Ту-128УТ - учебно-тренировочный перехватчик.
Разработчик: воронежский филиал ОКБ-156 А.Н.Туполева
Главный конструктор: А.И.Путилов
Первый опытный образец: конец 1970 г.
Первый полёт: 1971 г.
Обозначение самолёта: Ту-128УТ, изделие «И-УТ».
Принят на вооружение: 14 сентября 1971 г.
Производство: завод № 64, Воронеж.
Всего выпущено 15 машин на базе Ту-128 последних серий - 45-й и 46-й серии.
Производство самолётов Ту-128 и Ту-128УТ прекращено в 1971 г.
Краткая историческая справка.
18 сентября 1964 г. главком ВВС маршал К.А.Вершинин подписал Акт совместных государственных испытаний комплекса с положительной оценкой. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 361-132 от 30 апреля 1965 г. и приказом Министра обороны № 0040 от 8 июня 1964 г. этого же года комплекс Ту-128С-4 в составе перехватчика Ту-128 и ракет «воздух-воздух» Р-4Р и Р-4Т (в зависимости от типа головки самонаведения) был принят на вооружение.
Серийное производство самолёта было развёрнуто в Воронеже на авиазаводе № 64. Ту-128 стал поступать в строевые части ПВО. Первыми в ПВО к освоению Ту-128 в 1964 г. приступили на аэродроме Савостлейка (Горьковская обл.) в 148-м ЦБП и ПЛС. С 5 октября 1965 г. семь серийных самолётов (№№ 0402, 0502, 0602, 0702, 0801, 0802 и 0901) были выделены для проведения войсковых испытаний. В октябре 1966 г. Ту-128 поступили в расположенный в Талагах и входивший в состав 10-й армии ПВО (т.н. архангельская армия) 518-й ИАП. Здесь же с 18 мая 1967 г. по 29 октября 1968 г. на вышеуказанных машинах провели войсковые испытания комплекса Ту-128С-4.
Для переучивания лётного состава на новый перехватчик командование авиации ПВО предложило ОКБ-156 разработать его учебно-тренировочный вариант. Необходимость в таком самолёте определялась рядом причин. Летчики пересаживались на Ту-128 со значительно более легких истребителей типа МиГ-17, МиГ-19 (за редким исключением — с Су-9) и не имели навыка управления тяжелой машиной. К тому же, надо было осваивать новый комплекс оборудования, а штурману-оператору — еще и дополнительные функции. Для этой цели в частях использовались специализированные самолёты обучения штурманов бомбардировочной авиации Ту-124Ш.
Совместные решения ВВС-ПВО-МАП № 128-14-67 и ВПК № 229 по созданию учебно-тренировочного самолета Ту-128УТ были приняты 14 сентября 1966 г. Эскизный проект машины был разработан воронежским филиалом ОКБ-156 под руководством А.И.Путилова.
Основное отличие учебных Ту-128УТ от Ту-128 заключалось в наличии кабины инструктора на месте РЛС, имевшей верхнее наклонное остекление. Место штурмана-оператора сохранялось, но часть оборудования сняли. В связи с отсутствием РЛС функции обучаемого штурмана ограничились. В остальном Ту-128УТ соответствовал базовому варианту. Под крылом можно было подвешивать весовые макеты или учебные варианты ракет Р-4. За свой необычный вид самолёт в частях был прозван «пеликаном».
Учебно-тренировочный перехватчик Ту-128УТ с радиостанцией Р-846 «Призма-М» (такие машины в серии имели «прямой» киль в верхней части):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
После того, как проектирование Ту-128УТ закончили, совместным решением ВВС-ПВО-МАП от 4 августа 1970 г. было выделено четыре серийных Ту-128 для переоборудования в учебно-тренировочные самолеты со сроком предъявления на испытания двух первых машин в I кв. 1971 г. и двух других — во II кв. 1971 г. После переделки самолёты прошли испытания, и приказом Министра обороны № 0160 от 14 сентября 1971 г. Ту-128УТ был принят на вооружение. Всего авиазавод № 64 в 1970 - 1971 гг. построил пятнадцать Ту-128УТ (изделие «И-УТ»). От первых учебных машин серийные «спарки» отличались новой за-концовкой киля, параллельной строительной горизонтали самолета, в связи с установкой новой связной радиостанции Р-846 «Призма-М». Это были последние, 45-я и 46-я серии выпуска самолёта, после чего серийное производство Ту-128 завершилось.
Всего с 1961 по 1971 г. было выпущено 200 самолётов (включая первый опытный образец и планер для статических испытаний), из них 15 машин - это «спарки». Наибольший темп производства имел Ту-128 был в 1966 г., когда заказчику было сдано 37 машин.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Ту-128УТ, б/н 11, 356-й ИАП, газовка в капонире. Машина ранняя - с радиостанцией 1-РСБ-70-УС-8 (такие машины в серии имели «косой» киль в верхней части и «поручневую» антенну справа внизу в носовой части фюзеляжа):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Сайт «Одноклассники» (источник [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Ту-128УТ, б/н 02, аэродром ПВО СССР Омск-Северный. Машина поздняя - с новой авиационной бортовой связной КВ радиостанцией Р-846 «Призма-М» (такие машины в серии имели «прямой» киль в верхней части):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Сайт «Одноклассники» (источник [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Ту-128УТ, б/н «03 синий», Амдерма, 1984 г. Машина поздняя - с радиостанцией Р-846 «Призма» (прямой киль):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Разработчик: воронежский филиал ОКБ-156 А.Н.Туполева
Главный конструктор: А.И.Путилов
Первый опытный образец: конец 1970 г.
Первый полёт: 1971 г.
Обозначение самолёта: Ту-128УТ, изделие «И-УТ».
Принят на вооружение: 14 сентября 1971 г.
Производство: завод № 64, Воронеж.
Всего выпущено 15 машин на базе Ту-128 последних серий - 45-й и 46-й серии.
Производство самолётов Ту-128 и Ту-128УТ прекращено в 1971 г.
Краткая историческая справка.
18 сентября 1964 г. главком ВВС маршал К.А.Вершинин подписал Акт совместных государственных испытаний комплекса с положительной оценкой. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 361-132 от 30 апреля 1965 г. и приказом Министра обороны № 0040 от 8 июня 1964 г. этого же года комплекс Ту-128С-4 в составе перехватчика Ту-128 и ракет «воздух-воздух» Р-4Р и Р-4Т (в зависимости от типа головки самонаведения) был принят на вооружение.
Серийное производство самолёта было развёрнуто в Воронеже на авиазаводе № 64. Ту-128 стал поступать в строевые части ПВО. Первыми в ПВО к освоению Ту-128 в 1964 г. приступили на аэродроме Савостлейка (Горьковская обл.) в 148-м ЦБП и ПЛС. С 5 октября 1965 г. семь серийных самолётов (№№ 0402, 0502, 0602, 0702, 0801, 0802 и 0901) были выделены для проведения войсковых испытаний. В октябре 1966 г. Ту-128 поступили в расположенный в Талагах и входивший в состав 10-й армии ПВО (т.н. архангельская армия) 518-й ИАП. Здесь же с 18 мая 1967 г. по 29 октября 1968 г. на вышеуказанных машинах провели войсковые испытания комплекса Ту-128С-4.
Для переучивания лётного состава на новый перехватчик командование авиации ПВО предложило ОКБ-156 разработать его учебно-тренировочный вариант. Необходимость в таком самолёте определялась рядом причин. Летчики пересаживались на Ту-128 со значительно более легких истребителей типа МиГ-17, МиГ-19 (за редким исключением — с Су-9) и не имели навыка управления тяжелой машиной. К тому же, надо было осваивать новый комплекс оборудования, а штурману-оператору — еще и дополнительные функции. Для этой цели в частях использовались специализированные самолёты обучения штурманов бомбардировочной авиации Ту-124Ш.
Совместные решения ВВС-ПВО-МАП № 128-14-67 и ВПК № 229 по созданию учебно-тренировочного самолета Ту-128УТ были приняты 14 сентября 1966 г. Эскизный проект машины был разработан воронежским филиалом ОКБ-156 под руководством А.И.Путилова.
Основное отличие учебных Ту-128УТ от Ту-128 заключалось в наличии кабины инструктора на месте РЛС, имевшей верхнее наклонное остекление. Место штурмана-оператора сохранялось, но часть оборудования сняли. В связи с отсутствием РЛС функции обучаемого штурмана ограничились. В остальном Ту-128УТ соответствовал базовому варианту. Под крылом можно было подвешивать весовые макеты или учебные варианты ракет Р-4. За свой необычный вид самолёт в частях был прозван «пеликаном».
Учебно-тренировочный перехватчик Ту-128УТ с радиостанцией Р-846 «Призма-М» (такие машины в серии имели «прямой» киль в верхней части):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
После того, как проектирование Ту-128УТ закончили, совместным решением ВВС-ПВО-МАП от 4 августа 1970 г. было выделено четыре серийных Ту-128 для переоборудования в учебно-тренировочные самолеты со сроком предъявления на испытания двух первых машин в I кв. 1971 г. и двух других — во II кв. 1971 г. После переделки самолёты прошли испытания, и приказом Министра обороны № 0160 от 14 сентября 1971 г. Ту-128УТ был принят на вооружение. Всего авиазавод № 64 в 1970 - 1971 гг. построил пятнадцать Ту-128УТ (изделие «И-УТ»). От первых учебных машин серийные «спарки» отличались новой за-концовкой киля, параллельной строительной горизонтали самолета, в связи с установкой новой связной радиостанции Р-846 «Призма-М». Это были последние, 45-я и 46-я серии выпуска самолёта, после чего серийное производство Ту-128 завершилось.
Всего с 1961 по 1971 г. было выпущено 200 самолётов (включая первый опытный образец и планер для статических испытаний), из них 15 машин - это «спарки». Наибольший темп производства имел Ту-128 был в 1966 г., когда заказчику было сдано 37 машин.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Ту-128УТ, б/н 11, 356-й ИАП, газовка в капонире. Машина ранняя - с радиостанцией 1-РСБ-70-УС-8 (такие машины в серии имели «косой» киль в верхней части и «поручневую» антенну справа внизу в носовой части фюзеляжа):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Сайт «Одноклассники» (источник [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Ту-128УТ, б/н 02, аэродром ПВО СССР Омск-Северный. Машина поздняя - с новой авиационной бортовой связной КВ радиостанцией Р-846 «Призма-М» (такие машины в серии имели «прямой» киль в верхней части):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Сайт «Одноклассники» (источник [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Ту-128УТ, б/н «03 синий», Амдерма, 1984 г. Машина поздняя - с радиостанцией Р-846 «Призма» (прямой киль):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]