Поступившая на вооружение в 1952 г. 23-мм пушка АМ-23 (конструкторы ЦКБ-14 Н.М. Афанасьев и Н.Ф. Макаров, к слову, являвшийся автором известного пистолета ПМ) имела автоматику, использующую энергию отводимых пороховых газов. Она предназначалась для подвижных огневых установок тяжелых бомбардировщиков и военно-транспортных самолетов (в вооружении истребителей основную роль начинали играть ракеты).
При создании пушки конструкторы опирались на возможности, заложенные в схеме автоматики отрабатывавшихся ЦКБ-14 скорострельных пулеметов ТКБ-481, в устройстве которых имелся ряд перспективных решений. При этом разработка велась как под мощный патрон типа ВЯ (этот образец именовался ТКБ-494), так и новый облегченный патрон НС-23 (пушка ТКБ-495). Первая модель была собрана уже к концу 1949 г. и работала вполне уверенно, выдавая темп стрельбы до 1100 Быстр/мин. ТКБ-494 считалась весьма многообещающей и разработчиками, и руководством ведомства заказчика, включая самого Д.Ф. Устинова, настаивавшего на ее продвижении.
Помехой этому стало обстоятельство вполне предвидимого характера: пушка под мощный патрон была не только более массивной и громоздкой, но и демонстрировала куда более сильную отдачу. В результате после проведения наземных испытаний системы решили, что опробовать ее в воздухе просто-напросто рискованно: и без того после испытательных стрельб ТКБ-494 в результате ее силового воздействия не выдерживала конструкция самолета, деформировалась установка, рвались и летели заклепки. ТКБ-495, напротив, вела себя достаточно надежно, пройдя в 1951 г. государственные наземные и летные испытания с удовлетворительным заключением. На них были представлены 20 пушек ТКБ-495, испытывавшихся на различных самолетах. В полетных условиях из пушек около произведено около 150 тысяч выстрелов, все без каких-либо конструктивно-производственных дефектов пушки и задержек стрельбы по вине орудия.
Одновременно с отработкой пушки ТКБ-495 доводился и патрон. По сравнению с прообразом типа НС-23 были внедрены новые снаряды повышенного поражающего действия и внедрен флегматизированный малоэррозионный порох с несколько меньшей интенсивностью и температурой горения для повышения живучести ствола.
Для своего времени АМ-23 была наиболее совершенным образцом авиационной пушки обычной схемы. Для уровня технологии начала 1950-х гг. теоретически достижимый темп стрельбы 23-мм пушки классической схемы считался ограниченным 1300—1500 выстр./мин. При весе 43 кг пушка АМ-23 имела скорострельность 1350 выстр./мин, находясь практически на вершине тогдашних возможностей. Этого удалось достичь за счет совмещения ряда операций и дальнейшего их «сжатия» по времени. Применение рычажного ускорителя в механизмах экстракции гильзы и досылания патрона, подающего его в патронник пушки, позволило сделать длину хода ползуна меньше длины патрона и уменьшить скорость и энергию удара подвижных частей оружия при их приходе в крайние положения. Наличие в пушке АМ-23 газового буфера, также использующего отводимые из ствола пороховые газы, вместо применявшихся ранее пружинных и гидробуферов позволило уменьшить массу и габариты оружия, но привело к более сильному загрязнению пушки нагаром и газами (первоначально пушка оснащалась традиционным пружинным буфером, однако он не держал нагрузки, и уже в ходе испытаний потребовалось заменить его агрегатом с более высокой энергоемкостью).
АМ-23 стала основой комплексов оборонительного вооружения самолетов Дальней авиации. Ту-16, Ту-95 и М-4 имели одинаковую систему пушечного вооружения — комплекс ПВ-23, состоявший из верхней и нижней башен и кормовой установки, на каждой из которых монтировались по две АМ-23.
Поскольку тяжелые машины несли на борту изрядное число «стволов», пушки АМ-23 производились в больших количествах. Выпуском АМ-23 занимался Тульский машиностроительный заводим. Рябикова, на котором их производство велось на протяжении 18 лет — с 1954 по 1972 г. Разработчики пушки Н.М. Афанасьев и Н.М. Макаров за ее создание в 1967 г. были удостоены Государственной премии СССР.
Источник: Журнал Техника и Вооружение №8 2009 г. В.Марковский "Оружие ближнего боя"
При создании пушки конструкторы опирались на возможности, заложенные в схеме автоматики отрабатывавшихся ЦКБ-14 скорострельных пулеметов ТКБ-481, в устройстве которых имелся ряд перспективных решений. При этом разработка велась как под мощный патрон типа ВЯ (этот образец именовался ТКБ-494), так и новый облегченный патрон НС-23 (пушка ТКБ-495). Первая модель была собрана уже к концу 1949 г. и работала вполне уверенно, выдавая темп стрельбы до 1100 Быстр/мин. ТКБ-494 считалась весьма многообещающей и разработчиками, и руководством ведомства заказчика, включая самого Д.Ф. Устинова, настаивавшего на ее продвижении.
Помехой этому стало обстоятельство вполне предвидимого характера: пушка под мощный патрон была не только более массивной и громоздкой, но и демонстрировала куда более сильную отдачу. В результате после проведения наземных испытаний системы решили, что опробовать ее в воздухе просто-напросто рискованно: и без того после испытательных стрельб ТКБ-494 в результате ее силового воздействия не выдерживала конструкция самолета, деформировалась установка, рвались и летели заклепки. ТКБ-495, напротив, вела себя достаточно надежно, пройдя в 1951 г. государственные наземные и летные испытания с удовлетворительным заключением. На них были представлены 20 пушек ТКБ-495, испытывавшихся на различных самолетах. В полетных условиях из пушек около произведено около 150 тысяч выстрелов, все без каких-либо конструктивно-производственных дефектов пушки и задержек стрельбы по вине орудия.
Одновременно с отработкой пушки ТКБ-495 доводился и патрон. По сравнению с прообразом типа НС-23 были внедрены новые снаряды повышенного поражающего действия и внедрен флегматизированный малоэррозионный порох с несколько меньшей интенсивностью и температурой горения для повышения живучести ствола.
Для своего времени АМ-23 была наиболее совершенным образцом авиационной пушки обычной схемы. Для уровня технологии начала 1950-х гг. теоретически достижимый темп стрельбы 23-мм пушки классической схемы считался ограниченным 1300—1500 выстр./мин. При весе 43 кг пушка АМ-23 имела скорострельность 1350 выстр./мин, находясь практически на вершине тогдашних возможностей. Этого удалось достичь за счет совмещения ряда операций и дальнейшего их «сжатия» по времени. Применение рычажного ускорителя в механизмах экстракции гильзы и досылания патрона, подающего его в патронник пушки, позволило сделать длину хода ползуна меньше длины патрона и уменьшить скорость и энергию удара подвижных частей оружия при их приходе в крайние положения. Наличие в пушке АМ-23 газового буфера, также использующего отводимые из ствола пороховые газы, вместо применявшихся ранее пружинных и гидробуферов позволило уменьшить массу и габариты оружия, но привело к более сильному загрязнению пушки нагаром и газами (первоначально пушка оснащалась традиционным пружинным буфером, однако он не держал нагрузки, и уже в ходе испытаний потребовалось заменить его агрегатом с более высокой энергоемкостью).
АМ-23 стала основой комплексов оборонительного вооружения самолетов Дальней авиации. Ту-16, Ту-95 и М-4 имели одинаковую систему пушечного вооружения — комплекс ПВ-23, состоявший из верхней и нижней башен и кормовой установки, на каждой из которых монтировались по две АМ-23.
Поскольку тяжелые машины несли на борту изрядное число «стволов», пушки АМ-23 производились в больших количествах. Выпуском АМ-23 занимался Тульский машиностроительный заводим. Рябикова, на котором их производство велось на протяжении 18 лет — с 1954 по 1972 г. Разработчики пушки Н.М. Афанасьев и Н.М. Макаров за ее создание в 1967 г. были удостоены Государственной премии СССР.
Источник: Журнал Техника и Вооружение №8 2009 г. В.Марковский "Оружие ближнего боя"