МиГ-31 («изд. 01») - истребитель-перехватчик.
Разработчик: ОКБ-155 А.И.Микояна,
Серийное производство: Горьковский авиационный завод «Сокол».
В 1966 г. ОКБ-155 А.И.Микояна (с 1966 г. - ММЗ «Зенит», с 1971 г. - ММЗ «Зенит» им. А.И.Микояна, с 1978 г. - ММЗ им. А.И.Микояна, с с 1990-х гг. - АНПК «МиГ») приступило к разработке проекта двухместного многоцелевого самолета Е-155М с крылом изменяемой геометрии и двумя турбореактивными двигателями РД36-41М конструкции ОКБ-36 МАП (главный конструктор П.А.Колесов). Основой для него стал проект перехватчика Е-158 (1965 г.), являвшегося развитием Е-155П (МиГ-25П) с крылом изменяемой геометрии и двигателями РД-19М.
В соответствии с постановление Совета Министров СССР от 24 мая 1968 г. самолёт Е-155М создавался в трех основных вариантах: истребителя-перехватчика Е-155МП в составе авиационных всевысотного комплекса перехвата воздушных целей С-155М, фронтового разведчика-бомбардировщика Е-155МФ и самолета-разведчика Е-155МР. Впоследствии работы по самолётам Е-155МФ и Е-155МР были прекращены.
С начала разработки и до 1976 г. главным конструктором самолета Е-155МП был Г.Е. Лозино-Лозинский, с 1976 по 1985 гг. тему возглавлял К.К. Васильченко, затем – А.А. Белосвет, Э.К. Кострубский, А.Б. Аносович, Б.С. Лосев. К будущему перехватчику предъявлялись требования поражения широкой номенклатуры воздушных целей, летящих на больших и малых высотах, а также на фоне земли, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником маневра и активного противодействия. Боевые возможности истребителя предполагалось расширить благодаря применению новейшего электронного оборудования, в частности первой в мире радиолокационной станции (РЛС) с фазированной антенной решеткой (ФАР) «Заслон», которая должна была обеспечить обнаружение воздушных целей всех типов на значительных дальностях во всем диапазоне высот и скоростей полета, в т.ч. маловысотных целей, совершающих полет на фоне земли. Пространственное сканирование луча в этой РЛС осуществлялось электронным способом, что позволило обеспечить обзор широкого телесного угла и отказаться от механических приводов антенны с их малым быстродействием, решить проблему сопровождения и атаки большого количества целей без ограничений по углам.
Аванпроект Е-155МП (518-21) был подготовлен в 1968 г. Постановлением предусматривался срок предъявления самолета на государственные совместные испытания в 4 кв. 1971 г., однако дальнейшие исследования по теме выявили необходимость пересмотра схемы самолета: при существующей компоновке скороподъемность и практический потолок перехватчика оказывались ниже заданных, а его конструкция - перетяжеленной. В 1969 г. началась разработка скорректрированного проекта Е-155МП (518-22). В 1971 г. для него была окончательно утверждена схема с фиксированным трапециевидным крылом, конформной подвеской ракет К-33 под фюзеляжем и двухместной кабиной экипажа (летчик и оператор) по схеме «тандем». В качестве силовой установки были выбраны двигатели Д-30Ф-6 конструкции Пермского МКБ (главный конструктор П.А.Соловьев). Два двухконтурных двигателя Д-30Ф6 с тягой по 15500 кгс могли обеспечить самолёту высокую максимальную скорость, соответствующую числу М=2,83 (на малой высоте – 1500 км/ч), и большую дальность полета.
Постройка первого опытного образца самолета Е-155МП («изд. 83/1», бортовой № 831) была завершена опытным производством ММЗ «Зенит» им. А.И.Микояна весной 1975 г. Машина уже оснащалась штатными двигателями Д-30Ф-6. Первоначально на самолете было установлено крыло от МиГ-25РБ (без отклоняемых носков, с острой передней кромкой и без наплывов), замененное в ходе испытаний новым крылом с корневыми наплывами, отклоняемыми носками, зависающими элеронами и закрылками. Дифференциальный стабилизатор со стреловидной осью вращения имел «нож» по задней кромке, отогнутый вверх на 5 град. Подфюзеляжные гребни имели увеличенную на 1,2 м2 (по сравнению с МиГ-25) площадь. Тормозные щитки - створки основных опор шасси, выполненных по оригинальной двухколесной тележечной схеме, отклонялись в плоскости, находящейся под углом 40 град. к плоскости симметрии самолета. Крыльевые баки к топливной системе не подключались.
«Изделие 83/1», сентябрь 1975 г.:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
На самолете был установлен комплекс навигации «Полет-1И» и система автоматического управления САУ-155УП. Вместо штатных РЛС «Заслон» и теплопеленгатора стояли их габаритно-весовые макеты. В обеих кабинах устанавливались катапультные кресла КМ-1М.
Первый опытный образец Е-155МП («изд. 83/1») с бортовым № 831 впервые поднял в воздух 16 сентября 1975 г. летчик-испытатель А.В. Федотов. Весной 1976 г. на самолете летали уже все летчики ММЗ им. А.И.Микояна (Б.А.Орлов, А.Г.Фастовец, П.М.Остапенко, В.Е.Меницкий). Первым штурманом-оператором был назначен В.С.Зайцев.
Постройка второго опытного образца Е-155МП («изд. 83/2», бортовой № 832) на ММЗ «Зенит» им. А.И.Микояна завершилась в начале 1976 г. В отличие от первого прототипа самолет № 832 уже оснащался полным комплектом оборудования, в частности РЛС «Заслон» и теплопеленгатором. На нем были также применены подфюзеляжные гребни меньшей площади. Первый вылет выполнил 22 апреля 1976 г., А.В.Федотов. Самолеты № 831 и 832 принимали участие в этапе А Совместных государственных испытаний (СГИ).
Летом 1977 г. на серийном авиазаводе «Сокол» в Горьком (ныне Нижний Новгород) были изготовлены два первых предсерийных истребителя-перехватчика МиГ-31, который получили новый шифр «изд. 01». Машины МиГ-31 первой установочной серии получили бортовые №№ 011 и 012. Они имели ряд конструктивных отличий от опытных машин № 831 и 832:
- увеличенный размах закрылков (с 1.93 до 2.68 м);
- уменьшенную площадь горизонтального оперения (с 10.12 до 9.8 м2, за счет снятия «ножа» на задней кромке), меньшие углы стреловидности оси вращения и углы отклонения стабилизатора;
- увеличенное плечо вертикального оперения;
измененные тормозные щитки: площадь их уменьшилась с 1.94 до 1.4 м2, а угол отклонения возрос с 40 до 44 град., отклонение щитков стало производиться в плоскости, параллельной плоскости симметрии самолета;
- подфюзеляжные гребни соответствовали гребням самолета № 832;
- устанавливался штатный комплекс навигации КН-25 с инерциальной навигационной системой и новым вычислителем;
- в состав вооружения была включена встроенная пушечная установка с 6-ствольной пушкой ГШ-6-23 калибра 23 мм.
Первый вылет на самолете № 011 был выполнен 13 июля 1977 г., на самолете № 012 - 30 июня 1977 г. В мае 1977 г. начались Совместные государственные испытания (СГИ) самолетов МиГ-31, к которым по мере постройки присоединялись новые машины установочных серий (№ 201 в 1977 г., № 202, 203, 301, 302 и 303 в 1978 г.). 15 февраля 1978 г. впервые был выполнен полет с обнаружением и сопровождением 10 воздушных целей. Журнал «Флайт» в 1978 г. писал, что когда «истребитель МиГ-25МП» на секретном полигоне Владимировка перехватил низколетящую мишень, летевшую по профилю американской крылатой ракеты, то А.А.Громыко на переговорах по ОСВ-2 махнул рукой в сторону западных делегаций: «Можете летать своими ракетами, куда хотите». Ранее же СССР требовал ограничить дальность крылатых ракет.
Этап А СГИ завершился в декабре 1978 г. выдачей предварительного заключения о запуске МиГ-31 в серийное производство, которое разворачивалось на горьковском авиазаводе «Сокол» в 1979 г. В этом же году в Горьком был выпущен самолет № 305, впервые оснащенный штатными катапультными креслами К-36ДМ.
В программе испытаний истребителя-перехватчика МиГ-31 («изд. 01») широко использовались летающие лаборатории (ЛЛ), созданные на базе других типов самолетов: две ЛЛ на базе Ту-104 (1970 и 1972 гг.) для испытаний РЛС «Заслон», ЛЛ на базе МиГ-21 (1970 г.) для отработки аппаратуры ракеты К-33, ЛЛ МиГ-25П-10 (1973 г.) для отработки катапультного старта ракет К-33, ЛЛ на базе МиГ-25ПУ (1975 г.) для испытаний САУ-155МП и комплекса навигации КН-25, ЛЛ на базе МиГ-25РБ - «изд. 99» (1976 г.) для доводки двигателей Д-30Ф-6.
Этап Б СГИ начался в сентябре 1979 г. и завершился в сентябре 1980 г., когда первые серийные истребители-перехватчики МиГ-31 начали поступать в строевые части Войск ПВО СССР. Первой новыми истребителями-перехватчиками был оснащён иап, базирующийся в г. Правдинске. Постановлением Совета Министров СССР от 6 мая 1981 г. истребитель-перехватчик МиГ-31 с РЛС РП-31 и ракетами Р-33 был принят на вооружение. В строевых частях МиГ-31 начали заменять, в первую очередь, дальние перехватчики Ту-128 (перевооружение полностью завершилось к концу 1980-х гг.)
Серийное производство самолетов было организовано в Горьком. 6 мая 1981 г. самолет под обозначением МиГ-31 в составе комплекса перехвата С-155М был принят на вооружение истребительной авиации войск ПВО СССР.
Вооружение самолета МиГ-31 включает ракеты большой дальности Р-33 с радиолокационными головками. На более поздних модификациях арсенал вооружения был расширен. В состав системы перехвата «Заслон» входят РЛС с ФАР, теплопеленгатор и индикатор тактической обстановки. Система «Заслон» обеспечивает сопровождение и перехват до 10 целей и позволяет вести огонь сразу по нескольким целям, летящим на разных высотах с различными скоростями и курсами. Применяемая на МиГ-31 аппаратура передачи данных позволяет вести полуавтономные групповые действия.
Первый опытный образец Е-155МП («изд. 83/1», бортовой № 831):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Второй опытный образец Е-155МП («изд. 83/2», бортовой № 832), 2012 г.:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Первый предсерийный образец МиГ-31 («изд. 01), бортовой № 011 - первая установочная серия, самолёт № 1 серии:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Предсерийный образец МиГ-31 («изд. 01»), бортовой № 202 - вторая установочная серия, самолёт № 2 серии:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
По
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Разработчик: ОКБ-155 А.И.Микояна,
Серийное производство: Горьковский авиационный завод «Сокол».
В 1966 г. ОКБ-155 А.И.Микояна (с 1966 г. - ММЗ «Зенит», с 1971 г. - ММЗ «Зенит» им. А.И.Микояна, с 1978 г. - ММЗ им. А.И.Микояна, с с 1990-х гг. - АНПК «МиГ») приступило к разработке проекта двухместного многоцелевого самолета Е-155М с крылом изменяемой геометрии и двумя турбореактивными двигателями РД36-41М конструкции ОКБ-36 МАП (главный конструктор П.А.Колесов). Основой для него стал проект перехватчика Е-158 (1965 г.), являвшегося развитием Е-155П (МиГ-25П) с крылом изменяемой геометрии и двигателями РД-19М.
В соответствии с постановление Совета Министров СССР от 24 мая 1968 г. самолёт Е-155М создавался в трех основных вариантах: истребителя-перехватчика Е-155МП в составе авиационных всевысотного комплекса перехвата воздушных целей С-155М, фронтового разведчика-бомбардировщика Е-155МФ и самолета-разведчика Е-155МР. Впоследствии работы по самолётам Е-155МФ и Е-155МР были прекращены.
С начала разработки и до 1976 г. главным конструктором самолета Е-155МП был Г.Е. Лозино-Лозинский, с 1976 по 1985 гг. тему возглавлял К.К. Васильченко, затем – А.А. Белосвет, Э.К. Кострубский, А.Б. Аносович, Б.С. Лосев. К будущему перехватчику предъявлялись требования поражения широкой номенклатуры воздушных целей, летящих на больших и малых высотах, а также на фоне земли, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником маневра и активного противодействия. Боевые возможности истребителя предполагалось расширить благодаря применению новейшего электронного оборудования, в частности первой в мире радиолокационной станции (РЛС) с фазированной антенной решеткой (ФАР) «Заслон», которая должна была обеспечить обнаружение воздушных целей всех типов на значительных дальностях во всем диапазоне высот и скоростей полета, в т.ч. маловысотных целей, совершающих полет на фоне земли. Пространственное сканирование луча в этой РЛС осуществлялось электронным способом, что позволило обеспечить обзор широкого телесного угла и отказаться от механических приводов антенны с их малым быстродействием, решить проблему сопровождения и атаки большого количества целей без ограничений по углам.
Аванпроект Е-155МП (518-21) был подготовлен в 1968 г. Постановлением предусматривался срок предъявления самолета на государственные совместные испытания в 4 кв. 1971 г., однако дальнейшие исследования по теме выявили необходимость пересмотра схемы самолета: при существующей компоновке скороподъемность и практический потолок перехватчика оказывались ниже заданных, а его конструкция - перетяжеленной. В 1969 г. началась разработка скорректрированного проекта Е-155МП (518-22). В 1971 г. для него была окончательно утверждена схема с фиксированным трапециевидным крылом, конформной подвеской ракет К-33 под фюзеляжем и двухместной кабиной экипажа (летчик и оператор) по схеме «тандем». В качестве силовой установки были выбраны двигатели Д-30Ф-6 конструкции Пермского МКБ (главный конструктор П.А.Соловьев). Два двухконтурных двигателя Д-30Ф6 с тягой по 15500 кгс могли обеспечить самолёту высокую максимальную скорость, соответствующую числу М=2,83 (на малой высоте – 1500 км/ч), и большую дальность полета.
Постройка первого опытного образца самолета Е-155МП («изд. 83/1», бортовой № 831) была завершена опытным производством ММЗ «Зенит» им. А.И.Микояна весной 1975 г. Машина уже оснащалась штатными двигателями Д-30Ф-6. Первоначально на самолете было установлено крыло от МиГ-25РБ (без отклоняемых носков, с острой передней кромкой и без наплывов), замененное в ходе испытаний новым крылом с корневыми наплывами, отклоняемыми носками, зависающими элеронами и закрылками. Дифференциальный стабилизатор со стреловидной осью вращения имел «нож» по задней кромке, отогнутый вверх на 5 град. Подфюзеляжные гребни имели увеличенную на 1,2 м2 (по сравнению с МиГ-25) площадь. Тормозные щитки - створки основных опор шасси, выполненных по оригинальной двухколесной тележечной схеме, отклонялись в плоскости, находящейся под углом 40 град. к плоскости симметрии самолета. Крыльевые баки к топливной системе не подключались.
«Изделие 83/1», сентябрь 1975 г.:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
На самолете был установлен комплекс навигации «Полет-1И» и система автоматического управления САУ-155УП. Вместо штатных РЛС «Заслон» и теплопеленгатора стояли их габаритно-весовые макеты. В обеих кабинах устанавливались катапультные кресла КМ-1М.
Первый опытный образец Е-155МП («изд. 83/1») с бортовым № 831 впервые поднял в воздух 16 сентября 1975 г. летчик-испытатель А.В. Федотов. Весной 1976 г. на самолете летали уже все летчики ММЗ им. А.И.Микояна (Б.А.Орлов, А.Г.Фастовец, П.М.Остапенко, В.Е.Меницкий). Первым штурманом-оператором был назначен В.С.Зайцев.
Постройка второго опытного образца Е-155МП («изд. 83/2», бортовой № 832) на ММЗ «Зенит» им. А.И.Микояна завершилась в начале 1976 г. В отличие от первого прототипа самолет № 832 уже оснащался полным комплектом оборудования, в частности РЛС «Заслон» и теплопеленгатором. На нем были также применены подфюзеляжные гребни меньшей площади. Первый вылет выполнил 22 апреля 1976 г., А.В.Федотов. Самолеты № 831 и 832 принимали участие в этапе А Совместных государственных испытаний (СГИ).
Летом 1977 г. на серийном авиазаводе «Сокол» в Горьком (ныне Нижний Новгород) были изготовлены два первых предсерийных истребителя-перехватчика МиГ-31, который получили новый шифр «изд. 01». Машины МиГ-31 первой установочной серии получили бортовые №№ 011 и 012. Они имели ряд конструктивных отличий от опытных машин № 831 и 832:
- увеличенный размах закрылков (с 1.93 до 2.68 м);
- уменьшенную площадь горизонтального оперения (с 10.12 до 9.8 м2, за счет снятия «ножа» на задней кромке), меньшие углы стреловидности оси вращения и углы отклонения стабилизатора;
- увеличенное плечо вертикального оперения;
измененные тормозные щитки: площадь их уменьшилась с 1.94 до 1.4 м2, а угол отклонения возрос с 40 до 44 град., отклонение щитков стало производиться в плоскости, параллельной плоскости симметрии самолета;
- подфюзеляжные гребни соответствовали гребням самолета № 832;
- устанавливался штатный комплекс навигации КН-25 с инерциальной навигационной системой и новым вычислителем;
- в состав вооружения была включена встроенная пушечная установка с 6-ствольной пушкой ГШ-6-23 калибра 23 мм.
Первый вылет на самолете № 011 был выполнен 13 июля 1977 г., на самолете № 012 - 30 июня 1977 г. В мае 1977 г. начались Совместные государственные испытания (СГИ) самолетов МиГ-31, к которым по мере постройки присоединялись новые машины установочных серий (№ 201 в 1977 г., № 202, 203, 301, 302 и 303 в 1978 г.). 15 февраля 1978 г. впервые был выполнен полет с обнаружением и сопровождением 10 воздушных целей. Журнал «Флайт» в 1978 г. писал, что когда «истребитель МиГ-25МП» на секретном полигоне Владимировка перехватил низколетящую мишень, летевшую по профилю американской крылатой ракеты, то А.А.Громыко на переговорах по ОСВ-2 махнул рукой в сторону западных делегаций: «Можете летать своими ракетами, куда хотите». Ранее же СССР требовал ограничить дальность крылатых ракет.
Этап А СГИ завершился в декабре 1978 г. выдачей предварительного заключения о запуске МиГ-31 в серийное производство, которое разворачивалось на горьковском авиазаводе «Сокол» в 1979 г. В этом же году в Горьком был выпущен самолет № 305, впервые оснащенный штатными катапультными креслами К-36ДМ.
В программе испытаний истребителя-перехватчика МиГ-31 («изд. 01») широко использовались летающие лаборатории (ЛЛ), созданные на базе других типов самолетов: две ЛЛ на базе Ту-104 (1970 и 1972 гг.) для испытаний РЛС «Заслон», ЛЛ на базе МиГ-21 (1970 г.) для отработки аппаратуры ракеты К-33, ЛЛ МиГ-25П-10 (1973 г.) для отработки катапультного старта ракет К-33, ЛЛ на базе МиГ-25ПУ (1975 г.) для испытаний САУ-155МП и комплекса навигации КН-25, ЛЛ на базе МиГ-25РБ - «изд. 99» (1976 г.) для доводки двигателей Д-30Ф-6.
Этап Б СГИ начался в сентябре 1979 г. и завершился в сентябре 1980 г., когда первые серийные истребители-перехватчики МиГ-31 начали поступать в строевые части Войск ПВО СССР. Первой новыми истребителями-перехватчиками был оснащён иап, базирующийся в г. Правдинске. Постановлением Совета Министров СССР от 6 мая 1981 г. истребитель-перехватчик МиГ-31 с РЛС РП-31 и ракетами Р-33 был принят на вооружение. В строевых частях МиГ-31 начали заменять, в первую очередь, дальние перехватчики Ту-128 (перевооружение полностью завершилось к концу 1980-х гг.)
Серийное производство самолетов было организовано в Горьком. 6 мая 1981 г. самолет под обозначением МиГ-31 в составе комплекса перехвата С-155М был принят на вооружение истребительной авиации войск ПВО СССР.
Вооружение самолета МиГ-31 включает ракеты большой дальности Р-33 с радиолокационными головками. На более поздних модификациях арсенал вооружения был расширен. В состав системы перехвата «Заслон» входят РЛС с ФАР, теплопеленгатор и индикатор тактической обстановки. Система «Заслон» обеспечивает сопровождение и перехват до 10 целей и позволяет вести огонь сразу по нескольким целям, летящим на разных высотах с различными скоростями и курсами. Применяемая на МиГ-31 аппаратура передачи данных позволяет вести полуавтономные групповые действия.
Первый опытный образец Е-155МП («изд. 83/1», бортовой № 831):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Второй опытный образец Е-155МП («изд. 83/2», бортовой № 832), 2012 г.:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Первый предсерийный образец МиГ-31 («изд. 01), бортовой № 011 - первая установочная серия, самолёт № 1 серии:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Предсерийный образец МиГ-31 («изд. 01»), бортовой № 202 - вторая установочная серия, самолёт № 2 серии:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
По
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Последний раз редактировалось: Rotor15 (1/2/2015, 07:20), всего редактировалось 1 раз(а)