РП-1 «Изумруд» - РЛС перехвата и прицеливания.
Разработчик: НИИ-17, г. Москва.
Гл. конструктор РЛС - В.В.Тихомиров.
Заводское обозначение: АР-18.
Применение истребители-перехватчики: МиГ-17П, МиГ-17ПФ и Як-25 (Як-120) - из-за отсутствия РП-6 «Сокол».
Важнейшим направлением в развитии радиолокационных станций (РЛС) Военно-Воздушных Сил страны в послевоенный период явилось создание бортовой РЛС для истребителей-перехватчиков ВВС и ПВО. Важность этого направления обусловливалась тем, что появление реактивной бомбардировочной авиации, оснащенной атомными бомбами, потребовало для противоборства не только новых реактивных истребителей, но и бортовых средств, обеспечивающих надежное обнаружение целей, высокую точность прицеливания и эффективную стрельбу.
Созданные в годы войны самолетные РЛС «Гнейс-2», «Гнейс-2М», «Гнейс-5» и «Гнейс-5М» обеспечивали пилоту истребителя лишь обнаружение вражеского самолета. Они не были станциями прицеливания, и летчик, выводя истребитель в зону огня, открывал стрельбу, руководствуясь только визуальным наблюдением за целью или за выхлопами ее двигателя.
В реактивной авиации методы поражения воздушных целей должны были основываться не на субъективных возможностях летчика, а на показаниях приборов, начиная с поиска и обнаружения и до уничтожения цели бортовым оружием. Поэтому командование ВВС и Войск ПВО поставило перед авиационной и радиотехнической промышленностью задачу создания таких истребителей-перехватчиков и новых РЛС, которые могли бы успешно обеспечить борьбу с реактивной бомбардировочной авиацией.
Учитывая инженерную сложность создания новой РЛС, её разработку возложили на НИИ-17 (начальник Т.В.Молодых). Здесь летом 1947 г. приступили к созданию РЛС под шифром «Торий» (АР-15). Это была одноантенная сантиметровая станция. РЛС создавалась в двух вариантах: «Торий-1» – для многоместных истребителей, и «Торий-2» – для одноместных истребителей. Главным конструктором этой РЛС был лауреат Сталинской премии (1943 г.) А.Б.Слепушкин, участвовавший в создании наземных РЛС РУС-2 и РУС-2с. С начала 1949 г. в НИИ-17 начались работы по ещё более совершенной станции, получившей шифр «Коршун» (АР-31), главный конструктор РЛС - А.Б.Слепушкин.
В связи с возникшими затруднениями и большой важностью создаваемой РЛС её разработку дублировал второй коллектив, результаты которого увенчались успехом, и была создана станция РП-1 «Изумруд» (АР-18). РЛС «Коршун» не получила своего дальнейшего развития.
РЛС «Изумруд» также разрабатывалась в НИИ-17 с 1949 г. Работы по её созданию возглавил В.В.Тихомиров, опытнейший инженер и учёный, участник создания РЛС РУС-2 и РУС-2с, руководитель разработок станции «Гнейс-2» и её последующих модификаций (впоследствии член-кор. Академии наук СССР, трижды лауреат Государственной премии СССР).
РЛС «Изумруд» предназначалась для обеспечения поиска целей, находящихся в передней полусфере, и определения их положения относительно истребителя по направлению и дальности при любых условиях оптической видимости; вывода истребителя на дистанцию стрельбы по обнаруженной цели; прицеливания по радиолокационному изображению на экране индикатора и стрельбы с использованием счетно-решающего устройства оптического прицела АСП-3Н; определения совместно с аппаратурой опознавания государственной принадлежности обнаруженного самолета.
Основной особенностью РЛС являлась возможность её размещения на одноместном самолете-перехватчике. Разработчикам РЛС «Изумруд» в результате трехлетней упорной творческой деятельности удалось создать двухантенную аппаратуру, которая имела возможность работать в двух режимах – в режиме обзора (поиска цели) и в режиме прицеливания. Перевод из первого режима во второй осуществлялся автоматически, когда цель попадала в зону обзора ±7° по азимуту и углу места. Для работы в этих режимах РЛС имела обзорную и прицельную антенны.
Прицельная антенна устанавливалась на входе воздухозаборника истребителя и в режиме конического сканирования после обнаружения цели (на дальности около 12 км) и сближения с ней на дистанцию прицельной стрельбы (2 км) обеспечивала автоматическое сопровождение с разрешающей способностью по угловым координатам ±1° и по дальности ±150 м.
В РЛС применялась электронно-лучевая трубка индикатора с большим послесвечением, обеспечивавшая пилоту наблюдение на экране всех целей, захватываемых обзорной антенной. Оценка пилотом положения своего самолета по отношению к земле проводилась по электронным меткам, связанным с авиагоризонтом. Станция РП-1 работала в сантиметровом диапазоне и имела мощность излучения передатчика порядка 50 – 60 кВт. Время просмотра зоны обнаружения (обзора) составляло 1,33 с.
Разработанная аппаратура «Изумруд» успешно прошла государственные испытания на опытном самолёте СП-5, созданном на базе МиГ-15бис, под руководством генерала Е.Я.Савицкого (с 1961 г. маршал авиации) и при участии руководителя разработки В.В.Тихомирова, офицеров ВВС инженеров-испытателей В.Г.Андреева, М.А.Гуляева, И.С.Дубенко и летчиков-испытателей Н.П.Захарова, В.И.Левко. Она обеспечивала автоматическое сопровождение цели, сопрягалась с оптическим прицелом АСП-3НМ и была признана военными наиболее подходящей для применения на одноместных истребителях, так как в отличие от РЛС «Торий-А» (улучшенная РЛС с более высокими характеристиками) и «Коршун» обеспечивала автоматическое сопровождение цели и была более надежной.
Станция «Изумруд» позволяла обнаруживать воздушные цели в пределах ±60° по азимуту и +26°, -16° по вертикали. Дальность обнаружения бомбардировщиков типа Ил-28 и Ту-4 (в хвост) составляла днем 5,6 км и 7,7 км, а ночью - 8,4 км и 11 км соответственно, при этом она в пределах зоны обзора практически не зависела от ракурса. При сближении с целью на 2 км автоматически включалась прицельная антенна, позволявшая производить точную наводку.
Простота и наглядность индикации, наличие электронной линии авиагоризонта на обзорном индикаторе впервые дали возможность применить РЛС на одноместном реактивном истребителе при пилотировании самолета по приборам. Эффективность стрельбы с помощью «Изумруда» приближалась к эффективности стрельбы с прицелом АСП-3Н днем по видимой цели. Несомненно, это было большое достижение отечественной промышленности.
РЛС «Торий-А» возлагавшихся на него надежд не оправдал. Дальность обнаружения Ту-4 при углах визирования, отличных от 0°–10°, составила в среднем 5–6 км, а при выходе перехватчика строго в направлении на цель она увеличивалась до 9 км. Прицельная часть локатора не давала требуемой точности наводки и синхронизации, а также показала низкую точность решения задачи воздушной стрельбы.
Госиспытания второй станции – «Коршун» – тоже не принесли желаемого результата. В отличие от «Торий-А», станция «Коршун» имела меньшую массу – 128 кг против 205,3 кг, но ее характеристики также были далеки от требуемых: дальность первичного обнаружения Ту-4 при углах визирования от 0° до 5° составляла порядка 8,5 км, а дальность устойчивого обнаружения – 6 км. Эффективность стрельбы со станцией «Коршун» в условиях отсутствия видимости и ночью была в 6–7 раз ниже стрельбы с оптическим прицелом АСП-ЗН днем по видимой цели.
По результатам испытаний 24 мая 1952 г. вышло Постановление Совета Министров СССР № 2460-933сс о разработке перехватчика МиГ-17 с РЛС РП-1 «Изумруд». В мае 1953 г. завершились Госиспытания опытного перехватчика СП-7, по итогам, которых был сделан вывод, что характеристики самолёта приемлемы для принятия его на вооружение. Перехватчик решили строить на заводах в Горьком и Тбилиси. После принятия на вооружение он получил обозначение МиГ-17П. Самолёт стал первым в СССР легким перехватчиком с РЛС, принятым на вооружение. Таким образом, станция «Изумруд» в июне 1953 г. была принята на вооружение.
В январе 1954 г. на госиспытания была передана опытная машина с двигателем ВК-1Ф, получившая шифр СП-7Ф с улучшенным размещением РЛС РП-1 «Изумруд». Испытания закончились в апреле 1954 г. с положительной оценкой. В частности выяснилось, что по сравнению с МиГ-17П максимальная скорость и скороподъемность самолета значительно улучшились, но в связи с возросшей массой уменьшились крейсерская скорость и дальность полета. Модернизированный перехватчик был внедрен в серийное производство под обозначением МиГ-17ПФ.
В итоге, РЛС РП-1 «Изумруд» нашла широкое применение на одноместных истребителях типа МиГ и стала основой для создания в последующих годах РЛС перехвата и прицеливания для других типов самолетов-истребителей.
Источники:
М.М.Лобанов. Развитие советской радиолокационной техники.
Сайт КРЭТ. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Н.Сойко. Всепогодный и ракетонносный первенец (перехватчик МиГ-17ПФУ). «Моделист-конструктор», № 3, 2008.
Носовая часть СП-7Ф (МиГ-17ПФ) с двухантенной РЛС РП-1 «Изумруд»:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Носовая часть серийного МиГ-17ПФ с РЛС РП-1 «Изумруд»:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Кабина МиГ-17ПФ с РЛС РП-1 «Изумруд»:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Обслуживание РЛС «Изумруд»:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Разработчик: НИИ-17, г. Москва.
Гл. конструктор РЛС - В.В.Тихомиров.
Заводское обозначение: АР-18.
Применение истребители-перехватчики: МиГ-17П, МиГ-17ПФ и Як-25 (Як-120) - из-за отсутствия РП-6 «Сокол».
Важнейшим направлением в развитии радиолокационных станций (РЛС) Военно-Воздушных Сил страны в послевоенный период явилось создание бортовой РЛС для истребителей-перехватчиков ВВС и ПВО. Важность этого направления обусловливалась тем, что появление реактивной бомбардировочной авиации, оснащенной атомными бомбами, потребовало для противоборства не только новых реактивных истребителей, но и бортовых средств, обеспечивающих надежное обнаружение целей, высокую точность прицеливания и эффективную стрельбу.
Созданные в годы войны самолетные РЛС «Гнейс-2», «Гнейс-2М», «Гнейс-5» и «Гнейс-5М» обеспечивали пилоту истребителя лишь обнаружение вражеского самолета. Они не были станциями прицеливания, и летчик, выводя истребитель в зону огня, открывал стрельбу, руководствуясь только визуальным наблюдением за целью или за выхлопами ее двигателя.
В реактивной авиации методы поражения воздушных целей должны были основываться не на субъективных возможностях летчика, а на показаниях приборов, начиная с поиска и обнаружения и до уничтожения цели бортовым оружием. Поэтому командование ВВС и Войск ПВО поставило перед авиационной и радиотехнической промышленностью задачу создания таких истребителей-перехватчиков и новых РЛС, которые могли бы успешно обеспечить борьбу с реактивной бомбардировочной авиацией.
Учитывая инженерную сложность создания новой РЛС, её разработку возложили на НИИ-17 (начальник Т.В.Молодых). Здесь летом 1947 г. приступили к созданию РЛС под шифром «Торий» (АР-15). Это была одноантенная сантиметровая станция. РЛС создавалась в двух вариантах: «Торий-1» – для многоместных истребителей, и «Торий-2» – для одноместных истребителей. Главным конструктором этой РЛС был лауреат Сталинской премии (1943 г.) А.Б.Слепушкин, участвовавший в создании наземных РЛС РУС-2 и РУС-2с. С начала 1949 г. в НИИ-17 начались работы по ещё более совершенной станции, получившей шифр «Коршун» (АР-31), главный конструктор РЛС - А.Б.Слепушкин.
В связи с возникшими затруднениями и большой важностью создаваемой РЛС её разработку дублировал второй коллектив, результаты которого увенчались успехом, и была создана станция РП-1 «Изумруд» (АР-18). РЛС «Коршун» не получила своего дальнейшего развития.
РЛС «Изумруд» также разрабатывалась в НИИ-17 с 1949 г. Работы по её созданию возглавил В.В.Тихомиров, опытнейший инженер и учёный, участник создания РЛС РУС-2 и РУС-2с, руководитель разработок станции «Гнейс-2» и её последующих модификаций (впоследствии член-кор. Академии наук СССР, трижды лауреат Государственной премии СССР).
РЛС «Изумруд» предназначалась для обеспечения поиска целей, находящихся в передней полусфере, и определения их положения относительно истребителя по направлению и дальности при любых условиях оптической видимости; вывода истребителя на дистанцию стрельбы по обнаруженной цели; прицеливания по радиолокационному изображению на экране индикатора и стрельбы с использованием счетно-решающего устройства оптического прицела АСП-3Н; определения совместно с аппаратурой опознавания государственной принадлежности обнаруженного самолета.
Основной особенностью РЛС являлась возможность её размещения на одноместном самолете-перехватчике. Разработчикам РЛС «Изумруд» в результате трехлетней упорной творческой деятельности удалось создать двухантенную аппаратуру, которая имела возможность работать в двух режимах – в режиме обзора (поиска цели) и в режиме прицеливания. Перевод из первого режима во второй осуществлялся автоматически, когда цель попадала в зону обзора ±7° по азимуту и углу места. Для работы в этих режимах РЛС имела обзорную и прицельную антенны.
Прицельная антенна устанавливалась на входе воздухозаборника истребителя и в режиме конического сканирования после обнаружения цели (на дальности около 12 км) и сближения с ней на дистанцию прицельной стрельбы (2 км) обеспечивала автоматическое сопровождение с разрешающей способностью по угловым координатам ±1° и по дальности ±150 м.
В РЛС применялась электронно-лучевая трубка индикатора с большим послесвечением, обеспечивавшая пилоту наблюдение на экране всех целей, захватываемых обзорной антенной. Оценка пилотом положения своего самолета по отношению к земле проводилась по электронным меткам, связанным с авиагоризонтом. Станция РП-1 работала в сантиметровом диапазоне и имела мощность излучения передатчика порядка 50 – 60 кВт. Время просмотра зоны обнаружения (обзора) составляло 1,33 с.
Разработанная аппаратура «Изумруд» успешно прошла государственные испытания на опытном самолёте СП-5, созданном на базе МиГ-15бис, под руководством генерала Е.Я.Савицкого (с 1961 г. маршал авиации) и при участии руководителя разработки В.В.Тихомирова, офицеров ВВС инженеров-испытателей В.Г.Андреева, М.А.Гуляева, И.С.Дубенко и летчиков-испытателей Н.П.Захарова, В.И.Левко. Она обеспечивала автоматическое сопровождение цели, сопрягалась с оптическим прицелом АСП-3НМ и была признана военными наиболее подходящей для применения на одноместных истребителях, так как в отличие от РЛС «Торий-А» (улучшенная РЛС с более высокими характеристиками) и «Коршун» обеспечивала автоматическое сопровождение цели и была более надежной.
Станция «Изумруд» позволяла обнаруживать воздушные цели в пределах ±60° по азимуту и +26°, -16° по вертикали. Дальность обнаружения бомбардировщиков типа Ил-28 и Ту-4 (в хвост) составляла днем 5,6 км и 7,7 км, а ночью - 8,4 км и 11 км соответственно, при этом она в пределах зоны обзора практически не зависела от ракурса. При сближении с целью на 2 км автоматически включалась прицельная антенна, позволявшая производить точную наводку.
Простота и наглядность индикации, наличие электронной линии авиагоризонта на обзорном индикаторе впервые дали возможность применить РЛС на одноместном реактивном истребителе при пилотировании самолета по приборам. Эффективность стрельбы с помощью «Изумруда» приближалась к эффективности стрельбы с прицелом АСП-3Н днем по видимой цели. Несомненно, это было большое достижение отечественной промышленности.
РЛС «Торий-А» возлагавшихся на него надежд не оправдал. Дальность обнаружения Ту-4 при углах визирования, отличных от 0°–10°, составила в среднем 5–6 км, а при выходе перехватчика строго в направлении на цель она увеличивалась до 9 км. Прицельная часть локатора не давала требуемой точности наводки и синхронизации, а также показала низкую точность решения задачи воздушной стрельбы.
Госиспытания второй станции – «Коршун» – тоже не принесли желаемого результата. В отличие от «Торий-А», станция «Коршун» имела меньшую массу – 128 кг против 205,3 кг, но ее характеристики также были далеки от требуемых: дальность первичного обнаружения Ту-4 при углах визирования от 0° до 5° составляла порядка 8,5 км, а дальность устойчивого обнаружения – 6 км. Эффективность стрельбы со станцией «Коршун» в условиях отсутствия видимости и ночью была в 6–7 раз ниже стрельбы с оптическим прицелом АСП-ЗН днем по видимой цели.
По результатам испытаний 24 мая 1952 г. вышло Постановление Совета Министров СССР № 2460-933сс о разработке перехватчика МиГ-17 с РЛС РП-1 «Изумруд». В мае 1953 г. завершились Госиспытания опытного перехватчика СП-7, по итогам, которых был сделан вывод, что характеристики самолёта приемлемы для принятия его на вооружение. Перехватчик решили строить на заводах в Горьком и Тбилиси. После принятия на вооружение он получил обозначение МиГ-17П. Самолёт стал первым в СССР легким перехватчиком с РЛС, принятым на вооружение. Таким образом, станция «Изумруд» в июне 1953 г. была принята на вооружение.
В январе 1954 г. на госиспытания была передана опытная машина с двигателем ВК-1Ф, получившая шифр СП-7Ф с улучшенным размещением РЛС РП-1 «Изумруд». Испытания закончились в апреле 1954 г. с положительной оценкой. В частности выяснилось, что по сравнению с МиГ-17П максимальная скорость и скороподъемность самолета значительно улучшились, но в связи с возросшей массой уменьшились крейсерская скорость и дальность полета. Модернизированный перехватчик был внедрен в серийное производство под обозначением МиГ-17ПФ.
В итоге, РЛС РП-1 «Изумруд» нашла широкое применение на одноместных истребителях типа МиГ и стала основой для создания в последующих годах РЛС перехвата и прицеливания для других типов самолетов-истребителей.
Источники:
М.М.Лобанов. Развитие советской радиолокационной техники.
Сайт КРЭТ. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Н.Сойко. Всепогодный и ракетонносный первенец (перехватчик МиГ-17ПФУ). «Моделист-конструктор», № 3, 2008.
Носовая часть СП-7Ф (МиГ-17ПФ) с двухантенной РЛС РП-1 «Изумруд»:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Носовая часть серийного МиГ-17ПФ с РЛС РП-1 «Изумруд»:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Кабина МиГ-17ПФ с РЛС РП-1 «Изумруд»:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Обслуживание РЛС «Изумруд»:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Последний раз редактировалось: Rotor (11/9/2020, 01:30), всего редактировалось 1 раз(а)