Командирский танк Т-54К разрабатывался как модификация танка Т-54 с 1947 г. в КБ заводов №183 (Нижний Тагил) и №112 «Красное Сормово» (Горький). В середине 1948 г. завод № 112 «Красное Сормово» на базе Т-54 обр. 1947 г. изготовил два опытных образца командирского варианта машины, получивших заводское наименование «Объект Р-50», которые в октябре того же года прошли заводские испытания. Дальнейшие работы по данному танку заводом №112 были прекращены в марте 1950 г. и продолжились только на заводе №183. Первый опытный образец командирского танка (заводское обозначение «Объект 137К») завод № 183 изготовил в начале сентября 1950 г. От опытного танка «Объект Р-50» он отличался только тем, что был выполнен на базе Т-54 обр. 1949 г. Доработка чертежноконструкторской документации командирской машины с учетом работы завода №112 «Красное Сормово» по усовершенствованному варианту проекта танка «Объект Р-50-1» продлилась до начала 1953 г. Работы велись под руководством исполняющего обязанности главного конструктора А.В. Колесникова, а затем Л.Н. Карцева.
С учетом внесенных изменений и в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР №6286рс от 22 марта 1952 г. завод №183 в 1954 г. изготовил еще два опытных образца танка «Объект 137К», которые в том же году прошли полигонные испытания. После этого доработанную документацию по машине с завода №183 передали на завод №174 (Омск) для организации серийного производства. Однако в 1955 г. завод №174 смог изготовить лишь небольшую партию командирских танков в количестве 50 машин. На вооружение танк «Объект 137К» под маркой Т-54К был принят приказом министра обороны СССР №70 только в 1958 г.
Командирский вариант машины отличался от линейного танка Т-54 обр. 1951 г. наличием дополнительной радиостанции РСБ-ЗТ, установкой бензоэлектрического зарядного агрегата и измененным расположением запасного (аварийного) люка в днище корпуса (несмотря на предполагаемое использование в командирском варианте танка навигационной аппаратуры «Янтарь-Трасса», на выпущенных Т-54К (как и на последующих командирских вариантах Т-54АК, Т-54БК) в первом послевоенном периоде она не устанавливалась. На двух опытных образцах танка «Объект Р-50» в качестве дополнительных средств связи применялась радиостанция РСБФ-3 с танковым переговорным устройством ТПУ-4-Бис-Ф-26). Кроме того, в результате установки дополнительного оборудования был уменьшен боекомплект танка. Численный состав экипажа машины остался неизменным, а обязанности радиста при работе на радиостанции РСБ-ЗТ выполнял заряжающий. В остальном вооружение, броневая защита, силовая установка (за исключением топливной системы), трансмиссия и ходовая часть командирского танка по сравнению с базовой машиной изменений не претерпели.
Боекомплект танка состоял из 13 выстрелов к пушке (была изъята стеллажная укладка на 20 выстрелов в носовой части корпуса и один выстрел с левого борта боевого отделения), 2500 патронов к пулеметам СГМТ и 200 патронов к зенитному пулемету ДШК. В боевом отделении танка также укладывались 7,62-мм автомат АК-47 с боекомплектом 120 патронов, 10 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с комплектом сигнальных патронов (12 шт.).
В топливной системе двигателя танка Т-54К не устанавливался заливной бачок, поэтому общая заправочная емкость топливной системы по сравнению с базовой машиной сократилась на 15 л и составляла 515 л.
Введение дополнительной радиостанции РСБ-ЗТ обеспечивало командиру танковой дивизии работу в радиосети командующего механизированной (танковой) армии. Управление подчиненными частями и подразделениями при нахождении в боевом порядке полка (дивизии) командир осуществлял с помощью штатной радиостанции 10РТ-26Э.
В состав радиостанции РСБ-ЗТ входили передатчик с микрофоном, приемник с телефонами, манипуляционный пульт с телеграфным ключом, антенный щиток, зарядно-распределительная коробка, умформеры РУК-300 и РУ-11-А, буферная аккумуляторная батарея (6СТЭ-128 ил и 6МСТ -140) и антенные устройства.
Приемник, передатчик и зарядно-распределительная коробка радиостанции РСБ-ЗТ располагались в носовой части корпуса танка у правого борта (справа от механика-водителя). Передатчик радиостанции на амортизационной раме крепился к лобовому листу и днищу танка. Передняя панель передатчика находилась напротив рабочего места заряжающего в передней части боевого отделения, у правого борта. Справа от передатчика крепился манипуляционный пульт с переключателями режимов работы радиостанции. Антенная удлинительная катушка монтировалась над пультом на правом борту. Вся остальная аппаратура размещалась на стенке аккумуляторного шкафа. Приемник радиостанции крепился к подбашенному листу, а зарядно-распределительная коробка и умформер РУ-11 -А - на стенке аккумуляторного шкафа.
Умформер РУК-300 размещался на днище боевого отделения слева от сиденья заряжающего. Буферная аккумуляторная батарея. 6СТЭ-128 (6МСТ-140) располагалась на специальном стеллаже у переборки аккумуляторного шкафа.
Для работы радиостанции РСБ-3Т при длительной стоянке танка и обеспечения большей дальности связи использовалась полутелес-копическая антенна высотой 10 м, при кратковременных стоянках и на ходу - штыревая антенна высотой от 1 до 4 м.
Антенный ввод радиостанции РСБ-3Т проходил через правый борт корпуса танка и имел специальное поворотное устройство с броневым стаканом, защищавшим антенный изолятор от механических и боевых повреждений. В нерабочем положении штыревая антенна (обычно высотой 1 м) поворотом антенного ввода укладывалась горизонтально на правую надгусеничную полку. По-лутелескопическая 10-метровая антенна, устанавливавшаяся вместо штыревой, состояла из четырех дюралюминиевых полых колен, вдвигавшихся одно в другое (общая длина 6 м), и четырех стальных колен 4-метровой штыревой антенны. Колена имели специальные накидные гайки и кольца, предохранявшие их от полного разъема, а также фиксаторы, удерживавшие антенну в выдвинутом положении. Для установки антенны на хвостовике в изоляторе антенного ввода нижнее колено внизу имело внутренний штырек. Устойчивое положение 10-метровой антенны обеспечивалось с помощью специального такелажа и четырех кольев с кольцами, вбивавшихся в землю. В походном положении 6-метровая телескопическая часть антенны укладывалась в брезентовый чехол и располагалась в металлическом футляре (трубе), прикрепленном на корме корпуса танка.
Аппараты ТПУ-4-47 размещались в машине следующим образом: аппарат №1 (приданный командиру танка) устанавливался в башне; аппарат №2 (приданный радисту) размещался на переборке аккумуляторного шкафа; два аппарата №3 располагались на своих штатных местах. Радиостанция РСБ-ЗТ была соединена с аппаратом ТПУ №2, поэтому командир мог вести переговоры по радио со своего места в башне танка. Продолжительность непрерывной работы передатчика составляла 2 ч. При сеансе передачи продолжительностью 15-20 мин с небольшими перерывами на прием работу можно было вести длительное время (практически круглосуточно). Приемник радиостанции допускал непрерывную круглосуточную работу.
Радиостанция 10РТ-26Э в командирском танке не была подключена к ТПУ. В случае необходимости командир танка мог с помощью переключателя переключать телефоны своего шлемофона на радиостанцию 10РТ-26Э, отключаясь при этом от сети ТЛУ. Для вызова радистом командира танка в аппарате ТПУ №1 устанавливалась сигнальная лампочка.
Бензоэлектрический зарядный агрегат «Урал-180» использовался для подзарядки аккумуляторных батарей и обеспечения электроэнергией радиостанции РСБ-ЗТ во время работы на стоянках при заглушенном двигателе танка. Он состоял из четырехтактного одноцилиндрового карбюраторного двигателя ЛЗ/2 мощностью 2,2 кВт (3 л.с.) и генератора постоянного тока ГЭС-2-1000 мощностью 1 кВт, достигаемой при напряжении 27,5 В, и размещался за сиденьем механика-водителя. Генератор обеспечивал стартерный пуск двигателя ЛЗ/2, выхлопная труба которого была выведена наружу через левый борт корпуса. В связи с установкой зарядного агрегата люк запасного выхода перенесли на правую сторону днища боевого отделения.
На щитке зарядного агрегата устанавливались: реле обратного тока, предназначавшееся для автоматического включения генератора на зарядку аккумуляторных батарей при работающем зарядном агрегате и отключения генератора от потребителей электроэнергии и аккумуляторных батарей при остановке двигателя; реостат возбуждения для регулировки мощности генератора в определенных пределах; кнопка стартерного пуска двигателя ЛЗ/2; кнопка «Стоп» для выключения зажигания и остановки двигателя ЛЗ/2.
Релейная защита цепей зарядки аккумуляторов не была рассчитана на одновременную зарядку аккумуляторов от двух генераторов (танкового генератора Г-731 и генератора ГЭС-2-1000), поэтому одновременная работа двигателей танка и зарядного агрегата запрещалась.
Впоследствии, в связи с введением новых средств связи с 1957 г., танки Т-54К в процессе проведения капитального ремонта на заводах Министерства обороны в начале 1960-х гг. подверглись модернизации. Изъяли радиостанции РСБ-ЗТ (с буферной аккумуляторной батареей), 10РТ-26Э с ТПУ-4-47 и антенный ввод на правом борту корпуса. В кормовой части башни танка разместили коротковолновую радиостанцию Р-112, а вместо 10РТ-26Э - ультракоротковолновую радиостанцию Р-113 с ТПУ Р-120. При работе радиостанции Р-112 на 10-метровую антенну последняя устанавливалась на антенном вводе штатной радиостанции Р-113 (на крыше башни). Зарядный агрегат «Урал-180» заменили зарядным агрегатом АБ-1-П/30 с двухтактным карбюраторным двигателем 2СДв мощностью 1,5 кВт (2 л.с.) и генератором постоянного тока ГАБ-1-П/30 мощностью 1 кВт. Обязанности радиста при работе на радиостанции Р-112, как и прежде, исполнял заряжающий. Кроме того, была восстановлена укладка на 20 артиллерийских выстрелов в носовой части корпуса, но упразднена укладка на шесть выстрелов в башне (пяти - в кормовой нише и одного - на правой стенке). В результате боекомплект к пушке стал составлять 28 выстрелов. Укладка остального боекомплекта к дополнительному и вспомогательному оружию, гранат Ф-1, а также автомата АК-47 и сигнального пистолета с боекомплектом осталась неизменной.
фото
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
схемы
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
источник - М.В.Павлов, И.В.Павлов "Отечественные бронированные машины"
С учетом внесенных изменений и в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР №6286рс от 22 марта 1952 г. завод №183 в 1954 г. изготовил еще два опытных образца танка «Объект 137К», которые в том же году прошли полигонные испытания. После этого доработанную документацию по машине с завода №183 передали на завод №174 (Омск) для организации серийного производства. Однако в 1955 г. завод №174 смог изготовить лишь небольшую партию командирских танков в количестве 50 машин. На вооружение танк «Объект 137К» под маркой Т-54К был принят приказом министра обороны СССР №70 только в 1958 г.
Командирский вариант машины отличался от линейного танка Т-54 обр. 1951 г. наличием дополнительной радиостанции РСБ-ЗТ, установкой бензоэлектрического зарядного агрегата и измененным расположением запасного (аварийного) люка в днище корпуса (несмотря на предполагаемое использование в командирском варианте танка навигационной аппаратуры «Янтарь-Трасса», на выпущенных Т-54К (как и на последующих командирских вариантах Т-54АК, Т-54БК) в первом послевоенном периоде она не устанавливалась. На двух опытных образцах танка «Объект Р-50» в качестве дополнительных средств связи применялась радиостанция РСБФ-3 с танковым переговорным устройством ТПУ-4-Бис-Ф-26). Кроме того, в результате установки дополнительного оборудования был уменьшен боекомплект танка. Численный состав экипажа машины остался неизменным, а обязанности радиста при работе на радиостанции РСБ-ЗТ выполнял заряжающий. В остальном вооружение, броневая защита, силовая установка (за исключением топливной системы), трансмиссия и ходовая часть командирского танка по сравнению с базовой машиной изменений не претерпели.
Боекомплект танка состоял из 13 выстрелов к пушке (была изъята стеллажная укладка на 20 выстрелов в носовой части корпуса и один выстрел с левого борта боевого отделения), 2500 патронов к пулеметам СГМТ и 200 патронов к зенитному пулемету ДШК. В боевом отделении танка также укладывались 7,62-мм автомат АК-47 с боекомплектом 120 патронов, 10 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с комплектом сигнальных патронов (12 шт.).
В топливной системе двигателя танка Т-54К не устанавливался заливной бачок, поэтому общая заправочная емкость топливной системы по сравнению с базовой машиной сократилась на 15 л и составляла 515 л.
Введение дополнительной радиостанции РСБ-ЗТ обеспечивало командиру танковой дивизии работу в радиосети командующего механизированной (танковой) армии. Управление подчиненными частями и подразделениями при нахождении в боевом порядке полка (дивизии) командир осуществлял с помощью штатной радиостанции 10РТ-26Э.
В состав радиостанции РСБ-ЗТ входили передатчик с микрофоном, приемник с телефонами, манипуляционный пульт с телеграфным ключом, антенный щиток, зарядно-распределительная коробка, умформеры РУК-300 и РУ-11-А, буферная аккумуляторная батарея (6СТЭ-128 ил и 6МСТ -140) и антенные устройства.
Приемник, передатчик и зарядно-распределительная коробка радиостанции РСБ-ЗТ располагались в носовой части корпуса танка у правого борта (справа от механика-водителя). Передатчик радиостанции на амортизационной раме крепился к лобовому листу и днищу танка. Передняя панель передатчика находилась напротив рабочего места заряжающего в передней части боевого отделения, у правого борта. Справа от передатчика крепился манипуляционный пульт с переключателями режимов работы радиостанции. Антенная удлинительная катушка монтировалась над пультом на правом борту. Вся остальная аппаратура размещалась на стенке аккумуляторного шкафа. Приемник радиостанции крепился к подбашенному листу, а зарядно-распределительная коробка и умформер РУ-11 -А - на стенке аккумуляторного шкафа.
Умформер РУК-300 размещался на днище боевого отделения слева от сиденья заряжающего. Буферная аккумуляторная батарея. 6СТЭ-128 (6МСТ-140) располагалась на специальном стеллаже у переборки аккумуляторного шкафа.
Для работы радиостанции РСБ-3Т при длительной стоянке танка и обеспечения большей дальности связи использовалась полутелес-копическая антенна высотой 10 м, при кратковременных стоянках и на ходу - штыревая антенна высотой от 1 до 4 м.
Антенный ввод радиостанции РСБ-3Т проходил через правый борт корпуса танка и имел специальное поворотное устройство с броневым стаканом, защищавшим антенный изолятор от механических и боевых повреждений. В нерабочем положении штыревая антенна (обычно высотой 1 м) поворотом антенного ввода укладывалась горизонтально на правую надгусеничную полку. По-лутелескопическая 10-метровая антенна, устанавливавшаяся вместо штыревой, состояла из четырех дюралюминиевых полых колен, вдвигавшихся одно в другое (общая длина 6 м), и четырех стальных колен 4-метровой штыревой антенны. Колена имели специальные накидные гайки и кольца, предохранявшие их от полного разъема, а также фиксаторы, удерживавшие антенну в выдвинутом положении. Для установки антенны на хвостовике в изоляторе антенного ввода нижнее колено внизу имело внутренний штырек. Устойчивое положение 10-метровой антенны обеспечивалось с помощью специального такелажа и четырех кольев с кольцами, вбивавшихся в землю. В походном положении 6-метровая телескопическая часть антенны укладывалась в брезентовый чехол и располагалась в металлическом футляре (трубе), прикрепленном на корме корпуса танка.
Аппараты ТПУ-4-47 размещались в машине следующим образом: аппарат №1 (приданный командиру танка) устанавливался в башне; аппарат №2 (приданный радисту) размещался на переборке аккумуляторного шкафа; два аппарата №3 располагались на своих штатных местах. Радиостанция РСБ-ЗТ была соединена с аппаратом ТПУ №2, поэтому командир мог вести переговоры по радио со своего места в башне танка. Продолжительность непрерывной работы передатчика составляла 2 ч. При сеансе передачи продолжительностью 15-20 мин с небольшими перерывами на прием работу можно было вести длительное время (практически круглосуточно). Приемник радиостанции допускал непрерывную круглосуточную работу.
Радиостанция 10РТ-26Э в командирском танке не была подключена к ТПУ. В случае необходимости командир танка мог с помощью переключателя переключать телефоны своего шлемофона на радиостанцию 10РТ-26Э, отключаясь при этом от сети ТЛУ. Для вызова радистом командира танка в аппарате ТПУ №1 устанавливалась сигнальная лампочка.
Бензоэлектрический зарядный агрегат «Урал-180» использовался для подзарядки аккумуляторных батарей и обеспечения электроэнергией радиостанции РСБ-ЗТ во время работы на стоянках при заглушенном двигателе танка. Он состоял из четырехтактного одноцилиндрового карбюраторного двигателя ЛЗ/2 мощностью 2,2 кВт (3 л.с.) и генератора постоянного тока ГЭС-2-1000 мощностью 1 кВт, достигаемой при напряжении 27,5 В, и размещался за сиденьем механика-водителя. Генератор обеспечивал стартерный пуск двигателя ЛЗ/2, выхлопная труба которого была выведена наружу через левый борт корпуса. В связи с установкой зарядного агрегата люк запасного выхода перенесли на правую сторону днища боевого отделения.
На щитке зарядного агрегата устанавливались: реле обратного тока, предназначавшееся для автоматического включения генератора на зарядку аккумуляторных батарей при работающем зарядном агрегате и отключения генератора от потребителей электроэнергии и аккумуляторных батарей при остановке двигателя; реостат возбуждения для регулировки мощности генератора в определенных пределах; кнопка стартерного пуска двигателя ЛЗ/2; кнопка «Стоп» для выключения зажигания и остановки двигателя ЛЗ/2.
Релейная защита цепей зарядки аккумуляторов не была рассчитана на одновременную зарядку аккумуляторов от двух генераторов (танкового генератора Г-731 и генератора ГЭС-2-1000), поэтому одновременная работа двигателей танка и зарядного агрегата запрещалась.
Впоследствии, в связи с введением новых средств связи с 1957 г., танки Т-54К в процессе проведения капитального ремонта на заводах Министерства обороны в начале 1960-х гг. подверглись модернизации. Изъяли радиостанции РСБ-ЗТ (с буферной аккумуляторной батареей), 10РТ-26Э с ТПУ-4-47 и антенный ввод на правом борту корпуса. В кормовой части башни танка разместили коротковолновую радиостанцию Р-112, а вместо 10РТ-26Э - ультракоротковолновую радиостанцию Р-113 с ТПУ Р-120. При работе радиостанции Р-112 на 10-метровую антенну последняя устанавливалась на антенном вводе штатной радиостанции Р-113 (на крыше башни). Зарядный агрегат «Урал-180» заменили зарядным агрегатом АБ-1-П/30 с двухтактным карбюраторным двигателем 2СДв мощностью 1,5 кВт (2 л.с.) и генератором постоянного тока ГАБ-1-П/30 мощностью 1 кВт. Обязанности радиста при работе на радиостанции Р-112, как и прежде, исполнял заряжающий. Кроме того, была восстановлена укладка на 20 артиллерийских выстрелов в носовой части корпуса, но упразднена укладка на шесть выстрелов в башне (пяти - в кормовой нише и одного - на правой стенке). В результате боекомплект к пушке стал составлять 28 выстрелов. Укладка остального боекомплекта к дополнительному и вспомогательному оружию, гранат Ф-1, а также автомата АК-47 и сигнального пистолета с боекомплектом осталась неизменной.
фото
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
схемы
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
источник - М.В.Павлов, И.В.Павлов "Отечественные бронированные машины"