Советская военная техника
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Советская военная техника

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

«Коршун» - бортовая радиолокационной станции перехвата

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Rotor

Rotor

«Коршун» - бортовая радиолокационной станции перехвата.

Разработчик: НИИ-17, г. Москва.
Главный конструктор РЛС - А.Б.Слепушкин.

Заводское обозначение: АР-31.

Период работ: 1949 - 1952 гг.

Производство: опытные образцы.

Применение: опытные истребители-перехватчики СП-2, Ла-200, Як-50.

Историческая справка.

Важнейшим направлением в развитии радиолокационных станций (РЛС) Военно-Воздушных Сил страны в послевоенный период явилось создание бортовой РЛС для истребителей-перехватчиков ВВС и ПВО. Важность этого направления обусловливалась тем, что появление реактивной бомбардировочной авиации, оснащенной атомными бомбами, потребовало для противоборства не только новых реактивных истребителей, но и бортовых средств, обеспечивающих надежное обнаружение целей, высокую точность прицеливания и эффективную стрельбу.

Созданные в годы войны самолётные РЛС «Гнейс-2», «Гнейс-2М», «Гнейс-5» и «Гнейс-5М» обеспечивали пилоту истребителя лишь обнаружение вражеского самолёта. Они не были станциями прицеливания, и лётчик, выводя истребитель в зону огня, открывал стрельбу, руководствуясь только визуальным наблюдением за целью или за выхлопами её двигателя.

В реактивной авиации методы поражения воздушных целей должны были основываться не на субъективных возможностях лётчика, а на показаниях приборов, начиная с поиска и обнаружения и до уничтожения цели бортовым оружием. Поэтому командование ВВС и Войск ПВО поставило перед авиационной и радиотехнической промышленностью задачу создания таких истребителей-перехватчиков и новых РЛС, которые могли бы успешно обеспечить борьбу с реактивной бомбардировочной авиацией.

Одним из пунктов перспективного плана развития самолётостроения в 1946 - 1950 гг. предусматривалось расширение области применения авиации за счет увеличения объёма спецоборудования самолёта, в том числе и радиолокационного. Поэтому 26.02.1946 г. Постановление Совета Министров СССР принимается решение об организации многопрофильного НИИ по самолётной радиолокации на базе ЦКБ-17. К тому времени в ЦКБ велись работы по самолётным РЛС (типа «Гнейс») во главе с В.В.Тихомировым и работы по наземным РЛС обнаружения (типа «РУС») во главе со А.Б.Слепушкиным. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 1529-678 от 10.07.1946 г. и приказом МАП № 469сс от 20.07.1946 г. ЦКБ-17 было реорганизовано в НИИ-17 в системе 17 ГУ МАП, образован опытный завод.

17 июля 1947 г. вышло Постановление Совета Министров СССР о разработке в НИИ-17 МАП (начальник Т.В.Молодых) первой отечественной бортовой радиолокационной станции перехвата сантиметрового диапазона, получившей шифр «Торий». Главным конструктором РЛС «Торий» был назначен лауреат Сталинской премии (1943 г.) А.Б.Слепушкин, участвовавший в создании наземных РЛС РУС-2 и РУС-2с. Станцией «Торий» (заводское обозначение АР-15) предполагалось оснастить реактивные истребители-перехватчики. РЛС создавалась в двух вариантах: «Торий-1» – для многоместных истребителей, и «Торий-2» – для одноместных истребителей.

В середине 1947 г. спецкомитет № 2 при Совете Министров СССР, отвечавший за развитие радиолокации в стране, признал проектные данные станций «Торий-1» и «Торий-2» недостаточными. Их разработку прекратили, а НИИ-17 поручили создание улучшенной станции «Торий-А» с более высокими характеристиками.

В декабре 1948 г. Совет Министров СССР принял решение об использовании самолётов МиГ-15 для выполнения задач истребительной авиации ПВО в ночное время и в условиях плохой видимости. С этой целью приказом МАП № 939 от 17 декабря 1948 г. НИИ-17 была задана разработка радиолокационной станции перехвата и прицеливания «Торий» (главный конструктор А.Б.Слепушкин), а ОКБ-155 — модификация под эту станцию истребителя МиГ-15. В связи с установкой дополнительного оборудования было разрешено увеличить вес самолёта на 250 кг и оставить на нем одну пушку Н-37 с боезапасом 45 патронов. К переоборудованию планировались второй опытный экземпляр С-2 и один из 5 серийных самолётов МиГ-15, выпускаемых в декабре 1948 г. на заводе № 1. На государственные испытания РЛС «Торий» надо было предъявить в январе 1949 г., а истребитель-перехватчик — в июле 1949 г.

НИИ-17 готовил улчшенный вариант РЛС «Торий» - РЛС «Торий-А» (гл. конструктор А.Б.Слепушкин). Также Совет Министров СССР 6 февраля 1949 г. утвердил задание на разработку РЛС «Коршун» для одноместных и двухместных реактивных истребителей-перехватчиков. Гл. конструктором РЛС в НИИ-17 назначили А.Б.Слепушкина. РЛС «Коршун» получила заводское обозначение АР-31.

Самолёт с РЛС «Торий-А» в ОКБ-155 Микояна получил заводское обозначение СП-1. Первый вариант истребителя-перехватчика СП-1, построенный на базе серийного МиГ-15 № 102005, был закончен в производстве и сдан на заводские лётные испытания в апреле 1949 г.

В связи с установкой РЛС на самолёте были изменены внешние обводы носовой части фюзеляжа (до 9-го шпангоута) и форма козырька фонаря, а фюзеляж удлинен на 120 мм. Хвостовая часть также подверглась изменению вследствие установки двигателя ВК-1 с увеличенным диаметром удлинительной трубы. Крыло и хвостовое оперение остались как на серийном МиГ-15, за исключением увеличения утла поперечного V крыла до -3° и доведения аэродинамической компенсации рулей высоты и поворота до 22%. Кроме того, в системе управления элеронами установили бустер Б-7, изменились форма и расположение тормозных щитков.

Для обеспечения посадки в сложных метеоусловиях перехватчик оснастили ОСП-48. Подачу электроэнергии к возросшему числу потребителей осуществлял генератор ГС-6000 (взамен ГСК-1500), станцию «Торий-А» питал генератор переменного тока СГС-7,5/3. Самолёт также оснащался 4-х канальной УКВ радиостанцией РСИУ-3 и коллиматорным прицелом ПКИ-1.

В связи с новой компоновкой оружия и в целях максимального приближения оси пушки Н-37 к оси самолёта вилку переднего колеса заменили полувилкой. Переднюю стойку вынесли вперед на 80 мм, а щиток носового колеса выполнили одностворчатым. Емкость патронного ящика обеспечивала укладку 60 патронов.

Заводские испытания, которые проводили лётчики-испытатели А.Н.Чернобуров и Г.А.Седов, выполнить полностью в намеченные сроки не удалось из-за неудовлётворительной работы еще не доведенного двигателя ВК-1 и несвоевременной поставки радиолокационного оборудования НИИ-17, в связи с чем срок предъявления самолёта на госиспытания был сорван.

Участники создания истребителя-перехватчика СП-1 с РЛС «Торий-А» у самолёта:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Истребитель-перехватчик СП-1 с РЛС «Торий-А» на заводских испытаниях:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

18 апреля 1949 г. состоялось заседание Коллегии МАП по вопросу разработки в НИИ-17 РЛС «Торий» и «Коршун». Ознакомившись с состоянием работ, Коллегия отметила, что НИИ-17 и 17 ГУ не справились с порученной задачей. Установленные сроки окончания разработки станции «Торий» срывались трижды, поэтому главного конструктора А.Б.Слепушкина и начальника НИИ-17 Т.В.Молодых предупредили о их строжайшей ответственности за доводку РЛС и предъявление её на госиспытания в кратчайшие сроки. Кроме того, в целях более полного и глубокого освещения состояния работ по станциям «Торий» и «Коршун», Коллегия поручила создать комиссию и в недельный срок проверить состояние работ по РЛС «Торий», а также рассмотреть правильность принятых технических решений по РЛС «Коршун».

Здесь следует отметить то, что разработка авиационных РЛС являлось чрезвычайно трудным делом, тем более, если это делалось впервые и вопросов было больше, чем ответов на них. Впрочем, к апрелю 1949 г. все принципиальные вопросы разработки станции «Торий» были уже решены.

Тем не менее, 23 ноября 1949 г. приказом МАП № 933 главному конструктору станции «Торий-А» А.Б.Слепушкину было вновь указано на непринятие им необходимых мер для ускорения работ по изготовлению РЛС и предъявлению её на государственные испытания в установленный Правительством срок. Этим же приказом предусматривалось предъявить на госиспытания: в январе 1950 г. — опытный образец станции «Торий-А», установленный на двухместном истребителе-перехватчике конструкции Микояна или Лавочкина; в мае 1950 г. — два опытных образца РЛС «Коршун» без сопряжения их с оптическим прицелом, установленных на самолётах МиГ-15 и Як-50. Также НИИ-17 поручалось приступить к разработке новой станции перехвата и прицеливания «Изумруд» и предъявить её на государственные испытания в июне 1950 г. Главным конструктором РЛС «Изумруд» назначался начальник НИИ-17 В.В.Тихомиров, сменивший на этом посту Т.В.Молодых.

Вооружение истребителя-перехватчика СП-1 с РЛС «Торий-А» состояло из одной пушки Н-37:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Обтекатель антенны РЛС «Торий-А»:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Установка прицела ПКИ-1 и размещение приборов в кабине самолёта СП-1 с РЛС «Торий-А»:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Однако уже через три дня, учитывая исключительную важность быстрейшей отработки на заводских испытаниях опытных истребителей-перехватчиков, МАП обязало ОКБ-155 форсировать проведение работ и передать СП-1 на госиспытания в первой половине декабря, а к концу месяца оба экземпляра нового перехватчика И-320. Для этого специалисты, занятые на испытаниях этих самолётов и РЛС «Торий-А», переводились на «казарменный» режим работы до передачи истребителей на госиспытания. Начальнику ЛИИ И.Ф.Петрову надлежало обеспечить бесперебойное проведение лётных испытаний перехватчиков и РЛС всеми видами технического обслуживания в первоочередном порядке, не допуская ни одного случая срыва полётов по вине неподготовленности аэродрома и лётной службы. Кроме того, предоставлять вне очереди ангарные помещения для выполнения работ по доводке и подготовке самолётов к полётам, а также обеспечить общежитием специалистов, переведенных на специальный режим работы.

Несмотря на трудности, возникшие в процессе испытаний и доводки, 31 января 1950 г. самолёт СП-1 был предъявлен в ГК НИИ ВВС для проведения государственных испытаний, которые закончились 20 мая.

Самолёт получил неудовлётворительную оценку и из-за плохой работы РЛС «Торий-А» был признан неподходящим для роли истребителя-перехватчика ПВО, действующего в сложных метеоусловиях.

Основными недостатками станции «Торий-А», отмеченными военными, были:
— частые отказы в полётах и самовыключение станции при падении оборотов двигателя ниже 7600 - 8000 об/мин;
— нарушение регулировки в полёте и особенно при стрельбе в воздухе;
— невозможность контролировать положение самолёта в пространстве при наблюдении за целью по экрану и невозможность правильного определения дистанции до цели по отметке на экране при сближении и атаках;
— неудобство управления станцией и контроля её работы в полёте из-за рассредоточения органов управления и приборов контроля в кабине.

Увы, РЛС «Торий-А» возлагавшихся на её надежд не оправдала. Дальность обнаружения Ту-4 при углах визирования, отличных от 0°–10°, составила в среднем 5–6 км, а при выходе перехватчика строго в направлении на цель она увеличивалась до 9 км. Прицельная часть локатора не давала требуемой точности наводки и синхронизации, а также показала низкую точность решения задачи воздушной стрельбы.

По своим же лётно-техническим характеристикам и технике пилотирования самолёт СП-1 с РЛС «Торий-А» был в основном аналогичен МиГ-15 с ВК-1. Однако максимальная скорость, скороподъемность, взлётные характеристики, потолок и дальность полёта стали несколько ниже из-за ухудшения аэродинамики носовой части фюзеляжа, увеличения потерь во всасывающих каналах двигателя и увеличения веса самолёта.

Всё же, с целью накопления опыта в частях ВВС по практическому применению и эксплуатации самолётов с РЛС, было рекомендовано построить малую серию истребителей-перехватчиков СП-1. В связи с этим и в соответствии с приказом МАП № 999 от 28 декабря 1950 г. на заводе № 1 в 1951 г. построили малую серию из 5 самолётов для использования их в учебных целях. Отработку серийных чертежей самолёта, названного МиГ-15Пбис, выполнило ОКБ-155 с учётом замечаний, имеющихся в акте по госиспытаниям. Кроме того, на заводе № 84 под РЛС «Торий-А» переоборудовали 5 самолётов Ли-2. Количество выпускаемых самолётов было ограничено из-за того, что станция «Торий-А» ещё нуждалась в доработке. Этим же приказом устанавливался новый срок передачи на госиспытания МиГ-15бис, оборудованного РЛС «Изумруд», — 15 января 1951 г.

Второй экземпляр истребителя-перехватчика СП-2 на базе МиГ-15 конструктивно пересмотренный с целью установки РЛС «Коршун», был запущен в производство в декабре 1949 г. и к 1 января 1950 г. его задел по проектированию был доведен до 75%, а по изготовлению до 20% технической готовности.

Истребитель-перехватчик СП-2 с РЛС «Коршун» на заводских испытаниях:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

РЛС «Коршун» на СП-2:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

В 1950 г. полностью закончилась разработка проекта, были выпущены рабочие чертежи и изготовлен новый головной отсек под установку РЛС «Коршун». Однако самолёт так и не дождался новой РЛС и, вследствие задержки с доводкой радиолокатора в НИИ-17, истребитель-перехватчик СП-2, по приказу МАП № 768 от 11 августа 1951 г., получил крыло со стреловидностью 45° и превратился в МиГ-17, на котором и проходили в дальнейшем испытания станции «Коршун».

Госиспытания второй станции – «Коршун» – тоже не принесли желаемого результата. В отличие от «Торий-А», станция «Коршун» имела меньшую массу – 128 кг против 205,3 кг, но ее характеристики также были далеки от требуемых: дальность первичного обнаружения Ту-4 при углах визирования от 0° до 5° составляла порядка 8,5 км, а дальность устойчивого обнаружения – 6 км. Эффективность стрельбы со станцией «Коршун» в условиях отсутствия видимости и ночью была в 6–7 раз ниже стрельбы с оптическим прицелом АСП-3Н днем по видимой цели.

Для отработки РЛС «Изумруд», сопряженной с прицелом АСП-3Н, в период с мая по сентябрь 1950 г. в ОКБ был разработан проект, изготовлены рабочие чертежи и переоборудован самолёт МиГ-15бис, получивший заводское обозначение СП-5. Государственная комиссия по испытаниям станции «Изумруд» была назначена уже 4 декабря 1950 г. Заводские лётные испытания проводил НИИ-17, а техническое обслуживание — ОКБ-155. Руководил испытаниями Ю.Н.Вехов, ведущим инженером был назначен А.Э.Бер, а лётчиком-испытателем — В.М.Малюгин.

Истребитель-перехватчик СП-5 с РЛС РП-1 «Изумруд» на государственных испытаниях:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
1 – поисковая антенна РЛС РП-1 «Изумруд»; 2 – прицельная антенна РЛС РП-1 «Изумруд».

Ещё на этапе заводских испытаний решением Госкомиссии в период с 30 августа по 7 сентября 1951 г. были проведены огневые стрельбы для определения точности стрельбы при прицеливании с помощью станции «Изумруд» в условиях отсутствия видимости цели, которые показали отличные результаты. Стрельбы из двух пушек НР-23 проводились по конусу на полигоне МВО Кушалино лётчиком-испытателем ГК НИИ ВВС Н.П.Захаровым. Данные испытания показали, что эффективность РЛС «Изумруд» при стрельбе по невидимой цели совпадает с эффективностью стрельбы с прицелом АСП-3Н в дневных условиях и превосходит эффективность станции «Коршун» при стрельбе в сходных условиях в 6-7 раз.

После проведения госиспытаний, которые закончились в марте 1952 г., РЛС «Изумруд» была признана наиболее подходящей для применения на истребителях-перехватчиках, так как в отличие от РЛС «Торий-А» и «Коршун» обеспечивала автоматическое сопровождение цели и была более надежной. Новая станция обеспечивала обнаружение и индикацию воздушных целей в передней полусфере в пределах ±60° по азимуту и от+ 26° до -16° по углу места на дистанциях до 12 км, что позволяло наводить самолёт на цель при отсутствии оптической видимости. Кроме того, обзорный индикатор РЛС давал не только четкое представление о взаимном положении цели и истребителя, но и характер движения цели в плоскости полёта. Также по показаниям индикатора можно было строить «слепой» преднамеренный манёвр для выхода в положение для атаки и прицельной стрельбы под ракурсами отличными от 0/4 и преследовать произвольно маневрирующего противника.

Таким образом, станция «Изумруд» впервые позволила в полной мере применить одноместный истребитель для перехвата самолётов противника и ведения прицельной стрельбы по ним независимо от условий видимости.

Учитывая отсутствие на вооружении ВВС самолётных средств обнаружения и прицеливания для ночного воздушного боя и то, что РЛС «Изумруд» значительно расширяет боевые возможности истребительной авиации, государственная комиссия рекомендовала принять её на вооружение. Кроме того, считалось целесообразным оборудовать истребитель МиГ-17 РЛС «Изумруд» как эталон для серийного производства, а в целях обучения лётного состава применению РЛС оборудовать этой же станцией самолёт УТИ МиГ-15.

Было также признано, что принципы и технические идеи, использованные в новой полностью отечественной РЛС, перспективны и имеется возможность дальнейших усовершенствований, которые приведут к улучшению тактико-технических данных станции. В связи с этим, 24 мая 1952 г. Совмин принял решение о начале серийного производства истребителей-перехватчиков МиГ-17П с РЛС «Изумруд» и прекращении дальнейших работ по РЛС «Коршун».

МиГ-15бис так и не суждено было стать массовым истребителем-перехватчиком, но он все же внес свой достойный вклад в создание отечественных РЛС и проложил дорогу своему последователю — самолёту МиГ-17П.

Источники:
Е.Арсеньев, Л.Крылов. Истребитель МиГ-15. Приложение к журналу «М-ХОББИ» Выпуск № 10. АРМАДА.
С сайта РОСТЕХ. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Комплект блоков РЛС «Коршун»
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Источник: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]



Последний раз редактировалось: Rotor (30/4/2020, 08:16), всего редактировалось 3 раз(а)

Rotor

Rotor

Компоновка истребителя-перехватчика Як-50 с двигателем ВК-1 и РЛС «Коршун»:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Размещение основных агрегатов оборудования на самолете Як-50 с РЛС «Коршун»:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Источник:
Евгений Арсеньев. Истребитель-Перехватчик Як-50. Легкий, Скоростной, Высотный.
Авиация и космонавтика № 03 2015.

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения