Т-43 - средний танк (1942 г.), опытный.
Разработчик: Отдел «520» завода № 183 им. Коминтерна (Уральского танкового завода), Нижний Тагил.
Изготовитель: Завод № 183 им. Коминтерна (Уральский танковый завод), Нижний Тагил.
Главный конструктор А.А.Морозов.
Обозначения: Т-34М, Т-43.
Изготовлены опытные образцы танка:
- первый - в декабре 1942 г.;
- второй и третий - июнь 1943 г.
История создания.
В первой половине 1941 г. на заводе № 183 в Харькове шли работы по среднему танку Т-34М - «большой модернизации» Т-34. Согласно планам, во второй половине 1941 г. эта машина должна была сменить в серийном производстве танк Т-34. Но начало Великой Отечественной войны нарушило все производственные планы выпуска танка Т-34М. Согласно первым коррективам, выпуск танка «большой модернизации» на заводе № 183 переносился на 1 января 1942 г., на СТЗ – с 1 июля 1942 г. В конце июня 1941 г. работы по Т-34М стали сворачиваться – на фронте требовались серийные машины, и промышленности в сжатые сроки следовало значительно увеличить выпуск танков. В результате танк, изготовление которого опоздало всего на несколько месяцев, так и остался «бумажным». К середине сентября 1941 г. стало очевидно, что удержать Восточную Украину не получится, и осенью 1941 г. началась эвакуация оборудования и людей завода № 183 из Харькова в Нижний Тагил. В конце 1941 — начале 1942 гг. завод № 183 занимался организацией серийного производства Т-34 на Урале, а тематика «большой модернизации» в плане опытных работ завода № 183 отсутствовала. Лишь однажды в переписке по Главному автобронетанковому управлению Красной армии (ГАБТУ КА) за 12 апреля 1942 г. появилось предложение по освоению выпуск этих танков на заводе № 174, который в тот момент переводился в Омск. Доводами в пользу Т-34М служила меньшая боевая масса, торсионная подвеска, расширенная башня с командирской башенкой, а также увеличенная ёмкость баков. Однако это предложение поддержки не получило: производственные возможности завода № 174 не позволяли быстрого освоение серийного производства модернизированного танка. Но конструкторский задел по Т-34М не пропал даром. На Урале было развернули массовое серийное производство танков Т-34, на которых были внедрены отдельные конструктивные решения отработанные для танка Т-34М. Это: круглый люк доступа к КПП, характерная установка вооружения и ещё целый ряд менее заметных деталей. Чуть раньше в серию пошёл «шевронный» трак.
Весной 1942 г. А.А.Морозов вернулся к танку Т-34М. К 31 мая 1942 г. танковое КБ (отдел 520) завода № 183 под руководством А.А.Морозова подготовило эскизный проект «модернизации танка Т-34». Основными направлениями модернизации были: повышение броневой защиты, сохранение динамических характеристик на уровне серийного Т-34, обеспечение надёжности в эксплуатации и конструктивной простоты, а также максимальное сохранение серийных деталей и узлов Т-34. Эти требования существенно повлияли и на внешний облик проектируемой машины, и на её массу. Дело в том, что различные конструктивные изменения серийных Т-34 привели к росту его боевой массы до 28,8 т. С учётом того, что требовалось ещё больше увеличить броневую защиту, о танке массой 25-26 т предусматривавшейся согласно проекту Т-34М от мая 1941 г. можно было сразу забыть.
Согласно объяснительной записке, от Т-34 заимствовался в общей сложности 21 пункт узлов и агрегатов. Без изменений брались двигатель, водяные радиаторы (за исключением коллектора), воздухоочистители «Циклон» (на тот момент был внедрён в серии на СТЗ), главный фрикцион, пятискоростная КПП (испытания такой КПП на Т-34 начались летом 1942 г.), бортовые фрикционы, бортовые передачи и тормозные ленты. Применение пятискоростной КПП обеспечивало лучшую динамику танка. Среди других узлов и агрегатов, использовавшихся с Т-34, было электрооборудование, сиденья, инструменты, ящики снарядных укладок, ленивцы, опорные катки и траки. Отчасти оказалась унифицирована торсионная подвеска, но уже с другим проектом — артиллерийским тягачом АТ-45, который разрабатывался как замена «Ворошиловцу».
Общие виды танка:
Продольный разрез машины:
При сохранении того же угла наклона верхней лобовой плиты и наличии балки корпус нового Т-34М по сравнению с машиной 1941 г. был существенно изменён. А.А.Морозов отказался от наклонных бортов корпуса, что позволило уменьшить заброневой объём, уменьшить габариты, что позволило снизить массу при росте толщины брони. Полная ширина корпуса оказалась меньше на 296 мм, на 78 мм он стал ниже и на 176 мм — короче. Диаметр башенного погона уменьшили до 1420 мм, то есть до диаметра погона серийного Т-34. Для размещения башни на крыше корпуса были предусмотрены характерные выступы. Механик-водитель переместился вправо, а от стрелка-радиста отказались.
Курсовой пулемёт был сохранён; он находился справа от механика-водителя. Большой люк механика-водителя убрали, вместо него в верхнем лобовом листе корпуса разместили компактный смотровой лючок. Теперь механик-водитель выбирался из отделения управления через башню. Изменилась и конструкция моторно-трансмиссионного отделения – по бортам появились «уши» воздухозаборников, выхлопные трубы также вывели вбок, существенно изменилась конструкция надмоторной плиты и верхнего кормового листа. Вслед за корпусом существенно изменилась конструкция крыльев и брызговиков, по бортам разместили большие ящики ЗИП. Словом, конструкция Т-34М обр. 1941 г. была существенно переработана, но осталось главное - торсионная подвеска.
Согласно проекту, механик-водитель попадал в машину через башню:
Башня нового Т-34М так же существенно отличалась от Т-34М обр. 1941 г. Башня танка стала двухместной, диаметр её погона уменьшился до 1420 мм, конструкторы отказались от выступающей неподвижной бронировки орудия. Сварная подвижная бронировка пушки была выполнена в виде единой литой детали. Башня по высоте стала ниже на 100 мм. Для упрощения производства при проработке танка башню и корпус максимально упростили и снизили общее количество деталей. Так, в случае с серийным Т-34 использовалось 8118 деталей, а на Т-34М их число сократилось до 5985, причём доля новых деталей оказалась не столь и высокой — 1282 штуки.
От Т-34 и Т-34М разработки 1941 г. в машине образца конца мая 1942 г. осталось очень мало:
В результате всех изменений Т-34М стал короче серийного танка на 145 мм, на 250 мм уже и на 94 мм ниже. Боекомплект сократился до 64 выстрелов калибра 76 мм и 35 дисков к пулемёту ДТ. Танк стал на 1,8 т тяжелее, достигнув боевой массы 30 т. При этом бронезащита танка существенно возросла. Толщина лба и бортов корпуса выросла до 75 мм, а башни — до 90 мм. В результате средний танк приблизился к бронезащите тяжёлого танка КВ-1 (а в некоторых секторах обстрела превзошёл её). Особенно это касалось лобовой части корпуса, которая за счёт большого угла наклона лобового листа потенциально обеспечивала защиту от немецкой противотанковой пушки 7,5 cm Pak 40 со всех дистанций. Для производства корпусов планировалось использовать катаные листы из стали 8С. Несмотря на рост боевой массы, в танковом КБ завода - отдел 520 - считали, что динамические характеристики машины будут близки к серийному Т-34.
Конструкция башни Т-34М обр. 1942 г.:
Установка вооружения в башне:
1 июня 1942 г. в недрах ГАБТУ КА появилась докладная записка на имя начальника ГАБТУ КА генерал-лейтенанта Федоренко. В ней тяжёлый танк КВ-1 подвергся критике за его медлительность и низкую надежность, одновременно предлагалось дать задание ЧКЗ и заводу № 183 разработать танк для замены тяжёлого танка. При этом предлагались тактико-технические требования для обоих танков. Согласно им, толщина лобовой брони корпуса возрастала до 90 мм, а экипаж увеличивался до 4 человек за счёт добавления командира в башне. Именно эти требования стали отправной точкой в разработке среднего КВ-13 с трёхместной башней. Что же касается среднего Т-34М, то спустя несколько дней появился документ, в котором вариант машины с трёхместной башней именовался как Т-44. Позднее, 1 июля 1942 г., появился проект постановления ГКО «Об изготовлении опытных образцов танков Т-44 и модернизации танка Т-34».
5 июня 1942 г. в Москве прошло совещание с участием Сталина и Малышева. Сталину показали модели новых средних танков Т-34М и КВ-13. На совещании Сталин сказал следующее:
«Новые танки делать пока не будем. Не будем отвлекать конструкторов от задачи улучшать и модернизировать выпускаемые танки. Конечно, конструкторам хочется делать новые машины, каждый конструктор ищет славы. Но надо обождать. К новым машинам вернёмся месяца через полтора-два, когда конструкторы закончат работу».
Модель Т-34М, который показывали Сталину на совещании 5 июня 1942 г.:
Общего между проектами Т-34М разработки 1941 и 1942 годов оказалось очень немного:
Экипаж Т-34М состоял всего из трёх человек:
В результате 5 июня 1942 г. было подписано постановление ГКО № 1879сс «Об улучшении танков Т-34». Вместо нового танка Сталин принял решение об усовершенствовании серийных машин Т-34. В числе улучшений значилась замена четырёхскоростной коробки передач на пятискоростную, а также внедрение командирской башенки. Не менее интересен пункт 5, вычеркнутый лично И.В.Сталиным. В нём упоминается танк Т-44, который предлагали в самом начале июля 1942 г.
В постановлении ГКО № 1879сс от 5 июля 1942 г. были установлены довольно жёсткие сроки работ: подготовить к 15 июля 1942 г. 2 новых танка, а к 10 августа 1942 г. их испытать.
Фактически заводом № 183 было изготовлено три опытных танка: первый, оснащённый пятискоростной КПП, вышел на испытания 22 июля 1942 г., второй, также с пятискоростной КПП, начал испытания 31 июля 1942 г., и, наконец, третья машина, с командирской башенкой, появилась 9 августа 1942 г. Как показали испытания танков с пятискоростной КПП, управление танков улучшалось, одновременно повышалась надёжность конструкции. По итогам испытаний было рекомендовано запустить новую КПП в серийное производство.
Т-34 с командирской башенкой и трёхместной башней, который испытывался летом-осенью 1942 г. Данная машина повлияла на дальнейшую разработку Т-34М, превратившегося в Т-43:
Продольный разрез Т-43 по первоначальному варианту. Как можно заметить, командирская башенка всё ещё старого типа, как на опытных Т-34 лета-осени 1942 г.:
Для танка с с командирской башенкой была спроектирована и построена новая башня, которая хоть и создавалась на базе серийной шестигранной предшественницы, но имела целый ряд отличий. Она получилась более «обтекаемой», неподвижная бронировка орудийной маски расширялась на полную ширину башни, а воздуховод перенесли вперёд. В кормовой части башни, подобно Т-50 и первым вариантам Т-34М, оборудовали место командира, размещавшегося сразу же за пушкой; там же размещалась и литая командирская башенка.
Конструкторы танкового КБ завода № 183 постарались выкроить для командира максимум пространства, но всё равно его место оказалось стеснённым и неудобным. Башенка не имела люка, а её габариты оказались таковы, что находиться в ней мог человек не выше среднего роста. Чтобы попасть на своё место, командиру требовалось опускать гильзоулавливатель и снова его поднимать. Подножки не обеспечивали устойчивой опоры для ног, а в командирской башенке отсутствовала необходимая защита для лица командира от ушибов. Кроме того, командир при 1,5-2 часах езды сильно утомлялся, а обзор признали не самым лучшим из-за некачественного монтажа призм. В результате сама идея командирской башенки была признана удачной, но требовалось улучшить её конструкцию. Практически от идеи трёхместной башни с размещением командира сзади пришлось отказаться, так как требовалась существенная переработка всего боевого отделения танка.
Командирская башенка, которую спроектировали в ноябре 1942 г.:
К сентябрю 1942 года в Нижнем Тагиле и Челябинске смогли вернуться к работам по танкам, отвергнутым в начале июня 1942 г. На заводе № 100 в Челябинске изготовили опытный образец КВ-13, причём в исходном виде (с двухместной башней). Что же касается завода № 183, то там подход оказался иной. Согласно переписке за сентябрь 1942 г., заводское КБ учло опыт работ по улучшению Т-34, а также тактико-технические требования на Т-44. Новый танк получил другое обозначение — Т-43. Главным отличием новой машины являлась трёхместная башня, напоминавшая ту, что испытывали на Т-34 летом 1942 г. Также велись работы по увеличению боекомплекта и изменению механизма ленивца. Первые наработки по Т-43 были представлены А.А.Морозовым в сентябре 1942 г., а в октябре 1942 г. Сталин позвонил и дал указание изготовить опытный образец машины в максимально короткий срок.
Первый образец Т-43, конец декабря 1942 г.:
Несмотря на внимание к машине на столь высоком уровне, работы по Т-43 шли не столь быстро, как это было с КВ-13. Пока в Челябинске испытывали опытный образец, по Т-43 шла разработка конструкторской документации. Тактико-технические требования на танк ГАБТУ КА подготовило только 23 октября 1942 г., а завод № 183 их получил лишь к 1 ноября 1942 г. Эти требования стали предметом ожесточённого спора между Морозовым, ГАБТУ и НКТП. Дело в том, что требования существенно отличались от того танка, который проектировался под руководством А.А.Морозова. Для начала планировалось сделать спаренную установку орудия Ф-34 с двумя пулемётами ленточного питания, а также предусмотреть возможность установки 50-мм миномёта. Боекомплект должен был составлять 100 патронов калибра 76 мм и 3000 винтовочных патронов. Диаметр погона увеличивался с 1420 до 1600 мм. Кроме того, предполагалось иметь цевочное зацепление гусеничных лент.
Этот же танк вместе с Т-34с, опытным образцом Т-34, имевшим трёхместную башню и пятискоростную КПП:
К моменту получения тактико-технических требований проектирование танка на заводе №183 уже закончили, причём танк предлагался сразу в двух вариантах. Помимо Т-43, планировалось изготовить танк Т-44 (позже именовался как Т-23), отличавшийся сниженной до 45 мм толщиной брони (за счёт этого боевая масса машины снижалась до 26,5 т). В переписке А.А.Морозов аргументированно выступил против изменений, предусмотренных требованиями. Например, по его мнению, рост диаметра башенного погона увеличивал массу танка на 2 т. В результате к мнению главного конструктора завода № 183 прислушались. 8 ноября 1942 г. старший инженер 6-го отдела БТУ ГАБТУ КА старший техник-лейтенант Розенгарт, курировавший опытные работы по заводу № 183, составил новые требования. Из текста были убраны наиболее спорные пункты, а боекомплект снизился до 85 выстрелов калибра 76 мм и 1764 патронов винтовочного калибра. Морозову удалось отстоять танк в том виде, в каком он его задумал и спроектировал.
С точки зрения шасси машина изменилась мало, главным отличием стала башня:
Вслед за Т-34 с командирской башенкой на испытания вышел Т-34с, на котором были введены и трёхместная башня, и пятискоростная КПП. Выводы испытаний, проведённых осенью 1942 г., оказались очень похожи на предыдущие результаты. Башенка имела недостатки, а место командира требовало улучшения. В результате к концу ноября 1942 г. танковое КБ (отдел 520) завода № 183 разработало улучшенный вариант командирской башенки. Во-первых, появился люк диаметром 465 мм, благодаря чему командир мог попадать на своё место, минуя гильзоулавливатель. В крышке люка появился сигнальный лючок, а также ввели торсионное устройство для уравновешивания основной крышки. Во-вторых, ввели новые смотровые приборы в стенках башенки, благодаря чему вероятность поражения командира резко снизилась. В-третьих, изменилась форма башенки. Башенка изначально предназначалась для установки на Т-34, но первым танком, который её получил, стал Т-43.
Крепление дополнительных топливных баков на корме корпуса:
В результате внесения конструктивных изменений и последовавших потом согласований опытный образец Т-43 стали собирать только в декабре 1942 г. Сборка в опытно-экспериментальном отделе 540 завода № 183 закончилась 16 декабря 1942 г. В ходе неё пришлось вносить некоторые изменения в конструкцию. Вместо системы охлаждения, предусмотренную проектом, изготовили доработанную систему охлаждения, более удачной конструкции. Также пришлось вносить изменения в чертежи и детали по 30 пунктам. С точки зрения шасси это был всё тот же Т-34М, спроектированный весной 1942 г. в который внесены незначительные конструктивные изменения. Наиболее заметным новшеством стало появление дополнительных топливных баков в кормовой части корпуса. Это были такие же коробчатые баки, как на Т-34, но они были смещены к центру кормового листа. Также появились поручни на надмоторной плите и бортах корпуса.
Т-43 был частично унифицирован с серийным Т-34 (всего Т-43 заимствовал от него 24 позиции узлов и агрегатов). Это повлияло в том числе и на массу опытной машины. К началу 1943 г. боевая масса Т-34 достигла 30,5 т, а масса Т-43 превысила проектную на 2,2 т. В результате удельное давление на грунт увеличилось и достигло 0,87 кг/см2, что отрицательно сказалось на проходимости машины. Меньшую массу имел Т-44 (Т-23), но его строить не стали.
Корпус изменился мало, но при этом курсовой пулемёт убрали:
Наибольшие изменения претерпела башня. По сравнению с Т-34М требовалось добавить третьего члена экипажа. Поэтому башня стала более вытянутой за счёт увеличения длины кормовой части. Это было сделано по результатам испытаний Т-34 с трёхместной башней. Также снизу ввели выступ, благодаря которому удалось выкроить немного места по высоте. Первоначальный вариант башни Т-43 предполагал командирскую башенку по типу Т-34, но, как уже отмечалось, в ноябре 1942 г. её заменили на новую башенку улучшенной конструкции. Также слева от командирской башенки появился антенный ввод. В отличие от башни Т-34М, в ботах были введены амбразуры для стрельбы из личного оружия экипажа.
Башня стала развитием конструкции Т-34М, но при этом имелось множество изменений:
После сборки опытная машина прошла заводские испытания, к 1 января 1943 г. преодолев 247 км. Заводские испытания проходили до 25 февраля 1943 г., за это время танк прошёл 1359 км. Всего было проведено 18 пробегов, которые проходили по шоссе и грунтовым дорогам, покрытых снегом. Далее танк прошёл ещё 1667 км, таким образом, общий пробег составил 3026 км. Как показали испытания, средняя скорость чистого движения не превышала 30,7 км/ч (в наиболее благоприятных условиях Т-34 развил 34,5 км/ч), что объяснялось ростом боевой массы. Максимальной скорости Т-43 составила 49,05 км/ч, в то время как у Т-34 с такой же пятискоростной КПП — 50 км/ч. Рост массы сказался и на возможностях по преодолению различных препятствий. В целом разница оказалась небольшой — около 5% от Т-34 с пятискоростной коробкой передач. Запас хода оказался ниже, чем у Т-34, на 60 км. Зато лучше оказался температурный режим системы охлаждения — это было связано с изменениями системы охлаждения и иной конструкцией воздухозаборников.
Вид на моторно-трансмиссионное отделение:
Отдельным пунктом стало исследование условий работы экипажа. В случае с командиром выяснилось, что человек среднего роста, одетый в полушубок, на его месте вполне помещается. Забираться можно было как через люк в командирской башенке, так и через люк заряжающего. Также указывалось, что при езде утомляемости командира не наблюдается. Не было никаких нареканий ни к работе наводчика, ни к месту заряжающего. Хуже дела обстояли с механиком-водителем: забираться он мог только из башни, удобнее всего это было делать с правой стороны, но сначала требовалось, чтобы вышел заряжающий. Имелся ряд нареканий к рабочему месту, например, отсутствие регулировки сиденья по высоте и неудобство работы с некоторыми рычагами управления.
Пятискоростная коробка передач:
В ходе заводских испытаний на Т-43 был выявлен ряд дефектов. Вместе с тем надёжность машины оказалась выше, чем у опытного образца КВ-13, а также последующих опытных образцов (ИС-1 и ИС-2). По этой причине список дефектов, которые требовалось устранить, составил 10 пунктов, причём радикальных переделок в них не значилось. Например, отслоение бандажей опорных катков стало головной болью не только на Т-43, но и на Т-34, а также САУ на его базе (это было связано с ростом боевой массы). Следует уточнит, что речь идёт о выводах, сделанных представителями завода № 183. Кроме того, первые два пункта в выводах по итогам испытаний выглядят крайне любопытно:
«1. По тактико-технической характеристике танк Т-43 может быть отнесён к типу тяжёлых быстроходных танков.
2. При увеличении в весе, в сравнении с Т-34, всего на 1,7 тонны, броневая защита танка Т-43, по большинству параметров, превосходит даже тяжёлый танк КВ. При этом манёвренность и динамические качества танка Т-43 сохранились практически такими же, как у танка Т-34».
Место механика-водителя:
Между тем испытания танка затянулись. На 1 февраля 1943 г. машина прошла 710 км, при этом старший военпред на заводе № 183 отмечал, что в январе 1943 г. завод доработкой и устранением дефектов не занимался. При этом пунктов замечаний набралось уже 24 штуки. Довольно много замечаний касалось обслуживания машины. Были и конструктивные недостатки. Смотровой люк механика-водителя не обеспечивал достаточной обзорности. Кроме того, у машины нашлись противники в ГБТУ КА — одним из них был П.К.Ворошилов, приёмный сын К.Е.Ворошилова. Пётр Климентьевич считал конструкция командирской башенки не совсем удачной. Так же он считал не удачным размещение командира за орудием. Решением проблемы Ворошилов считал расширение башенного погона до 1600 мм.
За счёт командирской башенки существенно улучшилась обзорность:
5 апреля 1943 г. был утверждён окончательный список доработок Т-43. В их числе значилось расширение погона башни до 1600 мм, а также перенос командирской башенки влево. Впереди вновь появлялся курсовой пулемёт, а механик-водитель получал полноценный люк. Всего в списке изменений значилось 12 пунктов. Таким образом, работы по Т-43 продолжали затягиваться. Это сыграло в судьбе танка роковую роль, поскольку развитие бронетехники (а заодно и средств борьбы с ней) не стояло на месте. Впрочем, об этом мы поговорим уже в следующий раз.
Источники: ЦАМО РФ, РГАЭ. По: https://warspot.ru/14322-pervyy-podhod-k-t-43
Разработчик: Отдел «520» завода № 183 им. Коминтерна (Уральского танкового завода), Нижний Тагил.
Изготовитель: Завод № 183 им. Коминтерна (Уральский танковый завод), Нижний Тагил.
Главный конструктор А.А.Морозов.
Обозначения: Т-34М, Т-43.
Изготовлены опытные образцы танка:
- первый - в декабре 1942 г.;
- второй и третий - июнь 1943 г.
История создания.
В первой половине 1941 г. на заводе № 183 в Харькове шли работы по среднему танку Т-34М - «большой модернизации» Т-34. Согласно планам, во второй половине 1941 г. эта машина должна была сменить в серийном производстве танк Т-34. Но начало Великой Отечественной войны нарушило все производственные планы выпуска танка Т-34М. Согласно первым коррективам, выпуск танка «большой модернизации» на заводе № 183 переносился на 1 января 1942 г., на СТЗ – с 1 июля 1942 г. В конце июня 1941 г. работы по Т-34М стали сворачиваться – на фронте требовались серийные машины, и промышленности в сжатые сроки следовало значительно увеличить выпуск танков. В результате танк, изготовление которого опоздало всего на несколько месяцев, так и остался «бумажным». К середине сентября 1941 г. стало очевидно, что удержать Восточную Украину не получится, и осенью 1941 г. началась эвакуация оборудования и людей завода № 183 из Харькова в Нижний Тагил. В конце 1941 — начале 1942 гг. завод № 183 занимался организацией серийного производства Т-34 на Урале, а тематика «большой модернизации» в плане опытных работ завода № 183 отсутствовала. Лишь однажды в переписке по Главному автобронетанковому управлению Красной армии (ГАБТУ КА) за 12 апреля 1942 г. появилось предложение по освоению выпуск этих танков на заводе № 174, который в тот момент переводился в Омск. Доводами в пользу Т-34М служила меньшая боевая масса, торсионная подвеска, расширенная башня с командирской башенкой, а также увеличенная ёмкость баков. Однако это предложение поддержки не получило: производственные возможности завода № 174 не позволяли быстрого освоение серийного производства модернизированного танка. Но конструкторский задел по Т-34М не пропал даром. На Урале было развернули массовое серийное производство танков Т-34, на которых были внедрены отдельные конструктивные решения отработанные для танка Т-34М. Это: круглый люк доступа к КПП, характерная установка вооружения и ещё целый ряд менее заметных деталей. Чуть раньше в серию пошёл «шевронный» трак.
Весной 1942 г. А.А.Морозов вернулся к танку Т-34М. К 31 мая 1942 г. танковое КБ (отдел 520) завода № 183 под руководством А.А.Морозова подготовило эскизный проект «модернизации танка Т-34». Основными направлениями модернизации были: повышение броневой защиты, сохранение динамических характеристик на уровне серийного Т-34, обеспечение надёжности в эксплуатации и конструктивной простоты, а также максимальное сохранение серийных деталей и узлов Т-34. Эти требования существенно повлияли и на внешний облик проектируемой машины, и на её массу. Дело в том, что различные конструктивные изменения серийных Т-34 привели к росту его боевой массы до 28,8 т. С учётом того, что требовалось ещё больше увеличить броневую защиту, о танке массой 25-26 т предусматривавшейся согласно проекту Т-34М от мая 1941 г. можно было сразу забыть.
Согласно объяснительной записке, от Т-34 заимствовался в общей сложности 21 пункт узлов и агрегатов. Без изменений брались двигатель, водяные радиаторы (за исключением коллектора), воздухоочистители «Циклон» (на тот момент был внедрён в серии на СТЗ), главный фрикцион, пятискоростная КПП (испытания такой КПП на Т-34 начались летом 1942 г.), бортовые фрикционы, бортовые передачи и тормозные ленты. Применение пятискоростной КПП обеспечивало лучшую динамику танка. Среди других узлов и агрегатов, использовавшихся с Т-34, было электрооборудование, сиденья, инструменты, ящики снарядных укладок, ленивцы, опорные катки и траки. Отчасти оказалась унифицирована торсионная подвеска, но уже с другим проектом — артиллерийским тягачом АТ-45, который разрабатывался как замена «Ворошиловцу».
Общие виды танка:
Продольный разрез машины:
При сохранении того же угла наклона верхней лобовой плиты и наличии балки корпус нового Т-34М по сравнению с машиной 1941 г. был существенно изменён. А.А.Морозов отказался от наклонных бортов корпуса, что позволило уменьшить заброневой объём, уменьшить габариты, что позволило снизить массу при росте толщины брони. Полная ширина корпуса оказалась меньше на 296 мм, на 78 мм он стал ниже и на 176 мм — короче. Диаметр башенного погона уменьшили до 1420 мм, то есть до диаметра погона серийного Т-34. Для размещения башни на крыше корпуса были предусмотрены характерные выступы. Механик-водитель переместился вправо, а от стрелка-радиста отказались.
Курсовой пулемёт был сохранён; он находился справа от механика-водителя. Большой люк механика-водителя убрали, вместо него в верхнем лобовом листе корпуса разместили компактный смотровой лючок. Теперь механик-водитель выбирался из отделения управления через башню. Изменилась и конструкция моторно-трансмиссионного отделения – по бортам появились «уши» воздухозаборников, выхлопные трубы также вывели вбок, существенно изменилась конструкция надмоторной плиты и верхнего кормового листа. Вслед за корпусом существенно изменилась конструкция крыльев и брызговиков, по бортам разместили большие ящики ЗИП. Словом, конструкция Т-34М обр. 1941 г. была существенно переработана, но осталось главное - торсионная подвеска.
Согласно проекту, механик-водитель попадал в машину через башню:
Башня нового Т-34М так же существенно отличалась от Т-34М обр. 1941 г. Башня танка стала двухместной, диаметр её погона уменьшился до 1420 мм, конструкторы отказались от выступающей неподвижной бронировки орудия. Сварная подвижная бронировка пушки была выполнена в виде единой литой детали. Башня по высоте стала ниже на 100 мм. Для упрощения производства при проработке танка башню и корпус максимально упростили и снизили общее количество деталей. Так, в случае с серийным Т-34 использовалось 8118 деталей, а на Т-34М их число сократилось до 5985, причём доля новых деталей оказалась не столь и высокой — 1282 штуки.
От Т-34 и Т-34М разработки 1941 г. в машине образца конца мая 1942 г. осталось очень мало:
В результате всех изменений Т-34М стал короче серийного танка на 145 мм, на 250 мм уже и на 94 мм ниже. Боекомплект сократился до 64 выстрелов калибра 76 мм и 35 дисков к пулемёту ДТ. Танк стал на 1,8 т тяжелее, достигнув боевой массы 30 т. При этом бронезащита танка существенно возросла. Толщина лба и бортов корпуса выросла до 75 мм, а башни — до 90 мм. В результате средний танк приблизился к бронезащите тяжёлого танка КВ-1 (а в некоторых секторах обстрела превзошёл её). Особенно это касалось лобовой части корпуса, которая за счёт большого угла наклона лобового листа потенциально обеспечивала защиту от немецкой противотанковой пушки 7,5 cm Pak 40 со всех дистанций. Для производства корпусов планировалось использовать катаные листы из стали 8С. Несмотря на рост боевой массы, в танковом КБ завода - отдел 520 - считали, что динамические характеристики машины будут близки к серийному Т-34.
Конструкция башни Т-34М обр. 1942 г.:
Установка вооружения в башне:
1 июня 1942 г. в недрах ГАБТУ КА появилась докладная записка на имя начальника ГАБТУ КА генерал-лейтенанта Федоренко. В ней тяжёлый танк КВ-1 подвергся критике за его медлительность и низкую надежность, одновременно предлагалось дать задание ЧКЗ и заводу № 183 разработать танк для замены тяжёлого танка. При этом предлагались тактико-технические требования для обоих танков. Согласно им, толщина лобовой брони корпуса возрастала до 90 мм, а экипаж увеличивался до 4 человек за счёт добавления командира в башне. Именно эти требования стали отправной точкой в разработке среднего КВ-13 с трёхместной башней. Что же касается среднего Т-34М, то спустя несколько дней появился документ, в котором вариант машины с трёхместной башней именовался как Т-44. Позднее, 1 июля 1942 г., появился проект постановления ГКО «Об изготовлении опытных образцов танков Т-44 и модернизации танка Т-34».
5 июня 1942 г. в Москве прошло совещание с участием Сталина и Малышева. Сталину показали модели новых средних танков Т-34М и КВ-13. На совещании Сталин сказал следующее:
«Новые танки делать пока не будем. Не будем отвлекать конструкторов от задачи улучшать и модернизировать выпускаемые танки. Конечно, конструкторам хочется делать новые машины, каждый конструктор ищет славы. Но надо обождать. К новым машинам вернёмся месяца через полтора-два, когда конструкторы закончат работу».
Модель Т-34М, который показывали Сталину на совещании 5 июня 1942 г.:
Общего между проектами Т-34М разработки 1941 и 1942 годов оказалось очень немного:
Экипаж Т-34М состоял всего из трёх человек:
В результате 5 июня 1942 г. было подписано постановление ГКО № 1879сс «Об улучшении танков Т-34». Вместо нового танка Сталин принял решение об усовершенствовании серийных машин Т-34. В числе улучшений значилась замена четырёхскоростной коробки передач на пятискоростную, а также внедрение командирской башенки. Не менее интересен пункт 5, вычеркнутый лично И.В.Сталиным. В нём упоминается танк Т-44, который предлагали в самом начале июля 1942 г.
В постановлении ГКО № 1879сс от 5 июля 1942 г. были установлены довольно жёсткие сроки работ: подготовить к 15 июля 1942 г. 2 новых танка, а к 10 августа 1942 г. их испытать.
Фактически заводом № 183 было изготовлено три опытных танка: первый, оснащённый пятискоростной КПП, вышел на испытания 22 июля 1942 г., второй, также с пятискоростной КПП, начал испытания 31 июля 1942 г., и, наконец, третья машина, с командирской башенкой, появилась 9 августа 1942 г. Как показали испытания танков с пятискоростной КПП, управление танков улучшалось, одновременно повышалась надёжность конструкции. По итогам испытаний было рекомендовано запустить новую КПП в серийное производство.
Т-34 с командирской башенкой и трёхместной башней, который испытывался летом-осенью 1942 г. Данная машина повлияла на дальнейшую разработку Т-34М, превратившегося в Т-43:
Продольный разрез Т-43 по первоначальному варианту. Как можно заметить, командирская башенка всё ещё старого типа, как на опытных Т-34 лета-осени 1942 г.:
Для танка с с командирской башенкой была спроектирована и построена новая башня, которая хоть и создавалась на базе серийной шестигранной предшественницы, но имела целый ряд отличий. Она получилась более «обтекаемой», неподвижная бронировка орудийной маски расширялась на полную ширину башни, а воздуховод перенесли вперёд. В кормовой части башни, подобно Т-50 и первым вариантам Т-34М, оборудовали место командира, размещавшегося сразу же за пушкой; там же размещалась и литая командирская башенка.
Конструкторы танкового КБ завода № 183 постарались выкроить для командира максимум пространства, но всё равно его место оказалось стеснённым и неудобным. Башенка не имела люка, а её габариты оказались таковы, что находиться в ней мог человек не выше среднего роста. Чтобы попасть на своё место, командиру требовалось опускать гильзоулавливатель и снова его поднимать. Подножки не обеспечивали устойчивой опоры для ног, а в командирской башенке отсутствовала необходимая защита для лица командира от ушибов. Кроме того, командир при 1,5-2 часах езды сильно утомлялся, а обзор признали не самым лучшим из-за некачественного монтажа призм. В результате сама идея командирской башенки была признана удачной, но требовалось улучшить её конструкцию. Практически от идеи трёхместной башни с размещением командира сзади пришлось отказаться, так как требовалась существенная переработка всего боевого отделения танка.
Командирская башенка, которую спроектировали в ноябре 1942 г.:
К сентябрю 1942 года в Нижнем Тагиле и Челябинске смогли вернуться к работам по танкам, отвергнутым в начале июня 1942 г. На заводе № 100 в Челябинске изготовили опытный образец КВ-13, причём в исходном виде (с двухместной башней). Что же касается завода № 183, то там подход оказался иной. Согласно переписке за сентябрь 1942 г., заводское КБ учло опыт работ по улучшению Т-34, а также тактико-технические требования на Т-44. Новый танк получил другое обозначение — Т-43. Главным отличием новой машины являлась трёхместная башня, напоминавшая ту, что испытывали на Т-34 летом 1942 г. Также велись работы по увеличению боекомплекта и изменению механизма ленивца. Первые наработки по Т-43 были представлены А.А.Морозовым в сентябре 1942 г., а в октябре 1942 г. Сталин позвонил и дал указание изготовить опытный образец машины в максимально короткий срок.
Первый образец Т-43, конец декабря 1942 г.:
Несмотря на внимание к машине на столь высоком уровне, работы по Т-43 шли не столь быстро, как это было с КВ-13. Пока в Челябинске испытывали опытный образец, по Т-43 шла разработка конструкторской документации. Тактико-технические требования на танк ГАБТУ КА подготовило только 23 октября 1942 г., а завод № 183 их получил лишь к 1 ноября 1942 г. Эти требования стали предметом ожесточённого спора между Морозовым, ГАБТУ и НКТП. Дело в том, что требования существенно отличались от того танка, который проектировался под руководством А.А.Морозова. Для начала планировалось сделать спаренную установку орудия Ф-34 с двумя пулемётами ленточного питания, а также предусмотреть возможность установки 50-мм миномёта. Боекомплект должен был составлять 100 патронов калибра 76 мм и 3000 винтовочных патронов. Диаметр погона увеличивался с 1420 до 1600 мм. Кроме того, предполагалось иметь цевочное зацепление гусеничных лент.
Этот же танк вместе с Т-34с, опытным образцом Т-34, имевшим трёхместную башню и пятискоростную КПП:
К моменту получения тактико-технических требований проектирование танка на заводе №183 уже закончили, причём танк предлагался сразу в двух вариантах. Помимо Т-43, планировалось изготовить танк Т-44 (позже именовался как Т-23), отличавшийся сниженной до 45 мм толщиной брони (за счёт этого боевая масса машины снижалась до 26,5 т). В переписке А.А.Морозов аргументированно выступил против изменений, предусмотренных требованиями. Например, по его мнению, рост диаметра башенного погона увеличивал массу танка на 2 т. В результате к мнению главного конструктора завода № 183 прислушались. 8 ноября 1942 г. старший инженер 6-го отдела БТУ ГАБТУ КА старший техник-лейтенант Розенгарт, курировавший опытные работы по заводу № 183, составил новые требования. Из текста были убраны наиболее спорные пункты, а боекомплект снизился до 85 выстрелов калибра 76 мм и 1764 патронов винтовочного калибра. Морозову удалось отстоять танк в том виде, в каком он его задумал и спроектировал.
С точки зрения шасси машина изменилась мало, главным отличием стала башня:
Вслед за Т-34 с командирской башенкой на испытания вышел Т-34с, на котором были введены и трёхместная башня, и пятискоростная КПП. Выводы испытаний, проведённых осенью 1942 г., оказались очень похожи на предыдущие результаты. Башенка имела недостатки, а место командира требовало улучшения. В результате к концу ноября 1942 г. танковое КБ (отдел 520) завода № 183 разработало улучшенный вариант командирской башенки. Во-первых, появился люк диаметром 465 мм, благодаря чему командир мог попадать на своё место, минуя гильзоулавливатель. В крышке люка появился сигнальный лючок, а также ввели торсионное устройство для уравновешивания основной крышки. Во-вторых, ввели новые смотровые приборы в стенках башенки, благодаря чему вероятность поражения командира резко снизилась. В-третьих, изменилась форма башенки. Башенка изначально предназначалась для установки на Т-34, но первым танком, который её получил, стал Т-43.
Крепление дополнительных топливных баков на корме корпуса:
В результате внесения конструктивных изменений и последовавших потом согласований опытный образец Т-43 стали собирать только в декабре 1942 г. Сборка в опытно-экспериментальном отделе 540 завода № 183 закончилась 16 декабря 1942 г. В ходе неё пришлось вносить некоторые изменения в конструкцию. Вместо системы охлаждения, предусмотренную проектом, изготовили доработанную систему охлаждения, более удачной конструкции. Также пришлось вносить изменения в чертежи и детали по 30 пунктам. С точки зрения шасси это был всё тот же Т-34М, спроектированный весной 1942 г. в который внесены незначительные конструктивные изменения. Наиболее заметным новшеством стало появление дополнительных топливных баков в кормовой части корпуса. Это были такие же коробчатые баки, как на Т-34, но они были смещены к центру кормового листа. Также появились поручни на надмоторной плите и бортах корпуса.
Т-43 был частично унифицирован с серийным Т-34 (всего Т-43 заимствовал от него 24 позиции узлов и агрегатов). Это повлияло в том числе и на массу опытной машины. К началу 1943 г. боевая масса Т-34 достигла 30,5 т, а масса Т-43 превысила проектную на 2,2 т. В результате удельное давление на грунт увеличилось и достигло 0,87 кг/см2, что отрицательно сказалось на проходимости машины. Меньшую массу имел Т-44 (Т-23), но его строить не стали.
Корпус изменился мало, но при этом курсовой пулемёт убрали:
Наибольшие изменения претерпела башня. По сравнению с Т-34М требовалось добавить третьего члена экипажа. Поэтому башня стала более вытянутой за счёт увеличения длины кормовой части. Это было сделано по результатам испытаний Т-34 с трёхместной башней. Также снизу ввели выступ, благодаря которому удалось выкроить немного места по высоте. Первоначальный вариант башни Т-43 предполагал командирскую башенку по типу Т-34, но, как уже отмечалось, в ноябре 1942 г. её заменили на новую башенку улучшенной конструкции. Также слева от командирской башенки появился антенный ввод. В отличие от башни Т-34М, в ботах были введены амбразуры для стрельбы из личного оружия экипажа.
Башня стала развитием конструкции Т-34М, но при этом имелось множество изменений:
После сборки опытная машина прошла заводские испытания, к 1 января 1943 г. преодолев 247 км. Заводские испытания проходили до 25 февраля 1943 г., за это время танк прошёл 1359 км. Всего было проведено 18 пробегов, которые проходили по шоссе и грунтовым дорогам, покрытых снегом. Далее танк прошёл ещё 1667 км, таким образом, общий пробег составил 3026 км. Как показали испытания, средняя скорость чистого движения не превышала 30,7 км/ч (в наиболее благоприятных условиях Т-34 развил 34,5 км/ч), что объяснялось ростом боевой массы. Максимальной скорости Т-43 составила 49,05 км/ч, в то время как у Т-34 с такой же пятискоростной КПП — 50 км/ч. Рост массы сказался и на возможностях по преодолению различных препятствий. В целом разница оказалась небольшой — около 5% от Т-34 с пятискоростной коробкой передач. Запас хода оказался ниже, чем у Т-34, на 60 км. Зато лучше оказался температурный режим системы охлаждения — это было связано с изменениями системы охлаждения и иной конструкцией воздухозаборников.
Вид на моторно-трансмиссионное отделение:
Отдельным пунктом стало исследование условий работы экипажа. В случае с командиром выяснилось, что человек среднего роста, одетый в полушубок, на его месте вполне помещается. Забираться можно было как через люк в командирской башенке, так и через люк заряжающего. Также указывалось, что при езде утомляемости командира не наблюдается. Не было никаких нареканий ни к работе наводчика, ни к месту заряжающего. Хуже дела обстояли с механиком-водителем: забираться он мог только из башни, удобнее всего это было делать с правой стороны, но сначала требовалось, чтобы вышел заряжающий. Имелся ряд нареканий к рабочему месту, например, отсутствие регулировки сиденья по высоте и неудобство работы с некоторыми рычагами управления.
Пятискоростная коробка передач:
В ходе заводских испытаний на Т-43 был выявлен ряд дефектов. Вместе с тем надёжность машины оказалась выше, чем у опытного образца КВ-13, а также последующих опытных образцов (ИС-1 и ИС-2). По этой причине список дефектов, которые требовалось устранить, составил 10 пунктов, причём радикальных переделок в них не значилось. Например, отслоение бандажей опорных катков стало головной болью не только на Т-43, но и на Т-34, а также САУ на его базе (это было связано с ростом боевой массы). Следует уточнит, что речь идёт о выводах, сделанных представителями завода № 183. Кроме того, первые два пункта в выводах по итогам испытаний выглядят крайне любопытно:
«1. По тактико-технической характеристике танк Т-43 может быть отнесён к типу тяжёлых быстроходных танков.
2. При увеличении в весе, в сравнении с Т-34, всего на 1,7 тонны, броневая защита танка Т-43, по большинству параметров, превосходит даже тяжёлый танк КВ. При этом манёвренность и динамические качества танка Т-43 сохранились практически такими же, как у танка Т-34».
Место механика-водителя:
Между тем испытания танка затянулись. На 1 февраля 1943 г. машина прошла 710 км, при этом старший военпред на заводе № 183 отмечал, что в январе 1943 г. завод доработкой и устранением дефектов не занимался. При этом пунктов замечаний набралось уже 24 штуки. Довольно много замечаний касалось обслуживания машины. Были и конструктивные недостатки. Смотровой люк механика-водителя не обеспечивал достаточной обзорности. Кроме того, у машины нашлись противники в ГБТУ КА — одним из них был П.К.Ворошилов, приёмный сын К.Е.Ворошилова. Пётр Климентьевич считал конструкция командирской башенки не совсем удачной. Так же он считал не удачным размещение командира за орудием. Решением проблемы Ворошилов считал расширение башенного погона до 1600 мм.
За счёт командирской башенки существенно улучшилась обзорность:
5 апреля 1943 г. был утверждён окончательный список доработок Т-43. В их числе значилось расширение погона башни до 1600 мм, а также перенос командирской башенки влево. Впереди вновь появлялся курсовой пулемёт, а механик-водитель получал полноценный люк. Всего в списке изменений значилось 12 пунктов. Таким образом, работы по Т-43 продолжали затягиваться. Это сыграло в судьбе танка роковую роль, поскольку развитие бронетехники (а заодно и средств борьбы с ней) не стояло на месте. Впрочем, об этом мы поговорим уже в следующий раз.
Источники: ЦАМО РФ, РГАЭ. По: https://warspot.ru/14322-pervyy-podhod-k-t-43
Последний раз редактировалось: Rotor (21/9/2019, 17:29), всего редактировалось 2 раз(а)