА выявила один серьезный недостаток самолета -при погрузке-выгрузке самоходной установки СУ-85 из-за ее ширины, чуть меньшей проема грузолюка самолета, приходилось снимать, а затем вновь навешивать массивные боковые створки, что требовало много времени, определенной сноровки и физической силы, поскольку выполнять эти операции приходилось вручную. Для устранения этого недостатка, после многочисленных просьб командования ВДВ, на последних сериях Ан-12БП проем грузового люка был увеличен, из-за чего по бортам фюзеляжа в районе грузолюка появились характерные обтекатели. Это полезное изменение в конструкции перешло "по наследству" и на все Ан-12БК.
На Ан-12БК вспомогательная силовая установка на базе ТГ-16 была заменена на более совершенную с турбогенератором ТГ-16М, обеспечивавшим запуск двигателей самолета на высотах до 3000 метров. В ходе ремонтов ранние модификации Ан-12, эксплуатируемые в ВТА, также получили взамен ТГ-16 новые ТГ-16М. Доработкам подверглось и грузовое оборудование. В грузовом отсеке для погрузки бесколесной техники и грузов были добавлены электротельферы (кран-балки) грузоподъемностью 2,8 тонны каждый, перемещавшиеся по потолочным монорельсам, а также новые лебедки с выносными пультами дистанционного управления, что позволяло оперировать ими с любого удобного места.
Топливная система самолета была аналогичной Ан-12БП, только подпольные группы баков Ан-12БК получил в серии изначально, а не в ходе доработки на авиаремонтных заводах, как большинство машин варианта БП.
Подверглось модернизации и электрооборудование самолета.
Вместо устанавливаемого на прежние модификации радиолокационного прицела самолеты модификации Ан-12БК оснащались входящей в состав прицельно-навигационного комплекса мощной радиолокационной станцией, размещенной в объемистом обтекателе под кабиной штурмана. Правда, из-за недостатка свободного места в штурманской кабине, габаритные блоки счетно-решающего прибора новой станции устанавливались в кабине сопровождающих, что изрядно загромождало и без того небольшой отсек.
Новая РЛС имела большую дальность действия и лучшие характеристики по обнаружению малоконтрастных наземных объектов, а также позволяла вести прицельное десантирование как непосредственно по радиолокационно видимой цели, так и по двум вынесенным точкам. Расширился и круг решаемых навигационных задач, помимо прочего, позволяя вести коррекцию координат по данным навигационного вычислителя.
С 1969 года машины практически всех модификаций оснащались аппаратурой засекречивания переговоров экипажа с землей и другими самолетами, а с 1971 года -аппаратурой для полета по международным трассам.
По опыту войны в Афганистане часть Ан-12 различных модификаций была доработана под установку восьми (по четыре на борт в одном обтекателе) кассетных держателей, в каждом из которых размещалось по 15 (всего на самолете 120) патронов с ложными тепловыми целями. Они предназначались для индивидуальной защиты самолета от управляемых ракет с тепловой головкой самонаведения. В дальнейшем некоторые машины получили новые кассетные держатели, которые разместили в обтекателях по обеим сторонам фюзеляжа в районе центроплана крыла.
Источник - Авиация и Космонавтика №7 2010 г.
фото
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]