1РЛ232 «Леопард» - станция наземной артиллерийской разведки СНАР-10.
Шифр ОКР — «Леопард».
Индекс заказывающего управления — ГРАУ МО СССР — 1РЛ232.
Обозначение по классификации НАТО — Big Fred.
Разработка: с 1966 г.
Главный конструктор — Симачёв В.И.
Разработчик: ОКБ Тульского завода «Арсенал», г. Тула.
Принята на вооружение: 1971 г.
Серийное производство: Тульский завод «Арсенал» - в 1973 - 1991 гг.
Модификации (предположительно):
1РЛ232 — опытные образцы комплекса;
1РЛ232-1 — серийный вариант СНАР-10;
1РЛ232-1М «Пантера» — модернизированный вариант СНАР-10М (установка нового оборудования РЛС 1РЛ133-3 «Кредо-1» взамен оборудования СНАР-10).
История создания.
Опыт эксплуатации первых станций наземной артиллерийской разведки СНАР-1, СНАР-2 показал, что в условиях сильных отражений от местности обнаружение целей сильно затруднено, а иногда и вообще невозможно. Поэтому требовалось создание когерентного радара с селекцией движущихся целей (СДЦ). Кроме того, стала актуальной борьба с активными помехами, которые мог создавать вероятный противник. Для решения этих задач ОКБ Тульского завода «Арсенал» в очень сжатые сроки разработало радиолокационную станцию (РЛС) с СДЦ, имевшую обозначение СНАР-6. В начале 1960 г. она была предъявлена на испытания. Много лет эта система выпускалась на заводе «Арсенал».
Анализ условий боевого применения систем типа СНАР показывал, что их эффективность зависит не только от параметров РЛС, но и от таких факторов как живучесть системы на поле боя, мобильность, автономность, возможность оперативной передачи данных. Первые РЛС отвечали далеко не всем этим требованиям. Поэтому в 1966 г. ГАУ задало тактико-техническое задание (ТТТ), целью которого было создание станции наземной артиллерийской разведки нового поколения. Особое внимание в ТТТ уделялось живучести станции на поле боя, автономности работы, мобильности и возможностям оперативной передачи данных. Работы по новой станция наземной артиллерийской разведки были возложены на Тульский завод «Арсенал».
В 1966 г. в ОКБ завода «Арсенал» начались работы по созданию мобильного комплекса СНАР-10, оснащенного автономными средствами ориентирования, навигации, топопривязки, электропитания, связи, способного работать в условиях применения оружия массового поражения (шифр «Леопард»). При этом развертывание и свертывание РЛС на позиции предусматривались без выхода экипажа из машины. С целью повышения помехозащищенности РЛС разрабатывалась в миллиметровом диапазоне.
Первоначально машину предполагалось разместить на шасси БМП-1. Работами в целом руководил Симачёв В.И. Руководителем по схемо-технической части являлся Склякин Н.Т., а по конструкторской — Королёв Ю.В. Работы предполагали создание абсолютно новой машины с новым набором всех подсистем РЛС. Однако в ходе работ возник ряд сложностей, как с оборудованием, так и с шасси. В частности Челябинский тракторный завод категорически отказался от использования в качестве базы БМП-1.
При активном содействии генерального конструктора Челябинского тракторного завода Исакова И.И. было принято решение, запрещающее использование шасси БМП-1 для размещения специального оборудования. В результате такого решения, сроки выполнения работ были дважды перенесены, а в октябре 1969 г., была выпущена директива Генерального штаба, предусматривавшая использование в качестве базы артиллерийского тягача МТ-ЛБ. В октябре 1970 г. машина должна была быть предъявлена на государственные испытания. Несмотря на все сложности, возникшие в ходе работ, машина была предъявлена на испытания в срок.
Государственные испытания машины проводились на 28-ом полигоне ГРАУ в в/ч 21374 (пос. Смолино, Нижегородская обл.) и были завершены 30 декабря 1970 г. В конце 1971 г. СНАР-10 была принята на вооружение, начало серийного производства было намечено на 1972 г.
Несмотря на то, что серийное производство было намечено на 1972 г., ввиду большого числа соисполнителей и поставщиков, начало производства было задержано на год и началось только в 1973 г. Изготовителем являлся Тульский завод «Арсенал». В среднем завод выпускал по 40—50 машин в год. Выпуск СНАР-10 был прекращён только в 1991 г.
ОКР «Леопард» было новаторской работой, первой разработкой ОКБ Тульского завода «Арсенал» (с 1979 г. - НИИ «Стрела») из числа сложных комплексов, оснащенных всем необходимым для развертывания на позиции и автономной работы. В ней также в первой из серийных станций был применен режим распознавания целей по звуку – по спектру доплеровского сигнала. РЛС СНАР-10 обеспечивала надежное обнаружение наземных целей до 17 км, надводных до 30 км. Первые серийные станции СНАР-10 были выпущены в 1973 г. Эта модель оказалась одной из самых долгоживущих, и она долго стояла на вооружении Российской армии. Поставлялась она также в ряд зарубежных стран, прежде всего, в страны Варшавского договора, в Юго-Восточную Азию и на Ближний Восток. Аналогов ей за рубежом создано не было. Работа по СНАР-10 была удостоена Государственной премии СССР.
В конце 1990-х гг. параллельно с разработкой 1Л244-1 «Кредо-1С» в НИИ «Стрела» началась разработка модифицированного комплекса СНАР-10 (шифр ОКР «Пантера»). В основную задачу модернизации входила установка нового оборудования РЛС 1РЛ133-3 «Кредо-1» взамен оборудования СНАР-10. Комплекс разрабатывался с 1997 по 2002 гг. Главным конструктором был Зайцев Н.А. В 2003 г. машина прошла государственные испытания и была принята на вооружение. С 2004 г. было начато серийное производство.
СНАР-10 «Леопард» (1РЛ232):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Источники:
Сайт ПАО «НПО «Стрела».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Шифр ОКР — «Леопард».
Индекс заказывающего управления — ГРАУ МО СССР — 1РЛ232.
Обозначение по классификации НАТО — Big Fred.
Разработка: с 1966 г.
Главный конструктор — Симачёв В.И.
Разработчик: ОКБ Тульского завода «Арсенал», г. Тула.
Принята на вооружение: 1971 г.
Серийное производство: Тульский завод «Арсенал» - в 1973 - 1991 гг.
Модификации (предположительно):
1РЛ232 — опытные образцы комплекса;
1РЛ232-1 — серийный вариант СНАР-10;
1РЛ232-1М «Пантера» — модернизированный вариант СНАР-10М (установка нового оборудования РЛС 1РЛ133-3 «Кредо-1» взамен оборудования СНАР-10).
История создания.
Опыт эксплуатации первых станций наземной артиллерийской разведки СНАР-1, СНАР-2 показал, что в условиях сильных отражений от местности обнаружение целей сильно затруднено, а иногда и вообще невозможно. Поэтому требовалось создание когерентного радара с селекцией движущихся целей (СДЦ). Кроме того, стала актуальной борьба с активными помехами, которые мог создавать вероятный противник. Для решения этих задач ОКБ Тульского завода «Арсенал» в очень сжатые сроки разработало радиолокационную станцию (РЛС) с СДЦ, имевшую обозначение СНАР-6. В начале 1960 г. она была предъявлена на испытания. Много лет эта система выпускалась на заводе «Арсенал».
Анализ условий боевого применения систем типа СНАР показывал, что их эффективность зависит не только от параметров РЛС, но и от таких факторов как живучесть системы на поле боя, мобильность, автономность, возможность оперативной передачи данных. Первые РЛС отвечали далеко не всем этим требованиям. Поэтому в 1966 г. ГАУ задало тактико-техническое задание (ТТТ), целью которого было создание станции наземной артиллерийской разведки нового поколения. Особое внимание в ТТТ уделялось живучести станции на поле боя, автономности работы, мобильности и возможностям оперативной передачи данных. Работы по новой станция наземной артиллерийской разведки были возложены на Тульский завод «Арсенал».
В 1966 г. в ОКБ завода «Арсенал» начались работы по созданию мобильного комплекса СНАР-10, оснащенного автономными средствами ориентирования, навигации, топопривязки, электропитания, связи, способного работать в условиях применения оружия массового поражения (шифр «Леопард»). При этом развертывание и свертывание РЛС на позиции предусматривались без выхода экипажа из машины. С целью повышения помехозащищенности РЛС разрабатывалась в миллиметровом диапазоне.
Первоначально машину предполагалось разместить на шасси БМП-1. Работами в целом руководил Симачёв В.И. Руководителем по схемо-технической части являлся Склякин Н.Т., а по конструкторской — Королёв Ю.В. Работы предполагали создание абсолютно новой машины с новым набором всех подсистем РЛС. Однако в ходе работ возник ряд сложностей, как с оборудованием, так и с шасси. В частности Челябинский тракторный завод категорически отказался от использования в качестве базы БМП-1.
При активном содействии генерального конструктора Челябинского тракторного завода Исакова И.И. было принято решение, запрещающее использование шасси БМП-1 для размещения специального оборудования. В результате такого решения, сроки выполнения работ были дважды перенесены, а в октябре 1969 г., была выпущена директива Генерального штаба, предусматривавшая использование в качестве базы артиллерийского тягача МТ-ЛБ. В октябре 1970 г. машина должна была быть предъявлена на государственные испытания. Несмотря на все сложности, возникшие в ходе работ, машина была предъявлена на испытания в срок.
Государственные испытания машины проводились на 28-ом полигоне ГРАУ в в/ч 21374 (пос. Смолино, Нижегородская обл.) и были завершены 30 декабря 1970 г. В конце 1971 г. СНАР-10 была принята на вооружение, начало серийного производства было намечено на 1972 г.
Несмотря на то, что серийное производство было намечено на 1972 г., ввиду большого числа соисполнителей и поставщиков, начало производства было задержано на год и началось только в 1973 г. Изготовителем являлся Тульский завод «Арсенал». В среднем завод выпускал по 40—50 машин в год. Выпуск СНАР-10 был прекращён только в 1991 г.
ОКР «Леопард» было новаторской работой, первой разработкой ОКБ Тульского завода «Арсенал» (с 1979 г. - НИИ «Стрела») из числа сложных комплексов, оснащенных всем необходимым для развертывания на позиции и автономной работы. В ней также в первой из серийных станций был применен режим распознавания целей по звуку – по спектру доплеровского сигнала. РЛС СНАР-10 обеспечивала надежное обнаружение наземных целей до 17 км, надводных до 30 км. Первые серийные станции СНАР-10 были выпущены в 1973 г. Эта модель оказалась одной из самых долгоживущих, и она долго стояла на вооружении Российской армии. Поставлялась она также в ряд зарубежных стран, прежде всего, в страны Варшавского договора, в Юго-Восточную Азию и на Ближний Восток. Аналогов ей за рубежом создано не было. Работа по СНАР-10 была удостоена Государственной премии СССР.
В конце 1990-х гг. параллельно с разработкой 1Л244-1 «Кредо-1С» в НИИ «Стрела» началась разработка модифицированного комплекса СНАР-10 (шифр ОКР «Пантера»). В основную задачу модернизации входила установка нового оборудования РЛС 1РЛ133-3 «Кредо-1» взамен оборудования СНАР-10. Комплекс разрабатывался с 1997 по 2002 гг. Главным конструктором был Зайцев Н.А. В 2003 г. машина прошла государственные испытания и была принята на вооружение. С 2004 г. было начато серийное производство.
СНАР-10 «Леопард» (1РЛ232):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Источники:
Сайт ПАО «НПО «Стрела».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Последний раз редактировалось: Rotor (13/10/2019, 06:53), всего редактировалось 1 раз(а)